Стимулирование экономики

Стимулирование экономики

(Stimulating the economy)


Финансовые методы стимулирования экономики в условиях рынка


Антиинфляционная политика России как средство стимулирования экономики, повышение конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики


Содержание

    Стимулирование экономики – это меры по стимулированию экономического роста страны, с целью обеспечения финансовой устойчивости, сдерживания роста тарифов на продукцию (услуги) естественных монополистов, а также повышения конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики.

    Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций, в том числе и стимулирования экономики.

    Однако существует много других причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, среди этих причин можно выделить существующие монополиста; наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве; наличие внешних эффектов; излишне коммерческое распределение доходов.

    1. Стимулирование экономики Южной Кореи, трлн вон

    Проблема государственного стимулирования экономики является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Финансовые методы стимулирования экономики предполагают создание государством таких условий, при которых все экономические институты стабильно функционируют и развиваются. В целях реализации данных направлений стимулирующей политики государство разрабатывает и претворяет в жизнь различные программы: антиинфляционную, антимонопольную, содействует развитию предпринимательского сектора, способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции и т.д.

    2. ФРС готов начать стимулирование экономики еврозоны

    Антиинфляционная политика Российской Федерации как средство стимулирования экономики.

    В соответствии с планом мер по снижению темпов роста потребительских цен (поручения Правительства России от 15 июня 2005 г. № МФ-П13-29 пр (п.2) и от 30 июня 2005 г. № МФ-П13-3187) разрабатываются следующие антиинфляционные меры:

    1. Сдерживание роста цен на горюче-смазочные нефтепродукты, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки и ослабления ее зависимости от динамики мировых цен. Предлагается уточнить порядок установления ставок налога на добычу полезных ископаемых. Министерства экономического развития Российской Федерации Министерству экономического развития совместно с Минпроэнерго Российской Федерации рассматриваются варианты изменения формулы и шкалы исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

    Предусмотрено сохранение на 2006 год уровня ставок акцизных налогов на моторные топлива и масла, действующих в 2005 году.

    Банк России предлагает повышение ставок экспортных пошлин на бензин и дизтопливо на 10%, но Министерство экономического развития не поддерживает это предложение.

    Принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с законом будет осуществлена компания торговли на бирже нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок на бирже для отдельных потребителей, таких как Минобороны Российской Федерации, МВД Российской Федерации, РАО «ЕЭС Российской Федерации», РАО «РЖД», а также закупок для государственных и муниципальных нужд.

    Рост предложения продовольственных товаров:

    В целях совершенствование механизма квотирования импорта мяса и таможенно-тарифного регулирования продовольственной продукции с учетом оценки их влияния на темпы роста потребительских цен (п.5, срок - 4 квартал 2005 г.). Подготовлен проект постановления Правительства России «О регулировании импорта свежей, охлажденной и мороженой говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах», облегчающий рост импорта и обеспечивающий стимулы к расширению отечественного производства. По мнению банка России, необходимо идти на дополнительное снижение пошлин на сверхквотный импорт свинины.

    Разрабатывапошлиномплекс мер по стимулированию производства и реализации отечественной продовольственной продукции (п.6, срок - 4 квартал 2005 г.). В частности приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» направлен на увеличение к 2008 году отечественного производства молока на 4,5%, мяса крупного рогатого скота – на 7 процентов.

    Повышения уровня конкуренции на продовольственных рынках:

    Проведение мероприятий в регионах по увеличению предложения продукции местного производства путем развития местных продовольственных рынков и ярмарок, а также обеспечение равного доступа на них для всех производителей в целях снижения монополизации рынков, устранение межрегиональных барьеров. Во исполнение этого пункта Минсельхозом Российской Федерации совместно с субъектами РФ проведена работа по компании выездных ярмарок, выставок.

    Развитие механизма закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для нужд предприятий всех уровней бюджетной сферы, (п.8). Для реализации данного направления необходима разработка нормативных актов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», которым предусматривается возможность проведения совместных биржевых или аукционных торгов части закупок сельхозпродукции.

    Сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию естественных монополистов, в том числе для населения:

    Снижение затрат субъектов естественных монополистов на основе анализа их финансовых планов и инвестиционных программ, (пункт 3 плана) – срок разработки 4 квартал 2005 г.). На заседании Правительства России 6 октября 2005 года был рассмотрен подготовленный Минпромэнерго Российской Федерации совместно с Министерство экономического развития России и ФСТ Российской Федерации доклад "Об инвестиционных программах и финансовых планах ОАО РАО «ЕЭС Российской Федерации», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» и концерна «Росэнергоатом» (Протокол заседания Правительства России от 6 октября 2005 г. № 39). Подготовлен для рассмотрения на заседании Правительства проект финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2006 год и на период до 2008 года. Вместе с тем предложенные инвестиционные программы естественных монополистов не вскрывают в полной мере резервы снижения расходов.

    Рост регулируемых на федеральном уровне тарифов естественных монополистов в 2006 году не должен превышать предельных параметров, одобренных Правительством России (протокол от 18.08.2005г. N33): на газ природный -11%, в электроэнергетике -7,5%, грузовые железнодорожные перевозки - 7,5%.

    Ограничения роста регулируемых тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

    Разработка регламента процесса установления тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства и порядка определения предельных параметров повышения регулируемых тарифов на услуги ЖКХ для населения, (пункт 4 плана, законопроект будет принят до конца 2005 года).

    Для ограничения темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги Правительством России принято решение об установлении предельных уровней роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства не выше 15-20% в 2006 году.

    Подготовлены изменения и дополнения в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» от 30.12.2004г., регламентирующего данный процесс. Данными изменениями устанавливается, что федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания России в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной бюджетный год устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на товары (услуги) организаций коммунального комплекса на основе предельных индексов изменения указанных цен (тарифов) по Российской Федерации, с разбивкой по субъектам России; субъекты России устанавливают на очередной фискальный год до принятия закона субъекта России о бюджете субъекта России предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на товары (услуги) организаций коммунального комплекса и (или) предельные (минимальные и (или) максимальные) индексы изменения указанных цен (тарифов) с разбивкой по муниципальным образованиям. Законодательством будет определен перечень коммунальных услуг, на которые будут устанавливаться предельные тарифы и в 2006 году предполагается определить основные принципы ценообразования на них. Одновременно в регионах рекомендуется усилить контроль за издержками предприятий жилищно-коммунального хозяйства и определением нормативов потребления (предоставления) коммунальных услуг. Дополнительным фактором сдерживания роста тарифов ЖКХ может стать принятие законопроекта «О финансовом оздоровлении предприятий и организаций ЖКХ», в увязке с активизацией процесса реформирования в сфере ЖКХ и усилением начал конкуренции.

    Предлагаются также и дополнительные антиинфляционные меры, среди которых можно выделить следующие:

    1. Обеспечение финансовой устойчивости.

    Правительству России не допустить роста социальных издержек выше, чем предусмотрено в проекте бюджета на 2006 год и перспективном финансовом плане.

    Субъектам бюджетного планирования обеспечить равномерное расходование средств федерального бюджета в течение года.

    По мнению мин фина Российской Федерации и Банка России, необходимо не допустить превышения непроцентных затрат федерального бюджета уровня, определенного в трехлетнем финансовом плане.

    По мнению министерства финансов Российской Федерации и Банка России, нельзя допустить повышения цены отсечения для формирования стабилизационного фонда (выше уровня 27 долл. за барр.) и целесообразно рассмотреть возможность ее снижения. Для увеличения стабилизационного фонда предлагается с 1 января 2007 года зачислять в стабилизационный фонд экспортные пошлины на нефтепродукты и газ. Средства стабилизационного фонда сверх базового объема в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры направлять исключительно на досрочное погашепошлинышнего государственного долга.

    По мнению мин фина Российской Федерации и Банка России, в целях снижения притока валюты необходимо ограничить внешние заимствования государственных компаний и предприятий со значительной долей государства, стимулировать замещение их внутренними заимствованиями.

    2. Меры по стимулированию экономического роста

    Министерство экономического развития Российской Федерации, мин фину Российской Федерации и другим федеральным ведомствам подготовить план по реализации комплекса мер, направленных на ускорение экономического роста и увеличение экспорта, подготовленных в соответствии с Поручениями Правительства России от 13 сентября 2005 года № МФ-П13-4598 и 6 октября 2005 г. № МФ-П13-5093.

    Утверждение Среднесрочной программы Правительства России.

    3. Меры по сдерживанию инфляции в краткосрочной перспективе

    Для сдерживания роста цен на ГСМ и продовольственных товаров

    Министерство экономического развития РФ по согласованию с Минфином Российской Федерации Минпромэнерго Российской Федерации внести предложения: по уточнению шкалы ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть, ставкам акцизных сборов и экспортным пошлинам на нефтепродукты.

