Северный поток

Северный поток

(Nord Stream)


Определение Северного потока, значение Северного потока


Определение Северного потока, значение Северного потока, маршрут Северного потока


Содержание

    Содержание

    Определение

    Реализация проекта

    Значение проекта

    - Статус TEN

    - Сотрудничество Российской Федерации и Евро союза

    Газ для Европы

    - Поставки газа

    Маршрут газопровода

    - Описание маршрута

    - Преимущества морских газопроводов

    - Инфраструктурные проекты в Балтийском море

    Этапы проекта

    Строительство и логистика

    - Трубы

    - Логистика

    - Укладка труб

    Международная реакция

    - Польша

    - Латвия

    - Литва

    - Эстония

    - Швеция

    - Нидерланды

    - Белоруссия

    - Республика Германия

    - Европа

    Pipeline ""Nord Stream"" и Шрёдер

    Pipeline ""Nord Stream"" и передача данных

    Экологическая безопасность проекта

    Стандарты безопасности

    - Исследования Балтийского моря

    «Северный поток» это (англ. Pipeline ""Nord Stream"", ранее Северо-Европейский газопровод (СЕГ)) — газопровод между Российской Федерацией и Республикой Германией по дну Балтийского моря, соглашение о строительстве которого было подписано в начале сентября 2005 в ходе визита российского президента Владимира Путина в Германию.

    Трасса Pipeline ""Nord Stream"" протяжённостью 1200 км пройдёт от Выборга (Ленинградская область) до Грайфсвальда (Федеративная Республика Германия).

    1.1. Nord Stream

    1.2. Северный поток

    1.3. Газопровод Северный поток

    Характеристики проекта:

    Мощность газопровода должна составить 55 млрд мі газа в год (2 нитки).

    Максимальная глубина моря в местах прохождения трубы — 210 м.

    Ресурсная база трубопровода — Южно-Русское месторождение с запасами 700 млрд мі и, как было объявлено в октябре 2006, на более поздней стадии — Штокмановское газовое месторождение с запасами 3,7 трлн мі.

    Оператор морской части (1128 км) — Pipeline ""Nord Stream"" AG (ранее носила название North European Gas petroleum pipeline Company).

    Акционеры Pipeline ""Nord Stream"" AG:

    «Газпром» — 51 %

    Wintershall, подразделение BASF — 20 %

    E.ON Ruhrgas, подразделение E.ON — 20 %

    Gasunie, единственный оператор газовых транспортных сетей Голландии — 9 %

    1.4. Карта-схема прокладки газопровода Северный поток

    1.5. Логотип ОАО Газпром

    1.6. Северный поток

    1.7. Владимир Владимирович Путин

    Суммарные инвестиции, необходимые для реализации проекта Pipeline ""Nord Stream"" в двухниточном исполнении (строительство морского участка), составляют 7,4 млрд евро.

    Согласно планам, первая нитка трубопровода должна вступить в строй в 2011 году.

    Реализация проекта

    На подготовительном этапе на все исследования в области экологии по всему будущему маршруту трубопровода Pipeline ""Nord Stream"" потратил около 100 млн евро.

    1997—2000

    В 1997 начались подготовительные работы по строительству морского участка: проведены научные исследования, на основе которых определен примерный маршрут газопровода. В 2000 решением комиссии Европейского союза по энергетике и транспорту проекту был присвоен статус TEN (Трансевропейские сети).

    2005

    Строительство началось 9 декабря 2005 года, планируемый срок окончания строительства — 2010 год.

    2007

    5 ноября. Начало прокладки газопровода Pipeline ""Nord Stream"" переносится на июль 2009 года, а расчетное начало поставок газа — на 2 месяца (с 30 сентября на 30 ноября 2010 года), заявил журналистам технический директор Pipeline ""Nord Stream"" AG Сергей Сердюков. По его словам, перенос начала строительства связан с процессом получения согласования в странах балтийского региона. Говоря о том, почему при сдвиге начала прокладки на полгода предполагаемое начало поставок газа переносится лишь на 2 месяца, он отметил, что такого результата планируется достичь за счет использования дополнительного — второго судна — трубоукладчика, а также за счет сокращения и интенсификации сроков пусконаладочных работ.

    Осенью 2007 года было объявлено о выплате «Газпромом» компенсации ущерба, причинённого магистралям Ленинградской области в процессе строительства. Сумма выплат составит 160 млн рублей, из них порядка 100 млн могут быть получены в 2007 году.

    27 сентября 2007 года пресс-секретарь организации Pipeline ""Nord Stream"" Йенс Мюллер заявил, что поскольку Эстония отказалась от всяческого участия в проекте, организация, очевидно, возвратится к первоначальной идее прокладки газопровода через территорию Финляндии.

    21 ноября 2007 года Pipeline ""Nord Stream"" представил правительству Швеции заявку на строительство морского трубопровода, маршрут которого предполагает проход через шведскую экономическую зону.

    Газопровод планируется ввести в эксплуатацию в 2011 году. На первом этапе планируется строительство одной нитки пропускной способностью 27,5 млрд кубометров газа в год. Проектом предусмотрено строительство к 2012 второй нитки, которая увеличит мощность Pipeline ""Nord Stream"" до 55 млрд кубометров, что составляет половину объёма газа, транспортируемого в настоящее время через Украину.

    2008

    В начале июня 2008 года было объявлено о двух существенных моментах:

    Стоимость проекта выросла с 6 млрд евро до 7,4 млрд евро.

    Пуск газа по Pipeline ""Nord Stream"" перенесён с 2010 на 2011 год.

    2009

    20 октября Датское энергетическое агентство выдало оператору проекта разрешение на выполнение строительных работ газопровода в территориальных водах и особой экономической зоне своей страны.

    5 ноября правительство Швеции дало согласие на строительство газопровода в особой экономической зоне этой страны. Несколько позже в этот же день аналогичное решение приняло правительство Финляндии.

    18 декабря разрешение на выполнение строительных работ российского участка газопровода выдал Росприроднадзор.

    21 декабря Управление горной промышленности Штральзунда выдало разрешение на выполнение строительных работ 50-километрового участка газопровода в территориальных водах Республики Германии с точкой выхода на берег в Лубмине (недалеко от Грайфсвальда).

    2010

    12 февраля последнее необходимое разрешение на выполнение строительных работ газопровода на своей территории выдало Региональное административное агентство Южной Финляндии. Таким образом, получены все необходимые разрешения на прокладку газопровода.

    2.1. Северный поток увяз под шведскими водами

    Значение проекта

    Важность Pipeline ""Nord Stream"" определяется двумя важнейшими факторами. Во-первых, Pipeline ""Nord Stream"" будет поставлять в Европу газ, необходимый для обеспечения ее энергетических потребностей. Во-вторых, Pipeline ""Nord Stream"" укрепит экономические связи между Евро союзом и Российской Федерацией.

    Инфраструктура для обеспечения поставок газа в Европу

    Спрос на Природный газ в Европе растет, а его добыча в европейских странах снижается. Pipeline ""Nord Stream"" сможет обеспечить почти четверть дополнительных потребностей Европы в импорте газа. Проект Pipeline ""Nord Stream"" на длительный срок повысит надежность поставок Природного газа в Европу.

    Прямая связь между Российской Федерацией и Евро союз

    Pipeline ""Nord Stream"" напрямую свяжет Единую систему газоснабжения Российской Федерации с европейской газотранспортной сетью, предоставляя Европе доступ к российским газовым запасам. Реализация проекта обеспечит диверсификацию маршрутов импорта газа в Западную Европу, а также надежность и гибкость энергопоставок. Это будет способствовать укреплению энергетической безопасности Европы.

    Позитивный экономический импульс

    Инвестиции в проект в размере 7,4 млрд. Евро послужат стимулом для развития экономики Европы и создадут дополнительные возможности для множества компаний, занимающихся техническим проектированием, производством и укладкой труб, логистикой, экологическим консалтингом и др.

    Панъевропейский масштаб

    Решением Евросоюза проекту газопровода присвоен статус трансъевропейской энергетической сети (Trans-European energy Networks — “TEN-Е”). Это означает, что Pipeline ""Nord Stream"" является одним из ключевых проектов для обеспечения устойчивого развития и надежности поставок газа в Европу.

    Новая глава в диалоге Российской Федерации и Евро союза

    Успешная реализация проекта послужит примером эффективного многостороннего сотрудничества в рамках транснациональных проектов, в частности, в области оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

    Pipeline ""Nord Stream"" увеличит объем экспортирования российского Природного газа и откроет новую главу в истории сотрудничества между крупнейшим в мире экспортером газа ОАО «Газпром» и европейскими газовыми компаниями.

