OPEC

OPEC

(ОПЕК, Организация стран-экспортёров нефти)


Организация стран—экспортёров нефти (ОПЕК), история создания организации, цели и задачи, страны, входящие в ОПЕК


Информация об Организации стран—экспортёров нефти (ОПЕК), история создания и развития, цели и задачи организации, страны входящие в ОПЕК


Содержание

    ОПЕК - это международная межправительственная компания, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами данной компании являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспортирования черного золота. ОПЕК как постоянно действующая фирма была создана на конференции в Багдаде 10—14 сентября 1960. Первоначально в состав фирмы вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и республика Венесуэла (инициатор создания). К этим пяти странам, основавшим компанию, позднее присоединились ещё девять: Катар (1961), Индонезия (1962—2008, 1 ноября 2008 г. вышла из состава ОПЕК), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973—1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007).

    1 флаг ОПЕК

    В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 г.: появления нового члена компании — Анголы и репатриации в лоно фирмы Эквадора. В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

    2. Карта стран ОПЕК

    Штаб-квартира ОПЕК.

    3. Штаб Квартира OPEC

    Штаб квартира первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия). Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников компании, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок черного золота потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль. Министры энергетики и черного золота государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка черного золота и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК. Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефтепродуктов. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспортирования черного золота. Пик черного золота ещё не пройден только странами ОПЕК и Канадой (из крупных экспортёров). В Российской Федерации пик черного золота был пройден в 1988 году.

    Подробно ОПЕК

    Межправительственные фирмы стран-производителей и экспортеров сырья создавались интенсивно в 60-ые годы по инициативе развивающихся стран-поставщиков сырьевых товаров в целях укрепления национального контроля над природными ресурсами и стабилизации цен на рынках сырьевых товаров. Товарные ассоциации призваны стать противовесом существующей системе компании потребителей на сырьевых рынках, чтобы устранить положение, при котором западные страны получают односторонние преимущества, обусловленные картелизацией рынков покупателей. К некоторым ассоциациям впоследствии присоединились отдельные развитые страны-экспортеры соответствующих видов сырья. В настоящее время существуют межгосударственные ассоциации экспортеров черного золота, купрума, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, натурального каучука, древесины тропических пород, кожи, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, какао-бобов, кофе, чая, сахара, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. На долю товарных ассоциаций приходится примерно 20% объема мирового экспортирования и около 55% поставок только промышленного сырья и продовольствия. Удельный вес товарных ассоциаций в производстве и внешней торговле по отдельным сырьевым товарам составляет 80—90. Экономическими предпосылками создания товарных ассоциаций явились: появление на мировом рынке значительного числа независимых поставщиков и усиление их поставщиковнцентрация экспортного потенциала по многим видам сырья в небольшом числе государств; высокий удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте соответствующих товаров и сопоставимые уровни затрат добычи и качества поставленного сырья; низкая краткосрочная ценовая эластичность спроса на многие сырьевые товары в сочетании с низкой ценовой эластичностью предложения пределами ассоциаций, при которой повышение цен не приводит к незамедлительному росту производства данного или альтернативного сырья в странах, не входящих в соответствующее объединение.

    Целями деятельности товарных ассоциаций являются: координация политики стран-членов в области сырьевых товаров; разработка путей и методов защиты их торговых интересов; содействие расширению потребления определенного вида сырья в странах-импортерах; осуществление коллективных усилий в деле создания национальной перерабатывающей промышленности, совместных предприятий и фирм по переработке, перевозке и сбыту экспортируемого сырья; установление контроля над операциями ТНК; расширение участия национальных фирм развивающихся государств в переработке и сбыте сырья: налаживание прямых связей между продуцентами и потребителями сырья; предотвращение резких падений цен на сырье; упрощение и стандартизация торговых сделок и необходимой для этого документации; проведение мероприятий, способствующих расширению спроса на сырьевые товары. Существуют большие различия в результативности деятельности товарных ассоциаций. Это обусловлено: неодинаковым значением отдельных сырьевых товаров для всемирного хозяйства и хозяйства отдельных стран; специфическими особенностями естественного, технического и экономического характера, свойственными конкретным сырьевым товарам; степенью контроля ассоциации над ресурсами, производством и внешней торговлей соответствующим видом сырья; общим экономическим потенциалом организаций поставщиков сырья.

    поставщиковь ряда межгосударственных объединений предприятий затрудняется из-за широкой географической рассредоточения производства отдельных сырьевых товаров (железной руды, купрума, серебра, бокситов, фосфатов, мяса, сахара, цитрусовых). Важное значение имеет и то, что регулирование рынков кофе, какао, сахара, натурального каучука, олова осуществляется преимущественно в рамках международных товарных соглашений с участием стран-импортеров сосоглашенийщих товаров. Реальное воздействие на регулирование товарного рынка оказывает небольшое число ассоциаций. Наибольших успехов достигли практически только члены ОПЕК (компания стран—экспортеров черного золота), чему способствовали такие благоприятные факторы, как особенность черного золота как базисного сырьевого продукта; концентрация ее добычи в небольшом числе развивают высокую степень зависимости развитых стран от импорта черного золота; заинтересованность ТНК в росте цен на нефть. В результате усилий стран ОПЕК уровень цен на нефть был существенно повышен, введена новая система арендных платежей, пересмотрены в пользу развивающихся стран условия соглашений об эксплуатации их природных ресурсов западными компаниями. ОПЕК в современных условиях оказывает существенное воздействие на регулирование мирового рынка черного золота путем установления цен на нее. Арабские страны—члены ОАПЕК (фирма арабских стран—экспортеров черного золота) добились определенных успехов в деле создания на коллективной основе сети компаний в области разведки, добычи, переработки, транспортировки черного золота и нефтепродуктов, финансирования различных проектов в сырьевом секторе хозяйства стран-участниц. Масштабы влияния товарных ассоциаций, функционирующих на рынках металлов, на международную торговлю этими товарами до настоящего времени были довольно ограниченными. Если задача установления контроля над национальными природными ресурсами, уменьшения зависимости от Транс Национальных Корпораций, налаживания более глубокой переработки сырья и сбыта продукции собственными силами решается ими в целом более или менее успешно, то попытки установления справедливых цен и координации рыночной политики в большинстве случаев оказались малоэффективными. Основные причины этого следующие: неоднородный состав участников (во многие ассоциации наряду с развивающимися входят развитые страны), что обусловливает серьезные противоречия между государствами, имеющими различные интересы; рекомендательный, а не обязательный характер решений, главным образом вследствие оппозиционной политики развитых или находящихся в сфере влияния ТНК развивающихся стран; неполное вовлечение в ассоциации основных продуцентов и экспортеров сырья и соответственно недостаточно высокая доля стран-участниц в мировом производстве и экспорте; ограниченный характер используемого механизма стабилизации (в частности, только МАБС делает попытки установления минимальных цен на алюминиевое сырье).

