Индекс оптимизма

Индекс оптимизма

(Index of optimism)


Определение индекса оптимизма, расчет индекса оптимизма


Информация об определении индекса оптимизма, расчет индекса оптимизма


Содержание

    Содержание

    Обозначение

    Структура и свойства индексов оптимизма

    Американский индекс оптимизма

    Индекс потребительского оптимизма в РФ

    Индекс потребительского оптимизма — это показатель, рассчитываемый на базе опроса личного суждения 250 ведущих управленцев индустриального производства о положении в экономике. Субъективность этого показателя не санкционирует ему выражать крупное воздействие на валютный торг. Однако этот индекс выходит ранее реальных, несубъективных показателей и создает ожидания торга.

    Показатели ниже 45 — 50 процентов сообщают о возможном спаде экономики, а его приподнятые значимости увеличивают доверие к национальной экономике и рост валютного курса. Этот показатель выходит ежемесячно и обыкновенно не обнаруживает очень мощное влияние на валютный торг.

    Чрезвычайно популярны в последние годы в экономической статистике индикаторы, основанные на методике построения так называемых диффузионных индексов. Подобного рода индексы, по своей природе являющиеся показателями делового оптимизма участников бизнеса, регулярно публикуются (под названиями РМГ) в США, Британии и Республики Германии, где они создаются соответствующими ассоциациями предпринимателей; применяются они как для оценивания направленности общественного мнения так и для измерения динамики объективных показателей. В Японии же аналогичный индекс TANKAN взят на вооружение самим центробанком (BOJ) как инструмент анализа динамики экономических процессов для принятия решений в области денежной политики.

    Диффузионные индексы, в отличие от многих других индикаторов социально-экономической статистики, являются чисто субъективными показателями. Они не измеряют объем выпуска, количество заказов, доходы и т.д., но является лишь отражением того, как участники экономических процессов воспринимают происходящие изменения - к лучшему они (по их мнению) или же ведут к ухудшению. Несмотря на такую субъективность, а точнее - именно благодаря ей - эти индексы обладают чрезвычайно сильными предсказывающими свойствами, они являются опережающими индикаторами, сильно коррелирующими с основными параметрами экономических циклов.

    Диффузионный индекс строится по результатам опроса большого числа участников, каждый из которых отвечает на вопрос типа "улучшились ли условия Вашего бизнеса в плане: новых заказов, цен, рынка труда, сроков выполнения заказов, новых экспортных заказов и т.д."; при этом он выбирает один из трех вариантов ответа: "да", "нет", "без изменения". Значение диффузионного индекса (diffusion index) вычисляется для конкретного вопроса как сумма:

    DI = {% ответивших "да"} + 0,5 * { % ответивших "без изменения"}

    вычислив такие диффузионные индексы для каждого вопроса, их затем усредняют, получая составные средние индексы типа PMI (Project Management Institute) или TANKAN. Они весьма эффективно отслеживают динамику экономического цикла, являясь опережающими показателями: начало падения индекса после периода роста предсказывает переход бизнес-цикла из стадии роста (expansion) в спад (recessionn), а разворот кверху после падения предсказывает начало восстановления (recovery). Тесная корреляция диффузионных индексов с экономической динамикой, оцененная по многолетним статистическим данным, позволяет использовать их даже для предвидения значений ВВП на квартал вперед.

    1.1 Индекс делового оптимизма height=

    1.2 Индекс оптимизма, пример

    1.3 Значение индекса оптимизма

    Такие индексы публикуют сегодня почти все страны Большой семерки, например в Великобритании они строятся с 1991 года (UK PMI (Project Management Institute) или CBI-Corporation of British Industry). Германский PMI (Project Management Institute) начал выходить с 1998 года, он включает обзор 350 компаний по следующим пяти вопросам: выпуск (output), новые заказы (new orders), занятость (employment), время поставки заказов (supplier's delivery times), закупки товарных запасов (stocks of goods purchases). С 1999 года выходит и объединенный PMI (Project Management Institute) по евро-региону, охватывающему 11 государств с единой валютой евро (EU РМГ). Наиболее мощный охват статистики бизнеса (по 34 000 участникам) осуществляется американским индексом PMI (Project Management Institute) национальной ассоциации NAPM (National association of enterprises of Purchasing Managers), который ведется с 1931 года; только штат сотрудников, обеспечивающих статистику, составлял до 300 человек.

    Индексы типа PMI (Project Management Institute) являются ежемесячными и публикуются в первый рабочий день месяца. Исключение -японский TANKAN, ежеквартальный. Японский индекс является исключением также и в том отношении, что он создается не профессиональной ассоциацией бизнеса, как в других странах, а государственным органом - центробанком, и является официально объявленным ориентиром в принятии решений, касающихся денежной политики.

    Структура и свойства индексов потребительского оптимизма

    Подробно структуру и свойства индексов промышленного оптимизма мы рассмотрим на примере американского индекса.

    Purchasing Managers' index (PMI (Project Management Institute)), NAPM. Обзор американской ассоциации NAPN лежащий в основе ее индекса PMI (Project Management Institute), включает вопросы, на которые участнику анкетирования предлагается ответить - изменились ли условия его бизнеса за прошедший месяц к лучшему (ответ 'higher"), к худшему ("lower"), или остались без изменения ("unchanged") в отношении следующих факторов:

    занятость (employment),

    цены (commodity prices),

    • время доставки (vendor deliveries),

    • производство (production),

    • запасы (inventories),

    • новые заказы клиентов (new orders from customers),

    • новые экспортные и импортные заказы (new export and import orders),

    • накопившиеся неисполненные заказы (order backlogs),

    этот пункт введен в 1993 году по предложению нынешнего председателя Федерального резерва А.Гринспана.

    По каждому пункту анкеты определяется диффузионный индекс (процент ответивших 'higher" плюс половина процента ответивших "unchanged"), а затем из них строится взвешенная сумма, представляющая собой усредненный индекс PMI; в 1994 году формула для PMI (Project Management Institute) выглядела следующим образом:

    PMI (Project Management Institute)=0,30 х DI(new orders)+0,25 х Dl(production)+0,20 х DI(employment) + 0,15 х Dl(deUveries) + 0,10 х DI(inventories)

    Интерпретация индекса PMI (Project Management Institute).

    Основное свойство PMI (Project Management Institute) - опережающий индикатор делового цикла. Выделяют для интерпретации ряд основных уровней индикатора:

    циклический максимум и циклический минимум; 50% - уровень; 44% - уровень.

    Если после периода роста PMI (Project Management Institute) разворачивается вниз, то это предсказывает разворот делового цикла вниз. Наоборот, если после падения PMI (Project Management Institute), достигнув минимума разворачивается наверх, то это является признаком будущего восстановления. По 40-летней статистике США, PMI (Project Management Institute) предсказывает максимумы циклов роста в среднем за 7 месяцев и минимумы циклов роста - за 3 месяца. Падение PMI (Project Management Institute) ниже уровня 50 предсказывает рецессию в среднем за два месяца, а падение ниже 44 всегда предсказывает абсолютное снижение экономической активности. Минимумы, достигавшиеся PMI (Project Management Institute) в стадиях спада, в среднем составляют 35, а после разворота от минимума он в среднем за 4 месяца достигал уровня 44, что всегда совпадало с минимумом экономического цикла. В целом, PMI (Project Management Institute) надежно предсказывает поворотные точки циклов роста (то есть циклических изменений на стадиях роста экономики), но с его помощью сложно отличить цикл роста от общего глобального экономического цикла (по статистике США после Второй Мировой войны, 82% всех пиков делового цикла сопровождались рецессией, то есть циклы роста - явление достаточно редкое). В исследованиях статистиков доказана очень сильная корреляционная связь PMI (Project Management Institute) с такими параметрами экономики как промышленное производство и ВВП в целом. Например, с высокой степенью точности на основе данных за 1980-1992 г.г. была выведена формула, связывающая значение PMI (Project Management Institute) с показателем индекса пром производства (IP -industrial production) через два месяца:

    IP = 0,52 хРМI-2]- 23,4

    из нее, в частности видно, что значение PMI (Project Management Institute)=45,9 соответствует стабильному индексу пром производства (1Р=0).

    Аналогичная формула показывает связь PMI (Project Management Institute) с показателем ВВП через квартал:

    Gross domestic product = 0,317 х РMI[-1] -13,9

    Отмечается также, что диффузионные индексы цен DI(prices) являются опережающими индикаторами поворотных пунктов в инфляционном цикле.