    3.1. Обследование морского дна в рамках проекта Nord Stream

    3.2. Сварка первого участка газопровода

    Статус TEN

    Европейский союз расценивает Pipeline ""Nord Stream"" как один из приоритетных энергетических проектов, отвечающих интересам Европы. В 2000 году решением Европейской комиссии проекту газопровода присвоен статус трансъевропейской сети (Trans-European energy Networks — «TEN-Е»).

    Статус был подтвержден в середине 2006 года по предложению Европейской комиссии и одобрен Европейским советом и Европейским парламентом. Это означает, что газопровод Pipeline ""Nord Stream"" представляет собой ключевой проект для обеспечения устойчивого развития и надежности поставок Природного газа европейским потребителям и способствует быстрому внедрению важнейших трансграничных транспортных мощностей.

    Трансъевропейские сети являются важным фактором для достижения целей единой энергетической политики Европейского союза, стимулируя конкуренцию на энергетических и газовых рынках, повышая надежность поставок и защищая окружающую среду (статьи 154–156 Амстердамского договоренности от 1997 года).

    Директивы TEN energy Guidelines, как и проект Pipeline ""Nord Stream"", отражают цели энергетической политики Евро союза — устойчивое развитие, конкурентоспособность и надежность поставок.

    Учитывая, что в течение следующих 20–30 лет резко будет расти зависимость Европы от импорта газа, политика ТЕN направлена на обеспечение и диверсификацию импорта газа, в том числе за счет увеличения импортных мощностей.

    Этот статус свидетельствует о том, что ЕС считает газопровод Pipeline ""Nord Stream"" проектом, который связывает рынки посредством современной и эффективной инфраструктуры и является движущим фактором для экономического роста и создания дополнительной занятости.

    Запланированные инвестиции в проект Pipeline ""Nord Stream"" в размере 7,4 млрд. Евро являются частью общей суммы инвестиций — 19 млрд. Евро, которая по оценке Евросоюз необходима для реализации газовых проектов в интересах Европы до 2013 года.

    Сотрудничество Российской Федерации и Европейского союза

    Pipeline ""Nord Stream"" открывает новые перспективы сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским союзом в энергетическом секторе. Одной из приоритетных сфер общих интересов является энергетическая инфраструктура. Газопроводы представляют собой первичную инфраструктуру для обеспечения надежных поставок газа.

    3.3. Nord Stream европейское измерение

    Россия является надежным поставщиком Природного газа в Европу на протяжении более 40 лет. Она доставляет своим партнерам из разных стран ценнейшипоставщикомкологически чистый из всех видов ископаемого топлива.

    Евро союз получает примерно 26% потребляемого газа из Российской Федерации, в то время как Россия более чем на 70% объема поставок зависит от экспортирования в Европейский союз.

    Газопровод Pipeline ""Nord Stream"" — важное инфраструктурное звено между Российской Федерацией и Евро союзом, обеспечивающее надежность поставок европейским потребителям. Евросоюз расценивает Pipeline ""Nord Stream"" как один из приоритетных энергетических проектов, отвечающих интересам Европы. Проекту присвоен статус трансъевропейской энергетической сети (Trans-European energy Networks — «TEN-Е»).

    Новый ориентир для транснациональных проектов

    Pipeline ""Nord Stream"" — проект беспрецедентного масштаба. Газопровод пройдет через исключительные экономические зоны пяти государств (Россия, Финляндия, Швеция, Дания, Федеративная Республика Германия (ФРГ)). Реализация проекта возможна только при условии многостороннего сотрудничества на различных уровнях - между Евросоюзом и национальными государственными органами, политиками и неправительственными организациями, учеными и представителями бизнеса. Кроме того, Pipeline ""Nord Stream"" регулируется как международными конвенциями, так и национальным законодательством отдельных стран.

    Успешная реализация проекта послужит примером эффективного многостороннего сотрудничества в рамках транснациональных проектов, в частности, в области оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Решая существующие трансграничные вопросы, Pipeline ""Nord Stream"" установит новые стандарты реализации масштабных транснациональных проектов.

    Pipeline ""Nord Stream"" выводит на новый уровень сотрудничество между бизнесом, государственными органами и неправительственными организациями. Целью сотрудничества является развитие энергетической инфраструктуры для обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития Европы в будущем.

    Газ для Европы

    Для обеспечения растущих потребностей в энергоносителях Евро союзу потребуется увеличить объемы импорта Природного газа в ближайшие десятилетия. С этой целью Европейскому союзу важно укреплять взаимовыгодное сотрудничество с крупнейшим производителем газа - Российской Федерацией.

    Европе нужен газ

    Природный газ - это экологически чистое топливо с минимальным уровнем выброса СОІ, которое приобретает все большее значение в структуре энергопотребления. По прогнозам, потребность Евро союза в импорте Природного газа, составившая в 2007 году 312 млрд. м3, к 2030 году возрастет на 204 млрд. м3 и достигнет 516 млрд. м3. Соединив крупнейшие в мире газовые месторождения с европейской газотранспортной сетью, Pipeline ""Nord Stream"" обеспечит около 25% потребностей Европейского союза в дополнительном импорте газа. К этому времени доля Pipeline ""Nord Stream"" в общем объеме импорта газа в ЕС составит около 11%.

    Россия — важный партнер Европы по поставкам газа

    Для удовлетворения растущего спроса на газ Европе необходимы поставки из Российской Федерации

    Россия — крупнейшая и географически ближайшая страна-производитель газа

    Более 40 лет Россия надежно поставляет газ в Европу

    Запасы российского газа достаточны для поставок на протяжении многих десятилетий

    Контракты на поставку Природного газа между европейскими и российскими предприятиями заключены до 2035 года

    По сравнению с поставками из других регионов, российский газ конкурентоспособен.

    Поставки газа по Pipeline ""Nord Stream"" уже законтрактованы

    Газопровод Pipeline ""Nord Stream"" будет транспортировать газ, который добывает и поставляет ОАО «Газпром».

    Существенные объемы газа, которые будут поставляться по Pipeline ""Nord Stream"", уже законтрактованы, и потребители ждут поставок газа с 2011 г.

    ОАО «Газпром» подписал договора на поставку газа со следующими крупнейшими энергетическими компаниями:

    Dong energy, Дания

    E.ON Ruhrgas, Республика Германия

    Gaz De France, Франция

    Gazprom analysis of a condition of the market & Trading, Англия

    Wingas, Федеративная Республика Германия

    Надежные поставки газа — цель как производителей, так и потребителей

    Россия зависит от экспортирования газа так же, как Европа зависит от его импорта. Более 70% экспортных поставок приходятся на страны ЕС-27. Нефтегазовая промышленность в Российской Федерации является ключевым звеном экономики, а экспорт газа — важнейшим источником доходов федерального бюджета. На экспорт газа приходится 20% общего индекса пром производства и 40% государственных доходов от сбора налогов. Доля ОАО «Газпром» в поступлениях в госбюджет составляет 25%.

    Большая ресурсная база для поставок газа по Pipeline ""Nord Stream""

    Основной ресурсной базой для поставок Природного газа по Pipeline ""Nord Stream"" станет Южно-Русское газонефтяное месторождение, являющееся одним из крупнейших в мире.

    Месторождение расположено в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Газовые запасы месторождения оцениваются более чем в 1 трлн. куб. м, из них доказанные — более 700 млрд. куб. м. С выходом на проектную мощность на месторождении будет добываться порядка 25 млрд. куб. м газа ежегодно. Бурение скважин на Южно-Русском месторождении продолжается.

    В качестве дополнительных ресурсов для поставок по Pipeline ""Nord Stream"" позднее будут использоваться месторождения полуострова Ямал, Обско-Тазовской губы и Штокмановское месторождение.

    4.1. Европейская система газопроводов

    4.2. В сложных климатических условиях добывается газ, предназначенный для Северного Потока

    4.3. Северо-Европейский газопровод, морской участок Выборг — Грайфсвальд

    Поставки газа

    Для увеличения объемов импорта Природного газа в Европу необходимы дополнительные газотранспортные мощности. Существующие европейские газопроводы не в состоянии обеспечить потребность в импорте в ближайшие десятилетия.

    Обеспечение надежных поставок газа в Европу

    К 2025 году ожидается, что страны Евро союз будут импортировать дополнительно 195 млрд. куб. м Природного газа.

    С целью покрытия этого дефицита экспортеры и импортеры начали ряд новых проектов по поставкам Природного газа:

    Поставки из Алжира — 31-41 млрд. куб. м;

    Поставки из Норвегии — 20 млрд. куб. м;

    Поставки из Ливии — 3 млрд. куб. м;

    газопровод Nabucco мощностью 20—30 млрд. куб. м;

    газопровод «Южный поток» мощностью 63 млрд. куб. м;

    Поставки сжиженного Природного газа (СПГ) объемом 90—150 млрд. куб. м.;

    газопровод Pipeline ""Nord Stream"" мощностью в 55 млрд. куб. м.