    Подавляющая часть мероприятий, осуществленных ассоциациями по арахису, перцу, кокосовым орехам и продуктам их переработки, лесоматериалам из тропических пород деревьев, купрума и фосфатам, касается решения внутриэкономических проблем производства и переработки данных видов сырья. Такая ориентация в деятельности указанных организаций объясняется конкретными экономическими условиями. Речь идет о сравнительно благоприятном для экспортеров развитии ситуации на соответствующих мировых рынках; об опасениях вызвать усиление конкуренции заменителей; о нежелании некоторых участников вмешиваться в международную торговлю данными товарами; о сильном противодействии со стороны западных компаний. В качестве примера можно привести деятельность Кокосового сообщества стран Азии и бассейна Тихого океана. Члены этой фирмы приняли долгосрочную программу развития национальных кокосовых хозяйств, диверсификации экспортирования продуктов кокосовой пальмы. В условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка это позволило участникам ассоциации превратить соответствующую отрасль сельского хозяйства в весомый источник экспортных поступлений и укрепить свои внешнеэкономические позиции. Остальные товарные ассоциации существуют в основном формально, что объясняется главным образом трудностями организационного характера, несовпадением интересов основных экспортеров и крайне неблагоприятной для них конъюнктурой мирового рынка. Определение ОПЕК. ОПЕК-(компания стран-экспортеров черного золота) (Organization of the petrolium exporting countries) – добровольная межправительственная экономическая фирма, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов. ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках черного золота с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.

    ОПЕК в 1960–1970-е:

    Путь к успеху

    Компания была создана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и республикой Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая компания ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В результате фирма ОПЕК объединила 13 стран (Табл. 1) и стала одним из главных участников мирового рынка черного золота.

    4. Таблица № 1. страны ОПЕК в <a href=период наивысшего взлёта их влияния (1980 г.)" height="539" src="/pictures/investments/img116995_4_Tablitsa_1_stranyi_OPEK_v_period_naivyisshego_vzlyota_ih_vliyaniya_1980_g.jpg" title="4. Таблица № 1. страны ОПЕК в период наивысшего взлёта их влияния (1980 г.)" width="495" />

    Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран – экспортеров черного золота скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» – мирового картеля, объединявшего организации «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой черного золота и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и Роялти (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение черного золота, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение добычи земляного масла для всего лишь стабилизации цен. В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой спрос на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспортирования черного золота. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен

    5. Таблица № 2 - <a href=Динамика цен на эталонную нефть 1960-1975" height="336" src="/pictures/investments/img116996_5_Tablitsa_2_Dinamika_tsen_na_etalonnuyu_neft_1960-1975.jpg" title="5. Таблица № 2 - Динамика цен на эталонную нефть 1960-1975" width="497" />

    В 1973–1974 ОПЕК удалось добиться резкого роста мировых цен на нефть в 4 раза, в 1979 – еще в 2 раза. Формальным поводом для взвинчивания цен послужила Арабо-израильская война 1973: демонстрируя солидарность в борьбе с Израилем и его союзниками, страны ОПЕК на некоторое время вообще прекратили им отгрузку черного золота. Из-за «нефтяного шока» кризис 1973–1975 оказался самым тяжелым мировым экономическим коллапсом за весь период после Второй мировой войны. Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяным картелем «Семь сестер», ОПЕК сам стал сильнейшим картелем на мировом рынке черного золота. К началу 1970-х на долю его членов приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60% добычи и 90% экспортирования черного золота в несоциалистических странах.

    Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам черного золота. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

    Экономический успех стран ОПЕК имел сильное идеологическое значение: казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться перелома в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Успех ОПЕК наложился на подъем исламского фундаментализма во многих арабских странах, что еще более повышало статус этих стран как новой силы мировой геоэкономики и геополитики. Осознавая себя представителем «третьего мира», в 1976 ОПЕК организовал Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий помощь не входящим в ОПЕК развивающимся странам.

    Успех этого объединения предприятий побудил другие страны «третьего мира», экспортирующие сырьевые товары (медь, бокситы и т.д.), попытаться использовать их опыт, тоже скоординировав свои действия для повышения доходов. Однако эти попытки оказывались, как правило, малоудачными, поскольку на другие сырьевые товары не было такого высокого спроса, как на нефть.

    ОПЕК в 1980–1990-х

    Тенденция к ослаблению

    Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое (Рис. 1), резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 2) и похоронив надежды на долгое процветание.

    6. График Роста и падения

    Рис. 1. Динамика мировых цен на сырую нефть в 1970–1980-е, долл. за баррель.Составлено по: Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М., 2005

    7.Динамика доходов стран ОПЕК от экспорта нефти

    Рис. 2. Динамика доходов стран ОПЕК от экспортирования черного золота в 1970–1980-е, млрд. долл.Составлено по: Amuzegar J. Managing the Oil Wealth. Organisation of the countries-exporters of oil's Windfalls and Pitfalls. L., N.Y., 2001

    Ослабление ОПЕК было вызвано двумя группами причин – относительным снижением спроса на нефть и ростом ее предложения.

    С одной стороны, «нефтяной шок» стимулировал поиск новых источников энергии, не связанных с нефтедобычей (в частности, строительство АЭС). Широкое внедрение энергосберегающих технологий вообще привело к гораздо более медленному росту спроса на энергоресурсы, чем ожидалось. С другой стороны, система квотирования добычи нефти членами ОПЕК оказалась неустойчивой – она подрывалась и извне, и изнутри. Некоторые страны, которые тоже являлись крупными экспортерами черного золота, в ОПЕК не вошли – это Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и, самое главное, СССР, обладающий, согласно некоторым оценкам, вторыми в мире по величине потенциальными запасами нефтепродуктов. Эти страны выигрывали от инициированного ОПЕК роста мировых цен, но они не подчинялись его решениям об ограничении добычи крови земли.

