- Герберт Кларк Гувер
(Herbert Clark Hoover)
Биография Герберта Кларка Гувера, карьера и достижения
Биография Герберта Кларка Гувера, карьера и достижения на посту президента
Содержание
Содержание
31-й президент США Герберт Гувер известный человек
- Биография 31-ого президента США Герберта Гувера
- Укрепление позиций США после Первой Мировой войны
- Послевоенная карьера Гувера
- Гуверовский индивидуализм и эпоха “просперити”. Фактор экономического процветания 20-х годов
- Эпоха просперити
Президентство
Заключение
Герберт Гувер известный человек
Ге́рберт Кларк Гу́вер (англ. 31st US president Herbert Hoover, 10 августа 1874 — 20 октября 1964) — тридцать первый президент США с 1929 по 1933, от Республиканской политической партии.
Гувер Герберт Кларк был первым президентом, чья родина лежала западнее Миссисипи. Для будущего президента у него было необычное и интересное профессиональное развитие, и перед въездом в Белый дом, что было редкостью, он не занимал выборной должности.
Гувер родился 10 августа 1874 года в Вест Бранче, Айова. Его отец был кузнецом и торговал землеобрабатывающими орудиями. Два обстоятельства отложились в памяти молодого Гувера: религиозное воспитание как квакера, которому он был позднее обязан своими гуманными и пацифистскими взглядами, и ранняя смерть родителей, которая смолоду заставила его заботиться о себе. С 1891 по 1895 годы Гувер изучал геологию в только что открывшемся университете в Стэнфорде. Там он познакомился со своей будущей женой Лу Генри, в то время первой студенткой женского пола этого университета, изучавшей геологию. Они поженились в 1899 году. Миссис Гувер была умеренной защитницей прав женщин, которая как первая леди особенно выступала за женский спорт и поддерживала компанию девочек-скаутов.
По окончании учебы Гувер почти двадцать лет был преуспевающим инженером горного дела и коммерсантом за границей, имея главное бюро в Лондоне, и скоро стал интернационально известным экспертом горнорудного дела. Мировая война 1914 года застала его в Лондоне. С этого времени он посвятил себя гуманным задачам, сначала компании помощи Бельгии, после войны - продовольственной помощи для разрушенной войной Европы, включая и помощь Советской России, пострадавшей от голода.
Президент Вильсон после вступления Америки в войну передал Гуверу в 1917 году управление продовольствием, которым он эффективно руководил в интересах обеспечения страны и союзников. После войны Гувер поддерживал Вильсона в его желании вступить в Лигу Наций. В 1920 году, когда окончательно вернулся из-за границы, он стал возможным республиканским кандидатом на пост президента, и реформистские силы обеих политических партий боролись за него. В 1921 году Гардинг назначил его министром торговли. На этом посту он беспримерно трудился в духе одобряемой им неформальной, добровольной кооперации правительства и делового мира. Теперь Гувер был современным консерватором, политиком центра, который выступал за "американский индивидуализм", за сохранение либеральной власти народа и капиталистических институтов в своей стране. Как министр торговли он развивал статистику и хозяйственный анализ, исследование рынка и промышленности, а также обмен информации внутри делового мира. Он выступал за кооперацию между бизнесменами и профсоюзами, за активную политику против безработицы и за развитие жилищного строительства, строительства дорог и воздушного сообщения. Все это должно было достигаться не столько государственным принуждением, сколько добровольным совместным трудом частных бизнесменов.
Биография Герберта Кларка Гувера. Родился в Айове в семье квакеров, его род емецкого происхождения (первоначальная фамилия Huber). Отец Гувера был кузнецом и торговцем сельхозтехникой. Отец умер в 1880, когда Герберту было всего 6 лет. а мать в 1884, и он остался полным сиротой. С 1885 года Герберт жил у своего дяди Джона Минторна в штате Орегон.
В 1891 году Гувер поступил в только что основанный Стэнфордский университет, где изучал геологию. Окончил университет в 1895 году.
После окончания университета Гувер работал в геологической службе США (USGS). С 1897 Гувер работал на золотых шахтах в Австралии. В 1899 году женился на Лу Генри, с которой познакомился во время учёбы в университете. В начале 1900-ых работал в Китае. В 1901 году Гувер стал одним из совладельцев горнопромышленной организации Bewick, Moreing & Co и руководил её операциями в Австралии.
