- Mail.Ru Group
(Иайл Ру Груп)
История Mail.Ru Group, деятельность Mail.ru Group, руководство Mail.ru Group
Почта Mail.ru IM, социальные сети Mail.ru Group, игры Mail.ru, Mail.ru Поиск, покупки Mail.ru Group, Mail.Ru Агент
Содержание
Содержание
Раздел 1. История Mail.Ru Group.
Раздел 2. Почта, IM, социальные сети Mail.Ru Group.
Раздел 3. Игры Mail.Ru Group.
Раздел 4. Навигационные сервисы Mail.Ru Group.
Раздел 5. Покупки Mail.Ru Group.
Раздел 6. Ставка руководителей Mail.Ru Group на пользователей.
Раздел 7. Холодная война Mail.Ru Group с Дуровым.
Раздел 8. Mail.Ru Group зарабатывают на играх.
Mail.Ru Group — это российская инвестиционная группа, специализирующаяся на инвестициях в интернет-проекты. До 2010 года была частью инвестиционной организации Digital Sky Technologies (DST), которая разделилась на фирмы Mail.Ru Group (российские активы) и DST Global (активы за пределами Российской Федерации). Штаб-квартира расположена в Москве.
В состав Mail.Ru Group входит самый популярный в Российской Федерации сервис бесплатной электронной почты и два крупнейших в рунете инстант-мессенджера — Mail.ru Агент и ICQ. Организация оперирует двумя ведущими российскими социальными сетями, Moй Мир@Mail.ru и Одноклассники, а также владеет значительным пакетом социальной сети ВКонтакте.
Кроме того, Mail.Ru Group развивает популярные и востребованные проекты направления e-commerce, среди которых стоит отметить платежную систему деньги@Mail.ru, представляющую собой комфортный и быстрый способ оплаты товаров и услуг.
Более 40 тематических медиапроектов организации, ориентированных на различные категории пользователей, являются лидерами в своих сегментах и предоставляют максимум информации по широкому кругу популярных у аудитории тем.
Mail.Ru Group — лидер восточноевропейского рынка онлайн-развлечений, объединивший лучших российских разработчиков и специалистов в области клиентских и браузерных MMO, игр для социальных сетей и мобильных устройств. В портфолио Mail.ru Games входит более 70 онлайн-игр, среди которых такие хиты собственной разработки, как «Легенда: Наследие драконов», «Аллоды Онлайн», «Любимая ферма», а также популярные зарубежные блокбастеры Perfect World, «Властелин Колец Онлайн», Warface и др.
История Mail.Ru Group1998
Запущена Почта@Mail.ru
2000
Основана организация HeadHunter
2001
фирмы Port.ru и netBridge объединились под брендом Mail.ru
Запущен портал Mail.ru
2003
Разработана первая версия Mail.ru Агента
Запущен проект Путешествия@Mail.ru
2004
Запущена мобильная версия Почты@Mail.ru
В Mail.ru Агенте появились голосовые звонки
Стартовал проект недвижимость@Mail.ru
2005
Запущен проект Леди@Mail.ru
Основана фирма Mail.Ru Group (первоначальное название Digital Sky Technologies-DST)
Запущен проект Авто@Mail.ru
В Mail.ru Агенте появились видеозвонки
Созданы Блоги@Mail.ru
2006
Создана социальная сеть «Одноклассники»
Запущен проект Игры@Mail.ru
Naspers Ltd. Приобрел долю в Mail.Ru Group
Разработана игра «Легенда. Наследие драконов»
Появилось Видео@Mail.ru
Запущена первая мобильная версия Mail.ru Агента
2007
Стартовал проект товары@Mail.ru
Создана социальная сеть Мой Мир@Mail.ru
Запущена в эксплуатацию собственная поисковая технология
Появились мобильные версии социальных сетей Мой Мир и Одноклассники
2008
Запущена российская версия игры «Perfect World»
Создан проект Дети@Mail.ru
Запущен проект Hi-Tech@Mail.ru
2009
Разработана веб-версия Mail.ru Агента
Mail.Ru Group получила контроль над HeadHunter
Запущена игра «Пара па»
Mail.Ru Group получила контроль над Astrum Online Entertainment
Mail.Ru Group приобрела долю в Facebook
Запущена платежная система деньги@Mail.ru
Mail.Ru Group открыла API социальной сети Мой Мир@Mail.ru.
