- Кодекс
(Code)
Кодексы Российской Федерации, классификация кодексов РФ, система и доктрина кодекса
Уголовный кодекс РФ, кодексы народов майя, трудовой кодекс, гражданский кодекс, налоговый кодекс, жилищный кодекс, административный кодекс, семейный кодекс
Содержание
Содержание
Раздел 1. Возникновение слова «кодекс».
Раздел 2. Кодексы России.
Раздел 3. Гражданский кодекс Наполеона 1804 года.
- Подраздел 1. Система и доктрина кодекса.
- Подраздел 2. Гражданство и правоспособность.
- Подраздел 3. Вещные права.
- Подраздел 4. Обязательственное право.
- Подраздел 5. Семейное право.
Раздел 4. Месоамериканские кодексы.
- Подраздел 1. Технология изготовления.
- Подраздел 2. История.
Раздел 5. Кодексы Майя.
- Подраздел 1. Изготовление.
- Подраздел 2. История.
- Подраздел 3. Сохранившиеся кодексы.
- Подраздел 4. Другие кодексы Майя.
Раздел 6. Дуэльный кодекс.
Раздел 7. Уголовный кодекс России.
Кодекс (лат. codex — книга) — это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.
Кодекс (лат. codex — книга). Листы пергамента или папируса скрепленные вместе и обрамленные с двух сторон деревянными табличками - ранняя версия современных книг. Конечно, кодексы были рукописными.
Считается, что родиной кодекса является Древний Рим. Кодекс пришел на смену неудобным в обращении свиткам. Появление переплета для книг также связывают с усовершенствованием кодекса.
Возникновение слова «кодекс»
Иногда употребляют это слово в более широком смысле: кодекс чести, моральный кодекс, кодекс грамматических правил и т. д. Некоторые писатели употребляют и такие выражения: «равенство — закон вечный, его кодекс — разум»; «свобода — единственный религиозный кодекс нашего времени». Латинское выражение codex или caudex имело ещё больше значений. Кодексом назывались: ствол дерева; чурбан или колодка, прикрепляемая к ногам преступника, которую последний волочил за собой и на которую садился; брёвна, служившие основанием плавучего моста или перевозного парома; наконец, деревянные дощечки, намазанные воском, предназначенные для письма и в своём соединении составлявшие книгу, в отличие от свитка (volumen). Отсюда, между прочим, codices назывались кассовые книги римлян (см. Codices accepti ТС depensi).
Издание Грегорианом императорских конституций под названием К. (см. Грегориан), имевшее огромный успех, укрепило за словом значение законодательного сборника. За Грегориановым К. последовали К. Гермогениана, Феодосия и Юстиниана. В средних веках выражение кодекс затерялось (собрания законов в это время называют просто leges) и восстановляется только с XVI в., впервые в издании так называемого К. Генриха III, составленного Бриссонием и содержащего ордонансы французских королей. С этого времени оно становится очень употребительным.
Кодексы России
Как в Союзе Советских Социалистических Республик (CCCP), так и в Российской Федерации кодексы использовались и используются весьма широко.
В современном законодательстве Российской Федерации кодексы, несмотря на своё название, являются обычными Федеральными законами (Конституция РФ не предусматривает разделение федеральных законов на "обычные законы" и кодексы). Данная позиция (о равенстве кодексов и "обычных" Федеральных законов) была подтверждена в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 №182-О.
Арбитражный процессуальный кодекс - регулирует ведение арбитражного судопроизводства, т.е. по делам, связанным с предпринимательской деятельностью (принят в 2002 году);
Бюджетный кодекс - содержит правила формирования и исполнения бюджетов всех уровней (принят в 1998 году);
Водный кодекс - регулирует отношения по поводу использования водных ресурсов (принят в 2006 году);
Воздушный кодекс - регулирует отношения по перевозке воздушным транспортом (принят в 1997 году);
Градостроительный кодекс - регулирует отношения по планированию и строительству городов и поселений (принят в 2004 году);
Гражданский кодекс - регулирует широкий круг имущественных и личных неимущественных отношений между гражданами, их объединениями предприятий и государством на основе равенства всех субъектов (первая часть принята в 1994 году, вторая - в 1996, третья - в 2001, четвертая - в 2006);
Гражданский процессуальный кодекс - регулирует отношения, возникающие при рассмотрении дел судами общей юрисдикции (принят в 2002 году);
Жилищный кодекс - регулирует отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан (принят в 2004 году);
Земельный кодекс - регулирует отношения по поводу использования и оборота земельных ресурсов (принят в 2001 году);
кодекс внутреннего водного транспорта - регулирует отношения по поводу перевозки на внутреннем водном транспорте (принят в 2001 году):
кодекс об административных правонарушениях - регулирует отношения по привлечению к административной ответственности, в т.ч. общие начала, перечень всех административных правонарушений (может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам (принят в 2001 году);
кодекс торгового мореплавания - регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания (перевозок грузов, пассажиров и их багажа, промысла водных биологических ресурсов, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр и т.д.) (принят в 2001 году);
Лесной кодекс - регулирует отношения по поводу использования лесных ресурсов (принят в 2006 году);
Налоговый кодекс - регулирует отношения по поводу налогообложения (первая часть принята в 1998 году, вторая - в 2000 году);
Семейный кодекс - регулирует семейные отношения (брак, права супругов и детей, алиментные отношения и устройство детей, оставшихся без попечения родителей) (принят в 1995 году);
Таможенный кодекс - регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу России (принят в 2003 году);
Трудовой кодекс - возникают из трудовых отношений (принят в 2001 году);
Уголовно-исполнительный кодекс - регулирует отношения по исполнению уголовных наказаний (принят в 1997 году);
Уголовно-процессуальный кодекс - регулирует порядок привлечения к уголовной ответственности (принят в 2001 году);
Уголовный кодекс - регулирует общие положения уголовной ответственности, устанавливает наказания, и содержит закрытый перечень деяний, признаваемых преступлениями (принят в 1996 году).
