- Конгресс
(Congress)
Содержание
Содержание
1. Самые известные конгрессы
- Парижский конгресс
- Венский конгресс
- Берлинский конгресс
2. Конгресс США
- Структура конгресса
- Процедура деятельности конгресса
- Роль конгресса в управлении государством
Конгресс (лат. congredior, congressus sum — сходиться вместе) — это название различных собраний, конференций, съездов, парламентов и партий в разных странах мира.
Самые известные конгрессы
Парижский конгресс
Парижский конгресс — многосторонние международные переговоры с целью завершения Крымской войны, увенчавшиеся подписанием Парижского трактата; открылся 13 (25) февраля 1856 года в столице Франции. В нём участвовали полномочные представители Российской Федерации, Франции, Британии, Австрии, Сардинии, Оттоманской империи, а также Пруссии. Председательствовал на заседаниях французский министр иностранных дел, двоюродный брат императора Наполеона III граф А. Валевский. Россия была представлена первым уполномоченным графом А. Ф. Орловым и вторым — Ф. И. Брунновым, долго служившим русским послом в Лондоне. Британия была представлена лордом Кларендоном (George Villiers, 4th Earl of Clarendon) и Каули (Henry Wellesley, 1st Earl Cowley). Австрия — Буолем, Сардинское королевство — Кавуром.
Решение российского императора Александра II пойти на мирные переговоры было принято на совещании в Зимнем дворце 3 (15) января 1856 года, на котором во второй раз обсуждался ультиматум, предъявленный Российской Федерации австрийским императором Францом-Иосифом (против принятия австрийского ультиматума выступил только граф Д.Н. Блудов); к тому времени Наполеон III, за спиной союзной ему Великобритании, уже вёл тайные переговоры Санкт-Петербургом о возможности заключения мира, к которому он сам склонялся, не видя для себя интереса в продолжении войны.
Наиболее непримиримую позицию в отношении Российской Федерации в Париже заняли Великобритания и Австрия; их линия впоследствии смягчилась под влиянием Наполеона III. Британия, первоначально вообще не желавшая столь скорого мира, теперь откровенно стремилась к ослаблению Российской Федерации в бассейне Чёрного моря, к подрыву её позиций на Кавказе, настаивала на демилитаризации Аландских островов. При поддержке австрийцев англичане требовали даже полного срытия русских укреплений по черноморскому побережью, однако, благодаря поддержке Наполеона III, Орлов в этом вопросе победил. Австрия требовала отторжения от Российской Федерации всей Бессарабии и рассчитывала на присоединение к своим владениям Дунайских княжеств. Бывшие союзники, однако, никак не поддержали Дунайскую империю, и австрийцы ушли с конгресса, не получив никакой уплаты за свой ультиматум от 2 декабря 1855 года.
Турция на конгрессе была вынуждена соглашаться с союзниками даже, когда их мнение явно расходилось с её интересами. Особо (но без каких-либо серьёзных последствий) на конгрессе рассматривался вопрос о необходимости будущего политического объединения предприятий Дунайских княжеств.
В итоге 18 (30) марта 1856 года был подписан мирный договор, который до 1871 года определял политическое устройство в Европе.
Венский конгресс
В январе 1813 г. русская армия вступила на территорию Пруссии. Деморализованные остатки французских войск отходили на запад. В январе — феврале от французов были очищены Восточная Пруссия и Польша, Под влиянием успехов русских войск командир прусского корпуса бывшей Великой армии генерал Йорк повернул оружие против французов, а вслед за этим и прусский король заключил союз с Российской Федерацией против Наполеона. В марте — апреле 1813 г. союзная русско-прусская армия освободила от французов почти всю Пруссию и вступила в Саксонию, заняв саксонскую столицу Дрезден. В это же время группировка русских войск под командованием Барклая-де-Толли взяла крепость Торн — важнейший оплот французов в Польше.
1б апреля 1813 г. в маленьком прусском городке Бунцлау произошло печальное событие. Умер главнокомандующий российской армией Михаил Илларионович Кутузов. Вместо него союзные войска возглавил не столь даровитый полководец генерал Витгенштейн.
За эти месяцы Наполеон пришёл в себя и с бешеной энергией принялся за создание новой армии, В короткие сроки ему удалось поста-вить под ружьё почти всё мужское население Франции, включая подростков. Наполеоновская армия вновь стала грозной силой. К тому же действия союзных армий осложнялись постоянным вмешательством царя Александра I и прусского короля Фридриха Вильгельма III, которые находились в войсках. С ними в войска прибыли придворное окружение, штабные генералы, никогда не водившие солдат в бой, разного рода прихлебатели.
20 апреля под Люценом вновь созданная 100-тысячная французская армия нанесла серьёзное поражение войскам союзников. А после кровопролитного двухдневного сражения под Бауценом союзная армия вынуждена была отступить. После этого между союзниками и Наполеоном было заключено перемирие, продлившееся два месяца. За это время была создана 6-я коалиция против Наполеона. Помимо Российской Федерации и Пруссии в неё вошли Австрия, Великобритания и Швеция. Главнокомандующим соединённой армией стал австрийский генерал Шварценберг, ещё недавно воевавший вместе с Наполеоном против Российской Федерации. Все важные посты в союзных войсках заняли австрийцы и пруссаки. По окончании перемирия в первом же серьёзном сражении под Дрезденом 14—15 августа союзные армии были разбиты и отступили из Саксонии. 6-я коалиция оказалась в трудном положении. Наполеон начал теснить союзников с запада; одновременно он направил 37-тысячную колонну в тыл союзных войск, с тем чтобы она перере-зала им пути к отступлению. В случае успеха такого плана союзная армия имела все шансы быть разгромленной. Однако путь этой колонне французских войск у городка Кульм преградил 19-тысячный русский отряд во главе с генералами Остерманом-Толстым и Ермоловым. Несмотря на численное превосходство, французы не смогли прорвать заслон, поставленный русскими генералами — героями войны 1812 года. Во время контратаки генералу Остерману оторвало руку. Русские солдаты не дрогнули и продержались до подхода подкрепления во главе с Барклаем-де-Толли. Французская колонна была окружена и разгромлена. Через некоторое время союзная армия перешла в наступление на широком фронте.
