Международные инвесторы

Международные инвесторы

(International investors)


Содержание

    Содержание

    Определения описываемого предмета

    Эволюция развития международных инвестиционных отношений

    Понятие международного инвестиционного права

    Участники международных инвестиций

    Формы международного движения капитала

    Развитие международного инвестирования

    Проблемы "политических" рисков для иностранных инвестиций

    Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА)

    Определения описываемого предмета

    Международные инвесторы это, как правило, государство, в виде органов власти (исполнительных), крупные инвесторы в лице частных лиц, крупнейшие корпорации.

    Международные инвесторы - это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.

    Международные инвесторы - это совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, направленной деятельности, призванных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей.

    Международные инвесторы - это комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства.

    1.1. Международные инвесторы

    Эволюция развития международных инвестиционных отношений

    Современное понимание и основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса, существовавших во все времена и у всех народов, для экономики складывается и возрастает с развитием рынка.

    В развитии международно-правового регулирования иностранных инвестиций выделяют три периода (С.И. Крупко). Основанием для периодизации служат различные подходы к разрешению инвестиционных споров.

    Первый период определяется временными рамками первой половины XX в. Возникновение социалистических стран повлекло проведение сплошной национализации частной собственности. При этом споры инициировались иностранными инвесторами и их государствами, которые считали акты национализации незаконными и требовали выплаты возмещения. Государства-экспроприаторы, в свою очередь, отказывались выплачивать компенсацию. Другие споры возникали в связи с захватом бывшими собственниками имущества, находившегося во время национализации за границей. В отечественной доктрине была выработана позиция относительно правоотношений принимающего государства и иностранного инвестора в случае осуществления государством односторонних суверенных мер. "Исходя из принципа государственного суверенитета, государство имеет исключительное право регулировать все вопросы, связанные с правом собственности на имущество, в том числе вопрос о национализации собственности". Первый период С.И. Крупко назвал "государство и частная собственность".

    Второй период получил название "государство и иностранный инвестор". Он характеризуется тем, что в связи с укреплением экономической независимости стран Азии, Африки и Латинской Америки в 1950-1970 гг. были приняты инвестиционные кодексы и законы в государствах - импортерах капитала. Споры возникали как в связи с национализацией капиталовложений, так и в результате одностороннего изменения или прекращения государством инвестиционных соглашений.

    Иностранные инвесторы и их государства квалифицировали одностороннее прекращение инвестиционного договора принимающим государством как нарушение международного права и настаивали на международной ответственности принимающего государства.

    2.1. Эволюция развития международных инвестиционных отношений

    В 1965 г. была заключена Вашингтонская конвенция, учредившая Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), который как способ защиты прав принципиально отличается от международных коммерческих арбитражей и национальных судов. Объектом нормативного регулирования на международном и внутригосударственном уровне стали вопросы юрисдикционного иммунитета государств. В 1972 г. была заключена Европейская конвенция об иммунитете государств.

    В этот период были определены следующие концептуальные положения: инвестиционный спор между принимающим государством и иностранным инвестором квалифицируется как частноправовой спор; отвергнута теория международной публично-правовой ответственности индивида; признан суверенитет государства над природными ресурсами; выработаны общие принципы экспроприации: государство вправе на недискриминационной основе проводить экспроприацию на законных основаниях, в общественных интересах, с выплатой компенсации; признано право государства на одностороннее расторжение и прекращение инвестиционного договоренности в общественных интересах и с выплатой компенсации.

    С первой половины 80-х гг. наступил третий период, когда тема правового регулирования отношений принимающего государства и иностранного инвестора приобрела новую значимость в связи с открытием восточноевропейского рынка. Это обстоятельство привело к созданию государствами - экспортерами капитала национальных программ по страхованию инвестиций посредством гарантий для снижения политических рисков. В международном масштабе значимым событием явилось подписание 11 октября 1988 г. Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

    Д.К. Лабин предлагает выделить в истории международно-правового регулирования инвестиционных отношений следующие периоды: колониальный, постколониальный и современный.

    Аналогичную позицию занимают французские ученые Д. Карро и П. Жюйар, выделившие в развитии международного инвестиционного права зашиты инвестиций три этапа.

    Первый этап - утверждение развитыми странами общих принципов международного права в области защиты международных инвестиций.

    Второй этап - непризнание (отвод) развивающимися странами общих принципов международного права в области защиты международных инвестиций.

    Третий этап - восстановление развитыми и развивающимися странами общих принципов международного права в области защиты международных инвестиций. В основу периодизации предлагается положить особенности развития экономического процесса инвестирования и установления системы гарантий защиты иностранной собственности.

    В XVIII-XIX вв. Инвестиции служили орудием колониальной экспансии. Поскольку правовая система колонии интегрировалась в правовую систему метрополии, инвестиции не нуждались в какой-либо правовой защите. Необходимость в международно-правовом регулировании иностранных инвестиций сводилась к минимуму. В колониальной системе права необходимая защита инвестиций гарантировалась законодательными органами метрополии. Так, Англия отказалась от контроля над законодательными актами государств, входивших в Британскую империю, на основании Вестминстерского акта в 1932 г. Поскольку колониальная система предоставляла достаточные гарантии безопасности движению капитала внутри империи, не было необходимости в развитии системы гарантий защиты иностранных инвестиций. Движение капитала между различными колониальными системами было незначительно.

    Широкая трактовка ответственности государств за ущерб, причиненный личности и имуществу иностранцев, возникла в середине ХIХ в. как результат влияния на международное право западной идеологии laissez-fair и либеральной концепции собственности. В результате этого сформировалась теория, согласно которой принимающее государство в своем внутреннем законодательстве обязано определить в отношении иностранного инвестора и его имущества режим, соответствующий "минимальному международному стандарту".

    Право принимающего государства на изъятие иностранной собственности признается лишь при соблюдении определенных условий. Во-первых, изъятие объекта частной собственности не должно носить дискриминационного характера; во-вторых, оно должно быть осуществлено в публичных целях; в-третьих, оно должно сопровождаться выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации.

    Исходя из принципа pacta sunt servanda (обязательства должны соблюдаться), государство должно соблюдать обязательства, вытекающие из его контрактных отношений с иностранным инвестором. В частности, нельзя лишить иностранцев прав, которые были приобретены ими правомерно, в соответствии с законодательством принимающей страны (принцип les droits acquis - приобретенных частных прав). Все меры в отношении иностранных инвестиций должны быть предприняты государством в соответствии с процедурой, установленной внутренним законодательством, что исключает произвольный характер их применения (принцип due process of law). Любое действие или бездействие принимающего государства, противоречащее нормам "минимального международного стандарта", влечет, согласно этой теории, ответственность принимающего государства, которая реализуется посредством осуществления государством гражданства иностранного лица дипломатической защиты его интересов.