Кодекс (лат. codex — книга) — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.
Кодекс (Code) - это
Гражданский кодекс Наполеона 1804 года
Система и доктрина кодекса
Гражданский кодекс 1804 г. был разработан в традиции французской цивилистики ХУП-ХУШ вв. Главной особенностью этой традиции было взаимное переплетение кутюмного и римского права. Такую задачу и сознательно поставили себе составители:
“Мы совершали полюбовную сделку между писаным правом и кутюмами всякий раз, когда нам, возможно, было согласовать их право положения или видоизменить одни посредством других, не прерывая единства системы и не покушаясь на общий их дух”. Такая традиция позволила сделать новые институты права действительно едиными для всей страны.
Общая схема кодекса была позаимствована составителями из трудов крупнейших французских правоведов XVIII в. - прежде всего Ф. Буржона (автора трактата “Обычное право Франции и кутюмы Парижа”, 1747). Для разделов об обязательном праве большое значение имели труды Р. Ж. Потье “Пандекты Юстиниана в новом порядке” (1748) и К. Ж. Оливье “Принципы римского гражданского права”. Посредством этих трудов, а также собственной позиции составителей, римское и кутюмное право стали первыми по важности источниками доктрины и собственно текстов ГК.
Содержание первых титулов кодекса, а также принципиальных право положений, касавшихся гражданских прав и прав собственности, было сформулировано самими составителями, опираясь на принципы революционного законодательства и “Декларации прав человека и гражданина”. Текст этих разделов во многом воспроизводил соответствующие нормы из проектов 1793-1796 гг. Хотя в главном революционное законодательство повлияло на то, что н е включалось в кодекс из старого права.
Еще одним важным источником право положений ГК стали королевские ордонансы, изданные в ХУП-ХУШ вв. Некоторые из них - о дарениях, о субституциях, об актах гражданского состояния, о пользовании водами и лесами - были без значительных перемен включены в соответствующие разделы кодекса.
В целом, главными источниками доктрины и текста нового ГК стали предреволюционная догматика, которая, в свою очередь, представляла сплав римского и кутюмного права, и революционное законодательство.
Кодекс был построен по институционной системе. Эта система, восходящая к “Институциям” Юстиниана, была классической для распространенной во Франции школы реципированного римского права.
ГК был разделен на 3 книги:
1) О лицах, куда были включены разделы о гражданских правах вообще, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве;
2) Об имуществах и о различных видоизменениях собственности, где были собраны институты вещного права;
3) О различных способах, которыми приобретают собственность, включившая наследственное право, обращение имуществ в семье, договоры и иные обязательства. Институционная схема была существенно переработана: третья книга внутренне строилась с учетом уже пандектов систематизации обязательств. Но главное заключалось в том, что составители придавали традиционной систематизации новый естественно-правовой и рациональный смысл:
“Три вещи необходимы и достаточны человеку в обществе, - говорил Камбасерес, обосновывая такую структуру еще для проекта 1793 г., - быть хозяином своей особы, иметь имущества для удовлетворения своих нужд и мочь располагать к наибольшему своему интересу своей особой и своими имуществами. Все гражданские права сводятся, итак, к правам вольности, собственности и заключения договоров”.
В большей степени институционной была система изложения правовых норм. Многие статьи не были собственно регулирующими правовые ситуации, а научающими: что такое движимое и недвижимое, что такое договор, те или другие виды обязательств и т. п. Это сделало кодекс в значительной степени дидактическим сочинением по праву, за что его впоследствии упрекали. Но такая дидактика одновременно сделала кодекс весьма понятным даже для не очень ведущих в праве.
Составители ГК ориентировались на старую французскую традицию цивилистики. Исходя из этого, они абсолютизировали частное право. Право по закону (т. е. вытекающее из предписаний закона) в кодексе было уравнено с правом, вытекающим из частной договора. Закон не мог вторгаться в содержание частных соглашений, в сферу частных прав.
Многие нормы кодекса имели излишне общий характер. Это привело к тому, что многое отдавалось составителями на усмотрение судьи. В частности, судья сохранил право истолковывать правовые споры, основываясь на “обычаях мест”, “обыкновениях употребления” и т. п.
Гражданство и правоспособность
В кодексе устанавливалось единое понятие французского гражданства и связанного с ним единства прав на основе полного равенства. В этом заключалось главное антифеодальное качество нового правопорядка. (Равенство правоспособности не было абсолютным, оно было соответственно своему времени: правоспособность женщин была ограничена семейным правом и преимущественными возможностями мужчин быть участниками оборота.) гражданство в смысле пользования политическими правами отграничивалось от гражданства в частноправовом смысле.
Гражданскими правами (т. е. правоспособностью) наделялся каждый, имевший или приобретший особое “свойство Француза”, которое сообщал конституционный закон. Гражданство можно было не только приобрести, но и утратить. Хотя, в отличие от принципов конституций 1791-1793 гг., ГК установил только частноправовые (не политические) основания к утрате гражданства; не допускалась потеря гражданства через проговаривание к наказаниям.
