Центральный банк России

Центральный банк России

(ЦБ РФ)


Понятие Центробанка России, история создания Банка России, функции Банка России


Информация о понятии Центробанка России, история создания Банка России, функции Банка России


Содержание

    Содержание

    1. Статус

    2. История

    3. Аудиторы

    4. Руководители Государственного банка

    5. Правовой статус

    6. Функции российского ЦБ

    7. Определение имущественных прав российского центрального банка в отношении закрепленного за ним имущества

    8. Структурные подразделения центробанка России

    ЦБ России (российский ЦБ) — это верхний уровень двухуровневой банковской системы в России, которая состоит из Центрального банка Российской Федерации и частных банков (и других кредитных организаций). Российский центральный банк контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные компании работают с прочими юридическими и физ. лицами.

    Статус

    Российский центральный банк — экономически самостоятельное учреждение, осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов. Российский центральный банк является юр. лицом, уставной капитал и имущество которого являются федеральной собственностью. Подотчётен Государственной думе Федерального Собрания России, которая назначает его Председателя, по представлению президента России.

    1.1 Здание банка

    Российский центральный банк осуществляет полномочия по владению, использованию и распоряжению резервами золота и валюты и другим имуществом. Государство не отвечает по обязательствам Центрального банка Российской Федерации (Банк России), а российский центральный банк — по обязательствам государства, вследствие чего государство может объявить дефолт по собственным обязательствам даже при наличии большого количества резервов золота и валюты, или процветать, даже при их отсутствии

    1.2 Эмблема

    История

    Центрбанк России (ЦБ России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

    2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят закон о центробанке РСФСР (российском ЦБ), согласно которому ЦБ Российской Федерации являлся юрлицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области фирмы денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

    1.3 Таблица счет прибыле ЦБР

    В июне 1991 г. был утвержден Устав центробанка РСФСР (Центробанка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

    В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил центрбанк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по денежной эмиссии и определению курса рубля. Центральный банк РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

    20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы центробанку РСФСР (российскому ЦБ). Несколько месяцев спустя банк стал называться Банком России (российским ЦБ).

    В течение 1991-1992 гг. под руководством Центробанка Российского Федерации в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть частных банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) центробанка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке Forex, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

    С декабря 1992 г. начался процесс передачи российским центральным банком функций кассового исполнения госбюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

    Свои функции, определенные основным Законом государства России (ст. 75) и законом "О Банке России (российском центральном банке)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

    В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Центральный банк Российской Федерации создал систему надзора и инспектирования частных банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента мин фина Центральный банк Российской Федерации (Банк России) организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

    С 1995 г. Центробанк России прекратил использование прямых займов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные займы отраслям экономики.

    С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Центробанк Российской Федерации проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы частных банков и повчастных банковти. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в Российской Федерации (МКК). В результате эффективных действий Центробанка РФ, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

    Денежно-кредитная политика российского ЦБ была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Центробанк РФ гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального курса валют рубля и стабильности финансовых рынков.

    В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики курса валюты, проводимой Центральным банком Российской Федерации, увеличились резервы золота и валюты России, нет резких колебаний обменного курса.

    Деятельность российского центрального банка в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Центральным банком Российской Федерации (Банк России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

    В 2003 г. Российский ЦБ приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

    Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной компании и их деловой репутации.

    Повышенное внимание российский ЦБ уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка жилья. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Центробанком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

    Еще одна проблема, которой российский центральный банк уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.

    С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. ЦБ России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

    В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, ЦБ Российской Федерации в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

    С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные фирмы, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотекам за счет эмиссии ценных бумаг указанных ценных бумаг.

    В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России) (Центральном банке Российской Федерации)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" ЦБ РФ издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

    1.4 Банковские ящики

    В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физ. лиц в банках России". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физлиц в банках России, а также компетенция, порядок образования и деятельности компании, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

    В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физ. лиц, размещенных в банковских учреждениях России.

    В апреле 2005 г. Правительством России и Центробанком Российским Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора России на период до 2008 года".

    В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

    Основными задачами развития банковского сектора являются:

    - усиление защиты интересов вкладчиков и других заемщиков банков;

    - повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в займы и инвестиции;

    - повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

    - предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

    - развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

    - укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, заемщиков и вкладчиков.

    Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство России и Центральный банк Российской Федерации будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

    Государственный банк СССР

    В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. Банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.

    Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной компанией, созданной "с целью способствовать займом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлять займы промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только "при условии обеспеченности их и экономической целесообразности". Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

    В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на Драгоценные металлы и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные договора по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.

    В 1922 г. и 1923 г. были проведены две деноминации, укрупнившие номинал совзнака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в обращение были выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении один рубль эмиссии 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, официально ходивших в то время в стране; во время второй деноминации денежные знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении 1:100.

