Фондирование это:

Фондирование

(Funding)


Фондирование - это процесс финансирования активных операций банка


Ставка и коэффициент фондирования при расчетах матрицы, целевое фондирование и его источники


Содержание

  • Фондирование - это, определение
  • Банковское фондирование
  • Фондирование документов
  • Фондирование как метод управления затратами
  •        Предпосылки метода фондирования
  •        Идея построения метода фондирования
  •        Характеристика фондов при использовании фондирования
  •        Устройство регулятора для распределения выручки при фондировании
  •        Отчет о состоянии фондов при использовании метода фондирования
  •        О кассовом характере отчета о состоянии фондов при фондировании
  •        Учет дебиторской и кредиторской задолженности при методе фондирования
  •        Фонд внеоборотных активов в составе метода фондирования
  •        Фонды операций с заемным и собственным капиталом при фондировании
  •        Платежный календарь в отчете о состоянии фондов по методу фондирования 
  •        Оперативность и точность отчета о состоянии фондов при методе фондирования
  •        Консолидация отчетов о состоянии фондов по методу фондирования
  • Коэффициент фондирования
  •        Порядок расчета коэффициента рублевого фондирования
  • Использование матрицы фондирования
  • Источники и ссылки

Фондирование - это, определение

Фондирование - это привлеченные ресурсы, которые банк использует для обеспечения основной банковской деятельности. Источниками фондирования могут являться средства на расчетных, текущих и депозитных счетах клиентов, заимствования на международных и российских рынках капитала, межбанковские займы.

фондирование

Фондирование - это создание централизованных фондов государства и их распределение.

Фондирование (Funding) - это

Фондирование - это привлеченные ресурсы, используемые банком для обеспечения своей основной деятельности. Источниками фондирования могут быть средства на депозитных, расчетных и текущих счетах клиентов, заимствования на российских и международных рынках капитала, межбанковские займы и др

схема фондирования

Фондирование - это характерная для плановой экономики централизованная форма распределения фондов на особоважную и остродефицитную продукцию. Продукция, материальные балансы и планы распределения которой по фондодержателям разрабатывались Госпланом СССР и утверждались советом Министров СССР, называлась фондируемой (номенклатурой государственного плана материально-технического снабжения)

распределение фондов

Фондирование - это перевод активов другому предприятию (фонду), независимому от предприятия работодателя, для покрытия будущих обязательств по выплате пенсий

Фондирование (Funding) - это

Фондирование - это процесс финансирования активных операций банка собственными и привлеченными ресурсами.

финансирование операций банка

Фондирование - это метод внутреннего (или трансфертного) ценообразования в банковской деятельности.

Фондирование (Funding) - это

Банковское фондирование

Фондирование – это привлеченные ресурсы, используемые банком для обеспечения своей основной деятельности. Источниками фондирования могут быть средства на депозитных, расчетных и текущих счетах клиентов, заимствования на российских и международных рынках капитала, межбанковские займы и др. На сегодняшний день основную долю привлеченных средств в банках формируют средства клиентов.

банковское фондирование

При оценке финансовой деятельности банка всегда анализируют структуру фондирования, в том числе его срочность и стоимость.

Фондирование (Funding) - это

Фондирование может быть долгосрочным и краткосрочным. Например, к первому относятся заимствования на рынках капитала, а ко второму – текущие и расчетные счета клиентов. Сбалансированность ресурсной базы с активами по срокам обеспечивает полноценное функционирование банка.

долгосрочное фондирование

Стоимость привлеченных ресурсов условно можно разделить на высокую, например у выпущенных облигаций, и низкую – у средств клиентов на текущих и расчетных счетах.

привлеченные ресурсы

Стоит отметить, для устойчивости кредитной компании необходимо разнообразие ресурсной базы. Зависимость банка от какого-либо источника фондирования несет в себе повышенные риски. Например, высокая доля розничных депозитов в пассивах кредитной фирмы несет в себе риск потери ликвидности. Банки, фондирующиеся в основном на межбанковском рынке, как правило, в большей степени уязвимы в периоды экономической нестабильности.

Фондирование (Funding) - это

Фондирование документов

Фондирование документов - распределение документов по архивным фондам и архивным коллекциям. Оно производится непосредственно в архиве. В ходе фондирования уточняют фондовую принадлежность документов, формируют фонд, определяют хронологические границы фонда и документов фонда.

фондирование документов

В основе фондирования находится изучение самих документов — входящих, внутренних, исходящих. Фондовая принадлежность входящих документов определяется по их получателю, его пометам и резолюциям, штампу регистрации. Внутренние документы определяются по названию учреждения, где они были созданы, подписям должностных лиц. Исходящие документы фондируются по учреждению, откуда они вышли, регистрационному штампу, содержанию, делопроизводственному номеру. Фондообразователем внутренних и исходящих документов является их автор, а входящих - адресат.

фондовая принадлежность документов

При фондировании документов необходимо соблюдать следующие правила:

- дела относятся к тому году, когда они начаты делопроизводством или в котором они поступили в компанию для продолжения делопроизводством;

делопроизводство

- планы, сметы, документы к ним относятся к тому году, на который они составлены;

- отчеты и документы к ним относятся к году, за который они составлены;

отчеты и документы

- перспективные планы относятся к начальному году, на который они составлены;

- отчеты по перспективным планам относятся к последнему году отчетного периода;

отчеты по перспективным планам

- дела, начатые в одной структуре и переданные в другую структуру, относятся ко второй структуре, где они были завершены; если компания прекратила свое существование, документы ликвидационной, комиссии включаются в состав фонда ликвидируемой компании;

- в пределах года дела располагаются по значимости структурных подразделений фирмы;

переданные дела

- если в деятельности компании создается незначительный объем документов, то в хронологической систематизации они располагаются в соответствии со структурой фирмы; внутри структур дела располагаются по степени их значимости и логической взаимосвязи;

- в случае ряда дел с одинаковой датой их начала первыми помещаются дела с наиболее ранней датой их завершения;

документооболрот

- при ликвидации компании законченные делопроизводством дела входят в состав фонда ликвидируемой фирмы, незавершенные дела — в состав фонда организации-правопреемника; дела, производство которых велось в ряде организаций, включают в состав фонда компании, завершившей их делопроизводство; личные дела сотрудников, перешедших в другие фирмы, в случае их передачи в эти компании включаются в состав их фондов; входящие документы относятся к фонду организации-получателя; копии исходящих документов относятся к фонду организации-автора;

законченные дела

- внутренние документы относятся к фонду организации-составителя;

- каждому архивному фонду присваивается название и номер;

архивный фонд

- при хронологическом размещении дел первыми помещаются дела, имеющие число-месяц-год, за ними дела, имеющие месяц-год, затем дела, имеющие только год.

размещение дел

Один и тот же архивный фонд составляют документы фирмы до и после ее реорганизации, не повлиявшей на коренное изменение ее функций, изменения ее подчиненности, структуры, штатов, печати, полного или частичного изменения ее названия, изменения территориальных границ ее деятельности, перемещения из одного района в другой, изменения административно-территориального деления, временной приостановки ее деятельности.

документы организации

Фондирование как метод управления затратами

Кризисы, внезапное изменение ситуации на рынке, реорганизация организации – все эти явления характеризуются неожиданными изменениями экономической обстановки, требуют быстрой и взвешенной реакции. Как оценить и обеспечить прибыльность текущих операций компании в условиях, когда финансовая отчетность фирмы готовиться в фиксированные сроки и иной раз быстро теряет свою актуальность?

экономическая обстановка

«Простым» способом удержания нормы прибыли является процедура сокращения затрат, проводимая под лозунгом «приведение издержек в соответствие с доходами». Такой подход, ввиду его очевидности, применяется первым в числе «безотлагательных» мер повышения эффективности организации, хотя более действенным, но и более сложным является увеличение доходов. Отдавая должное важности решения задачи увеличения доходов, мы тем не менее попытаемся рационализировать процедуру сокращения расходов так, чтобы ее по праву можно было назвать методом управления издержками.

сокращение расходов

       Предпосылки метода фондирования

В основе предлагаемого метода управления расходами лежит ряд посылок. Данные посылки имеют очевидный характер и тем не менее требуют явного описания, так как игнорирование этих посылок при конструировании или модификации метода может не только снизить эффективность метода, но и вовсе носить деструктивный характер.

