Закон

Закон

(Law)


Определение закона, признаки и классификация законов


Информация об определении закона, признаки и классификация законов


Содержание

    Содержание

    Правовая природа и основные характеристики понятия закон.

    -. Основные признаки закона.

    . Классификация законов.

    . Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    - Действие закона во времени.

    - Обратная сила закона.

    -. Прекращение действия закона.

    - Действие закона в пространстве.

    - Действие закона по кругу лиц.

    Закон и его роль в демократическом государстве.

    Закон – это набор правил, установленный высшим органом государственной власти.

    Закон – это нормативно-правовой акт (НПА), который принимается в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

    Закон – это нормативно-правовой акт (НПА), принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

    Закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после основного Закона государства наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

    1.1. Основной закон

    1.2. Правосудие

    1.3. Процедура принятия закона

    Правовая природа и основные характеристики понятия закон.

    На протяжении ряда столетий и даже тысячелетий закон как форма (источник) права привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого "законом", авторы бесчисленных книг и статей предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт, его содержания, социальной роли и назначения. И в этом весьма преуспели.

    Разумеется, это вовсе не означает, что о законе все познано. Это не тот случай, когда, выражаясь словами известного французского моралиста XVII в. Жана де Лабрюйера, можно лишь печально констатировать, что "все давно сказано, и мы опоздали родиться, ибо уже более семи тысяч лет на земле живут и мыслят люди", что "урожай самых мудрых и прекрасных наблюдений" над человеческими нравами снят и "нам остается лишь подбирать колосья, оставленные древними философами и мудрейшими из наших современников".

    Это совсем не так. За многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился вполне определенный стереотип. Но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных и будущих исследователей, осталось великое множество до конца не известных его сторон.

    Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

    Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне, законы XII таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на матушки Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.

    В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.

    Дело в том, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения. Вырабатываются и предлагаются порой весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.

    Например, иногда закон рассматривается в самом "широком" смысле как синоним понятия права, а точнее - законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (НПА) (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона понимается, писал Г.Ф. Шершеневич, "норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке". Прежде всего "закон есть норма, т.е. общее право, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть норма права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду".

    Из этого рассуждения следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Однако нормы права содержатся и в любом ином нормативно-правовом акте (НПА). Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.

    В обыденной жизни, в обиходе использование термина "закон" для обозначения любого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, ибо подчеркивает важность соблюдения всех законодательных актов, а не только собственно законов. Юридически же это выглядит весьма некорректно. Отождествление закона с другими нормативно-правовыми актами (НПА) вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эффективность их применения.

    В силу этого и ряда других причин в научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в "узком", собственном его смысле. Довольно типичными его дефинициями, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, являются следующие.

    Закон - это принятый в особом порядке "первичный правовой акт" по основным вопросам жизни государства, "непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой". Или: закон - это нормативно-правовой акт (НПА), "принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны". "В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после основного Закона страны наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений".

    Можно привести еще целый ряд аналогичных определений или сформулировать свою собственную дефиницию закона. Однако дело не в этом. Главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделить и рассмотреть его основные, специфические черты.

    Чем выделяется закон среди других нормативных правовых актов? Что характеризует его и каковы его основные признаки и черты? Обобщая весь накопленный материал и используя информацию, содержащуюся в приведенных выше дефинициях, можно указать на следующие специфические особенности закона.

    Во-первых, закон - это нормативно-правовой акт (НПА), принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием - в Российской Федерации, Конгрессом - в США, парламентом - в Италии, Франции, Японии и др.), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом с помощью референдума.

    Данный признак закона выделяется исследователями многих стран и является довольно устоявшимся. Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам.

    Одна из них заключается в том, что при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) наряду с высшими органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции). "Если трезво смотреть на вещи, - отмечается в связи с этим в американской литературе, - то становится ясным, что во многих случаях суды являются творцами законов, поскольку именно они интерпретируют его. Без авторитетной интерпретации многие законы теряют и сам смысл".

    Следующая причина того, почему названную особенность нельзя считать общепризнанным признаком закона, состоит в том, что референдум далеко не во всех странах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов (НПА). В некоторых странах (как, например, в США) он вообще законодательно не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (как, например, в Швеции) референдум имеет не законодательный (императивный), а лишь совещательный характер. При этом Конституция Швеции закрепляет, что "предписания о совещательном референдуме во всем государстве" устанавливаются специальным законом.

    Таким образом, утверждение о том, что принятие закона только высшими органами государственной власти или с помощью референдума является его специфическим признаком, хотя и широко распространено, но, отнюдь, не бесспорно и не общепризнанно.

    Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

    Данные особенности закона множество раз подтверждались государственно-правовой теорией и практикой многих стран и, как правило, не подвергались сомнению. Констатируя данный факт, Г.Ф. Шершеневич еще в начале нашего столетия отмечал, что "формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности".

    Однако применительно к правовой системе Англии и некоторых других стран, где широкое распространение в качестве источника права получила судебная практика, вопрос о главенствующей роли закона в системе остальных форм права трактуется неоднозначно и подвергается сомнению.

    Так, по мнению известного французского правоведа Р. Давида, закон в английской системе права традиционно рассматривался и рассматривается, несмотря на позитивные сдвиги, после Второй мировой войны, в сторону интенсивного развития законодательства в качестве "второстепенного источника права". В традиционной английской концепции права закон "не считается нормальной формой выражения права, а всегда является инородным телом в системе английского права". Конечно, судьи "применяют закон, но норма, которую он содержит, принимается окончательно, инкорпорируется полностью в английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и истолкована судами в той форме, а также в той степени, какую установят суды". Ведущую роль в английской правовой системе играет судебная практика.

