Национализация

Национализация

(Nationalization)


Национализация — это передача в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам


Национализация банков, методы национализации, формы национализации, национализация земли, промышленности и транспорта


Содержание

  •  Национализация (Nationalization) – это отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства
  • Национализация в истории
  • Суть национализации
  • Национализация банков
  • Национализация основных средств транспорта
  • Национализация в зарубежных социалистических странах
  • Национализация земли
  • Национализация промышленности
  • Источники

 Национализация (Nationalization) – это отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства

Национализация — это передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Национализация – это отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа. Затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. К широкой практике Национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации

.

Национализация нефтяных компаний

Национализация в истории

Национализация крупной промышленности в Советской Согласно ст. 235 ГК РФ Национализация проводится в порядке, установленном федеральным законом. Поскольку такой закон в настоящее время не принят, Национализация в Российской Федерации проводиться не может. Однако на практике это относится лишь к безвозмездной национализации. Полный или частичный выкуп государством вполне возможен на основании обычных договоров купли/продажиРоссии в 1договоров;1920

Национализация добычи земляного масла в Мексике в 1938 правительством Ласаро Карденаса

Национализация ряда отраслей промышленности в Англии в 1940-х годах

Национализация Суэцкого канала правительством Египта в 1956

Национализация горнорудной промышленности в Республика Чили в 70-х годах (при президенте Сальвадоре Альенде)

Национализация добычи крови земли в республике Венесуэле в 1976 г.

Современная российская интерпретация

Новое определение национализации — бархатная реприватизация — впервые было использовано главой «Финансгрупп» Олегом Шварцманом в интервью газете «Коммерсантъ». В статье, которая называлась «политическую партию для нас олицетворяет силовой блок, который возглавляет Игорь Иванович Сечин», он рассказал, что под прикрытием администрации правительства работает структура, целью которой является изъятие законными или иными методами прибыльных предприятий у их владельцев.

Декрет о национализации от 28 июня 1918 года

Суть национализации

Национализация, переход из частной собственности в собственность государства земли, промышленности, транспорта, связи, банков и т.д. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в интересах какого класса и в какую историческую эпоху она проводится. В феодальную эпоху огосударствление служило централизации власти в борьбе с отдельными феодалами, укреплению монархии, сосредоточению в руках государства главного богатства — земли. В ходе буржуазных революций Национализация земель способствовала ликвидации экономической базы феодализма и ускорению капиталистического развития.

Во 2-й половине 19 в. быстрое развитие капиталистических производительных сил привело к тому, что отдельные сферы и отрасли экономики по своим масштабам стали перерастать рамки частной собственности, что привело в ряде стран к национализации путей сообщения и средств связи в интересах развития экономики или в политических (военно-стратегических) и фискальных целях. По своему характеру Национализация при капитализме может носить как прогрессивный, так и реакционный характер, на что указывал Ф. Энгельс. Прогрессивна лишь та Национализация, которая вызвана потребностями развития производительных сил, «... так как лишь в том случае, когда средства производства или сообщения действительно перерастут управление акционерных обществ, когда их огосударствление станет экономически неизбежным, только тогда — даже если его совершит современное государство — оно будет экономическим прогрессом, новым шагом по пути к тому, чтобы само общество взяло в свое владение все производительные силы». Энгельс подчёркивал, что Национализация при капитализме не уничтожает капиталистического характера производительных сил и производственных отношений, ибо буржуазное государство «... есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист». Однако уже в тот период он показывал, что Национализация крупных предприятий — свидетельство ненужности буржуазии для управления современными производительными силами.

1. Энгельс

Переход от капитализма к социализму предусматривает ликвидацию частной капиталистической собственности и установление общественной собственности на средства производства. Обязательной предпосылкой для проведения социалистической Национализация является победа социалистической революции и установление власти рабочего класса и трудового крестьянства. Теоретически необходимость социалистической Национализация глубоко обоснована в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, развита применительно к современной эпохе в программных документах КПСС, коммунистических и рабочих партий, подтверждена опытом социалистического строительства в СССР и др. социалистических странах. После победы социалистической революции, — писали Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической политической партии», — «пролетариат использует свое политическое владычество для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил»

При ликвидации капиталистической собственности пролетарское государство допускает выплату компенсации владельцам национализированных средств производства. Маркс и Энгельс указывали, что при определённых условиях выкуп не только возможен, но и целесообразен. Закономерностью социалистической революции научный коммунизм считает сам факт перехода средств производства в общественную собственность, а формы и методы этого перехода зависят от конкретных условий. Это важное положение полностью разделял В. И. Ленин. Он считал, что преобразование буржуазной частной собственности в социалистическую общественную собственность может быть осуществлено мирным путём, без лишения буржуазии всех имущественных прав и с привлечением её на службу государства рабочих и крестьян. В. И. Ленин указывал, что в период революции сопротивление капиталистов можно сломить, национализировав собственность нескольких сот, самое большее одной-двух тыс. миллионеров. «Даже и у этой горстки богачей не нужно отнимать ""все" их имущественные права, можно оставить им и собственность на многие предметы потребления, и собственность на известный, скромный профит»

Марксизм-ленинизм строго разграничивает крупную и мелкую частную собственность на средства производства. Если крупная капиталистическая собственность, имеющая нетрудовой характер, подлежит в ходе социально-экономических преобразований Национализация, то мелкая собственность крестьян, кустарей и ремесленников не национализируется, а обобществляется в процессе кооперирования. Марксизм не только обосновал закономерность ликвидации капиталистической собственности на средства производства и замены её общественной собственностью, но и указал пути осуществления этого революционного переворота в социально-экономических отношениях. Маркс и Энгельс учитывали, что частную собственность нельзя уничтожить сразу, что экспроприация экспроприаторов — не единовременный акт.

2. Маркс

Ленин, разрабатывая в новых исторических условиях программные вопросы социалистической революции, определял основные пути и методы социалистического обобществления средств производства: Национализация собственности крупных и средних капиталистов и постепенное преобразование частной собственности мелкой буржуазии в общественную собственность.