управление затратами

Первая посылка: взаимоувязка доходов и затрат. Примем, что все, чем мы располагаем – это наши доходы, и мы не можем себе позволить тратить сверх полученного дохода.

доходы и расходы

Вторая посылка: эффективность имеет две стороны – производительность и способность к производству. Эта посылка позволяет избавиться от однобокого понимания эффективности как результата: чем больше производишь – тем выше эффективность. Эффективность есть результат, но результат зависит от средств (ресурсов), позволяющих получить этот результат. В частности, внеоборотные активы, запасы, вообще активы – это средства (ресурсы), позволяющие получить результат – прибыль. Сокращая расходы, мы заботимся о прибыли, однако, «упорствуя» в сокращении издержек, можно остаться без ресурсов. Стремясь к быстрой отдаче оборотного капитала, стремясь к мгновенному результату, мы можем уменьшить оборотный капитал, а уменьшающийся оборотный капитал имеет уменьшающиеся возможности приносить доход. И уже рост оборачиваемости не способен компенсировать падение нормы рентабельности. С другой стороны, заботясь только о капитале, только о ресурсах можно остаться без результата – прибыли. Задача состоит в том, чтобы добиться баланса между результатом и средствами, производящими результат.

производительность

Третья посылка: задача согласования результативности и способности приносить результат должна состоять не только в максимизации результата, но и в максимизации способности приносить результат. Под результатом же будем понимать прибыль. Прибыль хороший, но не единственный показатель, характеризующий результативность и эффективность компании. Например, в качестве результата можно выбрать выручку или иной показатель. Мы остановились на прибыли в силу того, что это ясный и простой показатель, характеризующий эффективность коммерческого предприятия. Безоглядное сокращение затрат может поставить под угрозу жизнеспособность организации, подорвать способность компании приносить результат. Чтобы не допустить этого, требуется процедура сокращения издержек, позволяющая увязать прибыль (результат деятельности организации) и способность компании генерировать прибыль не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Наш критерий – прибыль – в какой то мере содержит обе стороны – и результативность, и способность генерировать результат. Мера соотношения сторон определяется временным горизонтом: чем меньше расчетный интервал времени, тем сильнее игнорируется способность к производству.

результативность

Четвертая посылка характеризуется своей очевидностью: издержки следует сокращать с учетом их значимости, изменяя уровень расходов с учетом их структуры, с учетом влияния издержек на прибыль, с учетом влияния расходов на способность генерировать прибыль.

уровень затрат

       Идея построения метода фондирования

Задача согласования параметров входа и выхода некоторой системы – типичная кибернетическая задача. Она решается путем конструирования регулятора, измеряющего доход и санкционирующего расхода. Санкционирование – это, в частности, и классификация, и оценка целесообразности издержек. В итоге регулятор должен рассчитать соответствующие уровни затрат в зависимости от их назначения и влияния как на прибыль, так и на жизнеспособность предприятия.

измерение дохода

Пусть кибернетическая система – наша организация, выручка – выход системы, издержки (расходы) – вход системы. Подсистема управления, измеряя выручку, санкционирует расходы, сообразуясь либо с текущим уровнем выручки, либо с уточняемым время от времени прогнозом выручки.

Схема управления затратами с контуром обратной связки

Степень жесткости связи входа и выхода, то есть степень жесткости связи расходов и выручки зависит от того, имеет ли предприятие отличные от выручки источники финансирования. Наличие подобных источников финансирования, например, целевое финансирование или государственная поддержка не устраняет, а сглаживает связь «вход-выход». Если компания имеет единственный источник финансирования – собственную выручку, то «жесткость» связи «вход-выход» максимальна.

связь затрат и выручки

Схема предприятия, изображенная на рисунке, имеет входом расхода, выходом – выручку. Но возможен и иной взгляд на нашу систему: если выручка определяет издержки, то почему бы не считать выручку входом системы, а расхода – выходом. Раз так, то перечертим схему рис. 1, поменяв местами вход и выход. Заодно дополним новую схему процессом распределения выручки.

Схема распределения выручки для финансирования затрат

Выручка, поступающая на вход, распределяется либо для финансирования некоторой группы издержек, либо для проведения выплат, не классифицируемых как издержки (например, для возврата займов или выплаты дивидендов). Величина распределенной выручки учитывается в специальном фонде, представляющем собой источник финансирования расходов и иных выплат.

распределение выручки

Порядок образования фонда определяется процедурой распределения выручки, а порядок использования фонда есть ничто иное, как выплаты и оплата издержек.

В тексте статьи нам приходится использовать термины «выручка», «доходы», «расхода», «расходы».

процедура распределения выручки

Выручка – все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары, работы, услуги, имущественные права в денежной или натуральной форме.

выручка

Доход – это увеличение экономических выгод, не связанных с выплатами в пользу третьих лиц. Например, если к выплатам в пользу третьих лиц относятся только НДС и акциз, то доход – это выручка за минусом НДС и акциза.

доход

Издержки – это потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары или услуги.

затраты

Расходы – это издержки, отражаемые в отчете о профитах и убытках, или, иными словами, расходы – это расхода, относимые на финансовый результат. Следовательно, издержки более общий термин, чем расходы.

расходы

       Характеристика фондов при использовании фондирования

Можно не распределять выручку и считать ее единым источником оплаты расходов, выплат дивидендов, возврата ссуд, кредитов и капитала. Это простой, но не информативный способ управления предприятием. Информация о том, сколько и на какие нужды можно и следует потратить, вызывает потребность в распределении выручки между видами выплат. Распределение выручки будет формировать индивидуальные источники финансирования соответствующих групп издержек и иных выплат. Мы уже договорились фиксировать величину располагаемых средств с помощью учетной категории, называемой фондом. Цель же образования фонда, специфика его использования дадут наименование фонду.

источники финансирования

Любой фонд можно представить как приходно-расходную бухгалтерскую книгу. Приходу отвечает образование сумм фонда, затрате – использование фонда. Остаток, выводимый как разница приходов и затрат, будет говорить о наличии источников средств. Впрочем, не только о наличии средств: остаток фонда будет свидетельствовать о потребности в финансировании и об обязательстве произвести выплаты с тем, чтобы обеспечить предприятие необходимыми ресурсами. Сила потребности определяется значимостью расходов.

потребность в финансировании

Итак, распределяемая выручка будет пополнять образованные USD - CAD, а произведенные выплаты будут уменьшать сумму средств фонда. Положительный остаток фонда будет говорить о неиспользованных возможностях, а отрицательный остаток – о выплатах, произведенных сверх источника финансирования. Условимся называть отрицательный остаток фонда дефицитом, а положительный – профицитом. Если фонд один, то дефицит, вероятно, невозможен, но если фондов несколько, то дефицит одного из фондов возможен за счет профицитов других фондов.

пополенние фондов

Это позволяет сформулировать утверждение: в системе с несколькими фондами для одного фонда, рассматриваемого изолированно, исчезает жесткая связь между величиной фонда и величиной выплат этого фонда.

величина фонда

Иными словами жесткая связь заменяется «мягкой» связью, определяемой следующим правилом: выплаты по всем фондам не должны превышать наличности и располагаемого займа.

выплаты по всем фондам

Отсюда вытекает еще одно утверждение: при условии сплошной и полной регистрации всех поступлений и выплат сумма располагаемых средств будет равна сумме остатков фондов.

средства фондов

Тем самым мы сформулировали два важных момента, позволяющих санкционировать контролируемый дефицит по тому или иному фонду, по тому или иному виду издержек.

дефицит по фонду

Сколько и каких следует иметь фондов? В принципе, мы имеем полную свободу в определении и числа, и характера фондов. Но лучше подобной свободой не злоупотреблять. Во-первых, не следует образовывать слишком много фондов, ограничив себя числом 7±2, помня о том, что данное число характеризует объем краткосрочной памяти человека и, в том числе, человека, принимающего решение. Это количественная сторона дела. Качественная сторона определяется характером фондов. Для определения характера фондов мы предлагаем применять маржинальный подход.

количество фондов

Как известно, маржинальный подход дифференцирует расходы на переменные (себестоимость продукции) и постоянные (расходы на общее функционирование организации). Стоимость переменных затрат непосредственно переносится на стоимость денежной эмиссии или на стоимость реализуемых товаров. Не сильно погрешим против истины, если скажем: нет переменных затрат – нет выручки. Переменные расходы непосредственно связаны с производительностью компании и тем самым, определяют «производительную» сторону эффективности. Постоянные расходы определяют жизнеспособность предприятия. Тем самым, в постоянных затратах получает свое воплощение другая сторона эффективности предприятия – способность к производству. Безусловно, возникают некоторые сложности с распределением издержек по видам – постоянные и переменные, – но в рамках предлагаемого похода подобные сложности не столь уж важны. Нам важна полнота учета затрат и некоторая неточность в распределении издержек не будет влиять на характер принимаемых решений.

