- Совет Безопасности ООН
(Security Council, UNSC)
СБ ООН, состав Совета безопасности ООН, функции и полномочия Совета безопасности ООН
История создания Совета безопасности ООН, постоянные и непостоянные члены Совета безопасности ООН, исторические решения Совета Безопасности ООН
Содержание
Содержание
Раздел 1. Совет Безопасности Организации Объединённых Наций.
Совет Безопасности ООН — это постоянно действующий орган компании Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.
СБ ООН – это постоянно действующий политический орган ООН. Состоит из 15 членов, 5 из них постоянные(Англия, Франция, США, Россия, Китай), остальные 10 – непостоянные, избираемые ГА на 2 года. Совет действует от имени гос-в членов ООН. Ему отведена главная роль в мирном решении споров. Решения по вопросам процедуры в Совете принимаются если за них проголосовало не менее 9 из 15 членов СБ ООН, но 5 голосов постоянных членов должны совпадать, это означает что достаточно одному члену СБ проголосовать против, и решение считается отклоненным. СБ ООН наделен широкими полномочиями. он может принимать решения не только рекомендательного хар-ра, но и юридически обязательные решения для государств. На него возложена главная ответственность по поддержанию мира и безопасности. может принимать решения имеющие принудительный хар-р давать рекомендации по процедуре разрешения споров, о приеме в члены ООН и об исключении из ООН вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений и др. правом вето наделены постоянные члены СБ ООН.
Совет Безопасности Организации Объединённых Наций
Совет Безопасности провел свое первое заседание 17 января 1946 года в Чёрч-Хаусе, Вестминстер, Лондон. 4 апреля 1952 года состоялось первое заседание СБ в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, и с тех пор это место является его постоянным местопребыванием. Выездные заседания Совета Безопасности проходили в Аддис-Абебе, Эфиопия (1972 г.), в Панаме, Панама (1973 г.), в Женеве, Швейцария (1990 г.) и Найроби, Кения (2004 г.).
Появление ООН было обусловлено целым рядом объективных факторов военно-стратегического, политического, экономического развития человеческого общества конца второго тысячелетия. Создание ООН явилось воплощением извечной мечты человечества о таком устройстве и фирмы международного общежития, которые избавили бы человечество от бесконечности череды боевых действий и обеспечили бы мирные условия жизни народов, их поступательное продвижение по пути социально-экономического прогресса, процветания и развития, свободного от страха за будущее.
Начало обсуждению и разработке проблемы всеобщей компании труда и безопасности положили Атлантическая партия, подписанная президентом США Ф.Д.Рузвельтом и премьер-министром Англии Гергелем 14 августа 1941г., и Декларация правительства СССР на межсоюзной конференции в Лондоне 24 сентября 1941г., в которой в первые была сформулирована чрезвычайно важная задача, стоявшая перед миролюбивыми государствами, а именно “определить пути и средства для фирмы международных отношений и послевоенного устройства мира”.
Первым межправительственным документом, принятым в годы Второй мировой войны, в котором выдвигалась идея создания новой международной компании безопасности, была Декларация Правительства Союза Советских Социалистических Республик (CCCP) и Правительство Польской Республики о дружбе и взаимопомощи, подписанная в Москве 4 декабря 1941г. В ней указывалось, что обеспечение может прочного и справедливого мире может быть достигнуто только новой компанией международных отношений, основанной не объединением предприятий демократических стран в прочный союз. При создании такой фирмы решающим моментом должно быть “уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех Союзных государств”.
1 января 1942г. В Вашингтоне была подписана Декларация Объединенных Нации 26 государств - участников антигитлеровской коалиции, в том числе СССР, о совместных усилиях в борьбе с гитлеровской Германией, фашисткой Италией и милитаристской Японией. Позднее название “объединенные нации” было предложено для новой компании президентом США Р.Д. Рузвельтом и было официально использовано для Устава ООН.