    Суммарная мощность составляет 220—300 млрд. куб. м, однако не все проекты достигли уровня окончательного концессии. Кроме того, поставки СПГ, как правило, направлены на страны с более высокими ценами на газ (например, Северную Америку).

    Pipeline ""Nord Stream"" необходим для обеспечения потребностей Европы

    Очевидно, что без Pipeline ""Nord Stream"" Европейский союз не сможет покрыть спрос на газ. Поэтому Pipeline ""Nord Stream"", на который будет приходиться одна четверть дополнительного импорта в Евросоюз, внесет значительный вклад в обеспечение надежности поставок европейским потребителям.

    ОАО «Газпром» гарантирует бесперебойные долгосрочные поставки

    Инвестируя значительные суммы в строительство газопровода, ОАО «Газпром», ведущий в мире производитель газа, гарантирует бесперебойные долгосрочные поставки. Это выгодно для Европы, поскольку конкуренция других регионов на рынке потрбеления газа растет.

    Маршрут газопровода

    Газопровод Pipeline ""Nord Stream"" протянется по дну Балтийского моря от Российской Федерации (Выборг) до Федеративной Республики Германии (Грайфсвальд). Его протяженность составит 1220 км. Оператором газопровода является фирма Pipeline ""Nord Stream"" AG.

    Tрубоукладочные работы на первой линии Pipeline ""Nord Stream"" завершатся в 2011 году, тогда же планируются первые поставки газа по новому трубопроводу. При этом на первом этапе планируется строительство первой линии с пропускной способностью 27,5 миллиардов кубических метров Природного газа в год. На втором этапе планируется удвоение пропускной способности до 55 миллиардов кубических метров в год за счет сооружения второй, параллельной линии газопровода. Вторая линия будет введена в эксплуатацию в 2012 году. Суммарные инвестиции в проект морской части газопровода составят 7,4 миллиардов евро.

    На территории Российской Федерации ОАО «Газпром» строит сухопутный участок протяженностью 917 км, который соединит Pipeline ""Nord Stream"" с системой газоснабжения Российской Федерации.

    Два трубопровода-отвода из Грайфсвальда на юг и запад Федеративной Республики Германии (ФРГ) общей протяженностью 850 км будут построены компаниями WINGAS и E.ON Ruhrgas. Pipeline ""Nord Stream"" будет поставлять газ в Германию, откуда далее он может быть транспортирован в Данию, Нидерланды, Бельгию, Великобританию, Францию и другие страны.

    Описание маршрута

    Pipeline ""Nord Stream"" соединит российское побережье Балтийского моря в районе Выборга (Ленинградская область) с немецким балтийским побережьем в районе Грайфсвальда.

    Pipeline ""Nord Stream"" пройдет через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти государств: Российской Федерации, Финляндии, Швеции, Дании и Республики Германии. Намеченная трасса газопровода основана на комплексной оценке широкого ряда технических, экологических и экономических факторов. В 1997—1999 гг. было разработано интегрированное технико-экономическое обоснование, в котором были рассмотрены разные альтернативные маршруты и места для выхода газопровода на сушу. Предлагаемый вариант был признан оптимальным. Маршрут морской части намечен, насколько это возможно, как прямая линия и при этом скорректирован с учетом определенных зон, таких как экологически чувствительные зоны, участки захоронения боеприпасов и химического оружия, военные зоны, важные навигационные маршруты и другие особые зоны, служащие экономическим или рекреационным целям.

    В апреле 2007 г. Организация Pipeline ""Nord Stream"" решила провести дополнительные исследования зон, где возможна дальнейшая оптимизация маршрута с целью минимизации воздействия газопровода на окружающую среду в акватории Балтийского моря. Такое решение было принято после анализа заявлений, полученных от государственных органов и общественности в ходе международных консультаций стран Балтийского региона, проводившихся в соответствии с Конвенцией Эспо. Целями международных консультаций являлись обмен информацией и определениенеобходимостидополнительных экологических исследований и возможностей минимизации воздействий на окружающую среду.

    Исследования с целью оптимизации маршрута проводятся на нескольких участках маршрута, в том числе в Финском заливе.

    Планирование трассы

    Факторы, учтенные при планировании трассы:

    охраняемые природные территории;

    места захоронения взрывоопасных боеприпасов и химических веществ;

    водоохранные зоны;

    рекреационные и туристические зоны;

    нерестовые и рыбопромысловые районы;

    районы интенсивного судоходства.

    Преимущества морских газопроводов

    В конце 90-х годов прошлого века финско-российский консорциум провел изучение нескольких сухопутных и морских альтернативных маршрутов транспортировки Природного газа в Европу. Наиболее целесообразным решением с технической, экологической и экономической точек зрения оказался маршрут через Балтийское море.

    Наиболее прямой маршрут поставки газа Штокмановского месторождения

    Маршрут через Балтийское море, бесспорно, является кратчайшим путем транспортировки газа со Штокмановского месторождения в Баренцевом море в Западную Европу, где растет спрос на газ в условиях снижения собственного производства. Более короткий маршрут означает меньшее воздействие на окружающую среду и более низкие затраты на строительные работы и эксплуатацию.

    Экономические преимущества

    С экономической точки зрения, подводный газопровод требует значительно меньших издержек на эксплуатацию, что в перспективе компенсирует более высокие первоначальные инвестиции. Совокупная стоимость морского газопровода, включающая как сумму первоначальных инвестиций, так и издержки на эксплуатацию, будет примерно на 15% ниже, чем стоимость наземного газопровода, уже через 25 лет. Более высокая стоимость наземного маршрута по сравнению с морским в первую очередь обусловлена эксплутационными затратами на энергоснабжение, персонал и техническое обслуживание компрессорных станций, которые создают давление, необходимое для транспортировки газа. Для сухопутного трубопровода потребуется установка компрессорных станций через каждые 200 км. Pipeline ""Nord Stream"", протяженностью 1200 км, сможет работать без промежуточной компрессорной станции.

    Экологические факторы

    С экологической точки зрения морские трубопроводы также имеют ряд преимуществ.

    Хотя трубопровод Pipeline ""Nord Stream"" будет проложен через Балтийское море, являющееся экологически уязвимым районом, его воздействие на окружающую среду в период строительства будет минимальным и кратковременным, а на этапе эксплуатации практически сведено к нулю. В период строительства специальное суднo-трубоукладчик ежедневно будет укладывать на морское дно более 3 км труб, что существенно превышает темпы строительства сухопутного трубопровода. 30-летний опыт эксплуатации морских трубопроводов показывает, что они являются экологически безопасным решением.

    Трубопровод, проходящий по суше, пересекал бы ряд экологически уязвимых районов, таких как природоохранные зоны, реки, леса, фермерские хозяйства и т.д. Кроме того, работы по его строительству затронули бы более обширную территорию.

    Необходимым условием получения разрешения на выполнение строительных рабо является проведение подробной экологической оценки и ее утверждение природоохранными органами.

    Важно отметить, что трубопровод не создает риска загрязнения воды. В отличие от нефти, газ не смешивается с водой и поэтому не будет вызвать загрязнение воды или оказывать негативное воздействие на живые организмы.

    Другим преимуществом проекта Pipeline ""Nord Stream"" с экологической точки зрения является опять же отсутствие промежуточных компрессорных станций, благодаря чему тгазопровод будет Pipeline ""Nord Stream"" будет производить приблизительно на 40% меньше выбросов CO2 по сравнению с сопоставимым сухопутным трубопроводом. <преимуществомp> Вопросы безопасности

    Более 130 млрд. кубометров газа поставляются в Европу через морские трубопроводы, расположенные в Северном и Средиземном морях. Морские газопроводы хорошо зарекомендовали себя: с помощью данной технологии поставки газа в Европу успешно ведутся уже более 25 лет.

    Маловероятно, что кто-то намеренно или ненамеренно нанесет повреждения газопроводу Pipeline ""Nord Stream"", находящемуся на морском дне. Дизайн трубопровода надежно защищает его от коррозии, а также от повреждения якорем или тралом.

    По этой причине строительство и эксплуатация морских трубопроводов по всему миру уже несколько десятилетий является общепринятой и хорошо зарекомендовавшей себя практикой.

    Инфраструктурные проекты в Балтийском море

    Морская энергетическая инфраструктура играет ключевую роль в обеспечении поставок энергоносителей в Европу. С 70-х годов прошлого века большое количество морских газопроводов эксплуатируется в Северном море. Для обеспечения надежной и безопасной работы таких газопроводов в течение многих лет разрабатывались международные стандарты реализации таких проектов. Проект Pipeline ""Nord Stream"", который опирается на опыт нескольких десятилетий безопасного строительства и эксплуатации морских газопроводов, станет важным дополнением к уже существующей энергетической инфраструктуре.