    Иного мнения по вопросу о главенствующей роли закона в английской системе права придерживаются сами англичане. Еще в XIX в. один из видных английских юристов К. Дайси утверждал, что "две существенные черты характеризовали публичные институты Британии во все времена, начиная с завоевания норманнов. Первая - это всемогущество или то бесспорное главенство, которое осуществлялось центральной властью над всей страной; вторая, тесно связанная с первой, это царство закона, его главенство".

    Не вникая в суть спора и противоречий, касающихся вопроса о "главенстве" закона в системе других форм (источников) английского права, важно, однако, подчеркнуть, что рассматриваемый признак данного правового акта хотя и является устоявшимся, но отнюдь не является общепризнанным признаком. Помимо всего прочего это свидетельствует об относительном, а не абсолютном характере знаний о законе и широких возможностях его дальнейшего исследования.

    В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя "общей воли".

    Однако столь же традиционной была и остается критика подобного представления и подхода к закону. Еще в начале ХХ в. Французский ученый Морис Ориу настоятельно требовал "отказаться от иллюзий непогрешимости закона, которая к тому же самым жестоким образом опровергается фактами", а заодно, - и от "революционной теории общей воли".

    Он считал глубоко ошибочной формулу, согласно которой "закон есть выражение общей воли". Ибо на самом деле закон является "делом воли большинства, существующей в парламенте или в пределах избирательного корпуса". Именно эта воля, а не общая воля является "законодательствующей", господствующей. Что же касается общей воли, "не воли большинства, а воли единодушной, то она есть не что иное, как воля присоединения или согласия".

    Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы. Исходя из этого логичнее было бы говорить об "общей воле" в связи с выявлением специфических признаков не как о факте, а как о способности и потенциальной возможности его адекватно отражать и полностью выражать "общую волю" народа или всего общества.

    В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов (НПА), издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.

    Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в Российской Федерации или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, компании и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.

    Наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном порядке.

    Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

    Этот формальный момент выражения воли, справедливо утверждал Шершеневич, "необходим совершенно независимо от фирмы государственной власти". В чем заключается эта необходимость? Почему нужна законодательная процедура? Отвечая на этот вопрос, автор вполне резонно замечал: "Если в конституционных государствах граждане стремятся оградить себя твердым законодательным порядком от произвола исполнительных органов, то и при абсолютном режиме монарх заинтересован в том, чтобы его подданные знали и выполняли его волю, а для этого он должен установить форму, которая служила бы для подданных ручательством, что дошедшее до них повеление выражает действительно волю монарха. Выраженная не в установленной форме, воля органов государственной власти не может быть признаваема за подлинную".

    Согласно основного Закона государства Российской Федерации "законы и иные нормативные правовые акты субъектов России не могут противоречить федеральным законам", принятым по предметам исключительного ведения РФ или же по предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. "В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон" (п. 5 ст. 76).

    В случае же противоречия между законами и нормативно-правовыми актами (НПА) субъектов РФ, изданными по предметам исключительного ведения последних, "действует нормативный правовой акт субъекта России" (п. 6 ст. 76).

    Законы, как основные, главенствующие нормативно-правовые акты (НПА), очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами (НПА).

    Россия исторически принадлежала к так называемой континентальной (европейской) правовой семье, в которой закон является основным источником права (в отличие от англо-американской правовой семьи, где в таком качестве выступает прецедент). Основную и большую часть действующего российского права составляют законы. Закону принадлежит и ведущая роль в правовом обеспечении конечных экономических и социально-политических реформ.

    В основного Закона страны РФ 1993 г. последовательно проведен принцип верховенства закона в системе источников права, что является одним из необходимых свойств правового государства. Закон не может противоречить основного Закона государства (статья 15, часть 1), но все остальные нормативные акты, издаваемые в стране (указы президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств) под страхом недействительности не должны противоречить закону. Суды в своей деятельности также подчинены законам: в случае несоответствия какого-либо акта государственного или иного органа законам, суд обязан принять решение в соответствии с законом (статья 120). Конституция РФ устанавливает всеобщую обязанность соблюдения законов, которая распространяется как на граждан и их объединения, так и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на должностных лиц. Законодательным органом России является Федеральное Собрание: только оно вправе принимать федеральные законы, действующие на территории всей Российской Федерации. Конституция РФ не наделяет какой-либо орган, включая главу государства или Правительство, правом принимать акты, имеющие силу закона. Именно потому, что закон является основным источником права, в целях обеспечения высокого уровня законодательства в основного Закона страны предусмотрен достаточно сложный законодательный процесс, то есть порядок принятия и вступления в действие федерального закона: прохождение его через обе палаты Федерального Собрания РФ, абсолютное большинство голосов от состава палаты, необходимое для его принятия, заключение Правительства по законопроектам, требующим финансовых расходов, возможность законодательного вето главы государства, обязательность опубликования. Еще более сложен процесс принятия федерального конституционного закона.

    Самой основным Законом государства предписано издание — кроме федеральных конституционных (органических) законов — значительного числа федеральных законов, конкретизирующих ее нормы. Однако это лишь небольшая часть законодательства, необходимого для нормального функционирования различных областей общественной жизни, регламентируемых правом. Создание полной всеобъемлющей законодательной системы еще ждет своего завершения. В этой системе особое место занимают кодексы — гражданский, трудовой, семейный, уголовный и др., — охватывающие, как это видно из их названий, целые отрасли права. Продолжают действовать и многие принятые ранее законы, если они не противоречат действующей основного Закона государства.