3. Ленин

Национализация основных средств производства, проводимая пролетарским государством, — важнейшая революционная мера, приводящая производственные отношения в соответствие с уровнем и характером развития производительных сил. Она передаёт средства производства в руки подлинных хозяев — трудящихся и обеспечивает реальное освобождение их от эксплуатации. Используя Национализация, рабочий класс овладевает производственным аппаратом, завоёвывает командные высоты, лишает буржуазию и помещиков экономической базы их господства, осуществляет коренные преобразования социально-экономического строя общества. Пролетарское государство в первую очередь завоёвывает ключевые позиции в экономике путём Национализация самых важных отраслей хозяйства.

Национализация банков

Важнейшую роль в создании социалистической собственности играет Национализация банков, без которой невозможно лишить буржуазию её экономического владычества и организовать социалистическое производство и распределение продуктов по единому плану. Национализация внешней торговли и установление монополиста внешней торговли позволяют социалистическому государству оградить себя от проникновения иностранного капитала и проведения им экономических диверсий, укрепить свою независимость и самостоятельность. Важное место занимает Национализация земли, которая ликвидирует остатки феодальных и капиталистических отношений в сельском хозяйстве и создаёт большие возможности для развития социалистического сельского хозяйства на основе кооперирования крестьян. Национализация промышленности, транспорта и связи — необходимая мера, без которой невозможно создать материальную базу социалистической экономики. Национализация важнейших отраслей народного хозяйства закладывает основу экономической самостоятельности социалистического государства, ускоряет его социально-экономическое развитие.

Важнейшим мероприятием стала Национализация банков, которая началась с овладения Государственным российским ЦБ и установления контроля над частными банками. Ленин видел в таком контроле лишь переходную форму к национализации, которая позволила бы трудящимся освоить управление финансами для социалистического строительства. Однако вследствие саботажа банкиров Советская власть была вынуждена ускорить Национализация банков. Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 частные частные банки были национализированы. Установлена государственная монополия на банковское дело. Декретом СНК от 23 января (5 февраля) 1918 их капиталы полностью и безвозмездно передавались Государственному банку. Слияние национализированных коммерческих банков с Государственным банком в единый народный банк РСФСР было завершено к 1920. Такие звенья банковской системы царской Российской Федерации, как ипотечные банки, общества взаимного займа и др., были ликвидированы. Национализация банков облегчила Советскому государству борьбу с голодом и разрухой. В процессе Национализация начала создаваться социалистическая банковская система.

3. Государственный <a href=банк" height="233" src="/pictures/investments/img820933_3_Gosudarstvennyiy_bank.jpg" title="3. Государственный банк" width="429" />

Национализация банков явилась важнейшим шагом на пути подготовки Национализация промышленности. В руках государства оказался могучий рычаг воздействия на развитие промышленности, транспорта и др. Отраслей хозяйства. 14 (27) ноября 1917 ВЦИК и СНК издали Положение о рабочем контроле, который являлся подготовительным мероприятием к Национализация промышленности, прошедшей несколько этапов.

Первый этап (ноябрь 1917 — февраль 1918) характеризовался быстрыми темпами, инициативой местных органов в проведении Национализация Первой была национализирована 17 (30) ноября 1917 фабрика товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова (Владимирская губерния). Всего с ноября 1917 до марта 1918, по данным промышленной и профессиональной переписи 1918, национализировано 836 промышленных предприятий. В этот период, получивший название «Красногвардейской атаки на капитал», темпы отчуждения фабрик и заводов обгоняли темпы налаживания управления национализированными предприятиями.

На втором этапе национализации (март — июнь 1918) центр тяжести экономической и политической работы политической партии был перенесён с экспроприации буржуазии на закрепление завоёванных позиций, налаживание учёта и контроля, компанию управления национализированной промышленностью. Особенностью этого этапа национализации было обобществление целых отраслей промышленности и создание условий для национализации всей крупной промышленности. 2 мая 1918 СНК принял декрет о Национализация сахарной промышленности, 20 июня — нефтяной. В мае 1918 конференция представителей национализированных машиностроительных заводов, в работе которой участвовал Ленин, приняла решение о национализации заводов транспортного машиностроения. Всего за этот период национализировано 1222 промышленных предприятия.

Третий этап национализации продолжался с июня 1918 (декрет от 28 июня) по июнь 1919. Он характеризовался усилением организующей, руководящей роли Советского государства и его хозяйственных органов в проведении социалистической национализации. К осени 1918 в руках государства было сосредоточено 9542 предприятия. Вся крупная капиталистическая собственность на средства производства была национализирована методом безвозмездной конфискации. С лета 1919 темпы Национализация резко возросли. К государству перешли не только крупные, но и средние и большая часть мелких промышленных заведений. Форсирование процесса Национализация было вызвано необходимостью мобилизовать все наличные производственные ресурсы в период классовой борьбы 1918—20. На территориях, освобожденных от контрреволюционных сил и интервентов, восстанавливалось действие законов, связанных с Национализация

Национализация объектов горнорудного комплекса

Национализация основных средств транспорта

Национализация основных средств транспорта была осуществлена в короткие сроки 1917—18. Этому способствовали высокий уровень концентрации капитала и преобладание государственных (казённых) железных дорог. В январе 1918 была завершена Национализация морского и речного транспорта; осенью 1918 национализированы частные железные дороги.

Национализация положила начало созданию социалистического уклада в экономике Советской страны, утверждению социалистических производственных отношений, содействовала становлению системы планомерного развития народного хозяйства. Наряду с монополистом внешней торговли и аннулированием иностранных кредитов она заложила основу экономической независимости СССР.

Национализация в зарубежных социалистических странах

Национализация в зарубежных социалистических странах имеет особенности, определяемые как международным положением этих стран, так и спецификой перехода к социализму, расстановкой классовых сил, историческими и экономическими особенностями. Национализация земли в этих странах (за исключением МНР) в силу длительной традиции и глубокой привязанности крестьян к частной собственности на землю проведена лишь частично. Конфискованная в ходе аграрных реформ земля помещиков и крупных землевладельцев в основном была передана в собственность трудящихся крестьян.