4—7 октября под Лейпцигом шло одно из крупнейших в мировой истории сражений, известное всему миру под названием «битва народов», так как в нём принимали участие армии почти всех европейских стран. С обеих сторон в Лейпцигском сражении участвовало около 500 тыс. человек. В самом начале сражения был смертельно ранен храбрый командир 27-й пехотной дивизии, герой Смоленска генерал Неверовский. Долгое время было неясно, на чьей стороне успех. Но в конце концов перевес получили союзники. Французы потеряли убитыми, ранеными и пленными свыше 60 тыс. человек, союзники — 50 тыс.солдат. Лейпцигское сражение стало решающим в войне. После него вся Республика Германия была освобождена от французского господства. Несмотря на отчаянное сопротивление, Наполеон не мог сдержать наступления союзников — они приближались к границам Франции.
В январе 1814 г. армии 6-й коалиции, в том числе и русская, вошли на территорию Франции. Здесь война стала ещё более ожесточённой и кровопролитной, так как французы теперь сражались за свою землю. Но союзники к этому времени имели уже подавляющее численное превосходство, и наскоро собираемые Наполеоном пополнения не могли долго противостоять им.
Первая крупная битва произошла 17 января под Бриенном, в 200 км юго-восточнее Парижа. Несмотря на то что в сражении Наполеон едва не попал в плен (ему пришлось самому отбиваться шпагой от казаков), никто не мог с уверенностью назвать себя победителем. Но уже через три дня австрийцы, пруссаки, русский корпус под командованием Барклая нанесли тяжёлое поражение отборным французским войскам у Ла-Ротьера и принудили их к отступлению.
Наполеон всё ещё надеялся в нескольких сражениях разбить по очереди союзные войска. Он бился с отчаянным мужеством раненого льва. Порой ведомые им в бой французы одерживали отдельные победы, однако союзники неудержимо продвигались к Парижу.
18 марта союзные войска вступили в Париж, через несколько дней Наполеон сложил оружие и отрёкся от престола. Война, а с ней и Заграничный поход русской армии были закончены полным разгромом наполеоновской Франции. После участия в торжественном параде в Париже русская армия возвратилась в Российскую Федерацию.
1 октября 1814 г. в Вене открылся международный конгресс, который должен был определить устройство послевоенной Европы. В нём формально принимали участие представители всех европейских государств, даже крошечных немецких и итальянских княжеств. Но на деле все решения принимались великими державами: Российской Федерацией, Австрией, Пруссией и Англией. Остальные участники Венского конгресса в основном предавались светским увеселениям, поэтому современники часто называли конгресс «танцующим».
Франции, которую представлял опытный и изворотливый дипломат Талейран, предавший Наполеона и ставший министром иностранных дел нового королевского правительства, удавалось с самого начала Венского конгресса влиять на решения великих держав. Она добилась этого, использовав разногласия бывших членов коалиции.
Недавние союзники преследовали на Венском конгрессе совершенно различные цели. Император Российской Федерации Александр I стремился увеличить свои владения. Для этого он хотел создать в составе единой Руси Польское королевство, объединив все польские земли, в том числе и принадлежавшие Пруссии. В качестве компенсации Александр предлагал передать Пруссии королевство Саксонию.
Однако этот план не устраивал Австрию, Британию и Францию. Австрия, стремившаяся к владычеству в Республики Германии, не желала присоединения Саксонии к Пруссии, понимая, что в таком случае Пруссия станет очень опасным соперником. Британия, проводя свою традиционную политику лавирования, боялась чрезмерного усиления Российской Федерации. Франция же в лице Талейрана выступила против устремлений Александра I, поскольку они противоречили принципу легитимизма, а только этот принцип предотвращал расчленение Франции: она сохранялась в своих дореволюционных границах.
Среди других вопросов, обсуждавшихся в Вене, важнейшей была германская проблема. Народ Германии, воодушевлённый освободительной борьбой против Наполеона, надеялся на объединение предприятий страны. Однако вместо единой Федеративной Республики Германии был создан расплывчатый Германский союз из четырёх десятков независимых мелких немецких княжеств. Председательствовать в этом союзе должен был австрийский император. По решению Венского конгресса политически раздробленной осталась и Италия. Европейские монархи панически боялись революций и делали всё, чтобы их предотвратить. Они стремились стереть с карты Европы все последствия Французской революции.
Весной 1815г. Конгресс приступил уже к подведению итогов, как вдруг его участники были потрясены неожиданной вестью: Наполеон Бонапарт тайно бежал с острова Эльба и 1 марта высадился во Франции. Все высланные французским королём отряды, которые должны были захватить Наполеона, перешли на его сторону. За время короткого могущества Бурбонов французский народ успел их вновь возненавидеть. Фактически без единого выстрела 20 марта Наполеон вступил в Париж. Король Людовик XVIII и его приближённые в ужасе бежали. Империя была восстановлена. Наступил период, известный в истории под названием «Сто дней», так как Наполеону на этот раз удалось продержаться на французском престоле лишь сто дней: с 20 марта по 22 июня 1815 г.
Венский конгресс создал новую систему международных отношений в Европе, основанную на владычестве четырёх «великих держав» (Российской Федерации, Британии, Австрии, Пруссии), к которым в 1818 г. после вывода союзных войск присоединилась Франция. Первое время после Венского конгресса решающую роль в этой системе играла Россия, которой не было равных на международной арене после наполе-оновских войн. Значительное влиние на европейскую политику оказывали также Великобритания и Австрия. Пруссия только начинала укрепляться, а Франция была существенно ослаблена условиями мирного договора, в соответствии с которым независимость Франции признавалась, но лишь «настолько, насколько она совместима с безопасностью союзников и общим спокойствием Европы». На деле это означало возможность вмешательства во внутренние дела Франции со стороны других великих держав. Так, во Франции вплоть до 1818 г. были размещены войска союзников.