Запущена игра «Аллоды Онлайн»
Создан проект Здоровье@Mail.ru
Произошло слияние компаний Mail.ru и Astrum
2010
Mail.Ru Group приобрела долю в Zynga
Mail.Ru Group приобрела долю в Groupon
Социальная сеть «Одноклассники» открыла API
Tencent Holdings приобрел долю в Mail.Ru Group
Mail.Ru Group приобрела мессенджер ICQ
Mail.Ru Group увеличила долю в социальной сети «Одноклассники» до 100%
Маркос Гальперин, генеральный директор MercadoLibre, присоединился к Mail.Ru Group в качестве независимого неисполнительного директора
Mail.Ru Group разместила акции на Лондонской рынку акций (LSE)
Mail.Ru Group увеличила долю в Вконтакте до 32,55%
2011
Санг Хун Ким, глава южнокорейской корпорации NHN, присоединился к Mail.Ru Group в качестве независимого неисполнительного директора
Сотрудники социальной сети «Одноклассники» переехали в главный офис Mail.Ru Group
Mail.Ru Group учредила первый всероссийский кубок по программированию - Russian code Cup.
Почта, IM, социальные сети Mail.Ru GroupС 1998 года организация фокусировалась на создании и развитии удобных и многофункциональных сервисов для общения.
Тогда же была запущена первая в Рунете бесплатная электронная почта Mail.ru. Сегодня Почта@Mail.ru является безусловным лидером в Российской Федерации: ежемесячная аудитория проекта — 27,1 миллиона уникальных посетителей, ежедневная — 12,8 миллиона пользователей в сутки (TNS, март 2012 г.).
В 2003 году фирма разработала инстант-мессенджер Mail.ru Агент, который быстро завоевал популярность и в настоящее время является абсолютным лидером в своем сегменте по ежемесячной аудитории — 25,5 миллиона человек (март 2012 г., внутр. данные).
В 2007 году организация запустила социальную сеть Мой Мир@Mail.ru, ежемесячная аудитория которой составляет 22,8 миллионов пользователей (TNS, март 2012 г.).
В 2010 году портфолио коммуникационных сервисов Mail.Ru Group пополнилось социальной сетью Одноклассники и мессенджером ICQ. Ежемесячная аудитория Одноклассников — 25,3 млн. пользователей (TNS, март 2012 г.), аудитория ICQ составляет 23,4 миллионов человек (март 2012 г., внутр. данные). Оба проекта занимают лидирующие позиции в своих сегментах рынка. В частности, ICQ является второй по популярности программой обмена мгновенными сообщениями в Российской Федерации (по ежемесячной аудитории), а также ведущим спекулянтом на интернет-рынках Германии, Израиля, Чехии и Словакии.
Почта@Mail.ru
Крупнейший в Российской Федерации и странах СНГ бесплатный сервис электронной почты.
По данным ComScore, входит в десятку мировых лидеров среди почтовых сервисов.
По оценкам организации, абсолютный лидер Рунета: 6 из 10 российских интернет-пользователей имеют почтовый ящик на Mail.ru.
Ежемесячная аудитория проекта составляет 22,8 млн. человек (данные TNS за июнь 2011 г.).
Mail.Ru Group (Иайл Ру Груп) - это
Mail.ru Агент
Самый популярный инстант-мессенджер на российском рынке (22,9 млн., пользователей по внутр. Данным).
Включает в себя не только функционал для обмена мгновенными сообщениями, но и бесплатные SMS, голосовые и видеозвонки, поддержку протокола ICQ, возможность создавать конференции и одновременно работать с неограниченным числом аккаунтов.
Интегрирован с социальной сетью Мой Мир@Mail.ru и блогохостингом Блоги@Mail.ru.
Пользователям Mail.ru Агента доступно около сотни различных игр: большие многопользовательские и мини-игры, игровые приложения в социальной сети Мой Мир@Mail.ru.
Удобный поиск позволяет находить собеседников по различным параметрам: возрасту, полу, месту проживания, знаку зодиака, наличию веб-камеры.