    2.1 Индексы делового оптимизма

    2.2 Индекс делового оптимизма

    2.3 Индекс промшленного оптимизма

    Следует заметить, что при чтении индексов экономического оптимизма, Вы можете встретить отрицательные значения, хотя определенные выше индексы заведомо ограничены диапазоном [0,100]. Это связано с тем, что некоторые статистические компании пользуются несколько иным определением индекса, а именно, они берут NPR (net percentage rising), равный проценту ответивших 'higher" минус процент ответивших "lower", который связан с DI очевидным соотношением:

    NPR = 2x(DI-50)

    Свойства индексов оптимизма объясняют, почему рынки с таким вниманием ждут момента их публикации, а также показывают, что сбор и анализ статистики индексов PMI (Project Management Institute) может дать очень много полезной информации для трейдера, особенно в такой ситуации, которая имеет место на неделе 28 июня - 2 июля, когда очень хочется предугадать решения центральных банков, от которых будут зависеть валютные ходы в достаточно длительной перспективе.

    Интенсивность падения продаж промышленной продукции достигла максимального значения с 1998 года. Об этом свидетельствует индекс делового оптимизма, рассчитанный Институтом экономики переходного периода (ИЭПП). Официальная statistics запаздывает: октябрьские данные появятся лишь в середине ноября. Чтобы антикризисные меры не были хаотичными и принесли результат, правительству необходимы оперативные данные по динамике промышленности, отмечают эксперты.

    Последняя официальная statistika по промышленности была опубликована за сентябрь: влияние финансового кризиса она не зафиксировала. Как рассказали РБК daily в Минэкономразвития, данные о сокращениях на предприятиях, их остановке чиновники нередко черпают из СМИ. Мониторинг экономической ситуации министерство выпускает раз в месяц, формируя его в основном исходя из данных Росстата и Центробанка.

    Между тем принимать эффективные меры поддержки реального сектора чиновники могут лишь на базе оперативных данных о состоянии большого числа предприятий. В связи с этим лаборатория конъюнктурных опросов ИЭПП перешла на еженедельный расчет индекса делового оптимизма. Эксперты подтвердили, что кризис докатился до промышленности. Рассчитанный по состоянию на 22 октября индекс ИЭПП перестал быть положительным. В «отрицательной зоне» находятся две составляющие индекса: запасы готовой продукции и фактическая динамика спроса (то есть преобладают предприятия, отмечающие снижение запасов и спроса). «Темп снижения продаж достиг -22 балансовых пунктов — такого интенсивного замедления спроса в последефолтный период еще не было», — рассказывает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло.

    Правительство принимает меры по поддержке реального сектора экономики, но касаются они в основном крупного бизнеса. На совещания в правительстве и министерствах приглашается, как правило, тоже крупный бизнес. «Идет процесс активного поиска форм поддержки конкретных секторов, больше других подверженных кризису, — комментирует ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. — крупный бизнес поддерживать проще с точки зрения механизмов и лоббистских усилий. Но средний бизнес не меньше нуждается в поддержке».

    2.4 Индекс оптимизма диаграмма

    2.5 Индекс делового оптимизма

    2.6 Лидеры по уровню делового оптимизма

    Эксперты отмечают необходимость оперативного мониторинга ситуации, информирующего о масштабе проблем в конкретных секторах — об увольнениях, задержках зарплат, в том числе на предприятиях среднего бизнеса. «В идеале нужно это делать еженедельно, но statistics к этому не готова», — резюмирует Владимир Сальников. Нужен также быстрый мониторинг результативности принимаемых мер. «Ситуация в реальном секторе уже сложная, но мы знаем об этом со слов руководителей предприятий, а не из официальной статистики, которая не успевает за реальностью», — заключает партнер ФБК Игорь Николаев. Если statistika будет качественной, многие факты могут получить иную интерпретацию, а значит, могут быть приняты оперативные антикризисные меры.

    Динамика затрат населения на товары повседневного спроса

    Тенденция снижения издержек на товары повседневного спроса челябинских домохозяйств, отмеченная нами в предыдущей статье, в сентябре продолжилась. В результате по отношению к маю издержки горожан в первый месяц осени снизились на 48%.

    Впервые в этом году и в УрФО произошел существенный спад повседневных затрат – на 27% за один месяц. Это тревожный фактор для экономики Челябинска, которая тесно связана с экономикой других областей Уральского округа

    Спад произошел и в целом по Российской Федерации, но он незначительный.

    При всех изменениях сохраняется существенный разрыв в динамике повседневных издержек по отношению к началу года жителями УрФО и челябинцами (ниже на 31%), а также между общероссийскими показателями и челябинскими (ниже на 44%).С каждым годом индекс Росстата уверенно двигался к нулевой отметке, и в этом смысле результат предсказуемый. Однако в IV квартале 2007 г. он неожиданно рухнул до рекордных для года значений (-5%). Главной причиной эксперты тогда называли неожиданно высокую годовую инфляцию (11,9%), а также банковский кризис и "отголоски" ипотечного кризиса в США.

    С начала года инфляция только набирала темпы, достигнув к 1 апреля 5,3%. Однако доля оптимистов неожиданно высоко увеличилась. Свою лепту в это внесли прошедшие в марте президентские выборы, мобилизовавшие энтузиазм электората, а также февральское повышение зарплат бюджетникам и обещания новых индексаций.

    Впрочем, россияне более уверены в положительных тенденциях в российской экономике, нежели в собственном процветании. Так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в Российской Федерации составил 8%, произошедших изменений - 6%. Кроме того, до 32% возросла доля тех, кто положительно оценивает произошедшие изменения экономической ситуации в Российской Федерации, как и ожидающих ее улучшения (28%).

    Пока больше всего подводят индексы оценки текущего личного материального положения и оценки благоприятности условий для крупных покупок, составившие за отчетный период -14% и -12% соответственно. Это объясняется высокими темпами роста инфляции, которые нивелируют рост доходов (10-12% в год), пояснил RB.ru аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченко.

    Значительно выросли (на 5-7 п.п.), но не вышли из отрицательных значений и индексы произошедших изменений в личном материальном положении (- 0,1%), а также ожидаемых изменений в личном материальном положении (- 1%). Доля респондентов, по мнению которых ожидается значительный рост цен, также остается все еще высока - 62%. Тем не менее россияне тратят все больше - рост розничного рынка составляет 15-17% в год, отмечает Фильченко.

    Динамика индекса ИПУ аналогична данным "Левада-центра". Так, в марте 2008 г. Индекс социальных настроений поднялся до уровня 126 пунктов, что стало новым абсолютным рекордом. На его росте сказались не столько оценки текущей ситуации, сколько ожидания на будущее, питающихся масштабными обсуждениями в СМИ грядущих планов развития страны, программ развития приоритетных направлений, отмечают социологи.

    2.7 Картинка Оптимизма Индекс

    2.8 Текущее значение индекса оптимизма

    2.9 Рекордный рост индекса оптимизма

    Важной приметой последнего времени стал быстрый рост доверия людей к действиям правительства страны. В целом же, заключает "Левада-центр", нерешенные проблемы, которые в первую очередь тревожат людей - инфляция на потребительском рынке и низкие доходы значительных слоев населения, остаются, но сохраняется и оптимизм.

    Эксперты, впрочем, его не разделяют. МЭРТ уже повысило потолок годовой инфляции с 8% до 9,5%, аналитики говорят о 11-15%. В самом правительстве по этому поводу ведутся баталии между Минфином, указывающим на необходимость пожертвовать макроэкономическими показателями в пользу сдерживания роста цен, и МЭРТ, настаивающем на поддержании высокого ВВП в ущерб инфляционным процессам.

    Американский индекс потребительского оптимизма

    Падение PMI (Project Management Institute) ниже уровня 50 предсказывает рецессию в среднем за два месяца, а падение ниже 44 всегда предсказывает абсолютное снижение экономической активности. Минимумы, достигавшиеся PMI (Project Management Institute) в стадиях спада, в среднем составляют 35, а после разворота от минимума он в среднем за 4 месяца достигал уровня 44, что всегда совпадало с минимумом экономического цикла..

    В целом, PMI (Project Management Institute) надежно предсказывает поворотные точки циклов роста (то есть циклических изменений на стадиях роста экономики), но с его помощью сложно отличить цикл роста от общего глобального экономического цикла (по статистике США после Второй Мировой войны, 82% всех пиков делового цикла сопровождались рецессией, то есть циклы роста - явление достаточно редкое). В исследованиях статистиков доказана очень сильная корреляционная связь PMI (Project Management Institute) с такими параметрами экономики как промышленное производство и ВВП в целом.

    Например, с высокой степенью точности на основе данных за 1980-1992 г. Была выведена формула, связывающая значение PMI (Project Management Institute) с показателем индекса промышленного производства (IP - index of industrial production) через два месяца. IP = 0,52 х PMI (Project Management Institute) - 23,4. из нее, в частности видно, что значение PMI (Project Management Institute) = 45,9 соответствует стабильному индексу промышленного производства (1Р=0). Аналогичная формула показывает связь PMI (Project Management Institute) с показателем ВВП через квартал. Gross domestic product = 0,317 х PMI (Project Management Institute) - 13,9. Отмечается также, что диффузионные индексы цен Dl(prices) являются опережающими индикаторами поворотных пунктов в инфляционном цикле.