    Согласно основного Закона страны РФ, как республики в составе России, так и другие ее субъекты имеют свое законодательство, издают свои законы. В пределах собственного правового регулирования субъекта федерации законы занимает такое же положение, как и федеральный закон в федеральной правовой системе. В то же время закон субъекта федерации не может противоречить федеральному праву. Принцип верховенства федерального закона на всей территории государства, призванный обеспечить ее единое правовое пространство (без чего невозможно единое экономическое пространство), подчеркнут в части 2 статьи 4 основного Закона государства РФ.

    2.1. Закон Божий

    2.2. Схема - источники права

    2.3. Основной закон

    Основные признаки закона.

    Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

    Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить.

    Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовку законопроекта, законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.

    Признаки закона:

    - Закон представляет собой разновидность нормативно-правовых актов (НПА) (в их системе есть законы и подзаконные акты) и как всякий иной нормативный акт содержит нормы права (общие правила поведения), адресованные соответствующим субъектам права;

    - Закон принимается органом законодательной власти (высшим представительным органом государственной власти) - парламентом страны или всенародным голосованием (референдумом);

    - Закон принимается органом законодательной власти в особом процедурном порядке (стадии законотворчества), предусмотренном основным Законом страны и регламентом парламента;

    - Закон в системе нормативно-правовых актов (НПА) (системе законодательства) обладает высшей юридической силой.

    Закон обладает следующими признаками:

    - принимается высшими органами государственной власти или в поряд­ке референдума;

    - ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;

    - принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;

    - регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;

    - должен отражать волю и интересы общества в целом;

    - исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов (НПА), которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

    Высшая юридическая сила закона указывает на его верховенство в системе правовых актов, которое также предполагает, что подзаконные акты должны соответствовать законам (издаваться на основе и во исполнение законов), в случае несоответствия (или противоречия) они в установленном порядке отменяются.

    - Закон регулирует наиболее важные (основополагающие, наиболее значимые) общественные отношения, которые составляют предмет компетенции парламента страны;

    - Закон в системе законодательства относится к числу наиболее стабильных нормативно-правовых актов (НПА).

    3.1. Схема - виды законов

    Классификация законов.

    В каждой стране существует свой собственный и особый порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов и положений. Однако все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения и утверждения и кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона.

    В том случае, если закон принимается путем референдума, отдельные стадии и весь порядок его принятия оговариваются в специальном законе о референдуме.

    Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.

    Законы, как и иные нормативные акты можно различать, например, по характеру действия во времени (постоянные, временные, действие которых приостановлено или продлено). Есть законы, имеющие прямое отношение к определённому кругу лиц (например, закон «О милиции»), наряду с законами общереспубликанского действия есть законы регионального действия (например, законы о свободных экономических зонах), их можно различать и по отраслевой принадлежности (гражданского, уголовного и т.д. права). Но, прежде всего, в массиве законов важно различать их основные виды:

    По роли и месту в системе законодательства:

    - Конституция (закон законов).

    В некоторых странах нет основного Закона страны (Ватикан, Саудовская Аравия, Оман), например, в Саудовской Аравии основным Законом государства официально считается Коран. В Великобритании нет писаной основного Закона государства, но её роль выполняет определённая группа законов.

    - Конституционные (основные) законы.

    Термин «Конституционные законы» в законодательстве Российской Федерации отсутствует, но в юридической литературе это понятие встречается часто, однако отсутствует единство мнения о его особенностях (содержание, функции).

    Термин «Конституционный закон» (иногда - «органический закон») известен законодательству Франции, Италии и др.

    Среди конституционных законов различают:

    - органические (вносят изменения, дополнения в действующую Конституцию; включаются как органическая (неотъемлемая) часть в текст основного Закона страны; процедура их принятия аналогична процедуре принятия основного Закона государства);

    - номинальные (их перечень, организационное название (о Кабинете Министров, о выборах президента и т.п.) предусмотрены основным Законом страны; будучи своего рода продолжением основного Закона страны их положения в текст основного Закона государства не включаются; их основная задача - конкретизация (детализация) определённых норм основного Закона страны);

    ординарные (на них есть ссылка в основного Закона государства, но без определения их организационного названия);

    - обыкновенные (простые, текущие) законы.

    Так, в зависимости от значимости содержащихся в них норм зако­ны объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие, как их иногда называют.

    К конституционным законам относятся, прежде всего, сами основного Закона страны; затем — законы, с помощью которых вносятся изме­нения и дополнения в тексты конституций и, наконец, законы, необ­ходимость издания которых предусматривается самой основным Законом государства.

    Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов (НПА) не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая Конституция в силу широты охвата ею самых раз­нообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также в силу многих других причин выступает не только как сугубо юридический, но и как политический и идеологический по своему ха­рактеру документ. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве.

    Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию предусматривается, по общему правилу, самой основным Законом страны. Основного Закона государства многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется, помимо всего прочего, вопросам инициативы пересмотра основного Закона государства, процедуре пересмотра и ус­ловий принятия решения.

    Так, согласно основного Закона страны Франции (ст. 89), инициатива ее пересмотра принадлежит президенту страны, «действующему по пред­ложению Премьер-министра, а также членам парламента». Проект или предложение пересмотра основного Закона государства «должны быть приняты двумя палатами в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом». Конституция предусматривает также, что никакая процедура по ее пересмотру «не может быть начата или продолжена при посягательстве на целостность территории» и что «республиканская форма правления не может быть предметом перес­мотра».

    В соответствии с основным Законом государства Российской Федерации, предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься президентом РФ, Советом федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, Законо­дательными органами субъектов РФ, а также группами депутатов численностью не менее одной пятой членов от каждой из палат (ст. 134).

