- Конгресс США
(United States Congress)
Структура, состав и полномочия Конгресса США, сенат Конгресса США
Комитеты и комиссии Конгресса США, члены Конгресса США, процедуры деятельности Конгресса США
Содержание
СодержаниеРаздел 1. Структура и порядок формирования Конгресса США.
Раздел 2. Состав Конгресса США.
Раздел 3. Полномочия Конгресса США.
Раздел 4. Палата представителей Конгресса США.
Раздел 5. Cенат США Конгресса США.
Раздел 6. Конгресс США в структуре федеративных отношений.
Раздел 7. Организационные формы работы конгресса.
Раздел 8. Иные виды процедур конгресса.
Раздел 9. Члены Конгресса США.
Раздел 10. Вспомогательные органы Конгресса США.
Конгресс США — законодательный орган, один из трёх высших федеральных органов государственной власти США. Полномочия определены основным Законом государства США. Конгресс является двухпалатным, состоящим из палаты американского конгресса и Палаты представителей. Заседает в Капитолии Вашингтона.
Структура и порядок формирования Конгресса США
Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей и палаты конгресса. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются два кандидата: от Демократической и Республиканской партий). Избранными могут быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее семи лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по избирательному округу. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата (обычно баллотируется список из двух лиц от Демократической и такой же список от Республиканской политической партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года (в самом первом составе палаты конгресса США треть сенаторов избиралась на два года, еще треть — на четыре года, так, чтобы затем каждый сенатор оставался в этой должности шесть лет). Для избрания сенатором необходимы 30-летний возраст, состояние в гражданстве США не менее девяти лет, проживание в штате, от которого он избирается.
Депутаты и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовные преступления и нарушение общественного порядка они могут быть арестованы и в этот период. Депутаты пользуются индемнитетом, не несут ответственности за речи и голосование в парламенте. Они получают парламентское вознаграждение: члены нижней палаты — 120 тыс. долл. в год, сенаторы — 98,4 тыс. Кроме того, им выплачиваются дополнительные суммы в зависимости от численности их избирательных округов (они контактируют с населением, доводят нужды населения до сведения конгресса). Размер этих сумм колеблется от 140 тыс. до 400 тыс. долл. Им выделяются деньги для содержания личного штата — секретарей, референтов, помощников (9—25 человек). Депутаты пользуются оплачиваемыми командировками, бесплатным медицинским обслуживанием, им оплачиваются почтовые, телефонные, канцелярские расходы, пользование иными средствами коммуникаций. Конгрессмены получают специальную пенсию, размер которой зависит от стажа пребывания в конгрессе (она может составлять более 100 тыс. долл. в год).
Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями нижней палаты руководит спикер (он всегда является представителем политической партии большинства), в сенате США председательствует вице-президент (в период отсутствия вице-президента может быть избран также временный председатель из фракции большинства). Спикер, как и в других странах англосаксонского права, пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания к депутатам и т.д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда его голос решающий. Председатель сената США, напротив, существенных полномочий не имеет. Обсуждения в сенате США проходят на основе саморегулирования, в связи с чем нередко применяется прием «флибустьерства» — путем бесконечных выступлений «заговаривают» законопроект другой политической партии до окончания сессии, а после ее окончания вся процедура прохождения законопроекта должна начинаться сначала (лишь решением 2/3 сенаторов выступление можно ограничить одним часом).
Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (их немного — по экономике, налогообложению и др.), которые координируют деятельность конгресса в указанных сферах; постоянные специализированные комитеты каждой из палат (в палате представителей их 22: по иностранным делам, по образованию и труду, юридический и др., в сенате США — 16: иностранных дел, финансов, сельского хозяйства и др.), которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации и т.д.; временные специальные комитеты для расследования отдельных вопросов (чаще всего по сообщениям прессы).
Особую роль играет комитет всей палаты. Эта юридическая фикция означает, что палата преобразует себя в комитет для обсуждения по упрощенной процедуре срочных или бесспорных законопроектов. Согласительные комитеты (комиссии) создаются для преодоления разногласий между палатами. Важное значение имеют постоянные специализированные комитеты (комиссии). Помимо указанных полномочий они вправе вызывать свидетелей и заслушивать их показания, министры соответствующего профиля ежегодно представляют этим комитетам отчеты о своей деятельности. Председатели комитетов, обычно занимающие этот пост по старшинству пребывания в конгрессе, вправе создавать подкомитеты, которые обладают некоторыми полномочиями комитетов (в настоящее время в конгрессе более 200 подкомитетов). Председатели комитетов, как и всякие председатели коллегиальных органов, собраний при системе англосаксонского права, обладают большими полномочиями: определяют повестку дня, назначают дату парламентских слушаний, докладчиков на пленарном заседании палаты по законопроектам, пользуются дисциплинарными полномочиями. Только они выступают от имени комитета перед средствами массовой информации.
В обеих палатах американского конгресса имеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций. Кроме того, во фракциях создаются руководящие комитеты, в частности делегирующие членов фракции в те или иные специализированные постоянные комитеты, имеются партийные организаторы («кнуты»), обеспечивающие партийную дисциплину в парламенте (в частности, явку членов фракции на голосование на пленарных заседаниях). Особенно велика роль лидера фракции большинства (в настоящее время в обеих палатах большинство принадлежит Республиканской политической партии). Часто от него зависит прохождение того или иного билля (законопроекта).
При конгрессе действует множество административно-технических и вспомогательных служб. Их общий штат превышает 30 тыс. человек.
Палата представителей насчитывает 435 участвующих в голосовании членов, каждый из которых представляет свой избирательный округ и переизбирается раз в два года. Места в палате представителей распределяются среди штатов на основе численности населения.
Cенат США состоит из 100 членов, работающих шестилетний срок. Каждый штат имеет двух сенаторов, независимо от населения. Раз в два года примерно одна треть палаты американского конгресса переизбирается.
Президент США Барак Обама" height="299" src="/pictures/investments/img958439_3_V_Palate_predstaviteley_Kongressa_SSHA_vyistupaet_sorok_chetvertyiy_Prezident_SSHA_Barak_Obama.jpg" title="3. В Палате представителей Конгресса США выступает сорок четвертый Президент США Барак Обама" width="448" />
Состав Конгресса США
По состоянию на начало 2009 года, состав конгресса был следующим:
1. По возрасту: средний возраст членов конгресса — 57,2 года, членов палаты конгресса — 63,1. Самому старшему было 92 года (сенатор Роберт Бёрд, демократ из Западной Виргинии), самому молодому — 28 лет (член Палаты представителей, республиканец Аарон Шок из штата Иллинойс).
2. По месту рождения: Лишь 14 членов Палаты представителей и один сенатор (Майкл Беннет, демократ из Колорадо) родились вне США. Все остальные родились в США.
3. По полу: В Палате представителей — 76 женщин (среди них 59 членов демократической политической партии и 17 членов республиканской политической партии), в сенате США — 17 женщин (среди них 13 членов демократической политической партии и 4 члена республиканской политической партии).