    Следует заметить, что при чтении индексов потребительского оптимизма, Вы можете встретить отрицательные значения, хотя определенные выше индексы заведомо ограничены диапазоном. Это связано с тем, что некоторые статистические фирмы пользуются несколько иным определением индекса, а именно, они берут NPR (net percentage rising), равный проценту ответивших “higher» минус процент ответивших «lower», который связан с DI очевидным соотношением NPR = 2 х (DI - 50).

    Индексы типа PMI (Project Management Institute) являются ежемесячными и публикуются в первый рабочий день месяца. Исключение -японский TANKAN - ежеквартальный.

    Японский индекс является исключением также и в том отношении, что он создается непрофессиональной ассоциацией бизнеса, как в других странах, а государственным органом - центробанком, и является официально объявленным ориентиром в принятии решений, касающихся денежной политики. Поэтому публикация японского индекса TANKAN всегда является событием на валютных рынках Forex.

    Социальное самочувствие и потребительские настроения жителей

    Как люди оценивают сложившуюся экономическую ситуацию, условия жизни, свое положение в обществе, собственные жизненные перспективы и перспективы для своей страны? Отражением всех этих вопросов является понятие "социальное самочувствие". Существует несколько подходов к его определению, однако в самом общем смысле под ним может быть понята оценка собственной жизни в контексте положения в обществе.

    3.1 Диаграмма оптимистов

    3.2 Прилив оптимизма

    3.3 Значение индекса оптимизма

    Существует большое количество методик измерения социального самочувствия, которые различаются формулировкой вопросов, задаваемых респондентам, а также процедурами обработки полученных ответов.

    В рамках проекта "Волгоградский Омнибус" для измерения социального самочувствия используется методика "РИПН" – "Региональный индекс потребительских настроений" (замеры по этой методике начаты в апреле 2007 года). Согласно ей, социальное самочувствие отражается в значениях ряда индексов: индекса межрегиональных сравнений, положения семьи, ожиданий, покупательской активности, индивидуального оптимизма, краткосрочного и долгосрочного социального оптимизма. Их значения измеряются в диапазоне от 0 до 200. Индекс равен 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Значения индекса ниже 100 означают преобладание в обществе негативных оценок.

    Впервые за последние полгода наметился рост показателей социального самочувствия жителей Волгограда. Значения комплексного показателя социального самочувствия (индекса потребительских настроений), рассчитанного для волгоградцев старше 16 лет, с марта 2009 г. по апрель-май 2009 г. возросло на 17 пунктов (с 51 до 68 пунктов).

    Чрезвычайно популярны в последние годы в экономической статистике индикаторы, основанные на методике построения индексов (диффузионные). Подобного рода индексы отражают взгляд деловых кругов на настоящее и их ожидания по поводу ближайшего будущего. По своей природе эти индикаторы фактически являются показателями делового оптимизма участников бизнеса, поэтому и привлекают пристальное внимание. Данные индикаторы регулярно публикуются в США, Британии и Федеративной Республики Германии, где они создаются соответствующими ассоциациями предпринимателей. Применяются они как для оценивания направленности общественного мнения, так и для измерения динамики объективных показателей. В Японии, например, аналогичный индексу PMI (Project Management Institute) по США индекс TANKAN взят на вооружение самим центробанком как инструмент анализа динамики экономических процессов для принятия решений в области денежной политики.

    С точки зрения оценки ситуации, индексы оптимизма применяются так: как правило, увеличение индекса оптимизма повышает доверие к национальной экономике и способствует росту курса валют данной страны.

    Индексы потребительского оптимизма рассчитываются на основе субъективного опроса ведущих предпринимателей (руководителей крупных корпораций) о состоянии экономики. Менеджмент компаний заполняет специально разработанный опросник, оценивая активность в каждой области как усилившуюся, ослабевшую или не изменившуюся. Для каждой подгруппы диффузионный индекс вычисляется как процентное отношение ответов «усилилась» + половина процентного отношения ответов «не изменилась». Композитный индекс вычисляется как взвешенная с различными коэффициентами сумма индексов по индивидуальным подгруппам. Получившееся число нормируется с учетом сезонных циклов и праздников. Используя данные индексы, можно уверенней заглянуть на месяц, два или квартал вперед.

    Institute for Supply management (ISM) до января 2002 г. носил название NAPM — National trust of Purchasing Managers. ISM создан в 1915 г. и объединяет более 45 000 профессиональных менеджеров. Diffusion index PMI (Project Management Institute) — Диффузионный Индекс ISM по оптовым закупкам (индекс промышленного оптимизма). Включает в себя такие данные по США, как: заказы, продукция, занятость, материально+производственные запасы, время поставки, цены экспортирования и импорта. Определяется на основе опроса 4000 компаний и предшествует выходящим в середине месяца данным об объеме индекса пром производства (правительственные исследования, включающие данные опроса 60 000 компаний).

    3.4 Индекс делового оптимизма

    3.5 График Индекса оптимизма

    3.6 Индексы оптимизма

    Рост NAPM способствует повышению валютного курса. Его можно считать индексом деловой активности США.

    Значение ниже 45–50% говорит о негативных ожиданиях менеджеров, если выше 50% — неплохие перспективы, что может отразиться на росте заказов промышленности. PMI (Project Management Institute) ниже 43,8% соответствует нулевому приросту gross domestic product, а ниже 44% говорит о падении экономики. Индекс ISM — один из первых исчерпывающих экономических характеристик месяца. Движение курса доллара повторяет движение индикатора.

    Индекс деловой активности. ISM Services index

    ISM Services index представляет собой результаты опроса менеджеров в сфере услуг с целью оценки изменений, происходящих в этой отрасли. Значение ниже 50 свидетельствует о замедлении темпов развития экономики. Оказывает ограниченное влияние на рынок. Рост значения этого индекса является блприростуным фактором для роста курса доллара).

    Индекс Чикагского управления по закупкам.

    Chicago Purchasing Managers’ index

    Индекс промышленных предприятий чикагского региона. Сигнализирует о росте экономической активности в регионе, если его значение превышает 50, и о сокращении, если значение опускается ниже этого уровня. Степень влияния на рынок: достаточно высокая. Наряду с индексом резервный банк в Филадельфии, используется при прогнозировании индекса Национальной ассоциации менеджеров по закупкам, который выходит на несколько дней позже.

    Индекс деловой активности Федерального резервного банка Атланты.

    Atlanta Fed index

    Характеризует отношение к текущей экономической ситуации производителей Атланты. Показатель ниже «0» свидетельствует о замедлении темпов развития экономики. Увеличение значения этого индекса является благоприятным фактором для роста курса доллара. Этот индекс оказывает ограниченное влияние на рынок, так как публикуется после выхода индикатора деловой активности на национальном уровне (ISM index).

    Индекс деловой активности резервного банка в Филадельфии.

    Philadelphia Fed index

    Индекс общей экономической ситуации в регионе (Пенсильвания, Нью+Джерси и Делавэр). Характеризует отношение производителей Филадельфии к текущей экономической ситуации. Цифры ниже «0» являются индикатором замедления темпов развития экономики. Оказывает ограниченное влияние на рынок, однако может давать представление о том, каким выйдет индикатор деловой активности на национальном уровне. Рост значения этого индекса приводит к росту курса доллара

    Отделение Федеральная резервная система в Нью-Йорке начало расчет индекса Empire state Manufacturing Survey в июле 2001 г.

    Индекс подсчитывается на основе опроса менеджеров производственных компаний региона. Несмотря на то, что история индекса еще коротка, индекс возбуждает интерес, поскольку участники финансовых рынков по его значению пытаются угадать, каким будет значение индекса производственной активности в Филадельфии за текущий месяц.

    3.7 Индекс делового оптимизма

    3.8 Индекс оптимизма

    3.9 Индекс оптимизма в начале ноября

    Индекс APICS — APICS Business Outlook index

    Индекс, основанный на исследовании промышленных предприятий и сигнализирующий о росте экономической активности, если его значение превышает 50, и о снижении, если значение опускается ниже этого уровня. Степень влияния на рынок: низкая. Используется при прогнозировании индекса Национальной ассоциации менеджеров по закупкам, который выходит на несколько дней позже.

    За период с марта 2009 г. по апрель-май 2009 г. также возросли значения всех частных показателей социального самочувствия, кроме индекса покупательской активности (он остался на прежнем уровне в 48 пунктов).

    По состоянию на апрель-май 2009 г. самое низкое значение из всех показателей социального самочувствия зафиксировано для индекса оценки положения семьи (32 пункта). Большинство жителей нашего города в возрасте от 16 до 59 лет (53%) считают, что их собственное материальное положение и материальное положение их семьи ухудшилось по сравнению с предыдущим годом. Противоположной точки зрения придерживаются только 10% волгоградцев.

    Одними из самых низких остаются значения индекса межрегиональных сравнений. Так, по результатам последнего замера (апрель-май 2009 г.) он составил 38 пунктов. Лишь каждый десятый волгоградец в возрасте от 16 до 59 лет считает, что условия жизни в нашей области лучше, чем в целом по стране. Иначе думает 41% горожан.