    Таким образом, государству, принимающему инвестиции, предписывалось соблюдать международный минимальный стандарт цивилизованности по отношению к иностранным гражданам и иностранной собственности.

    Развитые страны (получившие в западной юридической литературе название "страны Севера") ссылались на существование общих принципов права, единых для всех цивилизованных наций. Известны два таких принципа: с одной стороны, принцип уважения частной собственности, с другой - принцип уважения приобретенных прав. Эти общие принципы, поскольку они были едиными для всех цивилизованных наций, являлись источником международного права. Итак, защита должна быть одинаковой независимо от государственной принадлежности инвестора. Следовательно, в соответствии с международным правом будет незаконной та мера, которая наносит ущерб имуществу иностранного лица одного государства в отличие от имущества иностранных лиц других государств. Единственным оправданием такого различия в защите могло быть то обстоятельство, что такая мера в действительности является контрмерой.

    С теоретическими основами, а также с практическим применением традиционного права ответственности государства не были согласны латиноамериканские юристы и дипломаты. И именно по этой причине еще в конце XIX в. латиноамериканские государства выступали против несправедливых, с их точки зрения, форм дипломатической защиты западными странами своих граждан в этом регионе.

    Данная теория нашла свое научное закрепление в трудах видного аргентинского юриста, министра иностранных дел этого государства С. Кальво (1822-1906). Положение о защите прав нерезидентов лишь в рамках национального режима закреплено в заключительном документе I Международной конференции американских государств (Вашингтон, 1889 г.), а также в конвенции о правах и обязанностях государств, принятой на VII Международной конференции американских государств (Монтевидео, 1933 г.). Впоследствии эта теория стала известна как "доктрина Кальво". По мнению аргентинского ученого, международно-правовой обычай требует, чтобы государство предоставляло иностранцам такие же права, как и собственным гражданам.

    Право дипломатической защиты обсуждалось в Постоянной палате международного правосудия в деле Mavrommatis (Greek v. The Foggy Albion) в 1924 г. Палата уточнила, что по международному праву дипломатическая защита - это право государства, а не индивида или компании.

    На этом основании в законах и конституциях многих латиноамериканских государств было закреплено положение о том, что применяемый в отношении иностранных инвесторов национальный режим отвечает требованиям международного права. Однако данные законы не гарантировали защиту иностранной собственности от изъятий в ходе экономических реформ в этих странах. "Доктрина Кальво" в противовес международному минимальному стандарту вводит понятие национального стандарта, в основе которого лежат принципы территориального суверенитета государств:

    -принцип равенства резидентов и нерезидентов перед законом;

    -принцип регулирования правового положения нерезидентов и их собственности внутренним законодательством;

    -принцип невмешательства других государств, в частности государств, гражданами которых являются иностранные инвесторы, при разрешении споров между иностранными инвесторами и национальными правительствами в отношении правового положения нерезидентов и их собственности;

    -принцип отсутствия обязательства государства компенсировать иностранным инвесторам ущерб их собственности, причиненный в результате классовой борьбы или актами нарушения общественного порядка, поскольку законодательством государства не предусматривается такая компенсация.

    Данная доктрина объективно противопоставляется "международному минимальному стандарту". Она основывается на принципе территориального суверенитета и исходит из абсолютного равенства перед законом граждан принимающего государства и иностранных граждан. Международные стандарты проведения экспроприации не отрицаются "доктриной Кальво", однако подчеркивается, что основанием их реализации является исключительно внутреннее законодательство принимающего государства.

    На протяжении многих лет доктрина "национального стандарта" ревностно отстаивалась странами Латинской Америки и впоследствии была воспринята без изменений Инвестиционным кодексом стран Картахенского договора. Кроме того, отголоски этой теории встречаются в международно-правовой позиции ставших независимыми стран Азии и Африки.

    Начало постколониального этапа определено 50-ми гг. XX в. После свержения колониальной системы перед государствами, которые продолжали оставаться главными экспортерами капитала в страны, бывшие их колониями, остро встал вопрос о необходимой защите своих инвестиций.

    2.2. Развитие схем инвестирования

    Появление на международной арене новых независимых государств в середине XX в., а также предпринимаемые попытки этих государств отстоять свою экономическую независимость и провести реструктуризацию внутренней экономической системы привели к тому, что принципы ответственности государства за причинение вреда иностранным гражданам и иностранной собственности были признаны ими как несправедливые и, по существу, носящие колониальный характер. Применение этих принципов означало, с их точки зрения, увековечение эксплуататорской системы, приносящей дохода только более сильным западным странам.

    Настойчивые попытки независимых деколонизированных государств, появившихся после Второй мировой войны, обрести право определять пути экономического развития и как следствие - полную экономическую независимость предопределили формирование новой правовой оценки традиционных принципов инвестиционного права.

    В связи с этим было подвергнуто сомнению само существование таковых. Азиатские и африканские теоретики права придерживались мнения, согласно которому образовавшиеся в результате деколонизации независимые государства не могут быть связаны международными обязательствами в силу "минимального международного стандарта", сформулированного западными странами, так как исторически отношения между этими странами складывались как отношения колониальной эксплуатации, природа которых несовместима с цивилизованными стандартами.

    Доктрине "минимального стандарта" противопоставлялось право принимающего государства контролировать допуск в страну иностранного капитала, определять режим иностранной собственности и ее коммерческого использования. Право на национализацию признавалось неотъемлемым атрибутом национального суверенитета, реализация которого обусловлена выплатой соответствующей компенсации, определяемой с учетом возможностей национализировавшего государства.

    Обретение новыми независимыми государствами политической независимости в 60-х гг. XX в. должно было сопровождаться получением экономической независимости, что предполагает контроль над инвестициями, учрежденными на их территории лицами из бывших колониальных держав. Более того, развивающиеся страны (так называемые страны Юга) фактически не могли соблюдать установленные "странами Севера" нормы компенсации, не решаясь на продолжительный срок обременить долгами ресурсы, необходимые для их экономического развития, и, следовательно, их стремление к экономической независимости должно было уничтожить общие принципы международного права в области защиты инвестиций. Единственной возможностью для решения данного вопроса стало использование нормотворческой функции международной компании. В этом отношении исключительную роль сыграла Генеральная Ассамблея ООН.

    Механизм применения принципа неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и естественными ресурсами получил свое закрепление в Декларации о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами, принятой консенсусом в Резолюции Генеральной Ассамблеи 1803 (XVII) 14 декабря 1962 г. В этой Резолюции предусматривается возможность устанавливать контроль и национализировать инвестиции, но с выплатой соответствующей компенсации.