4. По расово-этническому происхождению: Среди членов конгресса 12 — азиатского происхождения, 42 — афроамериканцы (в том числе 41 член Палаты представителей и один сенатор — Роланд Буррис, демократ из Иллинойса), 29 — латиноамериканского происхождения (в том числе 28 членов Палаты представителей и один сенатор — Роберт Менендес из Нью-Джерси). Все остальные — представители белой расы не латиноамериканского происхождения (латиноамериканцы могут принадлежать к любой расе).
5. По религиозным верованиям:[2] Большинство членов конгресса — протестанты, хотя самую крупную деноминацию внутри конгресса составляют католики. В конгрессе 111-го созыва 54,7 процента составляют протестанты, 30,1 — католики, 8,4 — иудейского вероисповедания, 2,6 — Мормоны. Среди членов Конгресса США — два мусульманина и два буддиста.
6. По образовательному уровню: Лишь 27 членов Палаты представителей и один сенатор (Марк Бегич из Аляски) имеют образование, не выходящее за рамки средней школы. У 24 членов Палаты представителей — докторская степень, у 168 членов Палаты представителей и 57 сенаторов — юридическое образование.
Полномочия Конгресса США
Согласно основного Закона государства США, конгресс имеет следующие полномочия:
устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизные налоги, для того чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Спошлиныных Штатов; причём все сборы, пошлины и акцизные сборы должны быть единообразны повсеместно в Соединённых Штатах;
занимать деньги в кредит Соединённых Штатов;
регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами;
устанавливать повсеместно в Соединённых Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах;
чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы весов и мер;
предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединённых Штатов;
создавать почтовые службы и почтовые пути;
содействовать развитию науки и полезных ремёсел, закрепляя на определённый срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия;
учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду;
определять и карать акты пиратства, тяжкие преступления, совершаемые в открытом море, и преступления против права наций;
объявлять войну, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии и устанавливать правила относительно захватов трофеев на суше и на воде;
формировать и обеспечивать армии, но ассигнования на эти цели не должны выделяться более чем на двухлетний срок;
создавать и содержать военно-морской флот;
издавать правила по компании сухопутных и морских сил и управлению ими;
предусматривать меры по призыву полиции для обеспечения исполнения законов союза, подавления мятежей и отражения вторжений;
предусматривать меры по фирмы, вооружению и обучению полиции и руководству той её частью, которая может быть использована на службе Соединённых Штатов, сохраняя за штатами право назначения должностных лиц и компании подготовки полиции в соответствии с требованиями, предписанными Конгрессом;
осуществлять во всех случаях исключительные законодательные полномочия в отношении округа (не больше квадрата со стороной десять миль), каковой, будучи уступлен отдельными штатами и принят Конгрессом, станет местом пребывания правительства Соединённых Штатов; осуществлять подобную власть в отношении всех земель, приобретённых с согласия законодательного собрания штата, в котором эти земли находятся, для возведения фортов, постройки складов, арсеналов, верфей и других потребных сооружений;
издавать все законы, каковые будут необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей основным Законом страны правительству Соединённых Штатов или какому-либо департаменту или должностному лицу оного.
Колумбия. Здесь работает Конгресс США" height="340" src="/pictures/investments/img958441_5_Kapitoliy_SSHA_v_Vashingtone_okrug_Kolumbiya_Zdes_rabotaet_Kongress_SSHA.jpg" title="5. Капитолий США в Вашингтоне, округ Колумбия. Здесь работает Конгресс США" width="506" />Палата представителей Конгресса США
Палата представителей считается (хотя и неофициально) нижней палатой американского конгресса. Штаты представлены в ней пропорционально населению, но в то же время даже самый маленький штат имеет в палате хотя бы одного депутата. Всего в Палате представителей 435 мест, ее членов называют конгрессменами.
Главная задача Палаты представителей - принятие федеральных законопроектов, которые после одобрения палатой конгресса и подписания президентом становятся законами США.
Сенат не признать его виновным" height="394" src="/pictures/investments/img958443_7_V_1868_godu_etot_komitet_predstaviteley_presledovaniyu_prezidenta_Endryu_Dzhonsona_v_ego_impichmenta_no_Senat_ne_priznat_ego_vinovnyim.jpg" title="7. В 1868 году этот комитет представителей преследованию президента Эндрю Джонсона в его импичмента, но Сенат не признать его виновным" width="519" />
Конгрессмены избираются на два года, выборы проводятся каждый четный год. Для того, чтобы стать кандидатом в членя Палаты представителей, необходимо быть не моложе двадцати пяти лет, не менее семи лет быть гражданином США и проживать в том штате, откуда кандидат избирается в конгресс.
Палата представителей имеет право исключать избранных депутатов из своих рядов, для этого за исключение должны проголосовать не менее двух третей конгрессменов.
Для руководства работой Палаты представителей конгрессмены выбирают спикера (председателя). Традиционно им становится лидер той политической партии, которая имеет большинство мест в Палате. Спикер Палаты представителей является третим лицом в "очереди наследования" президентского поста, то есть именно он становится президентом США, если действующие президент и вице-президент не могут исполнять свои обязанности.
Cенат США Конгресса США
Cенат США фактически является верхней сенатом США. Он обеспечивает равное представительство (по два депутата) от каждого штата. Таким образом, в сенате - сто депутатов, которых называют сенаторами.
Сенаторы избираются на шесть лет,но каждые два года заканчивается срок полномочий трети сенаторов. Таким образом, каждые два года cенат США на треть обновляется (хотя ничто не мешает сенатору быть переизбранным). Выборы в cенат США проходят одновременно с выборами конгрессменов. Для того, чтобы стать членом палаты конгресса США, кандидат должен быть гражданином США не менее девяти лет, быть не моложе тридцати лет и проживать в том штате, от которого он избирается.
Cенат США рассматривает законопрооекты, уже прошедшие через Палату представителей, и одобряет либо отклоняет их. Кроме того, cенат США дает согласие на ратификацию международных договоров, утверждает назначение судей Верховного суда и высших чиновников федерального правительства.
Именно cенат США принимает решение об импичменте (отстранении от должности) президента и судей Верховного суда.
Председателем сената является вице-президент Соединенных Штатов Америки. Он не участвует в голосованиях сената США, за исключением случаев, когда голоса сенаторов делятся пополам.
Cенат США работает в северном крыле Капитолия США.
Конгресс США в структуре федеративных отношений
Со времени принятия основного Закона страны США 1787 г. в структурно-функциональных характеристиках американской федерации многое изменилось. Первоначально в состав США входили 13 штатов. В настоящее время число их возросло до 50. Изменился и реальный механизм федеративных отношений. Сейчас он имеет мало общего с той моделью, которая мыслилась авторам основного Закона государства США два века назад.
В основе конституционной модели лежит принцип дуалистического федерализма. Формально, если следовать логике основного Закона страны, федеральные органы и органы штатов независимы. С момента избрания президента и Конгресса США — институтов, формируемых на основе выборов, проводимых по штатам, — связь между ними обрывается. Каждый из уровней власти в пределах предоставленных основным Законом государства прав суверенен. Таким мыслился федерализм “Отцам-основателям”. Но реальный механизм федерации далек от его первоосновы. Жизнь переплетает федерацию и штаты тысячами нитей, интегрируя их в единое целое.