Однако «Венская система» оказалась непрочной. Общий враг исчез, а острейшие разногласия между разными странами сохранялись. Ни одна из держав не была полностью удовлетворена итогами Венского конгресса: старые противоречия сменились новыми.
Британия, получившая значительную часть французских колоний, усилила свою экспансию по всему миру, что неминуемо приводило её к конфликтам с другими державами. Интересы Австрии, добившейся владычества в Федеративной Республики Германии (ФРГ), вступали в противоречие с интересами Пруссии. И все государства боялись того, что русский император станет единоличным повелителем Европы.
Для предотвращения возможного конфликта великим державам была необходима общая цель, которая бы их объединяла. И такой целью стала борьба против революций и освободительного движения в Европе.
Инициатором подобного треста выступил Александр I. 14 сентября 1815 г. он направил королю Пруссии и императору Австрии декларацию, в которой призвал их «во всех случаях и во всяком месте» защищать абсолютную монархическую власть и бороться против революций и народных движений. Это было выгодно всем монархам, которые с удовольствием поддержали инициативу русского императора и создали так называемый Священный союз. Официально в него вошли правители Российской Федерации, Австрии и Пруссии, обязавшиеся в случае угрозы кому-либо из них «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь». Фактически Великобритания также участвовала в деятельности Священного союза. Создание Священного союза полностью не снимало противоречий между его членами. Они проявлялись по мере осложнения политической ситуации в Европе.
Политика Российской Федерации в Европе в это время была двойственной, что связано с личностью и политическими взглядами императора Александра I. С одной стороны, Россия была активной участницей Священного союза, поддерживала его мероприятия по подавлению освободительных движений. С другой стороны, в международной политике Александра I были элементы либерализма. Так, Александр I ввёл Конституцию в Царстве Польском, ставшем частью Российской Федерации после Венского конгресса. Неопределённой была политика Александра I и по отношению к национально-освободительному движению, разгоравшемуся в Греции, которая стремилась свергнуть турецкий гнёт и стать независимым государством. С точки зрения принципов Священного союза, Россия должна была поддержать турецкое правительство. Но сложность состояла в том, что греки были православными, а турки — мусульманами, и борьба греков за независимость пользовалась большой популярностью и поддержкой в русском обществе. К тому же политически Российской Федерации было выгодно поддерживать греков, так как освобождение православной Греции могло укрепить российское влияние на Балканском полуострове.
Берлинский конгресс
3 июня князь Бисмарк официально адресовал приглашения заинтересованным державам. Конгресс собрался 13 июня в Берлине, и как это было заранее условлено, германский канцлер был тотчас же избран его председателем. Вместе с ним барон фон Вертер и князь Гогунлоэ представляли там Германскую империю. Другими уполномоченными были: от Австро-Венгрии – граф Андраши, граф Карольи и барон фон Гаймерле; от Франции – Ваддингтон, граф де Сен Валье и Депре; от Англии – граф Биконсфильд, маркиз Солсбери и лорд Одо Рэссель; от Италии – граф Корти и граф де Лоне; от Российской Федерации – князь Горчаков, граф Шувалов и барон Убри; наконец от Турции – Кара-Теодорипаша, Садулла-бей и Мехмед-Али-паша.
Едва открылось это собрание дипломатов, большинство которых являлось весьма заслуженными деятелями, как Британия с особой резкостью начала свои враждебные выпады против Российской Федерации. Из всех вопросов, которые предстояло обсудить, самым серьезным представлялся болгарский вопрос по предложению Бисмарка было решено покончить с ним в первую очередь.
17 июня английские уполномоченные потребовали включения в состав конгресса уполномоченных Греции, желавших быть допущенными к обсуждению этого вопроса. Это маленькое государство, увеличения которого Россия вовсе не желала, также хотело свою долю Оттоманской империи.
Греция требовала Эпир, Фессалию и даже Македонию, которую Сан-Стефанский договор включил в Болгарию. Благодаря вмешательству французских уполномоченных, проявивших большой интерес к грекам, но не доводить Российскую Федерацию до крайности, было решено, что греческим делегатам представить свои замечания и пожелания конгрессу тогда, когда встанет вопрос о решении участи греческих провинций Турции, пограничных с греческим государством, иными словами, лишь Эмира и Фессалии.
Основные вопросы конгресса
Дебаты по болгарскому вопросу заняли четыре заседания (22 – 26 июня). Это было подлинное сражение между представителями Российской Федерации, с одной стороны, и представителями Великобритании и Австро-Венгрии – с другой. В итоге последние одержали победу почти по всем пунктам.
Было окончательно условлено, что новое княжество будет ограничено Балканами, за исключением запада, где ему оставят вместе с Софией маленькую территорию к югу от гор. Этим путем оно сокращалось со 163 тыс. до 64 тыс. квадратных километров и с 4 млн. до 1500 тыс. жителей.
Таким образом, побережье Эгейского моря будет изъято из-под косвенного владычества Российской Федерации, а Турция избегнет пагубного раздробления, на которое ее обрекал Сан-Стефанский договор. Вместо двух лет русская оккупация должна была продолжаться всего девять месяцев. Конгресс решил, что компания Болгарии будет происходить не под исключительным наблюдением русского комиссара, но под надзором Европейской комиссии.
Конгресс озаботился также компанией новой провинции, расположенной к югу от Балкан, между Македонией и Адрианопольским санджаком. Эта провинция, со столицей в Филиппополе, будет пользоваться широкой административной автономией. Она получит название Восточной Румелии. Хотя регулярные войска султана и не имели права пребывать постоянно внутри этой страны, но они могли занять и защищать ее границы.