Национализация банков осуществлялась с учётом опыта СССР. В большинстве стран она происходила в два этапа. На первом этапе, когда проводились демократические, антиимпериалистические и антифеодальные преобразования, были национализированы эмиссионные банки и крупные частные банки, принадлежавшие буржуазии, связанной с иностранным капиталом. Все др. кредитные учреждения были взяты под контроль государственных эмиссионных банков.

На втором этапе — этапе социалистических преобразований, была завершена Национализация банков и установлена государственная монополия банковского дела. В Болгарии в 1946 были национализированы все иностранные и коммерческие банки, принадлежавшие буржуазии, сотрудничавшей с фашистами, а в декабре 1947 — все коммерческие банки. В Венгрии в 1945 национализирован эмиссионный банк и введён контроль над частными банками, в 1948 их Национализация была завершена.

В Румынии в 1946 национализирован эмиссионный банк и введён контроль над более чем 450 частными банками и банкирскими конторами, которые в 1948 были национализированы.

После образования ГДР коммерческие банки продолжали деятельность под контролем власти народа. С переходом к строительству социализма за период 1952—53 они были национализированы.

Кампания по национализации крупных жилых домов

В Польше в период фашистской оккупации большинство банков прекратили свою деятельность. Декретом от 25 октября 1948 все частные кредитные учреждения были ликвидированы и установлена государственная монополия на банковское дело.

В Чехословакии Национализация банков была осуществлена в 1945.

В Югославии в 1944 были национализированы банки, принадлежавшие фашистским оккупантам и коллаборационистам, а в 1945 — все частные частные банки.

В КНР большая часть банков была национализирована сразу после установления народного правления, некоторые мелкие коммерческие банки были преобразованы в смешанные государственно-частные, которые функционируют под контролем Китайского ЦБ.

На Кубе все коммерческие банки страны, включая и филиалы крупнейших американских банков, были национализированы сразу после установления демократии (1960). В ДРВ государственная банковская система начала создаваться ещё в период антиимпериалистической революции, когда иностранные банки начали прекращать свою деятельность. Особенность Национализация банков в ряде стран (в частности, в Чехословакии, Венгрии, Румынии) состояла в том, что владельцы банков, поддерживавшие мероприятия народовластия, получали частичную компенсацию в форме выкупа акций народным государством.

5. Плакат-карикатура на <a href=капитализм" height="482" src="/pictures/investments/img820934_5_Plakat-karikatura_na_kapitalizm.jpg" title="5. Плакат-карикатура на капитализм" width="386" />

В промышленности в большинстве стран в первую очередь национализированы предприятия, составлявшие собственность монополистов Республики Германии и её союзников, коллаборационистов. В результате экономическая власть крупного капитала была в значительной мере подорвана, что облегчило подготовку и проведение дальнейшего обобществления средств производства. В результате Национализация промышленности в законодательном порядке закреплялись экономические завоевания трудящихся, осуществленные в 1944—45 в период освобождения. Крупная промышленная буржуазия лишилась средств производства.

Темпы национализации промышленности в отдельных социалистических странах были различными. В отличие от СССР, где крупная и средняя промышленность была национализирована почти одновременно, в зарубежных социалистических странах Национализация проводилась постепенно, как правило, по этапам, с более широким использованием рабочего контроля, государственного капитализма и др. переходных форм.

Законы о Национализация в европейских социалистических странах предусматривали выплату собственникам предприятий известного возмещения.

Благодаря национализации был создан социалистический уклад, который стал господствующим в народном хозяйстве.

Национализация в развитых капиталистических странах — одно из проявлений государственно-монополистического капитализма. Она вызвана рядом причин — концентрацией производства, давлением трудящихся масс и др. Усиление государственного монополистического капитализма в связи с общим кризисом капитализма активизирует вмешательство буржуазного государства в процесс воспроизводства в интересах монополистов, финансовой олигархии.

Национализируются в первую очередь отрасли военной промышленности, важнейшие для народного хозяйства отрасли, а также отрасли, требующие огромных капитальных вложений на длительный срок (топливно-энергетическая, в том числе атомная энергетика, транспорт и др. Отрасли инфраструктуры). Как правило, бывшим владельцам предприятий выплачивается значительная компенсация, иногда превышающая стоимость национализируемого имущества.

Буржуазная Национализация не изменяет существа капиталистического строя, так как не обращает национализированные средства производства в общественную собственность, следовательно, не обеспечивает планомерного развития народного хозяйства, не меняет характера распределения продукта. Часто она представляет собой способ переложения бремени финансирования капиталоемких и малоэффективных отраслей и производств на плечи трудящихся масс.

Коммунистические политической партии исходят из возможности использования при определённых условиях Национализация для ограничения всевластия монополистов и улучшения положения трудящихся, для осуществления демократического контроля над национализированными секторами производства и демократизации управления ими. В 50—60-е гг. коммунистические политической партии капиталистических стран разработали программы реформ, важной составной частью которых стало требование демократической национализации. Последовательное осуществление этих программ путём гражданской войны призвано подорвать власть капитала и создать предпосылки для социалистических преобразований.

Национализация промышленности

Национализация земли

Теоретической основой Национализация земли при капитализме явилось учение К. Маркса о земельной ренте. При капитализме земельная частная собственность крупных землевладельцев препятствует рациональному ведению хозяйства, отвлекает от производства значительную часть общественного продукта, поступающую им в виде арендной платы, и понижает среднюю норму прибыли. Маркс показал, что в условиях капитализма путём национализации к государству переходит лишь право собственности на землю, т. е. право получать земельную ренту.

Хотя от национализации земли при капитализме прежде всего и больше всего выигрывает буржуазия, пролетариат также заинтересован в ней, так как она уничтожает остатки феодализма, ускоряет развитие капитализма в земледелии со всеми присущими ему противоречиями. Национализация земли в условиях капитализма ставит задачу укрепления позиций буржуазии и имеет характер буржуазной реформы. Однако буржуазия ни в одной стране не решилась на осуществление Национализация земли, поскольку она сама имеет в собственности значительную часть земли и боится всякого на неё покушения.