Однако, как бы в компенсацию, вводился институт гражданской смерти (ст. 17), который повторял политическую смерть “старого режима”. Права иностранных граждан во Франции были отличны от французов. Они определялись конкретными соглашениями с той или другой страной, и были уже или шире в зависимости от прав, предоставленных французам в этой стране. От иностранного гражданина также требовалось обязательное поручительство француза в случае обращения в суд; это было еще одним важным ограничением, правоспособности иностранцев.
Гражданская дееспособность наступала в 21 год. После этого ограничения дееспособности были возможны только в рамках брачно-семейных отношений или вследствие опеки. Предусматривалась и возможность полного лишения дееспособности, названная по традиции римского права интердиктом. Широкие полномочия в этой инициативе были предоставлены суду и родственникам, что вделало такую опеку институтом архаичным и даже реакционным в правовом смысле.
Вещные права
В сравнении с правом эпохи “старого режима” круг вещных прав (т. е. форм обладания, пользования и распоряжения имуществами) был сокращен. Признавались только права собственности, правомерного использования и пользования в порядке сервитута.
Центральным институтом вещного права было право собственности. Его понимание в ГК было важным инновацией: “Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее неограниченным порядком, лишь бы только это не производило такого использования, которое запрещено законами и уставами” (ст. 544). Согласно доктрине кодекса, собственность имела абсолютный характер: права владельца практически ничем не ограничивались и допускались только изначально предписанные законом ограничения. Основываясь на положении Декларации 1789 г. и почти в тех же выражениях, кодекс закрепил неприкосновенность и не отчуждаемость собственности. Еще одной важнейшей чертой собственности было предельно широкое понимание режима собственности, исходя из почти абсолютного права акцессии (присоединения). Этот последний элемент собственности имел выраженно архаичный характер, заранее предполагая преимущество земельной собственности. Отдельные права не могли быть предметом коммерческого оборота (права пользования недрами, пространстпреимуществоазрывны с собственностью на участок земли).
Кодекс выделял три вида собственности в зависимости от субъекта права: 1) индивидуальная, 2) государственная, или общественное обладание, 3) общинно-коммунальная. Преобладающее внимание уделялось частной собственности. Однако оговаривалось, что некоторые объекты могут быть только в государственной (порты, крепости и т. п.) или только в коммунальной собственности.
Первой группой признавалась собственно недвижимость (земля, дом - любой стоимости и размера).
Второй - принадлежащие недвижимого имущества в силу своего предназначения (мебель и убранство в доме, скот для обработки земли и т. п., висящие на деревьях плоды). Третьей группой были прочие движимые вещи. Четвертую составили особо ценные движимые вещи (деньги, драгоценности, частные бумаги, предметы роскоши, коллекции). Подразделение вещей было существенным для разных требований в отношении отчуждения, разных операций с ними, закладной и т. п.
Собственники недвижимого имущества располагали большими преимуществами. Собственность на землю предоставляла также права и на “то, что ниже и выше” данного участка (ст. 552). Т. е. собственник, имея практически неограниченные права использования своего участка, его обустройства, разработки недр. Недвижимость подвергалась только особой форме закладной ее - антифриза, причем должник сохранял право пользования даже в случае просрочки платежа. Недвижимость занимала привилегированное положение при сделках с нею: если продавец терпел значительный ущерб в силу бедственных условий (свыше 60% стоимости), то сделку можно было расторгать в одностороннем порядке. Такие гарантии в особенности должны были обеспечить права мелких земельных собственников - крестьян, которые были главной фигурой социальной жизни той эпохи.
Вторым по важности видом вещных прав стал узуфрукт.
Институт этот был разработан еще в римском праве. Однако в ГК он означал, по сути, особое право, примерно равнозначное наследственной ренте дореволюционной эпохи.
Узуфрукту арий не был собственником, его права ограничивались использованием земли или вещи (например, сада, дома). Но он мог продать свой узуфрукт, заключать с ним другие договоренности, передавать его по наследству, завещать. Права узуфрукту ария охранялись даже перед собственником, который не мог произвольно лишить пользователя его права; если собственник продавал весь объект в целом, то право-пользование сохранялось и при новом собственнике. Такая замаскированная аренда также была архаичным институтом (особенно, когда под узуфруктом понималось право пользования гражданскими доходами, т. е. по сути земельной ренты).
Третьим видом вещных прав было пользование вещью. Конкретное число случаев было невелико; сельскохозяйственная аренда и проживание в доме. В отличие от узуфрукта это право не могло быть ни переуступлено, ни сдано в поднаем. Пользователь имел право использовать свое право только в личных интересах или для семьи, но не для коммерческого оборота и обогащения.
Хотя владение не фигурировало в качестве самостоятельного права, во многих случаях оно охранялось отдельно. Такое охраняемое законами владение могло быть только добросовестным и только в случае, если обладатель добросовестно заблуждался относительно своих прав на вещь. Обладание вещами первой и второй группы при наличии добросовестности могло стать способом приобретения собственности на эти вещи (если проходили установленные ГК сроки исковой давности). Обладание движимыми вещами приравнивалось к праву собственности, если только вещь не была украдена.
Обязательственное право
доктрина ГК была сугубо индивидуалистической. Частной сделке, отвечающей воле сторон, в нем был, также придав, почтя абсолютный характер. Ничто и почти никак не могло ограничивать частных лиц. Поэтому главное место среди обязательств уделялось договорным обязательством (о второй группе -- внедоговорных -- говорилось лишь примерно в 20 статьях). Как правило, субъектом концессии мог быть собственник, имевший все права распоряжения вещами. Другим случаям (например, рабочему найму, сложным коммерческим сделкам) почти не уделялось внимания.