    11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право денежной эмиссии в обращение червонцев - банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии ценных бумаг червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная инфляция.

    В течение 1922-24 гг. в обращении одновременно находились совзнак и червонец. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Он приравнивался к 7,74232 г чистого золота, т.е. к царской монете достоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые в основном использовались во внешней торговле.

    В марте 1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца, который являлся разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца, обменивался на 50 тыс. рублей совзнаками 1923 г. или на 50 млн. руб. денежных знаков более ранних образцов.

    В период НЭПа практиковались такие виды банковского займа, как учет векселей, кредита до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные займа под обеспечение долга векселей. В дополнение к этим займам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам.

    В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение предприятий денежной наличности Госбанка и Наркомфина.

    С 1922 г. в стране началось создание частных банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного ссуды, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.

    Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

    Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних кредитов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а кредиты не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический коллапс), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.

    В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

    В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), центробанке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

    В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения государственного бюджета, что позволило сосредоточить в нем кассовые операции социалистического хозяйства.

    В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.

    В конце 20-х - начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-32 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.

    В январе 1930 г. в связи с ликвидацией взаимного коммерческого займа все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть их отделений была ликвидирована. Свои операции спецбанки должны были осуществлять через филиалы Госбанка.

    В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк. В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.

    В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского ссуды. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный займ госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых предметов торговли и товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессом производства и обращения товаров.

    В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком). В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, компания денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение госбюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

    В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

    В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

    В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию фирмы документооборота и усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

    В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия дефицита государственного бюджета производил денежную эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных ссуд (кроме кредита 1947 г.).

    В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота. В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка. В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений. В мае 1961 г. была проведена деноминация и девальвация рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

    В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы. В 1965-69 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и фирмой сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и издержек на заработную плату и по простым ссудным счетам.

    1.5 Cчет денег

    В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

    В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

    С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

    В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР. 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят закон о центробанке РСФСР (Центробанке России), согласно которому Центральный банк Российской Федерации (Банк России) являлся юр. лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области компании денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

    В декабре 1990 г. были приняты законы "О Государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности". В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы. В июне 1991 г. был утвержден Устав центробанка РСФСР (Центрального банка Российской Федерации), подотчетного Верховному Совету РСФСР. Период с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

    В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил ЦБ РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по выпуска и определению курса рубля. Центральный банк РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

    20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы центробанку РСФСР (российскому центральному банку).

    Аудиторы

    Аудиторы по годовому отчету центробанка назначаются решением парламента (Верховного Совета, затем - Государственной Думы).

    До 1995 года аудиторами назначались исключительно иностранные организации: закон о центральный банк устанавливал необходимым условием при выборе аудиторской компании наличие у нее 10-летнего стажа, превышающего длительность существования аудита в РФ.

    Аудит центрбанк проводили: за 1991, 1992, 1993, 1994 - Coopers & Lybrand (постановления Президиума ВС РФ от 30 марта 1992, ВС от 3 июня 1993, ГД от 20 июля 1994, 21 июля 1995); за 1995 - Deloite & Touche (постановление ГД от 27 октября 1995); за 1996 и 1997 - Юникон; 1998 - PriceWaterhouseCoopers; 1999 - PriceWaterhouseCoopers и Юникон; 2000 - Deloite & Touche, 2001 - "Юникон/МС Консультационная группа" (постановление ГД от 21 декабря 2001). (...), за 2005 - PriceWaterhouseCoopers и ФБК.

    Поправками к закону о центральный банк, рассматриваемыми весной 2002 года, предполагается передать функцию назначения аудитора от Думы Национальному банковскому совету.

    Руководители Государственного банка

    Руководители Государственного банка РСФСР – центробанка РСФСР –

    Центробанка России (Центрального банка Российской Федерации (Банк России))

    1. Матюхин Г.Г. – Председатель Государственного банка РСФСР – центробанка РСФСР – центробанка России (Центробанка России) в 1990-1992 гг.

    2. Геращенко В.В. – Председатель центробанка России (Центробанка Российского Федерации) в 1992-1994 гг.; 1998-2002 гг.

    3. Парамонова Т.В. – исполняющий обязанности Председателя центробанка России (Центробанка РФ) в 1994-1995 гг.

    4. Хандруев А.А. – временно исполняющий обязанности Председателя российского ЦБ с 8 по 22 ноября 1995 г.

    5. Дубинин С.К. – Председатель центробанка России (российского центрального банка) в 1995-1998 гг.

    6. Игнатьев С.М. – Председатель центробанка России (Центрального банка Российской Федерации) с 2002 г.– по н./в.

