Выборы президента

Выборы президента

Условия выборов президента, обеспечение выборов президента


Информация об условиях выборов президента, обеспечение выборов президента


Содержание

    Содержание

    Раздел 1. Тенденции развитие законодательства о выборах президента.

    Раздел 2. Активное и пассивное избирательное право на выборах президента.

    Раздел 3. Общие условия выборов президента.

    Раздел 4. Назначение выборов президента

    Раздел 5. Выдвижение и регистрация кандидатов.

    - Подраздел 1. Самовыдвижение кандидатов.

    - Подраздел 2. Выдвижение кандидата партией.

    - Подраздел 3. Выбытия кандидата на пост президента.

    Раздел 6. Составление списков избирателей.

    Раздел 7. Организационное и финансовое обеспечение выборов президента.

    - Подраздел 1. Избирательные комиссии.

    - Подраздел 2. Центральная избирательная комиссия.

    - Подраздел 3. Финансирование виборов.

    Раздел 8. Информирование избирателей и предвыборная агитация.

    Раздел 9. Голосование и определение результатов выборов.

    - Подраздел 1. Опубликование итогов голосования и результатов выборов президента.

    Раздел 10. Признание выборов несостоявшимися и недействительными.

    Выборы президента – это избрание главы государства, гаранта основного Закона государства, прав и свобод человека и гражданина.

    Выборы президента – это один из важнейших актов политической жизни страны, который отличается повышенной активностью избирателей и соответственно более низким процентом абсентеизма.

    1.1. Официальные результаты выборов по состоянию на 3 марта 2008 года по данным ЦИК.

    1.2. Кандидати на пост презедента

    Тенденции развитие законодательства о выборах президента.

    Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности.

    Полновластие Советов, соединение в них законодательной и исполнительной власти несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти президента.

    Избрание главы государствапрезидента в странах с республиканской формой правления. В парламентских республиках президент избирается либо самим парламентом, либо расширенной избирательной коллегией, образуемой на основе парламента. В ФРГ, например, для этой цели образуется Федеральное собрание, в состав которого входят все члены Бундестага — нижней палаты парламента — и такое же число членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности. В республиках президентского типа глава государства избирается путем всеобщих выборов всем избирательным корпусом страны. Эти выборы имеют ряд сходных черт с парламентскими выборами. В обоих случаях действует одно и то же активное избирательное право и, следовательно, один и тот же избирательный корпус, особенно если президентские и парламентские выборы близки по времени. Во многом сходны и правила проведения избирательных кампаний, процедуры подсчета голосов и т.п. Хотя кандидатуры выдвигаются, как правило, партиями и движениями, выборы всегда носят персонифицированный характер. Они проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного (например, в США) или абсолютного (например, в Португалии, Франции) большинства.

    Идея об учреждении поста президента, первоначально возникшая еще в бывшем союзе ССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набирающие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и пост президента СССР в 1990г. был учрежден, что повлекло существенные изменения в основного Закона страны СССР.

    Согласно статьям 121.2 основного Закона государства РСФСР 1978 года президентом РСФСР может быть избран только гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.

    Президент РСФСР избирается сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть президентом РСФСР более двух сроков подряд. В основного Закона страны же 1993 года в статье 81.2 мы видим, что президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. То есть в основного Закона государства РСФСР 1978 г, в отличие от основного Закона страны 1993 года, существовал верхний возрастной предел. Так же очевидна разница в сроке, на который избирается президент. В основного Закона государства 1978 г. – это 5 лет, в современной основного Закона страны – 4 года.

    Согласно статье 121.3. Выборы президента РСФСР осуществляются гражданами РСФСР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Никакие иные выборы или назначение на должность, а равно присвоение полномочий президента РСФСР не законны и не действительны.

    Пост президента РСФСР учреждён в 1991 году по итогам первого российского референдума 17 марта 1991 года. Первый президент Российской Федерации Ельцин Борис Николаевич избран 12 июня 1991 года и вступил в должность 10 июля 1991 года. Согласно действовавшим в то время законам президент РСФСР, а после распада СССР - президент РФ рассматривался как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступившая в силу с 25 декабря 1993 года Конституция РФ существенно изменила статус президента: он стал главой государства, расширены его полномочия. На выборах 16 июня - 3 июля 1996 года Б.Н.Ельцин переизбран на должность президента на второй срок, а 31 декабря 1999 года объявил об отставке. 26 марта 2000 года новым президентом РФ избран Путин Владимир Владимирович, 14 марта 2004 года он переизбран на второй срок.

    Порядок выборов и вступления в должность президента РСФСР устанавливается законами РСФСР.

    В 1993 году 102 депутата были включены в КК. Председателем КК стал Председатель Верховного Совета РСФСР на тот момент Б.Н.Ельцин, заместителем Председателя КК - Р.И.Хасбулатов, первый заместитель Председателя Верховного Совета. КК возложила обязанности ответственного секретаря КК на О.Г.Румянцева. Он взял на себя всю практическую работу по подготовке проекта основного Закона государства.

    В проекте КК имеется глава XVI "президент России. Федеральная исполнительная власть". В ней, прежде всего, закрепляется статус президента РФ. В проектах до конца 1992 г. он назывался высшим должностным лицом РФ, возглавляющим исполнительную власть. Причем сначала говорилось об исполнительной власти РФ, а в последующих вариантах - об исполнительной власти в РФ. При первой формулировке президент возглавляет лишь федеральный уровень исполнительной власти, при второй - исполнительную власть всех уровней в РФ.