Формально предметы ведения союза и штатов разграничены достаточно жестко. Конституционной линией, разделившей их, служит перечень вопросов, отнесенных к компетенции конгресса. В их число авторы основного Закона государства ввели: регулирование междуштатной и внешней торговли, чеканку монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов, учреждение федеральных органов власти, набор и содержание армии и военно-морского флота, ведение международных дел, компанию почтовых служб, регламентацию авторского права и вопросов предоставления гражданства, управление территориальными владениями США.
Этот перечень дополнен принципом “подразумеваемых” полномочий. Установленный последним пунктом 8-го раздела 1 статьи он наделяет конгресс “правом издавать все законы, которые необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей основным Законом страны правительству Соединенных Штатов”.
В процессе развития федеративных отношений данная норма сыграла едва ли не решающую роль в расширении прав конгресса. Свободное ее толкование Верховным судом США утвердило за ним исключительные права в области финансов и авторского права, позволило создать целостный свод уголовного законодательства, карающего за нарушения федерального права.
Но наиболее широкому толкованию подверглась норма о регулировании междуштатной торговли. Еще в 1824 г. в своем решении Верховный суд США подчеркнул: “Торговля... — это нечто большее, чем просто торговля. Это — движение товаров и отношения”. Позднее, в 1851 г. понятию междуштатной торговли было дано фактически всеобъемлющее значение. Оно, по мнению Верховного суда, должно было охватывать все вопросы, требующие “единого правового регулирования”. В настоящее время формула основного Закона страны о регулировании междуштатной торговли лежит в основе массивного свода законодательства, охватывающего вопросы торгового и трудового права, охраны природы.
Принцип “подразумеваемых” полномочий позволил утвердить верховенство федерации и федерального законодательства во многих областях социально-экономической и политической жизни. Но пределы его применения не безграничны. В конечном счете он должен опираться на “букву” основного Закона государства, иметь хотя бы отдаленное отношение к тем полномочиям, которые перечислены в самом тексте Основного закона. А тот пробел, который возникает в обосновании власти конгресса, восполняется доктриной “присущих” ему полномочий. Они, как утверждает Верховный суд США, неотделимы от самого понятия государственного суверенитета.
Конституция США не ограничивается установлением сферы исключительного ведения конгресса. Во-первых, устанавливается сфера “совпадающих” прав федерации и штатов. К их числу относятся законотворчество и правоприменение в области гражданских прав, налогообложения, регламентации деятельности корпораций, обеспечения “всеобщего благосостояния”. Указанные вопросы отнесены к ведению и союза, и штатов. Но паритетного их участия в этих вопросах нет, так как в соответствии с доктриной “преимущественных прав” конгресса действующим признается федеральное законодательство, а не вступившее в противоречие с ним законодательство штатов.
Далее, конституционный механизм разграничения предметов ведения дополняется перечнем тех вопросов, которые не подлежат регламентации со стороны федерации и штатов. И федерации, и штатам запрещается облагать налогом экспорт, жаловать дворянские титулы, допускать рабовладение, нарушать соответствующие требования Билля о правах. Кроме того, федерации запрещается вводить прямые налоги безотносительно к численности населения штатов, устанавливать дискриминационные косвенные налоги, предоставлять торговые привилегии, изменять границы штатов без их согласия.
Штаты, в свою очередь, не вправе заключать международные договоры и договора с другими штатами без согласия конгресса, чеканить монету, содержать войска в мирное время, принимать законы, нарушающие обязательства по договорам, а также федеральную Конституцию, законы и договоры, принятые или заключенные на ее основе.
В самом тексте основного Закона страны сфера компетенции штатов не закрепляется. За органами власти штатов сохраняется “остаточная” компетенция, т.е. те вопросы, которые не отнесены Основным законом и практикой его толкования к ведению федерации и не включены в число специальных ограничений и запрещений (X поправка к основного Закона государства).
Формально в вопросы ведения штатов вмешиваться конгресс не вправе. В действительности же дело обстоит не совсем так. На территории штатов могут вводиться войска в случае внутренних беспорядков и необходимости защиты федерального законодательства от самих штатов. В федеральных судах может быть возбуждено уголовное преследование должностных лиц штатов, виновных в нарушении федерального права. Но наиболее мощной остается “власть кошелька”.
Согласно основного Закона страны, “конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, каким бы ни был источник их поступлений” (XVI поправка). Используя это право, конгресс в 1986 г. с принятием закона о реформе налогового права лишил штаты целого ряда бюджетных источников. Так, например, в 1987 г. налоговые поступления штатов с торгового оборота составили только 5,2 млрд долл., что было почти в 2 раза меньше той суммы (10,2 млрд долл.), которая была получена ими 1985 г. Увеличилась зависимость штатов от программ оказания помощи, которые принимает конгресс. Финансовая же помощь со стороны федерации сопровождается рядом условий, которые позволяют конгрессу реально влиять на политику в штатах.
Определив объем полномочий конгресса по вертикали (по линии “федерация” — “штаты”), рассмотрим вопрос о роли конгресса в структуре политической власти по горизонтали (по линии “конгресс — президент — Верховный суд США”).
Организационные формы работы конгресса
Сессионная форма работы конгресса, Первая сессия конгресса начинается 3 января следующего после выборов года. В дальнейшем ход сессии определяется самим конгрессом, но с той существенной оговоркой, что во время ее проведения ни одна из палат не может без согласия другой отложить свои заседания более чем на трехдневный срок либо проводить их в ином месте, чем то, где заседают обе палаты (Конст., ст. 1, разд. 5). При чрезвычайном положении право созыва обеих палат или одной из них принадлежит президенту США (Конст., ст. II, разд. 3).
Прерывается сессия принятием решения о переносе заседаний на определенный срок либо на неопределенное время. Последнее решение фактически означает окончание сессии, является объявлением парламентских каникул.
Заседания палат проводятся открыто, но допускается проведение закрытых заседаний. Так, например, в сенате США заседания проводятся “за закрытыми дверями” по решению большинства палаты, если предложение об этом внесено сенатором и поддержано по крайней мере еще одним членом палаты. Заседания палат считаются правомочными при наличии кворума, который составляет большинство членов палаты (Конст., ст. 1, разд. 5). При отсутствии кворума палаты могут принудительно обеспечить явку отсутствующих членов, отдав соответствующие распоряжения приставам палат.
В залах палат оборудованы специальные галереи — отдельно для публики и для представителей прессы. Прямая трансляция из залов палат осуществляется по каналам кабельного телевидения Си-Спэн и Си-Спэн-2. Общий объем вещания около 2 тыс. часов в год.
