Аудит

Аудит

(Audit)


Независимая проверка с целью выражения мнения о достоверности


Проверка какого-либо явления или деятельности выполняемая независимым экспертом


Содержание

    Содержание

    Оприделение

    История аудита

    - Аудит в Древнем Мире

    - Развитие аудита в Британии

    - Развитие аудита в США

    Виды аудита

    - Финансовый и инвестиционный аудит

    - Внутренний аудит

    - Внутренний аудит в Российской Федерации

    - Промышленный аудит

    - Экологический аудит

    Финансовый аудит в Российской Федерации

    - История

    - Количественные характеристики рынка аудита

    - Обязательный аудит

    - Аудит "по-русски"

    Стандарты финансового аудита

    Международные стандарты аудита

    - Список стандартов

    Аудит (аудиторская проверка) — это независимая проверка с целью выражения мнения о достоверности. Слово «аудит» в переводе с латинского означает «слушание» и применяется в мировой практике для обозначения проверки.

    Под аудитом понимают всякую выполняемую независимым экспертом проверку какого-либо явления или деятельности — здесь различают операционный, технический, экологический и прочие разновидности аудита. Отдельные виды аудита близки по значению к сертификации.

    История аудита

    аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай около 700 г. до н.э.

    Аудит в Древнем Мире

    Профессия аудитора известна с глубокой древности.

    Так, Аристотель в своей «политике» четко разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием того, что проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля». При этом проверяющий должен быть равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а кроме того, что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых».

    В древнем мире, как только функции владения и управления собственностью были разделены между такими основными субъектами хозяйствования того периода, как государство и рабовладельческое имение, была впервые воплощена в жизнь осознанная необходимость в аудите. В частности, древнеримские источники, которые сохранились к нашему времени, свидетельствуют, что учет, как правило, вели одновременно и независимо друг от друга двое специально предназначенных лиц. Такая компания учетного процесса, прежде всего, была обусловлена желанием предотвратить разворовывание государственной казны или имущества отдельного рабовладельца. Вместе с тем она служила для подтверждения точности отчетности. Кроме того, для проверки правильности учетных записей, использовали инвентаризацию. Но и на эти приемы контроля целиком не полагались.

    Традиционной для тех времен была так называемая практика "прослушивания" бухгалтеров. Стремясь получать по возможности большую прибыль, собственники, которые нанимали управленцев, назначали контролеров, к обязанностям которых входило выслушивать подотчетных лиц. Так осуществлялся контроль на частном уровне. На государственном же создавались специальные органы (учетные управления), которые контролировали сбор налогов и государственные затраты.

    В древнем мире имела место публично-правовая отчетность. Так, если верить Геродоту, на пирамиде Хеопса было вырезано, сколько чеснока, редиски, лука и других продуктов было выдано людям, занятым на строительстве пирамиды, общая стоимость которой составила 1500 талантов. На стене Парфенона вырезан отчет, согласно которому стоимость строительства составила 469 талантов.

    2.1. Геродот

    2.2. Пирамида Хеопса

    2.3. Вид на фундаменты Парфенона во время раскопок

    В Афинах в V веке до н.э. существовала система контроля доходов и затрат со стороны Народного Собрания, а финансовая система «включала правительственных аудиторов, которые проверяли документы всех должностных лиц по истечении их полномочий»

    В Римской империи (с VII века до н.э.) контрольные функции осуществлялись кураторами, прокураторами, квесторами. Городские квесторы заведовали казной, провинциальные — финансовым управлением провинции. Квесторы осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. Такая практика и дала термин «аудитор» («слушатель»). Кроме того, в Римской империи была создана специальная налоговая полиция, сотрудники которой прибегали к пыткам женщин и детей для получения сведений об укрываемых от обложения выгодах и имуществе.

    После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов. В это время пра-аудит имел строго целевое направление: предотвращение ошибок.

    Понятие «аудит» происходит от латинского слова audio — слушаю. Аудитор — выслушивающий, слушающий. В настоящее время это понятие стало названием профессии, связанной с контролем, проверкой какой-либо деятельности.

