- Паритет
(Parity)
Равенство двух или более сторон взаимоотношений по каким-либо параметрам
Состояние относительного равновесия сил, равноценности целей, эквивалентности платёжных средств, равенства прав и обязанностей и т.д
Содержание
Содержание
Определение
Паритет покупательной способности
- Теория
- Примеры
- Сопоставимый уровень цен
Паритет (от лат. paritas - равенство) – это термин, обозначающий равенство двух или более сторон взаимоотношений по каким-либо параметрам. Может означать состояние относительного равновесия сил, равноценности целей, эквивалентности платёжных средств, равенства прав и обязанностей и т.д.
Паритет - соотношение между денежными единицами различных стран, устанавливаемое по их золотому содержанию или их по покупательной способности.
Валютный паритет - твердое, официально устанавливаемое соотношение обмена одной валюты на другую.
Валютный паритет - теоретический курс обмена одной валюты на другую, при котором достигается равновесие предложения и спроса по каждой из этих валют.
Золотой паритет - соотношение денежных единиц разных стран по их официальному золотому содержанию.
Монетный паритет - соотношение денежных единиц по их золотому и серебряному содержанию.
Номинальный паритет - установленное соотношение между денежной единицей и принятым за эталон металлом либо другой валютой.
Паритет покупательной способности
Понятие паритет покупательной способности (ППС; англ. purchasing Power parity, PPP) может быть использовано в различных контекстах:
В экономической теории паритетом покупательной способности называется формулировка закона единой цены для международных рынков: покупательная способность некоторой суммы на одном рынке должна быть равна покупательной способности этой же суммы на рынке другой страны, если перевести данную сумму по текущему обменному курсу в иностранную валюту.
Под паритетом покупательной способности может подразумеваться также фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности применительно к определенным наборам товаров и услуг.
Теория
Теория паритета покупательной способности была сформулирована Густавом Касселем (Gustav Cassel). В соответствие с данной теорией естественным значением валютных курсов является значение, соответствующее паритету покупательной способности.
Если валютный курс А к валюте Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране А и экспортировать их в Б. Это увеличивает предложение товаров в стране Б, спрос на товары в стране А, спрос на валюту страны А и предложение валюты страны Б, что ведет к возвращению курсов к паритетному соотношению.
Пример: если цена единицы продукта в Российской Федерации 30 рублей, а в США — 2 доллара, то курс рубля к доллару должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая продукт в Российской Федерации (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу продукта. Соответственно, цены на продукт в США будут снижаться, цена на продукт в Российской Федерации — расти, а курс доллара к рублю — также снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, продукт стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в Российской Федерации, курс доллара — 20 рублей за доллар).
Поскольку функционирование модели паритета покупательной способности возможно лишь в условиях свободного движения товаров и денег, на практике курсы валют могут существенно отклоняться от паритета (чем больше таможенные налоги, экспортные и импортные ограничения, транспортные расходы, тем большее расхождение между номинальным валютным курсом и паритетным значением необходимо для того чтобы изменение объемов и структуры экспортирования и импорта было экономически оправданным).
Примеры
Различные международные компании (всемирный банк, Евростат) публикуют экономические показатели для разных стран в единой валюте (чаще всего в американских долларах), используя обменные курсы, рассчитанные на основе паритета покупательной способности.
Популярным примером использования паритета покупательной способности является «индекс Биг-Мака», регулярно вычисляемый и публикуемый английским еженедельником The Economist. Индекс вычисляется на основе цен «Биг Мака» в ресторанах McDonalds в различных странах и представляет собой альтернативный обменный курс.
Ещё один менее известный индекс — «индекс iPod» — рассчитывается австралийским инвестиционным банком Commonwealth negotiable paper на основе цен популярного MP3-проигрывателя организации Эпл в разных странах.
По данным Федеральной Службы Государственной статистики РФ паритет покупательной способности рубля к доллару в 2002 году составлял 9,27 рублей на один американский доллар. А ВВП по данным все той же службы на 2002 год (на душу населения, по паритету покупательной способности в долларах Соединенных Штатов) составлял 8087, что являлось 38 показателем в мире и составляло 22 % от того же показателя в США.
Данные за 2006 год: согласно Росстату, ВВП Российской Федерации в текущих ценах составил 26781,1 млрд руб., что по текущему курсу валют составляет примерно 985 млрд долл. По паритету покупательной способности ВВП Российской Федерации оценен ЦРУ США в 1746 млрд долл., то есть паритет покупательной способности рубля к доллару в 2006 год составлял 15,3 руб. за 1 долл.
Apple" height="458" src="/pictures/investments/img914712_2-2_Logotip_Apple.jpg" title="2.2. Логотип Apple" width="590" />
Сопоставимый уровень цен
Сопоставимый уровень цен по странам мира в 2003 году. Уровень цен в экономике Америки принят за базовый, поэтому для страны 100. Как видно из рисунка, существует некая зависимость между ВВП по ППС и сопоставимым уровнем цен (чем больший ВВП по ППС, тем выше сопоставимый уровень цен). Бермудские острова имеют самый высокий уровень цен, 154, Поэтому, товары, продаваемые на Бермудах, на 54% дороже, чем в США.
В начале 1990-х годов в Российской Федерации расхождение между номинальным курсом валюты и паритетным значением было очень велико: сопоставимый уровень цен в 1992 году составлял всего 7,3 %(Россия была очень дешёвой страной). Но уже к 1996 году сопоставимый уровень цен достиг 42-43 %.
Правильность расчётов, сделанных на основании данных МВФ, для некоторых годов (1996, 1999, 2002, 2005) подтверждается данными международных сопоставлений. На графике, начиная с 2007 года, приведены прогнозные значения, рассчитанные на основании данных МВФ.
Источники
wikipedia.org - Википедия — свободная энциклопедия
glossary.ru - Глоссарий.ru
Энциклопедия инвестора. 2013.