Субсидия

Субсидия

(Grants)


Пособие в денежной или натуральной форме


Пособие предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам


Содержание

    Содержание

    Определение

    Учет правительственных субсидий

    Субсидия – это (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физ. лицам, местным органам власти, другим государствам.

    Субсидия - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов юридическим или физлицам, местным органам власти, другим государствам.

    1.1. Свидетельство о предоставлении субсидии

    1.2. Схема получения субсидии молодой семьей

    Экспортная субсидия - дотация производителю или продавцу экспортного продукта, возмещающая часть затрат производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности продукта на внешнем рынке.

    Предоставление экспортных субсидий есть способ государственного стимулирования экспортирования за счет бюджета. Экспортное субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления благоприятных кредитов.

    Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах. Сельскохозяйственное производство субсидируется через компенсационные выплаты.

    1.3. Порядок покупки квартир по субсидии

    1.4. Хождения при оформлении субсидии

    Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных налогов, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям предприятий займы на льготных условиях.

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России, физическому или юр. лицу на условиях долевого финансирования целевых издержек.

    Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования

    субсидия - помощь "покупателю", т.е. субъекту не имеющему достаточно средств для привлечения необходимых ресурсов, с целью позволить субъекту потребить эти ресурсы с рынка.

    Субсидия — финансовая или другая экономическая поддержка в любой форме, которая осуществляется правительством стран — участниц внешнеторговых сделок, и какая может предоставляться индивидуально, отдельной области, отдельному региону или неопределенной группе лиц ( физических или юридических) автоматически на основе объективных критериев.

    Основными признаками субсидии есть:

    использование бюджетных средств для предоставления такой поддержки;

    изъятие в результате ее падения экономической дохода содержателями субсидии.

    С торгово-политической точки зрения применения субсидий может быть связанное с определенной дискриминацией, которая оказывается в том, что производители субсидируемого продукта могут пользоваться дополнительными ресурсами и соответственно преимуществами. С точки зрения внешнего рынка ситуация не отличается от условий сбыта товаров по демпинговым ценам с той лишь различием, которое в условиях субсидирования занижения цены для производителя компенсируется не за счет повышения цен на другом рынке, а за счет перераспределения средств через госбюджет. Конкуренты при этом не имеют доступа к таким ресурсам.

    По оценкам МВФ, в 70 — 80-те годы в странах ОЕСР объем субсидий составлял близко 1,5 % ВНП. Субсидирования по обыкновению концентрируется в отдельных секторах, в результате государственные субсидии очень сильно влияют на международную торговлю некоторыми товарами. Традиционно самых больших масштабов субсидирования приобретает в торговле сельскохозяйственными товарами. Субсидии отличаются большим разнообразием с точки зрения механизмов осуществления поддержки, объектов субсидирования и законности их применение согласно Соглашению СКЗ.

    Прямые субсидии — это непосредственные выплаты экспортеру или производителю, обусловленные фактом осуществления экспортной операции или производства продукта. Они равняются различию затрат экспортера или производителя и полученного ими выгоды. В данном случае — это непосредственное датирования производителя (экспортера) при его выходе на внешний рынок. С начала 60-х лет прямо субсидировались дорогостоимосные товары промышленного экспортирования развитых стран — судна, авиатехника. Эти субсидии запрещены правилами ВТО.

    Косвенные субсидии — это форма скрытого датирования экспортеров или производителей за счет предоставления им льготного кредитования, налоговых изъятий и льгот, возвращение предварительно оплаченных пошлин, льготного страхования и т.п. Эти субсидии могут касаться и экспортных, и импортных товаров.

    Перекрестные субсидии — это датирование одной области или сектора экономики за счет другой области или сектора с помощью мер государственного регулирования. Часто это осуществляется путем перераспределения средств между областями через механизм цен. Например, установление заниженных тарифов на транспортировку некоторых категорий товаров, когда убытки, которые возникают, покрываются за счет высоких цен переведения других товаров.

    Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые экспортируются. Для производителей в обеих случаях субсидия — это негативный налог, поскольку он не высчитывается с них прибыли, а наоборот, выплачивается им правительством.

    Внутренние субсидии — разные формы субсидирования продуцентов товаров, конкурирующих с импортом. Это наиболее замаскировано субсидирование.

    Экспортные субсидии — это бюджетные выплаты национальным экспортерам, которые позволяет продавать продукт иностранным покупателям по цене, низшей, чем на внутреннем рынке, и увеличивать тем самым экспорт.

    Субсидирование издержек — это датирование используемых материалов, расходов на зарплату, проводка исследований, создание и использование инфраструктуры.

    Субсидирование продукта (продукта) — прямые или косвенные субсидии, которые предоставляются в зависимости от объема производства или экспортирования.

    Субсидирование потребления — например, субсидирования использования отходов или местного сырья и компонентов.

    Субсидирование перестройки структурного производства — например, субсидии на сокращение площадей под той или другой сельскохозяйственной культурой.

    Субсидирование отдельных регионов — например, субсидии наиболее экономически отсталым в экономическом и социальном отношении регионам.

    Самой важной проблемой применения субсидии есть возможность дискриминации. Дискриминация относительно доступа к субсидии — основная предпосылка возникновения элементов недобросовестной конкуренции в международной торговле, которая оказывается в возможности использования бюджетных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности продукта.

    В современной практике фактор дискриминации при предоставлении субсидии отбивается в понятии специфических субсидий.

    Специфическая субсидия — субсидия, которая предоставляется субсидующим органом в пределах его компетенции лишь отдельным предприятиям или областям или группам предприятий. Основной признак такой субсидии — отсутствие объективных критериев для обеспечения доступа к субсидии. Если же доступ к субсидии может получить неопределенный круг лиц, которые отвечают каким-нибудь общим объективным критериям или условиям, то такая субсидия не является специфической и компенсационные меры не применяются. Действие договора СКЗ распространяется только на специфические субсидии.

    Соглашение СКЗ определяет законность применения субсидий и указывает, какие субсидии должны быть запрещенные, которые разрешаются ( то есть относительно которых не могут быть употребленные компенсационные меры) и которые могут использоваться лишь в том случае, если они не наносят ущерб интересам торговых кругов других стран. Соглашение СКЗ устанавливает три категории субсидий:

    "запрещенные" субсидии" — если они обусловлены показателями экспортной деятельности или преобладающим использованием отечественных товаров перед импортными. Относительно таких субсидий предполагается специальный порядок урегулирования споров.

    Учет правительственных субсидий

    Правила МСФО 20 используются по отношению к правительственным субсидиям и другим формам правительственной помощи. В сферу применения МСФО 20 не входят вопросы, касающиеся учета правительственных субсидий в условиях, отражающих влияние изменения цен, а также связанные с предоставленными организации льготами по налогообложению прибыли (налоговые каникулы, налоговые льготы на инвестиции, льготы по ускоренному начислению износа, льготы в связи со снижением ставок налога на прибыль) и обусловленные государственным участием во владении организацией.

    В МСФО 20 применяются следующие основные определения:

    Правительство — правительство, правительственные органы и аналогичные компании (включая местные, национальные и международные).

    Правительственная помощь — действия правительства, обеспечивающие специфические экономические наживы для фирмы или группы компаний, соответствующих заданным параметрам. К правительственной помощи не относятся косвенные профита, извлекаемые фирмой из создания правительством инфраструктуры в районах ее функционирования или из установления торговых ограничений для конкурентов.

    Правительственные субсидии — правительственная помощь, осуществляемая посредством передачи организации ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с ее операционной деятельностью. К правительственным субсидиям не относятся формы правительственной помощи, не имеющие обоснованной оценки, и операции с правительством, соответствующие определению обычных торговых операций фирмы.

    Субсидии, относящиеся к активам — правительственные субсидии, предоставляемые для покупки, постройки или приобретения долгосрочных активов (субсидией могут быть определены условия, ограничивающие вид активов, их местонахождение или сроки их приобретения или владения).

    Субсидии, относящиеся к выгоде — правительственные субсидии, не относящиеся к активам.

    Условно-безвозвратные кредитыкредиты, от погашения которых заемщик отказывается при выполнении определенных установленных условий.