    Резолюция Генеральной Ассамблеи 1803 (XVII) стала первым международно-правовым документом, принятым на самом высоком международном уровне, в котором была предпринята попытка урегулировать важнейшие вопросы в области международных инвестиционных отношений и который продемонстрировал стремление государств к сближению своих позиций.

    Таким образом, в течение 50-60-х и вплоть до конца 70-х гг. XX в. политика большинства государств в области регулирования прямых иностранных инвестиций была нацелена на установление национального контроля над операциями с инвестициями. Было признано, что с точки зрения международного права Национализация не может рассматриваться как незаконный акт государства при осуществлении им экономических реформ или коренного переустройства общества.

    Сразу же после первого энергетического кризиса в 70-х гг. XX в. развивающиеся страны поставили на повестку дня ООН вопрос о прямых иностранных инвестициях. Стремясь установить новый международный экономический порядок, развивающиеся страны выдвинули требования структурной перестройки мировых торговой и финансовой систем. Концепция нового международного экономического порядка основывалась на следующей точке зрения: все существующие традиционные международно-правовые нормы были созданы для обслуживания старого экономического порядка, охраняющего незыблемые основы абсолютного либерализма в международных торговых отношениях. Эти требования нашли формальное выражение в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых выделяются Декларация и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств. Хартия экономических прав и обязанностей государств упоминает о контроле над иностранными инвестициями, но это положение устанавливает, что такой контроль есть осуществление государством своего неотъемлемого суверенитета. Заканчивается данный этап серединой 70-х гг. XX столетия.

    Третий современный этап хронологически определен с середины XX века до настоящего времени. К началу данного этапа возможности развивающихся стран диктовать свои условия развития международных экономических отношений резко сократились. И уже в 1980-х гг. обозначилась противоположная тенденция. Как только последствия энергетического кризиса были преодолены, в европейских странах и США произошли серьезные перемены во внутренней политике. На политической карте мира стали возникать новые мировые экономические центры, например Япония и Республика Германия, в некоторых развивающихся странах наметился бурный экономический рост, например в Китае, Индии, Бразилии, Мексике и Нигерии. В конце 80-х - начале 90-х гг. с возникновением новых государств в Восточной Европе и на территории бывшего СССР мир перестал быть биполярным. Традиционные страны - экспортеры капитала сами стали нуждаться в притоке иностранных инвестиций.

    На третьем этапе принципы международного права по защите иностранных инвестиций находят свое новое подтверждение. Однако необходимо отметить специфику третьего этапа - для него характерно четкое разделение отношений по данному вопросу: Север-Север; Север-Юг.

    В отношениях развитых государств следует подчеркнуть два важных обстоятельства. Большинство государств, входящих в состав Совета Европы, согласились связать себя Дополнительным протоколом I к Европейской конвенции по защите прав человека, которая вступила в силу в 1954 г.

    Важно также отметить, что в руководящих принципах всемирного банка в ч. IV дается определение компенсации, которая выплачивается иностранному инвестору в случае экспроприации частных инвестиций. Одним из признаков выплаты компенсации является такое ее свойство, как "эффективность". Компенсация считается эффективной, когда возмещение убытков осуществляется в валюте, ввезенной инвестором, если только она остается конвертируемой в другую валюту, названную Международным валютным фондом в качестве свободно используемой, или в валюту, на получение которой согласен инвестор. Следующий признак компенсации - "быстрая компенсация". Она считается быстрой, если осуществляется без задержек.

    В том случае, когда государство сталкивается с исключительными обстоятельствами, отраженными в соглашении, касающемся использования ресурсов МВФ, или с аналогичными объективными обстоятельствами, связанными с дефицитом признанной иностранной валюты, компенсация в валюте может быть выплачена траншами в максимально короткий срок, ни в коем случае не превышающий пять лет начиная с даты проведения экспроприации.

    Эти признаки компенсации, указанные в международном документе, вызывают необходимость изучения вопроса о том, как иностранный инвестор может получить приемлемую для него валюту, каков механизм перевода полученных денежных средств. Проблема конвертируемости иностранной валюты, допустимость и правомерность введения государством - реципиентом иностранной собственности ограничений на использование иностранной валюты - все эти проблемы для инвестора крайне актуальны, так как напрямую связаны с его правами собственника.

    Прослеживая эволюцию развития международных инвестиционных отношений, можно увидеть, что основной вопрос, который стоит перед инвестором, - это обеспечение надлежащей защиты собственности и получение определенных гарантий от принимающего государства в том, что оно может четко установить условия функционирования капитала иностранного инвестора и пределы государственного воздействия страны-реципиента на его имущество. Указанные вопросы связаны с правом частной собственности, которое признается национальным правом не всех государств.

    При отсутствии компромиссной позиции в вопросе международно-правового регулирования иностранных инвестиций в 90-х гг. XX в. Государства восполняли этот правовой пробел путем заключения двусторонних и региональных соглашений. В последние годы двусторонние инвестиционные договоры стали чрезвычайно популярными международно-правовыми формами сотрудничества государств в области инвестиционной деятельности.

    По данным ЮНКТАД за 2000 г., количество договоров по поощрению и защите иностранных инвестиций увеличилось с 385 договоров с конца 80-х гг. до 1857 договоров с участием 173 стран к концу XX в.

    Первоначально договоры подписывались в большинстве своем между развитыми и развивающимися странами, для того чтобы обеспечить высокие стандарты правовой защиты и гарантий для иностранных инвестиций. Развивающиеся страны подписывали такие договоры как один из важных способов по обеспечению благоприятного климата для иностранных инвестиций. Однако с конца 80-х гг. и особенно в течение 90-х гг. развивающиеся страны и страны с переходной экономикой стали заключать такие договоры между собой. Как отмечается в докладе ЮНКТАД, в настоящее время договоры заключаются с обоюдовыгодной целью защиты своих внешних инвестиций и привлечения инвестиций иностранных.

    Наибольшее количество договоров заключено странами Западной Европы (904), что составляет 49% от общего числа. Лидером в данной области является Федеративная Республика Германия (124), затем следуют Швейцария (95) и Франция и Британия (по 92). Среди развивающихся стран Китай заключил наибольшее количество договоров (94), за ним следуют Румыния (90) и Египет (84).

    Региональные договоренности также стали играть заметную роль в создании либерального режима движения капитала. Два соглашения о свободной торговле: один - между Австралиею и Новой Зеландией, другой - между Соединенными Штатами Америки, Канадой и Мексикой - содержат положения, регламентирующие допуск инвестиций. Говоря в общем, одной из задач, заложенных в этих соглашениях, является освобождение инвестиций от существующих ограничений.