    В отличие от конституционных законов для принятия или изме­нения обыкновенных законов не требуется порядка или квалифицированного (в 2/3, 3/4 или же как в основного Закона страны Греции — 3/5) большинства депутатских голосов. В данном случае считается до­статочным абсолютное большинство голосов.

    Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в систе­ме различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов (НПА). Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов — обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.

    В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в феде­ративном государстве подразделяются на федеральные (общефеде­ральные) и на законы, принятые субъектами федерации. Первые изда­ются высшими органами государственной власти федерации и распро­страняются на всю ее территорию. Вторые — высшими органами госу­дарственной власти субъектов федерации и, соответственно, имеют юридическую силу лишь на подведомственной территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъ­ектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

    Так, например, согласно статье VI основного Закона государства США, федераль­ные законы, «равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в основного Закона страны и законах отдельных штатов встречались противоре­чащие постановления».

    Согласно основного Закона государства Российской Федерации, «законы и иные нормативные пра­вовые акты субъектов России не могут противоречитприоритетьным законам», принятым по предметам исключительного ве­дения РФ или же по предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федераль­ный закон» (ст. 76, п. 5).

    В случае же противоречия между законами и нормативно-право­выми актами субъектов РФ, изданным по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта России» (ст. 76, п. 6).

    Законы как основные, главенствующие нормативно-правовые ак­ты очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-пра­вовыми актами.

    На примере законодательства Российской Федерации можно видеть, как на их основе и в развитие содержащихся в них положений издаются такие нормативные акты, как постановления Правительства РФ. Они изда­ются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно основного Закона страны, наряду с распоря­жениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер, «обязательны к исполнению в России» (ст. 115, п. 2). В случае противоречия постановлений и распоряжений правительства основного Закона государства РФ, федеральным законам и указам "президент России они «могут быть отменены президентом России» (ст. 115, п. 3).

    В рамках действующей основного Закона страны и федеральных законов изда­ются также указы президента РФ, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с другими актами президента — распоряжениями, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно основного Закона государства, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Феде­рации» (ст. 90, п. 2). Они издаются по вопросам, отнесенным основным Законом страны к компетенции президента РФ (ст.ст. 80-89).

    Наряду с названными нормативно-правовыми актами (НПА) на основе действующих законов издаются также и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне федерации — это акты центральных органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов федерации — это рес­публиканские законы, акты президентов (в президентских рес­публиках), постановления правительств республик, а также нор­мативные акты республиканских органов государственного управ­ления. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов федерации, основным Законом государства Российской Федерации отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти и управления городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

    Принимаются в соответствии с компетенцией парламента по вопросам, не относящимся к предмету регулирования основным Законом страны и Конституционными законами.

    Существует еще и другая классификация законов, которая разделяет их на три категории законов:

    - конституционные;

    - органические;

    - ординарные.

    - Конституционные законы — это законы о пересмотре основного Закона страны.

    - Конституция (как основной политико-правовой акт страны);

    - законы, которые вносят изменения и дополнения в текст основного Закона государства;

    - законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Консти­туцией.

    В основного Закона страны РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Консти­туционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, проце­дуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето президента.

    Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы за­конодательства, кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы раз­деляют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов федерации.

    - Органические законы — это законы, принимаемые парламентом в субъектах, установленных основным Законом государства, а также в областях, для которых Конституция предусматривает принятие органических законов. Области, для которых не предусматривается принятие конституционных или органических законов, регламентируются ординарными законами.

    - Конституционные, органические и ординарные законы характеризуются специальными процедурами принятия.

    Органические законы являются нижестоящей категорией по отношению к конституционным законам и вышестоящей категорией по отношению к ординарным законам. Они отличаются по содержанию и количеству голосов, необходимых для их принятия. Органические законы, являясь продолжением конституционных норм, разрабатываются только для специально предусмотренных законодателем областей.

    - Ординарные законы являются правовыми источниками и регламентируют общественные отношения, которые относятся к различным институтам и отраслям права. Они подвержены меньшему количеству конституционных ограничений и действуют в любой области общественных отношений, за исключением областей, регулируемых конституционными и органическими законами. Поэтому необходимо, чтобы ординарные законы были совместимы с органическими законами.

    Ординарные законы не могут вносить изменения, признавать утратившими силу или приостанавливать действие органических законов, в то время как органическими законами можно вносить изменения, признавать утратившими силу и приостанавливать действие ординарных законов.

    Свои роль и место в системе законодательства имеют также законы, принятые референдумом, кодификационные законы, чрезвычайные законы.

    По субъектам издания:

    - законы России;

    - законы бывшего СССР.

    - законы бывшего СССР (как и подзаконные акты) применяются, если они:

    - регулируют отношения, неурегулированные правом Украины;

    - не противоречат основного Закона государства и законам Российской Федерации.

    В федерации издаются:

    - федеральные законы;

    - законы субъектов федерации.

    Другая классификация законов видиляет своей системе еще и кодификационные законы.

    Кодификационный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института), законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.

    Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства - акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах федерации и ее субъектов. В настоящее время в России действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие.

    Чаще всего используемый вид кодификационного закона - это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, основная масса которых ныне подвергается существенной переработке. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам России.

    В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.

    В последние годы в России развернулась интенсивная деятельность по подготовке и принятию новых законов. За период с начала 90-х гг. и до настоящего времени было издано около полутора тысяч законов. Были приняты такие важнейшие законы, непосредственно отражающие проведение экономической реформы и демократизацию всех сфер жизни Российской Федерации, как Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс, законы о референдуме, о выборах и др. Роль закона в Российском государстве неизмеримо возрастает. Он все более становится основным и решающим документом, определяющим основные направления регулирования общественных отношений, их охрану и защиту; неуклонно увеличивается удельный вес законов в общей системе нормативных актов.

