Индекс потребительского доверия

Индекс потребительского доверия

(Consumer confidence index)


Определение индекса потребительского доверия, расчет индекса


Информация об определении индекса потребительского доверия, расчет индекса


Содержание

    Содержание

    Определение термина индекс потребительского доверия

    До потребительской депрессии недалеко: Исследование Nielsen

    Барометр доверия

    Consumer Confidence - индекс потребительского доверия/оптимизма

    Определение термина индекс потребительского доверия

    Индекс потребительского доверия - ежемесячный отчет по потребительскому доверию на основании реакции национального настроения на текущую ситуацию и степень потребительских надежд или сомнений на будущее. Индекс строится на основе опросов 5000 семей. Индекс вычисляется в процентах как относительный показатель количества положительных/отрицательных ответов на общее количество ответов.

    Традиционно индекс потребительского доверия используется для прогнозирования тенденций в области занятости и общего состояния экономики, считается опережающим индикатором делового цикла.

    Индекс потребительских цен - относительный показатель динамики стоимости потребительской корзины, потребительских товаров и услуг: продовольственных товаров, жилья, промышленных товаров массового потребления, топлива и энергии. Рассчитывается ежемесячно по отношению к предыдущему месяцу.

    До потребительской депрессии недалеко: Исследование Nielsen

    Две трети россиян не готовы тратить. Рост рынка продуктов питания и напитков замедлился, но это не значит, что следует остановить инвестиции в разработку новых продуктов.

    По данным исследования Nielsen, в 2008 году российский рынок упакованных продуктов питания и напитков «выстрелил» почти на 23% (22,5%) по стоимости, подстегнутый высокой продовольственной инфляцией. При этом в последние месяцы 2008 года рост рынка, который стабильно развивался в течение докризисного периода, фактически остановился, и впервые за последние несколько лет розничные продажи продемонстрировали тенденцию к отрицательной динамике.

    По данным Nielsen, c августа по ноябрь 2008 года, потребление упакованного продовольствия снизилось на 0,3%. Потеря в динамике продаж в натуральном выражении, по сравнению с периодом апрель-июль 2008, составила порядка пяти (4,8) процентных пунктов. В результате этого прирост рынка в натураприростбъеме за совокупный период с декабря 2007 по ноябрь 2008 не дотянул и до 5%».

    «В 2009 году сохранить темпы роста даже на уровне 2008 года будет непросто, - говорит Дуайт Уотсон, Генеральный директор организации «Nielsen Россия». Уровень потребительского доверия в Российской Федерации продолжает стремительно снижаться, потеряв в феврале 2009 года еще 6 пунктов».

    1.1 До потребительской депрессии недалеко Исследование Nielsen

    Динамика Продовольственного индекса в Российской Федерации (совокупный рост по категориям рынка упакованных продуктов питания и напитков, аудируемым Nielsen в городах Российской Федерации с населением свыше 10 тыс. человек). Период - декабрь 2007 по ноябрь 2008 против аналогичного периода годом ранее.

    Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen на основе данных онлайн исследований исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. Результаты недавнего онлайн опроса, который был проведен 16-20 февраля 2008 года только в Российской Федерации, стали частью второй волны масштабного исследовательского проекта ‘Russians Through Crisis’.

    Первое резкое падение индекса потребительского доверия в Российской Федерации (на рекордные 16 (!) пунктов) произошло в ноябре 2008. Набирающая обороты рецессия в экономике, рост безработицы, девальвация рубля и бремя кредитов, набранных в «оптимистичные» годы, накладывает отпечаток на настроения потребителей. По данным онлайн-исследования Nielsen, в феврале 2009 года индекс потребительского доверия в Российской Федерации, и без того низкий, потерял еще 6 пунктов по сравнению с ноябрем 2008, составив 82 пункта.

    Один из главных источников беспокойства для российских потребителей - трудоустройство. Рынок кандидата ушел в небытие. По сравнению с сентябрем 2008 г., число потребителей, для которых нынешняя ситуация открывает хорошие перспективы трудоустройства, сократилось в 2,5 раза – с 50% в сентябре 2008 до 20% в феврале 2009. Практически каждый пятый (18%) сегодня считает свои перспективы в области трудоустровства плохими, что в три раза больше, чем всего полгода назад - в сентябре 2008 года. Всего обеспокоены своей работой, по данным на февраль 2009 года, - 75% участников исследования Nielsen (тех, кто считает свои перспективы в области трудоустройства не слишком хорошими/плохими).

    Стоит отметить, что наиболее заметное снижение оптимизма по поводу трудоустройства у россиян произошло в ноябре 2008 года, и по сравнению с этим периодом в феврале 2009 падение оказалось не столь знательное.