Одним из краеугольных принципов договорного права закреплялась свобода сделки. Под этим подразумевалось, что никто не может быть принужден к заключению договора, не соответствующего его намерениям, и что содержание договоренности определяется только по воле заключивших его сторон. Ничто не могло быть основанием для одностороннего отказа от концессии: ни допущенные при ее заключении обман, ошибки (если только все это не превосходило определенную меру выгодности и нормальности и не грозило вообще уничтожить коммерческий оборот). Никакое вмешательство в сделку частных лиц не допускалось, если только она не противоречила закону, добрым нравам и общественному порядку. В истолковании последствий сделок и их выполнимости признавалась большая роль судьи.
Вторым краеугольным принципом договорного права было положение об обязательной силе соглашений. Это означало, что законно заключенные сделки не могут быть расторгнуты односторонними действиями и что договора обязывают и ко всем последствиям, которые могут вытекать из обычая или обыкновений коммерции. Принцип обязательной силы договоров был заново сформулирован в ГК (это сделал Порталис). В нем как нельзя более отражалось представление составителей о всемогуществе частной воли, индивидуализм кодекса.
Помимо общих положений договорного права (возможности вступать с вещью в любые договоренности - “дать что-либо, сделать или не делать что-либо”), в кодексе предусматривались 8 типичных и распространенных договоров: продажа, мена, наем вещей, работы или услуг, товарищество, ссуда, хранение, договор вероятной прибыли, залог. Архаичность в наибольшей степени проявилась в договоре найма: здесь предусматривалась только возможность для личного услужения и мелкой работы в сельском хозяйстве. Однако за договором вероятной прибыли (или рисковым) были видны реалии игры на бирже, азартные игры, финансовые операции с чисто денежными ценностями, подчиненные особым условиям выполнимости и возможных потерь.
Вторым по важности источником обязательств, признавалось причинение ущерба. Основной идеей ответственности за гражданский деликт (причинение ущерба, связанное с нарушением права) в ГК была виновность. Причинивший ущерб отвечал за деликт, в случае как прямого умышленного действия в отношении чужой вещи или прав, так и в случаях небрежности и непредусмотрительности (ст. 1383). Хотя и здесь кодекс сохранял существенные архаические черты: так, лица, пребывающие в услужении или под присмотром других, не отвечали за это - за них отвечали хозяева. Этим закреплялось как бы внутреннее подразделение на полную и неполную правоспособность (что было продолжением конституционных ограничений на политические права лиц, находящихся в услужении или не имевших самостоятельного заработка).
Семейное право
Самым важным новацией в области брачно-семейного права было закрепление института только гражданского брака, заключавшегося государственными административными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Брак был чисто светским, хотя потом не запрещалось проводить желаемые религиозные церемонии. Брачный возраст устанавливался в 18 лет для мужчины и в 15 лет для женщины. До достижения этого возраста браки могли заключаться только по особому разрешению главы государства. Однако до 25 лет мужчины и до 21 года женщины могли вступать в брак только при согласии родителей или семейного совета.
Так же порывая с традицией канонического предреволюционного права, ГК признавал право на развод. Развод допускался в случае супружеской измены (хотя и по-разному понимаемой для мужа и для жены), в случае грубого обращения или взаимных оскорблений, в случае проговаривания одного из супругов к позорящему наказанию. Основанием для развода могло быть взаимное согласие супругов, проживших в браке от двух до двадцати лет. (Это право положение вызвало особенно резкие нападки клерикальных кругов, и после восстановления официального значения католической церкви в период Реставрации было отменено - в 1816 г.) Для Наполеона, по требованию которого было внесено это положение, оно было одним из показателей гражданского равенства.
Центральное место в семейном праве занял весьма консервативный по своему смыслу институт главы. Жена и дети в семье обязаны были выказывать послушание мужу в обмен на его “покровительство”. Отец имел все права пользования имуществом не достигших совершеннолетия детей, на пользование имуществом жены или выгоды с него (в зависимости от установленного брачным договором режима). Власть отца семейства могла приобретать и административный характер. За непослушание члены семьи могли быть подвергнуты заточению в тюрьму или в исправительный дом. Жену, уличенную в супружеской измене, муж мог единственно по личному усмотрению поместить в тюрьму на несколько месяцев. В качестве своего рода промежуточной меры перед разводом (или заменявшей его) - сохранялось католическое правило “отлучения от стола и ложа” - в виде “раздельного жительства”. В случае ограничения или полного лишения жены дееспособности муж всегда оставался опекуном.
От кутюмного права в кодекс был перенесен еще один институт -- семейного совета. Некоторые вопросы (заключение брака, воспитание, наказание детей) требовали согласования с дедами и бабками. Они, например, в случае смерти мужа, оставившего беременную жену, назначали ей “попечителя чрева”, который участвовал в управлении имуществами.
Предпочтение интересов семьи (причем законной) оказало влияние и на наследственное право. Признавая традиционное деление на наследование по закону и по завещанию, кодекс значительно ограничил права завещателя распорядиться своими имуществами. В зависимости от состава семьи завещатель мог распорядиться лишь от 1/2 до 3/4 принадлежавшей ему собственности. Незаконнорожденные и не признанные при жизни дети практически устранялись от прав наследования, и, даже будучи признанными, имели право на меньшую долю, чем законные.
Высокие квалификационные достоинства кодекса все же не сделали его вполне совершенным. В кодексе осталось немало противоречий, особенно между разными книгами. Ряд статей получил практическое значение только посредством богатой судебной практики. Довольно скоро, к концу XIX в., был поставлен вопрос о переработке ГК.