    Проекты 1993 г. уже называют президента главой государства и высшим должностным лицом в РФ. Между прочим, в последнем варианте предусматривается лишь нижняя возрастная планка для президента - 35 лет. Срок полномочий варьируется - сначала 5 лет, в последнихвариантах - 4 года.

    Полномочия президента достаточно весомы по проекту КК. Отметим основные: подписывает федеральные законы, имеет право "вето"; назначает с согласия Верховного Совета Председателя Правительства, заместителя Председателя Правительства и членов Правительства, к ведению которых относятся ключевые вопросы (мы их назвали выше), самостоятельно назначает остальных членов Правительства; может председательствовать на заседаниях Правительства; учреждает, формирует, возглавляет Совет Безопасности РФ и иные совещательные и вспомогательные органы при президенте; представляет ВС для назначения кандидатуры федеральных судей, председателя Банка России, Генерального прокурцентрального банканимает отставку вице-президента РФ, Правительства, Председателя, членов Правительства; освобождает этих лиц от должности; обращается с посланиями к народу и Верховному Совету; представляет Верховному Совету проект федерального бюджета; руководит осуществлением внешней политики РФ; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; объявляет в неотложных случаях ЧП и военное положение.

    Как можно было видеть из изложенного выше, по существу посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в Российской Федерации был оформлен совершенно новый общественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже и новым конституционным строем страны.

    Сначала предпринимаются шаги по созданию основ российского парламентаризма в виде постоянно функционирующего Верховного Совета РФ, отказу от императивного мандата депутата в пользу свободного мандата. Одновременно вводятся свободные выборы, принцип состязательности, выдвижения нескольких кандидатов на депутатское место и выборную должность.

    Далее в Российской Федерации учреждается институт президента как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства. Вместе с тем на смену принципу верховенства Советов приходит принцип разделения властей. Правительство становится органом, подотчетным президенту, который им руководит. Парламентский контроль в отношении президента и Правительства сохраняется, но в строго очерченных пределах. Еще при существовании СССР министерства и ведомства РСФСР полностью переходят под российскую юрисдикцию, ликвидируется их подчинение союзным органам.

    2.1. Закон «О выборах Президента»

    2.2. Уникальная система выборов президента

    Активное и пассивное избирательное право на выборах президента.

    В основного Закона страны России отмечается, что ее граждане "имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления". Само по себе это положение не новое: оно провоз­глашалось и в предыдущей основного Закона государства. Вместе с тем его новый смысл и новые возможности очевидны. Речь идет о широкой па­литре новых политических, экономических и социальных ново­введений, которые коренным образом преобразуют избиратель­ную систему страны: признание права на частную собственность, политический плюрализм, идеологическое многообразие и других.

    30 сентября 1997 года, после опубликования в «Российской газете», вступил в силу Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России».

    Вступление в силу данного Федерального закона стало важным этапом в развитии федерального законодательства, направленного на наиболее полную и эффективную защиту установленного основным Законом государства России (статьи 3 и 32) права граждан России избирать и быть избран­ными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

    Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России» издан в рамках кон­ституционного полномочия России по регулированию и защите прав граждан России.

    До этого времени защита избирательных прав граждан осуществля­лась Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граж­дан России», действующим с 10 декабря 1994 года, а также федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Феде­рального Собрания России», «О выборах президента Россий­ской федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Россий­ской федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправ­ления».

    Федеральные избирательные кампании, практика проведения выборов и ре­ферендумов в субъектах России выявили существенные про­белы и противоречия в действующем федеральном избирательном законода­тельстве, несогласованность между федеральным и региональным законода­тельством о выборах, необходимость совершенствования и укрепления основ­ных гарантий, избирательных прав граждан, законодательного закрепления фе­деральных гарантий права граждан России на участие в рефе­рендуме.

    Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина России вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта России, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

    Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина России на определенной территории России, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина России на данной территории, устанавливаются только основным Законом страны России.

    Выборы президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию России. Избиратели, проживающие за пределами территории России, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы президента России назначает Совет федерации Федерального Собрания России.

    Кандидаты на должность президента РФ могут быть выдвинуты партиями, имеющими право принимать участие в выборах, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин России может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект России должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта России. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории России, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов президента России количество подписей избирателей сокращается наполовину.

    Порог явки избирателей на избирательные участки должен быть выше 50% граждан, имеющих право голоса. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов от проголосовавших избирателей.

    Совет федерации Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя от региона).

    3.1. По одиночке они лидеры,но вместе становятся неуправляемой биомассой...необходим ЛИДЕР лидеров.

    3.2. Выборы президента Российской Федерации

    Общие условия выборов президента.

    В зависимости от существующей модели института президентства используются различные способы избрания главы государства.

    В парламентарных республиках президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Германия, Чехия). В президентских и полупрезидентских республиках глава государства получает мандат непосредственно от народа (путем прямых выборов, как, например, во Франции и Российской Федерации, либо путем косвенных выборов, например, в США), что подтверждает его независимость от парламента.

    Выборы президента РФ проводятся на основе основного Закона страны РФ и Федерального закона от 17 мая 1995 г. «О выборах президента России». Кроме того, общие принципы компании и проведения выборов в Российской Федерации содержатся в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России».