    Правовой статус

    Статьей 75 основного Закона государства России установлен особый конституционно-правовой статус центробанка России, определено его исключительное право на осуществление эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия центробанка России определяются также Федеральным законом "О Центробанке Российском Федерации (Центробанке РФ)" и другими федеральными законами.

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Банке России (российском ЦБ)" целями деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банк России) являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы России и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

    1.6 Орлы

    1.7 Федеральный закон

    Ключевым элементом правового статуса центробанка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Центробанк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом эмиссии ценных бумаг и фирмы денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные основным Законом страны России и Федеральным законом "О российском центральном банке (Центральном банке Российской Федерации)", Центробанк Российской Федерации осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления. Независимость статуса Центробанка России отражена в статье 75 основного Закона страны России, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России) (Центробанке России)".

    Нормотворческие полномочия Центробанка Российского Федерации предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления, всех юридических и физлиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центробанке Российском Федерации (Центробанке РФ)" и иными федеральными законами. Центробанк РФ в соответствии с основным Законом государства России не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Центробанком РФ своих функций, должны направляться за заключением в российский ЦБ.

    Российский центральный банк является юрлицом. Уставный капитал и иное имущество Центробанка РФ являются федеральной собственностью, при этом российский центральный банк наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом российского ЦБ, включая резервы золота и валюты российского центрального банка, осуществляются самим российским ЦБ в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Банке России (российском ЦБ)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Центрального банка Российской Федерации без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации (Банк России) выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. ЦБ России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и Арбиртажных судах.

    Государство не отвечает по обязательствам Центробанка России, так же, как и ЦБ Российской Федерации – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. ЦБ РФ не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные компании не отвечают по обязательствам Центробанка Российского Федерации, за исключением случаев, когда Центральный банк Российской Федерации или кредитные фирмы принимают на себя такие обязательства.

    В своей деятельности Центральный банк Российской Федерации (Банк России) подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания России, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центробанка РФ (по представлению президента России) и членов Совета директоров российского ЦБ (по представлению Председателя российского центрального банка, согласованному с президентом России); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Центрального банка Российской Федерации в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Центрального банка Российской Федерации (Банк России) и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Центробанка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой России финансово-хозяйственной деятельности Центробанка Российского Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Центробанка РФ с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя российского ЦБ о деятельности российского центрального банка при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

    Функции Центрального банка Российской Федерации

    Центробанк России осуществляет свои функции в соответствии с основным Законом страны России и Федеральным законом "О российском центральном банке (Центральном банке Российской Федерации)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 основного Закона государства России, основной функцией Центрального банка Российской Федерации (Банк России) является защита и обеспечение устойчивости рубля, а эмиссия ценных бумаг осуществляется исключительно российским центральным банком. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России) (Центробанке России)", Центробанк Российской Федерации выполняет следующие функции:

    - во взаимодействии с Правительством России разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

    - монопольно осуществляет денежную эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

    - является заемщиком последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их вложения инвистиций;

    - устанавливает правила осуществления расчетов в России;

    - устанавливает правила проведения банковских операций;

    - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы России, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются фирма исполнения и исполнение бюджетов;

    - осуществляет эффективное управление резервами золота и валюты Центробанка России;

    - принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

    - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

    - регистрирует денежную эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

    - осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства России все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Центробанка Российского Федерации;

    - организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством России;

    - определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физлицами;

    - устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы России;

    - устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    - принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и организует составление платежного баланса России;

    - устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по компании проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на компанию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на фирму проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Центробанк РФ будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");

    - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики России в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

    - осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

    Определение имущественных прав Центробанка РФ в отношении закрепленного за ним имущества

    Как представляется, одной из важнейших целей установления организационно-правовой формы центробанка, является определение имущественных прав банка в отношении закрепленного за ним имущества, а также принципов наступления гражданско-правовой ответственности центробанка и возможности (или невозможности) ответственности российского ЦБ по обязательствам России.

    Как отмечает Я.А.Гейвандов: «Все те особенности, которые установлены в Федеральном законе «О центробанке РФ (Центробанке Российском Федерации)» в отношении закрепленного за ним имущества, в полной мере корреспондируют с соответствующими конституционными нормами».

    1.8 Схема банка

    В соответствии с частью 4 статьи 214 ГК РФ, имущество, находящиеся в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.294, ст.296 ГК РФ). Наряду с этим, статья 120 ГК РФ предоставляет государству, как собственнику своего имущества, право создавать государственные учреждения, правовое положение которых, включая имущественное, может отличаться от общих правил, закрепленных ГК РФ, с условием, что особенности правового положения указанных юр. лиц будут определяться законом и иными правовыми актами.

    Вышеприведенные нормы Гражданского кодекса, по мнению Я.А.Гейвандова, лежат в основе закона о центробанке, наделяющего российский ЦБ имущественными правами по владению пользованию и распоряжению закрепленной за ним федеральной собственностью.