    В апреле 1998 г., на второй встрече на высшем уровне глав государств двух Американских континентов в Сантьяго (Чили), начались официальные переговоры по созданию договора о свободной торговле на Американских континентах (ФТАА).

    Параллельно также на Американском континенте в июне 1998 г. четыре государства - члена фирмы "Южноамериканский общий рынок" (МЕРКОСУР) и Канада подписали соглашение о сотрудничестве в области торговли и инвестиций, нацеленное на развитие экономико-правового сотрудничества. В этом Соглашении закреплены рамочные положения по заключению двусторонних инвестиционных договоров, определены направления сотрудничества в области таможенного регулирования торговых и инвестиционных потоков, названы меры по устранению препятствий или затруднений в торговле и в размещении инвестиций. Более того, план действий закрепляет положения о сотрудничестве с Всемирной торговой компанией и другими соответствующими международными организациями по вопросам, затрагивающим общие интересы.

    В Европейском регионе в апреле 1998 г. вступила в действие Европейская энергетическая хартия, а к июню 1998 г. ее ратифицировали уже 38 стран. Документ содержит положения об обязательстве сторон соблюдать режим недискриминации при регулировании инвестиционных отношений без каких-либо исключений. В Хартии под режимом недискриминации понимается сочетание основных торговых режимов: национального и благоприятствующей нации (РНБ). Однако при регулировании отношений, предшествующих капиталовложениям, договоренности закрепляют лишь стремление сторон обеспечивать недискриминационный режим и принятие дополнительных условий по этому поводу. Причем в соответствии с Европейской энергетической хартией дополнительные договора могут предусматривать только два типа отступления от принципа недискриминации. Первый - это "дедушкина оговорка" для существующих ограничений, которые устанавливаются индивидуально каждым государством, подписавшим Хартию, и перечисляются в отдельных приложениях. Второй тип - когда соглашение оставляет возможность для перечисленной группы государств устанавливать запрет на приватизацию иностранцами государственной собственности.

    В 1995 г. в рамках компании экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), представляющей интересы самых богатых стран мира, начались переговоры по подготовке многостороннего договоренности по инвестициям. В период с сентября 1995 г. до начала 1997 г. переговорный процесс шел по сугубо техническим вопросам.

    Но с 1997 г. Процесс разработки положений данного договора стал привлекать к себе все возрастающее общественное внимание неправительственных организаций, которые требовали более открытого и широкого обсуждения глобальных проблем, связанных с трансграничным движением капитала. К апрелю 1998 г. был разработан проект текста договоренности, который был утвержден на очередной встрече министров государств - членов ОЭСР и представлен для обсуждения. В рамках ОЭСР создан Директорат финансов, налогов и предприятий, который занимается выработкой процедур в области финансового сотрудничества (либерализация движения капиталов, прямые иностранные инвестиции), определением условий для создания благоприятного инвестиционного климата.

    На Первой конференции министров стран - участниц ВТО, прошедшей в Сингапуре в 1996 г., принято решение об учреждении рабочей группы по изучению взаимосвязей торговли и инвестиций. Декларация конференции устанавливала, что рабочая группа должна провести полномасштабное исследование взаимоотношений между правами в области международной торговли и регламентами инвестиций. Однако до настоящего времени вопрос о заключении многостороннего договора остается открытым.

    Наличие широкого круга международных организаций, которые рассматривают вопросы, связанные с регулированием иностранных инвестиций, и стремятся закрепить взаимодействие в международно-правовом развитии инвестиционных правоотношений, вселяет надежду, что это, несомненно, приведет к созданию общепризнанных международно-правовых принципов в области регулирования иностранных инвестиций.

    Белорусский ученый А.В. Камелькова рассматривает эволюцию международного инвестиционного права с точки зрения выделения международно-правовых подходов к определению инвестиционного режима: теория "минимального международного стандарта", "доктрина Кальво", позиция деколонизированных стран Азии и Африки и "социалистическая позиция".

    Образование социалистических государств Восточной Европы с проведением массированных кампаний по национализации частной собственности иностранных инвесторов привело к возникновению так называемой социалистической позиции, самой жесткой в отношении режима иностранных инвестиций и трактовки принципа ответственности государств за причиненный иностранным инвесторам ущерб. Закреплялось право государства в любое время прекратить, ликвидировать или национализировать имущество, переданное иностранному инвестору по договору с принимающим государством (отрицание принципа pacta sunt servanda). Всячески подчеркивалось также, что международное право не содержит нормы, налагающей на государство обязанность возмещения ущерба, причиненного иностранцу.

    В российской науке существует мнение, что "международное право... не регулирует и не может регулировать отношения собственности, возникающие между государством и иностранными инвесторами".

    Широкая амплитуда исторических противоречий в оценке инвестиционного режима международным сообществом постепенно преодолевается.

    Однако старая система принципов и норм, сформировавшаяся под воздействием стран - экспортеров капитала и служившая проводником интересов колониальных режимов, была отвергнута мировым сообществом в процессе деколонизации и появления новых независимых государств после Второй мировой войны.

    Но до тех пор, пока в мире не будет достигнуто общее компромиссное решение, возможно, в форме многостороннего договоренности по регулированию инвестиций, вряд ли можно ожидать каких-либо существенных сдвигов в развитии международного экономического сотрудничества государств в данной сфере. Поэтому на современном этапе основной проблемой остается отсутствие единого универсального договора в области регулирования иностранных инвестиций.

    Имеется и еще одна проблема, крайне актуальная для инвестора. Согласно современным нормам международного права, платежи в форме капитала остаются полностью в компетенции государства. В то же время степень конвертируемости валют ведущих государств такова, что как долгосрочные движения капитала (прямые иностранные инвестиции), так и краткосрочные достигли высокого уровня свободы.

    Если свободное движение инвестиций является целью, к достижению которой следует стремиться, нельзя не признать, что оно может быть источником помех: приток краткосрочных капиталов (горячих денег) может мешать валютной политике стран, особенно препятствовать успешной борьбе с инфляцией; со своей стороны, массовое присутствие иностранных инвестиций способно создать частичную или полную угрозу экономической независимости государств, на территории которых осуществляются такие инвестиции.

    Таким образом, поскольку движение капиталов представляет собой проблему международного значения, исключительно важно разработать единые правила валютного регулирования при международном инвестировании. Движение прямых иностранных инвестиций должно быть подчинено общим правилам во избежание чрезмерно разнообразных, основанных на конкуренции и часто противоречивых подходов государств к этому вопросу.

    Понятие международного инвестиционного права

    По существу инвестиционное право есть воплощение, реализация права собственности в широком смысле этого понятия. Особенности международного инвестиционного права следующие.

    Во-первых, в этом праве речь идет только о режиме и защите иностранной собственности, причем международно-правовыми средствами. В стороне остается режим иностранной собственности в национальном праве отдельных государств, но этот режим основополагающий, естественно, не безразличен в международных отношениях.