    Президент РФ избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Согласно п. «д» ч. 1 ст. 102 основного Закона государства РФ, выборы президента РФ назначает Совет федерации Федерального Собрания. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий президент РФ.

    Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост президента РФ:

    1) ценз гражданства. Кандидат в президенты РФ должен быть обязательно гражданином России. Однако способ приобретения гражданства (по рождению, в результате признания, приема, восстановления и т. д.) по основного Закона страны РФ не имеет юридического значения;

    2) ценз оседлости (то есть требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока) составляет не менее 10 лет;

    3) возрастной ценз (ограничение нижнего возрастного предела) для кандидата на должность президента РФ составляет не менее 35 лет. Верхнего возрастного предела настоящая Конституция не предусматривает.

    Президент РФ избирается сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков подряд. * данные ограничения, предусмотренные ст. 83 основного Закона государства РФ, являются своеобразными правовыми барьерами, исключающими превращение института президентства в пожизненную должность.

    Выборы президента РФ осуществляются на основе основного Закона страны РФ, Федерального закона «О выборах президента России» от 10 января 2003 г. и других федеральных законов.

    Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Четырехлетний срок является достаточно распространенным в мировой практике, хотя в ряде стран глава государства избирается на более длительные сроки (чаще всего на 5—6 лет, а в Италии, Турции на 7 лет). Президент РФ может быть переизбран на второй четырехлетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Следовательно, избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Конституционный Суд РФ в определении от 5 ноября 1998 г. указал, что избрание первого президента РФ в 1991 г. (т.е. до принятия основного Закона государства РФ в 1993 г.) на срок до 1996 г. должно рассматриваться как первый срок президентства и по новой основного Закона страны.

    Право избирать президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательного корпуса, не допуская в то же время принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

    Избрание президента РФ прямым способом связывает его с народом более тесно, чем избрание парламентом (ФРГ, Турция) или косвенное избрание (в США, например, население сначала избирает выборщиков), но различие не носит очень уж принципиального характера с точки зрения демократизма.

    Главное состоит в том, что путем всеобщих выборов президент получает мандат непосредственно от народа, что позволяет ему вести себя более независимо по отношению к парламенту.

    Конституционных требований к президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в России не менее 10 лет не означает, что кандидат в президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве. В то же время законом установлено, что граждане, проживающие в период подготовки и проведения выборов за пределами Российской Федерации, обладают равными правами на выборах президента РФ. Данное лицо должно быть гражданином РФ, и поскольку не сказано, что обязательно по рождению, то можно сделать вывод, что также по натурализации (в ведущих странах мира такое обычно не встречается). Скупые конституционные требования к президенту — признак демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран президент. В то же время ясно, что главой государства должен становиться только гражданин, имеющий большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами народа и способный руководить нашим непростым государством.

    4.1. Миссия ОБСЕ начинает мониторинг кампании по выборам президента

    4.2. Выборы президента борьба за финал

    Назначение выборов президента.

    Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования. Институт назначения выборов выступает гарантией своевременного проведения и обеспечивает, таким образом, принцип периодичности проведения выборов.

    Для стадии назначения выборов характерны следующие существенные моменты:

    - Выборы президента являются обязательными и проводятся в сроки, установленные основным Законом государства РФ.

    Днем голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента России и в котором шесть лет тому назад был избран президент России.

    - выборы назначаются уполномоченным на то органом в соответствии со сроками, установленными соответствующими правовыми актами. Так, выборы президента РФ назначаются - Советом федерации.

    - голосование может быть назначено только на календарный выходном (но не праздничный) день;

    - решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах президента России».

    В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 102 основного Закона государства России к ведению Совета федерации относится назначение выборов президента России.

    Основаниями для рассмотрения Советом федерации вопроса о назначении выборов президента России являются истечение срока пребывания президента России в должности, а также досрочное прекращение президентом России исполнения полномочий в соответствии с частью 2 статьи 92 основного Закона страны России. Выборы президента России назначаются Советом федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах президента России является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента России и в котором четыре года тому назад был избран президент России.

    Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы президента России, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.

    Досрочные выборы президента России назначаются Советом федерации при прекращении президентом России исполнения полномочий до истечения конституционного срока в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 92 основного Закона государства России. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения полномочий президентом России.

    В случае прекращения президентом России исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных основным Законом страны России, досрочные выборы назначаются Советом федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Проект постановления Совета федерации о назначении выборов президента России вносится на заседание Совета федерации Комитетом Совета федерации по конституционному законодательству.

    Решение о назначении выборов президента России принимается большинством голосов от общего числа членов Совета федерации и оформляется постановлением Совета федерации.

    Решение о назначении выборов президента России подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

    5.1. Выборы состоятся

    5.2. Стартует избирательная кампания по выборам президента

    Выдвижение и регистрация кандидатов.

    Выдвижение - юридически значимое действие гражданина, группы или объединения предприятий граждан, направленное на участие в избирательной кампании в качестве кандидата в представительный орган или на выборную должность.