    Внутри самого ОПЕК единство действий часто нарушалось. Органической слабостью ОПЕК является то, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти и нефтепродуктов, получают крупные инвестиции из-за рубежа и поддерживают тесные отношения с «Семью сестрами». Для некоторых других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии и Ирака, характерны высокая численность населения и бедность, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют высокую внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены для получения валютных доходов добывать и продавать как можно больше черного золота, особенно если цены на нее снижаются. Различается и политическая ориентация стран ОПЕК: если Саудовская Аравия и Кувейт опирались на поддержку США, то многие другие арабские страны (Ирак, Иран, Ливия) проводили антиамериканскую политику.

    Разлад между странами ОПЕК отягощается политической нестабильностью в зоне Персидского залива. В 1980-х Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать расходы на войну друг с другом. В 1990 Ирак вторгся в Кувейт, попытавшись присоединить его, но война в Персидском заливе (1990–1991) завершилась поражением Ирака. К агрессору были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность Ирака экспортировать нефть. Когда в 2003 Ирак оккупировали американские войска, это вообще вывело эту страну из числа самостоятельных участников мирового нефтяного рынка.

    В результате влияния перечисленных факторов ОПЕК потерял роль главного регулятора мировых цен на нефть и стал лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке.

    8. Таблица № 3 Эвалюция механизма ценообразования на мировом рынке нефти во второй половине 20 в.

    Подробная история создания ОПЕК

    Стремясь активизировать борьбу против нефтяных монополистов, развивающиеся страны—экспортеры жидкого топлива пришли к выводу о необходимости объединить свои силы и противопоставить компании монополистов свою собственную. В 1960 году в Багдаде главные поставщики черного золота на мировой рынок—республика Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали фирму стран—экспортеров черного золота (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в фирмы Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Карапоставщики января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства черного золота. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).

    Первоначально перед ОПЕК ставилась задача увеличения концессионных платежей. Однако деятельность ОПЕК вышла далеко за рамки этой задачи и оказала большое влияние на борьбу развивающихся стран против неоколониальной системы эксплуатации их ресурсов. Инициатором создания компании была Венесуэла—наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополистов. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополистов назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и республики Венесуэлы.

    Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров черного золота, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт черного золота в США.

    Появление на международной арене новой организации— межправительственной ассоциации развивающихся стран—производителей черного золота было воспринято в кругу капиталистической нефтяной промышленности как событие малозначительное. Нефтяные монополиста с самого начала считали ОПЕК инородным телом на рынке, пытались не признавать ее и вели тактику поддержания непосредственных контактов с отдельными нефтедобывающими странами. В известной мере это им удавалось вплоть до 1971 года, так как в 60-х годах мировой рынок черного золота продолжал пополняться новыми крупными производителями черного золота, такими как Ливия, Абу-Даби (теперь это Объединенные Арабские эмираты), Алжир, Нигерия и другие развивающиеся страны, которые в условиях постоянного превышения текущего предложения над спросом фактически конкурировали друг с другом. Однако стремление повысить свои доходы от черного золота, в конечном счете, приводило эти страны к необходимости присоединения к ОПЕК. Так, после создания фирмы в нее вошли Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.).

    Кроме стремления увеличить доходы от черного золота, а в конечном итоге установить национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они—развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в основном за счет черного золота, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. |

    Вместе с тем общим интересам членов ОПЕК, кроме неблагоприятной рыночной ситуации и мощи «нефтяного империализма», в определенной мере противостояла различная степень экономического развития и социально-политическая разнородность ее членов. В 60-х годах боязнь перед всесилием монополистов, усугубленная неудавшейся попыткой Мосаддыка национализировать иранскую нефть в начале 50-х годов, и консерватизм правителей наиболее крупных, но отсталых стран — экспортеров черного золота во многом объясняли декларативный характер ряда по существу прогрессивных решений конференций ОПЕК. В то же время нефтяные организации, стремясь сохранить свои позиции, вынуждены были идти на некоторые уступки. Наиболее значительным из них было согласие компаний не включать расходы по выплате арендной платы (Роялти) в расчет подоходного налога, что увеличило долю выгоды нефтедобывающих стран до более чем 60% от справочной цены на нефть. Крупные государства Запада шли лишь на мелкие, частичные уступки, которые не затрагивали основ неравноправных взаимоотношений и в то же время служили своеобразной гарантией их долговечности.

    В принятом на конференции ОПЕК в 1968 году Заявлении об основных направлениях политики стран-членов было отражено общее стремление установить национальный контроль над основным богатством этих стран. Приход к власти прогрессивных режимов в Ираке в 1966 году и в Ливии в 1969 году, а также вступление Алжира в ОПЕК в 1971 году привели к усилению движения нефтедобывающих стран за установление национального суверенитета над нефтяными ресурсами.

    Катализирующее воздействие на позицию арабских членов ОПЕК, занимающих доминирующее положение в компании, имел ближневосточный конфликт. Даже наиболее консервативные и прозападные режимы стран Персидского залива, поддерживая справедливую борьбу арабских стран—жертв агрессии Израиля, вольно или невольно оказывались вовлеченными в общее русло борьбы арабских народов и были вынуждены поддерживать законные требования радикальных членов ОПЕК, что, в конечном счете, в немалой степени способствовало успеху, как отдельных нефтедобывающих стран, так и фирмы в целом.

    Важным объективным моментом, предопределившим усиление роли ОПЕК в мировом капиталистическом хозяйстве, являлся дальнейший форсированный рост потребления черного золота в развитых капиталистических странах за счет жидкого топлива, добываемого в странах ОПЕК. Потребление жидкого топлива в 1950—1970 годах увеличилось трехкратном размере. При этом к началу 70-х годов наметилось замедление тенденции географической диверсификации импорта черного золота в страны Запада в силу естественной ограниченности богатых и дешевых нефтяных место рождений. «Новые» нефтедобывающие страны (Ливия Алжир, Нигерия и т. д.), которые, по замыслу нефтяных монополистов, должны были конкурировать с ОПЕК и, в конечном счете, привести ее к развалу, влились в ОПЕК. Тем самым еще больше усилилась зависимость развиты; капиталистических стран, потреблявших 85% производимой в несоциалистическом мире черного золота, от импорта жидкого топлива из государств-членов ОПЕК. Это явилось свидетельством того, что в современных условиях наряду с экономической зависимостью большинства развивающихся стран от капитализма имеет место и зависимость иной рода — определенная зависимость основных индустриальных центров последнего, особенно стран Западной Европы и Японии, от энергетических и сырьевых резервов развивающихся стран.