маржинальный подход

Итак, образуем три фонда – фонд переменных затрат, фонд постоянных издержек и фонд прибыли.

фонд переменных расходов

Фондов может быть больше. Можно образовать фонд налогов, фонд финансовых резервов, фонд капиталовложений, фонд кредитов и займов, но нам пока достаточно трех фондов. Уточним лишь специфику третьего фонда – фонда прибыли. Этот фонд будет иметь еще одно, расширенное название – фонд прибыли и резервов. Помимо прибыли, к данному фонду мы будем относить все выплаты и расхода, которые не попали в USD / CAD переменных и постоянных затрат. Для краткости мы иногда будем опускать «и резервов», именуя фонд просто – фонд прибыли. Назначение фонда прибыли и резервов будет состоять в резервировании как прибыли, так и некоторой доли выручки, направляемой на финансирование «неожиданных» выплат. Вообще, создание резервов – хороший инструмент парирования случайностей: случайных выплат, случайно непогашенной дебиторской задолженности, случайно просроченной кредиторской задолженности. Наличие фонда прибыли и резервов позволит, пусть не гарантировать, то хотя бы обеспечить прибыль. Резервирование выручки под неожиданные выплаты лишь усиливает подобные меры обеспечения прибыли. В свою очередь, прибыль предприятия, вкупе с резервами, является числовым выражением эффективности предприятия.

фонд финансовых резервов

       Устройство регулятора для распределения выручки при фондировании

Описание регулятора начнем с простого случая, постепенно переходя от частного к общему. Для начала рассмотрим гипотетическое торговое предприятие и предположим, что в начале его функционирования в составе активов предприятия числится только товар. Более того, стоимость складских запасов в точности равна сумме собственного капитала, то есть товарные запасы сформированы за счет капитала. Чтобы избежать учета дебиторской и кредиторской задолженности, примем, что все расходы и доходы предприятия имеют денежную форму.

собственный капитал предприятия

Задача предприятия состоит в обеспечении заданной рентабельности операций и в поддержании текущего уровня товарного запаса как гарантии достаточного уровня продаж. Построим регулятор, решающий данную задачу.

товарные запасы предприятия

Заметим, что выручка уже «содержит» в себе постоянные, переменные расходы и операционную прибыль. Эту исторически сложившуюся структуру выручки можно принять за основу распределения выручки по фондам. Если же структура выручки неудовлетворительна, то выдвинем некоторое нормативное распределение выручки. Нормативная структура выручки будет играть роль целевой.

схема Структура выручки

Структура выручки – это ничто иное, как процентное распределение выручки по фондам. Зафиксировав один раз процент распределения выручки по фондам, мы будем применять этот процент к выручке, невзирая на то, что фактическая и исторически сложившаяся структура выручки не соответствует целевой. Несоответствие нормативной и фактической структуры выручек ставит вопрос об очередности распределения выручки – какой фонд получает причитающуюся ему долю выручки первым, а какой последним. Однако в случае процентного распределения это неважно – все USD CAD получат причитающуюся долю выручки. Но будет ли достаточна сумма? Этот вопрос особенно занимателен по отношению к фонду постоянных издержек. Занимателен, но не более того, поэтому мы пока не будем останавливаться на этом вопросе.

структура выручки

Определим следующий порядок распределения выручки по фондам:

- фонд переменных затрат,

- фонд прибыли и резервов,

- фонд постоянных издержек.

фонд постоянных расходов

Подобный порядок распределения выручки по фондам можно объяснить следующим. Мы не можем, не манипулируя ценами, влиять на долю переменных затрат, зато долей постоянных издержек можно манипулировать, правда, в известных пределах. Более того, доля постоянных затрат изменяется под воздействием двух факторов: абсолютной суммы постоянных издержек и абсолютной суммы выручки.

распределение выручки по фондам

В учете финансовый результат определяется как остаток после вычета затрат. В предлагаемой методике порядок иной: вначале вычитаем из выручки переменные расходы, заботясь о поддержании способности функционирования, а затем операционную прибыль (можно использовать показатель EBITDA), рассчитанную как процент выручки. Этим мы придаем переменный характер операционной прибыли. И только после вычитания операционной прибыли остаток выручки направляется на финансирование постоянных издержек. Этим мы ограничиваем долю постоянных затрат в выручке. С другой стороны, мы действуем против природы постоянных издержек, делая их переменными. И такие действия не пройдут бесследно, нам придется вводить корректировки фонда постоянных затрат.

финансовый результат

Возвращаясь к вопросу расчета доли прибыли в выручке и исповедуя осторожный подход к распределению выручки, предусмотрим возможность резервирования доли выручки на покрытие издержек внереализационного характера, на выплату процентов и плату за капитал, на некоторые налоги возможно, еще на что-либо. То есть так как норматив операционной прибыли не учитывает подобные выплаты, то для создания финансовых резервов следует увеличить процент распределения выручки в фонд прибыли.

доля прибыли в выручке

И, наконец, не все расходы могут учитываться при распределении выручки. Так, могут не учитываться расходы немонетарного характера (например, амортизация), что впрочем, требует лишь некоторого уточнения доли выручки, направляемой в фонд прибыли.

расходы немонетарного характера

Конструкция регулятора. Имея выручку дня (или иного периода), приступаем к ее распределению.

Схема распределения выручки

- отделим и направим часть выручки в фонд переменных затрат в соответствии с установленным нормативом (процентом). В нашем гипотетическом предприятии фонд переменных издержек предназначен для пополнения складских запасов по мере их продаж. Следовательно, распределяя выручку, мы решаем финансовыми методами задачу поддержания складских запасов, страхуя себя от «нецелевого» использования соответствующей доли выручки.

пополенние фонда

- резервируем операционную прибыль и создаем резервы – направляем часть выручки в фонд прибыли и резервов.

создание резервов

- оставшуюся часть выручки направляем в фонд постоянных затрат. Эта часть выручки является той суммой, которой располагает руководство как для поддержания жизнедеятельности предприятия, так и для поддержания «комфортного» существования. Сумма средств, поступающих в данный фонд, никогда не будет отрицательной, если процент распределения неотрицателен.

жизнедеятельность предприятия

Определенность суммы постоянных издержек, ее тесная связь с выручкой побуждает руководство более взвешенно относиться к затратам, соотносить потребности и желания с возможностями предприятия. Тем не менее, если поток выручки в силу фундаментальных причин не достаточен для покрытия постоянных затрат, то никакой регулятор не способен обеспечить выживание организации.

сумма постоянных расходов

       Отчет о состоянии фондов при использовании метода фондирования

Распределяя выручку по фондам, мы надеемся, что расходы будут производиться в пределах остатка фонда. На практике, под тем или иным предлогом, ссылаясь на важность, срочность, значимость приходится идти на перерасход средств фонда. Хотелось бы иметь в каждый момент времени картину дефицита и профицита по каждому фонду. Для решения этой задачи разработаем отчет, информирующий о состоянии фондов. Как назвать подобный отчет? Его можно было бы назвать: «Отчет об использовании выручки», «Отчет об источниках финансирования», «Отчет о состоянии фондов», «Отчет о финансовых возможностях», «Отчет о дефицитах». В качестве рабочего мы выбрали последнее название, короткое и побуждающее к действию.

состояние фондов

Для каждого периода, например – для каждого месяца, сформируем лист отчета, имеющий вид, изображенный на рисунке.

Лист отчета о дефицитах

Порядок заполнения отчета следующий. Пополнение фонда, – позиции W1 – W3, – заполняются в соответствии с правилами распределения выручки по фондам. Сумма W = W1 + W2 + W3 вводится в отчет для проверки корректности распределения: сумма W должна быть равна выручке. Ниже мы упомянем о возможных корректировках сумм распределения, которые могут нарушить упомянутое правило.

корректировка сумм распределения

Использование средств фонда отражается в позициях Р1 – Р3. Издержки по графе Р1 и расходы по графе Р3 очевидны. Выплаты по графе Р2 подчиняются следующему правилу: все, что не может быть отнесено в графы Р1 и Р3, отражаются в графе Р2. В частности, в графе P2 отражаются выплаты дивидендов, выплаты процентов, внереализационные расходы, капиталовложения, ремонт основных средств, восстановление нематериальных активов.