    Развитие аудита в Великобритании

    В средневековой Европе, когда грамотных и письменных людей было мало, аудитором называли служащего, который должен был выслушивать отчеты должностных лиц. На начальном этапе развития аудита на аудитора возлагались функции контроля за деятельностью должностных лиц с целью изобличения фактов обмана и мошенничества.

    Родиной современного аудита принято считать Англию, т.к. развитие аудита, в традиционном его понимании, началось именно на туманном Альбионе. Еще в IX веке бухгалтерские приемы римлян использовались для учета экономических явлений в британской хозяйственной жизни.

    Уже в те времена из общего понятия «бухгалтер» выделяется смежное понятие «аудитор». Первый организует и ведет счета, а второй выполняет независимые функции контролера, проверяющего счета.

    Одними из древнейших англоязычных учетных документов, которые дошли к нашим временам, являются упоминания об аудите в архиве казначейства Британии и Шотландии 1130 г., Лондонское Сити подвергалось аудиту по крайней мере уже в 1200-е годы, а в начале XIV столетия в числе выборных должностных лиц значились и аудиторы. Начиная с тех пор в архивах есть множество документов, свидетельствующих о широком признании значения аудита и о регулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий.

    Первый в мире законодательный акт, который регулировал деятельность аудиторов, был выдан в 1285 году королем Великобритании Едвардом I. Согласно этому закону от лица государства аудиторам предоставлялись определенные привилегии, и аудиторами были не только лица из числа доверенных слуг сеньоров, но и некоторые категории гражданских служащих.

    2.4. Король Англии Эдвард I

    В соответствии с законом, целью первых обязательных проверок было независимое рассмотрение бухгалтерских записей и отчетов.

    24 марта 1324 г. король Эдуард II подписал указ о назначении трех государственных аудиторов, которые должны испрашивать, проверять и «брать все счета, которые были введены и которые будут введены в провинциях: Оксфорде, Беркенхенде, Саутхемптоне, Уэльсе, Соммерсетшире и Дорсете, делать и обозначать все, что аудиторы со счетами делать должны»

    2.5. Король Эдвард II

    В XVI ст. правовой контроль учетных книг был официально введен в многих странах мира. Для обозначения лица, которое осуществляло проверку учетных записей, в Британии уже использовался термин "аудитор".

    В то время аудит предусматривал лишь тщательную сверку фактов с документами и другими данными. Поэтому работа аудиторов этого периода состояла в детальной проверке каждой хозяйственной операции. Концепция выборочной проверки как аудиторской процедуры еще была неизвестной. Как правило, аудит проводился для заказчика (дворянина, короля) отдельным лицом, а в случае общественного объявления его результатов - комиссией. Аудиторы того времени еще не имели профессионального статуса, хотя уже и были обязаны проводить проверку честно, со знанием дела, с надлежащим вниманием и уважением к интересам лица, которое их пригласило. Независимость аудитора достигалась с помощью его назначения "заказчиком" и запретом любых частных контактов между аудитором и лицом, которое проверялось.

    Известный политик и экономист XVIII века Джордж Уотсон как-то порекомендовал шотландским коммерсантам провести проверку их бухгалтерской отчетности. Результаты оказались столь значительны, что «черствые, скупые и педантичные» (как их определяли прочие британцы) шотландцы признали пользу таких проверок и стали их практиковать.

    В 1631 г. из Голландии в Плимут, штат Массачусетс, был послан бухгалтер для выяснения причин возрастающей задолженности колонии, то есть была проведена первая аудиторская проверка в Америке в интересах Англии.

    В XVII-XIX ст., когда финансовые кризы превратились в очень актуальную проблему, аудит получил значительный толчок к развитию. Как следствие кризисов увеличивалось количество обанкротившихся предприятий, что повышало спрос на бухгалтеров-экспертов, которые бы защищали интересы владельцев паев. Фактическая работа аудитора состояла в контроле за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности. После окончания кризиса началось стремительное развитие акционерных обществ. Заинтересованные лица стали требовать достаточного для принятия решений объема информации, которая содержалась в аудиторских отчетах, и обязательного оглашения этих отчетов и выводов аудиторов.

