- Европейский стабилизационный механизм
(European Stability Mechanism)
Основные понятия европейского стабилизационного механизма, Договор о создании Европейского механизма стабильности
Европейский фонд финансовой стабильности, европейский механизм финансовой стабилизации
Содержание
Европейский стабилизационный механизм (ESM) — это планируемый постоянно действующий фонд финансовой стабилизации стран Еврозоны, заменяющий существующие два фонда: Европейский фонд финансовой стабильности, располагающий гарантированными странами Еврозоны 440 миллиардами евро, и Европейский механизм финансовой стабилизации, располагающий представленными Европейской комиссией 60 миллиардами евро.
Предполагалось, что постоянный фонд должен был начать работу 1 июля 2012 года — на год раньше предварительно намеченного срока, однако крайний срок был перенесен на 12 сентября из-за задержек с ратификационными процедурами в ряде стран Еврозоны, включая Германию, где законность фонда должен сначала подтвердить конституционный суд. При этом срок существования временного Европейского фонда финансовой стабильности продлен по крайней мере до середины 2013 года.
На встрече министров финансов стран Еврозоны 23 января 2012 года, был согласован окончательный текст договоренности о постоянно действующим фонде. В него вошли положения, требующие от страны, запрашивающей помощь, участия в налогово-бюджетном соглашении, а также устанавливающие процедуру голосования по решениям фонда большинством, что исключает возможность блокирования работы фонда малыми странами.
Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС) является финансируемой членами Еврозоны организацией специального назначения по борьбе с европейским долговым кризисом. Решение о его создании было одобрено 27 странами — членами Евро союза 9 мая 2010 года. Работа фонда направлена на сохранение финансовой стабильности в Европе путем предоставления финансовой помощи государствам Еврозоны при экономических трудностях. Штаб-квартира фонда расположена в Люксембурге. Европейский инвестиционный банк предоставляет фонду услуги управления денежными средствами и административную поддержку через соглашение об уровне услуг.
Приведенная ниже таблица показывает текущий максимальный уровень солидарной и индивидуальной ответственности, данный странами Еврозоны. Суммы основываются на данных Центрального банка Европпы по долям участия стран в фонде. Также Евро союз запросил страны Еврозоны утвердить увеличение гарантий до 780 миллиардов евро. Большая часть риска предлагаемого увеличения с 440 до 780 млрд € падёт на страны с рейтингом «AAA» и, в случае возможного дефолта инвестиций фонда, на их налогоплательщиков. При этом 110 миллиардов евро, предоставленные Греции в 2010 году, не является частью гарантий ЕФФС, а предоставлены странами через отдельные обязательства.
Европейский финансовый механизм стабилизации (EFSM) - является программой финансирования в чрезвычайных ситуациях, полагаются на средства, привлеченные на финансовых рынках и гарантированные Европейской комиссии использовании бюджета Евросоюза в качестве залога. Она работает под руководством Комиссии и направлена на сохранение финансовой стабильности в Европе путем предоставления финансовой помощи государствам-членам Евро союза в экономических трудностях.
Министры финансов стран Европейского союза достигли договора о формировании Европейского механизма стабильности (European Stability Mechanism - ESM) – постоянно действующего фонда финансовой поддержки стран, входящих в состав Еврозоны. Данное соглашение было одобрено европейскими лидерами на Саммите Европейский союз 24-25 марта.
К середине 2013 года новый фонд заменит уже существующий Европейский фонд финансовой стабильности (European Financial Stability Fund - EFSF).
Преследуя цель гарантировать стабильность Еврозоны и имея в своем распоряжении 500 млрд. Евро, ESM будет предоставлять кредиты странам Еврозоны, испытывающим серьёзные финансовые проблемы.
Ответственность за управление ESM возьмут на себя министры финансов стран-членов Еврозоны, а также Уполномоченный по экономической и денежной политике и президент Европейского центрального банка. В обязанности министров войдет принятие решений об оказании финансовой поддержки и её условиях. Кроме того, они будут отвечать за управление ликвидностью ESM.
Сроки погашения выданных ESM займов будут зависеть от природы финансовых проблем в государстве-заёмщике и оценки перспектив возобновления его доступа к рынкам капитала.
В особых случаях, при согласовании с министрами финансов стран Еврозоны, ESM может осуществлять интервенции на первичных рынках долгового капитала на основе программ макроэкономического регулирования. Такая интервенция будет проводиться посредством покупки облигаций государства-заёмщика на первичном рынке в целях оптимизации экономической эффективности помощи, оказываемой такому государству.