    К началу 70-х годов на долю этих стран приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60—добычи и 90 % (экспортирования черного золота в капиталистическом мире).

    9. Добыча нефти height=

    В тот же период медленно начинала набирать силу тенденция освоения более дорогих морских и арктических месторождений. Однако этот процесс мог получить дальней шее развитие лишь после повышения цен на нефть, тем более что с начала 70-х годов предложение стало отставать от быстро растущего спроса. Одной из причин отставания предложения была политика некоторых стран ОПЕК (Ливии, Кувейта, республики Венесуэлы и др.), потребовавших у компаний сокращения добычи нефти в связи со снижением показателя кратности запасов.

    Используя сложившиеся благоприятные условия на рынке, страны ОПЕК начали активнее наступать на позиции монополистов. В авангарде борьбы оказались наиболее прогрессивные и радикальные члены ОПЕК. Первые акций по национализации нефтяных концессий были предпринять в Ливии (1970 г.), Алжире (1971 г.), Ираке (1972 г.). Более консервативные участники ОПЕК предложили монополистам систему участия в нефтяных концессиях. Однако главным направлением борьбы ОПЕК до обострения энергетического кризиса в 1973—1974 годах было увеличение доходов от черного золота путем, как определенного перераспределения доходов организации, так и повышения цен на нефть. Первым наступление на позиции компаний начал прогрессивный режим Ливии, потребовавший увеличения ставки подоходного налога до 55% и повышения цен. Позиция Ливии получила активную поддержку других членов ОПЕК, среди которых выделялись Ирак и Алжир как наиболее прогрессивные участники компании, а также республика Венесуэла и Иран. Экономика последних была относительно развита, и проводимая в них индустриализация на капиталистической основе требовала все больших объемов капиталовложений. Стремление монополистов противостоять требованиям ОПЕК и внести раскол в его ряды ни к чему не привело. Наоборот, в рамках так называемой «лондонской политической группы», призванной быть противовесом ОПЕК, обнажились непримиримые противоречия «сестер» и аутсайдеров, которые были вынуждены в итоге подписать соглашение с ливийским правительством.

    Хотя первый успех был скромен (цены были повышены на 30 центов за баррель, а подоходный налог впервые" за 20 лет увеличен до 55% в среднем), пример Ливии, фактически выступившей в единственном числе против целой группы нефтяных компаний, имел большой психологический эффект, так как способствовал развенчанию мифа о всесилии нефтяных монополистов и положил начало цепной реакции решительных выступлении ОПЕК против давно отживших отношений в капиталистической нефтяной промышленности. XXI конференция ОПЕК, состоявшаяся в декабре 1970 года в Каракасе, официально закрепила успех Ливии. Наиболее важными ее решениями были:

    —повышение до 55% минимальной ставки подоходного налога, взимаемого с иностранных компаний;

    — отмена старой системы снижений цены;

    —унификация справочных цен на основе существующих наивысших цен.

    Более ощутимых успехов участники ОПЕК добились в 1971 году, когда после трудных переговоров и ультимативных требований были подписаны известные Тегеранское (14 февраля 1971 г.) и Триполийское (2 апреля 1971 г.) договора. Страны Персидского залива, а затем и Ливия вынудили нефтяные организации среди прочих уступок значительно поднять цены и гарантировать их дальнейшее, хотя и постепенное, повышение (2,5% ежегодно).

    Страны-члены ОПЕК на сегодняшний день:

    Алжир (с 1969)

    Индонезия (с 1962)

    Иран (с 1960)

    Ирак (с 1960)

    Кувейт (1960)

    Ливан (с 1962)

    Нигерия (с 1971)

    Катар (1961)

    Саудовская Аравия (с 1960)

    Объединенные Арабские Эмираты

    Республика Венесуэла (1960)

    Итого 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).

    Цели, декларируемые ОПЕК:

    Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. •Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

    Обеспечение стабильности цен на мировых рынках черного золота. •Внимание к интересам стран-производителей черного золота и необходимости обеспечения:

    1. устойчивых доходов стран-производителей черного золота;

    2.эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;

    3. справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;

    4. Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

    5. сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка черного золота.

    Перспективы развития ОПЕК в 21 в

    Несмотря на трудности контроля, цены на нефть на протяжении 1990-х оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Более того, с 1999 цены на нефть вновь пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по ограничению добычи нефти, поддержанные другими крупными нефтедобывающими странами, имеющими в ОПЕК статус наблюдателей (Россия, Мексика, Норвегия, Оман). Текущие мировые цены на нефть в 2005 достигли исторического максимума, превысив 60 долл. за баррель. Однако с поправкой на инфляцию они остаются все же ниже уровня 1979–1980, когда цена в современном выражении превышала 80 долл., хотя и превосходят уровень 1974, когда цена составляла в современном выражении 53 долл.

    Перспектива развития ОПЕК остается неопределенной. Одни полагают, что фирмы удалось преодолеть кризис второй половины 1980-х – начала 1990-х. Конечно, прежней экономической силы, как в 1970-е, ей не вернуть, однако в целом у ОПЕК остаются благоприятные возможности для развития. Другие аналитики считают, что государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтяной добычи и четкую единую политику. Важный фактор неопределенности перспектив ОПЕК связан с неясностью путей развития мировой энергетики как таковой. Если будут достигнуты серьезные успехи в использовании новых источников энергии (гелиоэнергии, атомной энергии и т.д.), то роль черного золота в всемирной экономике уменьшится, что приведет к ослаблению ОПЕК. Официальные прогнозы, однако, чаще всего предсказывают сохранение черного золота как главного энергоресурса планеты на ближайшие десятилетия. Согласно докладу Международный энергетический прогноз – 2004, подготовленному информационным управлением при Министерстве энергетики США, спрос на нефть будет расти, так что при существующих запасах нефтепродуктов нефтяные месторождения истощатся примерно к 2050. Еще один фактор неопределенности – это геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических держав и стран социалистического лагеря. Однако в наши дни мир стал более монополярным, но менее стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США как «мировой полицейский» может начать применять силу в отношении тех, кто проводит экономическую политику, не совпадающую с интересами Америки. События 2000-х в Ираке показывают, что эти прогнозы имеют основания. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК. Поскольку Россия является крупнейшей нефтеэкспортирующей страной, не входящей в ОПЕК, периодически обсуждается вопрос о вхождении нашей страны в эту компанию. Однако эксперты указывают на расхождение стратегических интересов ОПЕК и Российской Федерации, которой выгоднее оставаться самостоятельно действующей силой на рынке черного золота.