    Ключевая роль подводных газопроводов

    Подводные газопроводы играют ключевую роль в обеспечении доступа к источникам энергоснабжения. Поставки газа по морским газопроводам в ближайшие годы увеличатся, в то время как добыча газа в странах Евро союза будет снижаться. Запланировано строительство нескольких новых морских газопроводов в Балтийском, Средиземном и Черном морях для обеспечения потребности Европы в импорте газа, которая, по прогнозам, к 2030 году должна увеличиться примерно на 200 млрд. м3.

    Расширение сети европейских морских газопроводов

    В Европе создана разветвленная сеть морских газопроводов, которая постоянно расширяется. На сегодняшний день общая длина морских газопроводов большого диаметра в Северном и Средиземном морях составляет свыше 7000 километров. Их транспортная мощность превышает 250 млрд. кубометров в год. Большинство европейских газопроводов располагается в Северном море; стоимость производства в этом районе продолжает расти, а уровень добычи – снижаться (на данный момент 230 млрд. кубометров в год).

    Балтийское море становится важным регионом для создания инфраструктуры

    Поскольку в Балтийском море нет такой разветвленной сети морской инфраструктуры, значение этого региона для реализации новых инфраструктурных проектов возрастает. Кроме газопроводов, планируется строительство подводных кабелей и ветряных парков. При реализации всех этих проектов большое внимание уделяется минимизации воздействия на экологию и сохранению экосистемы Балтийского моря.

    Pipeline ""Nord Stream"": один их нескольких инфраструктурных проектов

    Проект Pipeline ""Nord Stream"" не является уникальным. Кроме Pipeline ""Nord Stream"", который соединит Выборг с Грайфсвальдом, существуют другие газопроводы через Балтийское море, а также ведется разработка нескольких новых проектов.

    Наименование проекта

    Описание

    Oeresound

    20-километровый трубопровод Oeresound проложен между Данией и Швецией и поставляет два млрд. кубометров газа в год.

    Danish Belts

    Danish Belts – это два 30-километровых трубопровода общей мощностью шесть млрд. кубометров в год, которые соединяют датский остров Фюн с Ютландией и другим датским островом Шелланн.

    Baltic Pipe

    Польша заинтересована в строительстве 230-километрового морского газопровода из Дании через Балтийское море, который соединит Редвиг с Нехоже.

    Balticconnector

    Эстония и Финляндия планируют строительство газопровода длиной до 120 км, который соединит газораспределительную систему Финляндии с Балтийскими странами.

    Этапы проекта

    Pipeline ""Nord Stream"" - один из наиболее проработанных инфраструктурных проектов такого масштаба, отвечающий всем существующим международным стандартам. Безопасная и эффективная реализация проекта возможна только при полной поддержке и с использованием профессионального опыта акционеров, партнеров и персонала фирмы.

    График проекта – текущий статус

    Выполненные работы:

    Технико-экономическое обоснование

    Эксплуатирующая организация

    Общий технический дизайн

    Программа ОВОС

    Уведомление стран региона Балтийского моря

    Контракты на производство и укладку труб

    Оптимизация маршрута, дополнительные исследования

    Текущие работы:

    Международные консультации

    Национальные заявки на строительство

    Детальное техническое планирование

    Концепция финансирования

    Взаимодействие с органами власти и общественностью стран Балтийского региона

    6.1. Основные этапы проекта

    Строительство и логистика

    Уже более 25 лет морские трубопроводы являются общепризнанной, хорошо зарекомендовавшей себя технологией, которая широко используется для поставок Природного газа в Европу.

    Трубы

    Pipeline ""Nord Stream"" использует высококачественные стальные трубы со специальным покрытием для морской укладки. Эксперты трубопрокатных заводов и специалисты организации Pipeline ""Nord Stream"" будут проводить инспекторские проверки, чтобы гарантировать высокое качество труб. Независимые эксперты из известных сертификационных компаний также будут проводить сертификацию всего технологического процесса.

    Конструкция трубопровода должна соответствовать ключевым характеристикам Pipeline ""Nord Stream"". Протяженность газопровода составит 1220 км, диаметр -1153 миллиметров, проектное давление до 220 бар. Планируется строительство двух параллельных линий, с пропускной способностью 27,5 млрд куб. м в год каждая. Общая пропускная способность газопровода составит около 55 млрд куб. м в год.

    7.1. Транспортировка труб для Северного потока

    7.2. Укладка трубопровода Северного потока

    При производстве труб для газопровода Pipeline ""Nord Stream"" используетсяся высококачественная сталь (стандарт для морских труб OS-F101 сертификационного общества DNV — Det Norske Veritas, Норвегия). Толщина стенок трубопровода составит 27 - 41 мм в зависимости от давления на различных участках трассы.

    Внутренняя поверхность труб будет обработана гладкостным (антифрикционным) покрытием с целью улучшения характеристик рабочей поверхности. Трубопровод будет оснащен антикоррозионным покрытием и бетонной «рубашкой» толщиной от 60 до 110 мм, дополнительный вес которой укрепит трубу на дне моря. Для противодействия выталкивающей силе (плавучести) необходимо использовать приблизительно одну тонну бетона на один метр трубы. Длина каждой трубы составляет 12 метров.

    Испытание труб

    Эксперты трубопрокатных заводов и специалисты фирмы Pipeline ""Nord Stream"", а также независимые эксперты известных сертификационных компаний протестируют трубы на способность выдерживать проектное давление до 220 бар. В процессе производства трубы проходят тщательную проверку с целью выявления возможных дефектов материала, незаметных для невооруженного глаза.

    В процессе производства труб также осуществляется непрерывный контроль качества стали, что гарантирует прочность и износоустойчивость труб. Кроме того, сразу после производства каждая труба будет подвергнута серии контрольных проверок и испытаний. Частью этого процесса будет наполнение каждой трубы водой под давлением, превосходящим максимальное давление проходящего газа.

    Трубы для Pipeline ""Nord Stream"" подлежат трехуровневой системе контроля качества. Каждый сварной шов на морском участке газопровода будет подвергнут стопроцентному тестированию в соответствии со стандартом для морских трубопроводов Det Norske Veritas (DNV) (DNV-OS-F101, Приложение E). На борту трубоукладочного судна каждый шов будет протестирован организацией Saipem - подрядчиком, с которым Pipeline ""Nord Stream"" подписала контракт по трубоукладке. Дополнительно сварные швы будут проверены специалистами Pipeline ""Nord Stream"". DNV будет осуществлять контроль выполнения всех процедур.

    Логистика

    Для того чтобы обеспечить максимально эффективную и безопасную укладку труб, необходима соответствующая инфраструктура в Балтийском регионе, включая заводы по обетонированию, складские терминалы и порты для погрузки/отгрузки труб. Поскольку Pipeline ""Nord Stream"" станет первым газопроводом, строительство которого будет осуществляться в Балтийском регионе, в то время как другие газотранспортные проекты находятся в стадии разработки, логистическая инфраструктура требует дополнительного развития.

    В целях минимизации расстояний транспортировки Pipeline ""Nord Stream"" определил наиболее оптимальные с экологической и технологической точек зрения логистические площадки на побережье Балтийского моря. Котка (Финский залив, Финляндия) и Мукран (о. Рюген, Федеративная Республика Германия (ФРГ)) были выбраны для размещения заводов по обетонированию и складских терминалов. Слите (о. Готланд, Швеция) станет центральной площадкой для хранения труб. Порты Ханко на юге Финляндии и Карлскруна на юге Швеции будут использоваться как дополнительные складские площадки, с тем чтобы сократить расстояние транспортировки до менее 100 миль.

    7.3. Логическая цепочка - от производства труб до укладки газопровода

    Укладка труб

    После проведения тщательных исследований трассы с целью выявления потенциальных препятствий, транспортные суда будут доставлять трубы на трубоукладочное судно, которое будет выполнять позиционирование, сварку и укладку трубопровода.

    Исследования маршрута

    До начала монтажных работ дно моря по всемумаршруту газопровода будет тщательно исследовано на предмет потенциальных препятствий. Также будут проведены исследования грунта, температуры воды, дрейфов и параметров волн.

    Далее инженеры определят места, которые потребуют проведения работ по подготовке дна до начала трубоукладки, чтобы исключить провисание трубопровода. Также будет определено, в каких местах трубопровод будет заглубляться в траншею и каким образом можно обойти препятствия или особо чувствительные зоны.