    В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов федерации.

    4.1. Заседание законодательного собрания

    4.2. Работа над проектом закона

    Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, определяя границы действия нормативных актов во времени, писал, что "… закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрез­вычайно важен в практическом отношении".

    Действие закона во времени.

    В соответствии с ч. 3 ст. 15 основного Закона страны РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются и не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

    Установленный основным Законом страны РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу закона.

    Этот вопрос регулируют следующие акты:

    - Федеральный конституционный закон от 21.07.94 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде России" (ст. 78, 79);

    - Федеральный закон от 14.06.94 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания";

    - Федеральный закон от 02.12.90 № 394-1 "О Банке России (российском ЦБ)" (ст. 6);

    Федеральный закон от 15.07.95 № 101-ФЗ "О международных договорах России" (ст. 24, 30);

    - Федеральный закон от 26.11.98 № 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг";

    - Таможенный кодекс РФ (ст. 11);

    - Налоговый кодекс РФ (ст. 5);

    - Указ президента РФ от 03.07.95 № 662 "О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на рынке акций России";

    - Указ президента РФ от 23.05.96 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов президента России, Правительства России и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти";

    - Указ президента РФ от 13.08.98 № 963 "О внесении изменения в Указ президента России от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов президента России, Правительства России и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти";

    - Указ президента РФ от 20.03.2001 № 318 "О введении государственной регистрации актов, издаваемых пенсионным фондом России, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования России и Государственной хлебной инспекцией при Правительстве России";

    - Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации";

    - Постановление Правительства РФ от 26.12.95 № 1263 "Об информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и рынку акций";

    - Приказ Банк России от 15.09.97 № 02-395 "О Положении российского ЦБ "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов российского центрального банка";

    - Указание ГТК РФ от 02.07.97 № 01-14/836 "О применении таможенными органами законодательства России".

    От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования, для всех законов, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

    Со дня подписания вступают в силу только те акты президента и Правительства, которые не носят нормативный характер, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. п. 5, 6 Указа президента РФ от 23.05.96 № 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера. Таким образом, обязательными условиями вступления закона в силу являются:

    - обязательное официальное опубликование всех законов (ст. 1 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 № 5-ФЗ.

    Под официальным опубликованием закона следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

    Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания такими изданиями являются "Парламентская газета", "Российская газета" и "Собрание законодательства России" (ст. 4 ФЗ от 14.06.94 № 5-ФЗ).

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 № 5-ФЗ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства России".

    При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 № 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата денежной эмиссии "Собрания законодательства России" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента еще не обеспечивается реальное получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Парламентской газеты", "Российской газеты" и "Собрания законодательства России" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования законов.

    - обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа президента РФ от 23.05.96 № 763). Причем государственной регистрации подлежат законы, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

    В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

    Данный порядок действует в отношении актов, принятых с 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу указанного выше Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ). В отношении актов, принятых ранее, следует руководствоваться положениями закона РСФСР от 13.07.90 № 89-1 "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами".

    Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания, определенный ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ, действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

    Кроме общего порядка вступления в силу указанных законов, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

    - порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования";

    - порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие.

    Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

    Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. (Федеральный закон от 30.03.99 № 51-ФЗ действие п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ приостановил до 1 января 2000 г.)

    Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу.

    Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

    законы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. п. 5, 6 Указа президента РФ от 23.05.96 № 763).

    Другие законы, в том числе и законы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

    Данный порядок является общим и применяется в случаях:

    - если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу (п. 7 Указа президента РФ от 23.05.96 № 763);

    - в отношении актов, принятых с 05.06.96 (дата вступления в силу Указа президента РФ от 23.05.96 № 763).

    Обратная сила закона.

    Обратная сила закона — действие закона или другой нормы права в отношении событий, которые имели место до вступления закона в силу. Как правило, применение обратной силы закона считается несовместимым с принципами законности и правового государства. Конституциями многих стран применение обратной силы закона, в первую очередь, в уголовном праве прямо запрещено. Исключением из этого правила являются нормы уголовного права, которые устраняют или смягчают ответственность за ранее совершённое правонарушение.

    Как правило, закон обратной силы не имеет, т. е. он применяется только к отношениям, правам и обязанностям, которые возникли после вступления данного закона в силу. Это вносит определённость и устойчивость в общественную жизнь, в осуществление правовых предписаний, создаёт у граждан уверенность в незыблемости их прав и обязанностей, предусмотренных действующими законами. При необходимости законодатель может специальным указанием придать тому или иному закону (иногда некоторым статьям закона) обратную силу, т. е. распространить вновь принятый закон на отношения, которые возникли ранее. В СССР обратная сила придаётся также уголовным законам, устраняющим наказуемость деяния или смягчающим меру наказания. В этом проявляется гуманизм советского права, исходящего из нецелесообразности наказывать вообще (или наказывать столь же строго) за действие, которое ранее считалось преступлением, а к моменту выхода нового закона потеряло прежний социально опасный характер. Наряду с принципом Обратная сила закона (т. н. ретроактивность) возможно также «переживание старого закона», т. е. распространение действия закона, потерявшего силу, на отношения, имеющие место после его отмены (т. н. ультраактивность).