По предложению правительства США в августе - сентябрь 1944 в Думбартон-Оксе, на окраине Вашингтона, состоялась конференция четырех держав - СССР, Британии, США и Китайской Народной Республики, на которой был подписан согласованный текст итогового документа: “предложение относительно создания Всеобщей международной фирмы безопасности”. Эти предложения послужили основой для выработки Устава ООН.
В ходе работы Конференции в Сан-Франциско 25 апреля 1945г. Был подготовлен текст Устава ООН, который был подписан 26 июня 1945г. Со дня вступления в силу Устава ООН 24 октября 1945г., когда на хранение Правительству США была сдана последняя 29-я ратификационная грамота СССР, официально отсчитывается начало существования ООН. По решению Генеральной Ассамблеи, принятому в 1947г. День вступления в силу Устава ООН был официально объявлен ”Днем Объединенных Наций”, который торжественно отмечается ежегодно в странах - членах ООН.
Устав ООН воплощает в себе демократические идеалы, что находит свое выражение, в частности, в том, что он утверждает веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправии мужчин и женщин, закрепляет равенство больших и малых народов. Устав ООН устанавливает в качестве своих основных целей поддержание международного мира и безопасности, улаживание мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, международных споров и ситуаций. Он определяет, что ООн основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, что все члены добросовестно выполняют обязательства по Уставу, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из членства в компании, что все члены должны разрешать путем и воздерживаться от угрозы силой или ее применения и что ООН имеет права на вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. В Уставе ООН подчеркивается открытый характер фирмы, членами которой могут быть все миролюбивые государства.
Каждый из членов Совета Безопасности должен постоянно иметь представителя в Центральных учреждениях компании Объединенных Наций, в тем чтобы Совет мог собраться в любое время, когда в этом возникнет необходимость.
Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности состоит из пятнадцати членов фирмы. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Члены компании соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.
Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Кроме того, Совет выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового генсека и приема новых членов в состав ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности избирают судей Международного Суда.
Устав фирмы Объединенных Наций предусматривает создание шести главных органов компании Объединенных Наций, включая Совет Безопасности. Он наделяет главной ответственностью за поддержание международного мира и безопасности Совет Безопасности, который может собираться в любое время при наличии угрозы миру.
Согласно Уставу, компания Объединенных Наций преследует четыре цели:
поддерживать международный мир и безопасность;
развивать дружественные отношения между нациями;
сотрудничать в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека;
быть центром для согласования действий наций.
Все члены фирмы Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. В то время как другие органы компании Объединенных Наций выносят рекомендации государствам-членам, лишь Совет Безопасности обладает полномочиями принимать решения, которые государства-члены после этого обязаны выполнять по Уставу.
Поддержание мира и безопасности
Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. Совет может:
устанавливать принципы достижения подобного согласия;
в некоторых случаях проводить расследования и осуществлять посредничество;
направлять миссии;
назначать специальных посланников; или
просить генсека оказать его добрые услуги для достижения мирного разрешения спора.
Если тот или иной спор приводит к боевым действиям, то Совет стремится прежде всего как можно скорее положить им конец. В этом случае Совет может:
давать указания о прекращении огня, которые могут помочь не допустить эскалации;
направлять военных наблюдателей или силы по поддержанию мира с целью помочь снизить накал напряженности, разъединить противостоящие друг другу силы и создать спокойную обстановку, позволяющую искать пути мирного урегулирования.
Помимо этого Совет может обратиться к принудительным мерам, включая:
введение экономических санкций, оружейного эмбарго, финансовых штрафов и ограничений и запретов на поездки;
разрыв дипломатических отношений;
блокаду;
или даже коллективные военные мероприятия.
Основное внимание уделяется тому, чтобы сориентировать меры главным образом на тех, кто несет ответственность за политику и практику, осуждаемые международным сообществом, при одновременном сведении до минимума воздействия принятых мер на другие части населения и экономики.