    Справедливая стоимость — сумма, по которой актив может быть обменен между осведомленными покупателем и продавцом, независимо друг от друга желающими провести такую операцию.

    В определения правительственной помощи не включается помощь, которую невозможно обоснованно оценить (например, бесплатное проведение технических и маркетинговых консультаций и предоставление гарантий). Также не расценивается в качестве помощи, входящей в определения МСФО 20, помощь в виде операций с правительством, не отделяемых от обычных торговых операций организации (например, закупочная политика правительства, распространяющаяся на часть продаваемой продукции фирмы). Если организация получает существенные дохода от подобной помощи, следует сделать соответствующие раскрытия информации в примечаниях к отчетности (характер, степень и продолжительность оказываемой помощи). Беспроцентные займа или кредита под низкий процент также представляют собой одну из форм правительственной помощи, но наживы организации от таких заимствований не измеряются.

    Как правило, правительственная помощь предназначена для стимулирования фирмы в направлении определенных действий, выгодных с позиции государства и которые без подобной помощи фирма не совершила бы. Правильное раскрытие в финансовой отчетности информации о правительственной помощи дает возможность пользователю отчетности оценить преимущества, полученные организацией от такой помощи в отчетном периоде.

    2.1. Правительственные субсидии

    Отражение правительственных субсидий и правила их признания

    Теоретически к учету правительственных субсидий можно применить подход либо с позиции капитала, либо с позиции выгоды. Согласно МСФО 20 следует применять последний вариант учета, т.е. правительственные субсидии запрещено относить прямо на капитал.

    В международных стандартах основным принципом, положенным в основу правил отражения в финансовой отчетности правительственных субсидий, выступает принцип соответствия доходов и затрат. Правительственные субсидии признаются в качестве профита на систематической основе в периодах отражения издержек, на покрытие которых они направлены, т.е. выполняется требование соответствия доходов и затрат для правильного определения результата в отчете о прибылях и убытках. В табл. представлен порядок признания субсидии в качестве выгоды по периодам.

    Правила распределения признаваемой в качестве наживы субсидии по периодам

    Правительственные субсидии, предоставленные

    на приобретение амортизируемых активов

    на приобретение неамортизируемых активов и требующие выполнения определенных обязательств

    с рядом условий как часть пакета финансовой или фискальной помощи

    в виде компенсации за уже понесенные расходы или убытки или как немедленная финансовая помощь организации без каких-либо будущих издержек

    Периоды признания субсидии в качестве профита

    Соответствуют периодам, в которых производится начисление износа по активам

    В периодах возникновения затрат, направленных на выполнение данных обязательств

    Устанавливаются в зависимости от условий, ведущих к возникновению издержек и затрат

    Получения

    Особенности

    Для распределения выгоды по периодам сохраняется пропорция начисления износа

    Субсидия, заключающаяся в предоставлении земельного участка с условием возведения на нем торгового центра, признается как профит равномерно в течение срока службы торгового центра

    Возможно распределение разных частей субсидии на разных основах

    Правительство может оказать помощь фирмы путем передачи неденежного (немонетарного) актива, например земельного участка, здания и др. Тогда следует определить справедливую стоимость неденежного актива и далее учитывать и субсидию, и актив данной (справедливой) стоимости. Возможен и альтернативный подход, заключающийся в том, что и актив, и субсидию отражают по номинальной стоимости.

    Правительственные субсидии, включая неденежные субсидии по справедливой стоимости, признаются только при наличии обоснованной уверенности в том, что:

    организация будет соответствовать условиям, связанным с ними, и

    субсидии будут получены.

    Выбор метода учета субсидии не зависит от способа ее получения (денежная форма или уменьшение обязательства перед государством). Условно-безвозвратный заем, предоставленный правительством, учитывается как правительственная субсидия, если есть обоснованная уверенность в том, что фирма выполнит условия, обеспечивающие невозврат займа.

    Субсидии, относящиеся к активам, представляются в отчетности:

    либо в качестве доходов будущих периодов, признаваемых выгодами на систематичной и рациональной основе в течение срока полезного использования актива

    либо субсидия вычитается из балансовой стоимости актива и, соответственно, признается выгодой на протяжении срока полезной службы амортизируемого актива, т.к. величина начисляемой износа, относимой на расходы каждый период, уменьшается на часть субсидии.

    Субсидии, относящиеся к наживе, показываются в отчетности:

    либо в качестве доходов отдельной статьей в отчете о прибылях и убытках (т.е. без взаимозачета доходов и издержек);

    либо в составе общей статьи, например «Другие доходы», т.е. вычитаются из соответствующих затрат при их представлении в отчете о прибылях и убытках.

    Учет возврата правительственных субсидий

    Для организации может возникнуть необходимость возврата правительственной субсидии. Факт возврата расценивается в качестве бухгалтерской (расчетной) оценки согласно МСФО 8. В МСФО 20 установлен следующий порядок отражения возврата правительственной субсидии:

    В случае возврата субсидии, относящейся к выгодам — сумма, подлежащая возврату, вычитается из оставшейся несамортизированной величины субсидии. Разница, на которую возвращаемая сумма превосходит оставшуюся несамортизированной величину правительственной субсидии, немедленно признается затратой периода. Если несамортизированная величина правительственной субсидии отсутствует, то вся сумма возврата также немедленно отражается в качестве затраты периода.

    В случае возврата субсидии, относящейся к активам, фирмы следует увеличить балансовую стоимость актива или уменьшить сальдо доходов будущих периодов на сумму возврата. Накопленная дополнительная амортизация, которая была бы начислена к дате возврата в качестве издержки при отсутствии субсидии, немедленно признается как затрата.

    Факт возврата субсидии, относящейся к активам, возможно, свидетельствует об обесценении новой балансовой стоимости актива и требует проверки актива на обесценение.

    Раскрытие информации в отчетности

    В отчетности организация должна раскрыть следующую информацию:

    учетную политику, принятую для правительственных субсидий, включая методы представления, установленные для отчетности;

    характер и размер правительственных субсидий, признаваемых в финансовой отчетности, и другие формы правительственной помощи, от которых фирма получила прямую наживу;

    невыполненные условия и прочие условные события, связанные с правительственной помощью, которая была признана.

    Реформирование жилищного и жилищно-коммунального хозяйства является объективной необходимостью. В то же время все реформы в данной отрасли весьма болезненно воспринимаются населением.

    За годы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в России очевидной стала тенденция к существенному повышению в целом удельного веса платежей населения в оплате жилищно-коммунальных услуг. В начале 1990-х годов население оплачивало от 2 до 4% стоимости жилищно-коммунальных услуг, в 1997 году - уже 29%, в середине 2000 года - 45%, а по данным на начало 2001 года - уже более 60% стоимости жилищно-коммунальных услуг. После августовского кризиса 1998 года реальные темпы повышения уровня оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг замедлились, и вновь начали повышаться уже в 2000 году Рост платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в 2002 году - начале 2005 года был пре-допределен последовательным повышением доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемыми Правительст-вом России.

    Если в 1999 году уровень оплаты населе-нием составлял 48% при дотации из бюджетов - 52%, то в 2005 году он соста-вил 84% от полной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Сиваев, С. Отчего растет квартплата./ С.Сиваев // Финансовый контроль. - 2005.- №3.-с.5

    В целом за период с 2000 года по I квартал 2005 года платеж населения за жилищно-коммунальные услуги в среднем по Российской Федерации возрос в 4,33 раза, причем на 53% совокуп-ный прирост платежа населения был связан с увеличением стоимости производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг и на 47% предопределен повышени-ем уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.

    С ростом квартплаты происходит падение реальных доходов семей с низким достатком до еще более низкого уровня.

    Для предотвращения негативных последствий реформы жилищно-коммунального хозяйства в части перехода на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг для низкодоходных групп населения с 1994 года по настоящее время в Российской Федерации реализуется программа субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Программа субсидий является первой общероссийской программой оказания адресной социальной помощи семьям в зависимости от их доходов. Она основана на четких и ясных принципах, согласно которым семья за проживание в жилище, определенном в рамках муниципального образования как социальное по площади и набору жилищно-коммунальных услуг, должна платить не более определенного процента от семейного наживы. Размер жилищной компенсации (субсидии) рассчитывается как разница между размером платежа за жилищно-коммунальные услуги по социальным нормативам и установленным максимально допустимым процентом семейного профита.