Когда пришла очередь обсуждения вопроса о Боснии и Герцеговине (28 июня), Андраши огласил длинный меморандум, из которого следовало, что по его мнению, Турция никогда не сможет умиротворить эти провинции и необходимо срочно заняться их судьбой, так как своими волнениями они нарушают спокойствие и интересы Австро-Венгерской монархии. Было решено, что на неопределенный период Австро-Венгрия может оккупировать Боснию и Герцеговину и управлять этими провинциями, которые оставались, таким образом, лишь номинально частью Оттоманской империи; Австро-Венгрии разрешили даже, когда она сочтет это уместным, держать свои гарнизоны в Ново-Базарском санджаке, являющемся передовым постом в направлении Салоник.
Следующие заседания конгресса были посвящены в первую очередь Сербии и Черногории. Независимость этих государств была признана. Однако обещанные второй из них территориальные уступки были сокращены на две трети. Что касается Сербии, то значительная часть обеспеченных ей Сан-Стефанским договором территориальных приращений переносилась к востоку; иными словами, вместо того чтобы предоставить их Сербии за счет Боснии, их отбирали у Болгарии.
Румынские дела повели к довольно горячим дебатам. Румынское княжество было без претензий объявлено независимым, подобно Сербии и Черногории. По требованию французских уполномоченных, отстаивавших, что делало им честь, некоторые слишком давно игнорируемые принципы справедливости, Румыния, так же как и оба вышеуказанные государства, должна была признать полное гражданское равенство всех своих подданных, без различия вероисповедания.
Румыния без труда на это согласилась. Но ей не легко было подчиниться требованиям своего бывшего союзника. Румынские уполномоченные (Братиану и Когольничиану) просили у конгресса выслушать их. Несмотря на резкое сопротивление Российской Федерации, они добились своего (1 июля). Помимо признания независимости Румынии, они потребовали, чтобы их стране не пришлось идти на какую-либо территориальную уступку, а также чтобы русские войска не получили права прохода через румынскую территорию, чтобы Румынии предоставили устья Дуная и Змеиный остров и чтобы Россия выплатила ей военное возмещение.
Конгресс не счел возможным удовлетворить их просьбу. Несмотря на увещевания Виконсфильда и Андраши, решение об обратной уступке Бесарабии было оставлено в силе. Но в виде утешения Румыния получила по требованию Ваддингтона лишних две тысячи квадратных километров в Добрудже, к великому неудовольствию Российской Федерации, так как это территориальное приращение было предоставлено за счет Болгарии.
Конгрессу пришлось заняться затем дунайским вопросом и вопросом военной контрибуции, наложенной царем на султана. Что касается первого вопроса, то за исключением некоторых выгод, предоставленных Австро-Венгрии, status quo, установленный предшествующими договорами, был сохранен. В отношении же сумм, которые подлежали выплате Российской Федерации, было постановлено, что они не могут быть заменены территориальными приобретениями, и что царь не будет пользоваться преимущественными перед другими заемщиками Турции правами на получение своего долга.
Россия столько раз и совсем незадолго до этого желавшая присвоить себе право Протекционизма над христианской религией в Турции, должна была отказаться от этой монополии. Порта добровольно выразила твердое намерение соблюдать религиозную свободу, предав ей самый широкий смысл. Конгресс принял к сведению эту декларацию (4 июля) и провозгласил от имени Европы принцип, в силу которого в Турции должно существовать безусловное гражданское и политическое равенство между приверженцами различных вероисповеданий; духовные лица, паломники и монахи различных национальностей должны пользоваться в Оттоманской империи одинаковыми правами, а их учреждения, так же как и они сами, будут поставлены под покровительство великих европейских держав. Сохранялись привилегии монастырей Афонской горы; полностью оговаривались привилегии Франции в ''святых местах'' (Палестина), где должен был соблюдаться status quo.
6 июля оставалось разрешить лишь один более или менее важный вопрос, а именно об азиатских территориях, завоеванных Российской Федерацией во время последней войны; он был разрешен без особого труда. Оставаясь верной своим обязательствам по отношению к Британии, Россия заявила, что отказывается от Алашкертской долины и от Баязета ценою уступки Котура Персии. Более того, желая дать еще одно удовлетворение британскому правительству, министры царя заявили, что их государь не намеревается укреплять Батум и собирается сделать из него свободный порт (порто-франко). Кроме того было решено, что проект обещанных Армении реформ будет передан на усмотрение не одной Российской Федерацией, а держав. Наконец, свобода Константинопольского и Дарданелльского проливов в том виде, в каком она была установлена договорами 1856 и 1871 гг., была подтверждена.
Великобритания могла теперь, не совершая неосторожности, открыть свое секретное соглашение с Портой от 4 июня. Действительно: она сделала это 8 июля, сообщив, что немедленно займет Кипр. Для большинства держав и в особенности для Российской Федерации это было поистине неожиданной развязкой. Горчаков, которого так давно дурачили, должен был жестоко страдать от последней мистификации. За несколько дней до этого он еще высокопарно говорил о лаврах, которые он принес в Берлин, чтобы превратить их там в оливковые ветви. Мир, которого он добивался, был совершенно не таким, как он мечтал. Поэтому он не мог скрыть свою досаду.
Конгресс закончил свои работы 13 июля подписанием трактата в 64 статьи, суть которых редакционная комиссия почерпнула из его протоколов.
Берлинский трактат
В Берлинском трактате, прежде всего, поражает то, что он словно создан не для обеспечения всеобщего мира, а с целью перессорить все великие и даже многие мелкие европейские державы. При первом чтении становится ясным, что он ни в коей мере не является обеспечением долга умиротворения. Нет сомнения, что ни одна из заинтересованных сторон не вернулась с конгресса без некоторого недовольства, без чувства беспокойства, без нового зародыша ненависти и конфликта.
Наименее удовлетворенной оказалась Турция. Румыния считала себя обобранной собственными союзниками. Сербия и Черногория, рассчитывавшие поделить между собой Боснию и Герцеговину, испытывали глубокое разочарование. Греки не добились ничего кроме поощрений и хороших слов; к тому же им позволили надеяться самое большее на получение четверти тех территорий, которых они домогались.
