Президент

Президент

(President)


Классификация моделей президентства


Понятие и значение президентства в правовых системах


Содержание

    Содержание

    Раздел 1. Понятие института президентства.

    Раздел 2. Конституционно-правовой статус и значение президента в современных правовых системах

    Раздел 3. Классификация моделей президентства.

    Президент — это выборная должность главы государства или территориально-административного образования либо председателя коллегиального органа, общественного объединения предприятий или коммерческой компании, а в некоторых странах (например, в США и в Турции) — также пожизненный титул лица, занимавшего такую должность в прошлом.

    Понятие института президентства

    В государствах с президентской формой правления президент является также главой исполнительной власти, с парламентской — лишь главой государства.

    Впервые звание «президент» как титул главы нации стало использоваться в ходе войны за независимость американских колоний, причем носивший его Джордж Вашингтон первоначально был «президентом Континентального конгресса», то есть председателем съезда представителей восставших против британской короны штатов. Лишь в процессе разработки основного Закона государства 1787 года титул «президент» был отделён от возглавляемого им органа (Конгресса) и приурочен к государству в целом.

    Экс-президент — президент, закончивший свою каденцию, бывший президент.

    Вице-президент — заместитель президента, второе лицо после президента.

    Термин «президент» происходит от латинского слова Prаesidens».

    Аналогичное значение имеет в русском языке слово «председатель». По всей вероятности, президентами в античные времена называли лиц, которые руководили различными собраниями, однако в современном понимании («глава государства») слово «президент» не употреблялось вплоть до XVIII века.

    1. Президент Джордж Вашингтон

    Лишь при подготовке к принятию основного Закона страны США 1787 года, когда встал вопрос о наименовании нового выборного главы государства, впервые был использован термин «президент» для обозначения такого должностного лица.

    Не любой глава государства может быть признан президентом. В отличие от монарха, президент выбирается народом и осуществляет свои полномочия в течение определённого срока. В остальном же конституционно-правовой статус президента может определяться в разных государствах неодинаково.

    Так, в Российской Федерации «президент является главой государства»;

    в США, поскольку «исполнительная власть предоставляется президенту Соединенных Штатов Америки», — является главой исполнительной ветви власти, он также «является главнокомандующим армией и флотом Соединенных Штатов»» хотя исполняет его функции;

    во Франции «президент Республики» также не имеет дополнительного наименования «глава государства», его функции определяются аналогично функциям российского президента: президент «следит за соблюдением основного Закона государства, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей», является «гарантом национальной независимости, исполнения международных договоров», «является главой вооруженных сил», инициирует и «ратифицирует международные договоры», «председательствует в правительстве».

    В юридической литературе выделяется понятие «институт президентства» или «институт президента». Данный институт носит конституционно-правовую природу.

    И. Д. Хутинаев, анализируя понятие «социальный институт», отмечает, что институт президентства является предметом анализа различных отраслей наук, которые используют различные методы, ввиду чего вопросы содержания данного понятия остаются дискуссионными. Например, Б. П. Елисеев определяет институт президентства как «интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти». Другие авторы рассматривают суть института президентства как систему норм, которые направлены на регулирование процесса выборов президента, его полномочий и функциональных обязанностей и все остальные аспекты исполнения им властных полномочий.

    Т. Э. Каллагов рассматривает институт президентства как «совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, основанных на конституционных нормах, регулирующих функционирование президентской власти».

    Другой подход использует М. А. Краснов, который считает, что президентство, как и абсолютная монархия, представляет собой воплощение идеи «отцовства»: как и монарх, президент, по сути, выполняет функцию «отца нации». В других исследованиях эта точка зрения находит определённую поддержку: так, отмечается, что, несмотря на радикальный пересмотр принципов фирмы власти, который произошёл в Новое и Новейшее время, общество продолжает нуждаться в институте президентства: он существует в 130—140 странах мира, в нём имеется социальная потребность. Президент является символом единства государства, представителем и защитником интересов граждан, как в своей стране, так и за рубежом; он несёт персональную ответственность за происходящее в стране.

    2. Президент России Владимир Путин 2012 год

    И. Д. Хутинаев проводит разграничение понятий «институт президентства» и «правовой статус президента», отмечая, что именно президентство является первичным и ввиду этого соответствующий институт имеет более широкое содержание. Правовой статус президента определяет порядок исполнения им своих функциональных обязанностей. Институт президентства же включает в себя также нормы, касающиеся выборов президента, реальный сложившийся на практике объём полномочий президента, прецеденты осуществления им своих полномочий, компанию и порядок функционирования учреждений, обеспечивающих работу президента.