    Есть города, которые уже перешли на 100-процентную оплату и сохранили высокий уровень собираемости. Там доля издержек на жилищно-коммунальные услуги в среднем профите ниже 7%. Но есть и города, где такой переход привел к обвалу уровня собираемости платежей. Там доля затрат на жилищно-коммунальные услуги в среднем профите приближается к 15%. Платить за жилищно-коммунальные услуги 22% своего выгоды очень многие и не способны, и не готовы. Чтобы хоть немного смягчить груз платежей, администрации вынуждены сохранять перекрестное субсидирование как между группами потребителей, так и между поселениями, входящими в одно муниципальное образование. То есть часть потребителей платят 100% от заниженного тарифа, остальное за них приходится платить бюджету, предприятиям, или населению других поселений. Высокий уровень тарифов отпугивает бизнес, и он не развивается в поселениях с высокими тарифами, что не позволяет повысить доходы населения. Еще один круг замкнулся.

    Тема актуальна тем, что в настоящее время население практически перешло уже на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг, а количество низкодоходных групп населения, не имеющих возможности оплачивать жилищно-коммунальные услуги полностью в связи с неимением на это средств, не сокращается. Механизм субсидий остается востребованным населением. В основном теме субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг уделено внимание со стороны социальной политики государства, о чем свидетельствует принятие соответствующей нормативной правовой базы, которая из года в год изменяется, совершенствуется.

    Данными и другими научными издательствами программа жилищных субсидий в основном рассматривается со стороны законодательства, механизма предоставления субсидий, необходимости определения единого порядка назначения, расчета. Аспект, касающийся роли и значения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в повышении доходов населения, в том числе низкодоходной его части, остается менее изученным.

    Программа жилищных субсидий как целевая государственная программа по преодолению уравнительного подхода к социальной защите населения

    Программа жилищных субсидий как составная часть жилищно-коммунальной реформы

    процесс, который мы привыкли называть жилищно-коммунальной реформой, происходит с нами уже более десяти лет. Мы можем принимать его как данность, можем в чем-то не соглашаться, ясно одно -- это комплекс актуальных и необходимых мероприятий по изменению существующей сейчас ситуации, по созданию цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг.

    Реформа жилищно-коммунального хозяйства, проводившаяся в нашей стране в соответствии с законом России от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», предусматривала поэтапное повышение жилищных платежей до уровня, обеспечивающего полное возмещение издержек на эксплуатацию жилого фонда. Уже на сегодняшний день размер оплаты жилищно-коммунальных услуг достиг существенных для многих семей размеров. Если обратиться к истории реформы жилищно-коммунального хозяйства, возможно, удастся лучше понять сложившуюся ситуацию. За десять лет в Российской Федерации была создана нормативная правовая база, регулирующая проведение реформы. Одним из первых нормативных актов стал Указ президента России от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в России», в котором впервые была представлена концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства России, одобренная Указом президента России от 28 апреля 1997 года № 425, определила комплекс мер, направленных на переход жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования путем ликвидации перекрестного субсидирования, поэтапного повышения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при обеспечении мер по снижению расходов предприятий этого сектора экономики и социальной защите малоимущих категорий населения. Многолетний опыт строительства и эксплуатации жилья в рамках государственной собственности с очевидностью показал, что государство в силу ряда причин не способно было осуществлять многие задачи. Главная причина, которая действовала постоянно - недостаток материальных и финансовых ресурсов для строительства и эксплуатации жилья. Кроме того, содержание государственного жилищного фонда было убыточным, поскольку получаемая с нанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала лишь незначительную часть издержек на эти цели. Фактически содержание государственного жилищного фонда осуществлялось за счет огромных дотаций, выделяемых государством и ложившихся тяжким бременем на бюджет.

    Введенный еще в 1928 году термин «квартирная плата» изначально включал в себя плату за пользование жилым помещением и расходы на техническое обслуживание мест общего пользования, придомовой территории, за эксплуатацию инженерных систем здания, на содержание аппарата жилищно-эксплуатационных организаций и тому подобное. В условиях практически единой (государственной) собственности на жилье это существенного значения не имело.

    Практически все расходы покрывались из бюджета. Платежи населения обеспечивали менее 0,5% от реальных расходов на содержание и ремонт жилья и около 2% -- на коммунальные услуги. Переход от административных к экономическим методам управления в жилищно-коммунальной сфере (основное условие жилищно-коммунальной реформы) существенно изменил структуру платежей населения, включив в нее ранее не учитываемые расхода на капитальный ремонт жилищного фонда, а также издержки на восстановление жилья -- инвестиционные составляющие, которые ранее практически полностью финансировались из бюджета. Это предопределило замену термина «квартирная плата» термином «оплата жилья», который включает как расхода на ремонт, содержание дома и придомовой территории, так и другие упомянутые выше издержки применительно ко всем видам жилищного фонда. Эти факты позволяют понять, почему формируется нежелание платить за услуги соответственно их реальной стоимости. За годы советской власти население привыкло оплачивать меньшую часть коммунальных услуг, довольствуясь каким-никаким обслуживанием. Что же имеется сегодня? Многие годы в жилом секторе не проводились планово-предупредительные ремонты. На первый план вышла опасность ветшания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Если такая тенденция будет развиваться, то может наступить время коммунальных катастроф. Резкое сокращение объемов капитального ремонта приводит к ухудшению состояния жилищного фонда и повышению аварийности. Последствия недофинансирования отражаются также и на подрядчиках, что выражается в:

    ухудшении качества обслуживания;

    снижении реальной заработной платы сотрудников при уменьшении численности и одновременно увеличении зон обслуживания (это вынужденная мера, и обусловлена она тем, что натуральные показатели норм обслуживания сохранены, а финансирование при этом уменьшилось);

    оттоке квалифицированных кадров, падении престижа профессий в жилищно-коммунальном хозяйстве;

    устаревшей технике, при которой нельзя применять современные технологии; снижение вооруженности труда в жилищном хозяйстве достигло своей критической отметки.

    Несмотря на то, что сегодня жилищно-коммунальное хозяйство функционирует, и зачастую неплохо, необходимость определенных преобразований очевидна. В первую очередь, нужно разобраться -- кому нужна реформа? Кто и чего от нее ждет? И когда начинаем разбираться в этом, то видим, что больше всего на реформу уповают социально не защищенные или мало защищенные слои населения. Однако они же ее больше всех боятся. Боятся из-за незнания того, в чем конкретно заключается и на что направлена данная реформа. Людям, которых мы относим к категории обеспеченных, реформа жилищно-коммунального хозяйства, вероятнее всего, не нужна.

    Они способны платить за комфортные условия проживания, с соответствующим их желаниям уровнем коммунальных услуг. Следовательно, одной из главных целей реформы жилищно-коммунального хозяйства является повышение качества обслуживания «среднего» жителя Российской Федерации, усиление его социальной защищенности. Такое положение требует оказания социальной поддержки наименее обеспеченным категориям граждан.

    В 1997 году большинство городов Российской Федерации приняли программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Основным и наиболее важным пунктом этих программ было поэтапное повышение участия населения в покрытии издержек на жилищно-коммунальные услуги. Уже в 1997 году некоторые города (Петрозаводск, Оренбург, Рязань, Владимир) предприняли соответствующие шаги, утвердив решения об увеличении доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг

    В соответствии с действовавшими с 1997 года нормативными правовыми актами началось осуществление поэтапного повышения уровня оплаты населением жилья и коммунальных услуг по годам: 1997 год - 35% от расходов, 1998 год - 50%, 1999 год - 60%; 2000 год - 70%; 2001 год - 80%; 2002 год - 90%, а в 2003 году был намечен переход к полной оплате населением затрат по производству жилищно-коммунальных услуг без учета капитального ремонта и страхования жилья.