Сессия палат складывается из законодательных дней со строго установленным порядком их проведения. Согласно Постоянным правилам палаты американского конгресса, каждодневный порядок работы палаты состоит из следующих стадий. Заседание открывает молитва капеллана палаты конгресса. Вслед за этим председательствующий занимает свое место и при условии наличия кворума приступает к чтению и исправлению неточностей в записях журнала за прошедший законодательный день. По завершении указанной процедуры cенат США приступает к следующей стадии — “утренним вопросам”, которые включают рассмотрение посланий президента, докладов и сообщений глав департаментов (министерств) и иных сообщений палате американского конгресса, а также тех законопроектов, резолюций и иных материалов, которые остались нерассмотренными “на столе председателя” с предыдущего дня. Завершает стадию “утренних вопросов” внесение следующих документов: петиций и прошений, докладов постоянных комитетов, законопроектов, совместных резолюций и иных резолюций палаты конгресса США. Право представить их палате конгресса в указанной выше очередности принадлежит только сенаторам. Вслед за этим, после полудня, cенат США переходит к последней стадии — рассмотрению повестки дня по “Календарю законопроектов и резолюций” или по “Календарю вопросов, представленных в cенат США на утверждение исполнительной властью”. Распорядок дня палаты представителей имеет в целом малозначительные отличия. Так, например, палатой установлены особые дни заседаний для обсуждения частных биллей и законопроектов по вопросам о Федеральном округе Колумбия. Палата представителей имеет четыре календаря. “Союзный календарь” включает публичные билли, прямо или косвенно связанные с ассигнованиями. Они обладают привилегией быть поставленными на обсуждение практически в любое время заседаний палаты. “Календарь палаты” содержит публичные билли, не связанные с ассигнованиями. В “Частный календарь” заносятся частные билли. “Календарь согласия” включает малозначительные и не вызывающие каких-либо возражений законопроекты. Обсуждение их проходит по упрощенной процедуре.
Формально законопроекты, резолюции и иные документы подлежат рассмотрению в той очередности, в которой они были внесены в календарь. Однако на практике она корректируется правилами “Порядка предпочтительности”. Установленные на основе обычаев, прецедентов и некоторых положений регламентов, они позволяют руководству палат проводить необходимые и снимать с повестки неугодные законопроекты.
Громоздкий порядок ведения дел предопределил особые формы его упрощения. Например, в сенате США используется механизм продления заседания на последующие календарные дни. Тем самым законодательный день растягивается на несколько дней, что позволяет палате конгресса США, в нарушение правил, продолжить рассмотрение незаконченных дел. В этих же целях в палате представителей, как, впрочем, и в сенате США, применяется, с согласия двух третей депутатов, процедура приостановки действия правил. Она позволяет избежать потери времени на обсуждение малозначительных вопросов и упростить порядок рассмотрения дел. Многие процедурные правила просто обходятся по “единодушному согласию” сенаторов и членов палаты представителей.
Дебаты регламентируются правилами палат следующим образом. В сенате США сенатор, желающий выступить, должен встать и обратиться к председательствующему за разрешением. Председатель предоставляет слово тому из сенаторов, кто первым обратился к нему. В ходе дебатов без разрешения сената США никто не вправе выступать в течение календарного дня более двух раз. Правила палаты американского конгресса фактически не ограничивают продолжительность дебатов. Не требуют они и того, чтобы выступления касались только обсуждаемого вопроса. Выступающий может говорить на любую тему, читать любой текст — из Библии, газет, журналов. Сенатор не может быть лишен слова, если им не нарушен регламент. Прервать ход дебатов может решение о прекращении дебатов. Но процедура принятия его достаточно сложна. Петиция о прекращении дебатов должна быть подписана не менее чем 16 сенаторами. На голосование она ставится через один календарный день. Для принятия решения необходимо согласие по крайней мере трех пятых присутствующих сенаторов (при полном составе — 60 из 100 сенаторов). Если предложение не принято, время дебатов остается неограниченным. Вопрос, продолжая оставаться в календаре, отодвигается обсуждением других дел. Если же решение о прекращении дебатов вступило в силу, каждое выступление по обсуждаемому вопросу ограничивается одним часом. Время дебатов распределяется поровну между политическими партиями большинства и меньшинства в палате. По истечении 100 часов обсуждения вопрос ставится на голосование.
В отличие от палаты конгресса в палате представителей выступающие в дебатах не могут отклоняться от обсуждаемого вопроса. Продолжительность их выступлений не должна превышать одного часа по основному вопросу, при обсуждении поправок — 5 минут. Время дебатов распределяется поровну между политическими партиями большинства и меньшинства в палате. Дебаты прерываются, если палатой принято решение о переходе к голосованию.
Прохождение законопроектов и резолюций завершается принятием решений по существу. Решения принимаются простым большинством голосов, но в отдельных случаях, предусмотренных основным Законом государства или правилами палат, необходимо квалифицированное большинство в две трети или три пятых голосов депутатов. В конгрессе применяются пять способов голосования. При голосовании голосом результаты определяются председательствующим по силе выкриков членов палаты. При голосовании разделением члены палаты поднимаются с мест и пересчитываются, соответственно, секретарем палаты конгресса США или клерком палаты представителей. При голосовании счетчиками депутаты проходят между счетчиками, назначенными из членов палаты, и пересчитываются. Особые требования установлены в отношении голосования посредством поименной переклички. Проводится оно в случаях, предусмотренных основным Законом страны или регламентом, а также по требованию 1/5 присутствующих членов палаты. Голоса, поданные за (“да”) или против (“нет”), заносятся в журнал палаты. Нередко поименное голосование проводится посредством электронной системы подсчета голосов. Тайное голосование (бюллетенями) проводится только в случае избрания президента в порядке экстраординарной процедуры, при выборах лидеров партийными фракциями и при выборах председателей постоянных комитетов палат.
Б, Комитетская форма работы конгресса. Порядок деятельности постоянных комитетов палат регламентируется правилами сената США и палаты представителей, а также правилами самих комитетов.
Постоянные комитеты палат проводят заседания не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания могут быть созваны либо председателем комитета, либо — в случае его возражений — в порядке особой процедуры. Так, например, в сенате США требование о проведении заседания может быть выдвинуто по крайней мере тремя членами комитета. Если в течение трех дней председатель не примет решения о проведении заседания в оставшиеся семь дней со дня подачи заявления, сенаторы составляют извещение с указанием цели, дня и часа его проведения. В том случае, если под ним будут собраны подписи большинства членов комитета, заседание проводится в указанное в извещении время.
Заседания комитета правомочны при наличии кворума, который, по общему правилу, составляют одна треть членов комитета.
Вопросы, поступившие в комитет, проходят три этапа. На первом комитет рассматривает их предварительно, устанавливая степень важности и в связи с этим порядок их рассмотрения. Затем, нередко после доклада подкомитета, следует рассмотрение дела по существу, в ходе которого проводятся слушания. Вызванные по повестке свидетели и лица, предлагающие свои экспертные оценки, дают показания. Комитет просматривает документацию, аудио- и видеозаписи, имеющие отношение к обсуждаемому вопросу. В обеих палатах есть передвижные видеосистемы, телемониторы, которые могут быть установлены по первому требованию.