    Выделяется также понятие «президентская власть» (не следует понимать её как отдельную ветвь власти в системе разделения властей). Указывается, что осуществляет данную власть не только лично президент, но и иные органы, и должностные лица. Спорным является вопрос об обозначении данной системы органов государства. Одни учёные используют термин «механизм президентской власти». Другие вводят понятие «исполнительный аппарат президента».

    С. А. Авакьян указывает, что систему государственных органов, учреждений и должностных лиц, которые обеспечивают осуществление президентской власти, можно было бы обозначить понятием «команда президента».

    В целом к исполнительному аппарату президентской власти следует отнести следующие государственные институты (на примере России): Совет Безопасности РФ, Администрацию президента РФ, полномочных представителей президента РФ, Государственный Совет РФ, Управление делами президента РФ, Главное управление специальных программ президента РФ, различные совещательные и консультативные органы, образуемые при президенте РФ. В других странах также существуют развитые системы исполнительных органов, обеспечивающих функционирование президентской власти.

    Анализируя сложившиеся в мире подходы к институту президентства, можно выделить следующие основные признаки, присущие президентам практически всех государств:

    президент — это выборное должностное лицо;

    президент выполняет функции главы государства;

    он либо является главой исполнительной ветви власти, либо участвует в выработке решений исполнительной власти, инициирует принятие законов роль арбитра в системе органов власти;

    он никому не подчинён и не зависит от других государственных органов;

    он обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством и не нарушать законы;

    президент обладает большим политическим влиянием, осуществляя верховное руководство текущими политическими делами государства.

    3. Президент Франции <a href=Франсуа Олланд с 16 мая 2012года" height="1136" src="/pictures/investments/img783504_3_Prezident_Frantsii_Fransua_Olland_s_16_maya_2012goda.jpg" title="3. Президент Франции Франсуа Олланд с 16 мая 2012года" width="716" />

    Конституционно-правовой статус и значение президента в современных правовых системах

    Конституционно-правовой статус президента различается в разных государствах. В частности, существенные отличия имеются в определении положения президента в системе разделения властей. В некоторых государствах (в том числе и в Российской Федерации) президент является главой государства и при этом не относится к какой-то одной ветви власти — исполнительной, законодательной или судебной. Такое положение закреплено, например, в конституциях Италии и Венгрии.

    В других же странах президент, помимо того, что является главой государства, является также главой исполнительной ветви власти. Ярким примером такой страны являются США, Конституция которых в ст. II.1 указывает, что «исполнительная власть предоставляется президенту Соединённых Штатов Америки». Аналогичные положения содержатся в ст. 80 основного Закона страны Мексики: «Осуществление верховной исполнительной власти возлагается на лицо, именуемое президент Мексиканских Соединенных Штатов.

    При этом в данных конституциях не указывается прямо, что президент является одновременно и главой государства, и председателем правительства. Впрочем, отдельного поста главы правительства эти основного Закона государства не предусматривают, так что вопросов при определении статуса президента в этих государствах не возникает.

    Однако в государствах, где помимо президента существует также должность главы правительства, становится актуальной проблема разграничения их правового статуса и полномочий. Так, в основного Закона страны Италии записано, что «Председатель Совета министров руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность», а «президент Республики является главой государства и представляет национальное единство». Из этого следует, что всей полнотой исполнительной власти наделён глава правительства, а не президент.

    4. Общее собрание члено предприятия с президентом

    Аналогичным образом решён вопрос и в основного Закона государства ФРГ. Данная Конституция определяет статус президента следующим образом (ст. 59): «Федеральный президент представляет федерацию в международно-правовых отношениях». В ней не говорится, что президент является главой государства, хотя это и подразумевается. Правовой статус главы правительства же определён однозначно: «Федеральное Правительство состоит из Федерального Канцлера и федеральных министров» (ст. 62) Таким образом, в Республики Германии канцлер является главой исполнительной власти, а президент выполняет в основном представительские функции.

    Некоторые основного Закона страны не разрешают проблему соотношения правового статуса президента и главы правительства. Так, Конституция Финляндии указывает, что именно президенту принадлежит высшая исполнительная власть, однако фактически главой правительства является премьер-министр.