Для своего времени ГК 1804 г. имел выдающееся значение. Это была поистине вторая гражданская Конституция нового правопорядка. По оценке видного русского правоведа Е. В. Спекторского, кодекс “переводил на язык права вызванный революцией социальный переворот”, тесно связанный с идеей частной и экономической свободы. Это была “золотая книга” французской буржуазии той поры.
Наполеоновские завоевания открыли дорогу широкому распространению ГК по Европе, а затем и по всему миру. Он стал как бы одной из двух основных линий европейского права в целом.
В 1807 г. Кодексу было присвоено имя Наполеона. В период Реставрации наименование было снято, в годы Второй империи - временно восстановлено. Довольно скоро начались изменения в тексте. Однако в основе своей ГК 1804 г. и поныне составляет действующий свод гражданского права Франции.
Кодекс (Code) - это
Месоамериканские кодексы
Месоамериканские кодексы — рукописные документы коренных народов Центральной Америки доиспанского и раннего колониального периода, где в основном в пиктографической форме освещаются исторические и мифологические события, религиозные ритуалы, хозяйственные темы (например, сбор податей), содержатся астрономические и гадательные таблицы и другие сведения.
Будучи каждый уникальным документом, эти своеобразные книги являются ценнейшим памятником месоамериканской культуры и истории. Их принято называть по именам их исследователей или владельцев либо по месту хранения (например, кодекс Ботурини или Ватиканский кодекс 3773). В настоящее время кодексы и их факсимиле находятся в библиотеках и музейных собраниях разных стран мира.
Технология изготовления
Слово «кодекс» происходит от латинского codex, что означало «кусок дерева», так как первоначально кодексы составлялись на деревянных табличках. Также и бумага для индейских кодексов изготавливалась из коры разных видов фикусов и на языке ацтеков называлась аматль (аст. āmatl), что в испанском превратилось в амате (исп. papel amate). В юкатанском языке эквивалентом является слово kopo (или устаревший вариант написания copo), а в языке Майя классического периода — huun (или hun), что также означало «книга», «кора» или «одежда из коры».
Для того, чтобы изготовить бумагу, длинные полосы коры сдирали с деревьев и очищали волокно от толстого слоя внешней коры. Затем полосы несколько раз отмачивали в воде и высушивали, после чего отбивали на камнях или деревянных досках. Полученные листы, достигавшие в длину нескольких метров, шлифовали камнями до гладкости.
Кроме того, некоторые кодексы написаны на выделанной оленьей шкуре.
Затем листы грунтовали гипсом и наносили рисунки с одной или обеих сторон. Для кистей различного размера использовался кроличий мех, краски изготавливались из разведённых в воде минералов.
Сложенные гармошкой книги помещали в «обложки» из дерева или шкуры, которые часто украшались золотом и драгоценными камнями. Их можно было читать, переворачивая лист за листом либо развернув во всю длину.
История
Точно неизвестно, когда впервые появились бумажные рукописи. В Теотиуакане археологами были найдены камни, датирующиеся VI веком н. э., которые напоминают камни, использовавшиеся при изготовлении бумаги. У племён Майя бумажные книги получили широкое распространение примерно в конце IX века, также есть данные, что Майя и другие народы, например, сап отеки и тольтеки, изготавливали бумажные рукописи уже в III в н. э., а книги — около 660 года.
У ацтеков изготовление бумаги было развитой индустрией, поставлявшей большое количество аматля для различных целей, в том числе для создания книг и документов. Кроме того, в Тешкоко находилась библиотека с обширной коллекцией майяских, сапотекских и тольтекских рукописей.
После начала колонизации Америки испанцами кодексы, как и другие памятники истории и культуры коренных народов, без счёта уничтожались в ходе порабощения и насильственной христианизации. Множество рукописей погибли в ходе битв, например, при осаде Теночтитлана в 1521 году. Вследствие этого до нашего времени сохранилось лишь небольшое число индейских рукописных книг доколумбовой эпохи. Из них большинство отсылались в Испанию в качестве трофеев и древностей.
Однако некоторые кодексы создавались и в колониальный период, так как европейские миссионеры полагали с их помощью более эффективно обращать индейцев в христианство. Для этого местные художники делали рисунки, к которым затем добавлялись подписи и объяснения на местных языках, записанных латинским алфавитом, а иногда на латыни. Помимо того, монахи, особенно францисканцы, стремились зафиксировать местные обычаи и верования. Так появилось множество своеобразных «иллюстрированных энциклопедий» местной жизни.
Историк Дамиан Бака считает, что «колониальные кодексы предназначались для того, чтобы перестроить умы и память коренных месоамериканцев. Эти кодексы, даже созданные самими ацтеками, представляли собой нарратив с господствующей испанской точки зрения». Однако это позволило сохранить пиктографическую традицию. Следует ещё отметить, что многие поздние рукописи были основаны в более ранних, доиспанских, или целиком скопированы с них.
В настоящее время известно около пятисот колониальных кодексов, и, вероятно, по мере научных изысканий их число будет увеличиваться.
Кодексы Майя
кодексы Майя — идеографические рукописи народа Майя. В настоящий момент несколько уцелевших кодексов принято обозначать по названиям городов, в библиотеках которых они находятся.
Темами кодексов были религия, астрономия и астрология, история, пророчества и гадательные практики, сельскохозяйственные и календарные циклы и т. п. С их помощью жрецы интерпретировали явления природы и действия божественных сил и проводили религиозные обряды.
Изготовление
кодексы писались на особой бумаге хун (hun или huun) из коры фикуса (в настоящее время такую бумагу принято называть ацтекским словом аматль). Впервые такая бумага появилась у народа Майя около V века н. э., примерно в то же время, что и у римлян. Большинство исследователей согласны в том, что Майя полуострова Юкатан первыми на американском континенте начали изготавливать бумагу. Первоначально она использовалась в качестве материала для одежды и лишь затем для передачи информации посредством письма.