С помощью геолокационного сервиса пользователи Mail.ru Агента могут видеть на карте, где находятся их друзья, получать оповещение при появлении конкретного человека в заданном радиусе, находить новых знакомых.
Mail.ru Агент доступен для пользователей операционных систем Windows (включая седьмую версию), Mac, а также мобильных платформ Java, Symbian, Windows Mobile, iPhone, Android.
Мой Мир@Mail.ru
Одна из самых популярных социальных сетей Рунета, предоставляющая максимум сервисов для поиска друзей и общения (блоги, фото, видео, музыка и т.д.).
Аудитория — 18,6 млн. человек в месяц (по данным TNS за июнь 2011 г.)
Мой Мир@Mail.ru позволяет быть всегда на связи со всеми своими знакомыми и мгновенно узнавать о происходящих с ними событиях.
В рамках Моего Мира@Mail.ru функционирует крупнейший в Рунете сервис микроблоггинга — с его помощью можно обмениваться короткими сообщениями, которые сразу становятся видны всем друзьям и знакомым из соцсети и Mail.ru Агента.
Мой Мир@Mail.ru активно развивает собственное открытое API. С его помощью независимые разработчики могут, в частности, создавать приложения для пользователей соцсети. Мой Мир@Mail.ru является одним из лидеров в этом направлении — в рамках проекта уже представлено большое количество социальных игр различных тематик от российских и зарубежных разработчиков.
API для сайтов предоставляет возможность внедрить на своем проекте единый механизм авторизации портала, а также получить с согласия пользователя доступ к его социальному графу, контенту (например, фотографиям или видеороликам) и ленте событий «Что нового».
Mail.Ru Group (Иайл Ру Груп) - это
Игры Mail.Ru GroupMail.Ru Group — лидер восточноевропейского рынка онлайн-развлечений, объединивший лучших российских разработчиков и специалистов в области клиентских и браузерных MMO, игр для социальных сетей и мобильных устройств.
В игровое портфолио Mail.Ru Group входит более 70 онлайн-игр, среди которых такие хиты собственной разработки, как «Легенда: Наследие драконов», «Аллоды Онлайн», «Любимая ферма», а также популярные зарубежные блокбастеры Perfect World, «Властелин Колец Онлайн», Warface и др.
Игровые проекты Mail.Ru Group отмечены множеством наград от прессы и профессионалов игровой индустрии. «Легенда: Наследие Драконов» и «Аллоды Онлайн», флагманские игры Mail.Ru Group, успешно запущены в Америке, Азии, Восточной и Западной Европе.
Навигационные сервисы Mail.Ru GroupОдной из важнейших составляющих современного Интернета является информация. С каждым днем ее становится все больше, соответственно, пользователям нужны качественные и эффективные инструменты поиска и навигации по огромным массивам данных.
Mail.Ru Group предоставляет аудитории ряд популярных проектов в данном направлении. Стоит отметить поисковую систему Поиск@Mail.ru (15 млн. пользователей в месяц по TNS, май 2012), социальный поиск Ответы@Mail.ru (более 15,9 млн. посетителей в месяц по TNS, май 2012 г.), тулбар Спутник@Mail.ru, проект Карты@Mail.ru, рейтинг сайтов Рунета и многие другие.
При создании новых сервисов Mail.Ru Group всегда старается максимально удовлетворять потребности и пожелания пользователей.
Именно поэтому фирма приняла решение запускать проекты, на которых можно найти максимум информации по широкому кругу популярных у аудитории тем.
Так появились сайты Авто@Mail.ru, Леди@Mail.ru, Здоровье@Mail.ru, Афиша@Mail.ru, Дети@Mail.ru, Новости@Mail.ru, Hi-Tech@Mail.ru и еще ряд других проектов, лидирующих в своих сегментах.
В будущем Mail.Ru Group не исключает возможности появления новых тематических медиа-проектов, ориентированных на различные категории пользователей.
Mail.Ru Group (Иайл Ру Груп) - это
E-commerce
Интерес со стороны пользователей к приобретению товаров и услуг через Интернет, а также электронным деньгам, стабильно растет. Именно поэтому Mail.Ru Group развивает популярные и востребованные проекты в данном направлении.