Текущий остаток фонда F1 – F3 формируется арифметическим путем: начальный остаток плюс пополнение и минус использование фонда.

средства фонда

Отрицательный остаток фонда говорит о дефиците, положительный – о профиците. Положительный остаток фонда свидетельствует о потребности в издержках по данной группе издержек. Потребность определяется тем, что расходы необходимы для сохранения прибыльности предприятия. Отрицательный остаток фонда может свидетельствовать о потребности в доходах для покрытия дефицита. Сумма остатков всех фондов свидетельствует или об общем дефиците или о профиците предприятия и имеет связь с наличными средствами фирмы. Экономическая и деловая интерпретация остатков фондов зависит от фонда.

отрицательный остаток фонда

Так, дефицит фонда переменных затрат свидетельствует о недостаточном финансировании складских запасов. Нехватка продукта влияет на операционную способность капитала (физическую производительность капитала), в большинстве случаев снижая производительность компании.

дефицит фонда переменных расходов

Дефицит фонда резервов и прибыли свидетельствует об отсутствии и резервов, и нераспределенной прибыли. Заметим, что дефицит фонда прибыли не обязательно говорит об убытке. Если полученная прибыль была либо выплачена владельцам, либо реинвестирована, то дефицит фонда говорит лишь об отсутствии нераспределенной прибыли.

дефицит фонда резервов и прибыли

Дефицит фонда постоянных издержек свидетельствует либо

а) о возросших затратах на содержание организации, либо

б) о недостаточности выручки для поддержания функционирования предприятия.

рост расходов на содержание фирмы

Для любого фонда справедливо: дефицит фонда есть следствие того, что средства фонда используются сверх меры. Так как распределяется 100% выручки, то дефицит одного фонда возможен за счет средств какого-либо другого фонда. Поэтому следует оценивать «критичность» дефицита – смотреть: за счет каких фондов сформирован рассматриваемый дефицит. Так, если дефицит фонда постоянных затрат сформирован за счет фонда закупок продукта, то возникает угроза недофинансирования закупок продукта, а значит под вопросом и будущие выручки. Если же дефицит фонда постоянных издержек создан за счет фонда прибыли и резервов, то в большинстве случае достаточно обратить внимание на необходимость покрытия дефицита, с тем чтобы достичь планового размера прибыли.

использование средств фонда

Начальные остатки фондов заполняются либо на основании отчета предыдущего периода, либо путем инвентаризации наличных средств и распределения их по фондам. Также с начальными остатками связаны позиции С1 – С3, введенные в отчет для отражения процедуры перераспределения текущих остатков фондов. Например, остаток фонда прибыли может быть направлен на покрытие дефицита постоянных затрат. Такое перераспределение и отражается в графах С1 – С3. Так как перераспределение осуществляется в пределах текущих остатков фондов, то сумма С1 – С3 должна быть равна нулю. Важно отметить, что позиции С1 – С3 это не только технический прием, но и управление структурой капитала. Раскроем это утверждение.

начальные остатки фондов

Технически, записывая в ячейку С1 некоторую сумму, балансируя ее отрицательными суммами в С2 и С3, мы тем самым покрываем дефицит фонда переменных издержек. В финансовом смысле мы устанавливаем более высокий уровень складских запасов. В самом деле, хотя в прошлом периоде была оплачена большая партия продукта, во всяком случае, большая, нежели была реализована, в будущих периодах этот факт не будет учтен, и закупки останутся на уровне продаж. Наоборот, изымая остаток фонда переменных затрат, мы фиксируем более низкий целевой уровень склада.

перекрытие дефицита фонда

По-другому видятся корректировки фонда постоянных издержек. Прежде чем изымать остаток фонда постоянных затрат, следует понять – в силу чего образовался данный остаток. Если остаток фонда образовался в результате превышения плановой выручки при сохранении планового уровня издержек – то изъятие остатка фонда лишь фиксирует возросшую прибыльность фирмы вследствие роста масштаба операций. Если же остаток фонда образовался в результате экономии затрат, то прежде чем уменьшать фонд, следует обосновать такое уменьшение – недофинансирование может сказаться на функционировании компании.

корректировка фонда постоянных расходов

Изъятие остатка фондов прибыли и резервов определяется тем, какая часть фонда – резерв или прибыль используется для изъятия. Если изымается резерв –то такое изъятие соответствуют назначению резервов. Если изымается прибыль – то следует подготовиться к объяснениям с владельцами (акционерами) предприятия.

изъятие остатка фондов

Для полноты картины следует упомянуть еще одну причину возникновения остатков и дефицитов – неправильное распределение выручки по фондам. И тогда перераспределение по позициям С1 – С3 позволяет устранить расчетные перекосы.

возникновение остатков и дефицитов фондов

Управление фондами, а посредством этого и управление структурой оборотного капитала возможно не только путем изъятия или пополнения фондов, но и путем корректировки граф «пополнение» и «расходование».

управление фондами

Допустим, мы хотим уменьшить складские запасы. Для этого следует перераспределить часть выручки, которая идет на пополнение складских запасов. Это можно сделать, уменьшив W1 («отрицательное» пополнение фонда), одновременно увеличив W2 (пополнение фонда прибыли). Либо же увеличить Р1 (отразив фиктивное расходование) и синхронно уменьшить Р2, уменьшая тем самым расходование фонда прибыли на фиктивную сумму. Корреспонденция сумм, другими словами, синхронное отражение сумм не столь обязательно, сколь желательно. Прием синхронного отражения позволяет сохранить «балансовые» уравнения:

уменьшение складских запасов

- сумма пополнений фондов должна быть равна выручке,

- сумма выплат из фондов должна быть равна общей сумме выплат.

сумма пополнений фондов

Отчет о дефицитах легко реализовать с помощью электронных таблиц. На отдельных листах электронной книги можно организовать представление дневных оборотов в разрезе доходов и издержек и связать формулами ячейки листа основного представления с ячейками листов детализации. Тем самым отчет о дефицитах будет иметь дневные расшифровки сумм, что улучшит понимание причин текущего финансового состояния, представлением которого и является отчет о дефицитах.

отчет о дефицитах

Для демонстрации приема детализации сумм приведем следующий пример. Пусть у нас есть лист, который мы назовем «выручка». Этот лист будет содержать дневные выручки и распределение выручки по фондам. Данный лист можно организовать так, как показано на рисунке (цифры – условные).

Вид листа «Выручка»

Аналогично листу «выручка» могут быть сформированы листы, объясняющие расходы. При этом лист затрат может быть структурирован по видам издержек.

Вид листа «Расходы»

Например, каждый вид затрат может быть представлен своей колонкой отчета.

Другой подход к детализации сумм может базироваться на представлении банковской выписки электронной таблицей. Вводя в шаблон суммы банковской выписки, то есть все поступления и выплаты денежных средств, мы получаем источник данных для формирования сумм поступления в Доллар США - Канадский доллар и суммы использования фонда. Включение листа «Банковская выписка» позволяет, помимо прочего, получить целостную систему представления финансовых потоков с отображением остатков средств на каждую дату. Заметим, что для полного описания финансовых потоков необходимо учесть и отображение движения денежных средств, учитываемого в кассовых книгах предприятия.

детализация сумм

       О кассовом характере отчета о состоянии фондов при фондировании

Поступления и выплаты денежных средств, отражаемые в банковской выписке и кассовой книге в части наличных средств, не зачисляемых на расчетный счет – основной объект учета в отчете о дефицитах. Этот факт предопределяет кассовую природу отчета о дефицитах, сближая его с отчетом о движении денежных средств. Но это же порождает трудности в сопоставлении отчета о дефицитах и отчета о профитах и убытках. В связи с этим возникает вопрос: может ли отчет о дефицитах использоваться для оценки прибыли организации?

поступления денежных средств

В роли прибыли в отчете о дефицитах могут выступать

а) суммы поступлений в фонд прибыли минус суммы использования прибыли для покрытия дефицитов других фондов,

суммы поступлений в фонд

б) суммарный дефицит или профицит фондов, скорректированный на суммы прибыли, распределенной в пользу владельцев фирмы.

Но и после корректировки мы имеем лишь приблизительное представление о прибыли. Точное же сопоставление отчетов может потребовать изощренной техники расчетов.