    Значение индекса краткосрочного индивидуального оптимизма, рассчитанное для горожан в возрасте от 16 лет и старше, за период с марта 2009 г. по апрель-май 2009 г. увеличилось с 40 до 76 пунктов, а краткосрочного социального – с 21 до 56 пунктов. Таким образом, перспективы улучшения материального положения для себя лично и своей семьи волгоградцы оценивают несколько выше, чем для большинства жителей нашей страны.

    Наибольшие значения зафиксированы для такого показателя социального самочувствия, как индекс долгосрочного социального оптимизма (128 пунктов по состоянию на апрель-май 2009 г.). Более того, это единственный показатель социального самочувствия, который превышает среднее значение в 100 пунктов. Это означает, что среди жителей нашего города в возрасте от 16 ли старше тех, кто считает, что в ближайшие пять лет материальное положение россиян улучшится, больше, чем тех, кто придерживается противоположной точки зрения.

    Если говорить об индексе покупательской активности (ИПА), то для жителей нашего города в возрасте от 16 до 59 лет он даже несколько снизился: если в марте 2009 г. его значение составляло 56 пунктов, то в апреле-мае 2009 г. – 53 пункта. Почти половина волгоградцев (48%) считают, что сейчас неблагоприятное время для совершения крупных покупок. Противоположной точки зрения придерживаются 17% горожан. Значение ИПА не превышает 100 пунктов, что свидетельствует о преобладании в обществе негативных оценок существующей экономической ситуации.

    3.10 Рост Индекса оптимизма

    3.11 Индекс предпринимательских ожиданий

    3.12 Пример Индекса оптимизма

    Отчет по потребительскому доверию изучает реакцию национального настроения на текущую ситуацию и степень потребительских надежд или сомнений на будущее, беспокойства по поводу инфляции. Отображает важнейшие экономические интересы как нации в целом, так и отдельных личностей, традиционно используется для прогнозирования тенденций в области занятости и общего состояния экономики. Индекс рассчитывается с 1967 года. Сначала он был равен "100". Показатель особенно важен в период национальной паники и кризисов, как, например, биржевой крах 1987 года, перед началом и в течение войны в Персидском заливе 1991 года, после нефтяных шоков, во время спадов и т.д. Индекс считается в % как относительный показатель количества положительных/отрицательных ответов на общее количество ответов. Consumer Confidence index включает оценку респондентов как текущих так и ожидаемых условий по системе "лучше-хуже" по ряду вопросов:

    Финансовая ситуация семьи по отношению к предыдущему периоду;

    Ожидаемая финансовая ситуация семьи в течение года;

    Оценка делового состояния экономики в течение года;

    Оценка ожидаемой безработицы и экономического спада;

    Оценка домашних покупок (одежда, бытовая техника и т.д.).

    При этом Consumer Confidence index определяется как 2/5 от оценки текущего состояния и 3/5 от ожиданий.

    Отчет публикуется в 10-00 утра по вашингтонскому времени или в 18-00 по московскому времени обычно в последнюю среду отчетного месяца Советом управляющих Федеральной резервной системы (Conference Board), за текущий месяц.

    Взаимосвязь с другими показателями и особенности поведения индикатора. На основании данных индекса можно прогнозировать уровень личного потребления, продаж в розницу. На индекс определяющее действие оказывают индикаторы уровня личных доходов и зарплат, уровень цен, а также ситуация на рынке акций (в США традиционно большую часть доходов физические лица получают от биржевых операций с ценными бумагами). Индикатор слабеет в течение спадов, несколько восстанавливается в течение восстановления и значительно растет в течение расширений. Считается опережающим индикатором (leading indicator) для делового цикла. Рост значения индекса является положительным фактором для развития национальной экономики и приводит к росту курса доллара. Мир постепенно выходит из экономического коллапса. В подтверждение этого факта уровень потребительского доверия за последние полгода в мире вырос: согласно данным глобального онлайн-исследования Nielsen, он повысился с 77 пунктов в апреле 2009г. до 86 пунктов в октябре 2009г. При этом Бразилия и рынки Азии демонстрируют двузначный прирост показателя. Стоит отметить, что в США индекс потребительского доверия вырос впервые с 2007г. Несмотря на усиление оптимизма, реальное покупательское поведение, в том числе и в Российской Федерации, остается сдержанным, многие потребители продолжают быть осторожными в своих расходах, а в некоторых странах привычки потребления изменились кардинальным образом.

    Исследование Nielsen "индекс потребительского доверия", в ходе которого изучаются изменения в настроениях потребителей, основные источники их беспокойства и намерения, связанные с приобретением товаров и услуг, было проведено среди более чем 30500 интернет-пользователей в 54 странах мира, включая Россию. По данным недавнего исследприрост прошедшего в октябре 2009г., за III квартал текущего года Гонконг продемонстрировал самый большой прирост индекса потребительского доверия по сравнению со II кварталом - сразу на 14 пунктов, с 79 пунктов в марте-апреле 2009г. до 93 пунктов в октябре. На втором месте по темпам прироста индекса – Южная Корея (+13 пунктов) и Бразилия (+12 пунктов).

    3.13 Повод для оптимизма

    приростg>3.14 Оптимизм

    3.15 Индекс делового оптимизма

    Индия, Индонезия и Норвегия по-прежнему удерживают первенство среди самых оптимистичных рынков. Наиболее же пессимистичные страны – Латвия и Япония. Стоит отметить, что индекс потребительского доверия вырос в 45 странах из 52 (Украина и Саудовская Аравия были добавлены в последнем раунде исследования). В марте-апреле 2009г. индекс упал до своего минимального показателя в 77 пунктов, но после введения во II квартале 2009г. планов стимулирования экономики в целом ряде стран доверие потребителей начало восстанавливаться.

    "Рост глобального индекса потребительского доверия показывает, что на мировые рынки постепенно возвращается оптимизм. За последние шесть месяцев все больше потребителей стало верить в то, что рецессия отступает, - говорит вице-президент подразделения Nielsen Global customer Insights Джеймс Руссо. - А в нынешнем экономическом климате настроения потребителей оказывают прямое влияние на реальные продажи. Так, в Австралии уровень потребительского доверия вырос на 11 пунктов по сравнению со II кварталом 2009г., а благоприятные экономические условия дали возможность резервному банку Австралии повысить ставки. Таким образом, эта страна стала первой из "большой двадцатки", увеличившей ставки. При этом можно наблюдать, что розничные продажи товаров повседневного спроса (FMCG), аудируемых Nielsen, в совокупности прирастают на 2% каждые два месяца, а то время как уровень онлайн-упоминаний рецессии и кризиса в блогах и форумах (buzz) упал до минимального уровня с января 2009г., когда началось отслеживание этого показателя".

    Уровень потребительского доверия продолжает снижаться только в Испании (-4 пункта по сравнению со II кварталом 2009г.) и Японии (-2 пункта).

    В странах BRIC уровень потребительского доверия тоже вырос за последние шесть месяцев: на 8 пунктов в Индии, на 6 - в Китае и на 4 - в Российской Федерации.

    "Стоит отметить, что хотя индекс потребительского доверия в Российской Федерации и показал прирост на 4 пункта по сравнению с мартом-апрелем 2009г., его флуктуации, которые были выявлены в ходе промежуточных замеров, проведенных в рамках проекта Russians Through Crisis организации Nielsen, демонстрируют нестабильность настроений потребителей страны. Если в период с мая по сентябрь 2009г. наблюдался устойчивый рост индекса - до 88 пунктов, то в октябрьский замер показал снижение на 3 пункта, до 85 пунктов, по сравнению с сентябрем 2009г. Основной фактор, который повлиял на это, - заметное падение уверенности российских онлайн-пользователей в перспективах трудоустройства", - подчеркивается в исследовании Nielsen.

    индекс потребительского доверия в Австралии и Новой Зеландии за III квартал рос двузначными темпами, а две крприросте экономики еврозоны, Франция и Республика Германия, лидировали по темпам увеличения позитивных потребительских настроений в регионе (+7 и +5 пунктов соответственно).

    В целом результаты исследования Nielsen показывают, что уровень доверия потребителей в мире в октябре 2009г. практически вернулся на свой докризисный уровень. "Эти итоги отражают, насколько усилились процессы восстановления в глобальной экономике, особенно в Бразилии и Азиатских рынках, - говорит Дж.Руссо. - данные медиаизмерений, потребительской активности и аудита продаж в розницу Nielsen подтверждают, что потребители этих стран постепенно переключаются на новый покупательский режим".

    В октябре 2009г. 66% глобальных потребителей отметили, что экономика их страны находится в рецессии, а то время как в апреле таких было 71%. Но для многих потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке рецессия – дело прошлое. В Китае 87% участников исследования Nielsen считают, что их страна вышла из рецессии, в Гонконге, Норвегии и Австралии – по 60%. Такого же мнения сейчас придерживается половина опрошенных в Бразлиии, Индии и Чили.