    В основного Закона государства Австрии указано, что «Высшими органами исполнительной власти являются Федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительства земель», при этом прямо не указывается, кто обладает верховной исполнительной властью. Однако анализ перечисленных в данной основного Закона страны полномочий президента (ст. 65) позволяет говорить, что и в этом случае президент относится к исполнительной власти скорее номинально, не имея большого реального влияния на её решения.

    5. Схема президента компании

    В целом, в большинстве стран, где одновременно введены посты президента, и главы правительства зачастую возникают правовые коллизии и споры относительно соотношения их полномочий. Так, скажем, согласно ст. 9 основного Закона государства Франции, «Правительство определяет и проводит политику нации», «президент председательствует в Совете Министров». В то же время, согласно ст. 21, «премьер-министр руководит деятельностью Правительства». В итоге и президент, и премьер-министр имеют юридические основания для осуществления руководства правительством, в результате чего зачастую эффективность их взаимодействия зависит от множества политических факторов.

    Особенности имеет статус президента в исламских государствах. Так, в Иране верховная власть принадлежит не президенту, а «Лидеру страны», который является высшим религиозным иерархом. Все остальные органы власти и должностные лица, в том числе президент, подчинены ему.

    Во многих государствах Азии и Африки фактически власть принадлежит не высшему должностному лицу, а выдвинувшему его руководящему органу правящей политической партии. Эта модель была типична и для стран советского блока, в которых существовал институт президента: в них президент лишь озвучивал решения, которые принимались на заседаниях руководящих органов правивших коммунистических политических партий.

    В значительном числе конституций, помимо обязанностей, связанных с исполнением полномочий главы государства, на президента также возлагается значительное число гражданских, моральных и политических обязанностей. В первую очередь такие обязательства связаны с неуклонным соблюдением основного Закона страны самим президентом, с защитой конституционных прав граждан и иных положений основного Закона государства, с её претворением в жизнь. В основного Закона страны РФ записано, что президент России является гарантом основного Закона государства России, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80).

    Данные положения, несмотря на определённую декларативность, имеют значение для общества, поскольку дача президентом подобного обязательства позволяет говорить о законности осуществления им обязанностей президентом, является условием доверия к президенту со стороны народа и сдерживающим фактором, не позволяющим президенту нарушить закон.

    6. Сфера деятельности президента

    Многими конституциями (например, Франции, Польши, Греции) на президента возлагаются и иные сходные обязанности:

    быть гарантом суверенитета, независимости государства, территориальной целостности, безопасности.

    Часто устанавливается, что президент не должен быть представителем каких-то социальных групп, он должен осуществлять свои полномочия в интересах всего общества.

    Так, президент Греции обязуется «оберегать права и свободы греков и служить общим интересам и прогрессу греческого народа» (ст. 33 основного Закона страны Греции).

    Кроме того, на президентов возлагаются обязанности этического характера, прежде всего, добросовестности и справедливости. Так, в присяге президента ФРГ содержатся обязательства «добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношению к каждому», президента Австрии — «выполнять свои обязанности, используя все знания и следуя доброй совести».

    Все перечисленные обязательства президентов направлены на увеличение авторитета их должности. Мировой практике известны случаи нарушения президентами при осуществлении своих обязанностей подобных обязательств. Как правило, в таких случаях (если общество является демократическим) на президента обрушивается поток критики со стороны партий, средств массовой информации и общественных организаций, что нередко приводит к добровольной отставке президента. При серьёзном нарушении президент может даже быть принудительно отрешён от должности.

    7. Схема подчинённый президента в организации

    8. Система принятия законов в РФ

    Классификация моделей президентства

    В мире существует большое число исторически сложившихся форм государственного правления. На формирование соотношения полномочий между высшими органами власти в любой стране влияют особенности исторического прошлого страны, традиции и обычаи её политической жизни, а также сложившееся в период принятия основного Закона государства равновесие или неравновесие политических сил, лоббирующих тот или иной вариант формы правления. Когда в стране имеется ведущий политический лидер, поддерживаемый всеми слоями общества, зачастую система управления формируется так, чтобы обеспечить ему наибольшие властные полномочия. В результате одни государства предпочли использовать парламентарную систему правления, при которой президент исполняет функции главы государства, но не имеет реальной исполнительной власти (которая предоставлена правительству, подконтрольному парламенту); другие выбрали путь предоставления президенту полномочий, равных или больших, чем у других институтов государственного управления.