суммарный дефицит

Причины расхождения отчета о дефицитах и отчета о профитах и убытках следующие.

- способ учета НДС. Все статьи отчета о профитах и убытках содержат суммы без учета НДС. Если при планировании платежей опираться только на отчет о профитах и убытках, то отсутствие НДС порождает трудности с планированием платежей – по каждой статье нужно рассчитать поправку на НДС, с тем чтобы получить сумму выплат. Так как поступления и выплаты содержат в себе НДС (там, где он есть), то включение НДС в состав сумм отчета о дефицитах оправданно не только с «калькуляционной», но с управленческой точки зрения.

способ учета НДС

- «разновременность» сумм доходов (выручек), отражаемых в отчете о дефицитах и в отчете о профитах и убытках. Причина «разновременности» состоит в том, что отчет о профитах и убытках формируется с использованием метода начисления и часть доходов не имеет денежного покрытия в отчетном периоде. В отчете о дефицитах часть поступлений относится как к доходам прошлых периодов (погашение дебиторской задолженности), так и к доходам будущих периодов (авансы). Детально вопрос «разновременности» доходов и издержек рассмотрен в работе.

разновременность сумм доходов

- немонетарные доходы и расходы: товарообменные операции, операции зачета встречных требований, расходы по износа и т.п.

немонетарные доходы и расходы

- выплаты и поступления, не связанные с доходами и издержками. Примерами подобных операций являются вклады или выкуп уставного капитала, поступления или возврат ссуд и кредитов. Следует упомянуть и о потоках, связанных с перемещением денежных средств между расчетным счетами, кассами, операции конвертации денежных средств как в различные валюты, так и в различные денежные инструменты.

выплаты и поступления средств

Изложенные причины затрудняют сопоставление отчета о дефицитах и отчета о профитах и убытках, но важно ли подобное сопоставление с точки зрения управления предприятием?

составление отчета о дефицитах

Отчет о дефицитах недвусмысленно и прозрачно свидетельствует о дефицитах и располагаемых средствах. Иметь данную информацию под рукой просто необходимо и отчет ее предоставляет. Будет ли достаточно данной информации? Достаточность определяется характером решений – стратегических, тактических или оперативных. Всегда существует промежуток времени, для которого информация отчета о дефицитах достаточна и такой промежуток времени отвечает задачам оперативного управления. Таким образом, опираясь на потребности оперативного управления, мы будем стремиться к кассовому характеру отчета о дефицитах, добиваясь сближения отчета о дефицитах и отчета о движении денежных средств.

располагаемые средства

       Учет дебиторской и кредиторской задолженности при методе фондирования

До сих пор мы полагали, что доходы и расходы соответствуют финансовым потокам. Снимем это допущение и введем в отчет о дефицитах учет кредитных отношений, фиксируемых с помощью дебиторской и кредиторской задолженности.

денежные потоки

Добавим в отчет о дефицитах регистры учета дебиторской и кредиторской задолженности. Для определенности примем, что в составе дебиторской задолженности числится только задолженность клиентов, а в составе кредиторской задолженности – задолженность поставщикам продукта. Вид регистров учета задолженности приведен на рисунке.

Регистры учета дебиторской и кредиторской задолженности

В регистрах в позициях D2 и К1 стоят денежные суммы, которые переносятся на лицевую сторону отчета о дефицитах: сумма D2 заносится в позицию W1, сумма К1 – в позицию Р1. Использование регистров дебиторской и кредиторской задолженности упрощает учет операций с расчетами неденежными средствами: бартер, зачет встречных требований и т.д. Достаточно просто скорректировать дебиторскую и кредиторскую задолженности на сумму немонетарной операции. Правда, в силу связи между регистрами и фондами, суммы немонетарных операций влияют на остаток фонда.

коррекция задолженности

И если использование фонда за счет немонетарных операций не вызывает возражений, то пополнение фондов на основании отгрузок, не обеспеченных финансовыми потоками, настораживает. С другой стороны, материальные ценности отпущены и сигнализировать об этом надо. И если мы проведем пополнение фондов, то тем самым отразим обязательство произвести расходы, с тем, чтобы обеспечить фирму ресурсами, необходимыми для ее функционирования. В этом проявляется взгляд на издержки, как ресурсы, обеспечивающие в будущем экономическую выгоду (добавленную стоимость) и у нас есть причина для отступлений от отчета о движении денежных средств.

экономическая выгода

Имея регистры дебиторской и кредиторской задолженности, можно ввести в отчет о дефицитах еще одну таблицу – складской регистр, с тем, чтобы иметь под рукой информацию о состоянии склада и динамике его изменения. Вид складского регистра приведен на рисунке.

Вид складского регистра

Операции, изменяющие состояние склада и не затрагивающие регистров дебиторской и кредиторской задолженности (например, потери, естественную убыль) можно учесть путем корректировки остатков соответствующего периода.

регистры дебиторской задолженности

Организуя регистры дебиторской и кредиторской задолженности для каждого фонда (если это необходимо), мы сближаем отчет о дефицитах с учетными данными бухгалтерской системы. В силу этого появляется возможность сопоставления данных отчета о дефицитах и данных бухгалтерских систем, что положительно сказывается на достоверности представляемых отчетом данных. Все же следует помнить, что увеличение объема данных и усложнение структуры отчета о дефицитах оправдано лишь до определенного предела. Отчет о дефицитах не должен подменять собой бухгалтерскую подсистему, и трудозатраты на его формирование должны быть пренебрежимо малы по сравнению с трудозатратами бухгалтерской подсистемы, регистрирующей те же факты хозяйственной жизни.

регистр кредиторской задолженности

       Фонд внеоборотных активов в составе метода фондирования

Значимость и существенность операций с внеоборотными активами (основными средствами, нематериальными активами и т.д.) может потребовать введения отдельного фонда для финансирования подобных операций. Устройство данного фонда, а также таблицы для его представления аналогичны рассмотренным ранее фондам, поэтому мы не будем подробно останавливаться на характеристике фонда внеоборотных активов.

операци с внеоборотными активами

Пополнение фонда внеоборотных активов возможно за счет следующих операций: износа, выручки от реализации внеоборотных активов, распределения (реинвестирования) прибыли, вложений в капитал участников предприятия.

пополнение фонда внеоборотных активов

Некоторую сложность представляет распределение прибыли, понимаемое как реинвестирование. Впрочем, данная сложность может быть преодолена либо путем отражения соответствующих сумм в ячейке С2, либо путем задания соответствующих начальных остатков фонда прибыли и фонда внеоборотных активов.

распределение прибыли

Использование фонда внеоборотных активов в основном исчерпывается операциями приобретения, модернизации, восстановления и ремонта внеоборотных активов. Возможно, сюда могут быть отнесены операции по обслуживанию внеоборотных активов. Однако не следует увлекаться скрупулезным учетом подобных операций, ограничившись очевидными ситуациями.

операции приобретения активов

Остаток фонда внеоборотных активов свидетельствует о недостаточных вложениях во внеоборотные активы. Если подобное недофинансирование обоснованно, то остаток фонда внеоборотных активов следует перераспределить в пользу других фондов с тем, чтобы зафиксировать отсутствие потребности в финансировании внеоборотных активов.

вложения во внеоборотные активы

       Фонды операций с заемным и собственным капиталом при фондировании

Многие предприятия привлекают займы и займы, в связи с чем возникает задача обеспечения своевременного возврата займов и ссуд. Решение данной задачи осуществляется путем планирования финансовых потоков и резервирования сумм для погашения задолженности. А раз так, то может пригодиться фондирование выручки для обеспечения возврата займов и кредитов. Для чего создается фонд возврата ссуды. Подобный фонд является краткосрочным, так как он закрывается после выполнения той задачи, во исполнение которой он был открыт.

привлечение кредитов и займов

Операции получения кредитных и заемных средств не требуют создания специальных фондов. Поступление заемных средств естественным образом учитывается как пополнение уже открытых фондов. Каких именно – зависит от целевого назначения займа. В самом деле, если займ выдан для закупок продукта, то пополняется фонд закупок продукта. Если же у кредита отсутствует целевое назначение, то пополняется фонд постоянных затрат.