Функции и полномочия
Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:
поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями фирмы Объединенных Наций;
расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
призывать членов компании к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
предпринимать боевые действия против агрессора;
выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
осуществлять в «стратегических районах» функции фирмы Объединенных Наций по опеке;
выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения генсека и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.
В соответствующих статьях Устава компании Объединенных Наций содержится дополнительная информация касательно Совета Безопасности.
Статья 29 Устава фирмы Объединенных Наций гласит, что Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, которые он найдет необходимыми для выполнения своих функций. Это также отражено в правиле 28 Временных правил процедуры Совета.
В состав всех нынешних комитетов и рабочих групп входят 15 членов Совета. Хотя председателем постоянных комитетов является Председатель Совета, должность которого ежемесячно замещается на основе ротации, председателями или сопредседателями других комитетов и рабочих групп являются назначаемые члены Совета, имена которых ежегодно представляются в записке Председателя Совета Безопасности.
Сфера охвата мандатов вспомогательных органов, будь то комитеты или рабочие группы, весьма широка — от процедурных вопросов (например, документация и процедуры, заседания вне Центральных учреждений) до вопросов существа (например, режимы санкций, борьба с терроризмом, операции по поддержанию мира).
Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) являются вспомогательными органами Совета Безопасности по смыслу статьи 29 Устава. Будучи таковыми, они являются зависимыми от компании Объединенных Наций в том, что касается административных и финансовых вопросов, однако в качестве судебных органов они являются независимыми от любого государства или группы государств, включая учредивший их орган — Совет Безопасности.
Контртеррористический комитет и комитет по нераспространению
Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001)
Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (Комитет 1540)
Военно-штабной комитет
Военно-штабной комитет помогает планировать военные меры фирмы Объединенных Наций и регулировать вооружения.
Комитеты по санкциям (специальные)
Применение обязательных санкций призвано оказать давление на то или иное государство или образование с целью заставить его придерживаться определенных Советом Безопасности целей, не прибегая к использованию силы. Таким образом, для Совета Безопасности санкции являются одним из важных инструментов обеспечения соблюдения его решений. Благодаря своему универсальному характеру фирма Объединенных Наций является особенно подходящим органом для введения таких мер и отслеживания их применения.
Совет прибегает к имеющим обязательную силу санкциям как к одному из инструментов обеспечения выполнения его решений тогда, когда мир находится под угрозой, а дипломатические усилия оказались бесплодными. В число санкций входят всеобъемлющие экономические и торговые санкции и/или целенаправленные меры, такие как эмбарго на оружие, запреты на поездки, а также ограничения финансового или дипломатического характера.
Постоянные комитеты и специальные органы
Постоянные комитеты являются органами открытого состава и обычно учреждаются в целях решения определенных процедурных вопросов, таких, например, как вопрос о приеме новых членов. Специальные комитеты учреждаются на ограниченный период времени для решения того или иного конкретного вопроса.
Операции по поддержанию мира и политические миссии
В той или иной операции по поддержанию мира задействован военный, полицейский и гражданский персонал, который проводит работу в целях оказания поддержки в области безопасности и в политической области, а также на ранних этапах миростроительства. Деятельность по поддержанию мира является гибкой, и на протяжении последних двух десятилетий осуществляется в рамках многочисленных конфигураций. Нынешние многоаспектные операции по поддержанию мира призваны не только обеспечивать поддержание мира и безопасности, но и содействовать политическим процессам, обеспечивать защиту гражданских лиц, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов; оказывать поддержку в компании выборов, защищать и поощрять права человека и оказывать помощь в восстановлении верховенства права.