    Последствия деятельности ОПЕК

    Высокие доходы, полученный странами ОПЕК от нефтеэкспорта, оказывают на них двойственное влияние. С одной стороны, многим из них удается повысить уровень жизни своих граждан. С другой стороны, «нефтедоллары» могут становиться фактором, замедляющим экономическое развитие.

    Среди стран ОПЕК, даже самых богатых черным золотом (табл. 4), нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны – Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт – можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. Показателем их относительной отсталости служит хотя бы тот факт, что во всех трех до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Ливия, республика Венесуэла и Иран находятся примерно на том же невысоком уровне зажиточности, что и Россия. Еще две страны, Ирак и Нигерию, следует считать по мировым стандартам не просто бедными, а очень бедными.

    10.Таблица № 4 Страны, обладающие в начале 2000-х самыми крупными запасами нефти

    Контраст между природными богатствами и отсутствием заметных успехов в развитии объясняется тем, что обильные запасы нефтепродуктов (как и других «даровых» природных ресурсов) создают сильный искус заниматься борьбой не за развитие производства, а за политический контроль над эксплуатацией ресурсов. Когда в стране нет легкодоступных природных богатств, то доходы приходится добывать производительной деятельностью, блага от которой достаются большинству граждан. Если же страна щедро одарена природными ресурсами, то ее элита склонна больше заниматься рентоискательством, чем производством. Природные богатства могут, таким образом, превратиться в социальное бедствие – элита богатеет, а рядовые граждане прозябают в нищете. Среди стран ОПЕК есть, конечно, примеры, когда природные богатства эксплуатируются относительно эффективно. Яркие примеры – это Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. В этих странах текущие доходы от черного золота не только «проедаются», но и откладываются в специальный резервный фонд будущих издержек, а также тратятся на подъем других отраслей экономики (например, туристического бизнеса). Природные богатства сами по себе создают лишь потенциальную предрасположенность к рентоискательской деградации. У стран ОПЕК всегда остается возможность выбирать между легким путем паразитирования на природных ресурсах, ведущим к упадку в будущем, и трудным путем комплексного развития производства и модернизации социально-экономических отношений, обещающим в перспективе рост общего благосостояния.

    Членство в ОПЕК

    Полноправными членами ОПЕК могут быть только государства-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены высшим органом ОПЕК - Конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах эксплуатирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов ОПЕК, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством три четверти голосов, включая голоса всех членов-учредителей. Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств-членов ОПЕК». Таким образом, в соответствии с Уставом ОПЕК, существует три категории государств-членов: государства-основатели (Founder-members) компании, принявшие участие в Багдадской встрече 1960 года и которые подписали оригинал договоренности о создании ОПЕК; Полные-члены (Основатели плюс те страны, заявление о вступление в членство которых было подтверждено конференцией); Ассоциированные члены, которые не имеют полного членства, но при определенных обстоятельствах могут принять участие в конференции ОПЕК.

    Функционирование ОПЕК

    Представители государств-членов встречаются на конференции ОПЕК с целью координации и унификации политики своих стран и выработки общей позиции на международных рынках. Им оказывается поддержка со стороны Секретариата ОПЕК, управляемым Советом Директоров и возглавляемым Генеральным Секретарем, Экономической Комиссии, Межминистерским комитетом по мониторингу.

    Представители государств-членов обсуждают конкретную ситуацию бюллетени прогнозов развития рынка топлива (например, рост экономических котировок или инноваторские изменения в топливной промышленности). После этого они обсуждают свои дальнейшие шаги в сфере нефтяной политики. Как правило, все это сводится к понижению или повышению квот добычи нефти или установлению одинаковых цен на нефть.

    Квота производства черного золота. Влияние ОПЕК на мировой рынок. Нефтяные резервы ОПЕК

    Устав ОПЕК требует, чтобы компания добивалась стабильности и благосостояния своих членов на мировом нефтяном рынке. ОПЕК координирует добывающую политику своих членов. Одним из способов такой политики является установление квот продажи черного золота. В случае если требования потребителей черного золота растут, а рынок насытить нельзя, то необходимо поднять уровень добычи нефти, для чего устанавливается более высокая квота. Юридически поднятие квоты возможно только в случае быстрого роста цен на нефть во избежание кризиса, подобного кризису 1978 года, когда цены на нефть выросли в 4 раза. Аналогичная мера предусмотрена уставом в отношения случая быстрого падения цен. ОПЕК очень сильно вовлечен в мировую торговлю и его руководство осознает необходимость коренного реформирования системы международной торговли. Еще в 1975 году ОПЕК призвал к созданию нового экономического порядка, основанного на взаимопонимании, справедливости, направленного на достижение благосостояния всех народов мира. ОПЕК также подготовлен к нефтяному кризису - имеется резервный нефтяной фонд ОПЕК, который насчитывал на конец 1999 года 801,998 миллионов баррелей, что составляет 76% от мировых запасов нефти и нефтепродуктов.

    Система органов ОПЕК. Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генсека и экономической комиссии ОПЕК.

    Конференция. Высшим органом ОПЕК является конференция, состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Обычно делегации возглавляются министрами черного золота, добывающей промышленности или энергетики. Заседания проводятся дважды в год (но предусмотрены и внеочередные заседания и встречи, если это необходимо), обычно в штаб-квартире в Вене. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, а также принимает решения по бюджету и докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих. Конференция также избирает президента, пост которого занимается до следующего заседания, утверждает назначение членов Совета управляющих, назначает председателя и заместителя председателя совета, генсека, заместителя генсека и аудитора. Для принятия решений (за исключением процедурных вопросов) необходимо их единогласное одобрение всеми действительными членами (действует право вето и отсутствует право конструктивного воздержания). Конференция также решает вопрос о вступлении новых членов. Совет управляющих. Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации.