Сама бумага считалась у Майя священной. Историк и антрополог Алан Сэндтстром полагает, что бумага пользовалась самым большим спросом наряду с драгоценными камнями и металлами, перьями и декоративными тканями.
Судя по сохранившимся кодексам, они имели в длину несколько метров и около 20 сантиметров в ширину и состояли из нескольких более коротких листов, склеенных вместе, так как бумагу изготавливали и перевозили стандартными связками, а затем при необходимости доклеивали столько листов, сколько требовалось, чтобы закончить книгу.
Изготовление рукописей представляло собой реализованный процесс, требовавший специалистов, которые в свою очередь должны были соблюдать ритуалы до и после работы над кодексом. Прежде чем приступить к рисованию, писец должен был обратиться к богам с просьбой, указать ему благоприятное время для каждого этапа работы. Также и жрецы, читавшие кодексы во время религиозных церемоний и праздников, должны были проходить ритуалы очищения.
На написание одного кодекса уходило несколько дней. Сначала черной тушью на основе угля с помощью своеобразного «пера» — острого кончика магея (агава американская) или осколка кости мелкого животного, например птицы, — рисовался контур, после чего детали раскрашивались меховой кисточкой. Каждый цвет имел своё значение, связанное с богами, природой и космосом.
Создатели рукописей именовались ah ts’ib (писцы) и ah woh (художники). В подавляющем большинстве это были мужчины. Юноша, обнаруживший способности к рисованию, проходил тщательную подготовку в течение нескольких лет, изучая такие предметы, как математика, астрономия, астрология, космология и история. Писцы относились к образованной элите общества. Покровителями писцов были
боги-братья Хун-Бац и Хун-Чоуэн, часто изображавшиеся в виде пишущих обезьян.
История
Ко времени прибытия конкистадоров на полуостров Юкатан в начале XVI века Майя уже покинули свои главные церемониальные центры, однако производство бумаги и традиция создания кодексов были по-прежнему широко распространены.
Сначала испанские миссионеры заинтересовались загадочными индейскими значками, но, расшифровав их с помощью местных жителей, увидели в них сатанинские измышления и стали их систематически уничтожать. Епископ Юкатана Диего де Ланда в июле 1562 года приказал сжигать все кодексы, которые попадут в руки христиан. Впоследствии он сказал: «Мы нашли множество книг, записанных этими значками, и поскольку в них не содержалось ничего, кроме суеверий и дьявольской лжи, все сожгли, что причинило им [Майя] большое горе».
Алонсо де Сорита писал, что в 1540 году он видел в горах Гватемалы множество таких рукописей, описывавших историю местных индейцев за более чем восемьсот лет, которые переводили для него самые древние старики. Бартоломе де Лас Касас сетовал на то, что рукописные книги уничтожались монахами, опасавшимися, что они могут помешать обращению местных жителей в христианство. Последними были уничтожены кодексы в гватемальском городе Тайясале, завоеванном в 1697 году. Тем не менее несколько кодексов попали в Европу.
Чтобы сохранить свои книги, Майя стали зарывать их и прятать в пещерах, где их погубила высокая влажность. До наших дней дошли лишь три достоверно майяских кодекса и фрагмент четвёртого, которые неизвестным путём добрались до Европы и много лет пролежали в забвении, пока не были вновь открыты учёными.
При таких скудных данных историки месоамериканских кодексов вынуждены прибегать к реконструкции и косвенным источникам, как то: этноботаническому анализу, историческим свидетельствам из вторых и третьих рук, малонадёжным переводам идеограмм Майя, анализу изображений на каменных стелах и керамике и т. д.
Сохранившиеся кодексы
До нашего времени дошли лишь четыре кодекса, находящиеся в европейских библиотеках. Это:
Дрезденский кодекс
Мадридский кодекс
Парижский кодекс
кодекс Гролье
Первые два посвящены астрономии и прорицанию, третий — ритуалам, богам и астрологии. Четвертый кодекс сохранился частично.
Другие кодексы Майя
При раскопках археологи находили прямоугольные куски слипшейся массы с чешуйками краски, в основном в аристократических гробницах. Это всё, что осталось от кодексов, когда сгнили входившие в их состав органические вещества. Несколько подобных остатков, где прослеживаются рисунки, были сохранены в надежде, что когда-нибудь появится технология, которая позволит их изучить.
Старейшие майяские кодексы были найдены при раскопках захоронений в Уашактуне, Гуайтане, Сан-Агустин-Акасагуастлане и Небахе разных департаментов Гватемалы, в Алтун-Ха в Белизе и Копане в Гондурасе. Книги из Уашактуна и Алтун Ха относятся к раннему классическому периоду, в Небахе и Копане — позднему классическому, в Гуайтане — раннему пост классическому. Все это комки извести с остатками краски, которые невозможно открыть.
Дуэльный кодекс
Дуэльный кодекс — неформальный свод правил проведения дуэли. В эпоху, когда дуэли были широко распространены, дуэльных кодексов не существовало, так как само понятие дуэли входило в противоречие с существующим правом, хотя, с другой стороны, было неразрывно связано с понятием дворянской чести.
Что есть дуэль
Цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не представление, не решение спора и не состязание в силе);
участников дуэли только двое, т. е. оскорбленный и его обидчик;
средство дуэли - смертоносное оружие
для дуэли необходимо наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.
Об оскорблении и праве оскорбленного человека.
Условное деление достаточных для дуэли оскорблений на категории:
легкие - если оскорбление пусть и особо язвительное, но затрагивает несущественные стороны личности - внешность, манеры, привычки и т. д.