В. И. Ленин установил, что Национализация земли возможна лишь в молодом буржуазном государстве, поскольку с развитием капитализма и особенно в эпоху империализма происходят переплетение и сращивание интересов финансовой буржуазии и крупных землевладельцев. Развивая марксистскую теорию аграрного вопроса, Ленин подчёркивал, что Национализация земли в ходе буржуазной революции есть последовательная демократическая мера, окончательно уничтожающая остатки феодальных отношений и создающая широкие возможности для развития производительных сил в сельском хозяйстве. Однако в зависимости от степени развития капитализма в сельском хозяйстве, соотношения классовых сил и наличия определённых традиций частной собственности на землю сроки и формы Национализация земли в различных странах могут существенно различаться.

Как часть общего комплекса мероприятий по государственно-монополистическому регулированию экономики осуществляется Национализация банков. Она носит частичный характер, не затрагивает основных принципов компании кредитных систем и не влечёт за собой существенных изменений в их политике, структуре, характере связей с др. кредитными учреждениями. В советах директоров и на руководящих постах остаются крупные акционеры, тесно связанные с финансовым капиталом.

Национализируются, как правило, только эмиссионные банки; частные банки, за редким исключением, остаются в частном секторе. Так, в Британии при национализации Английского банка в 1946 частные банки не были национализированы. Во Франции, которая имеет наиболее развитый государственный сектор в банковский системе, в 1945 наряду с банком Франции были национализированы лишь 4 коммерческих банка из более чем 300.

Национализация частных предприятий практиковалась многими государствами ещё в 19 в. Огосударствление отдельных промышленных предприятий осуществлялось в Англии, Франции, Бельгии и др. капиталистических государствах в 20—30-х гг. 20 в., проводилось без участия рабочего класса и сопровождалось выкупом государством у буржуазии средств производства. Такая Национализация, естественно, не затрагивала капиталистических производственных отношений.

Национализация земли

Национализация промышленности

Несколько иной характер первоначально носила Национализация промышленности в ряде стран Западной Европы после окончания 2-й мировой войны 1939—45. В сложившейся тогда политической и экономической обстановке важнейшей движущей силой национализации стал рабочий класс. В 1944—46 Национализация ряда отраслей производства была осуществлена во Франции. Коммунисты, входившие в состав правительства, стремились провести её в интересах трудящихся. В декабре 1944 был сделан первый шаг по этому пути — национализированы шахты крупнейшего угольного бассейна департаментов Нор и Па-де-Кале. В январе 1945 конфискованы автомобильные заводы Рено, владелец которых в годы оккупации активно сотрудничал с гитлеровцами.

В марте 1945 проведена Национализация авиамоторных заводов «Гном и Рон». В 1946 во Франции были национализированы все крупные предприятия по производству электричества и газа, завершена Национализация угольной промышленности. Профсоюзы получили доступ в административные советы национализированных предприятий. Национализация сделала возможным улучшение условий труда, частичное повышение заработной платы.

Острая борьба развернулась после войны вокруг национализаци промышленности в Австрии. В результате разгрома фашистской Федеративной Республики Германии здесь происходил подъём рабочего движения. Австрийские рабочие в середине 1945 потребовали конфискации собственности военных преступников, Национализация промышленности и банков. Проведённая в соответствии с законами от 26 июня 1946 и 26 марта 1947 Национализация, хотя и создала довольно обширную государственно-капиталистическую собственность, однако не затронула многих ключевых позиций австрийских монополистов и иностранного капитала.

7. Картина национализация промышленности

Национализация в Британии, осуществленная лейбористским правительством в 1945—51, охватила угольную, энергетическую и газовую промышленность, предприятия связи, транспорт (ж.-д., почти весь воздушный, частично речной и автомобильный) и часть металлургических предприятий. Владельцы национализированных предприятий получили значительную компенсацию.

В развитых капиталистических странах более всего национализацией охвачены ж.-д. и воздушный, в небольшой степени — морской, речной и автомобильный транспорт. Национализация транспорта широко распространена в Западной Европе и в Японии, менее — в Северной Америке (США, Канада).

Магистральный ж.-д. транспорт везде, кроме США и Канады, принадлежит в основном национальным компаниям (государственным или смешанным). В США все ж.-д. Организации — частные, в Канаде примерно половина магистральной сети принадлежит государственной национальной организации, объединяющей ряд железных дорог, построенных государством. В Японии и в некоторых странах Западной Европы в частной собственности находятся лишь железные дороги местного значения. Во всех развитых капиталистических странах (кроме США, где все авиакомпании — частные) большая часть воздушного транспорта сосредоточена в руках крупных национальных компаний (государственных, реже смешанных).

Национализация слабо затронула морской и речной транспорт, однако внутренние водные пути, речные и морские порты, как правило, принадлежат государству или местным органам власти. Государственные предприятия (национальные фирмы) грузового автомобильного транспорта существуют в немногих странах развитого капитализма (Великобритания, Нидерланды). Но и там они охватывают лишь небольшую часть парка грузовых автомобилей и перевозок. Значительно шире национализирован автобусный транспорт. Основные автобусные организации в капиталистических странах, кроме США, принадлежат государству или муниципалитетам. Большая часть сети трубопроводов в развитых капиталистических странах принадлежит частным компаниям. В государственной собственности находятся в Западной Европе трубопроводы стратегического значения, обслуживающие базы НАТО.

Национализация в развивающихся странах направлена, как правило, против иностранных монополистов и политики неокогазопроводов результате Национализация промышленных и др. Предприятий создаётся государственный сектор, который играет важную роль в становлегазопроводыии национальной экономики, в укреплении независимости. Национализация в этих странах проводится, как правило, с предоставлением компенсации прежним владельцам.

Национализация банков даёт возможность молодым государствам создать национальную кредитную систему, освободиться от давления иностранного капитала. В большинстве этих стран после завоевания независимости созданы государственные эмиссионные банки, регулирующие денежное обращение и осуществляющие политику правительства в области ссуды. По мере экономического развития в ряде стран национализируются не только иностранные, но и национальные коммерческие банки и др. кредитные учреждения.