    9. Основные направления и деятельность президента РФ

    Исторически первой моделью президентства является американская модель, сложившаяся за 200 лет истории власти народа в США. Данная модель даёт президенту крайне широкие полномочия, поскольку он в одном лице совмещает полномочия главы государства и главы правительства. В то же время, она содержит развитую систему разделения властей, которая за счёт значительного количества сдержек и противовесов не позволяет никакой ветви власти захватить управление государством в свои руки. Можно перечислить основные элементы американской модели:

    президент независим от Конгресса США, поскольку и тот, и другой получают власть напрямую от народа путём демократических всеобщих выборов. Президент не может распустить конгресс, а конгресс не может отправить в отставку правительство.

    Назначение высших должностных лиц исполнительной власти является исключительной прерогативой президента. Однако верхняя палата американского конгресса (cенат США) имеет право утвердить или не утвердить предложенную президентом кандидатуру.

    Конгресс США обладает всей полнотой законодательной власти, принимая законы, которые обязательны для исполнения всеми должностными лицами, в том числе президентом. Однако законодательная власть Конгресса сдерживается правом президента наложить на закон вето, преодолеваемое 2/3 голосов Конгресса, а также правом Верховного суда США признать неконституционным любой закон.

    Вся система исполнительной власти подчинена президенту, а Кабинет министров выполняет лишь функции совещательного органа. При этом Конгресс США осуществляет контроль исполнительной властью и, особенно за расходованием средств, которые выделены Конгрессом.

    Президенту предоставляется право издавать указы, связанные с осуществлением своих полномочий федеральными органами исполнительной власти. Отменить указ президента может только Верховный суд, признав его неконституционным, Конгрессу такие полномочия не предоставляются.

    Именно президент, и только он, предоставляет для утверждения Конгрессу проект госбюджета.

    Президент США является верховным главнокомандующим вооружёнными силами США. В то же время, финансовое обеспечение вооружённых сил, а также объявление войны и заключение мира, находятся в ведении Конгресса.

    Подписанные президентом международные договоры подлежат обязательному утверждению палатой американского конгресса Конгресса США.

    Внутренние войска и вооружённые силы подконтрольны президенту и могут использоваться для защиты общественного порядка, однако введение чрезвычайного положения в масштабах страны осуществляется только с разрешения Конгресса.

    Полномочия президента ограничены федеральными органами исполнительной власти. Он не может уволить высших должностных лиц штатов или муниципалитетов.

    Конгрессу предоставляется право путём импичмента отрешить президента и других должностных лиц (в том числе федеральных судей) от должности.

    Президент избирается на 4 года, он не может избираться более 2 раз. Cенат США избирается на 6 лет, а конгресс на 2 года, без ограничения возможности переизбрания. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности пожизненно. Соответственно, сроки полномочий должностных лиц разных ветвей власти отличаются друг от друга.

    Таким образом, президент США, хотя и имеет значительный объём полномочий, осуществляет его лишь в отношении федеральных органов исполнительной власти. Конгресс США и Верховный суд независимы от президента и выступают равноправными партнёрами во всех политических взаимоотношениях. В результате ни один президент США за всю историю данного государства не смог существенно повлиять на какие-то вопросы внутренней или внешней политики, не заручившись поддержкой парламентского большинства.

    При этом за деятельностью всех высших органов власти, включая президента, осуществляется контроль со стороны всех общественно-политических сил: крупных предпринимателей, общественных организаций, профсоюзов, средств массовой информации, свободных от правительственной цензуры. Велика роль и партийной оппозиции. В результате практически невероятным становится установление режима личной власти президента.

    Никсон попытался усилить исполнительную власть, освободившись от контроля со стороны Конгресса. При этом были допущены грубые нарушения законности (так называемый Уотергейтский скандал, связанный с незаконной записью переговоров оппозиционной политической партии и последующими попытками президента и его администрации воспрепятствовать расследованию инцидента).