    Таким образом, величина платежей населения в выгодах жилищно-коммунального хозяйства, составляющая на начальном этапе (1997 год) около 20%, трансформируется на конечном этапе реформ (2003 год) в полную оплату гражданами потребляемых жилищно-коммунальных услуг, за исключением малоимущих категорий населения.

    В то же время, в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства осуществлялись мероприятия организационно-правового и технического характера, направленные на снижение издержек предприятий, производящих услуги жилищно-коммунального хозяйства, и создавались механизмы социальной защиты населения при введении новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг.

    Постановлением Правительства России от 22 сентября 1993 года № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» одновременно с утверждением сроков поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг было установлено, что повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг (прилагаемое к Постановлению Приложение о сроках поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг утратило силу с 1 марта 1995 года (Постановление Правительства России от 07 марта 1995 года № 235)) будет осуществляться с применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, и утверждено Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.

    Органам исполнительной власти республик в составе России, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга до 1 января 1994 года было постановлено разработать на основе Положения о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг порядок выплаты компенсаций (субсидий) гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг. Следует отметить, что одним из важнейших условий жилищно-коммунальной реформы как раз и являлось одновременное с повышением платы за жилье применение мер социальной защиты граждан.

    Субсидия (Grants) - это

    С началом действия данного Постановления защита низкодоходной части населения начала осуществляться через программы жилищных субсидий, в соответствии с которыми компенсации выплачиваются органами местного самоуправления через уполномоченные службы жилищных субсидий, которые начали создаваться с середины 1995 года, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства адресно, на основании расчетов, проводимых этими структурами по соответствующим заявлениям малоимущих граждан. Изменение доли населения, заявляющего об участии в программе жилищных субсидий, зависело не только от увеличения платы за жилье и коммунальные услуги, но и от доходов населения, величины занимаемой общей площади и уровня потребляемых коммунальных услуг.

    В 1997 году субсидии получило около 1% населения, а при переходе на 100%-ную оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства субсидии должно было предположительно получить около 25% населения, проживающего в государственном и муниципальном жилищном фонде.

    Принятие Федерального закона от 08 июля 1999 года № 152-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 закона России «Об основах федеральной жилищной политики», касающуюся продления срока поэтапного перехода платежей населения за жилищно-коммунальные услуги на 100% до 2008 г., по существу не меняло сценария реформ. Более того, начиная с принятого 2 августа 1999 г. Постановления Правительства России № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» и последующих нормативных правовых актов, наконец, была решена проблема оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства в зависимости от доходов населения.

    Вывод: Жилищно-коммунальная реформа происходит в Российской Федерации на протяжении более чем 10 лет, начиная с 1992 года. Это актуальное и необходимое мероприятие по созданию цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг.

    В общественном сознании жилищно-коммунальная реформа ассоциируется в первую очередь с ростом стоимо-сти жилищно-коммунальных услуг.

    Таким образом, программа жилищных субсидий, представляющая собой уникальную и достаточно эффективную программу адресной помощи семьям с низкими выгодами в оплате жилищно-коммунальных услуг, является одной из важных составляющих жилищно-коммунальной реформы.

    Н как реформа жилищно-коммунального хозяйства соотносится с реальной платежеспособностью населения. В параграфе 1.2. данной курсовой работы рассматривается именно этот вопрос.

    Реформа жилищно-коммунального хозяйства и реальная платежеспособность населения

    У Российской Федерации, пожалуй, две вечные проблемы: продовольственная и жилищная. Даже такое мощное централизованное государство, как Союз Советских Социалистических Республик (CCCP), не могло справиться с ними. Все обещания, которые давались по этому поводу (и в Программе Коммунистической политической партии Союза Советских Социалистических Республик (CCCP), и в народно-хозяйственных планах), периодически признавались неосуществленными.

    Хотя справедливости ради надо признать, что положение с жильем в 1960-х годах и в начале 1990-х резко различалось. Тогда - коммуналки и по 10 м2 полезной площади на человека, а 30 лет спустя - отдельные квартиры и 18 м2 в расчете на человека. Но система была бесперспективной. Конституционной гарантии на практически бесплатное жилье (расходы на квартплату составляли 3% бюджета рабочего и служащего) сопутствовал его постоянный дефицит. Относительно оплаты жилья расчет был прост: коль скоро цена рабочей силы, то есть заработная плата была невелика, то многие расходы населения - на жилье, электричество, газ и телефонный аппарат покрывались за счет общественных фондов потребления, так же как расходы на городской транспорт, образование и здравоохранение.

    Так называемые рыночные реформы разрушили эту систему. «Так называемые», потому что их результаты не сформировали цивилизованных рыночных отношений, ради создания которых, а также обеспечения свободы экономической деятельности и осуществлялась трансформация.

    Либерализация экономики в 1992 году «освободила» цены на товары и услуги, включая жилищно-коммунальные. Однако изменения не коснулись заработной платы. Падение же производства поставило трудящихся в невыгодное положение конкуренции за рабочие места. Реальная оплата труда стала еще ниже, чем раньше. Судя по объему бюджета, государство практически обанкротилось, но как крупнейший работодатель продолжало держать монополию на минимальную цену труда в госсекторе, а значит, и в целом на рынке труда.

    Нередко низкий уровень зарплаты объясняют неэффективностью российского работника и невысокой производительностью его труда. Но сравнение соответствующих показателей по странам не подтверждает этого расхожего, но необоснованного утверждения. Не станем апеллировать к показателям по странам Западной Европы и Соединенным Штатам Америки. Но даже по сравнению с Восточной Европою и Прибалтикой ситуация с зарплатой в Российской Федерации достаточно драматична. Там заработная плата за примерно равное количество и качество работы в два-пять раз выше, там не было допущено столь значительного падения реальных доходов населения. А если принять во внимание опережающие темпы роста прибыли российских бизнесменов по сравнению с фондом оплаты, а также видимую невооруженным глазом пропасть в уровне жизни «новых» и «старых» русских, станет ясно, что дело не только и не столько в производительности. Причина, скорее всего, в том, как распределяется национальный профит и национальное богатство между владельцами капитала и тружениками, во сколько оценили свою долю «сильные», и что осталось «слабым».

    Что касается жилищно-коммунальной сферы, то рядовым гражданам в рамках этого распределения досталась собственность личная и еще арендованная, в которую и прежде вкладывалось недостаточно средств, а в последние годы - практически ничего. Она, естественно, пришла в негодность. Чтобы покрыть растущие затраты на содержание жилья, было бы логичным повысить заработную плату и из нее брать полную плату за жилье (подобно схеме, существующей за рубежом), но российские реформаторы решили увязать намеченное повышение платы за жилье не с повышением оплаты труда, а с ее дифференциацией. Причем такой подход камуфлируется популистским прикрытием: реформа якобы будет идти за счет изъятия части доходов у богатых.

    Но если богатых в стране не более 10% населения, то их денег совершенно недостаточно для преодоления жилищного кризиса. К тому же богатые чаще всего живут в собственном жилье либо уже сейчас полностью оплачивают второе жилье. По данным статистики, граждане с наибольшими выгодами в настоящее время тратят на содержание квартир и оплату удобств втрое большую долю своего бюджета, чем в среднем по стране.

    Правительством был намечен следующий выход из данной ситуации: объявление платежеспособным в квартирных делах фактически любого. При таком раскладе богатым станет каждый среднезарабатывающий. Но средняя зарплата в Российской Федерации ниже минимального потребительского бюджета, который составляет два с половиной прожиточных минимума, и в нем, конечно, не предусмотрена полная платность жилья на современном уровне. Платить же придется. Причем неизвестно, каков предел повышения: коммунальная сфера (электростанции, газовые сети, водоснабжение) - по существу, естественная монополия, конкуренция и давление приобретателя здесь проблематичны.

    Прогнозная деятельность правительства, предлагающего сразу несколько важных реформ, сильно опережала аналитическую и не учитывала платежеспособность типичного россиянина и его семьи. Между тем аналитическая работа позволила выявить много интересного и важного для оценки того, посильны ли реформы для населения.

    Стоит, к примеру, задаться вопросами: в том ли дело, что население мало платило за жилье, и действительно ли платило мало?