Политические миссии являются одним из элементов в целом ряду операций фирмы Объединенных Наций в пользу мира, которые проводят свою работу на различных этапах цикла конфликта. В некоторых случаях после подписания мирных соглашений на смену политическим миссиям, которыми управляет на этапе мирных переговоров Департамент по политическим вопросам, приходят миссии по поддержанию мира. В некоторых случаях операциям компании Объединенных Наций по поддержанию мира приходят на смену специальные политические миссии, задача которых заключается в отслеживании осуществления более долгосрочных по своему характеру мероприятий в области миростроительства.
Международные суды и трибуналы
Совет Безопасности учредил Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в 1993 году после того, как в бывшей Югославии в ходе войн были совершены широкомасштабные нарушения гуманитарного права. Он стал первым за послевоенное время судом, учрежденным фирмой Объединенных Наций в целях преследования за военные преступления, и первым после Нюрнбергского и Токийского трибуналов, которые были учреждены в конце Второй мировой войны, трибуналом для преследования за военные преступления. Трибунал рассматривает дела тех лиц, которые несут главную ответственность за такие чудовищные акты, как убийства, пытки, изнасилования, обращение в рабство и уничтожение собственности, а также за другие сопровождаемые насилием преступления. Его цель — обеспечить отправление правосудия в интересах тысяч жертв и их семей и таким образом способствовать установлению прочного мира в этом районе. По состоянию на конец 2011 года Трибунал вынес обвинительные приговоры 161 человеку.
Совет Безопасности учредил Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) в 1994 году для преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные в Руанде в период с 1 января по 31 декабря 1994 года. Он может также заниматься преследованием руандийских граждан, которые совершали акты геноцида и другие подобные нарушения норм международного права на территории соседних государств в этот же период. В 1998 году Трибунал по Руанде стал первым международным судом, который вынес приговор по делу о геноциде, а также в первые в истории назначил наказание за такое преступление.
Консультативный вспомогательный орган
Комиссия по миростроительству (КМС) является межправительственным консультативным органом, который оказывает поддержку усилиям, направленным на установление мира в странах, переживших конфликты, а также является одним из важных дополнительных инструментов международного сообщества в его деятельности в рамках широкой повестки дня в области мира.
Комиссия по миростроительству играет уникальную роль в плане:
обеспечения согласованного взаимодействия всех соответствующих субъектов, в том числе международных доноров, международных финансовых учреждений, национальных правительств и предоставляющих войска стран;
мобилизации и распределения ресурсов; и
вынесения рекомендаций и предложений в отношении комплексных стратегий постконфликтного миростроительства и восстановления и, где это целесообразно, выявления каких-либо пробелов, которые могут подорвать мир.
Комиссия по миростроительству является консультативным вспомогательным органом как Совета Безопасности, так и Генеральной Ассамблеи.
Приняты Советом Безопасности на его первом заседании и изменены на его 31, 41, 42, 44 и 48-м заседаниях 9 апреля, 16 и 17 мая, 6 и 24 июня 1946 года; 138-м и 222-м заседаниях 4 июня и 9 декабря 1947 года; 468-м заседании 28 февраля 1950 года; 1463-м заседании 24 января 1969 года, 1761-м заседании 17 января 1974 года и 2410-м заседании 21 декабря 1982 года.Предыдущие издания временных правил процедуры были изданы под индексом S/96 и Rev. 1-6.
Состав Совета Безопасности ООН
В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:
пять — от государств Африки и Азии;
один — от государств Восточной Европы;
два — от государств Латинской Америки;
два — от государств Западной Европы и других государств.
Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.
Постоянные члены совбеза ООН имеют «право вето».
Британия
КНР
Россия
США
Франция
Место Китайской Народной Республики (КНР) до 25 октября 1971 года место занимала Китайская Народная Республика, с 1949 года контролирующая только Тайвань и некоторые прилегающие к нему острова.
Россия является постоянным членом СБ ООН с 24 декабря 1991 года как государство-продолжатель СССР.
В исторической ретроспективе чаще других непостоянными членами СБ избирались:
Бразилия, Япония — по 20 лет в качестве члена СБ;
Аргентина — 17;
Индия, Колумбия, Пакистан — по 14;
Италия, Канада — по 12.