    В соответствии со статьей 20 Устава ОПЕК Совет управляющих осуществляет следующие функции:

    управление делами фирмы и исполнение решений конференции;

    рассмотрение и решение вопросов, поставленных Генеральным Секретарем;

    рекомендации комиссии;

    составление бюджета компании, предоставление его на одобрение Конференции и его исполнение;

    Назначение Аудитора фирмы на срок до одного года;

    Рассмотрение докладов Аудитора и его отчетов;

    Подготовка проектов решений для Конференции;

    Созыв внеочередных встреч Конференции;

    Экономическая комиссия. Экономическая комиссия – специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия компании в стабилизации нефтяного рынка. Комиссия состоит из Совета комиссии, национальных представителей, Штаба Комиссии, Координатора Комиссии, который ex-officio является директором департамента исследований.

    Межминистерский комитет по мониторингу. Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Межминистерский комитет по мониторингу возглавляется президентом конференции и включает в себя всех глав делегаций на Конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем. Встречи комитета ежегодны, и, как правило, предшествуют встречи участников Конференции. Внутри Комитета функционирует также подкомитет по статистике, учрежденный на девятой встрече комитета в 1993 году.

    Секретариат ОПЕК. Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций фирмы в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета управляющих.

    Секретариат состоит из генсека и его администрации, Департамента исследований, информационного отдела, академического института Энергетического менеджмента, Департамента по анализу нефтяного рынка, Департамента людских ресурсов, паблик-рилэйшинз отдела, Юридический департамент.

    Многосторонние и двусторонние институты помощи ОПЕК и трастовые USD - CAD ОПЕК, многосторонние институты помощи ОПЕК:

    1.Арабское главное управление сельскохозяйственных инвестиций и развития (Судан)

    2.Программа арабских государств Персидского залива для организаций развития системы ООН (Саудовская Аравия)

    3.Арабский валютный фонд (Объединенные Арабские Эмираты)

    4.Арабский фонд экономического и социального развития (Кувейт)

    5.Арабская программа финансирования торговли (Объединенные Арабские Эмираты)

    6.Арабский банк экономического развития Африки

    7.Исламский банк развития

    8.Фонд международного развития ОПЕК

    Двусторонние институты помощи развитию ОПЕК

    1.Фонд арабского экономического развития (ОАЭ)

    2.Организация по инвестициям, экономической и технической помощи Ирана - фирма Ирана (Саудовская Аравия) 3.Иракский фонд развития зарубежных стран - Иракский фонд (Ирак)

    4.Кувейтский фонд арабского экономического развития - Кувейтский фонд (Кувейт)

    5.Саудовский фонд развития - Саудовский фонд (Саудовская Аравия)

    6.Венесуэльский инвестиционный фонд (республика Венесуэла)

    Трастовые USD / CAD ОПЕК

    1.Арабский нефтяной фонд (Кот-де'Ивуар)

    2.Трастовый фонд Нигерии Африканский банк развития (Кот-де'Ивуар)

    3.Венесуэльский трастовый фонд Межамериканский банк развития.

    Фонд международного развития ОПЕК. В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта компания называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью Фонда могут пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет кредиты на льготных условиях в основном трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются за счет добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет кредитных и инвестиционных операций Фонда.

    Помощь стран ОПЕК другим развивающимся государствам

    Особое место в экспорте капитала из стран—членов ОПЕК занимает помощь и займы другим развивающимся государствам. В отличие от средств, рециклированных на Запад, помощь стран ОПЕК является инструментом независимой национальной политики в сфере вывоза капитала.

    В период 1974—1978 годов помощь составила 12,5 % от общего объема вывоза капитала из стран ОПЕК. В 1980 году ее объем превысил 35 млрд. долл. На 1998 год ОПЕК одобрил предоставление 4227 млн. Долларов, хотя предоставил фактически 3182 млн.

    Помощь выражалась в проектном кредитовании, финансировании конкретных программ, оказании технической помощи, причем все операции осуществлялись напрямую. Масштаб действий Фонда – Африка и Азия, Карибский бассейн и Латинская Америка.

    Малая доля вывоза нефтяных денег в развивающиеся страны объясняется тем, что, несмотря на более высокую, чем на Западе, прибыльность иностранных капиталовложений, эти страны не располагают развитой экономической, и в частности финансовой, инфраструктурой, достаточно емкими для абсорбции такого количества средств национальными и международными финансовыми рынками. Отсутствие политической стабильности и достаточных гарантий для иностранного капитала не в меньшей мере препятствует переливу нефтедолларов внутри развивающегося мира.

    Экономическую помощь некоторые участники ОПЕК предоставляли и до нефтяного кризиса. Однако ее относительные масштабы были незначительны, и более половины средств поступало в арабские страны. В 1970—1973 года страны, противостоящие израильской агрессии, получали от Саудовской Аравии, Кувейта и Ливии ежегодно 400 млн. долл. в виде экономической помощи.

    Резкое, разнонаправленное изменение экономического положения нефтеэкспортеров и остальных развивающихся стран привело к появлению нового крупного источника помощи. Из 42 млрд. долл., предоставленных развивающемуся миру в 1975 году, 15 % приходилось на страны—члены ОПЕК. После повышения цен на нефть в 1973—1974 годах 10 из 13 стран—членов ОПЕК стали предоставлять помощь.

    Помощь государств-членов ОПЕК, предоставленная развивающимся странам на льготных условиях

    (в млн. долл.)

    11. График Стран

    На официальную льготную помощь, или помощь для развития, приходится 70—80% обязательств ОПЕК другим развивающимся странам. Как правило, более 70% этих средств предоставляется безвозмездно, а остальное — на беспроцентной основе или под низкий процент.

    Как видно из таблицы, основная часть помощи на льготных условиях предоставляется малонаселенными странами Персидского залива. У этих стран также велика доля помощи в ВНП, причем это касается как чистого оттока средств, так и помощи на льготных условиях. Правда, в политике Кувейта, в отличие от остальных арабских монархий, появилась тенденция к предпочтению предоставления займов под среднемировые или более высокие проценты (9—11 %), что соответствующим образом влияет на структуру помощи этой страны.