Вместе с несколькими партнёрами Гувер основал организацию zinc corporation (после нескольких слияний вошла в состав Rio Tinto). С 1908 года работал в качестве независимого консультанта по горному делу. Серия прочитанных им лекций была опубликована в 1909 году под названием Principles of Mining. Вместе с женой он перевел на английский классическую книгу De Re Metallica Георгия Агрикола.
Как студент проявил выдающиеся способности в математике, геологии, горнодобывающей промышленности.
По окончании учебы Гувер почти двадцать лет был преуспевающим инженером горного дела и коммерсантом за границей, имея главное бюро в Лондоне, и скоро стал интернационально известным экспертом горнорудного дела. Мировая война 1914 года застала его в Лондоне. С этого времени он посвятил себя гуманным задачам, сначала фирмы помощи Бельгии, после войны - продовольственной помощи для разрушенной войной Европы, включая и помощь Советской России, пострадавшей от голода. Президент Вильсон после вступления Америки в войну передал Гуверу в 1917 году управление продовольствием, которым он эффективно руководил в интересах обеспечения страны и союзников.
Укрепление позиций США после Первой Мировой войны. Во время начала первой мировой войны Гувер оказался в Лондоне. По просьбе американского консула он помогал организовать возвращение 120 тыс. американцев, находившихся к началу войны в Европе, на родину. Осенью 1914 года Гувер организовал и возглавил комиссию по помощи Бельгии (Committee for Relief in Belgium), оккупированной немецкими войсками. Ему удалось убедить немцев разрешить поставки продовольствия в Бельгию и не реквизировать их для своих нужд, а англичан пропустить поставки через установленную ими морскую блокаду Германии. Возглавляемая Гувером комиссия выросла в крупную фирму, закупавшую продовольствие в Америке и Австралии и доставлявшую его в Бельгию, со своим флотом из нескольких десятков кораблей. Сам Гувер несколько десятков раз пересекал линию фронта, став таким образом важным неофициальным каналом связи между воюющими сторонами.
После вступления США в войну в апреле 1917 года, Гувер был назначен главой продовольственного управления США президентом Вильсоном.
В американской истории сложилось чередование консервативных и либеральных политических циклов; консервативный цикл, стимулирующий экономический рост ценой углубления социального неравенства, уступал место либеральному циклу, в течение которого развивались принципы социальной справедливости, но когда перераспределительный механизм угрожал экономическому росту, либералы уступали место консерваторам. Таким образом, конкуренция между консерваторами и либералами способствовала поддержанию своеобразного баланса между экономической свободой и социальной демократией.
Первая мировая война привела к кардинальным изменениям на политической и экономической арене мира. Мировая война предъявила небывалые требования к экономике. Она поглотила ⅓ материальных ценностей человечества. Военные расходы воюющих государств увеличились более чем в 20 раз, превысив в 12 раз наличные запасы золота. Фронт поглотил свыше 59% промышленной продукции.
США как заокеанский член Антанты не вела войну на своей территории, ее экономический потенциал за годы войны только вырос, а уровень жизни населения поднялся. Америка из должника превратилась в кредитора. Ее экономическая мощь в годы войны возросла, страна стала обладать крупной армией и флотом. Так впервые Англия формально признала установление равенства своего военно-морского флота с флотом США, подписав в 1921 г. “договор пяти” держав об ограничение морских вооружений.
Кроме того, это было время противостояния капиталистической и социалистической систем. Противостояние систем породило в экономической политике капиталистических стран две главные тенденции: демократическую, построенную на сдерживание социализма, поисках компромисса, и в то же время повышении реальной заработной платы и социальной защищенности, и тоталитарную (очень близкую к социализму), направленную на военное сокрушение социализма. Первая тенденция была характерна для США, Англии, Франции и других буржуазно-демократических стран Запада, вторая — для Италии, Японии и Германии.
Послевоенная карьера Гувера. После войны Гувер поддерживал Вильсона в его желании вступить в Лигу Наций. В 1920 году, когда окончательно вернулся из-за границы, он стал возможным республиканским кандидатом на пост президента, и реформистские силы обеих политических партий боролись за него.