    Президент не располагает силовыми средствами для воздействия на законодательную власть, политической партии, органы власти штатов и муниципалитетов, вследствие чего он вынужден искать пути конструктивного взаимодействия, учитывающего интересы всех сторон. Отсутствуют в американской системе и описанные выше коллизии, возникающие в государствах, где разделены посты главы правительства и главы государства. Высока и степень обеспечения преемственности легитимной власти: за всю историю США не было ни одного случая отмены или переноса выборов президента, а в случае смерти президента (в том числе его убийства) его полномочия незамедлительно начинал осуществлять вице-президент, легитимность действий которого не оспаривалась.

    Не возникает в американской модели президентства и проблемы несогласия президента с решениями Конгресса. Поскольку он не может распустить законодательный орган, он становится вынужденным соблюдать и следовать его решениям (в случаях, когда преодолено вето). В итоге обеспечивается единство государственной политики. Президент воспринимается в США не как «отец нации», несущий ответственность за всё происходящее в стране, а как должностное лицо одной из ветвей власти, политический лидер, который должен эффективно выполнять государственные функции.

    Американская модель президентства была заимствована многими странами Латинской Америки (президент в них также исполняет функции главы правительства, имеются парламенты и верховные судебные органы), однако латиноамериканская модель президентства имеет существенную специфику.

    В этих государствах президент наделён большими полномочиями, чем в США, а система сдержек и противовесов не настолько развита. Так, в этих государствах, как правило, не предусмотрено утверждение кандидатур высших должностных лиц исполнительной власти парламентом. В федеративных государствах Латинской Америки президенты могут вмешиваться в деятельность исполнительных органов субъектов федерации (вплоть до отправки в отставку высших должностных лиц штатов). За счёт большой доли государственного сектора в экономике, подконтрольного исполнительной власти, президент имеет широкое влияние на экономическую политику.

    Кроме того, история стран Латинской Америки, несмотря на давнее установление, там президентской системы правления, знает немало случаев военных переворотов, приводящих к установлению власти хунты. Бывали и случаи, когда хунту возглавляли президенты, которые пользовались военной силой для установления режима диктатуры. В целом стабильность многих режимов зависит от лояльности президенту армии и высшего военного руководства страны. Лишь в последнее время в латиноамериканских государствах наметились тенденции стабильного президентства. Во-первых, во многих странах президенту запрещено переизбрание на новый срок. Во-вторых, развиваются многопартийные системы, которые могут составить оппозицию действующему президенту.

    Ещё большие тенденции к формированию авторитарной власти президента имеет президентская система правления, сложившаяся в странах Африки и Азии (афро-азиатская модель). Как правило, президенты в таких странах являются не только главами правительств и главами государств, но и играют ведущие роли в правящих партиях. При этом нередко оппозиционные политической партии являются крайне слабыми или даже вовсе отсутствуют, в результате чего на ключевые посты в правительстве, местных органах власти и парламентах назначаются сторонники президента. Фактически такие парламенты не обладают значимыми законодательными полномочиями, не могут противостоять президенту и придают статус закона любой инициативе, исходящей от президента. Парламент, как правило, может быть распущен президентом. Если наряду с постом президента существует должность председателя правительства, как правило, премьер-министр назначается президентом, неподотчётен парламенту и может быть в любой момент отправлен в отставку президентом. Не является независимой и судебная власть, поскольку судьи назначаются президентом и подконтрольны ему. Характерно выстраивание жёсткой вертикали исполнительной власти с полной подотчётностью местных руководителей президенту.

    Президенту подконтрольны силовые структуры, которые часто используются для подавления любых признаков оппозиции действующей власти: нередки случаи объявления чрезвычайного положения, разгона и роспуска парламента. В результате нередко президентство приобретает характер неограниченной диктатуры, а президенты становятся своего рода «отцами нации», имеющими полномочия, характерные для монархов. При этом власть приобретает семейно-клановый характер, а президент, как правило, становится несменяемым. Выборы либо являются практически фиктивными, либо вовсе отменяются с приданием главе государства статуса пожизненного президента. При этом необходимость авторитарного правления обосновывается значительными социально-экономическими трудностями, низким уровнем политического развития, национальными и религиозными конфликтами, неминуемостью классовой борьбы и анархии в случае перехода к западным моделям народного правления.

    В то же время, авторитарный режим не спасает от революционных потрясений и гражданских войн. Так, только в 2011 году произошли серьёзные революционные события, приведшие к смещению или значительной утере власти глав государств, в Тунисе, Египте и Ливии.