получение кредитных средств

Операции возврата ссуд и кредитов требуют компании специального фонда для резервирования денежных средств, направляемых в погашение кредитной задолженности. Необходимость резервирования денежных сумм для погашения кредитных обязательств, в свою очередь, требует пересмотра структуры выручки – требуется выделить долю выручки, направляемую в фонд возврата займов и скорректировать распределение выручки для остальных фондов. Если не пересмотреть структуру выручки, то мы по ходу возврата ссуды получим дефициты в фондах, которые в последующем потребуется сторнировать в той сумме, которая вызвана погашением ссуд.

операции возврата кредитов

Фонд возврата займов организуется с помощью открытия регистра, примерный вид которого приведен на рисунке.

Вид регистра фонда возврата кредита

В заключение данной темы зададимся вопросом: не следует ли создать фонд для операций с собственным капиталом, например, для учета выплат дивидендов и купонного дохода, выкупа акций и облигаций? Ответ на этот вопрос зависит от масштаба операций, хотя в обычных ситуациях, для учета операций с собственным капиталом достаточно использовать фонд прибылей.

операции с собственным капиталом

       Платежный календарь в отчете о состоянии фондов по методу фондирования 

Наличие больших остатков денежных средств, зарезервированных, например, в целях предстоящего погашения займа или для оплаты большой партии продукта, побуждает попытаться решить задачу доходного размещения свободных остатков денежных средств. Данная задача имеет решение, если доходы от размещения свободных денежных средств с учетом рисков такого размещения превышают расходы на привлечение заемного капитала. В ином случае, если доходы от размещения меньше издержек по привлечению заемного капитала, предпочтительно оперировать заемным капиталам.

большие остатки денежных средств

Имея отчет о дефицитах, можно предложить еще один способ управления временно свободными денежными остатками, заключающийся в управлении дефицитами фондов. Суть данного способа состоит в такой фирмы очередности платежей, при которой по некоторым фондам создается искусственный дефицит. Другой же фонд, как правило тот, по которому предполагается большой платеж, становится профицитным. Когда наступает срок платежа, весь финансовый поток направляется в пользу данного платежа и профицит фонда погашается. Так как другие Доллар США-Канадский доллар уже получили опережающие финансирование, то организация функционирует в нормальном режиме, не испытывая недостатка ресурсах.

свободные денежные остатки

Планирование искусственных дефицитов и профицитов можно проводить с помощью такого инструмента, как платежный календарь. Пусть платежный календарь – таблица предстоящих поступлений и выплат в разрезе видов и направлений расходования денежных средств, с операционной детализацией платежей. Необходимым условием совместной работы платежного календаря и отчета о дефицитах является согласование операций фондов и списка статей поступлений и выплат, с тем, чтобы иметь возможность однозначно соотносить денежные суммы платежного календаря и суммы, регистрируемые в фондах.

планирование искусственных дефицитов

На основе платежного календаря можно составить плановую таблицу использования фондов. Сложность составления такой таблицы состоит в предсказании будущих поступлений денежных средств. В условиях стабильных или прогнозируемых потоков выручки, можно рассчитать либо вероятный финансовый поток, либо, – для осторожных, – нижнюю оценку величины финансвого потока.

использование фондов

Даже ничего не зная о выручке, можно оценить требуемую выручку в обеспечение всех затрат, иных выплат и плановой прибыли. В частности, постоянные расходы плюс плановая прибыль, деленные на норму маржинальной прибыли и есть требуемая выручка в обеспечение издержек и прибыли. Умножим эту выручку на процент переменных затрат в составе выручки и получим оценку издержек по поддержанию должного уровня складских запасов. Наличие прочих выплат обусловливает как более высокий уровень выручки, так и полное или частичное использование фонда прибыли вкупе с фондом переменных затрат. Правда, возможен еще один вариант – привлечение дополнительных финансовых средств. Опираясь на прогнозы, рассчитывая минимально необходимый уровень выручки, планируя привлечение заемного капитала, мы, в конечном итоге, получаем финансовую картину будущего организации.

обеспечение всех расходов

Продолжая конструирование технологии планирования платежей, предложим следующую практику. Определим каждому виду платежей временной коридор платежа, так что вся выручка в пределах этого отрезка времени поступает в распоряжение соответствующего фонда. Например, налоговые платежи имеют фиксированные сроки уплаты и логично установить коридор для их оплаты, зафиксировав в платежном календаре направление использования выручки – «оплата налогов». Те же правила можно распространить на платежи по договорам с периодичными платежами, например по договорам аренды.

технология планирования платежей

Более или менее свободные отрезки времени отводятся для выплат поставщикам, о чем информируются лица, отвечающие за управление товарным запасом. Имея ориентировку по предпочтительным срокам оплат, отдел управления товарным запасом может внести коррективы в дисциплину и условия заказа (например, в расчет точки заказа, расчет оптимального и экономически обоснованного объема заказа) с тем, чтобы выстроить свою работу в соответствии не только с располагаемыми денежными средствами, но и, что важно в предлагаемом способе, в соответствии с доступностью денежных средств.

денежные средства

После того как спланированы все периодические и регулярные платежи, остаются разовые, несистематические платежи, которые можно проводить в те дни, когда на расчетных счетах предприятия образуется свободная денежная масса.

периодические и регулярные платежи

Фирма коридоров платежей – непростая задача, и можно возразить – к чему такие сложности? Не планируя, мы, к сожалению, не избавляемся от сложностей вообще, мы просто пассивно ожидаем их наступления. Планируя же, мы переносим сложности из будущего в настоящее и занимаем активную позицию. Более того, отсутствие планирования и управления событиями приводит к тому, что не только неблагоприятные, но и благоприятные события группируются, а не распределяются равномерно, как мы того наивно ожидаем: всегда будут возникать такие дни, когда нужно платить за все, а денег нет, и дни, когда денег много, а никто не предъявляет требований на оплату. Зачастую такое течение событий представляется как некое знамение и наказание. А это всего лишь игра случая и… отсутствие менеджмента. Для того же, чтобы сделать течение событий равномерным и прогнозируемым, нужен менеджмент, нужны способности, определенные организаторские и технологические усилия. Обобщая, можно сказать, что характеристика случайности, выраженная, например, коэффициентом вариации или среднеквадратическим отклонением производственного показателя является мерилом менеджмента: чем выше вариация – тем меньше менеджмента на предприятии.

организация коридоров платежей

       Оперативность и точность отчета о состоянии фондов при методе фондирования

Вся ценность отчета о дефицитах – в оперативности его составления. Запаздывание сроков составления отчета, неряшливый подход в регистрации фактов хозяйственной жизни девальвирует и делает ненужным отчет о дефицитах. Заполнение же ненужного отчета – напрасная трата времени и сил.

оперативность составления отчета

Рассмотрим две характеристики отчета о дефицитах: оперативность и точность. Под точностью будем понимать отсутствие ошибок регистрации фактов хозяйственной жизни (не на ту статью отнесли), отсутствие пропусков данных и лишние записи. Мерой точности отчета может выступать число ошибок или сумма ошибочных операций. Под оперативностью отчета будем понимать задержку в подготовке отчета относительно даты, на которую подготовлен отчет.

точность составления отчета

Оперативность отчета и его точность входят в противоречие друг с другом, и следует чем-то жертвовать, либо оперативностью в ущерб точности, либо наоборот. Мы предлагаем жертвовать некоторой степенью точности в пользу оперативности отчета.

оперативность и точность отчета

Если мы выбрали оперативность, то следует оценить расхода на достижение максимальной оперативности отчета. Предположим, что мы можем оценить дополнительный доход, извлекаемый благодаря высокой оперативности. Тогда мы можем соотнести получаемый доход с расходами, обеспечивающий данную оперативность. Даже если нам недоступны точные количественные данные, мы все же можем вынести качественные суждения и выработать экономически обоснованные требования к оперативности. Если издержки на оперативность меньше дохода от оперативности (на сколько меньше – определяется нормативом рентабельности издержек), мы будем иметь «экономически обоснованную» оперативность. И если подобный уровень оперативности не устраивает руководство, то следует направить усилия на совершенствование технологии управления, документооборота, совершенствование бизнес-процессов, методик и способов построения учетных систем, в общем, на совершенствование системы управления предприятием.

затраты на достижение оперативности отчета

       Консолидация отчетов о состоянии фондов по методу фондирования

Имея отчеты о дефицитах в каждой бизнес-единице, возникает желание построить отчет о дефицитах для всей группы компаний. С тем чтобы ответить на вопрос – имеет ли смысл консолидация – следует рассмотреть формальную и содержательную стороны процедуры консолидации.