В 1921 году Гардинг назначил его министром торговли. На этом посту он беспримерно трудился в духе одобряемой им неформальной, добровольной кооперации правительства и делового мира. Теперь Гувер был современным консерватором, политиком центра, который выступал за "американский индивидуализм", за сохранение либеральной народного правления и капиталистических институтов в своей стране. Как министр торговли он развивал статистику и хозяйственный анализ, исследование рынка и промышленности, а также обмен информации внутри делового мира. Он выступал за кооперацию между бизнесменами и профсоюзами, за активную политику против безработицы и за развитие жилищного строительства, строительства дорог и воздушного сообщения. Все это должно было достигаться не столько государственным принуждением, сколько добровольным совместным трудом частных бизнесменов.
В самом начале своей администрации он добился от Конгресса создания Федерального фермерского управления и намеревался провести реформы в антитрестовском законодательстве, в распределении электроэнергии, на железнодорожном транспорте, на рынку акций и в банковской сфере. Однако октябрьский биржевой кризис 1929 создал ситуацию, радикально отличавшуюся от той, в которой действовали его непосредственные предшественники. Гувер не согласился со своим министром финансов Э.Меллоном, утверждавшим, что экономике следует предоставить возможность саморегулирования; он решил смягчить удары кризиса с помощью стимулирования частнособственнической инициативы, поощрения гуманитарных мер, принимаемых управленческими структурами на местах, и частной благотворительной деятельности.
После отказа Кулиджа от участия в выборах Гувер смог выставить себя в качестве кандидата. Предвыборной борьбе между ним и демократом Альфредом Е. Смитом, губернатором Нью-Йорка и католиком, не хватало больших вопросов. Гувер сделал своей предвыборной темой процветание и возвестил для страны скорый конец бедности: "курица в каждой кастрюле и автомобиль в каждом гараже". В результате Гувер победил 6 ноября 1928 года с преимуществом в 6 миллионов голосов и еще более убедительным преимуществом в выборной коллегии. В конгрессе снова усилилось республиканское большинство. преимуществом
Кандидатура Гувера была утверждена в первом же туре голосования при выдвижении на пост президента на конвенте Республиканской политической партии в 1928. Хотя он не пользовался популярностью у фермеров Среднего Запада из-за своего противодействия практике государственных закупок излишков фермерской продукции, его соперником оказался А.Смит, имя которого сельский избиратель-протестант ассоциировал с коррумпированной городской политической машиной и католицизмом. К тому же Смит открыто выступал за отмену 18-й поправки к Конституции, в то время как его соперник высоко отзывался о сухом законе, называя его «благородным экспериментом». Гувер заявил о своей приверженности традиционным ценностям, принципам равных возможностей и частного предпринимательства без государственного вмешательства и о своей вере в американскую экономическую систему. Получив республиканскую номинацию, Гувер одержал убедительную победу в пяти южных штатах, а также в штате Нью-Йорк и во всех западных и пограничных штатах страны. Гувер, присягнувший 4 марта 1929 года, был первым президентом из элиты менеджеров своей страны, одаренный организатор, администратор и технократ. До осени 1929 года у него были хорошие отношения с общественностью. Его политическая концепция прежде всего предусматривала административное обновление, попытку управлять экономикой посредством неофициального взаимодействия правительства и руководителей экономики. В его кабинет и в правительственные органы, как это было принято в "республиканскую эру", входили многие важные промышленники и банкиры. Министром иностранных дел стал опытный республиканский политик и дипломат Генри Л. Стимсон.
Внутренняя политика Гувера была посвящена сначала расширению национальных парков и уходу за лесами, улучшению условий жизни индейцев, проведению "сухого закона", реорганизации тюрем и координации действий национальных благотворительных и социальных служб. Изменения в этих областях были, однако, скромными.
Теоретик администрирования, он утверждал, что имеется научно обоснованный выход из всех социальных и экономических кризисов.
В 1919 году Гувер пожертвовал крупную сумму Стэнфордскому университету, на создание библиотеки и архива материалов, посвящённых первой мировой войне, развившиеся впоследствии в Гуверовский институт. Архив стал одним из крупнейших хранилищ исторических материалов по революции 1917 года и русской эмиграции.
Министр торговли. В 1921 году Гувер был назначен министром торговли США президентом Гардингом. На этом посту Гувер многое сделал для развития сотрудничества между правительством США и компаниями, увеличения международной торговли, развития новых технологий (разработок).