    Ответить на них помогли, в частности, международные сопоставления размеров и качества жилища и коммунальных услуг с их оплатой. Оказывается, что уже в 1996 году россияне платили не 5% своих затрат, а в конечном потреблении (с учетом льгот, которые, как известно, покрываются из наших прямых и косвенных налогов) - 9%. В 2001 году - 10-12% (на уровне, характерном для Европы 30-40-х годов), что меньше, чем в богатых странах: в Республики Германии - 17-20%, Канаде - 24-25%, США - 19%, Финляндии - 20-25%, Дании - 19-32% совокупных личных доходов. Следует учесть, что эти показатели включают расходы, связанные с отношениями собственности, не окончательно развитыми у нас (ипотека, проценты за кредит, налоги на недвижимость и тому подобное), составляющими, по оценкам, примерно половину общей величины.

    Но за что платят в этих странах? Объекты оплаты количественно никак не совпадают с российскими. Судя по зарубежным источникам, в США граждане оплачивают в среднем площадь 65 м2 на человека, в Федеративной Республики Германии - 40 м2, в Дании - 50 м2, в Российской Федерации же - 18 м2.

    Следовательно, если учесть обеспеченность жилой площадью, россияне явно переплачивали из своих доходов, которые по покупательной способности составляли лишь 1/5 доходов граждан США. Они тем более переплачивали, если учесть качество жилья и коммунальных услуг. Центральным отоплением, горячим водоснабжением, канализацией в Российской Федерации было обеспечено в 1999 году 56-70% помещений; в США, Финляндии и Дании, по данным за 1998 год, соответственно 85-100, 91-95 и 93-98%. Весьма редко информируется об авариях в коммунальных сетях или веерных отключениях электроэнергии за рубежом; во многих же российских регионах они стали поистине постоянной «головной болью».

    Наша страна отстает от развитых стран по размерам наживы, остающегося после оплаты жилья, который идет на другие, в основном потребительские нужды семьи. Сравним по этой позиции Российскую Федерацию и США, с которых наши реформаторы калькируют идеи для выстраивания моделей переустройства социальной сферы. Обратимся к расчетам уровня потребления, проведенным Госкомстатом на базе оценки паритета покупательной способности доллара (ППС). В то время как официальный курс доллара уже не отражает истинного соотношения цен на товары и услуги, сложившихся в Российской Федерации и в Соединенных Штатах, при расчетах ППС сопоставление ведется по ценам фиксированной корзины (набору). Подобные расчеты еще в 1996 году показали, что курс валют завышен почти в два раза по отношению к рублю. Примерные оценки после 1998 года не позволяют говорить о том, что это соотношение улучшилось. Поэтому можно воспользоваться исходными данными, которые опубликованы в сборнике Госкомстата «Социальное положение и уровень жизни населения Российской Федерации, 2000».

    В соответствии с ППС после оплаты населением развитых стран ренты квартиры и содержания собственного жилья (которое, по данным за 1998 год, составляло в США две трети общего количества жилых помещений) у каждого гражданина оставалось денег, по крайней мере, в четыре раза больше, чем в Российской Федерации. Эти средства позволяли людям жить намного лучше, чем населению нашей страны с относительно не высокой, по мнению властей, квартплатой. Так, мяса и мясопродуктов в благополучных странах потребляется 64-114 кг в год на человека (в РФ - 40), молока и молочных продуктов - 305-440 кг (в РФ - примерно 215 кг), фруктов и ягод - 85-136 кг (в РФ - менее 30 кг). По товарам длительного пользования разрыв столь же внушителен: в США на 100 семей приходится более 130 автомобилей (в РФ - 28), 240 телевизоров (в РФ - 124) и так далее. Социальное положение и уровень жизни населения Российской Федерации.

    Тем не менее, потребляя меньше, граждане России уже сейчас тратят на продукты и товары из своего бюджета значительно больше, чем семьи в лучше живущих странах.

    Правомерно задать вопрос: если в Российской Федерации потребление населения находилось на весьма низком уровне, что же ждало рядового россиянина после проведения предлагаемой правительством реформы жилищно-коммунального хозяйства, когда квартплата, расходы на электроэнергию и водоснабжение резко возрастут. При этом все (включая правительство) понимали: в ближайшие годы, несмотря на повышение платы, в жилищно-коммунальном хозяйстве к лучшему ничего не изменится. Произойдет лишь замещение бюджетных затрат на расходы населения. Во всяком случае, в 2001 году на дотацию жилищно-коммунального хозяйства государство потратило бюджетных средств (номинальных рублей) всего в 1,6 раза больше по сравнению с 1997 годом, тогда как их реальное содержание из-за инфляции за это время упало в 3,5 раза.

    Следовательно, никаких серьезных дополнительных денег на реконструкцию и тем более совершенствование жилищно-коммунального хозяйства не появилось. Возможности же потребления семей соответственно сократились: по оценкам, если доля оплаты жилья и коммунальных услуг достигнет даже 20-25% доходов граждан, общий уровень реальных издержек рисковал опуститься ниже черты, характерной для середины 1990-х годов. Рост квартплаты предполагал падение реальных доходов семей до еще более низкого уровня.

    Поскольку жилищную реформу совместили с рядом других социальных реформ, прямо связанных со структурой и уровнем доходов (введение в пенсионную систему накопительных элементов, отвлекающих часть средств из текущих доходов семей, отмена льгот для пенсионеров - людей бедных, но получающих чуть больше прожиточного минимума; увеличение затрат населения на платное образование и здравоохранение), динамика уровня потребления типичного россиянина на фоне всего комплекса инноваций оказалась неблагоприятной.

    При реализации предложенной модели жилищной реформы масштабы отключений, неподачи воды и энергии за неуплату, а также случаи незаконопослушания, сокрытия доходов и теневой деятельности гигантски возросли. Расширились и масштабы бедности. А вот шансы на улучшение обслуживания остались неопределенными.

    Рост цен на жилищно-коммунальные услуги в 2006 году едва ли не в два раза превышает уровень инфляции в Российской Федерации. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в январе-августе 2006 года по сравнению с декабрем 2005 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 16,7%, при этом оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов - на 17,4%, содержание и ремонт жилья для граждан, являющихся собственниками жилья в результате приватизации - на 17,6%, услуги по компании и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК и ТСЖ - на 19%. Это говорит о том, что повышение цены на жилищно-коммунальные услуги происходит и по настоящее время.

    Естественно, что высокие тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства больно ударяют по семейным бюджетам большинства россиян. При этом, как выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), наиболее болезненно рост оплаты жилищно-коммунальных услуг воспринимают жители крупных нестоличных и средних городов. Проведенный недавно специалистами ВЦИОМ социологический опрос 1600 респондентов, проживающих в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России, зафиксировал, что здесь находится самая высокая доля тех наших сограждан, кто отмечает, что им придется сменить свою квартиру на более скромную (14-15%, в то время как в других поселениях таковых оказалось лишь 3-4%). Одновременно в крупных нестоличных и средних городах отмечена самая низкая доля тех, на чьем материальном положении не сказывается переход на полную оплату жилищно-коммунальных услуг населением - всего 11-14%, в то время как в малых городах и селах оптимистов набралось 17-19%, а в Москве и Санкт-Петербурге - 23%.

    При этом 36% респондентов считают, что они оплачивают три четверти стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, еще 17% опрошенных полагают, что им приходится выкладывать из семейного бюджета деньги на оплату от 50% до 75% стоимости этих услуг. И лишь 32% респондентов уверены, что они оплачивают менее 50% стоимости жилищно-коммунальных услуг.

    В подобной ситуации многие россияне стремятся воспользоваться льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг. Как выяснили социологи, сегодня таковых в стране насчитывается 29%. Примечательно, что 73% из них - это люди старшего поколения, относящиеся к группе «60 лет и старше», но есть и молодые льготники в возрасте от 18 до 24 лет (9%), а также люди в возрасте 45-59 лет (26%). И все же большая часть респондентов (70%) не имеет права на такие льготы и вынуждена оплачивать жилищно-коммунальные услуги в полном объеме. Заметим, что среди такой категории граждан 4% опрошенных заявили о том, что не платят или собираются отказаться платить за жилищно-коммунальные услуги. Переход на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг ухудшит жизнь каждой десятой семьи - ВЦИОМ. http/www.regnum.ru/

    Таким образом, реформа жилищно-коммунального хозяйства остается одной из самых острых экономических и социальных проблем современной Российской Федерации, а также постоянным источником социального напряжения в обществе.