Так, например, в Сирии Национализация коммерческих банков была проведена в 1961—63, в Бирме — в 1963, в Индии в 1969 национализированы 14 крупнейших частных банков, а в 1971 — 42 крупные страховые фирмы. В ходе проведённых здесь аграрных реформ часть земли перешла в государственный сектор, однако, широкая Национализация земли тормозится помещичьим землевладением. Национализация транспорта в развивающихся странах — важное средство борьбы против засилья иностранного капитала, которому в прошлом принадлежали основные сооружения и средства транспорта. В этих странах Национализация транспорта способствует развитию государственного сектора, завоеванию экономической самостоятельности.

Национализация крупной промышленности в Советской Российской Федерации в 1917—1920

После победы Октябрьской революции 1917 рабочий класс приступил к осуществлению социалистических преобразований. Национализация Земли и её недр, вод и лесов была провозглашена Декретом о земле [26 октября (8 ноября) 1917]. Частная собственность на землю была отменена. Земля объявлена государственной (общенародной) собственностью. В пользование крестьян бесплатно перешло 150 млн. га. Социалистическая Национализация земли была проведена в интересах трудящихся и эксплуатируемых масс деревни. Она стала экономической основой кооперирования крестьянских хозяйств. Социалистическая Национализация земли «... обеспечила доведение до конца буржуазно-демократической революции... кроме того... дала наибольшие возможности пролетарскому государству переходить к социализму в земледелии» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 37, с. 327). Она имела большое значение не только для периода строительства социализма, но и для дальнейшего развития советского общества, для решения современных проблем сельского хозяйства.

После захвата власти большевистское правительство пошло, прежде всего, по пути формирования единого органа планирования и управления экономикой – Высшего Совета народного хозяйства, созданного 1 декабря 1917 г. Центр тяжести руководства хозяйственной жизнью смещался на деятельность по снабжению и распределению продуктов. Появилось теоретическое обоснование этой ситуации, в соответствии с которым социалистическая централизованная экономика отличается от капиталистической тем, что в первой – социалистической – основную сложность представляют проблемы снабжения производителя и потребителя, а во второй – капиталистической – сбыт произведенной продукции. Отсюда делался вывод о том, что централизация распределения – душа планового хозяйства.

7. Плакат национализации

Первым шагом в формировании социалистического уклада в экономике был декрет о рабочем контроле, который должен был научить рабочих управлять. Но декреты не успевали за естественным ходом событий: повсеместное стихийное возникновение фабрично-заводских комитетов объяснялось лозунгами самой революции, внушавшей рабочим, что отныне они сами являются хозяевами своих предприятий. Однако попытка создания органов регулирования снизу – через систему рабочего контроля, – вскоре выявила свою полную несостоятельность (bankruptcy): в фабрично-заводских комитетах интересы локальные и потребительские оказались доминирующими. Предоставленные самим себе, рабочие по самой природе вещей весьма редко обладали техническими знаниями, промышленной дисциплиной или знаниями в области технического учета, которые были необходимы для нормальной работы предприятия. Были случаи, когда рабочие просто напросто присваивали себе после захвата власти на предприятии его средства, продавали запасы и оборудование и использовали все это в своих интересах. Смертельный враг фабрично-заводских комитетов Рязанов говорил в январе 1918 г., что за пределами Петрограда они к тому же никогда не играли сколько-нибудь заметной роли, да и там только в металлургической промышленности.

С 17 ноября началась Национализация крупной промышленности. Обобществлялись в первую очередь те предприятия, продукция которых была крайне необходима Советскому государству, а также те, владельцы которых саботировали производство. К весне 1918 г. только на Урале конфискации подверглись 68 заводов, всего же в руки государства перешло более 800 предприятий и отдельные отрасли промышленности (нефтяная, сахарная, железнодорожный транспорт, торговый флот).

Национализация банков и их слияние в единый Центральный было произведено 14 декабря 1917 г. Однако в течение долгого времени финансовые дела большевистского правительства находились в полном расстройстве. После октября фактически перестала действовать система налогооблажения, не было ничего, что хотя бы отдаленно напоминало нормальный бюджет. К маю 1918 г., по оценке Наркомфина, за шесть месяцев деятельности правительство потратило от 20 до 25 млрд. руб., а поступления в бюджет составило лишь 5 млрд. руб..

В апреле 1918 г. была объявлена монополия внешней торговли, и социалистическое государство взяло, таким образом, в свои руки все командные высоты в экономике. Однако справиться с кризисом и хаосом не удавалось. Все это время нарастали темпы инфляции, плотину которой окончательно прорвало в мае 1919 г.: ЦБ получил распоряжение выпускать денег столько, сколько требует хозяйство страны. Печатание «крашеной бумаги» после этого становится, пожалуй, единственной развивающейся отраслью советской промышленности.

В некоторые районы и на некоторые предприятия революция проникала довольно медленно. И работа там в течение некоторого времени протекала также, как и прежде. Так, бумагопрядильная и красильная фабрика в Петрограде работала на полную мощность вплоть до конца февраля 1918 г., когда она была остановлена из-за слишком большого накопления готовой продукции. Затовариванию способствовали неполадки в работе транспорта и связи, приведшие к расстройству всей системы товарообмена.

Решение крестьянского вопроса

Послереволюционная действительность в сельскохозяйственных отношениях выразилась в том, что крестьяне стихийно захватывали помещичьи земли в результате буквально понятого лозунга «земля-крестьянам». При этом лучшие участки обрабатываемых земель доставались наиболее богатым крестьянам, которые получали их благодаря большему влиянию, самостоятельности и т.д., что привело к еще большей дифференциации населения в деревне. Крестьянство, имевшее запасы хлеба, отказывалось продавать его по установленным властью твердым ценам. Это вело к голоду в городах и необходимости вводить нормы на продовольствие.

В результате в мае 1918 г. в стране была установлена продовольственная диктатура. Сформированные из передовых рабочих продовольственные отряды изымали излишки хлеба у крестьянства безо всякой конфискации. Все это лишь обостряло противоречия между властью и населением деревни.