    Выдвижение и регистрация кандидатов является одной из наиболее значимых стадий избирательного процесса, с которой берет начало реализация пассивного избирательного права российских граждан. Как справедливо отмечает В.И. Васильев, непосредственно на этой стадии происходит "завязка" электоральных кампаний, в значительной степени определяющая весь их дальнейший ход. Именно в процессе выдвижения кандидатов необходимо соблюсти баланс интересов каждого из избирателей и общества в целом, создать предпосылки для гармоничного согласования выборных механизмов воспроизводства представительной государственной и муниципальной власти с потребностями и интересами гражданского общества, предполагающими ответственный характер участия граждан в формировании выборных политических институтов. Не случайно при определении пассивного избирательного права, в том числе при установлении квалификационных требований для лиц, баллотирующихся в качестве кандидатов на различных видах выборов, предусматриваются более жесткие ограничения, чем при реализации активного избирательного права.

    В законодательстве закреплено два способа выдвижения:

    - непосредственное, которое может быть осуществлено путем самовыдвижения.

    - выдвижения кандидата партией.

    Существует еще и такая форма выдвижения, как выдвижение кандидата инициативной группой избирателей, но эта форма выдвижения в 2002 году была исключена из избирательного законодательства и в настоящее время в Российской Федерации не применяется.

    При выдвижении кандидат представляет в избирательную комиссию пакет документов: заявление о согласии баллотироваться, сведения о выгодах и имуществе и т.п. После выдвижения кандидат получает разрешение на открытие избирательного счета и может создавать избирательный фонд и начать собирать подписи избирателей в свою поддержку.

    6.1. Июнь 1968 года выдвижение Роберта Кеннеди кандидатом в президенты от демократической партии.

    6.2. Грандиозное шоу Ю.Тимошенко в честь выдвижения кандидатом в Президенты Украины.

    Самовыдвижение кандидата.

    Каждый гражданин России, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов президента России вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность президента России.

    Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан России, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата (далее - группа избирателей). О месте и времени проведения собрания группы избирателей должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия России либо избирательная комиссия субъекта России, на территории которого планируется проведение указанного собрания.

    Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов президента России обращается в Центральную избирательную комиссию России с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей. При проведении досрочных выборов президента Российской федерация указанный в настоящем пункте срок не применяется.

    В ходатайстве о регистрации группы избирателей указываются:

    - фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, гражданство, срок проживания на территории России кандидата;

    - фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, каждого члена группы избирателей. Причем группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата.

    Центральная избирательная комиссия России в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации.

    В сведениях о кандидате, выдвинутом в порядке самовыдвижения, а также в избирательных документах делается запись: "Самовыдвижение".

    Основные мотивы самовыдвижение это:

    - стремление к власти;

    - потребность в самовыражении;

    - защита и лоббирование интересов собственного или чужого бизнеса;

    - желание изменить жизнь, помочь людям.

    Особо следует отметить недобровольное, принудительное выдвижение по настоятельной просьбе или требованию третьих лиц. Как правило, эта просьба исходит от вышестоящих руководителей собственной фирмы, от администрации (района, города, республики, президента), от коллег по бизнесу, от криминальных структур, при этом потенциальные кандидаты не могут ответить отказом, опасаясь негативных последствий для себя. Существенным ограничением в работе с таким кандидатом является то, что зачастую третьи лица финансируют их избирательную кампанию.

    Выдвижение кандидата партией.

    Право выдвижения кандидатов на пост президента принадле­жит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выдвижение происходит на съезде (конфе­ренции) избирательного треста; объединение предприятий и блок могут выдвинуть только одного кандидата, данные о котором сообщаются в Центризбирком РФ. Выдвижение кандидата партией производится после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов президента России. Партия вправе выдвинуть только одного кандидата.

    Партия вправе выдвинуть кандидатом гражданина России, не являющегося членом данной партии.

    Решение о выдвижении кандидата партией принимается на съезде партии в соответствии с Федеральным законом "О партиях" и уставом партии.

    Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей. Избирательное объединение предприятий, блок или инициативная группа обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 1 млн. подписей избирателей. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину России, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат вправе заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Все расходы, связанные с изготовлением подписных листов и со сбором подписей, производятся только через избирательный фонд кандидата. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7% от требуемого общего числа подписей. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обес­печить альтернативный характер голосования.

    Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

    Центральная избирательная комиссия России не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. При регистрации кандидата, выдвинутого партией, в решении Центральной избирательной комиссии России о его регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующей партией. В решении о регистрации кандидата указываются дата и время регистрации.

    Решение Центральной избирательной комиссии России о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд России. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней.

    Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, голосование на выборах президента России по решению Центральной избирательной комиссии России откладывается на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

    Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. Сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации Центральная избирательная комиссия России передает представителям средств массовой информации. Территориальные избирательные комиссии не позднее, чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах.

    Со дня регистрации зарегистрирован­ные кандидаты обязаны на время проведения выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информа­ции, а переизбирающийся президент РФ - не пользоваться преиму­ществами своего служебного положения. Кандидаты на пост Прези­дента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают денежную компенсацию, бесплатно пользуются общественным тран­спортом, приобретают статус неприкосновенности и др.). Закон подробно регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, исполь­зования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей. Выборы Пре­зидента назначаются Советом федерации Федерального Собрания. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конститу­ционного срока, на который был избран предыдущий президент. Вы­боры назначаются не позже чем за четыре месяца до дня выборов. Если Совет федерации не назначит выборов в срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия президента. Если полномочия президента заканчиваются до истечения конституци­онного срока, Совет федерации назначает досрочные выборы.

    7.1. “Всенародне выдвижении” Тимошенко кандидатом в президенты.

    Выбытия кандидата на пост президента.