    Среди респондентов, которые считают, что их страна находится в рецессии, каждый четвертый (26%) ожидает, что спад экономики в государстве закончится в ближайшие 12 месяцев.

    "После нескольких месяцев непрерывного снижения покупательской активности мы видим, что потребители готовы вновь открыть свои кошельки и вернуться к прежним покупательским привычкам. Мы наблюдаем позитивную динамику во многих секторах потребительского рынка, в том числе отмечаются рост продаж дорогих товаров и недвижимости, а также восстановление активности на финансовом рынке. Однако этим тенденциям еще предстоит проявиться на рынке товаров повседневного спроса, розничные продажи которых в целом оставались относительно стабильными на протяжении всего периода рецессии в регионе," - говорит генеральный директор Nielsen в Гонконге Оливер Раст.

    3.16 Не оптимизм

    3.17 Индекс оптимизма

    3.18 Оптимисты взяли нужный индекс

    В Китае рост индекса потребительского доверия на 6 пунктов вызван значительным улучшением таких показателей, как оценка респондентами своих перспектив трудоустройства и состояния личных финансов. Почти 60% участников исследования Nielsen в КНР считают свои перспективы трудоустройства хорошими или отличными, что почти на 14% больше, чем во II квартале.

    "Уже в ходе онлайн-опросов, проведенных ранее, мы видели, что китайские потребители начали ощущать на себе, что экономика их страны находится на пути к восстановлению. В III квартале мы наблюдаем, что рост оптимистических настроений продолжается и потребители чувствуют себя все более спокойно и комфортно в новых условиях, - говорит президент Nielsen в Китае Митч Барнс. – И хотя китайцы еще пока сохраняют умеренность в своих расходах, все же результаты исследований Nielsen свидетельствуют о том, что готовность населения тратить деньги на новые товары на многообещающем китайском рынке растет. организации, сделавшие фокус на инновациях, благодаря новым запускам cмогут внести заметный вклад в рост потребления в КНР".

    В то же время в остальных странах мира настроения потребителей пока сдержанные, а вместе с этим слабым остается и потребление. "Большинство участников онлайн-исследования Nielsen в США и Европе признает, что признаки экономического восстановления пока незначительные, но все же они есть, - говорит Дж.Руссо. - В США уровень потребительского доверия вырос на 4 пункта по сравнению с данными предыдущего исследования, при этом увеличение наблюдается впервые с 2007г. Однако он еще не сказался на повышении готовности тратить среди широких масс американских потребителей. Уже сейчас ясно, что восстановление экономики Америки будет проявляться в очень размеренном росте потребления, по мере того как будет восстанавливаться пошатнувшаяся покупательная способность американцев".

    Среди потребителей Франции, Федеративной Республики Германии (ФРГ) и Ирландии, считающих, что экономика их страны сейчас находится в рецессии, более 60% респондентов верят в то, что рецессия на их национальном рынке закончится в ближайшие 12 месяцев. Однако среди всех регионов мира в Европе - и особенно в Восточной Европе - потребители настроены более пессимистично: значительная часть участников исследования Nielsen здесь полагает, что о восстановлении экономики их страны говорить еще рано. Россияне в числе таковых: по данным на октябрь, 89% респондентов считают, что страна по-прежнему находится в состоянии рецессии.

    индекс потребительского доверия в целом по Восточной Европе почти на 10 пунктов ниже, чем в Западной Европе. Испания - единственная из стран Западной Европы, которая продемонстрировала снижение индекса потребительского доверия по сравнению в мартом-апрелем 2009г.

    индексы деловой и потребительской активности, а также делового оптимизма позволяют прогнозировать динамику показателей макроэкономического развития страны на некоторый будущий период времени (как правило, на 4-6 месяцев). Обычно, эти индексы являются результатами опросов высшего руководства компаний (постоянной и наиболее влиятельной группы людей) на предмет того, хорошо или плохо развивается сейчас бизнес; также обсуждаются вопросы

    перспективности бизнеса.

    indikator кредитно-денежного регулирования экономики отражают экономическую политику государства (процентные ставки центральный банк, нормы резервирования, объем агрегата денежной массы). Также они показывают активность в финансовом секторе экономических участников и их готовность к дальнейшему экономическому росту (объем потребительских кредитов, объем банковских кредитов и проч.) Все вышеперечисленные индикаторы представляются в виде индексов, то есть в

    цифрах. При этом, для каждой группы существует базовый набор индикаторов. Этот набор характерен только для конкретной страны. И, естественно, показатели отражают особенности системы национальных счетов именно в данной стране. Ниже мы приведем массив наиболее значимых индикаторов для каждой предложенной группы. А делаем это для того, чтобы вы прониклись значимостью этих индикаторов: всеми сразу и каждым в отдельности.

    3.19 Индекс оптимизма России

    3.20 Привычный годовой индекс оптимизма

    3.21 Индекс делового оптимизма

    indikator социально экономического, денежно кредитная политика, основные экономические indikator, кредитно денежная система, кредитно денежное регулирование

    валютный рынок trader, trader обучение валютный рынок Forex, работа трейдеру, форум трейдеров, аукцион трейдеров

    работа trader валютный рынок Форекс, русский trader скачать, trader обучение работа, вакансии трейдера, trader Forex

    Малая энциклопедия трейдера, валютный trader, программы трейдера, курсы трейдеров, русские трейдеры.

    нефть установила новый исторический рекорд. Золото, в соответствии с нашими предсказаниями прошлого обзора, пробило линию нисходящего тренда, правда, только в пятницу. В конце недели неплохо показали себя и промышленные металлы, особенно сталь. Однако в целом товарная группа по итогам недели ушла в минус. Причины в общем замедлении всемирной экономики, сопровождавшемся увеличением предложения товаров, прежде всего сельскохозяйственных. Помните старый анекдот, что сельское хозяйство - самый надежный способ расстаться с деньгами. Именно по этому сценарию все и происходит.

    После полного опускания в середине текущего десятилетия цен на сельскохозяйственные продукты ниже плинтуса (а, следовательно, и самих сельхозпроизводителей) многие ушли из сектора, многих уже нет. А потом еще и остатки зерна перегнали на спирт. Гром грянул, в ряде стран прошли голодные бунты. В результате цены неимоверно выросли. И каждый фермер начал увеличивать производство в меру имеющихся возможностей. Фермеры не имеют возможности, как правило, думать о том, что так же, как они поступает и их сосед, что такая политика неминуемо приведет к затовариванию и установлению разорительных цен. Именно это сейчас и происходит.

    Вышедшие данные об урожае нового года показали резкое увеличение сельскохозяйственного производства, что не преминуло отразиться и на ценах. Слабые цены на неделе были также и по мясным контрактам и по ряду колониальных культур. Особенно это касается северных культур типа пшеницы, поскольку резервных земель на севере намного больше. Однако пробил линию восходящего трена и лидер группы – рис.

    На рынке давно циркулируют слухи о том, что перед Олимпиадой Китай интенсивно закупал рис, это и стало причиной аномального тренда. Сейчас же говорят: закупки закончились, что и привело к закономерному остыванию рынка. Впрочем, это только слухи.

    В ближайшее время предстоит страда по зимней американской пшенице, что всегда прижимает цены вниз. Поэтому на месяц об устойчивом росте цен думать не приходится. Но и о нисходящем тренде пока говорить рано. Устойчивы ряд малых культур, соевый комплекс. Да и общая ситуация с раскруткой инфляции, обесцениванием доллара и спиртовым спросом пконтрактамет на поддержку цен.

    Как мы и ожидали в прошлом обзоре, обесценивание доллара снова пошло, вопреки общим ожиданиям мировых СМИ и даже обещаниям некоторых официальных банкиров. Пока по курсу евро-доллар это видно слабо, но на конец пятницы долларовый индекс показал майский минимум.

    Хороший рост на неделе показала валюта Японии, по которой происходила репатриация купонов американских облигаций на сумму свыше 100 млрд. долларов. Это существенно помогло японским облигациям, они подверглись массовой распродаже в начале недели на фоне безобразных макроэкономических японских данных, прежде всего по инфляционным ценам.

    Акции росли всю неделю во всем мире. Во многом этому способствовал приток денег в США, которые помимо акций также вливались и в уже подзабытые казначейские облигации. Покупали все, от Англии до арабов. Скорее всего, на это повлияло как уже свершившееся укрепление доллара в мае, так и ожидание продолжения укрепления, основанное на обещаниях центрбанк разных стран. Действительно, одно дело покупать актив, ожидая падение валюты покупки, а другое дело - не предполагать этого. В последнем случае многие объекты в США становятся очень привлекательными. Однако рост в итоге не столь существенен. Скорее всего, это сохранение стабильных цен бизнеса в условиях раскрутки общей инфляции в мире. По-прежнему нет причин для роста доходов компаний.