Не являются непреложным основанием для дуэли; более того, самое достойное в таком случае поведение - удачно съязвить в ответ.
средней тяжести - если оно соединено с бранью (упрек в мутации, незаконном происхождении; нецензурные выражения, сомнение в чести дамы); тогда оскорбленный может выбрать род дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти);
тяжелые - если оскорблению сопутствовали рукоприкладство или особо тяжкие, порочащие обвинения (предательство, воровство, трусость на поле боя, бесчестное поведение, казнокрадство); в таком случае потерпевший выбирает род оружия и род дуэли.
Оскорбленный теряет право выбора места, оружия, рода дуэли, если его противник извинился, а он не принял извинений.
О роде дуэли
Существует три рода дуэлей:
до первой крови.
до тяжелого ранения
до смерти одного из противников.
О вызове
Не допускается: вызов на дуэль начальника подчиненным или старшего младшим по делам, касающимся службы; по личным же обидам, не касающимся службы, допускается вызов подчиненными начальников, офицерами - генералов. Недопустим вызов на дуэль императора, поскольку служба фора императору - постоянная и пожизненная.
Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно не принимать и кого не принято вызывать) считаются:
лица, опозоренные в общественном мнении;
сумасшедшие;
несовершеннолетние, т. е. не достигшие 21 года (кроме женатых людей);
лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (простолюдины);
должники по отношению к своим заемщикам;
близкие родственники, например, дядя и племянник или дед и внук.
Кузены к дуэли уже допускаются;
женщины.
Защищать честь женщины обязан ее естественный покровитель (муж, отец, брат, сын, опекун, близкий родственник) или тот, кто согласится выступить ее защитником; но при этом необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины является ее нравственное поведение - то есть за женщиной, известной сомнительным поведением, не признается право на защиту от оскорблений.
Вызов на дуэль посылается обычно через 24 часа после нанесения оскорбления, ответ - не позже, чем через 24 часа после получения вызова. При этом промедление вызова не считается препятствием к дуэли.
За одно и то же оскорбление можно вызывать на дуэль только один раз.
О секундантах
1. Каждый из противников выбирает себе секунданта - из зрелых людей, при этом не заинтересованных в деле и не близких родственников (дяди и племянники исключаются, двоюродные братья уже допускаются; то же правило действует и при вызовах на дуэль).
2. Не допускается замена одного дуэлянта другим, его поверенным, если сам дуэлянт был в состоянии драться.
3. Обязательным условием дуэли является одинаковое оружие у противников - по длине, отточенности шпаги или сабли.
4.Секунданты обязаны перед началом дуэли тщательно проверить боевые качества оружия.
5.Дуэльным оружием считается шпага, сабля, шашка, палаш, эспадрон.
Порядок проведения дуэли
1. В заранее условленное время противники, секунданты и врач прибывают в назначенное место. Опоздание допускается не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший человек, считается уклонившимся от дуэли.
2. Поединок начинается обычно через 5 минут после прибытия всех.
3. Противники и секунданты приветствуют друг друга поклоном.
4. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагает дуэлянтам в последний раз помириться.
5. В случае их отказа распорядитель излагает им условия поединка.
6. Секунданты занимают места параллельно линии боя, врач - позади них.
7. Все действия противники совершают по команде распорядителя.
9. Если в ходе поединка один из них роняет шпагу, либо она ломается, либо дерущийся падает - его противник обязан прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.
10. Дуэль на шпагах ведется до тех пор, пока один из противников не теряет полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливается, и врач устанавливает характер раны, степень ее тяжести.
11. Если в ходе дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступает за границу поля боя, такое поведение засчитывается как уклонение или отказ от честного поединка.
12. По окончании боя противники подают друг другу руки.
Уголовный кодекс России
Уголовный кодекс России (УК РФ) — основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории России.
Действующий Уголовный кодекс России был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, подписан президентом 13 июня 1996 года и вступил в силу с 1 января 1997 года, сменив Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, применявшийся до тех пор.
История принятия
работа над проектами нового кодифицированного уголовного законодательства началась сразу после распада СССР. Первый проект Уголовного кодекса был внесён президентом РФ в Верховный Совет 19 октября 1992 года, он уже предусматривал многие изменения, определившие облик нового уголовного законодательства Российской Федерации: приоритет охраны жизни и здоровья человека, верховенство норм международного права ответственности за преступления небольшой тяжести; тем не менее, этот проект так и не был рассмотрен Верховным Советом, поскольку был отвергнут Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе.
приоритет—1994 годах велась также Работа по разработке альтернативных проектов Уголовного Кодекса. Если Особенная часть этих проектов в целом совпадала с проектом 1992 года, то в Общей части имелись значительные расхождения: предусматривались такие новации, как введение уголовной ответственности Юр. лиц, разделение уголовного Законодательства на кодифицированное и некодифицированное, понижение возраста уголовной ответственности, введение кары как цели наказания и т. д. В октябре 1994 года на рассмотрение в Государственную Думу поступают два проекта Уголовного Кодекса: президентский (основанный на проекте 1992 года) и депутатский (основанный на итогах разработки альтернативных проектов); начинается долгая и кропотливая Работа по согласованию двух проектов, в ходе которой было рассмотрено более 2000 замечаний, поступивших от депутатов. Наконец, 19 июня 1995 года проект принимается Государственной Думой в третьем чтении, однако Совет Федерации его отклоняет. 24 ноября 1995 года Государственная Дума, проголосовав в четвёртый раз, повторно принимает проект, но в декабре на него накладывает вето Президент; создаётся новая согласительная комиссия и проект отправляется на повторную доработку.