    Первым документально зафиксированным случаем проведения независимого аудита спекулятивной деятельности акционерных обществ считается крах "Южноморской организации" в Англии в 1720 году. Это событие назвали "Южноморской пузырь". Когда выяснилось, что директорат фирмы несостоятелен ни выполнить взятые на себя обязательства по уплате дивидендов, ни выкупить выпущенные в биржевое обращение акции, в дело вмешались государственные органы. Ими был предназначен бухгалтер Чарльз Снел для независимой дополнительной проверки вспомогательных учетных записей этой организации.

    В этот же период с целью предотвращения недобросовестных соглашений, была начата практика государственного регулирования профессиональной деятельности учетных работников. Важным достижением стало признание на государственном уровне необходимости проведения независимого анализа счетов больших и малых предприятий. В 1720 г. парламент принял "Акт о Мыльном пузыре", который запрещал корпоративную форму предпринимательской деятельности и единой возможной признавал партнерство. Лишь в 1825 г. эта норма была упразднена под давлением общественности.

    В 1805 году в Эдинбурге был издан справочник, где были приведены имена 17 аудиторов, которые вскоре создали свою профессиональную организацию.

    И тем не менее до 40-х гг. XIX в. говорить об аудите как об отдельной науке не совсем корректно. До этих пор аудит являлся вспомогательным инструментом бухгалтерского учета, подтверждая одну из основных его функций — контрольную.

    С 1844 г. в Британии выходит серия законов о компаниях (в том числе закон «Об акционерных компаниях»), согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и обязательного отчета перед акционерами, т.е. был введен обязательный аудит.

    В 1854 г. в Эдинбурге было образовано «Общество бухгалтеров», которое объединило бухгалтеров-аудиторов.

    До 1862 г. цели и приемы аудита состояли в обнаружении ошибок и проверке честности лиц, ответственных за налоговые платежи. Когда произошло разделение между собственниками предприятия на управляющих и инвесторов, акционерам не только требовалась гарантия сохранности капитала, но и получение дивидендов. Это послужило причиной необходимости выделения аудита из бухгалтерского учета в самостоятельную науку для удовлетворения потребностей внешних пользователей.Только независимый аудитор мог дать заключение о верности и объективности подготовленной финансовой отчетности и о вероятности продолжения деятельности предприятия в ближайшее время.

    В 1862 г. в Англии был принят закон «Об обязательном аудите» и этот момент можно считать признанием аудита как отдельной отрасли экономической науки.

    В 1880 г. был основан Институт присяжных бухгалтеров в Британии и Уэльсе.

    Период 60-х годов XX ст. сопровождался лишь несущественными изменениями в целях и методах аудита.

    Начало 70-х годов XX ст., в сущности, оказалось отправной точкой нового этапа в истории аудита - его гармонизации на региональном и интернационализации на международном уровнях.

    Развитие аудита было тесно связано с особенностями финансово-промышленной истории отдельных стран и определялось прежде всего характером развития рынка капитала.

    Аудит был известен в Европе уже в Средневековье, однако как наука и вид экономической деятельности активно развивается с XIX века. В Средние века по просьбе контрагентов купцов (как правило, других купцов или банковских институтов) аудиторы проверяли бухгалтерские книги купцов и свидетельствовали их достоверность. В XIX веке основными заказчиками аудита стали, помимо заемщиков, собственники фирмы — что связано с активным развитием акционерных и ограниченных компаний, в которых собственники не занимались текущим управлением и, соответственно, нуждались в периодической проверке нанятых управляющих.

    Глобализация экономики, создание транснациональных корпораций с множеством подразделений, разбросанных зачастую по всей стране, а то и по всему миру, значительно усилили потребности бизнеса в независимых ревизорах. Кроме того, по мере роста государственного вмешательства в экономику и усложнения системы налогообложения, организации стали испытывать необходимость в независимых специалистах, которые могли проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность компании с целью выявления ошибок и искажений отчётности и предотвращения санкций со стороны государственных органов.