Главные из них: товары@Mail.ru - сервис сравнения цен в интернет-магазинах; Путешествия@Mail.ru – ведущий туристический портал с возможностью онлайн-бронирования билетов и туров; недвижимость@Mail.ru - ресурс с большим количеством тематических сервисов как для риелторов, так и для частных лиц.
Наконец, в состав Mail.Ru Group входят крупнейшие сайты для поиска работы и подбора персонала HeadHunter и работа@Mail.ru.
Также стоит отметить стремительно развивающуюся платежную систему деньги@Mail.ru, представляющую собой комфортный и быстрый способ оплаты товаров и услуг. Кроме того, Mail.Ru Group принадлежит 49,9% онлайн-аукциона Molotok.ru.
Покупки Mail.Ru Group
«Миноритарные пакеты в Facebook, Zynga, Groupon скорее вредят, замутняют историю самой Mail.Ru Group, — говорит в интервью форбс член совета директоров фирмы Иван Стрешинский (генеральный директор подконтрольного Алишеру Усманову холдинга «Телекоминвест» фактически представляет в совете директоров интересы олигарха). — Для Mail.Ru Group это не стратегическая инвестиция, не профильная инвестиция. Это просто инвестиция». «Просто инвестиция» оказалась более чем выгодной. За доли в Facebook (2,28%), Groupon (4,44%) и Zynga (1,3%) созданный интернет-предпринимателем Юрием Мильнером при участии Алишера Усманова фонд Digital Sky Technologies (DST) заплатил $480 млн и, переименовавшись в Mail.Ru Group, начал готовиться к IPO в Лондоне. Гришин, по его словам, очень волновался и брал уроки выступлений перед инвесторами, но пакеты трех перспективных интернет-компаний в портфеле русского инвестиционного холдинга произвели должное впечатление: в ходе размещения в конце 2010 года инвесторы приобрели 16,8% акций организации, оценив ее в $5,7 млрд. Из вырученных денег сама Mail.Ru Group получила $84 млн, а акционеры положили в карман $828 млн. Инвестиции годичной давности окупились чуть ли не вдвое.
Проведя эту операцию, Юрий Мильнер перестал принимать участие в стратегическом управлении организацией — это подтвердили форбс несколько ее высокопоставленных менеджеров, включая Гришина, а также Иван Стрешинский. Сам Мильнер за комментариями, касающимися Mail.Ru Group, предложил форбс обращаться к гендиректору. Год спустя он избавился от части своего пакета акций Mail.Ru Group, оставив себе немногим более 1%. Как и куда развиваться бизнесу дальше, теперь определяет Гришин. «Покупки кончились, и сейчас надо все [приобретенное] консолидировать операционно» — так объясняет Стрешинский задачу, которую поставили генеральному директору акционеры.
Под «всем этим» подразумеваются почтовая служба Mail.ru, мессенджеры ICQ и Агент@Mail.ru, социальные сети «Одноклассники», «Мой Мир» и «ВКонтакте» и студии, разрабатывающие около сотни онлайн-игр.
Ставка руководителей Mail.Ru Group на пользователей«В Англии мужчина родил ребенка» — такими анонсами пестрит лента новостей на главной странице портала Mail.ru. Привлечение трафика любыми способами вдобавок к тому, который создают пользователи почты, и продажа его рекламодателям, дающим баннерную и контекстную рекламу, до недавнего времени были основой бизнеса группы. Нерушимый до поры до времени фундамент этого бизнеса — 300 млн почтовых ящиков. Mail.ru, несмотря на появление более продвинутых и агрессивных конкурентов, до сих пор крупнейшая почтовая служба Рунета (25 млн активных юзеров в месяц); ящиками ближайшего конкурента Yandex пользуются только 16 млн. Почта, новости и тематические порталы — Леди@Mail.ru, Авто@Mail.ru и пр., частично получающие посетителей с главной страницы почтовой службы, а частично собирающие аудиторию за счет контента, нередко скопированного с других ресурсов, — дают Mail.ru в среднем 29 млн посетителей в день.