    10. Таблица типов власти

    Специфичная модель президентства сформировалась в Западной Европе. Она используется также в странах Азии и Африки, где сильно влияние европейской культуры: Индия, Израиль, Ливан. В Европе система правления носит полу президентский или парламентский характер.

    В полу президентской модели (наиболее характерным примером её применения является Франция) президент, являющийся главой государства, не осуществляет руководство правительством, хотя и обладает рядом возможностей по влиянию на его политику. Во-первых, он обладает правом созывать заседания правительства или председательствовать на них, определяя повестку дня. Президент утверждает нормативные правовые акты правительства, обладая правом вернуть их для доработки. Кроме того, ему предоставляется право вето в отношении законов, в результате чего он нередко становится своего рода арбитром, посредником, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех ветвей власти. Обладает президент и такими значительными рычагами воздействия на политическую жизнь, как роспуск парламента, введение чрезвычайного положения в стране, право проведения референдума по собственной инициативе. Кроме того, президент является верховным главнокомандующим, осуществляет определение направлений внешней политики и руководство её проведением.

    С другой стороны, президент не обладает полномочиями в сфере исполнительной власти, характерными для американской модели. В формировании правительства велика роль парламента. Даже если главу правительства назначает президент, он всё равно утверждается парламентом. Поэтому на пост премьера может быть назначен лишь тот кандидат, который получит от парламента вотум доверия. Как правило, если одна из политических партий в парламенте имеет достаточное большинство, премьером назначается именно её представитель, даже если он является оппозиционным президенту. Кроме того, правительство несёт ответственность не перед президентом, а перед парламентом, поэтому существенное влияние на его состав президент приобретает, лишь, если парламентское большинство и он сам принадлежат к одной политической партии. В ситуации, когда парламент находится в оппозиции к президенту, последний не может по своему усмотрению формировать кадровую политику правительства. Его полномочия в этом случае ограничены правом о недоверии правительству в целом, что приведёт к его отставке. Однако при оппозиционности парламента правительство всё равно остаётся независимым от президента, так как оно опирается на парламентское большинство. В итоге в случае, если президент не будет согласовывать свою политику с парламентом, он может оказаться в ситуации, когда исполнять его решения будет некому.

    Преимущества полу президентской модели заключаются в том, что при наличии у президента реальных властных полномочий, правительство является подконтрольным парламенту. Недостаток этой системе заключается в том, что при отсутствии чёткого конституционного разграничения полномочий президента, главы правительства и парламента, возможно возникновение ситуации, когда президент и премьер-министр будут вести постоянную борьбу за ведущую роль в определении государственной политики, причём противоборство может быть весьма серьёзным и острым.

    При парламентской модели (наиболее типичные примеры — ФРГ, Швейцария, Ирландия) у президента практически отсутствуют полномочия, связанные с осуществлением исполнительной власти. Хотя президенту может предоставляться права назначать главу правительства, распускать парламент, назначать парламентские выборы, представлять страну в международных отношениях, все эти полномочия президентом осуществляются не по самому усмотрению, а лишь после согласования с главой правительства, который несёт ответственность перед парламентом, который может отправить его и правительство в отставку. Президент при этом, как правило, стоит над партийной системой, сохраняя функции гаранта соблюдения основного Закона страны и законодательства. Иногда указывается, что при парламентской системе правления президент фактически лишён каких-либо реальных властных полномочий, как монарх в конституционной монархии, и выполняет лишь представительские функции.

    Однако в условиях современной западной народной власти президент, даже не имеющий реальных властных полномочий, обладает значительным политическим влиянием и авторитетом, что позволяет ему влиять как на внутреннюю, так и внешнюю политику. Кроме того, президент обеспечивает законность, общественное спокойствие и преемственность власти в периоды политических кризисов, чему способствует получение мандата от народа, а также несменяемость президента до окончания срока полномочий.

    Таковы основные модели президентской власти. Следует отметить, что нередко система правления в отдельных государствах отходит от них: так, несмотря на то, что Италия обычно считается парламентской республикой, её президент имеет право роспуска парламента. В Эстонии, где существует полу президентская система, руководство вооружёнными силами осуществляет не президент, а министр обороны и премьер-министр. Так что эта система моделей является в значительной степени условной.