    Кандидат вправе в любое время, но не позднее, чем за пять дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее, чем за один день до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию России. Указанное заявление не подлежит отзыву.

    Партия также вправе отозвать выдвинутого кандидата. Но не позднее, чем за 5 дней до начала голосования. Центральная избирательная комиссия России признает кандидата выбывшим в случае его смерти, признания его умершим.

    Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, голосование на выборах президента России по решению Центральной избирательной комиссии России откладывается на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

    Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата отказаться от дальнейшего участия в выборах (снять свою кандидатуру), в настоящем Федеральном законе понимаются ограничение его судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата или его близких родственников. Под обстоятельствами, вынуждающими партию отозвать выдвинутого ею зарегистрированного кандидата, в настоящем Федеральном законе понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограничение его судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата или его близких родственников, смерть зарегистрированного кандидата.

    Составление списков избирателей.

    Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, командиром воинской части, руководителем компании, в которой избиратели временно пребывают.

    Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории России, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией по обращениям граждан России. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр списка избирателей передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию за 20 дней до дня голосования, а второй экземпляр в машиночитаемом виде хранится в территориальной избирательной комиссии.

    Согласно действующему ФЗ лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность, полный объем соответствующих сведений и своевременность их передачи.

    Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка. Кстати, участвуя в выборах президента РФ в 2004 году, я выяснила, что могу проголосовать дважды – сделав мне прописку по одному месту жительства, меня не выписали из предыдущего.

    В Федеральном законе так же прописаны отдельные, специальные случаи – для избирателей, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии, избирателей, находящихся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, для граждан России, признанных вынужденными переселенцами, граждан, находящиеся в иностранных государствах по частным приглашениям…

    Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается

    Таким образом, Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах президента России" (с изменениями от 21 июля 2005 г.), принятый Государственной Думой 24 декабря 2002 года и одобренный Советом федерации 27 декабря 2002 года, регламентирует порядок подготовки и проведения выборов президента России. В данной главе я рассмотрела общие условия выборов президента, в том числе самовыдвижение, выдвижение кандидатур на пост президента партиями и порядок выбытия кандидатов.

    Подготовка проведения выборов является вторым этапом самой процедуры подготовки и проведения выборов президента РФ. Включает в себя формирование списков избирателей, формирование избирательных участков, разнообразную подготовительную деятельность избирательных комиссий различных уровней.

    Порядок составления списков избирателей и включения в них избирателей, проживающих в Москве, в соответствии с Избирательным кодексом города Москвы:

    Списки избирателей составляются территориальной комиссией или комиссией муниципального образования отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, полученных с использованием ГАС «Выборы» и представляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При совмещении выборов в органы местного самоуправления с выборами депутатов Московской городской Думы Городская комиссия вправе принять решение о проведении выборов по единому списку избирателей. При этом, если полномочия комиссии муниципального образования не возложены на территориальную комиссию и полномочия территориальной комиссии не возложены на комиссию муниципального образования, список избирателей составляется комиссией муниципального образования.

    Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.

    Сведения о зарегистрированных избирателях формирует и уточняет глава управы района города Москвы. Сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются главой управы района города Москвы, командиром воинской части в территориальную комиссию или комиссию муниципального образования сразу после назначения выборов.

    Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, подписи за каждый полученный им бюллетень, подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов.

    Первый экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь избирательной комиссии, составившей список. Список избирателей заверяется печатями территориальной комиссии (комиссии муниципального образования) и (или) соответствующей участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией, организующей выборы.

    Соответствующая территориальная комиссия (комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка за 20 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги с сохранением единой нумерации списка избирателей. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.

    В список избирателей включаются жители города Москвы, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

    Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. При выявлении территориальной комиссией или комиссией муниципального образования факта включения избирателя в списки избирателей на разных избирательных участках на одних и тех же выборах соответствующая комиссия до передачи списков избирателей в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.

    Если на основании международного договоренности России иностранные граждане имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления, то в списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления включаются соответствующие иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и не подпадающие под действие части 10 статьи 4 настоящего Кодекса, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы в органы местного самоуправления.

    Основанием для включения избирателя в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, - факт временного пребывания на территории этого участка или наличие у избирателя открепительного удостоверения.

    Факт нахождения места жительства либо временного пребывания избирателя на территории избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан России по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории России в соответствии с законодательством России.

    Избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения.

    Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления.

    Избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту жительства в общежитиях (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения).

    Список избирателей по избирательному участку, образованному в местах временного пребывания избирателей (больница, санаторий, дом отдыха, место содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и другое место временного пребывания), составляется соответствующей участковой комиссией не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях - жителях города Москвы, представленных руководителем учреждения, где избиратель временно пребывает.

    Участковая комиссия производит уточнение списка избирателей в соответствии с установленным порядком взаимодействия избирательных комиссий с органами государственной власти города Москвы, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. Выверенный и уточненный в установленном порядке список избирателей с указанием количества сброшюрованных (прошитых) отдельных книг первого экземпляра списка избирателей подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.

    Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка в период после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также в силу различных обстоятельств не включенные в список избирателей, включаются на основании их заявлений участковой комиссией в список избирателей дополнительно на основании документов, удостоверяющих их личность и место жительства на территории данного избирательного участка, выданных органами регистрационного учета граждан России по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории России. Включение избирателей, имеющих на это право в соответствии с настоящей статьей, в список избирателей допускается в любое время, в том числе и в день выборов.