    Во-вторых, в рамках международного инвестиционного права трактуются режим и защита иностранной частной собственности. Что касается иностранной государственной собственности, она защищается в международном праве институтами государственного, дипломатического иммунитета, хотя методологически можно было бы правовой режим иностранной государственной собственности с полным основанием рассматривать и в рамках международного имущественного права. Поскольку иммунитеты носят не только имущественный характер, эта тема по традиции излагается и в настоящем курсе в главе о субъектах международного экономического права.

    В-третьих, в международном инвестиционном праве речь идет не вообще об иностранной собственности, но конкретно об иностранных инвестициях. Поэтому возникает вопрос об определении этого понятия. В двусторонних международных соглашениях о поощрении и защите инвестиций инвестиции обычно понимаются очень широко - как по сути любые имущественные блага - вещи, права и интересы любого рода. Имущественными благами могут быть, во-первых, материальные ценности, т.е. любое движимое и недвижимое имущество, включая ценные бумаги. Во-вторых, - это нематериальные блага, прежде всего - интеллектуальная собственность.

    Многосторонняя международная Сеульская конвенция 1985 г. об образовании Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (МИГА) (см. § 724-728) более ограничительно трактует инвестиции.

    В МИГА "автоматично" покрываются гарантиями только прямые инвестиции, включая финансовые инвестиции в виде участия в капитале инвестируемого предприятия.

    Под прямыми инвестициями обычно понимаются инвестиции, которые дают возможность инвестору оказывать реальное воздействие на управление инвестируемым предприятием на основе долговременных связей. Прямые инвестиции могут быть реальными, т.е. в материально-вещественном виде, финансовыми - в виде денег, акций и других ценных бумаг в капитале предприятия. Финансовые инвестиции, не рассчитанные на связь с управлением предприятием, но лишь представляющие собой вложение средств в расчете на прибыли для сохранения капитала (портфельные инвестиции), в том числе краткосрочные капиталовложения спекулятивного характера, не рассматриваются как прямые инвестиции.

    3.1. Понятие международного инвестиционного права

    В любом случае в смысле Сеульской конвенции инвестиции, во-первых, должны быть в виде вклада (денежного в натуре, в том числе и в виде нематериальных ценностей, но не в виде услуг); во-вторых, вклад не должен быть краткосрочным; в-третьих и в главных, инвестиция должна носить предпринимательский характер. То есть предполагать определенный предпринимательский риск. Должно быть не просто вложение капитала, но связь с возможными прибылями и убытками от такого вложения.

    Но Сеульская конвенция определяет инвестиции лишь применительно к гарантированию их. Общепризнанного международно-правового определения понятия инвестиций - не существует, и дать такое строго правовое определение сегодня вряд ли возможно, поскольку в конечном итоге каждое государство, в отсутствие единого универсального международно-правового акта, вольно законодательно определять как понятие инвестиции вообще, так и понятие иностранной инвестиции в частности.

    Стоит заметить в этой связи, что несостоятельным является проводимое иногда различие между инвестицией и капиталовложением. Слова эти, по сути, синонимы. Семантически "инвестиция" - это просто "вклад" денег (капитала), т.е. приобретение любой собственности. Однако в узкоэкономическом, предпринимательском значении - это капиталовложение именно в предпринимательских целях.

    Имущественные отношения, связанные с использованием военных, радиолокационных и т.п. баз и сооружений, эксплуатируемых одним государством на территории другого государства, регулируются в межправительственных соглашениях о статусе соответствующих баз и условиях их использования, часто на основах экстерриториальности. Однако обычно неизбежная связь баз с инфраструктурой государства, где они находятся, вызывает необходимость урегулирования проблем транзита, водо- и энергоснабжения на возмездной основе. Капиталовложения, которые осуществляются при этом, в понятие международных экономических инвестиций не укладываются.

    В-четвертых, вложение (приобретение) собственности предпринимательского назначения - операция торговая. Инвестиционное право рассматривается в настоящем курсе, однако, не в рамках торгового права, но как часть имущественного права, поскольку смысл инвестиционного права в обеспечении не столько самого (торгового) перехода права собственности, сколько режима и защиты собственности. Связанные с международным торговым правом аспекты режима инвестиций регулируются в рамках ВТО в особом Соглашении о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС), которое в интересах единства изложения всех инвестиционных проблем в одном месте рассматривается ниже также в рамках настоящей главы о международном имущественном праве.

    В-пятых, в инвестиционных отношениях так иначе обязательно задействованы два субъекта международного права: государство-экспортер инвестиционного капитала и государство-импортер. Есть и третий субъект (но не международного, а национального права) - частный экспортер капитала, иначе - инвестор. Как правило, в том числе в практике международных соглашений о поощрении и защите инвестиций, под инвестором понимается физическое юр. лицо одного государства в другом государстве-участнике договоренности. Определяющим при этом является для физ. лица - его гражданство, а для юр. лица - место его регистрации. В "техническом" смысле можно считать, что иностранная инвестиция - это инвестиция, инвестором в которой выступает иностранное лицо. Практически иностранные инвесторы - обычно крупные предприятия, очень часто ТНК. Именно интересы этих предприятий в сочетании с интересом государства-экспортера инвестиционного капитала, выражающего коллективный интерес частных инвесторов, а также общий государственный, экономический интерес, и являются двигательным мотором двустороннего и многостороннего международного инвестиционного сотрудничества и его правового урегулирования.

    Участники международных инвестиций

    Международные инвестиции - прежде всего вид движения мирового финансового (денежного) капитала. Т.е. Инвестирование мировых финансов происходит в те отрасли (регионы), которые в будущем принесут наибольшую прибыль.

    Участники международных инвестиций - как правило, государство, в виде органов власти (исполнительных), крупные инвесторы в лице частных лиц, крупнейшие корпорации.

    Потребности участников международных инвестиций:

    -Государство - вклады в значимые для общества сооружения, такие как города, школы и др. крупные объекты, а так же вклады на поддержку обороноспособности страны, культуру и образование.

    -Корпорации - вклады в крупное строительство, покупка сооружений, вклады в развитие новых технологий (разработок) и другие.

    -Частные лица - как ни странно, приобретение товаров, для поддержания определенного уровня жизни, а так же приобретение определенных услуг.

    Для обеспечения потребностей сами корпорации, государства выпускают краткосрочные бумаги представляющие ценность, а так же долгосрочные (облигации, векселя).

    На уровне частных лиц предоставляются потребительские кредиты, которые помогают удовлетворить потребности.