    Аналогичным образом меняется восприятие российскими потребителями и состояния собственных финансов. Наибольшее снижение по этому показателю было зарегистрировано Nielsen в ноябре 2008 года. В феврале 2008 года же значительного падения не наблюдалось. Меньше половины российских онлайн-пользователей (47%) сегодня уверены в своих финансах. В ноябре их было 51%.

    Однако, что касается готовности тратить, то, похоже, именно сейчас российский потребитель, позволивший себе «погулять» на Новый год и Рождество, всерьез берется за экономию.

    Согласно результатам второй волны исследования Nielsen ‘Russians through crisis’, готовность российских потребителей тратить неуклонно снижается. 47% респондентов считают ближайшие 12 месяцев не очень хорошим временем для покупок, а 20% - и вовсе плохим. Если в ноябре 2008 года тех, кто отметил ближайший год как «хорошее» и «отличное» время для покупок новых товаров, было 41%, то в феврале 2009 года это цифра составила уже 30%. В то же время доля потребителей, для которых время для покупки новых вещей «не очень хорошее» и «плохое» с ноября 2008 по февраль 2009 года выросла почти на 20%.

    1.2 До потребительской депрессии недалеко Исследование Nielsen

    Изменения индекса потребительского доверия в Российской Федерации в 2005-2008 г.г. Данные глобального онлайн исследования Nielsen. Замер в ноябре и феврале проводился только в Российской Федерации.

    Тенденции на рынке упакованных продуктов питания и напитков в период рецессии

    В ухудшающихся экономических условиях есть соблазн воздержаться от инвестиций в новые продукты. Однако исследования Nielsen BASES в области тестирования концепций новых брендов/продуктов и прогнозирования их продаж показывают, что покупательский интерес и восприятие ценности новаций значительно не меняются с изменением экономического климата, поэтому кризис - вполне удачное время для новых запусков.

    «Специфика Российской Федерации в том, что здесь, наверное, как нигде в Европе, одним из важнейших условий успеха при выводе нового товара является эффективная дистрибуция, которая в Российской Федерации затруднена по сравнению с другими странами - из-за большой территории и фрагментированности розничной торговли», - говорит Дуайт Уотсон.

    Ситуация сегодня может быть осложнена тем, что отдельные каналы дистрибуции, включая антикризисные стратегии, делают ставку на оптимизацию ассортимента, что затрудняет попадает на полку новых брендов. Порядка 17% представителей традционной розничной торговли, опрошенных в ходе исследования «Каналы дистрибуции: антикризисное поведение» сообщили, что уменьшили ассортимент. Обнадеживающая новость в том, что сокращение пока незначительное: в среднем ~15% ассортимента в магазинах, где провели оптимизацию ассортимента. А самой распространенной тактикой для продовольственной розницы, чтобы оставаться эффективными в условиях ресессии, становится сокращение товарных запасов.

    1.3 До потребительской депрессии недалеко Исследование Nielsen

    Динамика средневзвешенной дистрибуции при выводе нового бренда в Российской Федерации по сравнению с другими странами Европы. Основано на базе данных Nielsen BASES - 300 планов маркетинговых прогнозов, выполненных в Российской Федерации.

    «Продолжать инвестировать в новые продукты, отвечающие новым потребностям покупателей и работать над дистрибуцией - вот главные условия успешной работы на рынке упакованных продуктов в Российской Федерации в трудные времена,» - уверен Дуайт Уотсон.

    В условиях, когда покупательная способность потребителей падает, из ключевых тенденций, которые управляли развитием продовольственного рынка до кризиса, на первый план выходит справедливая стоимость. Однако это не значит, что удобство, разнообразие и польза для здоровья больше не актуальны. Теперь для потребителей эти понятия приобретают новое значение.

    Как показали результаты исследования продаж в розницу упакованных продуктов питания и напитков, проведенных Nielsen в Городской Российской Федерации за период с декабря 2007 по ноябрь 2008 года, в восьми их десяти самых быстрорастущих (по стоимости) категорий рынка высокие темпы роста определяются в том числе и другими факторами, кроме инфляции.

    Так, категория Питьевые йогурты выросла за вышеуказанный период +1% в натуральном выражении и 30% в стоимостном за период с декабря 2007 по ноябрь 2008 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Ее рост стимулирован развитием инновационого сегмента функциональных йогуртов. Товары этой категории позволяют приобретателю заботиться о здоровье и красоте.