    Исключение избирателя из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной комиссии и заверения его печатью этой комиссии производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, а также в базе данных ГАС «Выборы» указываются факт, дата исключения избирателя из списка избирателей и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой комиссии.

    Вносить какие-либо изменения в список избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов запрещается.

    Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

    Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания и в связи с престарелым возрастом, инвалидностью не имеющие возможности принять участие в голосовании по месту жительства, по личному письменному заявлению, поданному не позднее чем за три дня до дня голосования, могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания.

    В случаях, предусмотренных частями 8, 13 и 14 настоящей статьи, участковая комиссия, включившая избирателя в список избирателей по месту его временного пребывания, информирует об этом избирательную комиссию, организующую выборы, которая направляет официальное сообщение в участковую комиссию по месту жительства данного избирателя.

    Указанное сообщение является основанием для исключения данного избирателя из списка избирателей по месту его жительства. Участковая комиссия в графе «Особые отметки» списка избирателей делает отметку: «Включен в список избирателей на избирательном участке №_».

    8.1. Списки избирателей на избирательном участке.

    8.2. Списки избирателей

    Организационное и финансовое обеспечение выборов президента.

    Избирательные комиссии.

    Избирательные комиссии являются одним из наиболее значимых субъектов избирательных отношений. Им принадлежит ведущая роль в системе организационного обеспечения реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Избирательными называются комиссии, организующие проведение выборов президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные основным Законом государства РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, проведение выборов в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления.

    В соответствии со ст. 2 и 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательные комиссии представляют собой коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, обеспечивающие реализацию и защиту граждан, осуществляющие подготовку и проведение выборов в РФ.

    В основе правового статуса избирательных комиссий лежит принцип независимости органов, осуществляющих компанию и проведение выборов. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Особо следует подчеркнуть, что ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ на законодательном уровне охарактеризованы в качестве государственных, органов, не входящих в систему органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

    Однако вряд ли в этом стоит усматривать формирование новой ветви государственной власти, дополняющей законодательную, исполнительную и судебную власть.

    По мнению Ю.А. Веденеева и В.В. Смирнова, в механизме разделения властей в его российской варианте должно быть найдено место для избирательной власти, через которую в первую очередь реализует свой суверенитет гражданское общество, которая выражает фундаментальное разделение между обществом и государством функций политического владычества и управления.

    И хотя примеры добавления к классической триаде ветви избирательной власти уже имеется в конституциях некоторых стран Латинской Америки, представляется, по крайней мере, преждевременным ратовать за аналогичные инновации в российских условиях. Более того, нельзя не согласиться с В. Пастуховым в том, что в перспективе система избирательных органов в Российской Федерации неизбежно должна эволюционировать в государственно-общественный институт, исключающий претензии на статус особой ветви государственной власти. В противном случае весьма реальной будет вероятность того, что держателем крупного суверенитета гражданского общества в процессе фирмы и проведения выборов окажутся органы, находящиеся в монопольном ведении государственного аппарата и склонные вследствие этого к бюрократизации электоральной деятельности, что в свою очередь, чревато серьезными деформациями демократического избирательного процесса.

    Подготовку и проведение выборов президента России осуществляют:

    – Центральная избирательная комиссия России;

    – избирательные комиссии субъектов России;

    –территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России", в качестве территориальных избирательных комиссий;

    – участковые избирательные комиссии.

    Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам президента России (далее - избирательные комиссии) устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России", настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

    Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона.

    Выборы президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне федерации (Центральная избирательная комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов и др.), участков. Каждый за­регистрированный кандидат в президенты вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом совещатель­ного голоса. Избирательные комиссии имеют большие права, их деятель­ность строго регламентирована и осуществляется гласно и открыто.

    Центральная избирательная комиссия России, избирательные комиссии субъектов России формируются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России".

    Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании.

    Порядок формирования избира­тельных комиссий субъектов России, окружных территориаль­ных и участковых избирательных комиссий, комиссий референдума - половина членов избирательной комиссии субъек­та России, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта России, другая половина назначается исполнительным органом государ­ственной власти субъекта России.

    Формирование территориальных избирательных комиссий, комиссий рефе­рендума, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов России и органы местного самоуправления осуществляется выборным органом местного самоуправле­ния.

    9.1. Члени изберательной комисии за роботой

    9.2. Стартовали избирательные комисии

    Центральная избирательная комиссия РФ.

    Действующий, четвертый по счету, состав Центральной избирательной комиссии России сформирован в марте 2003 года в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Некоторые функции:

    – осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России;

    – организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий

    – обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов

    – устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей

    Центральная избирательная комиссия России рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов России и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов России, референдумов субъектов России, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов.

    Центральная избирательная комиссия России вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов России указанному Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан России.

    Центральная избирательная комиссия России имеет официальный печатный орган – журнал “Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации”.

    Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.

    Финансирование выборов.

    Средства на подготовку и проведение выборов президента России, предусмотренные федеральным бюджетом, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии России в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении затрат федерального бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов президента России.

    Финансирование выборов президента осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые распределяются между всеми избирательными комиссиями. Но кандидаты на пост президента вправе создавать собственные избирательные фонды, которые могут формироваться за счет собственных средств (не более 1000 мини­мальных зарплат), средств, выделенных Центризбиркомом на пред­выборную агитацию, средств избирательных объединений предприятий (50 тыс. минимальных зарплат), добровольных пожертвований физ. лиц (каждое не более 50 минимальных зарплат), добровольных пожертвований юр. лиц (каждое не более 5 тыс. минималь­ных зарплат).