    В XX веке в связи с активным развитием рынка акций появилась новая категория лиц, заинтересованных в аудите — инвесторы. Как правило, каждая новая волна скандалов, связанных с банкротством компаний, чьи акции или долговые бумаги имеют биржевой листинг и активно обращаются, оборачивалась судебным преследованием аудиторов и ужесточением требований к аудиторам и выполнению ими проверок. В силу многочисленности инвесторы стали наиболее активным и требовательным приобретателем аудиторских услуг.

    С середины XX века аудиторы стали расширять сферу своих интересов и начали осуществлять деятельность не только по подтверждению бухгалтерской отчётности, но и стали сами вести бухгалтерский учёт для сторонних организаций, выступая в роли коллегиального корпоративного бухгалтера и юриста, а также инвестиционного консультанта и доверительного управляющего для своих клиентов. Кроме того, научно-техническая революция вынудила аудиторские фирмы освоить функции по внедрению современных технологий по управлению предприятием, автоматизации учёта, внедрению систем контроля качества и других смежных работ.

    Развитие аудита в США

    В США аудиторское дело возникло под влиянием английской практики аудита. Своременники писали, что «функция аудита была перенесена в Соединенные Штаты британскими бухгалтерами в конце XIX столетия, когда английские железнодорожники, страховые организации и другие инвесторы направились в Северную Америку, вместе с ними поехали и независимые аудиторы для защиты интересов крупных английских заемщиков». До начала XX века в США аудит основывался на английской модели, предусматривающей детальные исследования данных, относящихся к балансу.

    В 1886 г. в США был принят первый закон о присяжных бухгалтерах, который дал начало процессу образования аудиторских фирм. В 1887 г. была образована ассоциация аудиторов Америки, а в 1896 в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность - в частности, должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности в Нью-Йоркском университете и получивший специальную лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

    Темпы развития бизнеса в США резко отличались от британских, для Америки английские методы стали неприемлемыми вследствие того, что британский стиль проверки требует чересчур много времени и средств. Американский аудит вследствие специфики сверхбыстрых темпов роста американского бизнеса конца XIX века - начала XX века нуждался в быстрых темпах проведения проверок, а следовательно - в прогрессивных технологиях аудита. Американские аудиторы стали практиковать применение «тестового аудита», сбора свидетельств о деятельности компании у партнеров по бизнесу с целью проверки операций. Они начали учитывать интересы инвесторов, уделять все больше внимания оценке актива и пассива и отошли от достаточно преобладающей в английской школе детальной проверки, которую охарактеризовали как «проверка канцелярской точности». Спрос заемщиков, в основном банков, привел к расширению задач аудита и к разработке новых методов аудита и подхода к стандартизации.

    Американский аудит раннего этапа называли «счетоводческим аудитом», подчеркивая, что три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг.

    В США аудит был обязателен для компаний, зарегистрированных Комиссией по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commision), созданной в 1934 г. после биржевого краха на Вал Стрит в 1929 г.

    В США имеются два типа профессиональных и негосударственных аудиторских организаций:

    - На общенациональном, федеральном уровне Американский Институт дипломированных присяжных бухгалтеров (AICPA) (создан в 1887 г. и с тех пор играет ведущую роль в формировании аудиторских кадров)

    - Профессиональные аудиторские фирмы на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров. Члены этих обществ имеют право на проведение аудиторских проверок и оказание консультационной помощи на территории своих штатов.

    В США в 1917 г. с целью стандартизации процедур аудита разрабатываются «Утвержденные методы по подготовке данных балансового отчета», пересмотренное издание вышло в 1929 г. под названием «Проверка финансовых отчетов». В этом издании подчеркивалась важность внутреннего контроля, а также говорилось о практике составления заключений. В 1934 г. опубликован документ «Проверка финансовых отчетов независимыми аудиторами», в котором были рекомендованы следующие позднее повсеместно принятые процедуры аудита: изучение инвентарной ведомости и подтверждение дебиторов по расчетам.

    Активный процесс стандартизации начался с 1939 года, когда AICPA учредила Комитет по аудиторским процедурам и он издал первое Положение об аудиторской процедуре. С 1939 г. AICPA начал публиковать бюллетени исследований и отчеты по процедурам аудита - первые оригинальные документы института, касающиеся стандартизации аудита.