    закон не имеет обратной силы и не может нарушать приобретенных прав - это положение многими юристами считается повелением права естественного. Оно занесено в некоторые основного Закона государства и почти во все гражданские кодексы. Смысл правила, однако, представляется спорным. Вся общественно-юридическая жизнь есть результат действий членов общества, наличных или прежде живших; каждое право каждого члена общества приобретено его деятельностью или деятельностью его предшественников, на основании действовавших во время его возникновения законов.

    С этой точки зрения каждый новый закон, изменяющий основания существующих правоотношений, затрагивает чьи-нибудь приобретенные на старых основаниях права. Само собою, разумеется, однако, что допустить обратную неприменимость законов в таком смысле значило бы отказаться от всякого юридического прогресса и удерживать течение жизни в одних и тех же рамках.

    Следует ли, ввиду этого, отказаться от принципа или, признав его в основе, создать ряд исключений, в интересах развития жизни?

    Старая школа юристов, признавая принцип незыблемым по отношению ко всей сфере юридической жизни, как политической, так и гражданской, пыталась установить состав допускаемых законом исключений, основывая их или на естественном праве, или на усмотрении законодателя.

    Шталь развил крайнюю консервативную политическую теорию, основанную целиком на начале неизменности приобретенных прав, и доказывал принципиальную неотменимость политических и сословных привилегий, равно как и гражданских прав личности; для крайних случаев, когда государству приходится прибегать, по неизбежности, к отмене этих привилегий, он требовал выкупа их у обладателей.

    В его учении принцип, являющийся одной из основных гарантий свободы личности, сделался тормозом её развития. Свиньи, изучая "исключения" из общего правила, допускавшиеся законодателями и судами, нашел необходимым различать приобретение прав на основании существующих норм и самое существование норм, определяющих возможность приобретения прав. Обратная сила закона, по его мнению, неприложима только к первому. Поскольку закон не затрагивает нормы, определяющей права, или не отменяет самого института, при наличности которого норма имеет силу, постольку действия лиц и последствия этих действий не могут быть затронуты новым законом. Но как скоро закон отменяет самый источник прав, норму - тот институт, с наличностью которого связывалось существование данных прав, - то вместе с его уничтожением уничтожаются и его последствия. Лассалю принадлежит, наконец, заслуга нахождения общего принципа, к которому может быть сведено и различение Свиньи. Господствующее учение об обратной силе закона стоит теперь на точке зрения Лассаля.

    Правило об обратном бессилии закона является выражением основного начала, определяющего положение личности по отношению к государству. Оно обеспечивает неприкосновенность прав, приобретенных, по воле лица, на основании существующих узаконений.

    закон отводит лицу определенную долю свободы. Если лицо, пользуясь такой свободой, заключило юридическую сделку, последствия которой связывались старым законом с соблюдением известных условий, а затем новый закон изменяет эти условия, сохраняя, однако, последствия договора, то судья должен оценивать сделку по моменту ее заключения и признать за ней силу, несмотря на изменение условий (так, например, бесформенная сделка, заключенная до издания закона об обязательной форме для подобных сделок, остается действительной и при действии нового закона).

    Иначе легальные действия членов общества, направленные на приобретение законных прав, были бы опорочены, несмотря на дальнейшее признание существования самых прав. Иное дело, когда изменяются права и последствия прав.

    Лицо не вольно устанавливать нормы и создавать институты права; это - задача государства и закона. Если государство изменяет существо института или видоизменяет последствия правоотношения, то этим оно затрагивает не субъективные права отдельного члена общества, признаваемые законом, а самые пределы свободы лица в установлении субъективных прав. Оно осуществляет здесь лишь свое право, перед которым отступает право личности.

    Если, например, закон, признававший прежде правило об обязательственном характере договоренности найма, заменяет его потом вещным, то этой новой норме подчиняются и все ранее заключенные концессии найма. Точно также при изменении сроков совершеннолетия все соглашения лиц, считавшихся совершеннолетними до нового закона, остаются в силе, как совершенные на основании раньше признававшейся законом дееспособности, но все совершеннолетние по старому закону, в момент издания нового становятся несовершеннолетними, разве что наступление совершеннолетия для них отдалено.

    В сфере уголовного права все деяния, бывшие ненаказуемыми, следовательно, дозволенными, и совершенные до издания нового закона, вводящего их наказуемость, должны считаться не подлежащими его действию; иначе свободе лица, выражением которой является право поступать в пределах закона по своему усмотрению, грозила бы опасность.

    Точно также деяния, подлежавшие по старому закону более мягкому наказанию, не могут быть наказаны по новому, более строгому закону, если совершены до его издания. Наоборот, деяния, прежде подлежавшие каре, но по новому закону освобожденные от неё, или подлежавшие прежде более тяжкому наказанию, чем установленное новым законом, подводятся под действие нового закона, хотя бы и были совершены до его издания. В противном случае обратная сила закона была бы не гарантией свободы, возрастающей от смягчения уголовного закона, а ее ограничением, стеснением вновь приобретенного права. Наконец, во всей остальной области публично-правовых отношений обратная сила закона имеет полное применение, так как здесь дело идет об изменении не прав личности, а государственного устройства. Когда, например, новые суды становятся на место старых, то лица, вчинившие иски в старых учреждениях, не могут ссылаться на право суда в этих учреждениях, как на приобретенное право: где и как должен быть веден процесс, как должны быть устроены суды, - все это решает государство, а не воля сторон.

    В русском праве правило об обратной силии закона включено в число основных законов: "закон действует токмо на будущее время; никакой закон не имеет обратного действия и сила оного не распространяется на деяния, совершившиеся до его обнародования" (ст. 60).