    Трубоукладочные суда могут производить укладку морских трубопроводов большого диаметра. Проектная скорость укладки достигает трех километров в сутки. Такие суда обладают большими площадями для складирования, укомплектованы персоналом и оснащены оборудованием, которые обеспечивают укладку труб в круглосуточном режиме в соответствующих погодных условиях. Перед началом сварки на борту трубоукладочного судна все трубы пройдут про-верку на возможные повреждения при транспортировке.

    После выполнения сварки будет произведен тщательный контроль шва с целью выявления возможных дефектов. Прошедшие проверку сварные швы будут обработаны антикоррозионным покрытием. После этого трубопровод будет спущен с судна в воду с использованием “стингера”, который прикреплен к корме трубоукладочного судна и обеспечивает поддержку трубопроводу. Стингер позволяет снизить нагрузку на плеть газопровода при погружении до контролируемых и допустимых пределов.

    Последовательность укладки труб

    Последовательность операций трубоукладки:

    Сначала, две 12-метровых секции трубы свариваются одна с другой на станции сваривания двухтрубных плетей, тем самым образуя 24-метровую двухтрубную плеть со сварным швом изнутри и снаружи.

    После сваривания двухтрубных плетей производится контроль качества сварного шва. Прошедшая контроль двухтрубная плеть отправляется на главную монтажную линию. Все сварные швы двухтрубных плетей проходят дополнительный контроль, что позволяет выявить даже самые мелкие дефекты сварки.

    Предварительно смонтированная таким образом 24-метровая двухтрубная плеть затем передается на центральную сборочную линию, "линию секционного монтажа". Здесь двухтрубные плети наращиваются на уже готовую плеть трубопровода и свариваются полуавтоматическим способом. Сварка многослойных кольцевых швов происходит на 5-6 сварочных станциях, что обеспечивает высокую производительность.

    Шов, сваренный на линии секционного монтажа, подвергается тщательному контролю, чтобы исключить дефекты. На прошедший проверку шов наносится покрытие, после чего следующий 24-метровый отрезок готов к спуску на дно. Это реализуется за счет перемещения трубоукладочного судна на 24 метра вперед при одновременном поддерживании трубопровода с помощью стингера.

    С помощью описанного выше метода ежедневно может быть проложено до 3 км газопровода. На большей части трассы трубы будут укладываться прямо на морское дно. На некоторых участках, например, на подходе к берегу, трубы будут заглубляться в траншею и засыпаться для обеспечения необходимой устойчивости. Этот же подход будет использован на участках с интенсивным судоходством, чтобы обезопасить трубопровод от контактов с корабельными якорями.

    На мелководье глубиной от 5 до 15 м, где не могут работать большие трубоукладочные суда, будут использованы суда меньших размеров, выполняющие те же технологические операции.

    Окончательные испытания

    После завершения монтажных работ газопровод будет заполнен водой и и пройдет 24-часовые испытания под давлением, превосходящим максимальное давление проходящего газа. Финальные испытания необходимы для гарантии надежности и пригодности трубопровода для транспортировки газа под высоким давлением, а также его стопроцентной герметичности. После заключительных испытаний вода будет полностью удалена до начала транспортировки газа.

    Международная реакция

    Польша

    Сразу после заключения сделки президент Польши Александр Квасьневский назвал «подписанный пакт Путина — Шрёдера плохим с точки зрения экологии и слабым с экономической и политической точек зрения».

    Польский сейм принял заявление, в котором говорится, что германско-российское соглашение о строительстве газопровода «угрожает безопасности и независимости Польши».

    8.1. Александр Квасьневский 7-й <a href=Президент Польши" height="402" src="/pictures/investments/img783242_8-1_Aleksandr_Kvasnevskiy_7-y_Prezident_Polshi.jpg" title="8.1. Александр Квасьневский 7-й Президент Польши" width="280" />

    Правительство Польши последовательно выступает против этого проекта.

    Латвия

    Премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис заявил, что планируемое строительство «не отвечает единой энергетической политике Евро союз». 13 декабря 2005, однако, министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс заявил, что Латвия может принять участие в Северо-Европейском газопроводе.

    8.2. Айгар Калвитис 26-й Премьер-министр Латвии

    Литва

    15 сентября 2005 премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас заявил, что строительство СЕГ обернётся экологической катастрофой для Балтийского моря в связи с тем, что на дне Балтийского моря находятся места захоронения химического оружия фашистской Федеративной Республики Германии.

    8.3. Альгирдас Миколас Бразаускас 5-й Президент Литвы

    По мнению депутата Европарламента от Литвы Витаутаса Ландсбергиса, «этот новый альянс немцев и русских был спланирован для изменения политической карты Европы».

    8.4. Витаутас Ландсбергис

    8.5. Здание Европейского парламента в Страсбурге

    Эстония

    25—26 ноября 2005 в Таллине (Эстония) состоялась сессия президиума Балтийской ассамблеи, главным пунктом повестки дня которой стало обсуждение проекта строительства СЕГ. Парламентарии Литвы, Латвии, Эстонии и Польши приняли резолюцию, требующую от Российской Федерации и Федеративной Республики Германии (ФРГ) учесть их экологические и экономические интересы.

    В резолюции содержится призыв к парламентам всех стран, расположенных в акватории Балтийского моря, и к советам министров прибалтийских стран обратить особое внимание и оценить проект СЕГ на предмет его соответствия международным договорам по защите Балтийского моря, а также правовым актам, действующим в Евросоюзе.

    28 декабря 2005 депутаты эстонского парламента Игорь Грязин (политическая партия реформ) и бывший премьер-министр Юхан Партс предложили расширить территориальные воды Эстонии в Финском заливе на три мили с тем, чтобы установить эстонский суверенитет над участком дна, по которому пройдёт трасса газопровода. По их мнению, согласно конвенции ООН о морском праве 1982 года, граница территориальных вод Эстонии может проходить строго посередине между финским и эстонским побережьями, но по принятому в 1993 закону Эстония добровольно сдвинула свою границу на три морские мили ближе к берегу. Эти три мили входят в её экономическую зону. Ширина нейтрального коридора между Эстонией и Финляндиею составляет шесть морских миль. Предложение депутатов вряд ли будет принято Финляндиею, поскольку российский газ на 40 % покрывает энергетические потребности Финляндии.

    20 сентября было также сделано заявление о том, что правящая в Эстонии политическая партия «союз Отечества — Республика» выступает против выдачи Pipeline ""Nord Stream"" разрешения на исследования.

    8.6. Юхан Партс 9-й Премьер-министр Эстонии

    Швеция

    Премьер-министр Швеции Йоран Персон в августе 2006 заявил, что готов воспрепятствовать прокладке газопровода по дну Балтийского моря. В интервью газете Veckans Affдrer он сказал: «Те, кто считает, что достаточно лишь проложить газопровод по морскому дну, совершают большую ошибку… мы легко можем это всё остановить». «В Европейский союз я один из тех, по чьему требованию этот крупный инфраструктурный проект должен учитывать экологические требования. Это позиция всего Евросоюз», — добавил он.

    5 ноября 2009 года Правительство Швеции одобрило прокладку газопровода Pipeline ""Nord Stream"" для транспортировки Природного газа в международных водах своей экономической зоны в Балтийском море. По требованию шведов оператор проекта отказался от строительства компрессорной станции вблизи берегов Швеции – в итоге подводный газопровод пройдет без насосной станции, поддерживающей давление в трубе. Оператору проекта, Pipeline ""Nord Stream"" AG:, выставлены три существенных условия. Во-первых, замутнение воды при прокладке трубопровода не должно превышать 15 мг на литр воды в районе Hoburgs bank и Norra Midsjobanken. Во-вторых, строительство не должно вестись в районах нереста трески в период с мая по октябрь. И наконец, фирма должна нести полную ответственность за обломки военной техники и боеприпасов на дне и, где возможно, провести их консервацию и реставрацию..

    Нидерланды

    Нидерланды участвуют в строительстве через долю государственной организации Nederlandse Gasunie в операторе морской части газопровода.

    Белоруссия

    Президент Белоруссии Александр Лукашенко 15 января 2007 года назвал строительство Pipeline ""Nord Stream"" «самым дурацким проектом Российской Федерации». «Неизвестно, что может произойти с этим газопроводом, который лежит на куче боеприпасов», — заявил Лукашенко. Он добавил, что СЕГ может войти в книгу рекордов Гиннеса, и предложил вместо него проложить вторую нитку газопровода «Ямал — Европа». «Строительство „Газпромом“ балтийского газопровода — это что, нормальная политика? Что, мы можем вести с таким руководством нормальные переговоры?» — задался вопросом белорусский президент. Комментируя выступление Лукашенко, источник в Кремле заявил информационное агентство "РИА Новости": «Эти слова являются еще одним хорошим подтверждением необходимости строительства такого трубопровода».