Эту огромную аудиторию, вполне сопоставимую с телевизионной, нетрудно продать рекламодателям. В 2011 году каждый седьмой баннер в Рунете крутился на сайтах холдинга, а выручка от продажи «медийки» составила около $130 млн. Как утверждают участники рекламного рынка, возглавляемая Гришиным организация, чтобы привязать к себе рекламные агентства, обслуживающие крупные бренды, практикует огромные «суперкомиссии» — дополнительные скидки от рекламных расценок, сильно превышающие официальные. «Mail.ru пропускает через себя 40–45% коммерческого трафика в Рунете и сильно влияет на происходящее с интернет-рекламой, — говорит Александр Ендовин, директор агентства OMD Digital. — Но большинство спекулянтов их поведение на рынке устраивает. Конечно, более мелким площадкам хотелось бы, чтобы Mail.ru вообще не существовал и не влиял на ценообразование. Я слышал разговоры про 70%-ные скидки, но это очень сильное преувеличение».
Еще около $50 млн приходится на доходы от контекстной рекламы, которые, в отличие от выручки от баннеров, вовсе не упали Гришину в руки вместе с аудиторией. Традиционно контекстную рекламу на портале (в том числе и в поисковой системе — самом лакомом месте для «контекстных» рекламодателей) продавала независимая рекламная система «Бегун», отдавая Mail.ru часть выгоды (в фирмы не комментируют распределение выручки от этого сотрудничества, но, как правило, она делится пополам между операторами «контекста» и площадки). В начале прошлого года Гришин убрал «контекст» «Бегуна» из поиска на главной странице Mail.ru — он остался на некоторых контентных порталах, — а вместо него поставил собственную систему контекстной рекламы.
Откуда технологии, ведь контекстная реклама с программной точки зрения значительно более сложный механизм, чем баннерная? В апреле 2011 года в Mail.ru пришел на работу генеральный директор «Бегуна» Алексей Басов. «Контекст», в отличие от баннерной рекламы, считается одним из самых актуальных способов рекламы в интернете, и Гришин не поскупился: вместе с Басовым он переманил еще двух ключевых сотрудников «Бегуна» — директора по продуктам Михаила Козлова и технического директора Дмитрия Кирноценского.
Еще в 2008 году именно реклама приносила Mail.Ru Group половину всей выручки. Но в руководстве организации не могли не понимать, что этот фундамент хотя и прочен, но недолговечен: уже несколько лет длился стремительный взлет социальных сетей, а интернет-пользователи все активнее потребляли информацию не с экрана компьютера, а через мобильные устройства. На смартфонах и планшетах баннерная модель монетизации работает далеко не так уверенно, как в «традиционном» интернете. «На баннерах в мобильную эпоху не заработаешь, — заявил форбс создатель «ВКонтакте» Павел Дуров. — Я бы не смог тащить за собой весь этот хлам, но они ребята нордически крепкие, видимо».
От «хлама», который приносит акционерам вполне весомые деньги, Гришин отказываться, конечно, не собирался, однако в 2006 году защитил перед акционерами новую стратегию: фирма должна начать получать как минимум половину выручки не за счет рекламодателей, а за счет пользователей — точнее, платежей за различные возможности в принадлежащих Mail.Ru Group социальных сетях и создаваемых компаниями холдинга социальных и мобильных игровых приложениях. «Будущее именно за моделью freemium, потому что она наиболее комфортна для пользователей», — говорит он.
Практические шаги? Сначала Гришин добавил к коллекции бизнесов Mail.Ru Group крупный игровой холдинг Astrum, а затем открыл для сторонних разработчиков игровых приложений код социальной сети «Мой Мир». Ранее это сделала только «ВКонтакте». Оба эпизода не обошлись без скандалов.
Основной акционер Astrum Игорь Мацанюк продал организацию возглавляемому Гришиным холдингу примерно за $200 млн (оценка «Финам») наличными и акциями Mail.Ru Group. Однако, как утверждали в руководстве Mail.Ru Group, он одновременно инвестировал в независимого издателя игр Game Insight и вместе с бывшим директором Astrum по анализу конъюнктуры рынка Алисой Чумаченко начал выводить на рынок игровые продукты, конкурируя с Mail.ru. Гришин обвинил Мацанюка в краже части программного кода игр Astrum и отключил Game Insight от системы получения «виртуальной валюты» «Моего Мира», лишив большей части наживы. Мацанюк все эти обвинения отвергает, подчеркивая, что ни одно из них не доказано в суде.