    Правило это было сформулировано в законодательстве Екатерины II и с тех пор проводилось последовательно. "Поскольку в Своде законов - сказано было при издании Свода - заключает в себе одни только ныне действующие законы, в производстве же дел иногда встречаются случаи, когда обращаясь на прошедшее, должны быть, судимы и разрешаемы не по законам настоящим, но по тем, как действовали во время, когда случаи сии возникли, то во всех делах сего рода приводить те самые указы и постановления, которые им приличны" (второй полной сборник законов № 7654). Из общего правила, установленного ст. 60 закона основного ст. 61 выводит следующие случаи:

    - когда в законе именно сказано, что он есть только подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего

    - когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется на времена, предшествовавшие его обнародованию.

    Оба исключения вызывают возражения. Многие юристы находят, что законодательное изъяснение закона, т. е. его аутентическое толкование, есть по существу новый закон, если оно издано вопреки установившемуся в практике пониманию закона, и потому также не должно иметь применения к старым случаям.

    Еще более несправедливо второе исключение, дающее законодателю возможность отступать от основного начала современной юридической жизни и разрушать легальность действий граждан, построенных на прежней воле того же законодателя. Историческая справка показывает, что второе исключение основано на отдельном случае старой административной практики, не дававшем основания к возведению его в общее правило и закон. На практике, впрочем, ошибка кодификаторов подала повод только к незначительному, сравнительно, числу отступлений от общего начала.

    Действие нормативного акта во времени тесно связано с понятием юридической силы (законной силы) нормативного акта. Этому действию присущи два основных момента:

    - вступление акта в силу;

    - утрата актом силы.

    Нормативные акты вступают в силу:

    - либо с момента их принятия;

    - либо с момента их обнародования (официального опубликования);

    - либо с момента наступления срока, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие;

    - либо по истечении определённого срока после обнародования (официального опубликования) нормативного акта (срок вступления в силу не указан в самом нормативном акте, но определён для такого случая законодательством).

    - либо с момента их получения адресатом (если акты в соответствии с законодательством не публикуются, а рассылаются).

    Согласно основного Закона страны Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты (НПА), которые определяют права и обязанности граждан, не доведённые до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействующими.

    Способы прекращения действия (утраты силы) нормативных актов:

    - истечение срока действия, на который был принят данный акт;

    - отмена акта уполномоченным на то органом (прямая отмена);

    - фактическая замена данного акта иным актом, принятым по тем же вопросам (фактическая отмена).

    По общему правилу, нормативные акты во времени имеют прямое действие, и не имеют обратного, переживающего действия.

    Прямое действие предполагает применение акта в связи с юридическими фактами, возникшими после введения его в действие.

    Обратное действие (т.н. «обратная сила закона») предполагает применение акта в связи с юридическими фактами, возникшими до введения его в действие.

    Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

    нормативно-правовые акты (НПА) могут вступать в силу.

    - с момента принятия;

    - со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);

    - по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

    Утрата юридической силы происходит вследствие:

    - истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

    - прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта (НПА);

    - замены одного нормативно-правового акта (НПА) другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

    По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт (НПА) обретает обратную силу:

    - если указание на это имеется в самом акте;

    - если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

    Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта (НПА) во времени — «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

    Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

    В пространстве нормативно-правовые акты (НПА) в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

    - распространяться на всю территорию государства;

    - действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

    - предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

    При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

    Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

    Действие нормативно-правового акта (НПА) по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

    - иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации);

    - иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

    - некоторые нормативно-правовые акты (НПА) России распространяют свое действие и на тех граждан Российской Федерации, которые находятся за ее пределами (например, закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

    Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт (НПА), может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

    Согласно основного Закона государства законы и иные нормативно-правовые акты (НПА) не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают и отменяют ответственность лица.

    Переживающее действие предполагает частичное действие отменённого акта наряду с новым актом.

    Обратное, переживающие действие нормативного акта может быть обусловлено только законодателем.

    Прекращение действия закона.

    Прекращение действия нормативных актов осуществляется, как правило, следующими способами:

    - истечением срока действия, на который был принят закон;

    - прямой отменой закона уполномоченным органом;

    - фактической заменой закона иным законом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

    Как показывает правоприменительная практика, последний из перечисленных способов прекращения действия закона, получил наибольшее распространение. Ввиду того, что зачастую перечни актов утративших юридическую силу не составляются, либо составляются с опозданием, возникают правовые коллизии и пробелы в законодательстве.

    Вновь принятый закон, как правило, распространяет своё действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. По общему правилу – закон обратной силы не имеет. В то же время, из этого правила есть исключения:

    - когда в самом законе указывается, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до момента его принятия;

    - когда закон смягчает или отменяет ответственность за правонарушение.

    Действие закона в пространстве.

    Действия нормативных актов в пространстве осуществляется с учётом территориального и экстерриториального принципов.

    Под территориальным принципом понимают действие закона в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

    Государственной территорией является часть земной поверхности в пределах государственных границ, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ограниченной территорией, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

    В Российской Федерации, которая является федеративным государством (п.1. ст.1 основного Закона страны РФ), как и в иных федеративных государствах, регулирование общественных отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства.

    п.2. ст.4 основного Закона государства РФ «Конституция России и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России».

    Акты федеральных органов власти действую в пределах территориальных границ государства.

    Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ.

    Статья 76 основного Закона страны РФ предусмотрено, что:

    - Вне пределов ведения России, совместного ведения России и субъектов России республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

    - законы и иные нормативные правовые акты субъектов России не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон.

    Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции.

    приоритетаакона по кругу лиц.

    Действие закона по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. В соответствии с общим правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства). Однако, и из этого правила есть исключения:

    - во-первых, действующее уголовное законодательство Российской Федерации распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её граждан за границей;

    - во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые законы могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа. Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.п.);

    - в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определённые обязанности (участие в избирательном процессе, служба в Вооружённых силах и т.п.). Представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершённые на территории РФ, решается дипломатическим путём.