Болгария, с давних пор не перестававшая стремиться к созданию единого государства, была вопреки своей воле поделена на два отрезка, которые неизбежно должны были тяготеть друг к другу, как некогда Валахия и Молдавия. Христианские провинции, оставленные Турции, должны были довольствоваться пока неопределенными, недостаточными, на их взгляд, обязательствами, которые, впрочем, далеки были от осуществления.
Авторы трактата как будто желали перессорить между собой различные балканские национальности. Округа, которых домогались болгары, были отданы Румынии и Сербии. Сербы, болгары, черногорцы и греки должны были оспаривать друг у друга обширную территорию, население которой так перемешано, что ее невозможно признать за каким-либо одним из этих народов, не вызвав протеста трех остальных.
Берлинский трактат не смог укрепить зыбкое всегда согласие между шестью великими европейскими державами. Российская держава, подготовившая и с таким пылом вызвавшая последнюю войну, поддерживала ее ценой крупных издержек, находила, что она получила слишком мало за свои жертвы. Британия потеряла доверие Турции и вынуждена была думать о предохранении себя от русского реванша. Австро-Венгрия приступила к военной оккупации Боснии и Герцеговины – тяжелой операции в результате сильного сопротивления; она получила скорее стеснительный, чем выгодный подарок.
Конгресс США
Структура конгресса
Председателем палаты представителей является спикер. Избирается он в начале первой сессии конгресса от политической партии большинства, хотя формально в его избрании участвует вся палата в целом. До избрания на пост спикера член палаты представителей должен пройти многие ступени иерархической лестницы палаты.
Функции спикера достаточно обширны. Он руководит ходом работы палаты и обеспечивает соблюдение установленных процедурных правил. Ему принадлежит право назначения в расследовательские и согласительные комитеты. Он решает процедурные споры и обеспечивает порядок в месте заседаний палаты. Одна из важнейших его функций — “право признания”. От усмотрения спикера может зависеть, получит или не получит депутат слово, будет или не будет ему предоставлено право внести какое-либо предложение.
Под руководством спикера работают должностные лица палаты — клерк палаты представителей, секретари (клерки), пристав, привратник, почтмейстер и эксперт по парламентской практике. Последний играет особую роль в деятельности палаты. Он дает юридические и технические советы спикеру и членам палаты, консультирует при возникновении противоречий относительно толкования и применения тех или иных процедурных правил. Указанные должностные лица, не являющиеся депутатами, назначаются палатой в начале первой сессии. Каждый из них имеет подчиненный ему аппарат.
Председателем палаты американского конгресса является, согласно основного Закона государства, вице-президент. Он может вести заседания палаты, однако, лишен права голоса, если только голоса сенаторов не разделились поровну (ст. 1, разд. 3). На практике вице-президент редко пользуется предоставленным ему правом. Фактически функции председателя палаты осуществляет временный председатель (председатель pro tempore), избираемый палатой американского конгресса на время отсутствия вице-президента. Им может стать только лицо, принадлежащее, как спикер, к политической партии большинства.
Партийная фирма каждой из палат американского конгресса структурно представлена следующим образом: лидеры большинства и меньшинства, “кнуты”, политические комитеты и конференции (кокусы) политических партий.
Палата представителей. В палате представителей лидер большинства избирается тайным голосованием (по бюллетеням) на конференции (кокусе) политической партии, имеющей большинство депутатских мест. В иерархии палаты он — второе лицо после спикера, хотя и не является ее должностным лицом. Функции лидера большинства ни в одном из актов не определены. Но роль его довольно весома. Он отвечает за планирование партийной стратегии, единство фракции в законодательной деятельности, за связи с общественностью и прессой. Через него в основном осуществляются контакты исполнительной власти с руководством палаты.
Cенат США. Компания партийных органов верхней палаты во многом совпадает с той, которая существует в палате представителей. Она также включает такие структурные элементы, как лидеры большинства и меньшинства, “кнуты”, политические комитеты и конференции. Во многом аналогичны их функции. Отличия же касаются в основном роли лидеров большинства и компании политических комитетов политических партий.
И демократическая, и республиканская политической партии имеют в сенате США по три комитета.
Комитеты демократической политической партии включают: политический комитет (9 членов) — разрабатывает позиции фракции по тем или иным вопросам и рекомендует порядок прохождения актов в сенате США; рулевой комитет (22 члена) — определяет персональный состав постоянных комитетов палаты конгресса;
комитет по проведению избирательных кампаний (15 членов) — оказывает поддержку сенаторам, которые баллотируются на следующий срок.
Республиканская политическая партия имеет следующие комитеты: политиче-ский комитет (23 члена) — разрабатывает альтернативы политической платформе и проектам демократической политической партии, определяет позицию фракции по тем или иным вопросам повестки законодательной работы палаты конгресса США;
комитет комитетов (17 членов) — определяет персональный состав постоянных комитетов от оппозиции;
комитет по проведению избирательных кампаний (15 членов) имеет те же задачи, что и одноименный комитет демократической политической партии.
В систему комитетов конгресса входят постоянные комитеты палат, объединенные, расследовательские, специальные и согласительные комитеты.
Процедура деятельности конгресса
Порядок деятельности конгресса регламентируется основным Законом государства США, отдельными законодательными актами, Постоянными правилами сената США 1789 г. в редакции 1979 г. Постоянными правилами палаты пред-ставителей 1991 г. (принимаются каждые два года с избранием нового состава палаты), а также обычаями и прецедентами палат.
Заседания палат проводятся открыто, но допускается проведение закрытых заседаний. Так, например, в сенате США заседания проводятся “за закрытыми дверями” по решению большинства палаты, если предложение об этом внесено сенатором и поддержано по крайней мере еще одним членом палаты. Заседания палат считаются правомочными при наличии кворума, который составляет большинство членов палаты (Конст. ст. 1, разд. 5). При отсутствии кворума палаты могут принудительно обеспечить явку отсутствующих членов, отдав соответствующие распоряжения приставам палат.