Как правило, слушания проводятся открыто. Нередко транслируются по телевидению. В случаях, особо предусмотренных регламентами палат, слушания проводятся “за закрытыми дверями”. Так, например, в сенате США закрытые заседания комитетов проводятся при необходимости сохранения в тайне информации, относящейся к государственной безопасности; сведений, которые могут нанести ущерб чести и достоинству лиц; данных, составляющих коммерческую тайну и т.д. Последняя стадия — обсуждение, принятие решения по существу и утверждение доклада комитета по обсуждаемому вопросу.
В текст доклада комитета включаются мнения меньшинства, а также особые мнения членов комитета. Помимо рекомендации о принятии или отклонении проекта доклад должен содержать оценку возможных бюджетных затрат, общего числа попадающих под его действие предприятий и лиц, экономического его влияния и воздействия на неприкосновенность личной жизни (“прайвеси”).
В. Комитет всей палаты.
Разновидностью сессионной формы работы конгресса является рассмотрение вопросов в комитете всей палаты. В палате представителей эта форма применяется при обсуждении финансовых биллей и наиболее значительных законопроектов. В сенате США комитет всей палаты заседает только при рассмотрении договоров.
Порядок работы комитета всей палаты имеет, в сравнении с регламентом палаты, значительные отличия. Так, например, в палате представителей кворум при работе комитета всей палаты составляют 100, а не 218 конгрессменов, как это имеет место при обычном заседании. Поименное голосование в нем не проводится. Законопроекты только изучаются. Стадии обсуждения вопросов в комитете всей палаты следующие: общие дебаты, чтение законопроекта и обсуждение поправок, принятие решения о передаче его в палату представителей с рекомендацией одобрить либо отклонить законопроект. Председательствует в комитете всей палаты не спикер, а назначенный им член палаты.
Иные виды процедур конгресса
Процедура принятия финансовых законопроектов. Процедура принятия финансовых законопроектов не многим отличается от порядка прохождения законопроектов, но корректируется следующими положениями. Законопроекты о
государственных Выгодах (налогах и т.д.) могут быть предложены только палатой представителей. Cенат США вправе лишь отклонить их или внести в их тексты поправки. В отличие от иных законопроектов финансовые законопроекты могут быть представлены только в форме биллей. В палате представителей они обладают привилегией быть поставленными на обсуждение практически в любое время заседаний. Особую роль в прохождении финансовых биллей играют финансовые комитеты палат. Так, например, в сенате США все остальные комитеты не вправе вносить предложения об увеличении ассигнований, если только они не имеют целью выполнение требований действующих законов или договоров, а также актов и резолюций, ранее принятых на той же сессии конгресса.
Особо следует выделить порядок утверждения бюджета. Установленный законом о сбалансированном бюджете и чрезвычайном контроле за дефицитом 1985 г. он устанавливает следующие этапы его прохождения. К первому понедельнику после 3 января президент направляет конгрессу проект бюджета на следующий бюджетный год. Конгресс отсылает его в Бюджетное управление конгресса, которое к 15 февраля должно представить отчет по нему бюджетным комитетам палат. С этого момента к разработке бюджета подключаются постоянные комитеты палат, которым вменяется в обязанность до 26 февраля представить свои заключения и предложения. К 1 апреля бюджетные комитеты готовят проект совпадающей резолюции по бюджету, и до 16 апреля конгресс принимает ее. В дальнейшем идет разработка законопроектов об ассигнованиях на следующий фискальный год, начинающийся с 1 октября того же календарного года.
Процедура утверждения договоров. Процедура одобрения договоров многими своими чертами напоминает законодательный процесс. Перед голосованием в сенате США договор должен пройти три чтения в различные дни. Первое чтение служит для ознакомления палаты американского конгресса с договором. На этой стадии допускаются предложения только об отсылке договоренности в постоянные комитеты, о напечатании его текста и об отмене ранее принятого распоряжения о его рассмотрении на закрытом заседании палаты конгресса. Все договоры отсылаются в постоянный комитет по внешним отношениям, если только cенат США в порядке единодушного согласия не решит иначе. Комитет после обсуждения концессии принимает решение, докладывая о нем палате. Нередки случаи, когда комитет просто отказывается принять решение, откладывая рассмотрение сделки на неопределенный срок.
Договоры, переданные комитетом в палату, включаются в “Календарь вопросов, представленных сенату США на утверждение исполнительной властью”. С этого момента формально юрисдикция комитета над договором утрачивается. Фактически же руководство комитета продолжает руководить прохождением его через палату, обладая, в частности, преимущественным правом на выступления в дебатах.
Cенат США приступает к обсуждению соглашения, если он находится в палате не менее одного дня. Договор зачитывается второй раз и, если нет дебатов, ставится на голосование. В том случае, если предлагаются поправки и оговорки, в первую очередь докладываются те их них, которые предложены постоянным комитетом по внешним отношениям.
Поправки к договору принимаются палатой конгресса США либо по отдельности, либо в совокупности. Затем принимаются оговорки, которые включаются в приложение к резолюции об одобрении. Поправки и оговорки принимаются простым большинством голосов. Далее договор выносится на одобрение палаты конгресса США и считается утвержденным, если за него подано две трети голосов присутствующих сенаторов. Обсуждение договоров проходят публично, но при необходимости заседания проводятся тайно. В последнем случае сенаторы и должностные лица палаты берут на себя обязательство хранить информацию в тайне. Нарушение его может повлечь исключение сенатора из состава палаты.
Процедура одобрения назначений на должности. Предложенные президентом назначения передаются палатой американского конгресса в соответствующий комитет. Регламент сената США не определяет предметную компетенцию комитетов в этом вопросе. Однако прецедентами установлено, например, то, что при назначении судей материалы отсылаются в юридический комитет, при назначении дипломатов — в комитет по внешним отношениям и т.д. Отсылка дел в постоянные комитеты производится без проведения дебатов, председателем палаты единолично. Однако, в случае нарушения предметной компетенции cенат США большинством голосов может изменить решение председателя и направить вопрос в другой комитет. Получив от палаты материалы, постоянный комитет передает их нередко в свой подкомитет. Последний рассматривает вопрос на открытом заседании, выносит решение и возвращает материалы комитету со своими рекомендациями. Комитет, в свою очередь, обсуждает доклад подкомитета и принимает решение, которое докладывает палате американского конгресса.
Назначения рассматриваются палатой конгресса в том порядке, в котором они были занесены в “Календарь вопросов, представленных палате конгресса на утверждение исполнительной властью”. Замещение незначительных должностей рассматривается целыми списками.
В том случае, если cенат США не вынес решения по обсуждаемому вопросу в ходе сессии, на следующей сессии он не рассматривается, если президентом не будет вновь внесено представление. Такой же порядок предусмотрен при переносе заседаний палаты американского конгресса на срок, превышающий 30 дней.
Экстраординарная процедура избрания президента. Согласно XII поправке к основного Закона государства, если ни один из претендентов не наберет абсолютного большинства голосов коллегии выборщиков, президент из числа трех претендентов, набравших наибольшее число голосов, избирается палатой представителей. Голосование в этом случае проводится по штатам, причем представительство от каждого штата имеет, независимо от числа депутатов, только один голос. Кворум составляют члены палаты представителей по крайней мере от двух третей штатов. Голосование проводится по бюллетеням. Избранным из кандидатов становится тот, кто наберет большинство голосов всех штатов.