После окончания «холодной войны» и масштабных территориальных изменений в Европе в 1991—1992 эта statistics выглядит так:
Аргентина, Бразилия, Япония — по 8;
Республика Германия, Пакистан — по 6;
Габон, Италия, Испания, Колумбия, Коста-Рика, Марокко, Мексика, Нигерия, Португалия, Руанда, Чили, ЮАР — по 4.
Совет Безопасности ООН был организован в 1945 году с принятием Устава ООН. До 1965 года Совет Безопасности состоял из 11 членов — пяти постоянных и шести непостоянных членов, с 1966 года количество непостоянных членов увеличено до 10.
Непостоянные члены избираются по принципу равномерного регионального представительства. Государства-члены ООН поделены на пять групп, каждая из которых имеет определённое число мест в Совете Безопасности:
Африканская группа (54 государства) — 3 места
Азиатская группа (53 государства) — 2 места (+ 1 место постоянного члена — КНР)
Восточно-европейская группа (CEIT, 23 государства) — 1 место (+ 1 место постоянного члена — Россия)
Группа государств Латинской Америки и Карибских островов (GRULAC, 33 государства) — 2 места
Группа государств Западной Европы и прочих государств (WEOG, 28 государств) — 2 места (+ 3 места постоянных членов — США, Англия, Франция)
Одно место в группе государств Западной Европы и прочих государств обязательно должно предоставляться западноевропейскому государству. Представитель арабских государств поочерёдно выбирается от африканской и азиатской группы.
До 1966 года существовало другое деление на региональные группы: латиноамериканская группа (2 места), западноевропейская группа (1 место), группа Восточной Европы и Азии (1 место), ближневосточная группа (1 место), группа Содружества наций (1 место).
Непостоянные члены ООН избираются Генеральной Ассамблеей ООН сроком на два года, каждый год по одной пятёрке. Одно государство не может занимать место непостоянного члена более одного срока подряд.
Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооружённой силы. Статья 25 Устава ООН гласит: «Члены фирмы соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Таким образом, решения СБ являются обязательными для всех государств, так как в настоящее время членами ООН являются практически все общепризнанные государства Земного шара. При этом все иные органы ООН могут выносить лишь рекомендательные решения.
На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; компании постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.
Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета. При этом воздержание постоянного члена от голосования не считается препятствием к принятию решения.
Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.
Резолюция Совета Безопасности ООН — правовой акт Совета Безопасности, одного из главных органов фирмы Объединённых Наций. Принимается путём голосования членов СБ. Резолюция принимается при условии, что за неё отдано не менее 9 голосов (из 15 членов Совета) и при этом ни один из постоянных членов Совета Безопасности (Британия, Китай, Россия, США и Франция) не проголосовал против.
Резолюции СБ ООН могут касаться текущей деятельности ООН (например, выборы членов Международного Суда), но чаще принимаются в рамках работы СБ по обеспечению мирного разрешения международных споров, устранению угроз международному миру и безопасности. Резолюцией СБ могут вводиться санкции, направленные на восстановление мира и безопасности. В частности, резолюцией могут разрешаться военные меры против государства-нарушителя, учреждаться международные трибуналы, утверждаться мандаты миротворческих сил, налагаться ограничительные меры (замораживание активов, запрет поездок) на отдельных лиц.
Резолюции СБ, принимаемые в соответствии с главой VII Устава ООН ("Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии"), обязательны для исполнения всеми членами ООН. В Российской Федерации резолюции, требующие принятия мер на национальном уровне, осуществляются посредством издания соответствующего указа Президента.
Реформа Совета Безопасности ООН подразумевает разнообразные предложения, включающие в себя процедурные реформы, такие, как его расширение, ограничение права вето имеющееся у пяти постоянных членов. Практически обычно подразумевается план реорганизации структуры или расширения числа членов.