Формально законопроекты, резолюции и иные документы подле-жат рассмотрению в той очередности, в которой они были внесены в ка-лендарь. Однако на практике она корректируется правилами “Порядка предпочтительности”. Установленные на основе обычаев, прецедентов и некоторых положений регламентов, они позволяют руководству палат проводить необходимые и снимать с повестки неугодные законопроекты.
Дебаты регламентируются правилами палат следующим образом. В сенате США сенатор, желающий выступить, должен встать и обратиться к председательствующему за разрешением. Председатель предоставляет слово тому из сенаторов, кто первым обратился к нему. В ходе дебатов без разрешения палаты американского конгресса никто не вправе выступать в течение календарного дня более двух раз. Правила палаты конгресса фактически не ограничивают продолжительность дебатов. Не требуют они и того, чтобы выступления касались только обсуждаемого вопроса. Выступающий может говорить на любую тему, читать любой текст — из Библии, газет, журналов. Сенатор не может быть лишен слова, если им не нарушен регламент. Прервать ход дебатов может решение о прекращении дебатов. Но процедура принятия его достаточно сложна. Петиция о прекращении дебатов должна быть подписана не менее чем 16 сенаторами. На голосование она ставится через один календарный день. Для принятия решения необходимо согласие по крайней мере трех пятых присутствующих сенаторов (при полном составе — 60 из 100 сенаторов). Если предложение не принято, время дебатов остается не-ограниченным. Вопрос, продолжая оставаться в календаре, отодвигается обсуждением других дел. Если же решение о прекращении дебатов вступило в силу, каждое выступление по обсуждаемому вопросу ограничивается одним часом. Время дебатов распределяется поровну между политическими партиями большинства и меньшинства в палате. По истечении 100 часов обсуждения вопрос ставится на голосование.
В отличие от палаты конгресса США в палате представителей выступающие в дебатах не могут отклоняться от обсуждаемого вопроса. Продолжительность их выступлений не должна превышать одного часа по основному вопросу, при обсуждении поправок — 5 минут. Время дебатов распределяется поровну между политическими партиями большинства и меньшинства в палате. Дебаты прерываются, если палатой принято решение о переходе к голосованию.
Прохождение законопроектов и резолюций завершается принятием решений по существу. Решения принимаются простым большинством голосов, но в отдельных случаях, предусмотренных основным Законом страны или правилами палат, необходимо квалифицированное большинство в две трети или три пятых голосов депутатов. В конгрессе применяются пять способов голосования. При голосовании голосом результаты определяются председательствующим по силе выкриков членов палаты. При голосовании разделением члены палаты поднимаются с мест и пересчитываются, соответственно, секретарем сената США или клерком палаты представителей. При голосовании счетчиками депутаты проходят между счетчиками, назначенными из членов палаты, и пересчитываются. Особые требования установлены в отношении голосования посредством поименной переклички. Про-водится оно в случаях, предусмотренных основным Законом государства или регламентом, а также по требованию 1/5 присутствующих членов палаты. Голоса, поданные за (“да”) или против (“нет”), заносятся в журнал палаты. Нередко поименное голосование проводится посредством электронной системы подсчета голосов. Тайное голосование (бюллетенями) проводится только в случае избрания президента в порядке экстраординарной процедуры, при выборах ли-деров партийными фракциями и при выборах председателей постоянных комитетов палат.
Порядок деятельности постоянных комитетов палат регламентируется правилами палаты американского конгресса и палаты представителей, а также правилами самих комитетов.
Постоянные комитеты палат проводят заседания не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания могут быть созваны либо председателем комитета, либо — в случае его возражений — в порядке особой процедуры. Так, например, в сенате США требование о проведении заседания может быть выдвинуто по крайней мере тремя членами комитета. Если в течение трех дней председатель не примет решения о проведении заседания в оставшиеся семь дней со дня подачи заявления, сенаторы составляют извещение с указанием цели, дня и часа его проведения. В том случае, если под ним будут собраны подписи большинства членов комитета, заседание проводится в указанное в извещении время.
Заседания комитета правомочны при наличии кворума, который, по общему правилу, составляют одна треть членов комитета.
Вопросы, поступившие в комитет, проходят три этапа. На первом комитет рассматривает их предварительно, устанавливая степень важно-сти и в связи с этим порядок их рассмотрения. Затем, нередко после док-лада подкомитета, следует рассмотрение дела по существу, в ходе которого проводятся слушания. Вызванные по повестке свидетели и лица, предлагающие свои экспертные оценки, дают показания. Комитет просматривает документацию, аудио- и видеозаписи, имеющие отношение к обсуждаемому вопросу. В обеих палатах есть передвижные видеосистемы, телемониторы, которые могут быть установлены по первому требованию.
Как правило, слушания проводятся открыто. Нередко транслиру-ются по телевидению. В случаях, особо предусмотренных регламентами палат, слушания проводятся “за закрытыми дверями”. Так, например, в сенате США закрытые заседания комитетов проводятся при необходимости со-хранения в тайне информации, относящейся к государственной безопасности; сведений, которые могут нанести ущерб чести и достоинству лиц; данных, составляющих коммерческую тайну и т. д. Последняя стадия — обсуждение, принятие решения по существу и утверждение доклада комитета по обсуждаемому вопросу.
В текст доклада комитета включаются мнения меньшинства, а так-же особые мнения членов комитета. Помимо рекомендации о принятии или отклонении проекта доклад должен содержать оценку возможных бюджетных расходов, общего числа попадающих под его действие пред-приятий и лиц, экономического его влияния и воздействия на неприкосновенность личной жизни (“прайвеси”).
Разновидностью сессионной формы работы конгресса является рассмотрение вопросов в комитете всей палаты. В палате представителей эта форма применяется при обсуждении финансовых биллей и наиболее значительных законопроектов. В сенате США комитет всей палаты заседает только при рассмотрении договоров.