Процедура импичмента. С инициативой импичмента выступает палата представителей. Преследование по импичменту производится по петиции, посланию президента и т.п. Но внести резолюцию о возбуждении дела могут только члены палаты. Полученные палатой представителей материалы отсылаются в юридический или в специальный комитет, который выясняет степень обоснованности обвинения и докладывает палате, имеются ли основания производить расследование. В случае, если комитет не счел возможным продолжить расследование дела, оно, с согласия палаты, прекращается. В том случае, если палата вынесет резолюцию о возбуждении дела, материалы, как правило, отсылаются в юридический комитет, который формулирует статьи импичмента. Статьи импичмента в случае утверждения палатой (простым большинством голосов) передаются палате конгресса США для рассмотрения дела по существу.
Cенат США не может отклонить статьи импичмента и должен принять дело к своему рассмотрению. Для исполнения обязанностей “судей” сенаторы приводятся к присяге либо дают заверение. При рассмотрении дела по обвинению президента ведет заседания председатель Верховного суда США. “Правила рассмотрения дел в порядке импичмента” предусматривают необходимость предъявления доказательств, допроса свидетелей и заслушивания мнений сторон. Завершает суд импичмента — голосование по пунктам обвинения, предъявленным палатой представителей. Для признания виновным необходимо согласие по меньшей мере двух третей сенатов.
Члены Конгресса США
Социально-политический портрет членов конгресса достаточно однороден. Это, как правило, состоятельные, в возрасте от 50 до 60 лет лица, в основном мужчины, белые, протестанты, для которых политика — дело и призвание жизни. Многие из них прошли настоящую школу политики — от низовых выборных до высших представительных органов штатов. В конгрессе преобладают юристы (в сенате США более 50%). Высок процент бизнесменов, преподавателей, партийных функционеров и журналистов. Как правило, до 90% всех депутатов, участвующих в выборах, переизбирается вновь.
Правовой статус депутатов определяется такими политико-правовыми принципами, как независимость, недопустимость совмещения постов и равноправие всех членов конгресса.
Принцип независимости. Формально депутаты не должны подчиняться воле избирателей, партийных органов и органов власти штатов. Но на деле все обстоит иначе.
Член конгресса должен постоянно действовать с оглядкой на своих избирателей: учитывать не только возможную реакцию в своих округах на те либо иные акты конгресса, но и добиваться принятия решений (финансовые программы оказания помощи, инвестиции, контракты и т. п.), которых ждут от него избиратели.
В меньшей степени ощущается зависимость членов от партийных фракций конгресса. Формально последние лишены каких-либо форм воздействия на депутатов. Позиции членов конгресса определены в основном не партийной их принадлежностью, а сложной расстановкой политических сил, где размежевание идет не по линии “республиканская — демократическая партии”, а по линии “консерваторы — центр — либералы”. Но и сбрасывать со счетов воздействие фракций на депутатов также не стоит. От них зависит не только поддержка просьб депутата в вопросах, указанных выше, но и фактический статус самих депутатов в конгрессе (назначение в престижные комитеты, предоставление слова в дебатах и т.п.).
Не допускается давление на членов конгресса и со стороны государственных органов штатов. Но не учитывать их требования депутаты также не могут, имея в виду угрозу возможной оппозиции на будущих выборах.
Принцип независимости депутатов включает также те парламентские привилегии, которые закреплены в ст. 1, разд. 6 основного Закона страны: “сенаторы и представители... кроме тех случаев, когда... виновны в измене, тяжком преступлении и нарушении общественного порядка, не могут быть подвергнуты аресту во время нахождения на сессии, следования на сессию и репатриации с нее; и ни за какие выступления, либо участие в дебатах их не могут подвергнуть допросу в каком-либо ином месте”. В связи с выше приведенной нормой следует подчеркнуть следующее. Иммунитет от ареста фактически бездействует. Формула основного Закона государства охватывает практически все виды противоправного поведения. Поэтому действенной остается только вторая часть разд. 6. Но и в этой связи необходимо отметить: свобода слова в конгрессе имеет вполне определенные рамки. Конституционные гарантии распространяются только на сферу “правомерной законодательной деятельности”.
Принцип несовместимости совмещения постов установлен ст. 1, разд. 6 основного Закона страны (второй абзац): “Ни сенатор, ни представитель не может быть назначен в течение срока, на который он избран, на какую-либо гражданскую должность, образованную Соединенными Штатами, которая создана либо содержание по которой увеличено за тот же срок; и ни одно лицо, состоящее на должности, образованной Соединенными Штатами, не может быть членом какой-либо палаты, пока пребывает на ней”.
Указанная норма была установлена в развитие принципа разделения властей, но она служит и целям обеспечения независимого положения членов конгресса. Отдельными законодательными актами действие ее распространено на корпорации, находящиеся в собственности государства либо под контролем образованных федеральным правительством органов.
Принцип равноправия депутатов выражен в праве избирать и быть избранным на должности в палате и в состав комитетов, в праве законодательной инициативы, в праве участия в дебатах и в голосовании. Формально все депутаты наделены равными правами. Но необходимо учесть ряд механизмов, обеспечивающих привилегированное положение тем депутатам, которые занимают ключевые посты либо длительное время пребывают в конгрессе (система “старшинства”).
Законодательство, регламенты и прецеденты палат закрепляют следующие обязанности членов конгресса.
Перед вступлением в должность каждый депутат принимает присягу (дает заверение) в следующей форме: “Я торжественно клянусь (или заверяю), что буду поддерживать и защищать Конституцию Соединенных Штатов от всех ее врагов, внешних и внутренних; что буду истинно верен и предан ей; что я принимаю это обязательство свободно, без каких-либо потаенных оговорок и мысли уклониться от его выполнения; что я буду достойно и добросовестно исполнять обязанности по должности, к которой я приступаю; да поможет мне в этом Бог” (титул 5 Свода законов США, §3331).
Следует отметить, что члены конгресса не могут участвовать в законодательной деятельности до тех пор, пока не примут присягу. Что же касается формулы о достойном и добросовестном исполнении обязанностей по должности, она раскрывается в соответствующих требованиях, установленных как регламентами, так и прецедентами палат.
Так, например, Постоянные правила палаты конгресса закрепляют следующие пять правил, нарушение которых рассматривается как противоречие установленным требованиям:
“1. Сенатор... не должен получать какое-либо вознаграждение либо допускать поступление на его финансовые счета каких-либо денежных средств, каким бы ни был источник их поступлений, если подобное получение или поступление денежных средств не должным образом окажут влияние на его деятельность как сенатора...
2. Ни один сенатор... не должен участвовать в каком-либо постороннем предприятии, либо в посторонней профессиональной деятельности, либо поступать на службу, по которой выплачивается жалованье, если это противоречит требованиям добросовестного исполнения возложенных на него обязанностей по должности...
3. Ни один сенатор... не должен сознательно использовать свое должностное положение, оказывая содействие внесению либо поддержке в разработке и принятии законодательства, если при этом основной целью являются исключительно финансовое его благополучие, благополучие его семьи либо финансовое благополучие ограниченного круга лиц или предприятий, к которым принадлежит он, его семья, либо контролируемые им, либо членами его семьи предприятия.