    Виды аудита

    В XX веке аудит разделился на 2 большие группы:

    финансовый/инвестиционный аудит;

    промышленный аудит.

    Финансовый и инвестиционный аудит

    Финансовый — это и есть аудит в классическом понимании, то есть проверка финансовой отчётности и выражение мнения о её достоверности. Близко примыкает к нему и инвестиционный аудит — заключение о целевом и эффективном использовании инвестиционных ресурсов и аудит профессиональных участников инвестиционной деятельности (бирж, инвестиционных и строительных компаний). Также вплотную к финансовому аудиту примыкает ревизионная деятельность и деятельность по проведению инвентаризации. В зависимости от того, проводится ли аудит отчетности организации независимым аудитором или собственными сотрудниками, принято различать независимый (аудит в классическом понимании) и внутренний аудит.

    Внутренний аудит

    Вну́тренний ауди́т — управленчески-ориентированная корпоративная дисциплина, быстро развивающаяся после окончания Второй мировой войны. Первоначально фокусируясь на анализе рисков, связанных с бухгалтерской отчетностью и налогообложением, сейчас внутренний аудит затрагивает широкий спектр различных аспектов деятельности фирмы, помогая выявлять риски на различных этапах экономической активности.

    Основные сведения

    The Institute of Internal Auditors, являющийся крупнейшей ассоциацией, объединяющей внутренних аудиторов, даёт следующее определение внутреннего аудита:

    Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности компании. Внутренний аудит помогает компании достичь поставленные цели, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

    В российском законодательстве присутствует следующее определение внутреннего аудита (для банков):

    «Внутренний аудит является независимой службой, занимающейся объективной оценкой и консультационной деятельностью, предназначенной для создания добавленной стоимости и улучшения операций фирмы. Он помогает компании достичь своих целей путем привнесения системного, дисциплинирующего подхода к оценке и улучшению эффективности процессов управления рисками, контроля и управления».

    Как правило, проведение внутреннего аудита входит в функции подразделения, формируемого в фирмы и находящегося в прямом подчинении совету директоров или собственнику организации.

    Внутренний аудит в Российской Федерации

    Российский Институт внутренних аудиторов (Некоммерческое партнерство — НП «ИВА»), созданный в 2000 году, является профессиональной ассоциацией, объединяющей внутренних аудиторов и специалистов в области внутреннего контроля и управления рисками в Российской Федерации. Членами Института являются представители крупных и средних российских и иностранных компаний, включая промышленные и торговые предприятия, предприятия транспорта, связи, сферы услуг, финансовые компании, аудиторские и консалтинговые организации и др.

    Промышленный аудит

    Промышленный аудит более сложное явление, так как включает в себя элементы финансового (в части формирования исходной стоимости предметов торговли, подтверждения обоснованности тарифов на услуги — например, услуги ЖКХ) и чисто технического аудита.

    Под техническим аудитом понимают проверку независимыми специалистами системы фирмы производства, системы контроля и управления качеством, применяемых технических и технологических решений, а также проверку технического состояния машин оборудования, механизмов, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, систем и сетей, также проверку технической и проектной документации с выражением мнения относительно обоснованности применяемых технических/технологических решений, способов управления производством и соответствия технического состояния инженерно сложных систем и оборудования требованиям нормативных актов.

    Вплотную к промышленному аудиту примыкает инспекционная деятельность — то есть деятельность по техническому надзору (за изготовлением, строительством, сборкой, пуском-наладкой) технически сложных предметов торговли, имеющих так называемые скрытые работы (работы, которые невозможно увидеть и принять по качеству в будущем — например, фундаментные работы) и деятельность по независимой приёмке технически сложных предметов торговли (кораблей, турбин, технологических комплексов) и подтверждению достижения проектных параметров, а также приёмке политических партий товаров с подтверждением их свойств, количества и качества.

    Разновидностями промышленного аудита являются экологический аудит (подтверждение нагрузок на природную среду), энергетический аудит, аудит издержек на эксплуатацию и подтверждение тарифов (применяется в основном для обоснования цен на продукцию естественных и иных монополий) и иные виды специальных аудитов (например — ESD-аудит).