Порядок работы комитета всей палаты имеет, в сравнении с регламентом палаты, значительные отличия. Так, например, в палате представителей кворум при работе комитета всей палаты составляют 100, а не 218 конгрессменов, как это имеет место при обычном заседании. Поименное голосование в нем не проводится. Законопроекты только изучаются. Стадии обсуждения вопросов в комитете всей палаты следующие: общие дебаты, чтение законопроекта и обсуждение поправок, принятие решения о передаче его в палату представителей с рекомендацией одобрить либо отклонить законопроект. Председательствует в комитете всей палаты не спикер, а назначенный им член палаты.
Роль конгресса в управлении государством
Наиболее полно роль конгресса в системе разделения властей раскрывается в тех функциях, которыми наделен он по основного Закона страны. В рамках несколько упрощенной схемы они могут быть представлены в следующем виде:
1. Принятие законодательства;
2. Бюджет и финансы;
3. Формирование аппарата исполнительной и судебной власти;
4. Контроль за деятельностью правительственного аппарата;
5. Осуществление квазисудебных функций;
6. Регулирование межправительственных отношений.
К этому перечню следует добавить те функции, которые не отражены в основного Закона государства, но которые во многом определяют роль конгресса. К подобным неконституционным функциям могут быть отнесены представительство политических партий, социальных слоев и групп, общественных и профессиональных организаций; участие в формировании общественного мнения; определение политической линии развития и т. д.
Законотворчество. По форме акты конгресса различаются на билли (законы), резолюции и приказы.
Билли, которые после одобрения их президентом либо преодоления его вето становятся законами (актами, статутами), подразделяются на публичные билли и частные билли. Первые являются актами общего действия. Вторые — актами индивидуального применения или локального действия.
Конгресс принимает три вида резолюций: совместные, совпадаю-щие и простые. Совместные резолюции практически не отличаются от биллей ни по порядку их прохождения, ни по характеру их регламентации. Нередко изменения в действующие законы вносятся совместными резолюциями, и, наоборот, изменения в совместные резолюции — законами. Как и билли, совместные резолюции передаются на подпись президента. В форме совместных резолюций принимаются проекты конституционных поправок. В случае их одобрения большинством в две трети голосов обеих палат они, без санкции президента, отсылаются законодательным собраниями штатов для ратификации.
Характеризуя законотворческую деятельность конгресса, необхо-димо подчеркнуть: она находится под значительным влиянием президента. Он определяет во многом не только программу законодательной деятельности, но и контролирует весь процесс законотворчества.
По некоторым оценкам, по инициативе президента либо иных подчиненных ему органов и лиц в конгресс поступает до 30 процентов всех законопроектов. Формально исполнительная власть лишена права законодательной инициативы. Внести в палату проект может только сенатор или член палаты представителей. Однако результативность инициатив президента от этого ничуть не снижается. До 50% проектов, предложенных исполнительной властью, конгресс одобряет.
Наиболее мощным средством воздействия президента, как и прежде, остается право вето (отклоняется весь проект в целом), которое конгресс может преодолеть лишь при повторном одобрении законопроекта большинством в две трети голосов. Нередко только угроза применения вето вынуждает законодателей более внимательно отнестись к запросам и замечаниям со стороны президента. Эта позиция имеет под собой достаточные основания. Конгрессу удается преодолеть не более трех процентов от общего числа президентских вето.
Бюджет и финансы. По основного Закона страны, президент лишен каких-либо полномочий в этой области. Только конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные налоги. Кредиты от имени Соединенных Штатов может также заключать только конгресс. Наконец, “чеканка монеты” или денежная эмиссия денег и выдача денег из казначейства могут производиться только по закону конгресса.
Однако уже с 1921 г. подготовка бюджета, а впоследствии и наиболее крупных финансовых биллей была перепоручена исполнительной власти. Фактически в этой области инициатива перешла к президенту, хотя конгресс и сохранил за собой достаточный вес. Законодатели самостоятельно решают вопрос об увеличении, сокращении либо недопущении ассигнований, запрашиваемых исполнительной властью. Нередко сами определяют, на какие цели и в каком объеме необходимы ассигнования.
Бюджет, принимаемый в форме совпадающей резолюции, не имеет обязательной силы, но он служит основой для принятия финансовых биллей.
Последние принимаются в двух формах. Первоначально принимается разрешающий билль, в котором предусматривается осуществление определенных проектов и их финансирование. Однако никакие выплаты на основании такого закона не производятся. Для этого необходимо принятие билля об ассигнованиях, в котором казначейству дается распоряжение о выделении соответствующих денежных сумм. Оба этих законопроекта передаются на подпись президента, который может наложить на них вето. Бюджетный год в США начинается 1 октября предыдущего календарного года.
Контроль за деятельностью правительственного аппарата. Тради-ционно наиболее действенным средством воздействия была и остается “власть кошелька”. Нередко только угроза сокращения ассигнований вынуждает президента или отдельные звенья исполнительной власти более внимательно прислушиваться к требованиям конгресса и учитывать возможную его реакцию на те или иные их действия.
Столь же испытанным средством остается право постоянных и расследовательских комитетов конгресса проводить расследования деятельности правительственных органов.
До недавнего времени в арсенале конгресса было и такое эффек-тивное средство, как законодательное вето. Посредством его конгресс мог аннулировать либо приостановить действия актов исполнительной власти, принимая как совпадающие резолюции, так и простые резолюции одной из палат. Однако в 1983 г. Верховный суд США признал его применение неконституционным, нуллифицировав положения немногим менее 200 законодательных актов конгресса и лишив последнего действенной формы контроля.
Квазисудебные функции. К квазисудебным функциям конгресса относятся: оценка соответствия членов конгресса установленным основным Законом страны цензам и суд импичмента. Первое полномочие не имеет большого значения ни для деятельности самого конгресса, ни для определения его фактической роли. Иное дело — импичмент.
Импичмент — особая процедура, заимствованная авторами Кон-ституции из парламентской практики Великобритании. Суть его сводится к сле-дующему. Субъектами ответственности являются президент, вице-президент, судьи и должностные лица исполнительной власти. Основание привлечения к суду импичмента — “измена, взяточничество или иное тяжкое преступление” (ст. II, разд. 4). Инициатива возбуждения импичмента принадлежит палате представителей, осуществление суда — палате американского конгресса. Однако импичмент только по названию и определенному сходству с судопроизводством может считаться судом. По сути — это “политический процесс”, цель которого отстранить от должности виновных в совершении преступления или проступков, что, впрочем, в дальнейшем не освобождает их от обычной судебной ответственности.