В марте 2003 года мининдел РФ И. Иванов заявил, что «Россия неоднократно подчеркивала, что, как любой живой организм, ООН и её Совет Безопасности нуждается в реформировании в соответствии с теми изменениями, которые в ходе второй половины прошлого века произошли в мире с тем, чтобы отразить реальную расстановку сил в мире и повысить эффективность СБ и ООН в целом»[1]. Минидел Российской Федерации Сергей Лавров в 2005 году отмечал, что "Россия выступает за то, чтобы расширение СБ ООН состоялось. Но только на основе достижения широкого согласия".
Основную позицию Китайской Республики по реформе составляют следующие положения (на 2004 год): 1. СБ ООН должен провести необходимую реформу; 2) при реформировании СБ ООН необходимо преимущественно усилить представительство развивающихся стран. Поскольку в сегодняшнем мире влияние развивающихся стран постепенно расширяется, однако такое изменение не получило полное воплощение в СБ ООН; 3) реформа СБ ООН представляет собой важный вопрос, по которому следует достичь общего мнения между его членами.
Рабочая группа Генеральной Ассамблеи по Реформе Совета Безопасности ООН выпустила доклад (касающийся более равного представительства и увеличения числа членов Совета Безопасности), рекомендующий компромиссное решение по внедрению в жизнь межправительственных переговоров по реформе.
Доклад построен на базе существующих изменившихся реалий (переходного периода) с тем, чтобы предложить понятие «временнуй перспективы». «Временнбя перспектива» подразумевает, что государства-члены начнут переговоры, итоги которых должны быть включены в краткосрочные межправительственные договоренности. Решающей для «временнуй перспективы» является постановка задачи созыва конференции о пересмотре полномочий — форума по обсуждению изменений применительно к любым реформам, которые должны будут осуществлены в ближайшее время, и для достижения договоренностей, которые не могли быть достигнуты до сих пор.
В марте 2003 года министр иностранных дел РФ Игорь Иванов заявил, что "Россия неоднократно подчеркивала, что, как любой живой организм, ООН и ее Совет Безопасности нуждается в реформировании в соответствии с теми изменениями, которые в ходе второй половины прошлого века произошли в мире с тем, чтобы отразить реальную расстановку сил в мире и повысить эффективность СБ и ООН в целом".
15 сентября 2004 занимавший пост генсека ООН Кофи Аннан сделал заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза.
22 сентября 2004, перед началом 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, с совместным заявлением выступили бразильский президент Луиc Игнасиу Лула да Силва, немецкий министр иностранных дел Йошка Фишер, премьер-министр Индии Манмохан Сингх и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми, отметившие намерение их стран получить постоянное представительство в Совбезе: Япония и Федеративная Республика Германия — как одни из самых развитых промышленных стран мира и главных спонсоров ООН; Индия — как страна с миллиардным населением, стремительно развивающимися высокими технологиями и ядерным оружием, а Бразилия — как самое крупное государство Латинской Америки. Они также полагают, что структура Совбеза, сложившаяся в 1946 году, безнадёжно устарела, и считают необходимым увеличить число постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето, для эффективного противостояния новым глобальным угрозам. Эта группа стран представляет собой так называемую «четвёрку» — G4.
Тем временем Индонезия заявила, что она должна быть представлена в Совбезе как самая населённая (230 млн человек) мусульманская страна планеты. А Италия выступила с предложением предоставить постоянное место всему Евро союзу с правом передачи полномочий от одного государства Евро союз другому. Кроме того, о своих претензиях заявили и три африканские страны — ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. Эта группа стран представляет собой так называемую «пятерку» — G5.
Бразилия, Федеративная Республика Германия (ФРГ), Индия и Япония уже с середины 1990-х годов настаивают на реформе ООН и расширении Совета Безопасности. В мае 2005 они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нём постоянно, — с пяти до 11. Кроме самих инициаторов реформы, на постоянное членство рассчитывают два африканских государства. Возможные кандидаты — Египет, Нигерия и ЮАР.