Гуверовский индивидуализм и эпоха “просперити”. Фактор экономического процветания 20-х годов. В экономической теории, да и в общественном сознании того периода господствовала концепция либерализма, или laissez faire ("пусть каждый идет своим путем"), разработанная классиками буржуазной политэкономии еще в 18-19 столетиях. В ней подчеркивается роль отдельного "экономического человека", рационального индивида, стремящегося к максимизации прибыли и конкурирующего с другими на всевозможных рынках, и получающего вознаграждение, которое соответствует его труду. Теория, базирующаяся на принципе индивидуализма, утверждающая, что реализация ничем неограниченного частного интереса хозяйствующих субъектов ведет в итоге к общественному благу, постулировала полную свободу предпринимательства и невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Механизм рынка провозглашался наиболее эффективным регулятором экономических процессов, обеспечивающим оптимальное распределение ресурсов.
Это было время владычества консервативных идей и либерально-индивидуалистических ценностей. Консерваторы традиционно отдавали приоритет экономической свободе среди всех остальных свобод человека и трепетно относились к неограниченному накоплению и распоряжению частной собственностью, которую относили к фундаментальным правам человека. Консерватизм на этом этапе возвеличил принципы экономического либерализма, переложив их в доктрины “твердого”, “неограниченного индивидуализма”. Получили распространение идеи социал-дарвинизма. Где главным было — обоснование естественного, вытекающего из самой природы вещей происхождения всех социальных явлений и противоречий капитализма (разделение на классы, конкуренция, экономические контрасты, богатство одних и убогость других).
Крупные монополисты, такие как Карнеги, Дж. Рокфеллер, изображались как наиболее приспособленные индивидуумы, а созданные ими финансовые и промышленные империи как высшее достижение “естественного отбора”.
В экономической теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты классической экономической науки: человек рассматривается только как “экономический человек”, у которого есть лишь стремление к собственной доходу; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т.е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала – получение максимальной прибыли; заработная плата определяется только
спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала.
«Сначала нужно навести элементарный правовой, экономический, финансовый порядок, сделать бюджет прозрачным, государство и собственника - ответственными. Словом, рассеять густой криминальный туман над страной и увидеть реальные, а не виртуальные контуры наших проблем, в том числе и финансовых.»
Гуверовский индивидуализм, в основании которого лежит старое кредо, “экономического человека” и абсолютной роли экономических мотивов, подпитывался идеей “американизма”. Слово “американизм” впервые изрек Г. Элджер, сторонник изоляционистских убеждений, уверенный в том, что счастье либеральной Америки заключается в отходе от загнивающего Старого света, который может только заразить своими болезнями Америку. Но в силу обстоятельств Америка появилась на мировой арене в тот момент, когда войны превратились в революции, а основным оружием стало оружие идеологическое. Поэтому одновременно с изоляционизмом присутствовала и идея мессианства. Так, Гувер в 1919-23 гг. руководил АРА. Компания “АРА” (сокращенно от англ. American Relief Administration “Американская администрация помощи”) была создана для оказания помощи европейским странам, пострадавшим в 1-й мировой войне. В 1921 в связи с голодом в Поволжье деятельность АРА была разрешена и в РСФСР.
Количество жертв голода было бы гораздо больше, если бы не помогли США. "АРА", руководимая Гувером, распределила миллионы пудов американского продовольствия между голодающими. В то время советское правительство выразило свою благодарность США. А через десять лет Советы писали, будто "АРА" только занималась шпионажем, а не помощью голодающим.
Но это была эпоха, когда “ортодоксальный консерватизм торжествовал свой последний успех в 1920-е годы. То была его пиррова победа: экономический крах 1929-1933 гг. засвидетельствовал, что классический индивидуализм зашел в тупик. Уже его главный адепт 1920-х годов. Г. Гувер пытался исповедовать концепцию “просвещенного индивидуализма”, которая корректировала принципы неограниченной свободы”.
Но встать на путь ревизии консерватизма Гувер так и не смог. Это осуществилось позднее, в 40-е гг., когда появилось течение нового или социально консерватизма. Социальный консерватизм противопоставил старому индивидуалистическому кредо, возвеличивающему “экономического человека” и абсолютизировавшему роль экономических мотивов, новый социальный консерватизм, взявший под защиту непреходящие человеческие ценности: семья, церковь, религия, гражданское общество с его разнообразными социальными ячейками и интересами, образование и мораль.