Летом 1918 г. в условиях начавшейся классовой борьбы и интервенции ВЦИК приступает к объединению предприятий вокруг политической партии деревенской бедноты, компании которой (комбеды) должны были: перераспределять в пользу бедняков земли, инвентарь и скот, оказывать содействие в изъятии продовольственных «излишков» и, в более широком смысле, проводить на местах сельскохозяйственную политику Советской власти. Бедные крестьяне могли получать за свои услуги вознаграждение в виде зерна и предметов первойинтервенциисти из изъятого, которые отпускались им бесплатно или со значительными скидками. Однако слабосильные крестьянские хозяйства, на которые делалась ставка, по-прежнему не в состоянии были обеспечить достаточное поступление хлеба для нужд новой власти.

В начале августа 1918 г. Ленин разработал план борьбы за хлеб нового урожая, который был основан на союзе «рабочих и беднейших крестьян голодных мест» с трудящимся крестьянством (середняком) и рассчитан на прямой обмен реквизируемых «всех продуктов городской промышленности» на хлеб. Реально это выразилось в ведении системы продразверсток, изымавших у крестьянства не только излишки, но и необходимые для посева запасы хлеба, который поступал для снабжения армии и промышленных центров. Далеко не все крестьянство поддерживало подобные меры и шло на сотрудничество с большевиками. Богатый крестьянин, производивший товарное количество зерна, был заинтересован в высокой и ничем не ограниченной цене на хлеб. Бедный же крестьянин, который не производил достаточно даже для своего собственного потребления и был вынужден наниматься на работу, был заинтересован в ценах низких и фиксированных. Эта мера представляла собой провозглашенный выбор между буржуазной и социалистической политикой.

Таким образом, воздействие голода и классовой борьбы толкнуло советский строй на путь чрезвычайных мер, который одновременно оказался также и путем социализма. Двойственный характер мероприятий, которые были осуществлены под натиском необходимости и в то же время оказались выражением коммунистических принципов, стал существенной чертой и той политики, которая впоследствии стала известна как политика «военного коммунизма».

Реализация политики «военного коммунизма»

Лето 1918 г. положило начало разработке и осуществлению политики «военного коммунизма», принятой большевиками как мера чрезвычайная в условиях начавшейся классовой борьбы и интервенции.

Политика «военного коммунизма» преследовала две цели: во-первых, ослабить экономическую базу тех, кто составлял оппозицию коммунистическому режиму, и, во-вторых, создать условия, в которых этот режим мог бы осуществлять «рациональную» реорганизацию экономической жизни страны. Мероприятия «военного коммунизма» сводились к следующему:

1. Национализация а) средств производства, за временным исключением сельскохозяйственных, б) транспорта и в) всех предприятий, кроме самых мелких.

2. Ликвидация частной торговли путем национализации оптовых и розничных торговых предприятий и введение системы распределения, находящегося под контролем правительства.

3. Упразднение денег как менового эквивалента и переход к системе прямого товарообмена под контролем государства.

4. Подчинение всей экономической жизни страны единому плану.

5. Введение трудовой повинности для всех совершеннолетних граждан, прежде всего мужчин.

По мнению современных исследователей, утверждение, что политика военного коммунизма была продиктована обстоятельствами, противоречит историческим фактам. Как подтверждал Л. Троцкий, по первоначальному замыслу военный коммунизм преследовал, действительно, более широкие цели, чем преодоление трудностей классовой борьбы: советское правительство стремилось непосредственно развить методы регламентации в систему планового хозяйства как в сфере производства, так и в сфере распределения.

В июне 1918 г. был реализован декрет о национализации промышленности, после чего социалистический уклад стал ведущим в экономике страны. Принят он был «в целях решительной борьбы с хозяйственной и продовольственной разрухой и для упрочения диктатуры рабочего класса и деревенской бедноты». В целях снабжения фронта необходимым снаряжением, оружием и боеприпасами, а также снабжения сырьем и инструментами заводов и фабрик, были национализированы все предприятия не только крупной и средней, но и мелкой промышленности (с числом рабочих свыше 5 человек).

Декрет о национализации крупного производства первоначально – в конце 1917 г. – мыслился как акт программного и агитационного содержания. Но за полгода существования диктатуры пролетариата в условиях, когда процесс «экспроприации экспроприаторов» активно развивался, идея претерпела значительные изменения. Декрет стал необходим как документ итогового характера. От идеи огосударствления синдикатов через положение о поголовной национализации акционерных компаний Ленин подошел к необходимости перехода в руки государства практически всей промышленности.

Национализация средств производства

Октябрьская революция произвела коренные изменения в социальном строе Российской Федерации. Генеральная их линия означала переход от прежней общественно–экономической формации к новой—социалистической. Коммунистическая партия, придя к власти, стала незамедлительно осуществлять свою программу, проводить в жизнь идеи Маркса и Ленина о переходе к социализму. Исходя из этого учения следовало обобществить средства производства, сделать их собственностью трудящихся, народа, его государства.

Обобществление средств производства проводилось в первую очередь путем их национализации, т.е. передачи имущества буржуазии и помещиков в собственность государства.

Исторически первым объектом национализации стала земля. Эта задача была решена Декретом о земле, который превращал в общенародную собственность не только имущество эксплуататоров, но и земли крестьян. Национализация удовлетворяла вековые чаяния крестьян о землице, облегчала коллективизацию сельского хозяйства, индустриализацию страны, укрепляла ее обороноспособность. Однако со временем в психологии пользователей земли сложилось отношение к ней как к вещи ничтожной, с которой можно обращаться безжалостно и бесхозяйственно.

Обобществление средств производства в деревне уже в первый послереволюционный период пошло и по линии производственного кооперирования. Наиболее распространенной формой колхозов в это время были коммуны.

Национализация церковного и монастырского имущества

Труднее происходило обобществление средств производства в городах. Однако переходный период к национализации промышленности оказался довольно коротким. Этот процесс развернулся уже в конце 1917 г. Самой первой была национализирована Липинская мануфактура близ подмосковного города Орехово-Зуево.

На первом этапе (осень 1917 г.–весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей, как центральных, так и местных.

С весны 1918 г. начался второй этап—национализации не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности.