    8.7. Александр Григорьевич Лукашенко 1-й Президент Республики Беларусь

    Республика Германия

    «Строительство СЕГ действительно очень важно для Европы, и логика европейцев сейчас абсолютно на стороне Российской Федерации» — заведующий сектором СНГ Германского института экономических стратегий Александр Рар.

    16 января 2008 года канцлер ФРГ Ангела Меркель на пресс-конференции по окончании переговоров с председателем правительства РФ Владимиром Путиным заявила: «что касается проекта Pipeline ""Nord Stream"", для нас здесь ничего не изменилось. Мы намерены продолжать последовательно строить и реализовывать этот проект».

    8.8. Ангела Доротея Меркель</a> 8-я федеральный канцлер Германии

    Европа

    На прошедшем 4 июня 2008 года саммите стран Балтийского моря Литва, Латвия, Эстония и Швеция не высказывали возражений проекту.

    2 июля 2009 года Положительное заключение о возможности строительства газопровода выдали экологические власти Финляндии, через экономическую зону которой должна пройти труба.

    Pipeline ""Nord Stream"" и Шрёдер

    В декабре 2005, после ухода Герхарда Шрёдера с поста федерального канцлера ФРГ, было объявлено, что он возглавит комитет акционеров North European Gas petroleum pipeline Company, компании-оператора Северо-Европейского газопровода. Комитет акционеров будет выполнять функции совета директоров, и в его функции входит «принятие всех стратегических решений по всем направлениям деятельности фирмы».

    9.1. Герхард Шрёдер 33-й канцлер Германии

    Это сообщение вызвало крайне негативную реакцию в Республики Германии. Шрёдера обвинили в том, что он собирается выступить в качестве прикрытия для легализации российских активов на Западе — тем более что примерно в это же время появились сообщения о намерении российских властей привлечь бывшего министра торговли США Дональда Эванса в качестве председателя совета директоров государственной нефтяной организации «"Роснефть» перед планируемым размещением её акций среди иностранных инвесторов (последний отказался от предложения).

    В середине декабря 2005 вопрос о назначении Шрёдера был вынесен на обсуждение в бундестаге. Представители правящей коалиции потребовали от него представить общественности все подробности договора о строительстве СЕГ.

    Газета «Tagesspiegel» выразила мнение, что Шрёдер назначил досрочные выборы на сентябрь для того, чтобы успеть довести до конца проект СЕГ и обеспечить там себе выгодную должность. И действительно, соглашение о СЕГ было подписано всего за десять дней до выборов.

    Председатель фракции политической партии «зелёных» в бундестаге Фриц Кун обвинил Шрёдера в намерении «поддерживать управляемую народную власть и ущербное демократическое общество в Российской Федерации».

    20 декабря 2005 канцлер Ангела Меркель в интервью газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung» заявила, что не была в курсе готовящегося назначения до того, как об этом сообщили СМИ. По её мнению, это решение лежит вне политической сферы, однако оно может создать проблемы в отношениях Федеративной Республики Германии с Польшей и странами Балтии.

    Сам Герхард Шрёдер был недоступен для прессы с самого 9 декабря, когда впервые было объявлено о его переходе в бизнес.

    Pipeline ""Nord Stream"" и передача данных

    Для отслеживания давления в трубе и скорости подачи газа, а также для быстрой локализации утечки газа планируется прокладка волоконно-оптической линии от Выборга до Грейфсвальда. Аналогичные оптические кабели используются немецкой фирмой Wingas для контроля сети газопроводов в Федеративной Республики Германии (ФРГ).

    Экологическая безопасность проекта

    По словам Дирка фон Амельна, заместителя технического директора Pipeline ""Nord Stream"", организация Pipeline ""Nord Stream"" потратила более 100 миллионов евро на экологические исследования и планирование в целях обеспечения безопасности и экологичности технического дизайна и маршрута газопровода.

    Утверждается, что маршрут газопровода спроектирован таким образом, что он не пересекает места захоронения боеприпасов времен Второй мировой войны. Согласно данным фирмы Rambol, координатора подготовки экологического отчета по проекту Pipeline ""Nord Stream"", на морском дне найдены 20 объектов из разряда боеприпасов в российской зоне, 30 — в зоне Финляндии, 1 — Швеции, 3 — Дании. Согласно этим данным только последние из них можно классифицировать как химические боеприпасы.

    Нил Штробек, директор организации Rambol, также утверждает, что строительство трубопровода не нанесет урона рыболовству в регионе. По его словам долгосрочного воздействия на рыбу не будет, и она сможет вернуться на привычные участки уже после строительства трубопровода. Проект Pipeline ""Nord Stream"" будет строиться в соответствии со стандартом Det Norske Veritas F111 «Взаимодействие тралового оборудования и газопроводов», который разрешает траловый лов рыбы в районе морских трубопроводов.

    Эксперты также считают, что Pipeline ""Nord Stream"", будучи подводным трубопроводом, будет транспортировать больше газа при устойчивом давлении, что снижает негативное воздействие на людей и окружающую среду.

    Стандарты безопасности

    Морские трубопроводы поставляют Природный газ в Европу уже более 30 лет и зарекомендовали себя как общепризнанная и безопасная технология. На долю морских газопроводов приходится 45% импорта Природного газа в ЕС.

    12.1. Морские трубопроводы

    Обеспечить безопасную и надежную транспортировку Природного газа на ключевые рынки Евро союз позволяет соблюдение высочайших стандартов технической безопасности, в том числе контроль качества строительства и последующей эксплуатации газопровода.

    В целях обеспечения максимальной безопасности тщательно спланирован технический дизайн газопровода и продуманы меры по обеспечению безопасности.

    Морские трубопроводы: наиболее безопасная технология транспортировки газа

    Более 30 лет успешной практики

    Случаи повреждения крупных морских газопроводов крайне редки.

    Инженеры и технические специалисты Pipeline ""Nord Stream"" обладают серьезным опытом строительства и эксплуатации морских трубопроводов.

    Pipeline ""Nord Stream"" разработал комплексную систему анализа потенциальных рисков.

    Минимизация воздействия на окружающую среду

    С экологической точки зрения морские трубопроводы также имеют ряд преимуществ.

    Строительство морского трубопровода связано с меньшим экологическим воздействием, чем наземного. Морской газопровод укладывается на морское дно, вдали от активной деятельности человека, поэтому не пересекает сотни километров лесов, полей, сельскохозяйственных или густонаселенных районов. Скорость укладки морского газопровода составляет около 3 километров в день, что существенно превышает темпы строительства сухопутного трубопровода. В результате, продолжительность строительства и связанное с ним воздействие на окружающую среду будет минимальным.

    Если во время строительства морского газопровода воздействие на окружающую среду будет минимальным и кратковременным, то при эксплуатации оно практически сведется к нулю. Более 6 000 километров трубопроводов в Северном море, ряд из которых эксплуатируется с 70-х годов прошлого века, доказали жизнеспособность и ограниченное воздействие данной технологии на окружающую среду.

    Меньше выбросов CO2

    Благодаря тому, что морские газопроводы способны выдерживать более высокое давление, Pipeline ""Nord Stream"" протяженностью 1 200 км сможет работать без промежуточной компрессорной станции – в отличие от сухопутных газопроводов, где компрессорные станции необходимы через каждые 100-200 километров. Отсутствие компрессорных станций на 40% сокращает выбросы парниковых газов от работы морского газопроводa по сравнению с аналогичными наземными газопроводами.

    Международные стандарты строительства и эксплуатации морских трубопроводов разрабатывались и совершенствовались в течение 30 лет. Соблюдение высоких стандартов безопасности Pipeline ""Nord Stream"" обеспечит надежную доставку Природного газа крупнейшим потребителям Европейского союза.

    Стандарты безопасности применяются на нескольких уровнях:

    детальный технический дизайн проекта

    использование современного оборудования

    использование высококачественных материалов

    внедрение комплексной системы обеспечения и контроля качества (QA/QC)

    мониторинг строительства и эксплуатации.

    Независимая сертификация и трехступенчатый контроль качества

    При проектировании и строительстве газопровода Pipeline ""Nord Stream"" применяет стандарты независимых международно-признанных сертификационных органов, таких как норвежская фирма Det Norske Veritas (DNV) – (Link: partner & Contractors). Инспекторы DNV будут контролировать практическое применение стандартов и проводить регулярные проверки на каждом этапе логистической цепочки. Эти проверки включают оценку качества материалов, поставляемых подрядчиками Pipeline ""Nord Stream"", погрузку труб на трубоукладочные суда и их сварку на борту. Все компоненты двух линий газопровода, каждая из которых состоит более чем из 100 000 элементов, пройдут установленную техническую сертификацию.