    Среди остальных стран — членов ОПЕК наиболее крупными заемщиками являются Иран, Ливия и республика Венесуэла. Такие кредиторы, как республика Венесуэла и Иран, предоставляли займы в основном на коммерческих условиях. Представляется, что в перспективе республика Венесуэла и Катар в связи с расширением программ финансирования развития (и из-за нехватки средств для внутренних нужд) могут сократить или вовсе прекратить предоставление помощи. Удельный вес помощи в ВНП участников ОПЕК снизился с 2,71 % в 1975 году до 1,28% в 1979 году. Для стран Персидского залива этот показатель в среднем составляет 3—5%. Следует отметить, что развитые капиталистические страны в виде официальной помощи предоставляют значительно меньшую часть своего национального продукта. В целом же перевод финансовых средств (кредиты, субсидии, капиталовложения и пр.) превышал объем помощи и был на уровне 7—9 млрд. долл. ежегодно в 70-х годах. Следует также добавить, что определенным каналом поступления средств ОПЕК в развивающиеся страны является рынок евровалют.

    Страны—члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отношений. Некоторая часть средств поступает в развивающиеся страны при посредничестве МВФ и МБРР.

    Жадность ОПЕК

    12. Жадность Опек

    Если производители будут сохранять высокие цены, несмотря на падение спроса, то мир на удивление быстро сумеет покончить с зависимостью от органического топлива.

    Заявления о возобновлении экономического роста, которые были сделаны на прошлой неделе в Японии, Франции и Германии, и вскоре ожидают Англию и Америку, могут также стать сигналом об окончании Великой рецессии 2007-09 гг., хотя это и далось с большим трудом. Однако в этом месяце мы можем получить сигнал о начале конца кое-чего более исторического и значимого: нефтяного века.

    С учетом того, как уныло выглядел мир в начале этого года, столь скорое возобновление роста выглядит весьма примечательным. Но еще более примечательно то, что мир выходит из столь мощных финансовых потрясений с основным топливом - черным золотом - цена, которого составляет почти 70 долларов за баррель, что в семь раз выше, чем десять лет назад и в два раза выше мартовского уровня.

    То есть, восстановление идет еще быстрее, чем мы думаем, а спрос на нефть вновь растет? Вовсе нет. Считается, что это довольно непрозрачный рынок, а величина запасов нефтепродуктов является во многих странах государственной тайной. Однако аналитики Banc of America Securities-Merrill Lynch подсчитали, что во втором квартале этого года спрос на нефть в мире на три миллиона баррелей в день ниже, чем в начале 2008 г. Они не рассчитывают на то, что он вернется к этому уровню раньше, чем в 2011 г.

    Нет, объяснение этого роста цен на нефть (и, следовательно, на бензин), который может повредить оздоровлению экономики, лежит на стороне предложения. Равно как и объяснение перспективы дальнейшего повышения цен вплоть до заоблачных 147 долларов за баррель, как в июле 2008 г., и далее.

    На этом этапе анализа пессимисты обращаются к концепции 'пика черного золота' (или, как сказали бы настоящие зануды от нефтяной аналитики, 'пика Хабберта'). Речь идет о том, что нефтяные запасы планеты приближаются к той точке, когда объем добычи на месторождениях начнет сокращаться (а, как считают некоторые, они этой точки уже достигли). Не обращайте на них внимания. Черного золота в мире предостаточно. Не хватает инвестиций в месторождения и добычу. А причиной тому слово из четырех букв: ОПЕК.

    Чтобы сохранить цены на высоком уровне, картель нефтедобывающих стран целенаправленно сократил добычу почти на пять миллионов баррелей в день, что превышает уровень снижения глобального спроса. На долю стран ОПЕК приходится всего около 35 процентов мирового предложения, но Россия, не состоящая в ОПЕК, дает еще 11,5 процентов и содействует им. Более того, страны Персидского залива, доминирующие в ОПЕК, обладают самыми крупными резервами при самых низких затратах производства, поэтому им проще всего закручивать и откручивать вентили.

    В первые годы нынешнего десятилетия Саудовская Аравия, верховодящая в ОПЕК, часто говорила, что для нее идеальной ценой было бы 20-25 долларов за баррель. Теперь они говорят о 70-75 долларах. Ключевое значение имеет то, что националисты из ОПЕК и российские вымогатели заблокировали крупным западным нефтяным компаниям возможность разрабатывать их нефтяные месторождения в соответствии со своими желаниями, толкая их на другие месторождения, требующие гораздо больших инвестиций. Там даже до финансового кризиса приток капитала был медленным, так как неожиданный бум освоения и расширения подстегнул рост затрат на специалистов и оборудование. После начала финансового кризиса он резко сократился.

    Если цены останутся высокими, то в ближайшие лет десять это должно измениться. Крупное шельфовое месторождение обнаружила Бразилия, а Ангола продемонстрировала, насколько быстрым может быть освоение. За семь лет она утроила добычу нефти, вступила в ОПЕК и теперь соперничает с Нигерией за звание крупнейшей нефтедобывающей страны в Африке южнее Сахары - и, тем самым, ведущей богатой черным золотом, но недееспособной экономики. Именно поэтому государственный секретарь США Хиллари Клинтон отбросила сантименты по поводу прав человека и посетила Анголу в ходе своего африканского турне, дабы они окончательно не сдружились с Китаем.

    Однако, если ОПЕК продолжит злоупотреблять своим влиянием и поддерживать цены на аномально высоком уровне, к тому времени, как вырастет объем добычи странами, не состоящими в ОПЕК, произойдет нечто еще более важное. В 1970-е годы министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Заки Ямани, известный своими афоризмами, сказал замечательные слова: 'Каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни. Также и нефтяной век закончится не потому, что у нас кончится нефть'. Он закончится тогда, когда потребители больше не смогут терпеть жадность нефтедобывающих стран и начнут разрабатывать замену черного золота. Арабы должны увидеть предупреждающий сигнал в том, что первый продукт, представленный Фрицем Хендерсоном (Fritz Henderson), боссом свежеобанкроченного (и квазинационализированного) концерна General Motors, - это гибридный автомобиль Chevrolet Volt, который, как утверждается, может проехать 230 миль на одном галлоне бензина. Они могут счесть это не более, чем политическим шагом, поскольку правительства всего мира усиленно придают своим пакетам по стимулированию зеленый оттенок, выдавая субсидии каждому, кто заявляет о разработке более чистых технологий. Однако вот о чем они должны помнить. Когда нефтяные потрясения 1970-х нанесли Японии второй удар после резкой ревальвации иены, ее правительство и промышленность переключились с производства дешевой авторухляди на создание полупроводников, бытовой электроники и малолитражных автомобилей - и всего за десять лет стали лидерами в этих областях.