Эпоха просперити. Эпохой “просперити” называют кратковременный период хозяйственного подъема в США после первой мировой войны. В литературе под эпохой “просперити” чаще всего подразумевают нездоровое, сомнительное процветание. Послевоенная Америка выходила в лидеры по темпам экономического роста. Благодаря чему еще более упрочило свое лидирующее место в мире. К концу 20-х годов Америка производила почти столько промышленной продукции, сколько весь остальной мир. Это были, в самом деле, годы роста. Среднестатистический рабочий увеличил свою зарплату на 25%. Уровень безработицы не превышал 5%, а в некоторые периоды 3%. Расцветал потребительский кредит. В 20-е годы, в период процветания, уровень цен был абсолютно стабильным. Темпы экономического развития США были самые высокие в мире.
По темпам научно-технического прогресса и эффективности труда промышленность США далеко превзошла все осталУровень безработицыобильная промышленность, производившая ежегодно миллионы машин, создала в стране огромный рынок металла, нефти, резины, стекла и других материалов, а также мощнейшую инфраструктуру в виде бензозаправочных станций, предприятий автосервиса, провоцировала небывалое шоссейное строительство. Внутренний платежеспособный спрос не поспевал за ростом производительности, и результатом вполне закономерно явилось перепроизводство. Чем выше был подъем, тем ниже оказался спад. В 1932 г. по сравнению с 1929 г. Промышленное производство упала почти наполовину, и оказалось отброшенных на 20 лет назад. Число безработных составило 17 млн. человек — почти 14% населения.
Экономика Америки в 20-е годы были переполнены исключениями из простых рыночных отношений. В индексе пром производства преобладали крупные корпорации, уже были приняты антимонопольные законы, созданы федеральные комиссии и комитеты по регулированию отдельных отраслей, создана Федеральная резервная система Соединенных штатов, словом, государство уже активно вмешивалось в экономическую жизнь. Эти и другие формы вмешательства уже серьезно меняли традиционную веру в индивидуализм и свободный рынок. Но все же, в большинстве случаев считалось, что вмешательство, если и необходимо, то время от времени, и принцип laissez faire оставался господствующим.
Америка в 20-е гг. процветала, но рыночная экономика развивается циклично. Подъемы сменяются спадами, кризисами. Однако очевидная цикличность экономического развития, повторяющиеся каждые 8-10 лет фазы процветания, спада, кризиса и оживления считались до сих пор нормальным явлением со способностью к самоисправлению. Такое "благодушное" отношение к циклической динамике привело к катастрофе в 1929 г.
В ходе встреч с президентами железнодорожных компаний и финансовыми, промышленными, торговыми и профсоюзными лидерами президент предсказывал продолжительный кризис и появление 2–3 млн. безработных; он предупреждал лидеров, что именно на них лежит основная ответственность за предотвращение катастрофы. Гувер убеждал бизнесменов не снижать уровень производства и заработную плату, а профсоюзных деятелей уговаривал не настаивать на повышении оплаты труда.
Весной 1930 конгресс выделил по плану Гувера 750 млн. долл. на общественные работы, и несколько месяцев бизнесмены были верны обещанию поддерживать производство и не снижать заработной платы. Однако начиная с мая-июня 1930, с утратой рынков сбыта, они все же были вынуждены сократить производство. Уровень оплаты труда в целом поддерживался до лета 1931, однако увеличение числа безработных резко сократило общий фонд заработной платы. Весной 1931 несколько увеличилось промышленное производство, приостановилось банкротство банков, медленно пошла вверх кривая занятости. Но развитие событий за рубежом не способствовало улучшению ситуации. Обеспечив поддержку в конгрессе, Гувер внес предложение о введении моратория на выплату всех видов задолженности по иностранным кредитам и репарациям, полагая, что экономический коллапс имеет преимущественно зарубежные корни.
Позже подчинившим себе все событием администрации Гувера стала начавшаяся в октябре 1929 года в Америке "великая депрессия".
Великая депрессия. Американское промышленное производство к 1932 году упало до уровня 1913, а внешняя торговля даже до уровня 1905 года. В зените кризиса зимой 1932-33 годов почти каждый четвертый рабочий был без работы. Драматически обострился кризис у фермеров. Гувер стал пленником событий, он долго не понимал масштабов экономической разрухи и социальной нужды. Его политика по преодолению кризиса полагалась, в основном, на самоисцеляющие силы капиталистической экономики. Он отклонял правительственный контроль экономики и политику затрат для финансирования федеральных социальных программ.