    Подготовить нормативные акты для фирмы торговли на бирже нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок нпошлинамдля отдельных потребителей, таких как Минобороны Российской Федерации, МВД Российской Федерации, РАО «ЕЭС Российской Федерации», РАО «РЖД», а также закупок для государственных и муниципальных нужд.

    Для повышения уровня конкуренции на продовольственных рынках подготовить нормативные акты о перечне товаров, работ и услуг, размещении заказов на поставки, выполнение которых осуществляется путем проведения аукциона.

    Ограничение роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства

    Принять изменения и дополнения к Федеральному закону № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» от 30.12.2004г. Определить перечень услуг, на которые устанавливаются предельные тарифы.

    Поручить ФСТ Российской Федерации вместе с субъектами федерации создать механизм мониторинга и контроля за изменением цен и нормативов потребления коммунальных услуг.

    С целью сдерживания роста тарифов на продукцию (услуги) естественных монополистов

    Правительству России рассмотреть программы естественных монополистов по сокращению расходов

    Разработать перечень видов услуг субъектов естественных монополистов, которые оказываются ими по нерегулируемым тарифам. Создать механизм мониторинга, и при необходимости, ограничения роста этих тарифов.

    Проведение консервативной денежной политики

    Банку России ограничить в соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год» и проектом бюджета на 2006 год рост наличных денег в обращении в пределах не выше 20% и повышения реального курса рубля не более 4-4,5 процента. При стабилизации мировых цен на уровне не ниже 45-50 долл. за барр. может стать необходимым более сильное укрепление курса рубля.

    4. Стимулирование спроса на деньги и создание условий для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты.

    Банку России, ФСФР Российской Федерации, министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации Министерством эконом необходимо разработать комплекс мер по развитию финансовых институтов и инструментов, обеспечивающих инвестирование средств населения в государственные и корпоративные ценные бумаги (в т.ч. акции компаний с государственным участием). К такого рода мерам можно, в частности, отнести следующие:

    В целях повышения доверия населения к банковской системе необходимо повысить сумму страхового возмещения по вкладам граждан с 100 до 200 тыс. руб.

    Кредитным организациям следует предоставить право определять в договоре банковского вклада различные условия досрочного возврата вклада.

    В целях повышения надежности банковской системы необходимо ускорить подготовку федерального закона «О регистрации уведомления и обеспечении долга и иных обременениях движимого имущества» и закона «О потребительском кредитовании».

    Для развития розничной инфраструктуры финансовых рынков целесообразно осуществить выпуск в обращение государственных ценных бумаг для населения, а также рассмотреть вопрос стимулирования создания фондовых магазинов.

    В целях повышения доверия к институтам коллективного инвестирования создать компенсационные механизмы, направленные на защиту прав неквалифицированных инвесторов.

    С целью расширения финансовых инструментов, являющихся привлекательными объектами инвестирования, осуществить приватизацию пакетов крупных государственных компаний с размещением акций среди широкого круга инвесторов.

    Разработать и реализовать программу повышения информированности населения о возможностях инвестирования в различные финансовые активы через посредничество частных институтов коллективного инвестирования.

    Минэкономразвития Российской Федерации, Минздравсоцразвития Российской Федерации и Минобрнауки Российской Федерации разработать комплекс мер, направленных на стимулирование участия граждан в различного рода добровольных страховых системах (медицинских и пенсионных), основанных на накопительных принципах, а также финансировании отложенных издержек, связанных с образованием, приобретением жилья.

    Повышение конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики.

    Имеющиеся на сегодня результаты исследований по оценке уровня конкурентоспособности отечественных производств достаточно противоречивы, и в силу применяемых в них принципов усреднения, не могут претендовать на отражение цельной и объективной картины.

    Из числа проблем, тормозящих развитие конкурентоспособности производств, 39% составляет устаревшее оборудование и технологии. Однако это оценка представляется несколько заниженной, т.к. на 43% предприятий износ основных фондов превышает 70%, а еще у 38% предприятий износ составляет от 51% до 70%. В наименьшей степени предприятий волнует низкое качество комплектующих и изделий.

    Важную роль в деле повышения конкурентоспособности отечественной продукции играет государство.

    Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения субъектов рыночных отношений.

    От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет и стимулирует развитие экономики.