4. Ни один сенатор... не должен (а) поступать на службу в какую-либо фирму, компанию, ассоциацию или корпорацию с целью предоставления за вознаграждение своих профессиональных услуг как сенатора; (б) позволять использовать свое имя подобной фирме, компании, ассоциации или корпорации; (в) заниматься какой-либо деятельностью за вознаграждение в установленные часы работы в сенате США...
5. Ни один сенатор... не должен состоять на службе либо быть членом совета какой-либо государственной либо подконтрольной государству корпорации, финансового учреждения или предпринимательской организации” (Правило XLV Постоянных правил палаты конгресса США).
Достаточно разработаны требования к поведению депутатов в конгрессе. Законодатели обязаны присутствовать на заседаниях своих палат. В противном случае — при отсутствии кворума — их явка будет обеспечена силой. Они не вправе уклоняться от голосования, если только сама палата, заслушав их объяснения, не даст на это согласия. При поименном голосовании ответ допускается только в форме “да” и “нет” без оговорок и мотивации решения. Член конгресса в своих выступлениях не вправе высказываться в оскорбительном тоне или допускать оскорбительные выражения в адрес других депутатов и штатов, прерывать другие выступления шумом и криком.
Давно отработаны и формы обращения депутатов друг к другу. Начиная свое выступление, член конгресса благодарит председателя за предоставленное ему слово. При обращении к другому депутату непременной является формула: “сенатор (конгрессмен)” или “уважаемый сенатор (конгрессмен)”.
Особо следует выделить финансовые ограничения. “Посторонние доходы” членов конгресса не должны превышать 15% от основного их жалованья. Впрочем, следует подчеркнуть, что в понятие “посторонних доходов” не входит вознаграждение, полученное членом конгресса в виде компенсации за действительно оказанные им лично услуги; авторские гонорары; доходы, полученные от продажи творческих или художественных произведений; денежные поступления от продажи акций, если цена их соответствует обоснованным и справедливым рыночным ценам; доходы от семейных предприятий и дивиденды по акциям.
Ставки авторских гонораров членов конгресса не должны превышать действующих к моменту заключения договоров общих расценок. За каждое выступление, речь или статью член конгресса может получить вознаграждение в сумме не более 2 тыс. долл. Запрещено, с некоторыми оговорками, получение подарков от каких бы то ни было лиц.
Ежегодно члены конгресса предоставляют подробные финансовые декларации, в которых указывают все источники полученных ими доходов.
Ответственность депутатов за те или иные проступки выражается в следующих формах: порицание, выговор, лишение статуса “старшинства”, исключение из состава комитета и исключение из состава палаты. Последнее наказание применяется по решению не менее двух третей членов палаты (Конст., ст. 1, разд. 5).
Вакансии в палате в указанном выше случае, а также в случае смерти или отставки заполняются следующим образом. В палате представителей проводятся дополнительные выборы. В сенате США — назначение на вакантное место производится губернатором штата.
Жалованье и иные материальные льготы депутатов конгресса разнообразны. До 1990 г. Сенаторы и члены палаты представителей имели жалованье в размере 89500 долл. ежегодно. В настоящее время эта сумма поднята до 120 тыс. долл. в год. Помимо официально — по закону — установленного жалованья депутаты имеют различные компенсационные выплаты и привилегии. Так, например, в течении сессии оплачиваются дорожные расходы на 15 поездок членов конгресса в свои округа. Большое значение имеет почтовая привилегия законодателей. Бесплатная рассылка материалов по почте дает возможность успешно рекламировать перед избирателями свою деятельность и тем самым формировать в преддверии выборов благоприятное общественное мнение. Кроме почтовой привилегии законодатели имеют право на бесплатное пользование телефонной и телеграфной связью. Бесплатно предоставляется им Свод законов США и разнообразные справочные издания. Ежедневно членам конгресса доставляются денежные эмиссии “Конгрешнл рекорд” — официального бюллетеня, информирующего о работе конгресса за прошедший законодательный день (выходит из печати не позже 8 часов утра).
Кроме того, члены конгресса имеют право на страхование жизни на сумму 45 тыс. долл. и право на страхование здоровья (40% взносов в последнем случае оплачивается из бюджета). Члены конгресса имеют право на получение бесплатной первой медицинской помощи. Наконец, депутатам оплачиваются расходы на меблировку и техническое оборудование (в том числе и ЭВМ) их офисов.
Следует также отметить ряд иных льгот и привилегий материального свойства. На Капитолии есть плавательный бассейн, спортивный зал и сауна. Члены конгресса пользуются специально предназначенными для них парикмахерскими, столовыми и кафетериями. В некоторых заведениях бытового обслуживания расценки за услуги ниже общедействующих.
Члены конгресса имеют служебные помещения как в Вашингтоне, так и в том избирательном округе, который они представляют. Сенаторы, представляющие штаты с населением меньше 2 млн, имеют служебные помещения площадью до 4 800 кв. футов (1 кв. фут равен 929 кв. см.) Максимальная площадь служебных помещений сенаторов — 8000 кв. футов (сенаторы от штатов с населением свыше 17 млн).
Каждый член конгресса имеет собственный штат сотрудников. В палате представителей в штате конгрессмена—18 сотрудников. В штате сенатора —от 20 до 30 человек.
При найме сотрудников в штат члены конгресса не должны допускать дискриминации в зависимости от расы, цвета кожи, национального происхождения, пола, религии, возраста или физических недостатков. Прием в штат родственников запрещен.
В основном штат членов конгресса рекрутируется из молодых людей, проявляющих склонность к политике. В задачи аппарата входит обеспечение весьма многосторонней деятельности законодателя при подготовке законопроектов и подборке материалов для слушаний, ведении документации и поддержании связи члена конгресса с избирательным округом.
Максимальная ставка помощника сенатора — 39 909 долл. в год.
Вспомогательные органы Конгресса США
Конгресс США имеет разветвленную систему вспомогательных органов, обеспечивающих реализацию контрольных функций конгресса, а также научно-исследовательское и справочно-информационное обслуживание законодательной деятельности.
Генеральное отчетное управление (ГОУ) образовано в 1921 г. Возглавляет его генеральный контролер, назначаемый президентом на 15-летний срок. В штате ГОУ — более 5 тыс. человек, в основном специалистов в области финансов, экономики и права. В задачи управления входит финансовый контроль за деятельностью исполнительных органов власти и осуществлением утвержденных конгрессом программ. О результатах своих расследований управление непосредственно докладывает конгрессу. Помимо контрольных функций ГОУ ведет исследовательские работы по оценке эффективности предлагаемых президентом и принимаемых конгрессом программ.
Управление технологических оценок (УТО) создано в 1972 г. Возглавляет его совет, в который входят директор УТО, шесть сенаторов и шесть членов палаты представителей. В штате управления около 200 человек, но ежегодно по договорам к его работе привлекаются более 2 тыс. экспертов. В задачи УТО входит: оказание помощи комитетам при разработке соответствующих законопроектов и финансируемых из бюджета программ, проведение долговременных научно-исследовательских работ по различным направлениям науки и техники.