Против расширения СБ выступают Китай, США, Россия, Франция и Англия. Вашингтон в принципе возражает против увеличения числа членов Совбеза, так как это затруднит процесс принятия решений.
9 июня 2005 на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН «четвёркой» внесён скорректированный проект резолюции, по которому новые постоянные члены Совбеза ООН будут лишены права вето на ближайшие 15 лет.
Вопрос расширения СБ ООН был неофициально обсуждён на саммите «большой восьмёрки» 6-8 июля 2005 в Глениглз (Шотландия).
В марте 2003 года министр иностранных дел РФ Игорь Иванов заявил, что "Россия неоднократно подчеркивала, что, как любой живой организм, ООН и ее Совет Безопасности нуждается в реформировании в соответствии с теми изменениями, которые в ходе второй половины прошлого века произошли в мире с тем, чтобы отразить реальную расстановку сил в мире и повысить эффективность СБ и ООН в целом".
15 сентября 2004 занимавший пост генсека ООН Кофи Аннан сделал заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза.
22 сентября 2004, перед началом 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, с совместным заявлением выступили бразильский президент Луиc Игнасиу Лула да Силва, немецкий министр иностранных дел Йошка Фишер, премьер-министр Индии Манмохан Сингх и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми, отметившие намерение их стран получить постоянное представительство в Совбезе: Япония и Республика Германия — как одни из самых развитых промышленных стран мира и главных спонсоров ООН; Индия — как страна с миллиардным населением, стремительно развивающимися высокими технологиями и ядерным оружием, а Бразилия — как самое крупное государство Латинской Америки. Они также полагают, что структура Совбеза, сложившаяся в 1946 году, безнадёжно устарела, и считают необходимым увеличить число постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето, для эффективного противостояния новым глобальным угрозам. Эта группа стран представляет собой так называемую «четвёрку» — G4.
Тем временем Индонезия заявила, что она должна быть представлена в Совбезе как самая населённая (230 млн человек) мусульманская страна планеты. А Италия выступила с предложением предоставить постоянное место всему Европейскому союзу с правом передачи полномочий от одного государства Европейский союз другому. Кроме того, о своих претензиях заявили и три африканские страны — ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. Эта группа стран представляет собой так называемую «пятерку» — G5.
Бразилия, Федеративная Республика Германия, Индия и Япония уже с середины 1990-х годов настаивают на реформе ООН и расширении Совета Безопасности. В мае 2005 они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нём постоянно, — с пяти до 11. Кроме самих инициаторов реформы, на постоянное членство рассчитывают два африканских государства. Возможные кандидаты — Египет, Нигерия и ЮАР.
Против расширения СБ выступают Китай, США, Россия, Франция и Британия. Вашингтон в принципе возражает против увеличения числа членов Совбеза, так как это затруднит процесс принятия решений.
9 июня 2005 на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН «четвёркой» внесён скорректированный проект резолюции, по которому новые постоянные члены Совбеза ООН будут лишены права вето на ближайшие 15 лет.
Вопрос расширения СБ ООН был неофициально обсуждён на саммите «большой восьмёрки» 6-8 июля 2005 в Глениглз (Шотландия).
Для оказания давления на государство, действия которого создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от кленов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких, как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а тж. Разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут,включать демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН и др. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении из членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблее ООН относительно назначения генсека ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно Уставу, Совет может принимать помимо рекомендации юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Каждый член Совета имеет один голос. Решения по процедурным вопросам принимаются Советом, если за них поданы голоса не менее чем 9 любых его членов. Решения по вопросам существа считаются принятыми, если за них голосовали не менее 9 членов, включая совпадающие голоса всех 5 постоянных членов. Если хотя бы один постоянный член проголосует против, решение считается отклоненным. Основой деятельности Совета и всей ООН является принцип единогласия постоянных членов Совета. Согласно Уставу ООН СБ должен функционировать непрерывно и осуществлять быстрые и эффективные действия от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета обязан постоянно находиться в месте пребывания ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывавшего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.