    Трубы для газопровода Pipeline ""Nord Stream"" пройдут трехступенчатый контроль:

    Подрядчики – проектировщики, производители и строители

    Pipeline ""Nord Stream"", в качестве разработчика

    Проверки DNV

    Pipeline ""Nord Stream"" выполняет свои обязательства по отношению к акционерам, финансовым учреждениям и общественности, обеспечивая соблюдение высочайших стандартов при проектировании и строительстве газопровода. Все уполномоченные национальные органы и Pipeline ""Nord Stream"" одобрили использование стандартов DNV в проекте.

    Создание безопасных и здоровых условий труда

    Наряду с обязательствами по охране окружающей среды, организация NordStream стремится к созданию максимально безопасных и здоровых условий труда сотрудников и подрядчиков, а также к обеспечению здоровья и благополучия своих сограждан. Фирма Pipeline ""Nord Stream"" интегрировала менеджмент в области охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды в общую систему управления фирмы. Политика организации в области охраны труда и окружающей среды и система менеджмента определяют принципы, стандарты и меры по реализации заявленных задач на всех стадиях планирования, строительства, пуско-наладочных работ и эксплуатации газопровода.

    На трубоукладочных судах и на морском дне будет осуществляться постоянный широкомасштабный мониторинг выполнения работ. Перед началом сварочных работ трубы будут проверены на наличие повреждений при транспортировке. После сварки каждый сварной шов пройдет обязательное тестирование неразрушающими методами для выявления возможных дефектов.

    На допущенные к использованию сварные швы наносится антикоррозийное покрытие. Затем трубопровод опускается с судна в воду при помощи направляющей рампы (стингера), которая установлена на корме трубоукладочного судна и поддерживает трубопровод. Таким образом, нагрузка на трубопровод во время укладки ограничивается. Pipeline ""Nord Stream"" будет использовать современные технологии для постоянного контроля положения трубопровода на морском дне, что гарантирует укладку трубопровода в запланированную позицию.

    Безопасность эксплуатации

    После запуска газопровода Pipeline ""Nord Stream"" его работа будет круглосуточно контролироваться диспетчерским центром. Специалисты Pipeline ""Nord Stream"" будут производить обслуживание системы для обеспечения ее надежности в течение всего периода эксплуатации. При помощи специальных высокотехнологичных устройств будет проводиться регулярная диагностика на предмет повреждений и коррозии. Для мониторинга наружного состояния газопровода будут использоваться специально оборудованные подводные аппараты с дистанционным управлением. При выявлении каких-либо повреждений будут предприняты необходимые меры для обеспечения безопасной эксплуатации газопровода.

    Если при анализе этих данных обнаружатся какие-либо нарушения, незамедлительно будут приняты меры по их устранению. Безопасность и надежность работы газопровода в ходе его эксплуатации обеспечивается системой управления газопроводом.

    кологический мониторинг

    Pipeline ""Nord Stream"" берет на себя обязательства минимизировать воздействие эксплуатации газопровода на окружающую среду.

    В течение всего периода эксплуатации газопровода Pipeline ""Nord Stream"" будет осуществлять целевой мониторинг состояния окружающей среды. Основные цели мониторинга:

    проверка результатов моделирования для прогнозирования экологического воздействия;

    подтверждение отсутствия невыявленных воздействий;

    подтверждение отсутствия более выраженного воздействия, чем прогнозировалось;

    соблюдение требований национального законодательства

    мониторинг реабилитации окружающей среды после завершения строительства

    Мониторинг окружающей среды будет осуществляться в экологически чувствительных районах, где прогнозируется определенное воздействие проекта, где следует подтвердить оценку экологического воздействия или где результаты мониторинга потребуют вмешательства в проект с целью минимизации воздействия.

    Основа транспортировки газа — система управления газопроводом. В общей системе управления Pipeline ""Nord Stream"" объединены следующие функции:

    Мониторинг параметров газопровода

    Регулировка давления в газопроводе

    Поддержание давления в газопроводе

    Телеметрия и телекоммуникации

    Обнаружение утечек в газопроводе

    Обеспечение пожаробезопасности и газобезопасности

    Аварийное отключение

    В следующих разделах дается краткая информация обо всех этих функциях.

    Мониторинг параметров газопровода

    Кроме мониторинга давления, приборы газопроводной транспортной системы производят непрерывное измерение температуры, затраты и состава газа на входе и на выходе из системы.

    Эти данные в реальном режиме времени передаются в систему диспетчерского контроля и сбора данных SCADA фирмы Pipeline ""Nord Stream"" и непрерывно оцениваются с целью выполнения всех договорных условий, предотвращения непредусмотренных изменений и соблюдения проектных ограничений газопровода. Для этих целей используется программное обеспечение газопровода (PAS), обеспечивающее детализированное моделирование и прогнозирование рабочих условий в газопроводе.

    Система SCADA передает рабочие параметры газопровода в центр управления газопроводом в Цуге, на береговые сооружения, а также в диспетчерские компрессорной станции Портовая и приемной станции в Грайфсвальде.

    В случае приближения параметров к проектным ограничениям система автоматически генерирует предупреждающий сигнал для принятия корректирующих мер. Если проектные ограничения будут достигнуты несмотря на принятые меры, то функция обеспечения безопасности системы автоматически запустит дальнейшие корректирующие меры, чтобы обеспечить работу газопровода в безопасном эксплуатационном режиме.

    Регулировка давления в газопроводе

    Система регулировки давления в газопроводе обеспечивает постоянную работу в нормальном эксплуатационном режиме для выполнения договорных обязательств по транспортировке газа.

    Система регулировки давления в газопроводе Pipeline ""Nord Stream"" автоматически оповещает оператора в Цуге о приближении параметров системы к границам нормального эксплуатационного режима, что дает возможность принять корректирующие меры, такие как регулировка потока газа. Для обеспечения надежной и безопасной транспортировки законтрактованных объемов газа эти действия координируются операторами организации Pipeline ""Nord Stream"" в Цуге. Кроме того, для облегчения коммуникаций и координации корректирующих мер диспетчерские компрессорной станции Портовая и приемной станции в Грайфсвальде автоматически, в режиме реального времени, получают предупреждающие сигналы от системы регулировки давления в газопроводе Pipeline ""Nord Stream"".

    Давление в газопроводе и затрата газа также контролируются на компрессорной станции в бухте Портовая и на приемном терминале в Грайфсвальде. На этих сооружениях имеются собственные независимые системы контроля и мониторинга.

    Система безопасности по давлению (PSS)

    Если происходит сбой системы регулировки давления, система безопасности по давлению гарантирует, что газопровод не будет эксплуатироваться за пределами своих проектных ограничений. Это полностью автоматическая отказоустойчивая система без ручного управления, которая не независит от диспетчерской в Цуге.

    Если давление в системе приближается к границам нормального эксплуатационного давления, система безопасности автоматически перекрывает вход в газопровод. Это предотвращает превышение допустимого давления в тех случаях, если произошел сбой системы регулировки давления в газопроводе, меры по корректировке рабочих параметров не были своевременно приняты, а давление продолжает расти.

    Телеметрия и телекоммуникации

    Коммуникационная инфраструктура газопроводной системы обеспечивает быстрый, надежный (каналы многократно продублированы) и безопасный обмен данными (телеметрия) и голосовыми сообщениями между различными объектами, некоторые из которых находятся на большом расстоянии друг от друга.

    Обнаружение утечек в газопроводе

    Главный аспект транспортировки газа — безопасность газопровода. При проектировании и строительстве были предприняты значительные усилия для сведения к минимуму риска отказа газопровода. Таким образом, вероятность утечки газа в течение всего срока эксплуатации газопровода крайне низка. Тем не менее, фирма Pipeline ""Nord Stream"" устанавливает систему оперативного обнаружения утечек, основанную на непрерывном мониторинге и оценке данных измерений затраты и баланса массы.

    При обнаружении утечки будут незамедлительно приняты соответствующие меры, и в систему диспетчерского контроля и сбора данных (SCADA) фирмы Pipeline ""Nord Stream"" будет отправлен аварийный сигнал.

    Обеспечение пожаробезопасности и газобезопасности

    Береговые сооружения в Российской Федерации и Республики Германии будут оснащены системами пожарообнаружения и газообнаружения, а также обеспечения пожаробезопасности и газобезопасности, которые соответствуют стандартам нефтегазовой отрасли.