    Но есть и общее ограничение: предельная сумма издержек кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать суммы, равной 250 тыс. минимальных зарплат. Не допус­каются пожертвования в избирательные фонды со стороны иностран­ных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, рос­сийских юрлиц с иностранным участием (если доля инос­транного капитала превышает 30%), международных организаций и общественных движений, органов местного самоуправления, государ­ственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотвори­тельных организаций и религиозных учреждений. Закон устанавли­вает строгий учет пожертвований в избирательные фонды (аноним­ные пожертвования, например, перечисляются в профит государства).

    Кандидат обязан создать собственный избирательный фонд. Избирательные фонды кандидатов могут формироваться только за счет следующих денежных средств:

    - собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 10 процентов от предельной суммы всех затрат из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом, а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование, - 15 процентов;

    - средств, которые выделены кандидату выдвинувшей его партией и которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех издержек из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    - добровольных пожертвований граждан и юр. лиц в размере, не превышающем соответственно 1,5 процента и 7 процентов от предельной суммы всех затрат из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом, для каждого гражданина, юр. лица.

    Правовое регулирование финансирования сборов проявляется применительно не только к осуществлению государственных издержек (на деятельность избирательных комиссий и др.), но и к созданию кандидатами собственных избирательных фондов. Кандидаты обязаны вести учет поступления средств в избирательные фонды и расходования этих средств. Порядок и формы учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств утверждаются Центральной избирательной комиссией России.

    Информирование избирателей и предвыборная агитация.

    Информационное обеспечение выборов президента России включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов президента России.

    Предвыборная агитация - деятельность граждан России, кандидатов, избирательных трестов, избирательных блоков, общественных объединений предприятий, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России», ст.2).

    Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов.

    Информирование избирателей осуществляют избирательные комиссии.

    Компании, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Закон предусмотрел множественность форм предвыборной агитации через СМИ. В частности предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении предприятий, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах.

    Здесь следует заметить, что если все вышеуказанные понятия имеют свои вполне точные и конкретные определения, даваемые, как правило, в Инструкциях ЦИК, то затруднения вызывает возможность применения так называемых, «иных не запрещенных законом форм», которые так же указываются законодателем в качестве форм проведения предвыборной агитации в СМИ, но одновременно с этим не расшифровываются.

    Такая трактовка, даваемая в законодательстве, кажется весьма странной и, самое главное, неконкретной. Вряд ли то, что хорошо для определения границ полномочий частного лица, так же применимо к деятельности государственных и общественных институтов, к определению границ их полномочий, характера общественных отношений при выборах органов власти.

    В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, их доверенными лицами, партиями, группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, их доверенными лицами.

    В день голосования до момента окончания голосования на территории России запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов президента России, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").

    Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами президента России, является разновидностью информирования избирателей.

    В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

    - призывы голосовать за или против кандидата либо против всех кандидатов;

    - выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель

    - описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;

    - распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

    - распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

    - деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, партии, к которой принадлежит данный кандидат, партии, выдвинувшей кандидата.

    Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

    Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторного голосования - в агитационный период, указанный в пункте 5 настоящей статьи. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей компанией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию

    Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

    Предвыборная агитация может принимать следующие формы:

    - призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);

    - выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение предприятий будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

    - описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

    - распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном тресте в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

    - распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

    - деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, списку кандидатов.

    Законодательно закрепленные способы проведения предвыборной агитации:

    - на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

    - посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

    - посредством денежной эмиссии и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

    - иными не запрещенными законом методами.

    В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев т.д. и т.п. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объёму печатной площади, отведенной таким сообщениям.

    Голосование и подведение результатов выборов президента.

    Нормы статей 49 — 62 Федерального закона призваны обеспечить откры­тость и гласность важнейшего этапа избирательной кампании. При этом все избирательные действия на всех выборах и референдумах, проводимых в Рос­сийской федерации, унифицируются.

    В статье 49 Федерального закона устанавливаются требования к помещению для голосования. В помещении для голосования должна находиться увеличен­ная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, ка­бины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателей.

    Статьи 52, 53, 54 Федерального закона содержат своего рода «единый по­рядок» голосования, в том числе досрочного и вне помещения для голосова­ния. В частности, несколько изменена процедура досрочного голосования. В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Федерального закона избирательный бюл­летень, бюллетень для голосования на референдуме, заполненный проголосо­вавшим досрочно избирателем, участником референдума, вкладывается изби­рателем, участником референдума в конверт и заклеивается.

    На месте склейки на конверте, кроме подписей двух членов соответственно территориальной (окружной) или участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, проставляется подпись избирателя, участника референдума, проголосовавше­го досрочно. При компании голосования вне помещения для голосования участковые избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны вести специальный реестр, в котором регистрируются все поданные заявления из­бирателей, участников референдума, желающих проголосовать вне помеще­ния для голосования.

    Подсчет голосов избирателей прово­дится непосредственно членами участковой избирательной комиссии, о чем составляется протокол. На основании этих протоколов терри­ториальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а эта, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ. Центризбирком не позднее чем через 15 дней со дня выборов определяет результаты выборов.