    За период исследования уверенно росли продажи Продуктов для кулинарии (+8% в натуральном выражении) - супов, бульонов, блюд быстрого приготовления, приправ, лапши, смесей для приготовления блюд - еще раз подтверждая, что экономия времени и удобство по-прежнему актуальны для приобретателя.

    Важную роль в удорожании категории Соленые снеки играет тенденция к даун-сайзингу (уменьшению объемов) упаковки, которая проявилась в последние месяцы прошлого года.

    Даже в последние месяцы 2008 года сохранилась тенденция к развитию премиального сегмента в отдельных категориях упакованных продуктов питания, - шоколаде, кофе и других. Но судя по тому, как серьезно изменился настрой российских потребителей в феврале 2009 из-за снижения покупательной способности, поляризация рынка - очень вероятный сценарий для продовольственного рынка. В этом случае, при сохранении премиального сегмента, произойдет заметный переток потребителей из среднеценового сегмента в экономичный.

    Интересно отметить еще один факт, который характеризует развитие российского продовольственного рынка: если в течение первых месяцев 2008 года потребление традиционных молочных продуктов в Городской Российской Федерации неуклонно снижалось, то с наступлением кризиса, в IV квартале 2008 года ситуация в молочной индустрии начала меняться, и уже в октябре и ноябре 2008 года наблюдался рост продаж в розницу молока.

    «Пока рано говорить о том, что из-за снижения покупательной способности, часть потребителей переориентируется в своих предпочтениях на базовые продукты, однако возможно, что углублении кризиса эта тенденция продолжит развитие в отдельных категориях», - говорит Дуайт Уотсон.

    Об исследованиях:

    Об исследовании российского рынка упакованных продуктов питания и напитков:

    Исследование Nielsen «Российский рынок упакованных продуктов питания и напитков - 2008» базируется на данных аудита продаж в розницу в городах Российской Федерации с населением свыше 10 тыс. человек в шести крупнейших сегментах рынка упакованных продуктов питания и напитков, включая молочные продукты[2], продукты для кулинарии[3], алкогольные и безалкогольные напитки, соленые снеки, кондитерские предмета торговли.

    Об исследовании ‘Russians Through Crisis’

    Масштабный исследовательский проект ‘Russians Through Crisis’ дает всесторонний анализ покупательского поведения российских потребителей в современных условиях экономической нестабильности: уровень доверия потребителей, изменения в покупательском поведении в современных экономических условиях и их влияние на развитие категорий и розничную торговлю. Первая волна исследования была проведена в ноябре-декабре 2008 года. Вторая - в феврале 2009 года. Проведение третьей волны запланировано на апрель 2009 года.

    Каналы дистрибуции: Антикризисное поведение»:

    Цель исследования Nielsen «Каналы дистрибуции: Антикризисное поведение»: показать общую картину того, как действуют представители Tрадиционной Tорговли (ТТ) в современных рыночных условиях. Данный проект осуществлен с помощью HHT-терминалов (терминалы автоматизированного сбора данных).

    Исследование «Каналы дистрибуции: Антикризисное поведение» было осуществлено в 3 волны, в рамках которых было опрошено 3431 владельцев / представителей традиционной торговли, несетевых Мини/Супермаркетов и HoReCa, в 20 городах Российской Федерации с 24 декабря 2008 по 27 января 2009.

    По данным аудита продаж в розницу, проведенного Nielsen в городах Российской Федерации с населением свыше 10 тыс. человек за период с декабря 2007 по ноябрь 2008 г.

    Молочные продукты: ке включая желтый и белый сыр

    Продукты для кулинарии супы, бульоны, блюда быстрого приготовления, приправы, лапша быстрого приготовления, смеси для приготовления блюд),

    Кондитерские предмета торговли: включая шоколадные предмета торговли, конфеты, мучные предмета торговли, жевательная резинка, и др.).

    Барометр доверия

    Индекс потребительского доверия является показателем во многом субъективным. Ибо помимо конкретных изменений в экономике страны, на него влияют и многие другие факторы.

    Но с другой стороны, результаты опросов отражают и объективную реальность.

    В течение первой недели декабря статистический центр Финляндии провел традиционный опрос общественного мнения, имеющий целью определить отношение населения к экономической ситуации в стране и к своему собственному материальному положению. В результате подобных опросов, организуемых здесь ежемесячно, вычисляется так называемый индекс потребительского доверия.

    Декабрьский индекс оказался значительно выше ноябрьского, что для большинства специалистов явилось неожиданностью. Обычно в декабре люди бывают настроены менее радужно, чем в январе. На финише года человеку свойственно непроизвольно оглядываться на прожитые двенадцать месяцев. Прошлое же всегда вызывает неудовлетворенность из-за большого числа несбывшихся надежд. Поэтому оптимизм граждан, как правило, возрастает в начале года, когда их взоры вновь устремлены вперед, а сердца полны свежих надежд и планов. Немаловажным фактором является также и то, что повышение заработной платы во многих отраслях экономики Финлянии и в ее государственном секторе происходит, большей частью, в начале года, а не в конце.