Третий этап национализации промышленности приходится на период классовой борьбы. Во второй половине 1918 г. была завершена Национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г. все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателей) или десяти (без двигателей на предприятии) человек объявляются национализированными. Тем самым национализации подверглась не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности.

Уже в первый период существования Советского государства были национализированы и другие объекты—частные бани, железные дороги и пр.

Социалистический сектор с самого начала пополнился и таким имуществом, которое перешло Советскому государству, так сказать, в виде трофея революции. Оно стало правопреемником прежнего, получив в свою собственность казенные промышленные предприятия и землю, государственный банк, казенные железные дороги.

Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский Совет народного хозяйства (ВСНХ). ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны.

Структура ВСНХ включала: Всероссийский Совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиссаров, группу экспертов, отраслевые отделы. Руководящим органом было Бюро ВСНХ.

В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение прав распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительного синдитирования отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов.

Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих Советах.

Национализация нефтяной добычи в республике Венесуэле в 1976 г.

До национализации 1976 нефтяные месторождения разрабатывались на основе концессий, среди владельцев которых сначала преобладали организации Англии, а с конца 1920-х — корпорации США. Согласно условиям концессий, их владельцам принадлежало добытое сырьё, и они же устанавливали на него цены. Государство же получало крайне низкую концессионную пошлину, плату за недра (роялти), пропорциональную объему производства, и налог на прибыль.

За период с 1917 по 1975 общий размер доходов иностранных нефтяных корпораций в республике Венесуэле превысил $200 млрд, тогда как государство получило лишь около $45 млрд.

История экономического развития. Валовой внутренний товар (ВВП) республики Венесуэлы – совокупность произведенных в стране товаров и услуг – составил в 2002 приблизительно 131,7 млрд. долл., а средний профит на душу населения был самым высоким в Латинской Америке. Столь резкое преображение страны объясняется одной причиной – высоким уровнем добычи земляного масла.

С начала 1920-х до конца 1960-х годов происходил быстрый рост нефтяной индустрии. Нефть обеспечивала более 90% доходов республики Венесуэлы от экспортирования и 60% государственных доходов, составляя почти 25% ВВП; именно черным золотом объясняется большой объем иностранных инвестиций. Налоги и различные отчисления, выплачиваемые предприятиями нефтяной промышленности, позволили развернуть обширную программу общественных работ и предоставить займы многим частным предпринимателям. Валютные поступления от экспортирования черного золота позволяют закупать за рубежом не только потребительские товары, но и товары производственного назначения в достаточном объеме, что способствует быстрому росту производства.

После падения диктатуры Хименеса в 1958 правительство взяло курс на более сбалансированное экономическое развитие. Увеличились издержки на образование, поощрялись капиталовложения в обрабатывающую промышленность, часть средств была направлена на развитие внутренних областей страны. В период с 1958 по 1970 темп экономического роста составлял 6,1% в год. С 1961 по 1971 количество людей, занятых в обрабатывающей промышленности и торговле, удвоилось.

В 1959 правительство республики Венесуэлы повысило налог на прибыль нефтяных компаний с 26 % до 45 %, а к началу 1970-х — до 50 % и выше. Стал меняться и порядок определения цен на нефть, после того как в 1960 была образована ОПЕК, одним из создателей которой стала республика Венесуэла.

В 1976 при президенте Карлосе Пересе нефтяная промышленность республики Венесуэлы была национализирована, однако республика Венесуэла не смогла эффективно использовать создавшиеся возможности и возросшие поступления от экспортирования черного золота для увеличения собственного нефтедобывающего потенциала, развития обрабатывающей промышленности, создания многоотраслевого хозяйства, снижения зависимости экономики республики Венесуэлы от черного золота.

Государственная нефтяная организация Petroleos de Republic Venezuela SA (PDVSA) работала крайне неэффективно, расходуя значительные средства на дорогостоящие и амбициозные проекты, жалование высокопоставленным работникам. Несмотря на высокие цены на нефть, вырос внешний долг.

В конце 1980-х резкое снижение нефтяных цен на мировом рынке привело к экономическому коллапсу. В 1989 президент Карлос Перес, вновь избранный на этот пост, начал осуществление программы экономической стабилизации и структурной перестройки, разработанной по инициативе МВФ, однако предпринятая им шоковая терапия вызвала массовое недовольство населения, и Перес был отстранен от власти.

Недостаток собственных ресурсов для развития нефтяной промышленности вынудил президента Рафаэля Кальдера вновь открыть эту отрасль для иностранных консорциумов, которые занялись разведкой и разработкой месторождений легкой и средней черного золота на условиях раздела продукции.

В 1973–1974 цены на нефть на мировом рынке, а следовательно, и доходы республики Венесуэлы от экспортирования черного золота выросли на 400%. Это дало правительству средства для осуществления далеко идущих планов, включавших развитие сельского хозяйства, гидроэнергетики и новых отраслей тяжелой промышленности, особенно металлургической; строительство промышленных предприятий предполагалось в восточной части республики Венесуэлы – в Сьюдад-Гуаяне и других городах. Темп экономического роста в 1970–1977 составлял 5,7% в год. После 1977 в экономике наблюдался застой. В 1986 объем ВВП республики Венесуэлы был даже ниже, чем в 1977. Снижение ВВП по сравнению с предшествующим годом зафиксировано в 1989 и еще раз – в 1994. За период с 1965 по 1979 ВВП вырос на 93%, однако с 1979 по 1995 прирост составил лишь 25%. Пытаясь добиться стабилизации в экономике, сменявшие друг друга правительства принимали меры по усилению рыночного сектора в экономике. В 1989 администрация Переса приняла программу жесткой экономии и сокращения расходов, что привело к волнениям и вспышкам насилия. В 1994 и 1995 правительство Кальдеры следовало провозглашенной им во время избирательной кампании более либеральной программе (отчасти имевшей популистский характер), однако в 1996 приняло неолиберальную программу, предусматривавшую новые договора о кредитах с Международным валютным фондом и проведение структурной перестройки экономики.