    3.22 Почтовый ящик, как индекс оптимизма

    3.23 Европы индекс оптимизма

    3.24 Рынки делового Оптимизма

    Главный индикатор на сегодня – тренд по облигациям - так и не проявился. Жуткие по амплитуде и неистовости колебания продолжаются каждый раз по новым причинам. Даже останавливаться на этом не хочется. Отметим только, что по американским казначейкам цены встали точно по середине диапазона колебаний, что нередко является признаком начала скорого движения.

    Макроэкономические данные на неделе болтало из стороны в сторону. Сначала в понедельник пришел негатив из Англии. Снижение цен на недвижимость отметили 95% опрошенных при ожиданиях 82%. Во вторник к этому добавилось и увеличение числа безработных на -7,2 тыс. при нуле ожиданий, при этом пересмотрели данные прошлого месяца на -3,6 тыс. против +1,2 тыс., объявленных в прошлом месяце. Вообще в Британии на неделе было очень плохо. Четыре крупнейших банка объявили о списании 24 млрд. долларов долгов и еще на 80 млрд. требуют помощи от Центробанка. При этом взносы от них в бюджет будут уже на 5 млрд. меньше из-за текущих потерь. розничные продажи падают уже второй месяц, причем за апрель они упали на полтора процента по сравнесовершенно точно прошлым годом. цены наоборот растут: на +3% торговля в розницу и на 7,5% производители. И это в стране, где при росте цен выше 3% требуется писать объяснительную королеве.

    Проблемы «англо-саксов» продолжались и в США, хотя и не так остро. Там тоже упали продажи на 0,2%, из которых следует отметить падение продаж бензина на 0,4% (и это при таком таком-то росте цен на него). Значит, в соперничестве за нефть между США и Китайской Народной Республикой первыми сходят с дистанции именно американцы. Потребление там стало зависеть от уровня цен. Продолжаются проблемы и в строительном секторе. Если убрать +36% прироста новостроек в многоквартирных домах после -35% в прошлом месяце, то опять происходит падение продаж одноквартирных домов. Порадовал только незначительный рост числа разрешений на начало строительства.

    В Европе было два неожиданных релиза. Федеративная Республика Германия увеличила ВВП на 1,5%, но в конце недели вышел отрицательный торговый баланс по зоне Евро союз -2,4 млрд. против +3 млрд. ожидаемых. В целом нейтрально и поддерживает закономерности.

    индекс экономического оптимизма в РФ

    В Российской Федерации рост продолжился. индекс РТС взял новый максимум, ММВБ «стукнулся» в него. Все, что копилось с начала года, выплеснулось за пару недель. По-прежнему рост преимущественно происходит со стороны энергетического сектора, хотя прочие сектора тоже начинприростаягиваться.

    Среди большого количества оптимистических новостей роста рынка сырья выделяются сообщения по укреплению позиций бывших сотрудников Правительства Российской Федерации. Бывший премьер-министр Российской Федерации Виктор Зубков должен возглавить организацию «Газпром». Глава Сбербанка Герман Греф ставит своей задачей к 2014 году ввести банк в десятку крупнейших банков мира.

    Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина основной причиной инфляции считает монетарный фактор. Инфляционный прогноз увеличен до уровня 9 - 10,5%. Готовятся программы антиинфляционных мер, включающие изменение денежно-кредитной политики и структурные меры.

    прогноз по инфляции на период 2009-2011 г. пока не изменился. В 2009 г. инфляция должна составить 7,5%. Правительство РФ на заседании в четверг, 15 мая, одобрило инновационный путь развития российской экономики на период 2009-2011 года. Предусмотрен среднегодовой рост ВВП в размере 6,5%, индекса промышленного производства - 5,5%, производства продукции сельского хозяйства - 4%, инвестиций - 13%. Это очень осторожный прогноз, и цифры не очень впечатляющие, но вполне возможно, что они отражают реальные возможности Правительства.

    Графики индексов все видели, поэтому не будем их повторять. Однако главное происходило, как ни странно, на облигационном рынке. Буридановость международных рынков fix income передалась и Российской Федерации.

    При этом объемы были обычные, что не позволяет принять гипотезу о второстепенности происходящих там событий по сравнению с фондовой биржей. Скорее, можно предположить, что часть средств была специально вынута из облигаций, чтобы прикупить акций на росте.

    Рост поддерживался и растущими мировыми ценами на энергоносители. Неплохие данные показывает и макроэк. статистика страны. Поэтому в первом приближении следует предположить продолжение роста на следующей неделе исключительно на общем набранном импульсе.

    Однако следует упомянуть, что в США сейчас нет нехватки черного золота, а газ и этанол просто упали на неделе. Сильная перекупленность ценовых графиков на нефть приводит к тому, что от любого чиха может начаться коррекция порядка 20 долларов. Это неминуемо также спровоцирует коррекцию в Российской Федерации.

    Сейчас много говорится о предкризисном состоянии российской экономики по сценарию либо азиатских тигров, либо стран бывшего «социалистического лагеря». Основной причиной для беспокойства является дефицитность бюджета за вычетом главного сырьевого источника. Как только цены на сырье падают, вся конструкция складывается, как карточный домик, что мы несколько раз наблюдали в некоторых странах мира за последние пару лет. Наиболее вероятный сценарий – банковский кризис в Казахстане.

    4.1Доза Индекса оптиизма

    4.2 Индекс делового оптимизма

    4.3 Индекс S&P

    Но пока все хорошо, и ожидается новый максимум индекса ММВБ, уже на росте второго эшелона. Положительные подвижки в промышленности не прибавили бизнесменам оптимизма. Значение индекса предпринимательской уверенности, опубликованного вчера Центром конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ, в октябре упало на 1 п.п. к сентябрю и составило -16% против -4% годом ранее. Негативные прогнозы промышленников по росту спроса и слабая финансовая обеспеченность предприятий не вселяют оптимизма деловому сообществу.

    Опрос Analystov ГУ-ВШЭ 600 базовых промышленных предприятий показал, что ситуация с обеспеченностью собственными финансами и прибылью продолжает ухудшаться. В то же время наметившиеся не так давно положительные сдвиги в промышленности пока сохраняются: практически завершилось падение спроса на продукцию, стабилизировалась ситуация с выпуском, замедлились темпы сокращения численности работников.

    «процессы, характеризующие деловую активность базовых промышленных предприятий, не позволяют делать выводы о начале масштабного подъема в промышленности», — говорится в пояснительных материалах к индексу. По мнению Аналистов, результаты октябрьского опроса не только далеки от средних значений докризисного периода, но даже не достигли минимальных показателей.

    Так, в октябре индекс предпринимательской уверенности сократился на 1% к сентябрю и составил -16% против -4% к октябрю 2008 года. В пояснениях это объясняется негативными прогнозами промышленников по росту объемов производства на ближайшие три-четыре месяца. Продолжилось ухудшение оценок обеспеченности промышленников собственными финансовыми средствами. Изменение показателя в прошлом месяце составило -14%, в сентябре -13%. По оценкам опрошенных предприятий, продолжилось сокращение прибыли (-19%) в октябре, тогда как в сентябре этот индекс равнялся -17%.

    «Худшие ожидания у производителей машиностроительной отрасли и инвестиционного оборудования. Сейчас и предприятия, и население стараются не покупать инвестиционные товары, а предпочитают беречь деньги», — говорит ведущий эксперт Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. По его словам, меньше всего ухудшения ожидают потребительский сектор и торговля: приближается декабрь — традиционный месяц высокой прибыли для этих сфер.

    Между тем октябрьский отчет Института экономики переходного периода показал, что предприятия могли бы выпускать продукции еще больше, но 60% производителей опасаются слабого внутреннего платежеспособного спроса. По данным Росстата, в сентябре выпуск готовой продукции сократился на 9,5% к аналогичному периоду прошлого года.

    Дмитрий Плеханов считает такие показатели нормальной реакцией промышленников на кризис, когда уверенность в экономическом благополучии постепенно сходит на нет. «промышленность в нашей стране никогда не относилась к числу быстрорастущих видов бизнеса. Выделялась только торговля и строительство, которые подпитывались высокими выгодами от внешнеэкономической деятельности», — говорит он. По мнению г-на Плеханова, сейчас очень трудно предполагать, что промышленность может стать драйвером роста экономики в целом. В настоящее время не существует однозначного толкования понятий "социальное самочувствие" и "качество жизни", как нет и их однозначной опрерационализации через систему индикаторов и показателей. И то, и другое понятие в научной литературе определяется как объективно-субъективная характеристика, но, как мы полагаем, "качество жизни" – это комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения с акцентом на объективные показатели, в то время как "социальное самочувствие" в большей степени отражает самочувствие самого индивида. Полагаем, что важным в определении термина "социальное самочувствие" является указание на то, что это реально функционирующее общественное сознание и поведение, "в котором проявляется эмоционально-комфортная оценка индивидом, социальной группой и населением… уровня удовлетворения социальных потребностей, а также своего положения в сравнении с другими индивидами, социальными группами…". Иначе говоря, акцент в большей степени смещается на субъективные показатели.