    Тем не менее, на этот раз декабрь принес собой некоторый подъем общественного настроения. Декабрьский индекс определялся цифрой 14,6, тогда как месяцем раньше этот показатель был равен 10,8.

    Примечательно, что отношение финнов к собственному материальному положению осталось на уровне предыдущего месяца, но оценки экономической ситуации и трудовой занятости стали более позитивными. Тридцать семь процентов опрошенных в декабре людей считают, что безработица в стране будет расти. Месяц назад пессимистов было значительно больше — 48 процентов. Прибавилось уверенности и во взглядах на рост индекса пром производства. Большинство считают, что в ближайшем будущем объем производства Финляндии будет увеличиваться.

    Индекс потребительского доверия, безусловно, является показателем во многом субъективным. На него влияют не только конкретные изменения в экономике страны, но и многие политические факторы, а также средства массовой информации, которые далеко не всегда бывают достаточно профессиональными и беспристрастными. Но с другой стороны, результаты опросов отражают и объективную реальность. В них просматривается общественная интуиция, позволяющая людям ощущать подъемы и спады в экономике государства и в их личном благополучии.

    Нужно сказать, что, несмотря на декабрьский подъем, индекс доверия финского приобретателя за весь 2004 год, оказался довольно скромным. Среднегодовая величина индекса составила 13,5. Это, конечно, существенно выше, чем в 2001 году, когда значение индекса было близко к четырем. Но одновременно нынешний показатель намного уступает рекордному 1999 году, когда президентом страны был еще М. Ахтисаари. Тогда индекс доверия определялся цифрой 21.

    В целом можно заметить, что в период с 1996 года по 2000 год финны были намного увереннее в своем настоящем и будущем. Средняя величина индекса доверия в те годы превышала отметку 15. Это вполне объяснимо. В то время экономика Финляндия находилась в состоянии бурного подъема. Страна стремительно вышла из кризиса и достигла экономических высот, каких не достигала за всю свою историю. По такому показателю, как валовой национальный товар в расчете на душу населения Финляндия занимала первое место в мире. А по уровню жизни населения финны были в призовой тройке среди европейских стран. В тот же период произошел триумфальный взлет компании Нокиа и рост высокой технологии в целом. Имело место также резкое увеличение положительного баланса внешней торговли. Все это не могло не отразиться на общем моральном настрое населения.

    В последние же три-четыре года финны, похоже, перестали ощущать себя жителями страны, идущей в мировом авангарде. Рост занятости населения приостановился, а что касается валового национального товара, то в этом плане страна сместилась с первого места в мире на пятнадцатое. Конечно, нельзя утверждать, что спад является следствием смены президента, тем более, что президент не является фигурой непосредственно отвечающей за экономику. Тем не менее, серия политических конфузов внутри страны, а также неопределенность внешнеполитической линии Финляндии, наблюдавшиеся в последние годы, не могли не повлиять на экономическую ситуацию. Хотя спада, как такового не произошло, но подъем прекратился, а это естественно повлекло за собой снижение оптимизма в обществе, что и отражается в величине индекса доверия.

    Consumer Confidence - индекс потребительского доверия/оптимизма

    Обычно сокращается до customer conf. Отчет по потребительскому доверию изучает реакцию национального настроения на текущую ситуацию и степень потребительских надежд или сомнений на будущее, беспокойства по поводу инфляции. Отображает важнейшие экономические интересы как нации в целом, так и отдельных личностей, традиционно используется для прогнозирования тенденций в области занятости и общего состояния экономики. Индекс рассчитывается с 1967 года. Сначала он был равен "100". Показатель особенно важен в период национальной паники и кризисов, как, например, биржевой крах 1987 года, перед началом и в течение войны в Персидском заливе 1991 года, после нефтяных шоков, во время спадов и т.д. Индекс считается в % как относительный показатель количества положительных/отрицательных ответов на общее количество ответов.

    2.1 Consumer confidence - Индекс потребительского доверия

    Consumer Confidence index включает оценку респондентов как текущих так и ожидаемых условий по системе "лучше-хуже" по ряду вопросов:

    Финансовая ситуация семьи по отношению к предыдущему периоду.

    Ожидаемая финансовая ситуация семьи в течение года.

    Оценка делового состояния экономики в течение года.