    4.1. Участники международных инвестиций

    Международные инвестиции представляют собой покупку и продажу определенных товаров называемых международными инвестиционными (экономический смысл). Они приносят прибыль, которую потом используют для удовлетворения потребностей.

    Международный инвестиционный продукт причисляют к группе товаров называемых биржевыми, которые в свою очередь отвечают потребностям инвесторов, и являются ликвидными, т.е. подлежат обмену на деньги.

    Капитал является одним из факторов производства — ресурсом, который необходимо затратить, чтобы произвести продукт, и представляет собой весь накопленный запас средств в производительной, денежной и товарной формах, необходимых для создания материальных благ.

    Международное движение капитала основано на его международном разделении как одного из факторов производства — исторически сложившемся или приобретенном сосредоточении капитала в различных странах, являющемся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах.

    Международное разделение капитала выражается не только в различной обеспеченности стран накопленными запасами материальных средств, необходимых для производства товаров, но и в различиях исторических традиций и опыта производства, уровней развития товарного производства и рыночных механизмов, а также просто денежных и других финансовых ресурсов. Наличие достаточных сбережений (капитала в денежной форме) является важнейшей предпосылкой для инвестиций и расширения производства.

    Формы международного движения капитала

    Международное движение капитала как фактора производства приобретает различные конкретные формы.

    -Официальный

    -Предпринимательский

    -Ссудный

    -Частный

    -Прямые инвестиции

    -Средне - и долгосрочный

    -Портфельные инвестиции

    -Краткосрочные

    По источникам происхождения капитал, находящийся в движении на мировом рынке, делится на официальный и частный капитал.

    -Официальный (государственный) капитал (official capital) — средства из госбюджета, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций.

    В эту категорию движения капитала относятся все государственные займы, ссуды, дары (гранты), помощь, которые предоставляются одной страной другой стране на основе межправительственных соглашений. Официальным также считается и капитал, которым распоряжаются международные межправительственные фирмы от лица своих членов (кредиты МВФ, Мирового банка, расходы ООН на поддержание мира и пр.).

    Источником официального капитала являются средства госбюджета, то есть в итоге деньги налогоплательщиков. Поэтому решения о перемещении такого капитала за рубеж принимаются совместно правительством и органами представительной власти (парламентом).

    -Частный (негосударственный) капитал (private capital) — средства частных (негосударственных) фирм, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению их руководящих органов и их объединений.

    В эту категорию движения капитала относятся инвестиции капитала за рубеж частными фирмами, предоставление торговых займов, межбанковское кредитование. Источником происхождения этого капитала являются средства частных фирм, собственные или заемные, не связанные с госбюджетом. Но, несмотря на относительную автономность фирм в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство обычно оставляет за собой право его регулировать и контролировать. По характеру использования капитал делится на:

    -Предпринимательский капитал — средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. В качестве предпринимательского капитала чаще всего используется частный капитал, хотя либо само государство, либо принадлежащие государству предприятия также могут вкладывать средства за рубеж.

    -Ссудный капитал — средства, даваемые взаймы с целью получения процента. В международных масштабах в качестве ссудного капитала в основном используется официальный капитал из государственных источников, хотя международное кредитование из частных источников также достигает весьма внушительных объемов.

    5.1. Формы международного движения капитала

    По сроку вложения капитал делится на:

    -Среднесрочный и долгосрочный капитал (mid - term and long - term capital) — вложения капитала сроком более чем на 1 год. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций, так же как и ссудный капитал в виде государственных ссуд, обычно являются долгосрочными.

    -Краткосрочный капитал (shortterm capital) — вложения капитала сроком менее чем на 1 год. Преимущественно ссудный капитал в форме торговых займов.

    Наибольшее практическое значение для анализа международного движения капитала имеет следующее его функциональное деление.

    По цели вложения капитал делится на:

    -Прямые инвестиции (direct invest ments) — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Они практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала, не считая относительно небольших по объему зарубежных инвестиций фирм, принадлежащих государству.

    -Портфельные инвестиции (portfo lio investments) — вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. Такие инвестиции также преимущественно основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство зачастую выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги.

    В соответствии с законами России «Об иностранных инвестициях» и «О валютном регулировании и валютном контроле» иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории Российской Федерации путем:

    -долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юр. лицами и гражданами Российской Федерации и других стран, а также приобретения долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг (портфельные инвестиции);

    -создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юр. лиц (прямые инвестиции).

    К числу валютных операций, связанных с движением капитала, в числе прочих относятся:

    -прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятий с целью извлечения выгоды и получения прав на участие в управлении предприятием;

    -портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

    -предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспортированию и импорту товаров, работ и услуг (товарный кредит);

    -предоставление и получение финансовых ссуд на срок более 180 дней.

    Таким образом, российское законодательство различает прямые и портфельные инвестиции, а также международные займы.

    Формы международного движения капитала, которые признаются каждой конкретной страной, обычно устанавливаются в ее инвестиционном и банковском законодательстве.

    Как видно, каждая из групп капитала делится на подгруппы, которые условно можно считать его экспортированием (активы, инвестиции за рубеж) и импортом (пас сивы, инвестиции внутри своей страны). Масштабы движения капитала в целом и в рамках каждой из групп поддаются лишь приблизительной оценке на базе данных консолидированного платежного баланса всех стран мира.

    Если в течение последних десятилетий преобладающее значение имели прямые инвестиции, то с начала 90-х годов произошло резкое возрастание роли портфельных инвестиций среди других форм международного движения капитала.

    В 1993 году на развитые страны приходится 96% прямых и 97% портфельных инвестиций, а на все развивающиеся страны, включая страны с переходной экономикой, — соответственно 4 и 3%.

    Правда, в последнее время в связи с развитием процессов приватизации и бурным становлением финансовых рынков в некоторых из этих стран их доля в международном движении капитала увеличивается.

    Развитие международного инвестирования

    Широкое развитие экспортирования капиталов, в том числе в виде инвестиций, после Второй мировой войны вызвало необходимость его международно-правового урегулирования. Соответственно международные договора по вопросам инвестиций представляют собой относительно новое явление. Начало практике заключения таких соглашений на двусторонней основе было положено промышленно развитыми странами, вставшими на путь экспортирования капиталов в развивающиеся страны. Причина заключения соглашений - стремление развитых стран обеспечить для своих инвесторов защиту от политических рисков, связанных с возможностью экспроприаций, запретами валютных трансфертов, с уроном от боевых действий и т.д.

    Развивающиеся страны, в свою очередь заинтересованные в привлечении капиталов, нередко предоставляют иностранным инвесторам либо в связи с заключенными международными соглашениями, либо в одностороннем порядке на основе внутреннего законодательства налоговые льготы, дополнительные кредитные возможности, консультационные услуги т.п.