В итоге эта история пошла на пользу Game Insight: Mail.Ru Group вырастила себе сильного конкурента. Организация Алисы Чумаченко сменила курс и начала разрабатывать игры для мобильных приложений — в первую очередь Android. Сейчас ее игры находятся в «топах» рейтингов Android market и AppStore. Game Insight зарабатывает больше всех независимых российских издателей социальных игр и входит в наш рейтинг (№18). «В конечном счете я благодарна Mail.ru: та история заставила нас обратить внимание на западные рынки и мобильные платформы», — говорит Чумаченко.
И это не единственная громкая история, сопровождавшая завоевание Mail.Ru Group игрового рынка. Последнее громкое обвинение: игра «Братва и кольцо» якобы копирует зарабатывающую миллионы долларов в год «Тюрягу» волгоградской студии «Кефир». «Приличных выражений для оценки этих действий у меня нет», — только и смог сказать форбс по поводу этой истории владелец «Кефира» Андрей Пряхин.
Холодная война Mail.Ru Group с Дуровым
Впрочем, самый большой генератор скандалов вокруг Mail.Ru Group — социальная сеть «ВКонтакте». Созданному Юрием Мильнером холдингу принадлежит в ней 39,99% — акционеры сети категорически отказались продавать контрольный пакет, на что в Mail.ru всегда очень рассчитывали. Получив в очередной раз это предложение, учредитель «ВКонтакте» Павел Дуров в ответ выложил в Twitter фотографию с неприличным жестом.
Жестикуляцией холодная война не ограничивается. В конце нулевых в индустрии социальных сетей произошла большая встряска. В социальной сети MySpace решили, что чем разрабатывать для пользователей сети сотни и тысячи приложений, которые могут их заинтересовать (игры, сервисы, системы знакомств и пр.), проще отдать это на откуп сторонним компаниям, открыв им код для разработчиков (API), а потом просто собирать процент от выручки. Первым в Российской Федерации открыла API своим партнерам «ВКонтакте», за ней последовала сеть «Мой Мир».
Узнав об этом, Павел Дуров выдвинул разработчикам игровых приложений ультиматум: пренебрегите возможностями «Моего Мира» либо вам нечего ловить во «ВКонтакте». Гришин воспользовался ситуацией и объявил, что временно не берет комиссию с разработчиков — у «ВКонтакте» она составляла 50%. В результате большинство крупных разработчиков популярных игр продублировали свои продукты для «Моего Мира», а через полгода Павел Дуров снял свой ультиматум. Характерная деталь: в «шапке» сайтов на домене Mail.ru с недавнего времени можно найти и соцсети, и мессенджеры, и порталы, доли в которых принадлежат возглавляемому Гришиным холдингу, но ссылки на «ВКонтакте» там нет.
война Mail.ru Group с Дуровым" height="440" src="/pictures/investments/img973850_11_Holodnaya_voyna_Mail-ru_Group_s_Durovyim.jpg" title="11. Холодная война Mail.ru Group с Дуровым" width="485" />
Mail.Ru Group зарабатывают на играхMail.ru зарабатывает на играх тремя способами. Во-первых, его разработчики изготавливают многопользовательские игры, которые устанавливаются на портале Игры@Mail.ru. Монетизируются они через оплату пользователями различных возможностей вроде «купи доспех, отражающий 20 ударов копьем». Во-вторых, Mail.ru пишет и издает свои социальные игры, распространяемые в управляемых им соцсетях (вся выручка также идет в карман холдинга). И наконец, третий источник заработка на играх — это «налог», который «Одноклассники», «Мой
Мир» и Игры@Mail.ru берут со сторонних разработчиков. Он варьируется в зависимости от договоренностей с авторами и количества игр, поставляемых их студией. В целом на социграх Mail.ru заработала в прошлом году не менее $140 млн.
В 2011 году доходы от игр росли вдвое быстрее, чем от рекламы. По итогам прошлого года Mail.ru наконец выполнила задачу, поставленную перед ней и перед самим собой Гришиным: заработала на играх больше половины выручки, около $300 млн.