    Оценка ожидаемой безработицы и экономического спада.

    Оценка домашних покупок ( одежда, бытовая техника и т.д.)

    При этом Consumer Confidence index определяется как 2/5 от оценки текущего состояния и 3/5 от ожиданий.

    Отчет публикуется в 10-00 утра поВашингтону или в 18-00 по московскому времени обычно в последнюю среду отчетного месяца Советом управляющих Федерального резерва (Conference Board), за текущий месяц.

    Bзаимосвязь с другими показателями и особенности поведения индикатора. На основании данных индекса можно прогнозировать уровень личного потребления, продаж в розницу. На индекс определяющее действие оказывают индикаторы уровня личных доходов и зарплат, уровень цен, а также ситуация на рынке акций - в США традиционно большую часть Доходов физические лица получают от биржевых операций с ценными бумагами. Индикатор слабеет в течение спадов, несколько восстанавливается в течение восстановления и значительно растет в течение расширений. Считается опережающим индикатором (leading indicator) для делового цикла. Рост значения индекса является положительным фактором для развития национальной экономики и приводит к росту курса доллара.

    Источники

    finam.ru - холдинг «Финам»

    sostav.ru – реклама, маркетинг,PR

    glossostav.ru - словарь маркетинговых терминов

    kauppatie.com – финляндский торговый путь

    lt-group.ru - словарь экономических индикаторов

    Источник: http://forexaw.com/

    Энциклопедия инвестора. 2013.

    Игры ⚽ Поможем сделать НИР

    Полезное


    Смотреть что такое "Индекс потребительского доверия" в других словарях:

    • Индекс потребительского доверия — в США ежемесячный отчет по потребительскому доверию на основании реакции национального настроения на текущую ситуацию и степень потребительских надежд или сомнений на будущее. Индекс строится на основе опросов 5000 семей. Индекс вычисляется в… …   Финансовый словарь

    • индекс потребительского доверия — Или Индекс потребительского оптимизма, Индекс потребительской уверенности показатель, отражающий совокупные потребительские ожидания населения. Рассчитывается на основе опросов семей (домашних хозяйств) об их потребительских планах, надеждах или… …   Справочник технического переводчика

    • Индекс потребительского доверия —  (Consumer confidence index, CCI) – или Индекс потребительского оптимизма,  Индекс потребительской уверенности — показатель, отражающий совокупные потребительские ожидания населения. Рассчитывается на основе опросов семей (домашних… …   Экономико-математический словарь

    • Индекс ведущих индикаторов — в США ежемесячный средневзвешенный индекс ведущих показателей: Производственные заказы; Заявки на пособия по безработице; Показатели денежной массы М; Средняя рабочая неделя; Разрешения на строительство; Цены на основные акции; Заказы на товары… …   Финансовый словарь

    • Индекс оптимизма — (Index of optimism) Определение индекса оптимизма, расчет индекса оптимизма Информация об определении индекса оптимизма, расчет индекса оптимизма Содержание Содержание Обозначение Структура и свойства Американский индекс оптимизма Индекс… …   Энциклопедия инвестора

    • Индекс доверия инвесторов — (Investor Confidence Index) Определение индекса доверия инвесторов, расчет индекса доверия инвесторов Информация об определении индекса доверия инвесторов, расчет индекса доверия инвесторов Содержание Содержание Обозначение Российская экономика и …   Энциклопедия инвестора

    • Индекс доверия потребителей — (Nationwide Consumer Confidence) Индекс потребительского доверия, исследования Нью Йоркской некоммерческой организации Conference Board Индекс обзора домашних хозяйств, разработанный для оценки индивидуальной склонности к расходам, оптимизм… …   Энциклопедия инвестора

    • Индекс розничных продаж — (Core retail sales) Определение розничных продаж, формы и виды розничных продаж Информация об определении розничных продаж, формы и виды розничных продаж Содержание Содержание 1.Розничные . Определение термина Методические указания по расчету… …   Энциклопедия инвестора

    • Индекс делового оптимизма — (ISM index) Определение индекса ISM, вычисление индекса ISM Информация об определении индекса ISM, вычисление индекса ISM Содержание Содержание Обозначение Метод вычисления Состав в сфере услуг Он представляет собой результаты опроса в сфере… …   Энциклопедия инвестора

    • Индекс настроения потребителей — (Consumer sentiment index) Индекс настроения потребителей Мичиганского Университета Результаты опроса потребителей на предмет уверенности в текущей экономической ситуации Содержание Содержание Раздел 1. Основные характеристики . Основные… …   Энциклопедия инвестора


    Поделиться ссылкой на выделенное

    Прямая ссылка:
    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»