Бюджетное управление конгресса (БУК) создано в 1974 г. В штате управления около 250 человек. В задачи БУК входит разработка ежегодных докладов по бюджету бюджетным комитетам палат. Оно разрабатывает также 5-летние прогнозы экономического воздействия разрабатываемых конгрессом финансовых биллей и резолюций. В начале каждого бюджетного года представляет 5-летний прогноз поступлений налогов в бюджет и текущих издержек правительства. По требованию бюджетных и иных комитетов конгресса управление осуществляет исследования и по другим вопросам бюджетной политики. О роли управления можно судить по следующему факту. При разработке бюджета на 1983 бюджетный год президент счел необходимым в основу бюджета положить расчеты, выполненные БУК, а не представленные подчиненным ему аппаратом.
Научно-исследовательская служба конгресса (НИСК) функционирует в рамках Библиотеки конгресса с 1914 г. По поручению членов конгресса и постоянных комитетов палат проводит следующие виды работ: аналитические справки, консультации, заключения по законопроектам и переводы. Помимо этого, НИСК оказывает содействие в проведении слушаний в конгрессе, проводит семинары для членов конгресса и координирует программы научно-исследовательских работ. Формируется она на непартийной основе (без учета партийной принадлежности, как, впрочем, и все иные вспомогательные органы конгресса). В 1989 г. в НИСК было занято 896 человек, из них 860 — на полной ставке. Структурно служба состоит из четырех подразделений: аналитических исследований в области политики; документации и законодательных материалов; справочно-информационной службы; административных служб. В 1987 финансовом году НИСК представил информацию на 443 400 запросов членов и комитетов конгресса.
В ряду вспомогательных органов конгресса следует указать также Законодательный совет и Совет по законодательному пересмотру. В штате первого — 52, второго — 18 человек. В функции этих органов входит сбор, анализ и обобщение информации по правовым вопросам, разработка перспективных планов законодательных работ, консультации, разработка законопроектов и т.д.
В число вспомогательных органов конгресса входят также Библиотека конгресса и Библиотека права конгресса. Библиотека конгресса создана в 1800 г. В настоящее время она обладает крупнейшими библиотечными фондами мира.
Крупнейшей в мире является и Библиотека права конгресса. В ее фондах — 1 млн 900 тыс. единиц хранения. Библиотека права обслуживает конгресс, Верховный суд США, органы исполнительной власти. В 1987 финансовом году ее сотрудники подготовили 825 исследований, переводов и библиографических справочников общим объемом 12825 страниц. Представлена информация на 672165 запросов членов и комитетов конгресса. В научно-исследовательской работе Библиотека права конгресса ориентируется в основном на изучение зарубежного и международного права. В штате — 102 человека.
В общей сложности численность служащих, занятых непосредственно в конгрессе либо в его вспомогательных органах, превышает 30 тыс. человек. Размеры выделяемых ассигнований на деятельность конгресса в настоящее время достигли 2 млрд долл. в год.
Если законопроект не пришел из Палаты, а был предложен сенатором, то cенат США, одобрив его, может как направить в Палату представителей, так и отложить его до тех пор, пока законопроект по тому же самому вопросу не поступит из Палаты. Направив одобренный законопроект в Палату, сенаторы дожидаются, пока он вместе с предложенными Палатой поправками вернется в cенат США. Затем сенаторы могут как принять поправки Палаты, так и отклонить их, предложив созвать Согласительный комитет.
Cенат США не имеете права выдвигать налоговые законопроекты (revenue measures) по основного Закона государства (ст. I.7) и финансовые законопроекты (appropriation bills) – по традиции.
Если Палата представителей не согласна с поправками сената США, она отклоняет их, настаивая на собственной версии законопроекта. В этом случае сената могут прибегнуть к согласительным процедурам (conference). Каждая палата назначает своих представителей (conferee) и снабжает их инструкциями. Представители палат составляют Согласительный комитет, в котором каждая из обеих делегаций имеет один голос. На практике делегации палат заседают как два отдельных комитета, в каждом из которых решение принимается большинством голосов. Согласительный комитет может обсуждать только те вопросы, по которым между палатами возникли разногласия, и не имеет права изменять другие части законопроекта.
Если Согласительному комитету не удается прийти к согласию, палаты могут заменить своих представителей в комитете или изменить их инструкции. Когда же, наконец, делегации обеих палат приходят к согласию, доклад комитета (conference report) направляется в Палату представителей и cенат США. В обеих палатах доклад Согласительного комитета ставится на голосование как единый документ, и конгрессмены не имеют права ни вести дебаты по нему, ни предлагать поправки к докладу. Первая палата, которая голосует по докладу, может вернуть его, и тогда Согласительный комитет возобновляет работу над спорными пунктами законопроекта. Если же доклад комитета одобрен, то представители проголосовавшей палаты освобождаются, и комитет завершает свою работу. Это значит, что когда, затем, по докладу комитета голосует вторая палата, она уже не может вернуть его в Согласительный комитет. В этой ситуации создается новый Согласительный комитет.
После того, как доклад Согласительного комитета одобрен обеими палатами, составляется окончательный текст акта (enrolled bill), который направляется на подпись президенту.
Президент подписывает все законопроекты, но если он не делает этого в течение 10 дней (не считая воскресений), акт становится законом автоматически. Однако если в это время конгресс завершает свою сессию (adjournment sine die), то законопроект считается отклоненным, но после возобновления работы Конгресса не возвращается в парламент. Это «карманное» вето (pocket veto) фактически является абсолютным, правда, оно может быть использовано только по окончании сессии Конгресса, то есть лишь раз в два года, в январе каждого нечётного года.
Президент может также наложить на законопроект отложительное вето. В этом случае он прилагает к акту свои возражения и направляет его в палату, выдвинувшую законопроект. Без дебатов и предложения поправок поднимается вопрос о преодолении президентского вето, и если две трети палаты голосуют за преодоление, законопроект переходит во вторую палату, где происходит то же самое. Когда вето президента преодолено, акт автоматически становится законом и больше не нуждается в подписи президента. Затем закон официально публикуется, в противном случае он считается недействительным и не применяется.
Существуют комитеты и комиссии каждой из палат американского конгресса.
Одновременно действует четыре постоянных совместных комитета:
Объединённый издательский комитет (U.S. Congress Joint Committee on Printing);
Объединённый комитет по Библиотеке Конгресса (U.S. Congress Joint Committee on the Library);
Объединённый комитет по налогообложению (U.S. Congress Joint Committee on Taxation);
Объединённый экономический комитет (U.S. Congress Joint Economic Committee).
Также каждые четыре года для проведения инаугурации президента США создаётся Объединённый комитет Конгресса США по церемонии инаугурации (U.S. Congress Joint Committee on Inaugural Ceremonies).
Конгресс США (United States Congress) - это
Источники
Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia
prousa.ru – Про США
lawtoday.ru – закон сегодня
xserver.ru – Онлайн библиотека
studz.ru – Юридический факультет
Энциклопедия инвестора. 2013.