    4.4 Динамика индекса оптимизма

    4.5 Оптимизм как деловой индекс

    4.6 Коньюктурный Индекс

    Понятно, что существует некая норма, "стандарт" социального самочувствия, как для отдельного индивида, так и для группы, населения в целом, которая обеспечивает эмоционально-комфортное существование субъекта (нормальные условия жизни, работы и отдыха, безопасности и уверенности в будущем). Причем для любой локальной (территориальной, профессиональной и т. д.) общности это свой стандарт. "Стандарт Волгограда" вряд ли будет принят как норма жителями Москвы или Питера.

    Нормальное социальное самочувствие, теоретически, с одной стороны, "обеспечивается" самим индивидом (группой, населением в целом), с другой стороны, региональной властью, которая "задает" (определяет) параметры экономических, социальных, политических процессов в своем регионе.

    Ситуация кризиса, как, впрочем и любые события, меняющие привычный образ жизни людей, влияет на социальное самочувствие людей, и, что очень важно, делает интересы, принципы, оценки, устремления более выпуклыми. Эта выпуклая картина помогает лучше понять реальность – социальную и экономическую, лучше понять действия экономических и социальных механизмов. В данной связи интересно посмотреть, как в условиях кризиса соотносятся оценки собственного социального самочувствия и оценки деятельности региональной власти. Такую возможность мы получили в ходе проведения мониторингового исследования "Волгоградский Омнибус".

    Существует большое количество методик измерения социального самочувствия, которые различаются формулировкой вопросов, задаваемых респондентам, а также процедурами обработки полученных ответов. В рамках проекта "Волгоградский Омнибус" для измерения социального самочувствия нами используется методика "РИПН" – "Региональный индекс потребительских настроений" (замеры по этой методике начаты в апреле 2007 года). Согласно ей, социальное самочувствие отражается в значениях ряда индексов: индекса межрегиональных сравнений, положения семьи, ожиданий, покупательской активности, индивидуального оптимизма, краткосрочного и долгосрочного социального оптимизма. Их значения измеряются в диапазоне от 0 до 200. индекс равен 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Значения индекса ниже 100 означают преобладание в обществе негативных оценок. Последний замер в рамках данного проекта прошел в июне 2009 года, к обработке было отобрано 456 бланков интервью. Опрашивались жители города Волгограда.

    Следует обратить внимание, что за период с марта 2009 г. по июнь 2009 г. также возросли значения всех частных показателей социального самочувствия, кроме индекса покупательской активности. Самым низким остается значение индекса межрегиональных сравнений. Так, по результатам последнего замера (июнь 2009 г.) он составил 28 пунктов. Значение индекса краткосрочного индивидуального оптимизма, рассчитанное для горожан в возрасте от 16 лет и старше, за период с апреля-мая 2009 г. по июнь 2009 г. увеличилось с 86 до 118 пунктов, а краткосрочного социального – с 62 до 94 пунктов. Таким образом, перспективы улучшения материального положения для себя лично и своей семьи волгоградцы оценивают несколько выше, чем для большинства жителей нашей страны.

    4.7 График индекса оптимизма

    4.8 Деньги - оптимизм

    4.9 Индекс оптимизма в Германии

    Наибольшие значения зафиксированы для такого показателя социального самочувствия, как индекс долгосрочного социального оптимизма (152 пункта по состоянию на июнь 2009 г.). Это означает, что среди жителей нашего города в возрасте от 16 ли старше тех, кто считает, что в ближайшие пять лет материальное положение россиян улучшится, больше, чем тех, кто придерживается противоположной точки зрения.

    Если говорить об индексе покупательской активности (ИПА), то для жителей Волгограда в возрасте от 16 до 59 лет этот показатель с января 2009 года остается практически на одном и том же уровне: 53 – 56 пунктов. Почти половина волгоградцев считают, что сейчас неблагоприятное время для совершения крупных покупок. Противоположной точки зрения придерживаются значительно меньшее число горожан. Значение ИПА не превышает 100 пунктов, что свидетельствует о преобладании в обществе негативных оценок существующей экономической ситуации. Российская экономика чувствует себя все увереннее. Однако источником ее роста остается внешняя конъюнктура, а вместе со спросом набирает обороты и импорт.

    К середине осени индикатор индекса пром производства достиг 137,5 пункта, увеличившись за август-сентябрь на 7,3 пункта.

    Тем самым была перекрыта отрицательная динамика первого полугодия.

    Отметим, что переход экономики в зону роста был в полной мере предсказан динамикой конъюнктурного индекса "Финанс." (КИФ). К августу его значение уже выросло с начала года на 4,1 пункта, а за два последующих месяца он поднялся еще на 5,2 пункта.

    спрос на подъеме. Выводы о начале восстановления подтверждают и отдельные элементы КИФ, отражающие предложение. Так, показатель грузооборота транспорта вырос за август-сентябрь на 4,3 пункта, перекрыв негативную динамику предшествующих семи месяцев. Еще более нагляден прирост портфеля заказов. За два месяца он увеличился на 21,8 пункта.

    Как свидетельствуют опросы руководителей промышленных предприятий, регулярно проводимые Институтом экономики переходного периода (ИЭПП), динамика спроса в промышленности вышла на докризисный уровень июля-августа 2008 года. А доля компаний, удовлетворенных показателями спроса, достигла к середине осени 35%. Для сравнения: в наихудшие месяцы кризиса она не превышала 23%.

    Неудивительно, что в этих условиях все больше предприятий чувствуют себя здоровее. индикатор КИФ, отражающий долю компаний в "хорошем" и "нормальном" финансовом состоянии, за август- сентябрь вырос на 11,1 пункта. Это максимальный уровень с начала 2009 года. Стала снижаться и численность безработных.

    Внешний локомотив. Перелом в экономической динамике характеризуется двумя обстоятельствами. Первое - это то, что она положительна уже несколько месяцев, а поэтому можно говорить о наметившейся тенденции к восстановлению.

    Второе - причины этого восстановления явно находятся за пределами Российской Федерации.

    С началаприростндекс цен черного золота Urals на мировых рынках достиг 402,4 пункта, увеличившись более чем на 70%. Именно это послужило толчком к росту инвестиций в основной капитал. За август-сентябрь отмечено их увеличение на 3,5 пункта.

    Справедливости ради отметим, что их объем еще не полностью восстановлен после падения в начале года.

    Схожая ситуация с внутренним потребительским спросом. Реальные располагаемые денежные доходы населения находятся на подъеме.

    С начала года этот компонент КИФ увеличился на 3,4 пункта, за последние два месяца - на 0,5 пункта. Согласно опросам ВЦИОМ, доля конечных потребителей, полагающих, что сейчас хорошее время для крупных покупок, выросла в октябре до 37% против 27% в начале лета.

    Растет и доля населения, обладающая сбережениями.

    По опросам ВЦИОМ, она поднялась с 23% в начале года до 30%. И неслучайно, что население продолжает нести деньги в банки даже несмотря на снижающиеся процентные ставки. По итогам сентября индикатор уровня вкладов достиг 802,7 пункта. Для сравнения: в начале года этот показатель не превышал 767,9.

    Однако анализ структуры распределения затрат внутренних потребителей явно говорит не в пользу отечественных производителей. По расчетам Центра развития, к октябрю темпы роста импорта достигли 20% в годовом выражении. Причем положительную динамику продемонстрировали все элементы спроса на импорт, начиная с химического сырья и заканчивая товарами конечного пользования. А значит, внутренний производитель постепенно начинает проигрывать борьбу со своими зарубежными конкурентами. По данным опросов Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики, недостаточный спрос на продукцию внутри страны является основной причиной, ограничивающей ускоренное восстановление выпуска. Эту причину сейчас отмечают 62% компаний. Для сравнения: в последний докризисный месяц - в августе 2008 года - доля таких предприятий не превышала 39%.

    прогнозы и оценки. Таким образом, российская экономика стоит на пути посткризисного восстановления. Но восстанавливаются не только объемы производства, но, к сожалению, и его прежняя структура. И это пока остается основной проблемой. По прогнозам, конъюнктурный индекс "Финанс." вырастет до конца года на 6,4 пункта, индикатор индекса промышленного производства - на 8,2 пункта.