    На этот раз ученые и инженеры всего мира вновь бьются над осуществлением подобной трансформации - но нигде эти усилия так не очевидны, как в Китае, втором по величине приобретателе черного золота в мире. Там политики полностью осознают необходимость ревальвации валюты, которая ударит по производителям дешевой продукции, не пользующимся энергосберегающими технологиями, а потребность в защите окружающей среды является крайне насущной.

    Помимо того, десятки правительств жаждут предъявить свои зеленые верительные грамоты на копенгагенском саммите по изменению климата в декабре этого года, обещая ограничить выбросы углекислого газа, основным источником которых являются уголь и нефть, и стремясь заткнуть фискальные дыры налоговыми поступлениями. А налог на топливо представляется им крайне удачным решением.

    Обычные прогнозы, основанные на экстраполяции тенденций прошлых лет, не предусматривают в ближайшее 20-30 лет значительной роли за электромобилями или электростанциями на неорганическом топливе. Однако представьте себе, какой эффект произведет нефть по 100-200 долларов за баррель на сотни тысяч китайских (японских, европейских и американских) ученых, стремящихся сделать в области солнечной энергетики и гибридных автомобилей то, что было сделано за прошедшее десятилетие в сфере мобильных телефонных аппаратов и компьютеров.

    Тогда обычные прогнозы, как всегда, окажутся неверными. Нефтяной век, начавшийся сто лет назад в Америке, подойдет к концу.

    Корзина ОПЕК

    Термин «корзи́на» ОПЕ́К (organisation of the countries-exporters of oil oil basket или, точнее, organisation of the countries-exporters of oil (OPEC) Reference Basket) - был официально введен 1 января 1987 г.Его ценовое значение является средним арифметическим показателем физических цен для 13 следующих сортов нефти (новый состав корзины определён 16 июня 2005 года).

    Среднегодовые цены корзины ОПЕК (в американских долларах)

    1994 — 15,53

    1995 — 16,86

    1996 — 20,29

    1997 — 18,68

    1998 — 12,28

    1999 — 17,48

    2000 — 27,60

    2001 — 23,12

    2002 — 24,36

    2003 — 28,10

    2004 — 36,05

    2005 — 50,64

    2006 — 61,08

    2007 — 69,08

    2008 — 94,45

    2009 — 55,64 (По состоянию на 9 сентября).

    13. Логотип OPEC OPEC

    Цена нефтяной "корзины" ОПЕК достигла максимального значения более чем за две с половиной недели

    Цена нефтяной "корзины" ОПЕК достигла максимального значения более чем за две с половиной недели. По состоянию на окончание торгового дня 24 августа "корзина" ОПЕК подорожала на 62 цента, а ее цена официально составила 72,89 долл./барр. - самый высокий показатель с 6 августа.

    Напомним, что выше отметки 72 долл./барр. Цена "корзины" сохраняется уже три торговых дня подряд - с 20 августа.

    Нефтяная "корзина" ОПЕК (organisation of the countries-exporters of oil Reference Basket of crudes) является совокупным среднеарифметическим показателем цены черного золота, которую поставляют на мировой рынок страны ОПЕК. С января 2009г. "корзина" представлена следующими 12 нефтяными марками: Saharan Blend (Алжир), Girassol (Ангола), Oriente (Эквадор), Iran Heavy (Иран), Basra Light (Ирак), Kuwait export (Кувейт), Es Sider (Ливия), Bonny Light (Нигерия), Qatar Marine (Катар), Arab Light (Саудовская Аравия), Murban (ОАЭ) и Merey (республика Венесуэла), - передает РБК.

    25.08.2009 г.

    Источники

    Википедия

    Онлайн энциклопедия кругосвет

    Бест Реферат

    Неономад

    Источник: http://forexaw.com/

    Энциклопедия инвестора. 2013.

    Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

    Полезное


    Смотреть что такое "OPEC" в других словарях:

    • OPEC — [ oːpɛk] die; ; nur Sg; (Abk für Organization of Petroleum Exporting Countries) die Organisation der Staaten, die Erdöl exportieren || K : OPEC Länder, OPEC Staaten …   Langenscheidt Großwörterbuch Deutsch als Fremdsprache

    • OPEC — Organization of Petroleum Exporting Countries Short Dictionary of (mostly American) Legal Terms and Abbreviations …   Law dictionary

    • OPEC — sigla ES ingl. Organization of Petroleum Exporting Countries, organizzazione dei paesi esportatori di petrolio …   Dizionario italiano

    • OPEC — 〈f.; Gen.: ; Pl.: unz.; Abk. für engl.〉 Organization of Petroleum Exporting Countries (Organisation Erdöl exportierender Länder) …   Lexikalische Deutsches Wörterbuch

    • OPEC — [ˈəupek US ˈou ] n Organization of Petroleum Exporting Countries an organization of countries that produce and sell oil …   Dictionary of contemporary English

    • OPEC — [ ou,pek ] Organization of Petroleum Exporting Countries: an organization that controls the supply and price of the oil in the world market …   Usage of the words and phrases in modern English

    • OPEC — acronym for Organization of Petroleum Exporting Countries, founded 1960 …   Etymology dictionary

    • OPEC — (Organization of Petroleum Exporting Countries) n. international organization for oil exporting countries that share the same commercial policies …   English contemporary dictionary

    • OPEC — DEFINICIJA krat. Organizacija zemalja izvoznica nafte ETIMOLOGIJA engl.: Organization of Petroleum Exporting Countries …   Hrvatski jezični portal

    • OPEC — [ o:pɛk ], die; = Organization of the Petroleum Exporting Countries (Organisation der Erdöl exportierenden Länder) …   Die deutsche Rechtschreibung

    • OPEC — ► ABBREVIATION ▪ Organization of the Petroleum Exporting Countries …   English terms dictionary


    Поделиться ссылкой на выделенное

    Прямая ссылка:
    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»