    Несомненно, что любая реформа, прежде чем ее провести, должна быть рассмотрена и изучена со всех сторон. Также это касается и жилищно-коммунальной реформы. Но главной целью жилищно-коммунальной реформы остается повышение качества обслуживания «среднего» жителя Российской Федерации, доведение его до качества, соответствующего качеству обслуживания жилья обеспеченного человека, который способен оплатить его полностью. Каждый человек имеет право на качественное обслуживание, но за него он должен платить. Государство же выбрало роль защитника низкодоходного населения при оплате за жилищно-коммунальные услуги. По преодолению уравнительного подхода существует государственная программа жилищных субсидий для низкодоходных семей.

    Во второй главе будет рассмотрено влияние жилищных субсидий на повышение доходов населения.

    Жилищная субсидия и её влияние на повышение доходов семей

    Направление социальной политики государства в области поддержки семей с низким достатком при оплате жилищно-коммунальных услуг

    С 1994 года в Российской Федерации действует система адресной социальной защиты населения в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг, механизм предоставления которой был впервые определен Постановлением Правительства России от 22 сентября 1993 года № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» Постановление Правительства России от 22 сентября 1993 года № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» // Собрание актов президента и Правительства России - 1993. - № 39. - ст. 3620.

    Основными принципами, заложенными в программу, являлись следующие:

    оплата семьей социального стандарта жилья не должна превышать определенной доли совокупного профита семьи. В случае превышения величины оплаты жилищно-коммунальных услуг установленной величины от выгоды семьи (в процентах) граждане попадают под программу жилищных компенсаций (субсидий), которая предполагает снижение величины платежа до установленной доли в совокупном профите семьи;

    размер субсидий обратно пропорционален профиту семьи. Кроме того, органам исполнительной власти субъектов России предоставлено право корректировать эту величину в зависимости от экономического положения регионов.

    Однако меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране, повышение социальной направленности жилищно-коммунальной реформы потребовали соответствующих изменений, в связи с чем Постановлением Правительства России от 18 июня 1996 года № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» было утверждено новое Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услугПостановление Правительства России от 18 июня 1996 года № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг»// Собрание законодательства России. - 1996. - № 26. - ст. 3139..

    В соответствии с вышеназванным документом величина компенсации складывается под влиянием таких показателей, как совокупный семейный профит, социальная норма площади жилья, нормативы потребления коммунальных услуг, прожиточный минимум, а также размер предельно допустимых издержек граждан на оплату жилья и коммунальных услуг и минимальный размер оплаты труда

    Был введен в действие новый механизм предоставления субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, нарушающий принципы социальной справедливости и породивший ряд проблем:

    резко увеличился круг потенциальных участников программы жилищных компенсаций. Право на жилищную компенсацию появляется у граждан при значительно меньших величинах затрат на жилищно-коммунальные услуги в совокупном профите (от 8 % и ниже);

    размер компенсаций при выгодах меньше прожиточного минимума не зависит от доходов и является одинаковым и при профите 100 рублей, и при профите 1000 рублей, тем самым нарушается принцип социальной справедливости и резко удорожается программа жилищных компенсаций.

    Это привело к росту стоимости программы жилищных компенсаций, которая не была обеспечена бюджетным финансированием. Образующееся недофинансирование отрасли привело к снижению уровня жилищно-коммунального обслуживания населения.

    Оказание помощи в виде компенсаций субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг целесообразно было осуществлять исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного наживы семьи.

    Размер субсидий предполагалось рассчитывать как разность между размером платы за жилищно-коммунальные услуги, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и допустимым размером собственных издержек граждан, определяемым на основе предельно допустимой доли от их доходов.

    В связи с этим Постановление Правительства России от 02 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» признает утратившим силу Постановление Правительства России от 18 июня 1996 года № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг». В целях реализации положений Послания президента России Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох» (О положении в стране и основных направлениях политики России), касающихся совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг и реализации мер по социальной защите населения в соответствии со статьей 15 закона России «Об основах федеральной жилищной политики» в условиях проведения жилищно-коммунальной реформы, Правительство России постановляет:

    Продолжить реформирование правоотношений в жилищно-коммунальной сфере и системы управления жилищным фондом, обеспечивая при этом адресную социальную защиту населения. Увязывать изменение платы за жилье и коммунальные услуги с системой мер по социальной защите малоимущих граждан, уровнем доходов населения и реализацией мероприятий по снижению расходов жилищно-коммунальных услуг.

    Предоставление субсидий осуществляется в установленном порядке в соответствии с ежегодно утверждаемыми федеральными стандартами:

    социальной нормы площади жилья;

    предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья;

    максимально допустимой доли собственных затрат граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном профите семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг Постановление Правительства России от 02 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения»// Собрание законодательства России. - 1999. - № 33. - ст. 4116..

    Однако нормативная процедура, утвержденная Постановлением Правительства России от 2 августа 1999 года №887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения», охватывала далеко не все типичные случаи обращения граждан за субсидиями. Во многих случаях решения о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидий гражданам принимались не на основании постановлений Правительства России или нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов России, а на основании нелегитимных актов органов местного самоуправления или коллегиальными комиссиями.

    Поэтому при разработке последующего Постановления Правительства России был учтен десятилетний опыт предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в России и судебная практика. Это дало возможность обеспечить оптимальную дифференциацию правового регулирования таких важных общественных отношений, как социальная защита малоимущих граждан, и позволило уменьшить число необоснованных решений при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

    Принятое Правительством России постановление от 30 августа 2004 года №444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», отменяющее Постановление Правительства России от 2 августа 1999 года №887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения», детализировало особенности предоставления субсидий.

    Данным Постановлением утверждено Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, регулирующее условия и процедуру предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, вопросы расчета размера субсидий, особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан России, порядок использования субсидий гражданами при получении их на банковские персонифицированные социальные счета, основы финансирования издержек на предоставление субсидий, а также меры по обеспечению правомерности предоставления субсидий и порядок учета доходов и исчисления совокупного профита семьи и одиноко проживающих граждан, необходимых для предоставления адресных субсидий гражданам.

    Закон России от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» предоставил возможность органам государственной власти субъектов России устанавливать свои порядки и условия предоставления субсидий на территории регионов закон России от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» //.Ведомости СНД и ВС России. - 1993. - № 3. - ст. 99..

    Принятое Постановление Правительства России обеспечило единообразие в реализации положений закона России от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» о предоставлении гражданам, имеющим низкие доходы, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом данное постановление в соответствии с законом прямо предусматривало применение отдельных его положений в случаях, если органами государственной власти субъектов России не будут приняты положения, по иному регулирующие такие отношения. Это дает возможность, как прямо применять нормы данного документа при отсутствии другого регулирования, так и учесть в субъектах России свои социально-экономические, географические и финансовые возможности.

    В связи с тем, что ни одна из действующих методик учета доходов и определения совокупного выгоды семьи не распространялась на процедуру предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, Положением был предусмотрен порядок учета доходов и исчисления совокупного наживы семьи и одиноко проживающего гражданина, среднедушевого профита семьи для предоставления им субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе на приобретение твердых видов топлива и баллонов сжиженного газа Постановление Правительства России от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» // Собрание законодательства России. - 2004. - №36. - ст. 3671.

    Положение предусматривало перечисление субсидий на персонифицированные социальные счета граждан как основной механизм предоставления субсидий и рекомендовало субъектам России и органам местного самоуправления завершить переход на эту систему до 31 декабря 2005 года.

    В целом вышеназванные законы и конкретизирующее их нормы Положение по-новому разрешило многие, уже ставшие привычными вопросы в сфере предоставления субсидий

    С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс России. Согласно статье 159 Жилищного кодекса России установление порядка определения размера субсидий и порядка их предоставления, перечня прилагаемых к заявлению документов, условий приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядка определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного выгоды такой семьи, а также особенностей предоставления субсидий отдельным категориям граждан является компетенцией Правительства России Жилищный кодекс России: [принят Государственной Думой Федерального Собрания России 22 декабря 2004 г.] / «Собрание законодательства России», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.