    В статье 4 Устава центробанка говорилось, что имущество банка составляют его денежные средства, включая золото-валютные резервы и иные материальные ценности, стоимость которых отражается на балансе банка, которое закреплено за им на праве полного хозяйственного ведения. Однако согласно статье 4 Федерального закона от 26.04.1995 года № 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О центробанке РСФСР (Центробанке РФ)» данный Устав утратил силу. В настоящее время ни законом о центробанке ни иным нормативно-правовым актом (НПА) не определен характер вещных прав, на которых за ним закреплено имущество. В теории и на практике это вызвало следующую проблему.

    В соответствии со статьей 2 закона о центробанке, банк является юр. лицом, то есть самостоятельным субъектом права. Государство не отвечает по обязательствам российского центрального банка, и банк не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами (об этом шла речь ранее). Данные положения закона о центробанке соответствуют статье 126 ГК РФ, в соответствии с которой, юридические лица, созданные Россией, субъектами России, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

    1.9 Флаг на здание

    1.10 Билет Банка России

    В соответствии с пунктом 1 статьи 126 ГК РФ, Российская федерации отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое передано в хозяйственное ведение или оперативное управление, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности. Таким образом, как указывает Макарова М.Я., «возникает правовая коллизия: с одной стороны имущества Центрального банка Российской Федерации обособлено от имущества государства и, по общему правилу, российский центральный банк не должен отвечать по обязательствам России, но, с другой стороны, так как Российская Федерация отвечает по своим обязательствам казной, а имущество Центрального банка Российской Федерации (Банк России) включено в это понятие, то имущество последнего может быть подвергнуто взысканиям заемщика последнего».

    Безусловно, указанный пробел в законодательстве требует скорейшего устранения либо путем указания в законе конкретного имущественного права, на котором имущество закрепляется за Центральным банком Российской Федерации, либо признанием права собственности банка на данное имущество

    Структурные подразделения центробанка России

    В настоящее время в Банке России функционируют следующие структурные подразделения:

    Сводный экономический департамент

    Департамент исследований и информации

    Департамент наличного денежного обращения

    Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Центробанка России

    Департамент регулирования расчетов

    Департамент бухгалтерского учета и отчетности

    Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций

    Департамент банковского регулирования и надзора

    Главная инспекция кредитных организаций

    Департамент операций на финансовых рынках

    Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках

    Департамент финансового мониторинга и валютного контроля

    Департамент платежного баланса

    Департамент методологии и фирмы обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы России

    Юридический департамент

    Департамент полевых учреждений

    Департамент информационных систем

    Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом

    Финансовый департамент

    Департамент внутреннего аудита и ревизий

    Департамент международных финансово-экономических отношений

    Департамент внешних и общественных связей

    Административный департамент

    Главное управление недвижимого имущества Центробанка Российского Федерации

    Главное управление экспертизы и планирования капитальных расходов Центробанка РФ

    Главное управление безопасности и защиты информации

    Источники

    cbr.ru Официальный сайт центробанка России

    ru.wikipedia.org ВикипедиЯ - свободная энциклопедия

    bkfcs.com/?page_id=298 Комерческие банки

    politika.su Политика

    Источник: http://forexaw.com/

    Энциклопедия инвестора. 2013.

    Игры ⚽ Поможем написать курсовую

    Полезное


    Смотреть что такое "Центральный банк России" в других словарях:

    • Центральный банк России: история, функции и полномочия — Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Конституцией Российской Федерации (статья 75) установлен особый конституционно‑правовой статус… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

    • Центральный Банк России — Центральный банк Российской Федерации Штаб квартира Москва, Российская Федерация Дата основания …   Википедия

    • Центральный банк России — Центральный банк Российской Федерации Штаб квартира Москва, Российская Федерация Дата основания …   Википедия

    • Центральный банк Российской Федерации — Центральный банк Российской Федерации …   Википедия

    • Центральный Банк РФ — Центральный банк Российской Федерации Штаб квартира Москва, Российская Федерация Дата основания …   Википедия

    • Центральный Банк Российской Федерации — Штаб квартира Москва, Российская Федерация Дата основания …   Википедия

    • Центральный банк РФ — Центральный банк Российской Федерации Штаб квартира Москва, Российская Федерация Дата основания …   Википедия

    • Центральный банк — Банк Англии (Великобритания, Лондон) …   Википедия

    • ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — (банк России) является главным банком в РФ и находится в ее собственности. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК подотчетен Верховному Совету РФ и независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК является юридическим… …   Финансовый словарь

    • Центральный банк Российской Федерации — (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. Конституцией Российской Федерации (статья 75)… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


    Поделиться ссылкой на выделенное

    Прямая ссылка:
    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»