    Наибольшее развитие финансовый аудит получил в США, Англии, Австралии — то есть в тех странах, где активно развит рынок акций и особенно сегмент акций.

    Экологический аудит

    Экологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.

    Экологический аудит в мире зародился на рубеже 1970-80-х годов. В частности в ЕЭС директива об экологическом аудировании была принята в 1982 году, в 1984 году национальное агентство по охране окружающей среды США разработало концепцию экологического аудирования федеральных агентств. В Российской Федерации экологический аудит применяется с 1993 года. В 1998 году был принят ряд правовых актов Госкомэкологии в области экологического аудита, в том числе установившие правила их аттестации. С 2004 года функцию аттестации экоаудиторов на себя взяло некоммерческое партнерство «Национальная Экологическая Аудиторская палата».

    Цели и задачи экологического аудита

    Обоснование политики и стратегии в области охраны окружающей среды,

    Анализ и оценка экологических аспектов хозяйственных и иных проектов,

    Анализ и оценка нормативных актов в области охраны окружающей среды,

    Обоснование и инициация экологической деятельности,

    Идентификация экологических проблем производств и территорий.

    Виды экологического аудита

    Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды:

    Определение соответcтвия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям,

    Оценка эффективности системы экологического менеджмента,

    Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий,

    Оценка экономического ущерба от загрязнения,

    Оценка опасности отходов,

    Определение рациональности природопользования на конкретной территории,

    Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению,

    Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению,

    Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов,

    Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению,

    Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов (НПА) на предмет экологической безопасности.

    Финансовый аудит в Российской Федерации

    История

    В Российской Федерации (в бытность СССР) аудит бухгалтерской отчётности появился с конца 1980-х гг. (не считая дореволюционной эпохи) и был тесно связан с деятельностью вновь возникших совместных предприятий. До середины 90-х гг. XX в. Рынок складывался стихийно, хотя определённый порядок внесло принятие президентом Временных правил аудиторской деятельности в 1993 году. Характерная черта этого времени — профессия формировалась из бывших советских ревизоров и бухгалтеров. С конца 1994 была введена обязательная аттестация аудиторов, а начиная с 1995 - лицензирование аудиторских организаций и частных аудиторов.

    В 2001 был принят и с 2002 года вступил в силу Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности», который оказал определённое воздействие на рынок финансового аудита и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности, закон установил специальную правоспособность для аудиторских организаций (аудиторские компании имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами). Была введена минимальная численность штата аудиторских фирм. Был закрыт доступ индивидуальных аудиторов на рынок обязательного аудита. В законе были допущены и "ляпы" - как технического характера (в первоначальной редакции содержались ссылки на отсутствующие части статей), так и по существу (предусматривалась обязательное страхование ответственности аудитора по договору с аудируемым клиентом, что довольно абсурдно; в мировой практике принято страховать ответственность аудитора за причинение вреда).

    Начиная с 2003 по инициативе Минфина, представителей аудиторской профессии, иных заинтересованных лиц велась подготовка новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», которая изрядно затянулась из-за столкновения противоположных мнений относительно ряда моментов (главным образом, из-за отмены лицензирования и требований к СРО).

    Наконец, в декабре 2008 был принят и с 1 января 2009 (отдельные статьи - с 1 января 2010) вступил в силу новый федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, в соответствии с которым лицензирование аудиторов заменено обязательным членством в аудиторских СРО. Членами СРО должны быть также физические лица-аудиторы. Минимальное число членов - 700 аудиторов или 500 аудиторских организаций. Законом восстановлено забытое было требование о наличии в капитале аудиторских организаций большинства у квалифицированных аудиторов или аудиторских организаций. Индивидуальным аудиторам частично возвращен доступ к проведению обязательного аудита. Страхование ответственности заменено механизмом компенсационных фондов СРО.

    Количественные характеристики рынка аудита

    В настоящее время Минфином РФ зарегистрированы в реестре 6 аудиторских СРО (данные на конец 2009).