процедура консолидации

Формальная сторона процедуры консолидации затрагивает вопросы единообразия форм отчета о дефицитах и вытекающего из этого факта удобства или неудобства объединения предприятий этих отчетов. Единообразие форм отчетов, основанное на стандартизации адресов ячеек электронных таблиц, позволяет выполнять консолидацию быстро и технологично, просто суммируя ячейки. Иногда и отсутствие единообразия не сильно усложняет дело, особенно, если объем данных невелик и ручной ввод необременителен.

формальная сторона процедуры консолидации

Содержательная сторона консолидации связана с вопросами интерпретации консолидированного отчета о дефицитах: имеет ли смысл консолидированный дефицит группы компаний, имеется ли содержательная интерпретация остатков консолидированных фондов? Сложности интерпретации консолидированного отчета вызваны несколькими причинами. Во-первых, финансовая структура группы компаний не однородна и содержит как центры прибыли, так и центры расходов. Во-вторых, при консолидации некоторые трансакции становятся внутренними.

содержательная сторона консолидации

Отличительная черта внутренних трансакций состоит в том, что у одних компаний они фиксируются на стороне выплат, у других – на стороне поступлений. Простое суммирование отчетов, да и то при условии согласования по дате и сумме внутренних трансакций, увеличивает обороты, хотя и сохраняет остатки фондов. Завышенная оценка денежных потоков не позволяет оценить внешние потоки группы компаний. Правда, мы по-прежнему будем иметь справедливое представление о дефиците группы компаний. Удаление (элиминирование) внутренних транзакций исправляет положение, но является технически сложной задачей, к тому же не лишенной ошибок.

внутренние трансакции

Если имеет место не согласованное или ошибочное отражение внутренних трансакций, то искажаются и обороты, и представление о суммарном дефиците. Характер подобных искажений следующий. Мы имеем две ситуации. Первая, если отражаются ожидаемые поступления, но не отражаются соответствующие им требования к выплатам – маскируется дефицитность. Тем самым могут быть приняты решения о выплатах, необеспеченных поступлениями. Вторая ситуация – если отражены требования к выплатам и не отражены соответствующие им поступления, то искажается представление о распределении дефицитов и профицитов между компаниями внутри группы.

решения о выплатах

Таким образом, консолидация отчетов может являться технически сложной задачей, а консолидированный отчет о дефицитах с трудом поддаваться интерпретации. С другой стороны, небезрезультатна и попытка построения консолидированного отчета о дефицитах. Невозможность построения консолидированного отчета выявляет недостатки в компании финансирования внутри группы. Если не удается получить содержательный консолидированный отчет, суммарный дефицит группы не поддается интерпретации, в структуре имеются центры издержек, венчурные центры или центры инвестиций, имеющие хронический дефицит, с которым все уже смирились и махнули рукой – мы имеем проблемы, и возможно, серьезные с компанией финансовой работы внутри группы компаний. Это первое. Второе – отчет о дефицитах позволяет по-иному взглянуть на экономическую целесообразность как центров расходов, так и иных групп издержек. Можно попытаться проанализировать, является ли каждый центр расходов причиной экономической добавленной стоимости (EVA), существует ли альтернатива данному центру издержек, чему равна стоимость работ и услуг центра расходов, как соотносится данная стоимость со стоимостью аналогичных работ и услуг, предлагаемых рынком.

построение консолидированного отчета

Окончательное решение о полезности консолидации отчетов о дефицитах может быть принято лишь после ответа на вопрос: как будет использоваться данный отчет в управлении группой. Лишь затем анализируются возможности процедуры консолидации, расхода на подготовку консолидированных отчетов и выгоды, которые вытекают из принимаемых решений на основе данного отчета.

полезность консолидации отчетов

Предлагаемый метод предполагает наличие в отчете о дефицитах следующих регистров:

- регистры учета фонда переменных затрат, фонда постоянных затрат и фонда прибыли и резервов,

- регистры учета дебиторской и кредиторской задолженности,

регистры учета

- складской регистр,

- регистр фонда внеоборотных активов,

- платежный календарь.

регистр фонда внеоборотных активов

Данные регистры позволяют отразить дефицит или профицит фондов. Что свидетельствует о достаточном или недостаточном финансировании издержек, а также о достаточности или недостаточности прибыли. Правда, о прибыли можно судить, принимая во внимание обороты и остатки фонда прибыли и резервов.

дефицит или профицит фондов

Использование информации, предоставляемой отчетом о дефицитах, способствует обоснованному принятию решений как по сокращению расходов, так и по обеспечению прибыльности организации при наличии долгосрочных оснований для прибыльной работы фирмы

обеспечение прибыльности компании

Коэффициент фондирования

При классификации по уровню риска ценных бумаг, номинированных в валюте страны эмитента, в целях оценки СПР коэффициент фондирования рассчитывается как соотношение пассивов и активов, включенных в расчет размеров (лимитов) открытых валютных позиций по соответствующей валюте согласно Инструкции российского ЦБ N 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями", аналогично порядку расчета коэффициента рублевого фондирования, установленному подпунктом 2.3.8 пункта 2.3 Инструкции российского центрального банка N 139-И.

коэффициент фондирования

В случае если на дату расчета рыночных рисков коэффициент фондирования меньше 1, вложения в ценные бумаги относятся к фондированным в валюте страны эмитента пропорционально коэффициенту фондирования. Оставшаяся часть вложений относится к ценным бумагам, фондированным в валюте, отличной от валюты страны эмитента, с применением более высокого коэффициента риска.

расчет рыночных рисков

По позициям по ценным бумагам, открытым по производным финансовым инструментам и срочным сделкам, коэффициент фондирования не рассчитывается. К указанным позициям применяется тот же коэффициент риска, что и к вложениям в ценные бумаги, номинированные и (или) фондированные в валюте, отличной от валюты страны эмитента.

финансовые инструменты

       Порядок расчета коэффициента рублевого фондирования

Счет 60401 включается в расчет совокупной суммы активов, участвующих в расчете коэффициента рублевого фондирования (Кф), без уменьшения на величину начисленной износа (счет 60601), по аналогии с включением в расчет совокупной стоимости активов их балансовой стоимости без уменьшения на величину сформированных под них резервов на возможные потери.

коэффициент рублевого фондирования

Об этом Письмо Центрального банка Российской Федерации от 01.07.2010 N 15-1-2-7/3039.

Ценные бумаги, по которым рассчитывается рыночный риск, участвуют в расчете норматива Н1 через показатель РР, а следовательно, в соответствии с положениями п. 2.3.8 Инструкции Центрального банка Российской Федерации (Банк России) от 16.01.2004 N 110-И ''Об обязательных нормативах банков'' в редакции Указания Центробанка России от 03.11.2009 N 2324-У ''О внесении изменений в Инструкцию Центробанка Российского Федерации от 16.01.2004 N 110-И ''Об обязательных нормативах банков'' (далее - Инструкция Центробанка РФ N 110-И) включаются в совокупную сумму активов, участвующих в расчете коэффициента рублевого фондирования (Кф).

Банк России

Счет 60401 включается в расчет совокупной суммы активов, участвующих в расчете коэффициента рублевого фондирования (Кф), без уменьшения на величину начисленной износа (счет 60601), по аналогии с включением в расчет совокупной стоимости активов их балансовой стоимости без уменьшения на величину сформированных под них резервов на возможные потери.

совокупная сумма активов

Для целей расчета коэффициента рублевого фондирования (Кф) счета 30202 и 30204 подлежат включению в сумму активов в рублях.

Вопрос о включении в расчет коэффициента фондирования (Кф) балансовых счетов N N 10701 ''Резервный фонд'', 10801 ''Нераспределенная прибыль'' рассматривается.

расчет коэффициента фондирования

До внесения соответствующих изменений необходимо руководствоваться действующими требованиями Инструкции N 110-И.

расчет коэффициента

Использование матрицы фондирования

Матрица фондирования является наиболее удобной формой проведения анализа риска несбалансированной ликвидности банка. Она позволяет увидеть соотношение ожидаемых потоков требований и обязательств по интервалам срочности и в разбивке по категориям активов / пассивов. В качестве итоговых показателей матрица фондирования включает информацию о разрывах ликвидности (сумма требований и обязательств на каждом интервале срочности) и ликвидную позицию (сумма значений разрывов ликвидности накопленным итогом).