    На основании Жилищного кодекса органы государственной власти субъектов России устанавливают региональные стандарты: нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий; стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированных по муниципальным образованиям; максимально допустимой доли затрат граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном профите семьи, которые применяются при определении прав граждан на субсидии и расчете их размеров в соответствии с порядком предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, который устанавливается Правительством России.

    В соответствии с частью 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса России» Российская Федерация. Законы. О введении в действие Жилищного кодекса России: федер. Закон: [принят Гос. Думой 22 декабря 2004 г.: одобр. Советом федерации 24 декабря 2004 г.] / «Российская газета», № 1, 12.01.2005.

    впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории России, субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются на основании Жилищного кодекса и Постановления Правительства России от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», действующего в части, не противоречащей Жилищному кодексу. Это означает, что с 1 марта 2005 года Жилищным кодексом в программу субсидий вводятся следующие значительные изменения:

    Помимо установленных в Постановлении Правительства России от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» оснований пользований гражданами жилых помещений, Жилищный кодекс предоставляет право на субсидии нанимателям по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда.

    С 1 марта 2005 года Жилищным кодексом (ч. 5 ст. 156) однозначно решается вопрос о предоставлении субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Субсидия предоставляется при отсутствии задолженности или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

    Принятие данного положения очень важно, так как оно сводит к минимуму уровень просроченной задолженности субсидиентов и поддерживает необходимую требовательность к качеству их жилищных условий.

    В настоящее время субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании ст. 159 Жилищного кодекса России и Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства России от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Постановление Правительства России от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» «Собрание законодательства России», 19.12.2005, № 51, ст. 5547.

    Основным отличием от прежней системы предоставления субсидий является способ их получения. Особенность состоит в том, что теперь начисленные субсидии перечисляются гражданам на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями банках банковские счета или доставляются через компании почтовой связи.

    Также изменилась методика определения размера субсидии. Он исчисляется исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий; размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг.

    На основании вышеизложенного можно сказать, что на протяжении всей истории возникновения программы жилищных субсидий государством велась социальная политика в этой области. Нормативная правовая база постоянно совершенствовалась, улучшая положение граждан, имеющих низкие доходы, что доказывает неоднократное изменение порядка предоставления гражданам субсидий постановлениями Правительства России.

    В следующем параграфе будет определена роль жилищных субсидий в повышении доходов семей с низким достатком.

    Роль жилищных субсидий в повышении доходов семей с низким достатком

    Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей, выплаты пособий по безработице).

    Соотношение в выгодах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в форми-ровании экономического поведения индивидуума и его тру-довой мотивации.

    При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

    Приоритетным направлением проведения социальных реформ является переход к более эффективной модели - модели адресной социальной политики, реализуемой с учетом реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей и ориентированной на поддержку наиболее социально уязвимых групп населения.

    Такой переход осуществляется с помощью программы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, которая является первой в Российской Федерации адресной программой социальной поддержки населения. Причем это не поддержка только малоимущих семей, а поддержка низкодоходных (в том числе и малоимущих) семей. Вчера семья имела хорошие доходы, купила машину, импортную бытовую технику, а, возможно, и квартиру. Сегодня по каким-то обстоятельствам, например, смерти кормильца, потери работы, болезни ребенка, из-за которой мать вынуждена оставить работу, семья лишилась большей части доходов. Если в ближайшее время семье не удалось исправить свое материальное положение, то она обращается в службу субсидий за поддержкой. Размер субсидии будет зависеть только от существующего на настоящее время наживы семьи, а не от ее бывших доходов или наличия хорошей квартиры, машины и так далее.

    Адресная программа субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг является достаточно гибким механизмом социальной поддержки граждан. По сравнению с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг программа субсидий более социально справедлива, поскольку она распространяется не на избранные категории граждан, а на все население. Любая семья или одиноко проживающий гражданин, оказавшиеся в тяжелом материальном положении, могут рассчитывать на бюджетную поддержку в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных

    Семьи воспринимают жилищную субсидию не широко - как материальную поддержку семьи вообще, а узко, непосредственно - как уменьшение издержек на оплату жилищно-коммунальных услуг. Это и понятно, если учесть, что величина жилищной субсидии не увеличивает заметно уровень доходов семьи.

    У группы семей с самыми низкими выгодами и, соответственно, с наибольшими размерами субсидий, система жилищных субсидий формирует тенденцию к «социальному иждивенчеству», хотя группа таких семей по численности незначительна. Чем выше уровень доходов семьи, тем сильнее проявляется стремление найти работу и субсидии помогают этим семьям преодолеть сложный период жизни.

    Система жилищных субсидий призвана если не полностью устранить, то в значительной степени сгладить отрицательные последствия реформы. В ходе процесса увеличения доли собственных затрат семьи в издержках на жилищно-коммунальные услуги система жилищных субсидий способна выполнять несколько важных функций:

    социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения;

    снижение уровня просроченной задолженности;

    снижение роста социальной напряженности, сохранение доверия к власти.

    Способность к выполнению этих функций определяет уровень социальной эффективности системы жилищных субсидий, которая определяется рядом ее существенных параметров:

    социальная ориентированность, определяемая структурой предоставляемых жилищных субсидий по категориям населения;

    социальная чувствительность, характеризующая взаимосвязь между размером жилищной субсидии и социальными параметрами семьи;

    справедливость или способность системы назначения жилищных субсидий в необходимой мере учесть потребности семьи в ней;

    предотвращение «социального иждивенчества», то есть снижения потенциала трудовой активности семьи;

    организационно-технологическая приемлемость или способность обеспечить информационную, технологическую и организационную доступность системы жилищных субсидий для населения;

    социально-экономическая результативность, выражаемая способностью системы жилищных субсидий сводить к минимуму уровень просроченной задолженности субсидиентов и поддерживать необходимую требовательность к качеству жилищно-коммунальных услуг;

    социально-психологическая эффективность, определяемая способностью системы жилищных субсидий сдерживать рост социальной напряженности и поддерживать доверие к власти.

    Массовое поведение потребителей по обращению за субсидиями определяется большим числом факторов, это процесс вероятностный, поэтому его следует описывать эконометрическими зависимостями, а не проводить простые арифметические расчеты, как это делается практически повсеместно. Эконометрический анализ, проведенный для ряда городов, показал, что главным, существенным и статистически значимым фактором обращаемости за субсидиями является их значимость для семейного бюджета, измеряемая средним уровнем субсидии, а также его отношением к среднему выгоде. Это еще раз показывает высокую чувствительность российских потребителей жилищно-коммунальных услуг к изменению тарифов.

    Многие из граждан, имеющих право на субсидии, не обращаются за ними просто по причине небольшого размера положенной им суммы. При отношении «издержка на жилищно-коммунальные услуги/средний профит» близком 6% и при максимально допустимой доле собственных издержек на жилищно-коммунальные услуги 22% право на субсидии получают примерно 30-35% домохозяйств, но пользуются им не более 13-20%.

    Следует отметить, что существующие методики расчета субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг вовсе не оперируют параметром вероятности обращения за субсидиями в зависимости от размера субсидии по отношению к уровню доходов.

    Согласно вышеизложенному можно заключить, что программа жилищных субсидий, являющаяся адресной программой социальной поддержки, распространяется на любую семью или одиноко проживающего гражданина, оказавшихся в тяжелом материальном положении. Она помогает низкодоходной части населения преодолеть этот сложный период жизни.

    Массовое обращение населения в службы по начислению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые созданы практически в каждом субъекте России для реализации механизма жилищных субсидий, определяется именно большой значимостью программы жилищных субсидий для семейного бюджета, как показал проведенный во многих городах эконометрический анализ.

    В городах и районах Республики Коми также созданы такие службы. В следующем параграфе будет проведен анализ деятельности Отдела по начислению жилищных субсидий в Сосногорском районе Республики Коми.