    Число аттестованных аудиторов составляет 38.8 тыс чел. Из них только 0.7 тыс чел оказывают аудиторские услуги непосредственно, остальные являются сотрудниками аудиторских фирм, количество которых в свою очередь составляет 6.2 тыс. шт. (все данные на начало 2009).

    По состоянию на 25.02.2010 количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, внесенных в контрольный экземпляр реестра Минфина, составило соответственно 4.2 тыс фирм и 21.1 тыс чел. (данные официального сайта Минфина).

    Обязательный аудит

    Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ, банков, бирж, фондов, организаций с долей уставного капитала, принадлежащей иностранному инвестору, крупных предприятий и других организаций, перечень которых установлен нормативными активами.

    Законом «Об аудиторской деятельности» и рядом других федеральных законов установлены случаи, в которых организации обязаны провести независимый аудит своей бухгалтерской или иной отчетности. Это относится к компаниям определенных секторов: кредитные фирмы, инвестиционные организации и USD - CAD и т.д.; к количественным характеристикам компаний: выручка свыше 50 млн руб, активы свыше 20 млн руб; к статусу компаний - ОАО; к предприятиям-банкротам. В остальных случаях проводимый аудит, согласно сложившейся практике, именуется «инициативным».

    Аудит "по-русски"

    Так называемый «русский» аудит (то есть аудит в российском понимании) отличался и до настоящего времени продолжает отличаться от аудита в классическом смысле. Главные отличия — налоговый уклон (проверяющие большую часть проверки ищут допущенные бухгалтерией ошибки при расчёте налогов) и «карательный характер» аудита, то есть целенаправленный поиск нарушений. Аудиторы не столько подтверждают отчетность, сколько следят за верностью корреспонденции бухгалтерских счетов, оформлением первичных документов и расчетом налогов. Справедливости ради, бухгалтерская профессия в Российской Федерации также носит ярко выраженные национальные особенности.

    Стандарты финансового аудита

    Международные стандарты финансового аудита (МСА) разрабатываются и регулярно обновляются Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (International Auditing and Assurance Standarts Board) при Международной федерации Бухгалтеров (IFAC). Эти стандарты доступны без ограничений на сайте МФБ.

    В нашей стране применяются федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждаемые Правительством РФ. Эти Правила практически полностью основаны на МСА. По состоянию на 2009 год в РФ действовали следующие Правила (Стандарты) Аудиторской деятельности:

    1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

    2. Документирование аудита

    3. Планирование аудита

    4. Существенность в аудите

    5. Аудиторские доказательства

    6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

    7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту

    8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

    9. Связанные стороны

    10. События после отчетной даты

    11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

    12. Согласование условий проведения аудита

    13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита

    14. Учет требований нормативных правовых актов России в ходе аудита

    15. (Утратило силу)

    16. Аудиторская выборка

    17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

    18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

    19. Особенности первой проверки аудируемого лица

    20. Аналитические процедуры

    21. Особенности аудита оценочных значений

    22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника

    23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

    24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами

    25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная фирма

    26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности

    27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

    28. Использование результатов работы другого аудитора

    29. Рассмотрение работы внутреннего аудита

    30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации

    31. Компиляция финансовой информации

    32. Использование аудитором результатов работы эксперта

    33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

    34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях

    Международные стандарты аудита

    Международные стандарты аудита (МСА) (англ. International Standards on Auditing (ISA)) — международные профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности. Они издаются Международной федерацией бухгалтеров через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации. На основе международных стандартов в России разработаны Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, регламентирующие аудиторскую деятельность на её территории.