матрица фондирования

Основными достоинствами матрицы фондирования ликвидности являются:

- прямой расчет закрытых позиций ликвидности (суммы, которые лежат на диагонали);

- полная картина финансирования активов, т.е. ясно, какие активы финансируются пассивами какой срочности.

прямой расчет закрытых позиций

Как мы знаем из теории финансового анализа ликвидность бухгалтерского баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. Отсюда следует что, риск несбалансированной ликвидности это возможное неисполнение обязательств предприятия из-за несовпадения притоков и оттоков денежных средств по срокам, суммам и в разрезе валют.

несбалансированная ликвидность

Несбалансированность ликвидности предприятия может возникнуть под влиянием нескольких групп факторов:

- Риск потери ликвидности, связанный с несбалансированностью по срокам, суммам и валюте активов и пассивов;

- Риск, связанный с требованием досрочного погашения кредитных обязательств;

риск потери ликвидности

- неисполнение платежных обязательств потребителями за отгруженную продукцию, оказанные услуги;

- невозможность реализации планируемого к продаже актива в установленный срок и по интересующей цене;

неисполнение платежных обязательств

- ошибки в процедурах или операционных сбоев в процессах, обеспечивающих бесперебойное осуществление платежей предприятием;

- Риск ликвидности, связанный с закрытием для предприятия источников покупной ликвидности, например закрытием лимита кредитной линии, отказом в предоставлении овердрафта.

риск ликвидности

Для выявления вышеуказанных факторов оценки риска несбалансированности ликвидности баланса необходимо провести:

- разработку процедуры анализа финансовых потоков предприятия по активным и пассивным операциям и в разрезе сроков, валют и групп платежей;

- оценку вероятности возникновения требования о досрочном погашении заемных обязательств, взятых предприятием у отдельных контрагентов;

анализ денежных потоков

- оценку и планирование возвратности активов на основе оценки кредитного и рыночного рисков, в том числе крупных кредитных рисков (возникают вследствие невозврата крупных ссуд, выданных одному дебитору или группе связанных дебиторов);

- оценку и прогнозирование заемного потенциала фирмы для привлечения покупной ликвидности в зависимости от различных альтернативных сценариев;

оценка возвратности активов

- оценку количественных параметров и индикаторов состояния товарного и финансового рынков;

- разработать мероприятий по управлению ликвидностью в различных альтернативных сценариях.

оценка количественных параметров рынков

Общую логику компании процесса управления риском ликвидности можно представить следующим образом:

организация процесса управления риском ликвидности

Оценка риска несбалансированной ликвидности производится на основании группировки активов по степени ликвидности, а пассивов по сроку исполнения обязательств, т.е. на основании анализа ликвидности баланса.

Наиболее удобной формой проведения анализа риска несбалансированной ликвидности является построение матрицы фондирования.

таблица матрица фондирования

Элементом матрицы фондирования является сумма соответствующей группы активов, направленная на покрытие какой-нибудь группы пассивов. В заголовке столбцов проставляются суммы пассивов, которые необходимо профинансировать. В матрице срочность (ликвидность) активов и пассивов увеличивается соответственно сверху вниз и слева направо.

сумма группы активов

Алгоритм заполнения элементов матрицы выглядит следующим образом. Активы с высокой степенью ликвидности направляются на погашения наиболее срочных обязательств. Если есть избыток ресурсов, то он направляется на погашение более срочных пассивов, недостаток активов для погашения соответствующей группы пассивов компенсируется использованием группы активов меньшей степени ликвидности.

погашение срочных обязательств

Таким образом, в матрице суммы могут размещаться над и под главной диагональю. Если активы направляются на погашение пассивов с более длинными сроками погашения, то суммы располагаются над главной диагональю. Это свидетельствует о риске несбалансированной ликвидности, в частности о наличии избыточной ликвидности и неэффективном использовании ресурсов, возможном недополучении прибыли.

погашение пассивов

Если ресурсы определенной срочности погашаются активами с более длинными сроками до даты погашения, то суммы располагаются под главной диагональю. Такие разрывы также свидетельствуют о риске несбалансированной ликвидности: короткие пассивы погашаются менее ликвидными активами.

риск несбалансированной ликвидности

Если суммы расположены на главной диагонали, то риск несбалансированной ликвидности отсутствует, однако возникает процентный риск, связанный с изменением спреда. Суммы на главной диагонали представляют собой закрытые позиции ликвидности. Суммы, которые лежат над и под диагональю матрицы, – разрывы ликвидности.

процентный риск

Наряду с анализом ликвидности баланса необходимо оценить фактические возможности компании оплатить краткосрочные обязательства и одновременно продолжать бесперебойную деятельность. То есть определить фактическую стоимость оборотных активов, числящихся на балансе предприятия, определить их реальную стоимость. Иными словами, к примеру, сколько дебиторки, из состава числящейся на балансе, действительно превратится в денежные средства, хватит ли оставшихся запасов по стоимости и материально-вещественному составу для продолжения работы после погашения долгов.

возможности олплаты обязатенльств

Таким образом, реальная оценка ликвидности предприятия должна учитывать не только «срочность активов», но и их «рыночность». Для проведения данной оценки нужна не балансовая стоимость оборотных активов, пусть даже уменьшенная на величину долгосрочной дебиторской задолженности, затрат будущих периодов и части НДС по приобретенным ценностям. Нужна оценка балансовых запасов по ценам их возможной продажи. При этом необходимо учитывать, что часть числящихся на балансе запасов вообще не может быть продана из-за отсутствия спроса на нее, часть может быть продана по ценам значительно более низким, чем их оценка, принятая в балансе. Вместе с тем может иметь место ситуация, при которой часть запасов можно продать по ценам, превышающим их балансовую стоимость.

оценка ликвидности

Источники и ссылки

mirslovarei.com – словари и рефераты

businessvoc.ru – бизнес-словарь

wiki.financialreporting.ru – вики-словарь финансовых понятий

banki.ru - Информационное агентство Банки.ру

uchebnikfree.com - Портал Изба-Читальня

cfin.ru - Интернет-проект Корпоративный менеджмент

operbank.ru – сайт о банковских операциях

afdanalyse.ru – сайт Анализ финансового состояния предприятия

banklar.tazbash.ru – анализ банковской деятельности

ibra.com.ua - информация о коммерческих банках Украины

images.yandex.ua - Яндекс-картинки

video.yandex.ua - Яндекс-видео

google.com - поиск картинок и видео

youtube.com - хостинг видео

Источник: http://forexaw.com/

Энциклопедия инвестора. 2013.

Синонимы:

Смотреть что такое "Фондирование" в других словарях:

  • Фондирование — – это привлеченные ресурсы, используемые банком для обеспечения своей основной деятельности. Источниками фондирования могут быть средства на депозитных, расчетных и текущих счетах клиентов, заимствования на российских и международных рынках… …   Банковская энциклопедия

  • фондирование — ФОНДИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что (спец.). Включить ( чать) в фонд (во 2 знач.). Фондируемые материалы (распределяемые между потребителями согласно специальному плану). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

  • фондирование — сущ., кол во синонимов: 1 • распределение (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ФОНДИРОВАНИЕ — Харатерная для плановой экономики централизованная форма распределения фондов на особоважную и остродефицитную продукцию. Продукция, материальные балансы и планы распределения которой по фондодержателям разрабатывались Госпланом СССР и… …   Словарь бизнес-терминов

  • фондирование — ср. Создание централизованных фондов [фонд I 1.] и их распределение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • фондирование — фонд ирование, я (к фонд) …   Русский орфографический словарь

  • ФОНДИРОВАНИЕ — характерная для плановой экономики централизованная форма распределения фондов на особо важную и остродефицитную продукцию. Продукция, материальные балансы и планы распределения которой по фондодержателям разрабатывались Госпланом СССР и… …   Большой экономический словарь

  • фондирование — я; ср. Создание централизованных фондов государства и их распределение. Ф. ресурсов, части продукции. Переход от фондирования к оптовой торговле …   Энциклопедический словарь

  • фондирование — я; ср. Создание централизованных фондов государства и их распределение. Фонди/рование ресурсов, части продукции. Переход от фондирования к оптовой торговле …   Словарь многих выражений

  • фондирование программных средств — фондирование ПС Комплекс работ по приему, учету, хранению и поддержанию работоспособности программных средств, а также по подготовке информационных материалов о составе фонда. [ГОСТ 26553 85] Тематики обслуж. средств вычисл. техники Синонимы… …   Справочник технического переводчика

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»