    В целом трудно переоценить стимулирующую роль государства в экономике. Методы стимулирования экономики весьма различны: здесь можно выделить и создание благоприятных условий для деятельности отечественных производителей, и государственные заказы, и формирование антимонопольной и антиинфляционной базы и т.д.

    3. Бразилия примет программу стимулирования

    Финансовые методы стимулирования экономики предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов финансового стимулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного стимулирующего метода наиболее целесообразно.

    4. Активное стимулирование экономики США

    Налогово-бюджетная и денежная политика используются, прежде всего, для воздействия на совокупный спрос в краткосрочном и в среднесрочном плане. Однако эти виды макроэкономической политики применяются и для стимулирования экономического роста в долгосрочном плане (т.е. для смещения кривой LRAS вправо). Правительство любой страны может стимулировать долгосрочный экономический рост, увеличивая бюджетные расходы на образование, инфраструктуру, на фундаментальные научные исследования, или улучшая работу рынков. С целью стимулирования долгосрочного экономического роста правительство также может использовать налоговые послабления и снижение долгосрочных процентных ставок, делая нх привлекательными для частных инвесторов.

    Стимулирование экономики (Stimulating the economy) - это

    Стимулирование экономики (Stimulating the economy) - это

    Необходимо заметить, что процесс экономического роста в долгосрочном плане еще недостаточно изучен. Однако в той мере, в которой удаются попытки стимулировать долгосрочный экономический рост, кривая LRAS смещается вправо. В долгосрочном плане это означает рост занятости, увеличение доходов, снижение цен и, возможно, повышение курса национальной валюты.

    Источники

    bibliofond.ru – Библиофонд

    Источник: http://forexaw.com/

    Энциклопедия инвестора. 2013.

    Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

    Полезное


    Смотреть что такое "Стимулирование экономики" в других словарях:

    • СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА — (export promotion) 1. Правительственные меры по упрощению реализации экспортной продукции путем стимулирования экспортеров внутри страны и оказания им разнообразной практической помощи за рубежом. К таким мерам относятся консультирование по… …   Экономический словарь

    • Материальное и моральное стимулирование —         при социализме, формы, методы и средства привлечения и побуждения людей к труду, повышения их трудовой активности и инициативы. Двигателем трудовой деятельности человека при любой общественно экономической формации являются интересы.… …   Большая советская энциклопедия

    • Заявления лидеров G-8 по проблемам мировой экономики — Лидеры "восьмерки" заявили об обеспокоенности в связи с ростом цен на нефть и высказались за увеличение мощностей по добыче и переработке. Глобальный рост 1. Мы по прежнему убеждены в долгосрочной устойчивости наших экономик и будущем… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

    • Борьба с «голландской болезнью» экономики — «Голландская болезнь» возникает вследствие того, что сырьевой сектор экономики раздувается за счет обрабатывающего из за резкого роста доходов, получаемых от добычи сырья. Соответственно, на уровне государства борьба с этим явлением может… …   Банковская энциклопедия

    • Ипотечный кризис в США (2007) — Ипотечный кризис в США (англ. subprime mortgage crisis)  финансово экономический кризис, характерными проявлениями которого стали увеличение количества невыплат по ипотечным кредитам с высоким уровнем риска, учащение случаев отчуждения… …   Википедия

    • Европейский долговой кризис — В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 14:59 13 декабря 2012 (UTC). ( …   Википедия

    • Долговой кризис — (Debt crisis) Долговой кризис это ситуация, в которой государственный долг растёт по отношению к налоговым доходам Кризис мировой задолженности, кризис суверенного долга в ряде европейских стран, причины возникновения долговых кризисов,… …   Энциклопедия инвестора

    • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ — термин, обозначающий регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до экономического спада. В цикле деловой активности выделяются четыре четко различимые фазы: пик, спад, дно, или низшая точка, и подъем. Пик, или вершина… …   Энциклопедия Кольера

    • Макроэкономическая статистика — (Macroeconomic statistics) Понятие макроэкономической статистики, виды статистических показателей Информация о понятии макроэкономической статистики, виды статистических показателей Содержание >>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

    • Валютная пара USD/JPY — (Доллар США/Японская Иена) Валютная пара USD/JPY это отношение доллара США к японской Йене Валютная пара USD/JPY: понятие и валюты, история и графики, фундаментальные факторы и поведение цены, тактические рекомендации Содержание >>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора


    Поделиться ссылкой на выделенное

    Прямая ссылка:
    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»