    Список стандартов

    Вводные аспекты

    МСА 110 «Глоссарий»

    МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита»

    Обязанности

    МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности»

    МСА 210 «Условия договоренностей об аудите»

    МСА 220 «контроль качества аудиторской работы»

    МСА 230 «Документация»

    МСА 240 «Мошенничество и ошибки»

    МСА 250 «Учёт законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности»

    МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделённым руководящими полномочиями»

    МСА 265 «Сообщения о недостатках в системе внутреннего контроля»

    Планирование

    МСА 300 «Планирование»

    МСА 310 «Знание бизнеса»

    МСА 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации»

    МСА 320 «Существенность в аудите»

    МСА 330 «Аудиторские процедуры по оценённым рискам»

    Внутренний контроль

    МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля»

    МСА 401 «аудит в условиях компьютерных информационных систем»

    МСА 402 «аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»

    Аудиторские доказательства

    МСА 500 «Аудиторские доказательства»

    МСА 501 «Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей»

    МСА 505 «Внешние подтверждения»

    МСА 510 «Первая аудиторская проверка — начальные сальдо»

    МСА 520 «Аналитические процедуры»

    МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного контроля»

    МСА 540 «аудит оценочных значений»

    МСА 545 «аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости»

    МСА 550 «Связанные стороны»

    МСА 560 «Последующие события»

    МСА 570 «Непрерывность деятельности»

    МСА 580 «Заявления руководства»

    Использование работы третьих лиц

    МСА 600 «Использование работы другого аудитора»

    МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»

    МСА 620 «Использование работы эксперта»

    Аудиторские выводы и заключения

    МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности»

    МСА 710 «Сопоставления»

    МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность»

    Специализированные области аудита

    МСА 800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому задани»

    МСА 810 «Проверка прогнозной финансовой информации»

    Сопутствующие услуги

    МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности»

    МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур»

    МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации»

    Аудит (Audit) - это

    Источники

    wikipedia.org - Википедия — свободная энциклопедия

    economaudit.com - ЭкономАудит

    Источник: http://forexaw.com/

    Энциклопедия инвестора. 2013.

    Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
    Синонимы:

    Полезное


    Смотреть что такое "Аудит" в других словарях:

    • АУДИТ — (audit) Проверка годовой отчетности (annual accounts) организации. Внешний аудит (external audit) проводится квалифицированным бухгалтером ревизором (accountant) с целью получить представление о достоверности отчетов. Законы о компаниях требуют,… …   Финансовый словарь

    • аудит — Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной оценки с целью установления степени соответствия критериям аудита. Внутренние аудиты, иногда называемые «аудитами первой стороны» …   Справочник технического переводчика

    • Аудит — (от англ. audit проверка бухгалтерских книг < лат. audīre слушать; расследовать) независимая проверка (экспертиза) финансовой отчетности и финансового положения организации, проводимая аудиторами. Зародившись как финансовый аудит (далее А.), в …   Российская энциклопедия по охране труда

    • Аудит — (audit) Проверка годовой отчетности (annual accounts) организации. Внешний аудит (external audit) проводится квалифицированным бухгалтером ревизором (accountant) с целью получить представление о достоверности отчетов. Законы о компаниях требуют,… …   Словарь бизнес-терминов

    • АУДИТ — финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ревизия финансово хозяйственной деятельности предприятий, организаций, фирм, акционерных обществ, проводимые квалифицированными специалистами, как правило, независимых служб (аудиторскими службами,… …   Экономический словарь

    • аудит — экспертиза, аудирование Словарь русских синонимов. аудит сущ., кол во синонимов: 5 • аудирование (4) • …   Словарь синонимов

    • Аудит — см. Аудиторская деятельность (аудит) …   Энциклопедия права

    • АУДИТ — (аудиторская проверка) (англ. audit) форма финансового контроля за деятельностью организаций в виде ревизии бухгалтерской отчетности, проводимой по желанию клиента …   Юридический словарь

    • АУДИТ — [англ. audit < лат. auditus слушающий] экон. проверка (ревизия) бухгалтерской отчетности компании квалифицированными специалистами с целью ее соответствия учетным правилам и стандартам (напр., обязательный а., инициативный а.). Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

    • Аудит — [audit] проверка финансовой деятельности фирмы  ( компании, предприятия) независимым ревизором аудитором.  Независимая экспертиза и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее соответствия действующему… …   Экономико-математический словарь

    • АУДиТ — автоматическое управление движением и торможением транспорт Источник: http://www.popmech.ru/article/8190 kak upravlyat poezdom sapsan/ …   Словарь сокращений и аббревиатур


    Поделиться ссылкой на выделенное

    Прямая ссылка:
    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»