    В настоящее время в мире заключено около 300 особых двусторонних международных соглашений о поощрении и защите инвестиций (далее - СПЗИ). Пальма первенства здесь принадлежит Германии, заключившей свыше 60 таких соглашений, причем все они составляются по единой модели, лишь с небольшими модификациями. Существуют подобные модельные типы соглашений также у США, Великобритании, Швейцарии, Нидерландов и других стран. В двусторонних соглашениях развитые страны видят большую гарантированность инвестиций своих инвесторов, нежели в национальном нестабильном законодательстве тех стран, в которые вкладываются инвестиции. Но само по себе двустороннее инвестиционное соглашение не панацея, оно не означает еще эффективного притока капиталовложений. Значительно более существенны благоприятное и стабильное национальное законодательство в этой области и общий инвестиционный климат в стране, что создает уверенность в прибыльности предполагаемого капиталовложения.

    Следует отметить также, что развивающиеся страны, несмотря на их заинтересованность в привлечении иностранных капиталов, принимают посильные меры к защите своих суверенных прав на собственные природные ресурсы, вырабатывая, в частности, на многосторонней основе определенные стандарты по урегулированию деятельности транснациональных корпораций (ТНК), в том числе путем разработки в ООН кодекса поведения ТНК.

    6.1. Развитие международного инвестирования

    Впервые в международном праве нормы, относящиеся к защите иностранных инвестиций (еще до разработки СПЗИ), появляются в конце 60-х гг. в двусторонних договорах о дружбе, торговле и мореплавании, заключавшихся США и в меньшей мере Японией и некоторыми западноевропейскими странами с другими государствами. В широкий спектр мер, обеспечивающих благоприятные условия для развития взаимных экономических отношений, включались и нормы по защите приобретаемой собственности, по обеспечению прав ренты и покупки земли, равного налогообложения, права свободной конкуренции с местными монополистами и т.п. Такие договоренности теперь, как правило, уже не заключаются западными странами, но действие соглашений, подписанных ранее, во многих случаях сохраняется. Положения общего характера о создании благоприятных условий для капиталовложений и для инвесторов встречались и в договорной практике СССР (например, в договоре с ФРГ о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве)*(45).

    После окончания Второй мировой войны страны-экспортеры капиталов в целях защиты своих инвесторов за рубежом от конкретных некоммерческих рисков начали создавать особые схемы страхования инвестиций (США - в 1948 г., Япония - в 1956 г., ФРГ - в 1958 г.). К концу 1980 г. уже около 20 стран применяли схемы страхования для своих инвесторов от политических рисков*(46). При этом необходимым условием получения инвестором страховки обычно служит наличие соответствующего двустороннего международного договора между страной инвестора и страной вложения капитала.

    Базируясь на своих схемах гарантий инвестиций, США и Канада используют и особые международные договоренности о гарантиях инвестиций. В них предусматривается суброгация (переуступка) принадлежащих инвестору прав и притязаний в пользу либо корпорации по зарубежным частным инвестициям США (OPIC), либо канадской корпорации развития экспортирования (EDC) в случае страхования инвестором в них своих рисков. Споры, которые могут возникать из их применения и толкования, должны регулироваться путем переговоров между договаривающимися сторонами, а при недостижении договора - международным арбитражем.

    Проблемы "политических" рисков для иностранных инвестиций

    Как в многосторонних, так и в двусторонних соглашениях приоритетной во всем режиме инвестиций является их защита, конкретнее - защита интересов иностранных (западных) инвесторов от специфических, а именно так называемых "политических", иначе, некоммерческих рисков, которым подвергаются инвестиции в основном в развивающихся странах, прежде всего это разного рода экспроприации и национализации.

    Западная доктрина и политическая практика исходила в этом вопросе до середины XX в. из принципа абсолютной защиты иностранного имущества, включая инвестиции, формальной базой для чего считались общие принципы права «цивилизованных наций», конкретно - принцип уважения священного права собственности, включая в широком смысле уважение так называемых приобретенных прав.

    Принцип сам по себе сомнительный с точки зрения как его включенности в "общие принципы права", так и его обязательно-правовой силы; во всяком случае, плохо соблюдавшийся и в старые времена.

    Достаточно вспомнить о проскрипционных конфискациях еще в Риме, о секуляризациях церковных земель, о безвозмездных обращениях в собственность короны имуществ политических противников и т.д. (во внутригосударственной практике); об обычно принятой практике военных трофеев и захватов частной собственности как в европейских, так, особенно, и в колониальных боевых действиях (во внешних отношениях).

    В новое уже время под натиском широкой практики государственных национализаций, в том числе безвозмездных, начиная с Советской Российской Федерации, а затем в Восточной Европе, на Кубе, в Алжире, Египте, Мексике, Индонезии и т.д., вплоть до респектабельных Великобритании, Франции, причем не разделяя при национализациях особо отечественных от иностранных собственников, - говорить о неприкосновенности частной собственности и об абсолютной ее защите в силу международного права - не приходится.

    7.1. Проблемы политических рисков для иностранных инвестиций

    Поэтому, идя на уступки суровой действительности, на Западе в доктрине и политической практике Национализация, в частности, иностранной собственности, инвестиций, - стала трактоваться как подпадающая под обязательства соблюдения возмездности (справедливой компенсации) и недискриминационности по национальной принадлежности.

    Что касается международно-правовой оценки национализации, Европейская конвенция по защите прав человека 1954 г., в части прав лиц на защиту своего имуществ, по сути признает правомерной национализацию и т.п. лишение собственности, но в рамках закона и "общих принципов международного права" (хотя принципов этих по сути не существует применительно к данному личному праву человека и они упоминаются, очевидно, "авансом").

    Упоминавшаяся Хартия экономических прав и обязанностей государств (если рассматривать ее как, по крайней мере, имеющую рекомендательную правовую силу) признает национализацию, экспроприацию иностранной собственности суверенным правом национализирующего государства, хотя и с выплатой "соответствующей" (т.е. не обязательно полной) компенсации, причем на основах внутреннего, а не международного права.

    Иначе говоря, какие-либо конкретные обязательства на основе общих норм международного права при этом игнорируются.

    Несколько слов следует попутно сказать и для оценки, так называемой приватизации (Национализация "наоборот"). По своей экономической сути приватизация есть также инвестиционная мера - перераспределение прав собственности, которое юридически лежит в основе любого инвестирования. Не существует каких-либо общих международно-правовых норм регулирования приватизации, как и в отношении инвестирования вообще. С другой стороны, нет и в том, и в другом случае препятствий для решения вопросов и приватизации, и национализации, и инвестирования в целом - в международном конвенционном порядке.

    Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА)

    МИГА, хотя и входит в систему IBRD, обладает юридической и финансовой независимостью.