    Интересен вопрос о типе республиканской формы правления, существующем в Российской Федерации. На этот счёт в науке существует несколько мнений. Ю. И. Лейбо считает, что республиканскую форму правления в Российской Федерации можно отнести к полу президентскому типу, хотя и с некоторыми оговорками. И. Д. Хутинаев также признаёт, что форма правления в Российской Федерации представляет собой смешанный тип, но не соглашается с классификацией его как полу президентского, а предполагает считать российскую форму правления индивидуальной (единичной).

    Обобщая эти точки зрения, можно сказать, что в Российской Федерации существует одна из разновидностей президентской формы правления, причём эта разновидность характеризуется особенно сильной президентской властью.

    Можно отметить, что как президентская, так и полу президентская и парламентская системы правления не лишены недостатков и имеют свои достоинства. Любая из них может быть демократической и эффективной при наличии должного баланса сдержек и противовесов, обеспечивающих взаимодействие её элементов.

    11. Президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко

    12. Президент США <a href=Барак Обама с 20 января 2009" height="709" src="/pictures/investments/img783513_12_Prezident_SSHA_Barak_Obama_s_20_yanvarya_2009.jpg" title="12. Президент США Барак Обама с 20 января 2009" width="522" />

    Источники

    Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia

    reforme-2004.net – Электронный учебник

    polit.freecopy.ru – Словарь по политологии

    librero.ru – Электронная литература

    Источник: http://forexaw.com/

    Энциклопедия инвестора. 2013.

    Игры ⚽ Поможем сделать НИР
    Синонимы:

    Полезное


    Смотреть что такое "Президент" в других словарях:

    • Президент — (president) Либо действительный глава исполнительной власти, либо почетная должность, при которой существует пост фактического руководителя исполнительной власти. В общественных организациях президент – чаще всего почетный пост. В политических… …   Политология. Словарь.

    • президент — См. правитель... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. президент глава, правитель; председатель, глава исполнительной власти; руководитель, директор С …   Словарь синонимов

    • президент — а, м. président < praesidens сидящий впереди, во главе. 1. Глава, председатель. Президенту розу велено во шпанею быть. 1637. Куранты 1 181. Того ж числа приезжал к посланникам города Патии державец презедент челом ударить и о здоровье спросить …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

    • ПРЕЗИДЕНТ — (лат. praesidens, от praesidere председать, начальствовать). 1) председатель, глава собрания. 2) правитель северо американских штатов. 3) титул, даваемый главе исполнительной власти в республике. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

    • ПРЕЗИДЕНТ — ПРЕЗИДЕНТ, президента, муж. (от лат. praesidens сидящий впереди, во главе). 1. Глава государства в буржуазной республике. Французский президент. Президент Соединенных Штатов Америки. 2. Глава, руководитель, председатель учреждения или общества… …   Толковый словарь Ушакова

    • Президент — (chief executive) 1. Лицо, отвечающее за эффективную деятельность организации, если она является бесприбыльной, и за получение приемлемой для акционеров прибыли в коммерческих организациях. Хотя этот термин формально более распространен в… …   Словарь бизнес-терминов

    • ПРЕЗИДЕНТ — (латинское praesidens), 1) в большинстве современных государств выборный глава государства и исполнительной власти. В Российской Федерации президент избирается населением на всеобщих выборах. Как правило, президент наделен широкими полномочиями:… …   Современная энциклопедия

    • ПРЕЗИДЕНТ — ПРЕЗИДЕНТ, глава государства. В СССР пост президента учреждён в 1990 (президентский пост занимал М. С. Горбачёв), в РСФСР в 1991 (президентом РСФСР был избран Б. Н. Ельцин; переизбран президентом Российской Федерации в 1996). По Конституции… …   Русская история

    • Президент — (латинское praesidens), 1) в большинстве современных государств выборный глава государства и исполнительной власти. В Российской Федерации президент избирается населением на всеобщих выборах. Как правило, президент наделен широкими полномочиями:… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

    • ПРЕЗИДЕНТ — ПРЕЗИДЕНТ, ша, лат. председатель, ша, старший член совещательного места, управления. Президентские кресла. Президентство ср. должность, звание его, председательство. Презус муж. председатель военного суда. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… …   Толковый словарь Даля

    • Президент — (лат.) председатель; в русском языке употребляетсяобыкновенно последний термин для обозначения руководителя прений всобрании, суде, обществе (в некоторых обществах, однако напр. вольномэкономическом и географическом председатель и у нас… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


    Поделиться ссылкой на выделенное

    Прямая ссылка:
    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»