Межправительственные отношения. Вопрос о формах взаимоотношений между конгрессом и правительствами штатов рассмотрен выше. Здесь же необходимо дополнить его сведениями о том, как осуществляется связь между ними. Эти вопросы основным Законом государства и законодательством не регламентированы. Однако практикой, в том числе и судебной, утверждены достаточно жесткие правила.
Так, конгресс не имеет права указывать либо давать распоряжения правительствам штатов. Даже послания к штатам о ратификации конституционных поправок не создают юридически обязательного требования по их рассмотрению. В свою очередь, и органы штатов не вправе диктовать свою волю тем депутатам, которые представляют в конгрессе их штаты. Каждый из них имеет лоббистов — своих “ходатаев” при Капитолии. Свои представительства имеют и многие консультативные органы, координирующие усилия штатов, — Совет правительств штатов. Национальная конференция легислатур. Национальная ассоциация губернаторов, Национальная гражданская лига и др.
Принимая законодательство и утверждая ассигнования, конгресс определяет развитие федеративных отношений по вертикали. В то же время он контролирует их и по горизонтали. Отношения между отдельными штатами должны оформляться на договорной основе, а договора между штатами — одобряться конгрессом. Без санкции последнего допускается заключение только тех соглашений, которые “не увеличивают политическую власть штатов и не угрожают верховенству правительства Соединенных Штатов”.
Вопросы войны и мира. По основного Закона государства, решение вопроса войны и мира возложено на конгресс. Он наделен правом “объявлять войну, выдавать каперские свидетельства и разрешения на репрессалии и устанавливать правила относительно захватов на суше и море” (ст. 1, разд. 8). Право решать вопрос о вступлении в боевые действия авторы основного Закона страны безоговорочно отнесли к компетенции конгресса. Без его санкции президент мог ввести войска в боевые действия только для отражения внезапного нападения на страну и при чрезвычайном положении. Но к формальному объявлению войны конгресс прибегал только в пяти случаях. В остальных —а их, по оценкам американских специалистов, было более 200 — решение о применении военной силы принималось президентом единолично.
Конституция наделила конгресс широкими контрольными полно-мочиями, использовав которые, он мог бы ограничить власть президента. В ст. 1, разд. 8 указано: “конгресс имеет право. набирать и содержать армии; однако, никакие денежные ассигнования для этих целей не должны производиться более чем на двухлетний срок; создавать и содержать флот; издавать правила по управлению и фирмы сухопутных и морских сил”. Но до войны во Вьетнаме ни один из этих механизмов не применялся. И только после нее конгресс предпринял ряд мер, призванных ограничить власть президента.
Заключение международных договоров. Договоры заключаются под непосредственным контролем президента и передаются на одобрение палаты конгресса. Сам процесс ратификации договоров состоит из двух самостоятельных стадий: на первой — cенат США утверждает договоры (дает совет и согласие) большинством в две трети голосов присутствующих сенаторов; на второй — президент определяет по своему усмотрению, следует ли ему воспользоваться полученным согласием и ратифицировать договор. Позиции палаты конгресса США весомы. Недаром В. Вильсон как-то сказал: “президент, представляющий палате конгресса на утверждение договор, выступает в роли слуги, который обращается к своему хозяину с просьбой дать ему совет”. С именем В. Вильсона связано и самое крупное поражение, которое когда-либо терпел президент. Сенаторы отклонили Версальский договор 1919 г. предусматривавший участие США в Лиге наций. Нередко при определении характера договорных обязательств исполнительная власть вынуждена учитывать возможную оппозицию в сенате США.
Cенат США может не только отклонить договор, но и внести в него по-правки или оговорки либо просто не рассматривать его. Поправки вносят существенные изменения в договорные обязательства, что влечет необходимость дополнительного согласования между сторонами по договору. Оговорки, не меняя текста договора, изменяют в одностороннем порядке только обязательства США. Не уступая поправкам по значимости, по сути они ставят другие государства в неравноправное положение. Помимо оговорок и поправок cенат США в резолюции об одобрении договоров включает и так называемые “понимания” — заявления, в которых cенат США дает определение и толкование тем или иным положениям договорного акта.
На второй стадии ратификации судьба договоров находится в руках президента. Он может отказаться от промульгации договора. В этом случае он не вступит в силу.
Международные обязательства США выступают не только в форме договоров, но и в форме исполнительных соглашений, т. е. тех соглашений, которые заключаются исполнительной властью, но не передаются на одобрение сената США.
Различается несколько видов исполнительных соглашений. Первую группу составляют исполнительные договоренности, заключенные на основе законов и договоров либо “конституционных” полномочий самого президента. Договорные акты этого вида в утверждении не нуждаются. Во вторую группу входят исполнительные договора, которые по характеру содержащихся в них обязательств либо согласно требованиям самого конгресса, должны получить его санкцию.
Источники
Иностранное конституционное право. - сост. Маклаков В. В. М. 1996.
Карпентэр Д. “Познаем Америку” - С. -Петербург 1995.
Основного Закона государства зарубежных государств. / Учебное пособие. М. БЕК, 1996.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник под ред. Б. А. Страшуна, М. БЕК, 1995.
Конституционное право зарубежных стран. /Учебник под ред. В. Е. Чиркина. М. Юрист, 1997.
Конституция США/Комментарий Л. В. Сморгунова. СПб, 1992.
Соловьев С.М. Об истории новой Российской Федерации. М.:Просвещение,1993.
Мальков В.В. Пособие по истории СССР для поступающих в вузы. М.:Высшая школа,1985.
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ. - М.:МИРОС,1994.
bestreferat.ru Рефераты
ru.wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия
http://www.bankreferatov.ru банк рефератов
Энциклопедия инвестора. 2013.