ESM будет предоставлять финансовую поддержку по запросу государств, которым она необходима. Европейская комиссия при участии Европейского центрального банка и Международного валютного фонда устанавливает размер займа и определяет необходимость участия частных инвесторов, например, держателей еврооблигаций государства-должника, в программе его финансового оздоровления.
Стоимость кредита при условии погашения его в срок до 3 лет будет равна стоимости привлечения ESM кредитных средств, плюс 2%.
В случае, если срок погашения ссуды наступает более чем через 3 года после его выдачи, процентная ставка будет равна вышеуказанной на протяжении первых 3 лет, а затем увеличится еще на 1%.
Страны Евросоюз, не входящие в состав Еврозоны, могут участвовать в программах финансовой поддержки ESM в качестве кредиторов. При этом новый фонд не будет предоставлять кредиты для таких стран, так как они имеют возможность получить экономическую помощь от Европейской комиссии иными способами.
Формирование нового механизма финансовой помощи внутри Еврозоны является шагом вперед на пути сдерживания долгового кризиса, охватившего Европу. Тем не менее, перед лидерами стран-членов Евро союз стоит еще ряд насущных вопросов, таких, как текущая ситуация в Греции и Ирландии.
Срок погашения кредита, предоставленного Греции Евро союзом, продлили до 7,5 лет, сократив при этом процентные ставки. Однако, по мнению инвестиционного консультанта и генерального управляющего кипрской инвестиционной организации Eurivex Ltd., это не гарантирует решение крайне тяжёлых финансовых проблем страны. На текущий момент у Греции нет возможности стабилизировать ситуацию, для чего необходимо быстро продать государственные активы и прилечь не менее 50 млрд. Евро в бюджет страны только за этот год.
Что касается Ирландии, то она и вовсе не смогла договориться о снижении ставок по предоставленному ей займу из-за нежелания увеличить корпоративный налог, который составляет сейчас 12,5%.
Пример вышеуказанных стран демонстрирует, что, несмотря на то, что механизмы финансовой поддержки, существующие в Европейский союз, работают, их одних недостаточно для полного восстановления экономик пострадавших от долгового кризиса государств. Для полной реализации целей таких институтов, как ESM, государства-должники должны предпринимать зачастую непопулярные меры во внутренней политике, такие, как повышение налогового бремени и сокращение расходной части бюджетов.
Конституционные проблемы ESM
Австрия
Три оппозиционные политической партии в Австрии планируют начать конституционного оспаривании концессии финансового сделки с ПС также намерены challeng ESM. Конституционный Суд президент Gerhart Holzinger заявил, что он может принимать три до шести месяцев для суда для доставки суда.
Эстония
Эстонский канцлер юстиции сделал вывод, что статья 4 (4) ESM договор может нарушать Конституцию и не могут быть ратифицированы парламентом в его нынешнем виде. Канцлер потребовала, чтобы правительство Эстонии вновь открыть переговоры о договоре. Этот вопрос был рассмотрен Верховным судом, и было вынесено решение от 12 июля 2012 года с узким 10-9 голосования, суд отклонил ходатайство канцлера и постановил, что, хотя статья 4 (4) ограничивает финансовые компетенции эстонского парламента, принцип верховенства права, и суверенитета Эстонии, это не нарушает Конституцию. Суд постановил, что он до парламента решить, будет ли Эстония присоединяется к ESM.
Республика Германия
Большое число обычных граждан, несколько членов парламента, и группы в Бундестаге оспорили конституционность ESM и обратились в Конституционный суд в Карлсруэ оформить предварительный судебный запрет президента Йоахим Гаук от подписания и ратификации соглашения. Президент заявил, что он будет откладывать его подписания до суда вынес решение о конституционности ESM. Суд постановил, устные аргументы по и будет выдавать приговор от. Если суд отклоняет судебный запрет, президент будет подписать и ратифицировать договор. Если суд дает предписание, по существу дела будет принято в то время как ратификация остается на удержании. Если суд решит, что договор является неконституционным, договор в его нынешнем виде не может вступить в силу. Группа немецких ученых подали апелляцию в Конституционный суд с просьбой о решении быть отложено до Европейского суда выдала вердикт по законность договоренности в случае, переданные ему ирландской Верховного суда. В то время как это может привести к задержке ратификации месяцев, пресс-секретарь суда заявил, что "мы понимаем, что решение суда будет идти вперед на 12 сентября».
Европейский стабилизационный механизм (European Stability Mechanism) - это
Источники
Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia
Энциклопедия инвестора. 2013.