    8.1. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА)

    Правовой статус Агентства не однозначен. В соответствии с Сеульской Конвенцией членами МИГА являются государства, но правовой статус Агентства в конвенции прямо определяется как юрлицо, занимающееся коммерческой деятельностью. Поскольку не уточняется национальный статус юрлица (в каком конкретно государстве), следует считать, что статус этот Агентство может иметь во всех государствах-членах. Формальный статус юр. лица в конвенции конкретизирован формой акционерного общества (АО), параметры которого определены в конвенции. Показательно, что в названии Агентства употреблено слово "многостороннее", а не "международное".

    Однако, хотя международно-правовой статус Агентства никак не заявляется в конвенции, все же имплицитно этот статус просматривается:

    -в наделении Агентства правом осуществления сотрудничества с ООН и другими межправительственными организациями, имеющими специализацию в родственных областях. Включая, в частности, всемирный банк и МФК;

    -в предоставлении Агентству привилегий и иммунитетов, обычно свойственных межправительственным организациям;

    -в образовании особой по сути международно-правовой процедуры урегулирования возможных споров между Агентством и государствами-членами.

    В этой связи Агентство квалифицируется в качестве межправительственной компании (Н.Ю.Ерпылева, Х.А.Шреплер).

    Высший орган МИГА пленарного состава - Совет управляющих с полной всесторонней компетенций. Директорат, назначаемый Советом управляющих, занимается текущей деятельностью Агентства. Президент МИГА назначается Директоратом по представлению IBRD и под общим руководством Директората ведает текущими делами.

    Все государства-члены входят либо в группу I, в которой состоят развитые страны, вносящие вместе 60% подписного капитала МИГА (крупнейшие вкладчики: США, Япония, ФРГ, Англия и Франция), либо в группу II в составе развивающихся стран, на которые приходится 40% подписного капитала (в эту же группу включены были Россия и другие страны "переходного этапа" экономического развития).

    МИГА предоставляет инвестиционные гарантии только инвесторам из группы I, осуществляющим операции на территориях стран группы II.

    Непосредственно Агентством при его участии осуществляются гарантии двух видов:

    -гарантии ("ординарные" "автоматические") по страхованию, увязанному с подписным капиталом. Эти гарантии ограничиваются потолком в 150% от общего объема подписного капитала страны и предоставляются МИГА только инвесторам из стран группы I по инвестициям в странах группы II;

    -гарантии, не увязанные с подписным капиталом.

    Такие гарантии фактически и юридически предоставляются не МИГА, которое выступает лишь в качестве посредника при образовании спонсорской группой стран особого доверительного фонда поддержки, из которого и предоставляется гарантия. Агентство не несет по ней никакой финансовой ответственности.

    Такие гарантии не ограничиваются каким-нибудь потолком. Они могут предоставляться инвесторам из группы I по инвестициям в странах группы II (когда, к примеру превышен потолок для выдачи гарантий по первому виду, т.е. в зависимости от общей суммы подписного капитала, когда гарантии выходят за рамки иных критериев для первого вида). Гарантии второго вида могут также даваться инвесторам из группы I для инвестиций в странах этой же группы инвесторам стран групп II для инвестиций в странах этой же группы.

    Важно, что в Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:

    -риск расторжения инвестиционного договоренности государством-импортером. Для страхового возмещения ущерба необходимо, чтобы расторжение состоялось, а инвестор не мог воспользоваться имеющимися средствами для предотвращения такой меры;

    -риски, связанные ограничениями финансовых трансфертов, введенными в стране-импортере в отношении конвертабельности перевода инвестором прибылей в связи с ликвидацией инвестиционного предприятия;

    -рискшения собственности, включая меры по экспроприации и национализации. Но при этом "традиционные" и "недискриминационные" меры общего значения, предпринимаемые в целях упорядочения экономики, не рассматриваются как экспроприационные;

    -риски возникновения гражданских беспорядков вооруженных конфликтов, в том числе восстания, революции и т.п. события, не контролируемые властями страны. Но террористические акты не входят в эту категорию и могут страховаться только дополнительно.

    Сеульская конвенция недвусмысленно предусматривает в качестве целей создания механизма инвестиционного гарантирования - стимулирование создания в странах-импортерах инвестиций стабильной обстановки, снижающей вероятности наступления "политических", некоммерческих рисков. Предоставление гарантий ставится в зависимость от создания справедливого и равного режима для инвестиций и от расширения сети соглашений по поощрению и защите инвестиций.

    МИГА выступает в качестве страховщика и потенциального суброгата, а иностранный инвестор - в качестве страхователя инвестиций от различных некоммерческих рисков, перечисленных в страховом контракте.

    Источники

    ВикиПедия – свободная энциклопедия

    accountancy-edu.ru – основы бухгалтерского учета

    Учёба – образовательный портал №1

    Яндекс словари

    Бухгалтерия - право, налоги, консультации

    Юридическая практика - газета юристов

    Словари и энциклопедии на Академике

    Управление финансовыми рисками - теория и практика

    Учебники онлайн

    Источник: http://forexaw.com/

    Энциклопедия инвестора. 2013.

    Игры ⚽ Поможем написать курсовую

    Полезное


    Смотреть что такое "Международные инвесторы" в других словарях:

    • ИНВЕСТОРЫ — по российскому законодательству: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другиеюридические лица; иностранные физические или… …   Финансовый словарь

    • ИНВЕСТОРЫ — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве И. могут выступать физические и юридические .лица, муниципальные… …   Юридический словарь

    • Международные рейтинговые агентства — (International rating agencies) Рейтинговые агентства это организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности субъектов финансового рынка Международные рейтинговые агентства: кредитный рейтинг стран, Fitch Ratings, Moody s, S&P, Morningstar,… …   Энциклопедия инвестора

    • Международные финансы — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок …   Википедия

    • инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве И. могут выступать физические и юридические.лица, муниципальные… …   Большой юридический словарь

    • ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ — по законодательству РФ: иностранные юридическ ие лица (любые кампании, фирмы, предприятия, организации, ассоциации,созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законо дательством страны своего местонахождения); иностранные… …   Финансовый словарь

    • ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ — иностранные физические и юридические лица, а также государства и международные организации, осуществляющие иностранные инвестиции в какой либо стране. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд.,… …   Экономический словарь

    • ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ — 1) иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения; 2)… …   Юридическая энциклопедия

    • ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ — 1) иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения; 2)… …   Энциклопедический словарь экономики и права

    • Иностранные инвесторы — Иностранными инвесторами считаются: а) иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации и ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны… …   Словарь юридических понятий


    Поделиться ссылкой на выделенное

    Прямая ссылка:
    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»