Закон, предполагающий усиление роли Государства и увеличение налогообложения в нефтяной сфере (2002). Доля Государства в нефтеразведке и Добыче земляного масла была установлена на уровне не ниже 51 %. Значительно увеличена и плата за Недра — роялти. Недовольный реформами персонал PDVSA начал бастовать, но в длившейся почти два года борьбе с забастовщиками Чавесу удалось одержать победу: в начале 2003 около 18 000 работников Фирмы (то есть почти половина персонала) были уволены. Чавесу удалось полностью поставить деятельность Фирмы под свой Контроль.

Внутренние Цены на Бензин в Республике Венесуэле с 1998 г. сохранялись на уровне 0,03 Американского доллара за литр и были самыми низкими в мире. В конце января 2007 Президент Республики Венесуэлы Уго Чавес объявил об увеличении внутренних Цен на Бензин до 0,05 Американских долларов за литр.

Половина Черного золота, добываемой в Республике Венесуэле, экспортируется в США. Венесуэльская Нефть на конец 2006 года составляла 13 % нефтяного Импорта США.

В начале января 2007 Уго Чавес объявил о предстоящей Национализации крупнейших в Республике Венесуэле телекоммуникационной и электроэнергетической компаний — Compania Nacional de Telefonos de Republic Venezuela (CANTV) и EdC, контролируемых американскими фирмами. Речь идёт также о намерении Республики Венесуэлы получить контрольный пакет акций добывающих и нефтеперерабатывающих Предприятий «ExxonMobil», Shevron, Total, ConocoPhillips, Statoil, BP. По словам Чавеса, он намерен строить «Социализм XXI века».

Вице-президент Республики Венесуэлы Хорхе Родригес сообщил 5 февраля 2007 года, что правительство разрабатывает пакет мер, которые призваны обуздать инфляцию, стабилизировать Валютный рынок Forex и снабжение население основными продуктами питания по фиксированным ценам. На состояние экономики негативное влияние оказывает рост инфляции, составляющий, по официальным Данным, 2 % в месяц, и быстрый рост курса Доллара на чёрном Рынке, что в свою очередь вызвало перебои в снабжении и рост Цен на продовольствие. Мясо, молоко, Сахар исчезли с полок магазинов или продаются по Цене, почти вдвое превышающей установленную Государством.

Среди мер, призванных стабилизировать денежное обращение, — квотирование покупки Валюты населением. Венесуэльцы смогут покупать Валюту для поездок за границу в пределах до 5,6 тыс. Долларов в год и для приобретения товаров по Интернету — до 4 тыс. Долларов в год. В целях поддержания регулируемых Цен на основные продукты питания в 2007 году отменяется НДС на производство различных мясных продуктов, птицы и ряд других продовольственных товаров. Для снабжения населения дефицитными продуктами правительство объявило о закупке крупной Политической партии говядины и продовольствия за рубежом.

Наряду с экономическими мерами правительство, по заявление вице-президента Хорхе Родригеса, «ведет фронтальную борьбу со Игроками и укрывателями продовольствия», незаконными валютными операциями. По обвинению в незаконной трате Валюты на покупку компьютерной техники на сумму в 27 млн Долларов в начале 2007 года был арестован председатель венесуэльского Банка «Боливар» Элихио Седеньо. Министр легкой Промышленности и Торговли Мария Иглесиас заявила, что нечистоплотные Компании взвинчивают Цены. Отказ сети супермаркетов торговать Мясом и мясными продуктами по госценам, она расценила, как незаконную Стачку Бизнесменов «лишающую население конституционного права на снабжение продуктами питания». Спекуляцию и укрывательство продовольствия Иглесиас расценила как покушение на «боливарианскую революцию» и действия, направленные на дестабилизацию обстановке в Стране, объявившей о переходе к социализму.

Национализация (Nationalization) - это

Источники

pravo.vuzlib.net - Юридический справочник

mirslovarei.com - Мир словарей

abc.informbureau.com - Экономический словарь

ru.wikipedia.org – свободная энциклопедия Википедия

bse.sci-lib.com - Большая Советская энциклопедия

Источник: http://forexaw.com/

Энциклопедия инвестора. 2013.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Национализация" в других словарях:

  • Национализация — Национализация  передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться через безвозмездную… …   Википедия

  • НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — 1) см. натурализация. 2) делать что либо национальной собственностью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ [фр., англ. nationalisation < лат.] 1) переход собственности из частного владения …   Словарь иностранных слов русского языка

  • НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, национализации, жен. (франц. nationalisation) (полит.). 1. Изъятие имущества из частной собственности и обращение его в собственность государства. Национализация земли. Национализация фабрик и заводов. 2. Организация чего нибудь… …   Толковый словарь Ушакова

  • Национализация — (nationalization) Процесс передачи активов компании в собственность государства. Примерами национализированных отраслей в Великобритании могут служить Британская угольная корпорация (прежнее Национальное управление угольной промышленности) и… …   Финансовый словарь

  • Национализация — (nationalization) Процесс передачи активов компании в собственность государства. Примерами национализированных отраслей в Великобритании могут служить Управление национальной угольной промышленности и Британские железные дороги. Исторически… …   Словарь бизнес-терминов

  • национализация — и, ж. nationalisation f. 1. Передача частной собственности (предприятий, банков, отраслей производства и т. п.) в собственность государства. БАС 1. Молодой Тсорин .. разговаривал с крестьянами, развивая среди них теорию социализма вообще и в… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — (nationalization) Введение государственной собственности и контроля над ресурсами и деятельностью, которыми раньше занимались частные предприниматели или местные организации. Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Дж.… …   Экономический словарь

  • Национализация — (nationalization) Переход частной собственности в общественную, в Британии обычно в форме публичных корпораций. Главная волна национализации в Британии пришлась на время правления лейбористов (1945–51). Тогда в общественную собственность передали …   Политология. Словарь.

  • Национализация — (от лат. natio народ; англ., фр. nationalisation) основанный на законодательстве переход в собственность государства или общества земли, промышленных и торговых предприятий, банков, транспорта и др. объектов и отраслей экономики, находящихся в …   Энциклопедия права

  • НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — мера социально экономической политики государства, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства; одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на Н. частной… …   Юридический словарь

  • НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»