период с 1946 по 2007 год" height="407" src="/pictures/investments/img1465657_7_Kolichestvo_rezolyutsii_nalozhil_veto_kazhdoy_iz_pyati_postoyannyih_chlenov_Soveta_Bezopasnosti_v_period_s_1946_po_2007_god.jpg" title="7. Количество резолюции наложил вето каждой из пяти постоянных членов Совета Безопасности в период с 1946 по 2007 год" width="800" />
Экономический и Социальный Совет
Экономический и Социальный Совет действует под общим руководством Генеральной Ассамблеи и координирует деятельность компании Объединенных Наций и учреждений ее системы в экономической и социальной областях. Будучи главным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики в этих областях, Совет играет важную роль в укреплении международного сотрудничества в целях развития. Он также консультируется с неправительственными организациями (НПО), поддерживая тем самым жизненно важную связь между компанией Объединенных Наций и гражданским обществом.
В состав Совета входят 54 члена, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года. В течение года Совет периодически проводит заседания, собираясь в июле на свою основную сессию, в ходе которой на заседании высокого уровня обсуждаются важнейшие экономические, социальные и гуманитарные вопросы.
Вспомогательные органы Совета регулярно проводят свои заседания и отчитываются перед ним. Например, Комиссия по правам человека осуществляет контроль за соблюдением прав человека во всех странах мира. Другие органы занимаются вопросами социального развития, положения женщин, предупреждения преступности, борьбы с наркоманией и устойчивого развития. Пять региональных комиссий содействуют экономическому развитию и сотрудничеству в своих регионах Совет по Опеке
Совет по Опеке был создан для обеспечения международного наблюдения за 11 подопечными территориями, находившимися под управлением семи государств-членов, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки этих территорий к самоуправлению или независимости. К 1994 году все подопечные территории перешли к самоуправлению или стали независимыми либо в качестве самостоятельных государств, либо присоединившись к соседним независимым государствам. Последней перешла к самоуправлению подопечная территория Тихоокеанские острова (Палау), находившаяся под управлением Соединенных Штатов и ставшая 185-м государством — членом фирмы Объединенных Наций.
Поскольку работа Совета по Опеке завершена, в его состав в настоящее время входят пять постоянных членов Совета Безопасности. В его правила процедуры были внесены соответствующие изменения, с тем чтобы он мог проводить свои заседания лишь в тех случаях, когда того могут потребовать обстоятельства. Международный Суд
Международный Суд — известный так же, как Всемирный Суд — является главным судебным органом компании Объединенных Наций. Его 15 судей избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят голосование независимо и одновременно. Международный Суд занимается урегулированием споров между государствами на основе добровольного участия заинтересованных государств. Если государство соглашается принять участие в судебном разбирательстве, то оно обязано подчиняться решению Суда. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для фирмы Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Секретариат.
Секретариат проводит оперативную и административную работу компании Объединенных Наций в соответствии с указаниями Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов. Его возглавляет генсек, который обеспечивает общее административное руководство.
Совет Безопасности ООН (Security Council, UNSC) - это
Секретариат состоит из департаментов и управлений, где работает около 7500 человек, должности которых финансируются за счет регулярного бюджета и которые представляют 170 стран мира. Помимо Центральных учреждений Организац ии Объединенных Наций, расположенных в Нью-Йорке, существуют отделения фирмы Объединенных Наций в Женеве, Вене и Найроби и другие места службы.
Источники
Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia
un.org – Сайт UNSC
academic.ru – Словарь Академика
ereport.ru — всемирная экономика
Энциклопедия инвестора. 2013.