    Избранным считается кандидат, который получил более полови­ны голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центризбир­ком признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей.

    В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (так называемый второй тур, характерный для стран с многопартийной системой).

    По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее - по сравнению с другим кандидатом - число голосов при условии, что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Если же повторное голосование не приводит к резуль­тату, то Совет федерации назначает повторные выборы. Закон предусматривает широкую огласку результатов выборов на всех уровнях.

    Результаты голосования объявляются Центризбиркомом. Протокол о результатах выборов президента России составляется Центральной избирательной комиссией России и подписывается всеми присутствующими членами Центральной избирательной комиссии России с правом решающего голоса.

    Избранный президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность президент приносит народу присягу, текст которой содержится в основного Закона страны РФ. С момента принесения присяги президент приступает к исполнению своих обязанностей.

    10.1. Голосование на выборах

    10.2. Голосование

    Опубликование итогов голосования и результатов выборов президента.

    Итоги голосования по каждому избирательному участку, каждой территории, каждому субъекту России в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления любым избирателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования, о результатах выборов членами той избирательной комиссии, в которую поступило такое требование. Указанные данные предоставляет соответствующая избирательная комиссия.

    Центральная избирательная комиссия России направляет предварительные данные о результатах выборов президента России редакциям средств массовой информации по мере их поступления в Центральную избирательную комиссию России.

    Избирательная комиссия субъекта России не позднее чем через две недели со дня голосования осуществляет официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах всех территориальных избирательных комиссий об итогах голосования и соответствующих сводных таблицах, в региональных государственных периодических печатных изданиях. В случае проведения на отдельных избирательных участках, отдельных территориях повторного подсчета голосов избирателей, результаты которого поступают в избирательную комиссию субъекта России после указанного срока, избирательная комиссия субъекта России осуществляет официальное опубликование уточненных данных в течение недели после принятия на их основании соответствующего решения.

    Избирательная комиссия субъекта России вправе опубликовать сводные таблицы территориальных избирательных комиссий в одном или нескольких муниципальных периодических печатных изданиях либо издать специальную брошюру, которая передается государственным и муниципальным общедоступным библиотекам, расположенным на территории субъекта России, организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации, региональным отделениям партий, зарегистрированным на территории субъекта России.

    Официальное опубликование результатов выборов президента России, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, и в случае, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 67 настоящего Федерального закона, о числе голосов избирателей, поданных по позиции "Против", осуществляется Центральной избирательной комиссией России в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов президента России. В течение десяти дней со дня подписания Центральной избирательной комиссией России протокола о результатах выборов президента России данная комиссия в своем официальном печатном органе официально опубликовывает полные данные протоколов всех избирательных комиссий субъектов России.

    В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия России осуществляет в своем официальном печатном органе официальное опубликование информации об итогах голосования, включающей в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых избирательных комиссий, об итогах голосования, о результатах выборов президента России, а также данных об избранном кандидате, предусмотренных пунктами 4 и 6 статьи 67 настоящего Федерального закона. Не позднее чем через семь дней со дня такого опубликования указанная информация размещается Центральной избирательной комиссией России в сети "Интернет" и содержится там не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов президента России.

    11.1. Подсчот голосов

    11.2. Подсчет голосов на выборах в Киргизии

    11.3. Центр подсчета голосов, город Буэнос-Айрес

    Признание выборов несостоявшимися и недействительными.

    Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостояв­шимися в случаях, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными законами, законами субъектов России, либо если число голосов избирателей, по­данных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избира­телей, поданных против всех кандидатов, а также, если ни один список канди­датов не получил число голосов, необходимое в соответствии с федеральными законами, законами субъектов России для того, чтобы принять участие в распределении мандатов. В этих случаях назначаются повторные выборы.

    Соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума призна­ет итоги голосования, результаты выборов, недействительными:

    - в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить ре­зультаты волеизъявления избирателей, участников референдума,

    - в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, участков референдума;

    - по решению суда.

    Федеральными конституционными законами, федеральными законами, зако­нами субъектов России при проведении повторного голосова­ния может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре в случае, если после снятия всеми остальными кандидатами своих кандидатур в избирательном бюллетене на день проведения повторного голосования ос­танется только один кандидат. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

    12.1. Марш несогласныхиз результатами выборов

    Источники

    vibori.net/ - Информационно-аналитический сайт

    president08.ru/ - выборы президента Росси 2008

    wikipedia.org - ВикиПедия – свободная энциклопедия

    wikiznanie.ru - ВикиЗнание – свободная энциклопедия

    vuzlib.net - Экономико-правовая библиотека

    rg.ru - Российская газета

    cikrf.ru/ - Официальный сайт Центральной Избирательной Комиссии России

    allpravo.ru - Все о праве

    dic.academic.ru Словари и энциклопедии на Академике

    slovari.yandex.ru – Яндекс словари

    elibrary.ru – Научная электронная библиотека

    pravoteka.ru- Правотека

    glossary.ru – Глосарий.ru

    mirslovarei.com- Мир словарей

    izbiratel.ru - Онлайн-журнал о выборах

    /elibrary.ru – Научная электронная библиотека

    Источник: http://forexaw.com/

    Энциклопедия инвестора. 2013.

    Игры ⚽ Поможем сделать НИР

    Полезное


    Смотреть что такое "Выборы президента" в других словарях:


    Поделиться ссылкой на выделенное

    Прямая ссылка:
    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»