    Особую категорию адресатов нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также беженцы и перемещённые лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (боевые действия, стихийные бедствия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств.

    В отличие от них, вынужденные переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регион страны.

    Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативных актов, для всех них в Российской Федерации в соответствии с основным Законом государства признаётся и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

    5.1. Закон

    5.2. Сессия парламента за работой

    5.3. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц

    закон: его понятие и роль в демократическом государстве.

    Законотворчество подразумевает реализацию высшим органом государственной власти по принятию законов (парламентом) суверенитета народа. Выполнение законов является основной задачей государства и правительства. законы строятся на основе презумпций, выработанных человечеством в течение последних тысячелетий. Все государственные законы должны быть записаны и опубликованы.

    Этим закон отличается от подзаконного акта, приказа, инструкции, судебной практики и всех остальных норм поведения, сложившихся в обществе. В случае, когда в деятельности правоохранительных органов (судебных и исполнительных) превалирует закон, общество называется правовым. В правовом обществе, права и обязанности граждан определяются законом, а знание законов обязательно для успешного судопроизводства.

    Знание подзаконных актов и судебной практики может сильно помочь адвокату в выработке позиции защиты; но если закон не предусматривает прецедентное право, то ссылка на практику не может использоваться в качестве судебного доказательства, в то время как закон может и должен быть использован.

    В странах континентальной правовой семьи закон является основным источником права (в отличие от англо-саксонской правовой семьи, где в таком качестве выступает прецедент).

    Устаревшие законы (законы не соответствующие общественным реалиям) могут быть отменены полностью (аброгация) или частично (дерогация) либо изменены путём внесения поправок (аброгация) или дополнений (суброгация).

    Демократическое государство представляет собой политическую компанию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве современных государств главным источником права является закон. Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означало границу, предел чего-либо.

    В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко — как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

    Следует отличать юридические законы страны от экономических законов, имеющих объективный, всеобщий характер, действующих вне зависимости от решений органов власти (законы спроса, предложения, денежного обращения, убывающей предельной полезности и др.), а также от принципов, характеризующих главные свойства экономической системы (например, принципы рыночной экономики).

    закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

    Каковы характерные признаки закона как ведущего источника права?

    - Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.

    - закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

    - закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

    - закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

    - закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

    В государстве, имеющем парламентскую систему, формируется, естественно, и законодательная система, состоящая из нормативных актов парламента (законов, статутов и т. д.). Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет особые, повышенные требования к содержанию законами самом общем плане можно сказать, что содержание закона должно быть правовым, т. е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека.

    Такие права в основном зафиксированы в авторитетных международно-правовых документах ООН, которые составляют юридическую базу правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императивом для законодателей любых государств. Степень соблюдения прав человека в законе — критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.

    Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.

    Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

    6.1. Сборник законов

    6.2. Фемыда

    6.3. Проект закона

    Источники

    http://ru.wikipedia.org - ВикиПедия – свободная энциклопедия

    http://www.wikiznanie.ru - ВикиЗнание – свободная энциклопедия

    http://otdp.org – Теорія государства и права для юристов

    http://apelyacia.org.ua - апеляция правовой портал

    http://ru.wiktionary.org – ВикиСловарь - свободная энциклопедия

    http://www.lib.ua-ru.net - Электронная библиотека научной литературы

    http://www.dogovora.org.ua – Все для юриста

    http://mirslovarei.com/ - мир словарей

    http://ebk.net.ua - Экономический словарь

    http://tolks.ru - Словарь терминов

    http://www.allpravo.ru - Электронная библиотека «Все о праве»

    http://www.slovari.org - Энциклопедия Юриста

    http://law-enc.net - Большой юридический словарь

    http://slovari.yandex.ru - Яндекс. Словари

    http://www.echr.ru – Право и практика

    Источник: http://forexaw.com/

    Энциклопедия инвестора. 2013.

    Игры ⚽ Нужна курсовая?
    Синонимы:

    Антонимы:

    Полезное


    Смотреть что такое "Закон" в других словарях:

    • ЗАКОН —         необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… …   Философская энциклопедия

    • ЗАКОН — муж. (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. Закон Божий, откровение, составляющее сущность веры; закон христианский, христианская вера. Закон… …   Толковый словарь Даля

    • Закон — У этого термина существуют и другие значения, см. Закон (значения). В политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством,… …   Википедия

    • ЗАКОН — ЗАКОН, закона, муж. 1. Постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). «Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи,… …   Толковый словарь Ушакова

    • Закон ТВ — телевизионный канал «Закон ТВ» Страна …   Википедия

    • Закон — нормативно правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой… …   Элементарные начала общей теории права

    • Закон — 1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей …   Политология. Словарь.

    • закон — Правило, постановление, положение, основание, начало, принцип; вера. Ср. . См. вера, правило.. вменить себе в закон, держать закон, отступать от закона, по закону, предусмотренный законом, принять закон... . Словарь русских синонимов и сходных по …   Словарь синонимов

    • закон —         ЗАКОН (nomos греч.) понятие и термин, исторически возникшие применительно к регуляции общественных отношений и в дальнейшем перенесенные на понимание природы. Генезис понятия 3. в древнегреческой философии был связан с такими… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    • ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в… …   Большой Энциклопедический словарь

    • ЗАКОН — ЗАКОН, а, муж. 1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З.… …   Толковый словарь Ожегова


    Поделиться ссылкой на выделенное

    Прямая ссылка:
    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»