Наконец, 24 мая 1996 года окончательный вариант Уголовного Кодекса РФ принимается Государственной Думой. 5 июня 1996 года он одобряется Советом Федерации, а 13 июня 1996 года он подписывается Президентом РФ.
Отличия от предыдущих актов
Принятый в 1996 году Уголовный Кодекс России сменил Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года.
Среди наиболее существенных изменений можно назвать достаточно полное отражение в нём новых экономических и политических реалий российского общества.
Переход к приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов Государства, усиление ответственности за наиболее тяжкие преступления и снижение ответственности за преступления небольшой тяжести, совершённые впервые, новые основания освобождения от уголовной ответственности и другие нововведения, призванные усилить профилактический потенциал уголовного Закона.
Структура Уголовного Кодекса
Кодекс представляет собой кодифицированный нормативный акт (Кодекс), отличающийся внутренним единством и состоящий из двух частей (Общей и Особенной).
Общая часть включает 6 разделов, 16 глав и статьи 1 — 104.
Особенная часть Кодекса состоит из шести разделов, девятнадцати глав и статей 105—360, и описывает составы конкретных преступлений, а также перечисляет санкции (виды и размеры наказаний) за их совершение. Система Особенной части УК РФ отражает приоритеты уголовно-правовой охраны: на первое место в ней ставятся преступления против личности, и только затем преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества.
Уголоприоритетыые нормы содержатся в статьях Кодекса, при этом в одной статье может содержаться как одна, так и несколько уголовно-правовых норм. Большинство статей Кодекса делится на части, которые выделяются в отдельный абзац и имеют цифровое обозначение (1, 2, 3 и т. д.). Части статей включают пункты, имеющие буквенное обозначение. Кроме того, в некоторых статьях Особенной части Кодекса есть примечания, где раскрываются уголовно-правовые понятия или формулируются уголовно-правовые институты.
В Кодексе применяется сплошная нумерация статей, глав и разделов.
В случае исключения статьи нумерация других статей также не изменяется, а на месте исключённой статьи делается соответствующая запись.
Действие УК РФ во времени
Порядок введения в действие Уголовного Кодекса РФ изложен в специальном федеральном Законе «О введении в действие Уголовного Кодекса России». Согласно ему, Уголовный Кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 года, за исключением некоторых положений.
В федеральных законах, вносящих изменения и дополнения в УК РФ, также может указываться особый срок вступления их в силу. Если такой срок не указан, используется общий порядок, изложенный в Федеральном Законе от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных Законов, федеральных Законов, актов палат Федерального Собрания России». Согласно ему, федеральные Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста Закона в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании Законодательства России. Официальными также являются тексты Законов, которые распространяются в электронной форме НТЦ «Система». При этом отсчёт 10-дневного Срока начинается от даты публикации в «Парламентской газете» или «Российской газете».
Согласно ст. 9 УК РФ, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным Законом, действовавшим во время совершения этого деяния. При этом временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. В продолжаемых преступлениях этот момент определяется моментом совершения последнего из действий.
В порядке исключения уголовному Закону может придаваться обратная сила, то есть его действие распространяется на лиц, совершивших преступление до вступления такого Закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Ст. 10 УК РФ устанавливает, что обратную силу имеет уголовный Закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление. Ни в каких других случаях обратная сила уголовному Закону придаваться не может, это запрещено ст. 54 Основного Закона государства РФ.
В случае, если новый уголовный Закон декриминализует (признаёт непреступным) какое-либо деяние, с момента его вступления в силу должны быть прекращены все уголовные дела о таком деянии, по которым ведётся предварительное расследование или судебное рассмотрение, а лица, уже отбывающие наказание за такое деяние, подлежат освобождению. Согласно ч. 2 ст. 10 УК РФ, если новый уголовный Закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным Законом.
Спорным является вопрос о возможности применения обратной силы Закона, если декриминализация происходит в силу изменения нормативного акта другой Отрасли права, к которому делает отсылку Уголовный Кодекс (например, Правил дорожного движения).
В одном из своих определений Конституционный суд РФ дал такое толкование Закона:
«декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное Законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного Закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования.
В результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на данном основании административную или иную более мягкую ответственность».
Международным правом могут устанавливаться исключения из территориальной уголовной юрисдикции РФ. Одним из наиболее известных таких исключений является дипломатический и консульский иммунитет.
Применение мер ответственности в этом случае (в соответствии с изменениями, внесёнными в УК РФ в 2006 году) не ставится в зависимость от того, считается ли совершённое деяние преступлением в иностранном Государстве (ст. 12 УК РФ).
Ответственности по УК РФ подлежат также иностранные граждане и лица без Гражданства, не являющиеся Резидентами РФ, если совершённое ими преступление направлено против интересов РФ или её гражданин или Резидентов (реальный принцип действия уголовного Закона), либо ответственность за данное деяние предусматривается международным договором России (универсальный принцип действия уголовного Закона).
Источники
Всеобщая история Государства и права. Под редакцией К.И.Батыра. М.: Былина, 1995;
История Государства и права зарубежных Стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1998;
Омельченко И.А. Всеобщая история Государства и права. Учебник в двух томах. Том 1. - М.: ТОН-ПРИОР, 1999.
goldpages.com.ua – Золотые страницы
revolution.allbest.ru – Рефераты
dic.academic.ru – Словари и энциклопедии на Академике
wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия
internet-law.ru – Интернет и право
codex.ucoz.ru – Кодекс
Энциклопедия инвестора. 2013.