Mail.Ru Group (Иайл Ру Груп) - это
Помимо покупки Astrum и активного развития игр в «Моем Мире» этому росту поспособствовал мощный рывок, совершенный сетью «Одноклассники» (58% этой сети были куплены владельцами Mail.Ru Group еще в 2008 году). Юрий Мильнер нанял руководить ею Илью Широкова, выпускника Стэнфорда и создателя соцсети «Мой Круг», которая была продана «Яндексу» за $1,5 млн.
Широков отменил в «Одноклассниках» большинство платных функций. До него социальная сеть пыталась зарабатывать беспрецедентным для бизнесов этого типа способом — брала деньги за регистрацию новых участников. Затем сделал интерфейс более удобным и пустил в сеть игры. За год суточная аудитория выросла вдвое и похороненные рынком «Одноклассники» почти догнали «ВКонтакте»: 31 млн пользователей против 34 млн в январе 2012 года. Сегодня это новая дойная корова Mail.ru. В 2011 году «Одноклассники» заработали для фирмы треть всей прибыли.
Итак, план по диверсификации источников профита реализован. Что дальше?
Если посмотреть на Mail.Ru Group глазами потенциального инвестора, организация выглядит неплохим объектом для покупки. Она прозрачна, растет вместе с интернет-рынком, подготовилась к тому, что люди все больше используют сеть как механизм общения — собрала «солянку» из коммуникационных сервисов. Но вот чего нет у Mail.Ru Group, так это уникального торгового предложения, какое есть, например, у его соседа по рейтингу крупнейших российских интернет-бизнесов форбс — «Яндекса». У последнего в активе — поисковая машина номер один в русском сегменте сети, которую не смог переиграть даже всемогущий Google. А Mail.Ru Group может похвастаться лишь почтой, функционально сильно уступающей почтовым службам того же «Яндекса» и того же Google и держащейся только на массе давно зарегистрированных клиентов, и парой социальных сетей, причем шансы каждой вырваться на первое место в Рунете неочевидны. Гришин и команда хорошо адаптируют к российскому рынку зарубежные продукты, скупают перспективные бизнесы, но по прорывным разработкам Mail.Ru Group — далеко не чемпион. С чем идти в будущее?
Шестнадцатого января 2012 года Mail.Ru Group предъявила пользователям первый за долгие годы действительно новый сервис, созданный ее программистами. Люди все охотнее потребляют визуальную информацию, а ставшие популярными микроблоги не дают возможности выкладывать что-либо, кроме текста и ссылок. Следовательно, рассуждает Гришин, у аналога Twitter, но с фотографиями большого размера, вставкой аудио- и видеоклипов, есть перспектива. Все это идея только что запущенного сервиса Futubra. В первый месяц Futubra набрала 52 600 зарегистрированных аккаунтов — немного для товара большого интернет-холдинга. «Futubra не похожа на шаг в сторону разработки оригинальных продуктов. Сервис напоминает как минимум Tumblr», — комментирует директор по продуктам «Rambler-Афиша» Дмитрий Степанов.
Так или иначе, инвесторы ценят диверсифицированные источники выгоды, и им нравится наличие в портфеле организации «голубых фишек» мирового интернета — поэтому Mail.ru, хотя и зарабатывает на $180 млн меньше «Яндекса», стоит почти столько же. Но за прошедшие полтора года цена акций практически не изменилась — капитализация Mail.ru на старте и сейчас почти не отличается ($5,7 млрд).
Денежная подушка для экспериментов по превращению конгломерата активов в фирму, производящую инновационные сервисы, у Mail.ru есть. Она может существенно пополниться в мае 2012 года, когда истекает запрет на продажу акций Facebook. На домашнем рынке поглощать больше некого, и вызов для Гришина формулируется просто: способен ли он переломить стереотип «Mail.ru — это почта плюс старые соцсети» и создавать оригинальные продукты — неважно, в кинофотоинституте или в 27-этажном небоскребе.
Mail.Ru Group (Иайл Ру Груп) - это
Mail.Ru Group (Иайл Ру Груп) - это
Источники
Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia
форбс.ru – Forbs
corp.mail.ru – корпорация Mail.ru
blogomelochi.ru - Блог
Энциклопедия инвестора. 2013.