    Конъюнктурный индекс "Финанс." (КИФ) показывает, насколько благоприятна для бизнеса хозяйственная конъюнктура в Российской Федерации. индекс рассчитывается на базе ряда показателей, характеризующих динамику совокупного спроса и совокупного предложения. индекс разработали специалисты Института экономики РАН Александр Френкель, Наталия Райская, Яков Сергиенко, Ольга Матвеева. Чрезвычайно популярны в последние годы в экономической статистике индикаторы, основанные на методике построения индексов (диффузионные). Подобного рода индексы, по своей природе являющиеся показателями делового оптимизма участников бизнеса, регулярно публикуются (под названием PMI (Project Management Institute)), в США, Великобритании и Республики Германии, где они создаются соответствующими ассоциацией предпринимателей, применяются они как для оценивания направленности общественного мнения так и для измерения динамики объективных показателей. В Японии же аналогичный индекс TANKAN взят на вооружение самим BOJ, как инструмент анализа динамики экономических процессов для принятия решений в области денежной политики. данные индексы являются чисто субъективными! Строится анкетно, типа «улучшились ли у них дела, или ведут к ухудшению», и 1 из 3: Да, Нет, Без изменений.

    4.10 График вычисления делового Оптимизма

    4.11 Фондовые рынки и индекс оптимизма

    4.12 Оптимизм Европы

    DI = ( % ответивших «Да» ) + 0,5*( % ответивших «без изменений» )

    Затем усреднение,и он как состав PMI (Project Management Institute), TANKAN. данные индексы публикуют страны Семерки (это интересно, а с нашей показухой имеет смысл? Разве, что мы всех учим как жить не надо). Например Германский PMI (Project Management Institute) с 1998года включает обзор более 350 весомых компаний по пяти вопросам:

    - выпуск

    - новые заказы

    - занятость

    - время поставки

    - закупки сырья

    Используя данные индексы можно уверенней заглянуть на месяц, два, или квартал вперед. (Да вообще по правде говоря, по немецкой марке, работать приятней, чем с часовым Фунтом, но не с евро, с евро я не подружился). Наиболее мощный охват осуществляет NAPM, национальная американская ассоциация, ежемесячно. Исключение TANKAN, ежеквартальный. (далее не стану углубляться по йене, валюта сильно валотильная, с ней мы пока не сошлись характером. Мои поползновения в сторону Английского Фунта, настоящего джентмена на графике и в волатильности.)

    Purchasing Manager’s index (PMI (Project Management Institute)), NAPM: Обзор американской ассоциации NAPM, лежащей в основе ее индекса, проводить опросник по той же схеме, но с иным уклонов вопроса.

    - новые заказы клиентов, новые экспортные и импортные заказы, накопившиеся неисполненные заказы (30%)

    - производство (25%)

    - занятость (20%)

    - время доставки (15%)

    - запасы (10%)

    PMI (Project Management Institute) = 1. + 2. + 3. + 4. + 5. (100%)

    Интерпретация этого индекса не сложна. Из хронологии индекса нужны ближайшие локальные (циклические) минимумы и максимумы, линия 50 и линия 44. Если после периода роста он разворачивается, то это предсказывает спад экономической активности (из истории: он предсказывает максимумы за 7 мес, минимумы за 3 мес.). Падение ниже 50 есть предпосылка для рецессии. А ниже 44 всегда абсолютное снижение активности. В целом он надежно предсказывает разворотные точки.

    В исследовании выявилась сильная корреляционная связь с IP. индексом пром производства (проще простого, ведь рулит индустрия).

    IP = 0.52*PMI(-2мес)-23.4

    Далее ВВП. gross domestic product (GDP) = 0.317*PMI(-1)-13.9

    Примечание: используется индекс аналогичный PMI (Project Management Institute) – NPR, но который изначально строиться через опросник по смыслу: (процент «Да» – процент «нет»). NPR = 2*(DI-50)

    Имея уже индекс PMI, согласоваться с показателями (почувствовать разницу с историей):

    индустрия:

    - объем индекса пром производства IP

    - использование производственных мощностей CAPU

    - заказы на товары длительного пользования DGO

    - показатели объема заказов INSR

    инфляция:

    - индекс потребительских цен CPI ( CPI= е wi*Pi(t)/Pi(0) ) и Где wi – вес присвоенный данному товару, сумма всех весов равна 1! Pi(0) – фиксированная цена продукта по времени t=0.

    - индекс цен производителя PPI

    международная торговля:

    - Платежный баланс (balance of payments)

    - Торговый баланс (Merchandise trade balance, TB)

    statistics занятости:

    - показатель организованной занятости не сх сектора (establishment employment)

    - показатель самостоятельной занятости (household employment)

    - уровень безработицы (UNR = (LF – EF)/LF, где LF – рабочая сила (Labour Force), а EF – численность занятых (Employment Force), стоит мельком глянуть индекс Discouraged Workers, - потерявших надежду, обескураженные работники

    - Диффузионный индекс занятости (Employment Diffusion index, EDI),

    EDI = (% отраслей, в которых занятость за период выросла)-(% отраслей, в которых занятость за период не изменилась)2.

    - NAIRU, т.е. уровень безработицы, совместимый с неинфляционным ростом. При низкой безработице явление носит название – жесткий рынок труда (Tight Labour Market).

    4.13 График индекса оптимизма

    Уровень безработицы0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86_%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BB">4.14 Наконец оптимизм победил

    4.15 Три вида индекса оптимизма

    индикаторы потребительского спроса:

    - Жилищное строительство и рынок недвижимого имущества

    - Полученные разрешения на жилищное строительство (permission on implementation of construction-works)

    - Начатые строительства (Housing Starts)

    - Завершенные строительства (Housing Complitions)

    - продажи новых и продажи существующих (New and Existing Home Sales)

    - Строительные расходы

    - розничная торговля

    - объем розничной торговли (sale by retail, RS)

    - продажи грузовых и легковых автомобилей (Car and Truck Sales, C&TS)

    - индекс настроения приобретателя (Consumer Confidence index, CCI)

    Источники

    rbcdaily.ru Ежедневная деловая газета

    socio-research.ru Центр социологических и маркетинговых исследований

    fxfundamental.com фундаментальный анализ финансовых рынков

    Источник: http://forexaw.com/

    Энциклопедия инвестора. 2013.

    Игры ⚽ Нужна курсовая?

    Полезное


    Смотреть что такое "Индекс оптимизма" в других словарях:

    • Индекс потребительского доверия — в США ежемесячный отчет по потребительскому доверию на основании реакции национального настроения на текущую ситуацию и степень потребительских надежд или сомнений на будущее. Индекс строится на основе опросов 5000 семей. Индекс вычисляется в… …   Финансовый словарь

    • индекс потребительского доверия — Или Индекс потребительского оптимизма, Индекс потребительской уверенности показатель, отражающий совокупные потребительские ожидания населения. Рассчитывается на основе опросов семей (домашних хозяйств) об их потребительских планах, надеждах или… …   Справочник технического переводчика

    • Индекс потребительского доверия —  (Consumer confidence index, CCI) – или Индекс потребительского оптимизма,  Индекс потребительской уверенности — показатель, отражающий совокупные потребительские ожидания населения. Рассчитывается на основе опросов семей (домашних… …   Экономико-математический словарь

    • Индекс деловой активности — (Business index) Определение индекса деловой активности, расчет индекса деловой активности Информация об определении индекса деловой активности, расчет индекса деловой активности Содержание Содержание Определение термина О чем говорят индексы… …   Энциклопедия инвестора

    • Индекс потребительского доверия — (Consumer confidence index) Определение индекса потребительского доверия, расчет индекса Информация об определении индекса потребительского доверия, расчет индекса Содержание Содержание Определение термина До потребительской депрессии недалеко:… …   Энциклопедия инвестора

    • Индекс делового оптимизма — (ISM index) Определение индекса ISM, вычисление индекса ISM Информация об определении индекса ISM, вычисление индекса ISM Содержание Содержание Обозначение Метод вычисления Состав в сфере услуг Он представляет собой результаты опроса в сфере… …   Энциклопедия инвестора

    • Индекс доверия инвесторов — (Investor Confidence Index) Определение индекса доверия инвесторов, расчет индекса доверия инвесторов Информация об определении индекса доверия инвесторов, расчет индекса доверия инвесторов Содержание Содержание Обозначение Российская экономика и …   Энциклопедия инвестора

    • ИНДЕКС ДОВЕРИЯ — CONFIDENCE INDEXПоказатель оптимизма и пессимизма инвесторов; отношение доходности по высококлассным облигациям, включаемым в индекс Бэррона к доходности облигаций по индексу Доу Джонса. Данный показатель свидетельствует об уверенности опытных… …   Энциклопедия банковского дела и финансов

    • Фондовый индекс Доу Джонс — (Dow Jones) Определение индекса Доу Джонса, история возникновения, динамика индекса Информация об определении индекса Доу Джонса, история возникновения, динамика индекса Содержание Содержание Что такое Джонса Доу Джонса Транспортный индекс Доу… …   Энциклопедия инвестора

    • Индикатор деловой перспективы — (Indicator of business prospects, IFO) Определение индикатора деловой перспективы, индекс делового климата Содержание Содержание Экономический Индекс IFO мирового бизнес климата Инвестиционный обзор IFO Индекс IFO германского бизнес климата в… …   Энциклопедия инвестора


    Поделиться ссылкой на выделенное

    Прямая ссылка:
    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»