    Аварийное отключение

    На береговых сооружениях в Российской Федерации и Федеративной Республики Германии будут установлены местные системы пожарообнаружения и газообнаружения, а также системы обеспечения пожаробезопасности и газобезопасности, которые соответствуют стандартам нефтегазовой отрасли. Эти системы включаются в чрезвычайных ситуаций, например, при пожаре. В таких случаях газ, находящийся в газопроводе, автоматически отсекается от берегового сооружения посредством закрытия главного распределительного клапана (задвижки системы аварийного отключения). Кроме того, при этом береговые сооружения изолируются от объектов третьих сторон, и производится автоматический сброс давления путем денежной эмиссии газа через специальные каналы в безопасное место для сведения к минимуму объема газа в соответствующей зоне. В этом случае главное — исключить доступ газа к пламени.

    Ликвидация аварий

    На случай крайне маловероятного случая выброса газа предусмотрен план ликвидации аварии на газопроводе (PERP). Его детали разрабатываются в тесном сотрудничестве со всеми ответственными государственными органами. Одна из основных мер — быстрое доведение достоверной информации до всех затронутых сторон с целью минимизации риска для человеческой жизни, окружающей среды и объектов собственности. Организация Pipeline ""Nord Stream"" согласует с соответствующими органами власти порядок максимально быстрого распространения такой информации и предупреждений, при этом будут определены все контактные лица для связи и возможные последующие действия.

    Кроме того, будет заключено соглашение, позволяющее организации Pipeline ""Nord Stream"" в случае необходимости быстро получить соответствующие разрешения на проведение оценки ущерба и выполнение надлежащих ремонтных работ.

    Центр чрезвычайных ситуаций находится в штаб-квартире фирмы Pipeline ""Nord Stream"" в Цуге, в нем работают ведущие сотрудники организации Pipeline ""Nord Stream"".

    Исследования Балтийского моря

    Организация Pipeline ""Nord Stream"" привлекла независимые европейские фирмы для проведения самых масштабных на сегодняшний день исследований Балтийского моря. Результаты этих исследований являются уникальным вкладом в изучение экологии Балтики. На основании данных результатов был разработан технический дизайн, а также оптимальный маршрут прокладки газопровода для того, чтобы свести любое экологическое воздействие к минимуму.

    Самые масштабные исследования Балтийского моря за всю историю

    Исследование дополнительных маршрутов транспортировки газа в Западную Европу, проведенное совместным финско-российским предприятием в конце 1990-х годов, показало, что самым оптимальным решением с технической, экономической и экологической точек зрения является наиболее прямой маршрут через Балтийское море. Для детальной проработки и реализации данного маршрута был создан международный консорциум Pipeline ""Nord Stream"", который провел наиболее масштабные на сегодняшний день исследования дна Балтийского моря. Эти исследования являются уникальным вкладом в изучение экологии Балтийского моря, и их результаты - это бесценные данные, которыми смогут воспользоваться ученые, экологические организации, а также другие учреждения, занимающиеся изучением Балтийского моря.

    Объем проведенных исследований

    Организация Pipeline ""Nord Stream"" потратила более 100 миллионов евро на изучение возможного воздействия на окружающую среду и экологическое планирование с тем, чтобы обеспечить соответствие технического дизайна и маршрута газопровода через Балтийское море самым высоким требованиям экологии и безопасности.

    В ходе полевых изысканий был произведен анализ более 1 000 образцов воды и почвы, полученных с 96 станций мониторинга. Для наблюдения за поведением рыб, морских млекопитающих и птиц были задействованы 77 станций мониторинга. Общая протяженность инженерно-геологических изысканий, проведенных в четыре этапа, составила свыше 40 000 километров, протяженность изысканий с использованием градиентометров составила 6 000 километров. Объем исследований включает в себя следующие позиции:

    гидрография и состояние морского дна

    морская флора и фауна

    рыбы и рыболовство

    птицы

    млекопитающие

    природоохранные зоны

    туризм и зоны отдыха

    морская археология

    места захоронения химических и обычных боеприпасов

    существующие кабельные линии и трубопроводы

    месторождения и добыча природных ископаемых

    судоходство, маршруты и фарватеры

    Проектирование с учетом минимизации экологического воздействия

    Проектирование газопровода производилось на основании всесторонних знаний об экологии Балтийского моря, являющейся уникальной с точки зрения состояния морского дна, флоры, фауны, жизнедеятельности человека, мест захоронения боеприпасов и культурного наследия. С целью минимизации экологического воздействия все эти аспекты были тщательно изучены и учтены при проектировании окончательного маршрута газопровода.

    Результаты исследований были включены в национальную документацию по ОВОС и трансграничный экологический отчет.

    Произведенные изыскания

    2005-2006

    Проведены всесторонние полевые исследоприродных ископаемых целью оценки океанографии, состояния воды, донных отложений, биологических и других аспектов. Полевые исследования проводились в основном в районах, где существует потенциальная возможность воздействия на экологию в ходе реализации проекта Pipeline ""Nord Stream"".

    2005-2006

    Первые геофизические исследования включали в себя детальное изучение маршрута газопровода Pipeline ""Nord Stream"" и проводились с целью проверки состояние морского дна в коридоре шириной два километра и выявления возможных препятствий, таких как затонувшие корабли, большие валуны и траншеи.

    2007-2008

    Основное геофизическое исследование было проведено для того, чтобы подтвердить выбранный маршрут и тщательно проверить весь коридор на наличие боеприпасов и других объектов, которые могут представлять опасность при прокладке газопровода.

    2007-2008

    Исследования с целью оптимизации маршрута проводились согласно запросу датских и финских властей. Результаты исследований были представлены в конце мая 2008 г. На основании этих результатов было принято решение в пользу так называемого S-маршрута, проходящего к югу от датского острова Борнхольм.

    Организация Pipeline ""Nord Stream"" привлекла известные независимые организации из разных стран Европы для проведения исследований, что подчеркивает панъевропейский характер проекта. Изыскания по маршруту газопровода производили фирмы Marin Mдtteknik (Швеция), IfAЦ (Федеративная Республика Германия), Fugro OSAE (Федеративная Республика Германия (ФРГ)) и «ПитерГаз» (Россия), а исследования экологического воздействия – организация «Ramboll» (Дания).

    12.2.Трехуровневая система контроля качества

    Источники

    wikipedia.org - Википедия — свободная энциклопедия

    nord-stream.com – сайт организации

    Источник: http://forexaw.com/

    Энциклопедия инвестора. 2013.

    Игры ⚽ Нужна курсовая?

    Полезное


    Смотреть что такое "Северный поток" в других словарях:

    • Северный поток — У этого термина существуют и другие значения, см. Nord Stream …   Википедия

    • Северный поток — Магистральный газопровод, связывающий Россию и Германию по дну Балтийского моря Магистральный газопровод, связывающий Россию и страны центральной Европы по дну Балтийского моря в обход транзитных государств: Белоруссии, Польши и других… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

    • Газопровод "Северный поток" (Nord Stream) — – магистральный газопровод, напрямую связывающий Россию и Германию. Целевыми рынками поставок по Северному потоку являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны. Газопровод состоит из двух ниток протяженностью …   Энциклопедия ньюсмейкеров

    • СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН — между Евразией и Сев. Америкой Впервые выделен как самостоятельный океан на зап. европ. карте середины XVII в. под названием Гиперборейский океан океан на крайнем севере (др. греч. Борей мифический бог сев. ветра, в переносном смысле север гипер… …   Географическая энциклопедия

    • Северный Кавказ — (лезг. Кефер Къвкъаз, авар. Шималияб Кавказ, кабард. черк. Ишхъэрэ Къаукъаз, абх. Нхыҵ[1], ингуш. Даькъасте[2], карач. балк. Шимал Кавказ, осет …   Википедия

    • СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН — самая северная и наименее изученная часть Мирового океана. Почти вся его акватория, целиком расположенная к северу от Полярного круга, большую часть года покрыта льдом и потому непривлекательна для моряков и рыбаков. Своеобразие Северного… …   Энциклопедия Кольера

    • Южный поток — Вероятный маршрут газопровода Южный поток (англ. South Stream)  российско итальяно французско немецкий проек …   Википедия

    • Южный поток — Магистральный газопровод, который должен пройти по дну Черного моря и связать Россию со странами Центральной и Южной Европы Проект строительства газового трубопровода, который свяжет Россию со странами Центральной и Южной Европы: Болгарией,… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

    • Голубой поток — Существующие и планируемые российские газопроводы в Европу …   Википедия

    • Норд Стрим — Северный поток «Северный поток» (англ. Nord Stream, ранее Северо Европейский газопровод (СЕГ))  газопровод между Россией и Германией по дну Балтийского моря, соглашение о строительстве которого было подписано в начале сентября 2005 в ходе визита… …   Википедия


    Поделиться ссылкой на выделенное

    Прямая ссылка:
    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»