    Исследовав роль и значение субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в повышении доходов семьи с низким достатком, можно сделать следующие выводы:

    1. Жилищно-коммунальная реформа происходит в Российской Федерации на протяжении более чем 10 лет, начиная с 1992 года. Это актуальное и необходимое мероприятие по созданию цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг.

    Жилищно-коммунальная реформа, точнее её концепция, определила комплекс мер, направленных на переход жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования. В этот комплекс, наряду с другими мерами, входила такая мера как поэтапное повышение доли платежей населения за жилищно-коммунальные услуги.

    Кому же была необходима реформа жилищно-коммунального хозяйства? Больше всего уповали на реформу социально незащищенные или мало защищенные слои населения. Обеспеченные же люди способны и готовы платить за комфортные условия проживания с соответствующим уровнем коммунальных услуг.

    На основании этого можно определить главную цель жилищно-коммунальной реформы - это повышение качества обслуживания «среднего» жителя Российской Федерации при усилении его социальной защищенности.

    Именно социальная защита низкодоходных групп населения является неотъемлемой частью жилищно-коммунальной реформы.

    С середины 1995 года в субъектах России начинают функционировать службы жилищных субсидий, которые являются непосредственными исполнителями данных программ.

    Таким образом, программа жилищных субсидий, представляющая собой уникальную и достаточно эффективную программу адресной помощи семьям с низкими выгодами в оплате жилищно-коммунальных услуг, является одной из важных составляющих жилищно-коммунальной реформы.

    2. Реформа жилищно-коммунального хозяйства остается одной из самых острых экономических и социальных проблем современной Российской Федерации, а также постоянным источником социального напряжения в обществе.

    Прогнозная деятельность правительства при создании модели реформирования жилищно-коммунальной системы не учитывала реальной платежеспособности типичного россиянина и его семьи. Аналитическая работа позволила выявить много интересного и важного для оценки того, посильны ли реформы для населения: Россия отстает от развитых стран по размерам профита, остающегося после оплаты жилья, который идет на другие, в основном потребительские нужды семьи; после оплаты населением развитых стран ренты квартиры и содержания собственного жилья у каждого гражданина оставалось денег, по крайней мере, в четыре раза больше, чем в Российской Федерации, эти средства позволяли людям жить намного лучше, чем российскому населению с относительно не высокой, по мнению властей, квартплатой.

    После проведения предлагаемой правительством реформы жилищно-коммунального хозяйства, когда квартплата, расходы на электроэнергию и водоснабжение резко возросли, уровень потребления типичного россиянина на фоне этого оказался неблагоприятным.

    Высокие тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства больно ударяют по семейным бюджетам большинства россиян.

    Несомненно, что любая реформа, прежде чем ее провести, должна быть рассмотрена и изучена со всех сторон. Также это касается и жилищно-коммунальной реформы. Но главной целью жилищно-коммунальной реформы остается повышение качества обслуживания «среднего» жителя Российской Федерации, доведение его до качества, соответствующего качеству обслуживания жилья обеспеченного человека, который способен оплатить его полностью. Каждый человек имеет право на качественное обслуживание, но за него он должен платить. Государство же выбрало роль защитника низкодоходного населения при оплате за жилищно-коммунальные услуги. По преодолению уравнительного подхода существует государственная программа жилищных субсидий для низкодоходных семей.

    3. Механизм предоставления адресной социальной защиты населения в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг впервые определен Постановлением Правительства России от 22 сентября 1993 года № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг».

    Меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране, повышение социальной направленности жилищно-коммунальной реформы потребовало принятия Постановления Правительства России от 18 июня 1996 года № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», которым был введен в действие новый механизм предоставления субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, нарушающий принципы социальной справедливости и породивший ряд проблем.

    В связи с этим на смену вышеназванного приходит очередное Постановление Правительства России от 02 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения». Однако данным нормативным правовым актом не были охвачены все типичные случаи обращения граждан за субсидиями.

    Поэтому при разработке последующего Постановления Правительства России от 30 августа 2004 г. № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» был учтен десятилетний опыт предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в России и судебная практика. Оно детализировало особенности предоставления субсидий.

    С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс России. Согласно статье 159 Жилищного кодекса России установление порядка предоставления жилищных субсидий является компетенцией Правительства России.

    С этого момента субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставлялись на основании Жилищного кодекса и Постановления Правительства России от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», действующего в части, не противоречащей Жилищному кодексу.

    В настоящее время субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании Постановления Правительства России от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», принятого во исполнение ст. 159 Жилищного кодекса России.

    4. Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают программы адресной государственной помощи. Программа жилищных субсидий является адресной программой социальной поддержки низкодоходной части населения. Она более справедлива, так как она распространяется на любую семью или одиноко проживающего гражданина, оказавшихся в тяжелом материальном положении.

    Хотя программа жилищных субсидий приводит незначительную часть семей с низкими выгодами к «социальному иждивенчеству», субсидии помогают семьям с наиболее высоким наживой преодолеть сложный период жизни.

    Жилищные субсидии выполняют такие важные функции как социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, снижая расхода из их бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг, тем самым сохраняя их доходы на другие жизненно-необходимые цели; снижение просроченной задолженности граждан, сохраняя при этом качественное обслуживание предприятиями жилищно-коммунального хозяйства их жилья и так далее.

    Массовое обращение за субсидиями определяется главным существенным и статистически значимым фактором: значимость для семейного бюджета.

    Субсидия (Grants) - это

    Источники

    wikipedia.org - Википедия — свободная энциклопедия

    glossary.ru - Глоссарий.ru

    cfin.ru - Сайт «Корпоративный менеджмент»

    noviton.ru – Новітіон. ru

    Источник: http://forexaw.com/

    Энциклопедия инвестора. 2013.

    Игры ⚽ Нужна курсовая?
    Синонимы:

    Полезное


    Смотреть что такое "Субсидия" в других словарях:

    • СУБСИДИЯ — (лат., от subsidere). Вспомоществование деньгами (или войсками) на ведение войны одним государством другому, союзному, также денежная помощь государства отдельным лицам или обществам, поддерживающим его принципы; вообще пособие, помощь. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

    • Субсидия — безвозмездная выплата правительством денег или безвозмездная поставка товаров или услуг. По английски: Subsidy Синонимы английские: Entitlement См. также: Правительственные трансфертные платежи Финансовый словарь Финам. Субсидия Субсидия в РФ… …   Финансовый словарь

    • субсидия — См …   Словарь синонимов

    • субсидия — и, ж. СУБСИДЫ мн. subside m., нем. Subsidium <лат. subsidium. Пособие в денежной или натуральной форме, финансовая помощь. БАС 1. В оном повелеваете мне .. стараться мешать, дабы сам Англия не вышла в какое ни есть обязательство помощи или… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

    • Субсидия — (subsidy; grant) сумма денежных средств, выделенных конкретному субъекту хозяйствования для организации или поддержания какой либо деятельности, доходы от которой временно не покрывают нормативную величину расходов. В отличие от дотации субсидия… …   Экономико-математический словарь

    • субсидия — безналичная форма расчета с гражданами по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемая при превышении платежей граждан за жилье и коммунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и по нормативам потребления коммунальных… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • СУБСИДИЯ — (лат. subsidium помощи средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Одно из средств (методов) бюджетного регулирования …   Юридический словарь

    • Субсидия — от лат. subsidium помощь, поддержка пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам. Словарь бизнес терминов. Академик.ру.… …   Словарь бизнес-терминов

    • СУБСИДИЯ — (от лат. subsidium помощь, поддержка) пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам, местным органам, другим Государствам.… …   Экономический словарь

    • СУБСИДИЯ — (лат. subsidium помощь. поддержка) один из методов бюджетного регулирования: сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие в этом нижестоящих бюджетов. Первоначально С. возникли как форма помощи… …   Энциклопедия юриста

    • СУБСИДИЯ — СУБСИДИЯ, субсидии, жен. (от лат. subsidium помощь). Денежная, финансовая помощь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова


    Поделиться ссылкой на выделенное

    Прямая ссылка:
    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»