Тяжелейшей ошибкой было одобрение Гувером таможенного закона от июля 1930 года, который рекордными ставками таможенного налога оказал катастрофическое воздействие на мировую торговлю. Федеральное фермерское управление не справилось с ростом излишков в результате сокращения спроса на внутреннем и внешнем рынке; попытка уговорить фермеров добровольно сократить производство имела не больший успех, чем просьба о сохранении уровня индекса пром производства. В конце 1931 Гувер был вынужден пойти на увеличение доли государтаможенного налога январе 1932 по инициативе президента конгресс принял решение о создании корпорации финансирования реконструкции для выдачи кредитов на спасение железных дорог, банков, кредитно-строительных ассоциаций и других финансовых институтов. Только в конце 1930 года администрация Гувера начала переходить к антикризисным мероприятиям. До 2 миллиардов долларов было предоставлено для государственных субсидий в экономику. В июле 1932 года правительство выделило отдельным штатам 300 миллионов долларов для оказания помощи и пособий.
На предложенные Конгрессом широкие реформы, как, например, введение национальных пособий по безработице, Гувер в 1932 году наложил свое вето. Однако он подтвердил своей подписью закон Норриса Ла-Гуардиа в пользу профсоюзов. Как оказалось, жесткая позиция президента перед лицом всеобщей нужды быстро способствовала потере авторитета Гувера у общественности. Чрезвычайно непопулярным было его решение в июле 1932 года прогнать с помощью военной силы несколько тысяч ветеранов войны из Вашингтона, где они устроили демонстрацию за предварительную выплату возмещения ущерба и расположились лагерем недалеко от Капитолия. Федеральное фермерское управление не справилось с ростом излишков в результате сокращения спроса на внутреннем и внешнем рынке; попытка уговорить фермеров добровольно сократить производство имела не больший успех, чем просьба о сохранении уровня индекса промышленного производства. В конце 1931 Гувер был вынужден пойти на увеличение доли государственной помощи. В январе 1932 по инициативе президента конгресс принял решение о создании корпорации финансирования реконструкции для выдачи ссуд на спасение железных дорог, банков, кредитно-строительных ассоциаций и других финансовых институтов.
Тогда же он утвердил ассигнования Конгресса федеральным земельным банкам, а в июле – банкам жилищного кредита, но категорически возражал против прямой федеральной помощи безработным. В июле конгресс принял закон об оказании прямой помощи физ. лицам и о значительном расширении общественных работ, но президент наложил на него вето, объявив «непрактичным», «опасным» и «дискредитирующим всю нашу концепцию правления». По предложению президента конгресс затем принял закон, уполномочивающий корпорацию финансирования реконструкции выдать заем в 300 млн. долл. тем штатам, чьи резервы исчерпаны, и 1 млрд. 500 млн. долл. штатам и муниципалитетам на проведение самоокупающихся общественных работ.
Началом кризиса послужило внезапное беспрецедентное всеобщее падение курса акций, возникла биржевая паника, переросшая в дальнейшем в длительную полосу всестороннего экономического хаоса. Биржевая паника лишь внешне отражала наступление экономического кризиса, она сама была следствием нарушения процесса воспроизводства, вызвавшего обострение проблемы реализации и массовое относительное перепроизводство товаров. В силу трудностей сбыта и невозможности получить где-либо займы по всей стране прокатилась волна банкротств. Согласно официальной статистике, за годы кризиса потерпели крах более 110 тыс. торговых и промышленных фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, разорилось свыше 5760 банков, а вместе с ними и миллионы вкладчиков.
Начавшись в промышленности и кредитной системе, кризис охватил все другие отрасли хозяйства — строительство, транспорт, торговлю. Под влиянием резкого сокращения спроса на сельскохозяйственную продукцию начался сильнейший аграрный кризис. К 1934 г. сбор пшеницы упал на 36%, кукурузы—на 45%. Катастрофически сокращались посевные площади. Резко упали цены: на пшеницу и кукурузу — в 2,7 раза, на хлопок — более чем в 3 раза.
Неизбежным следствием явилось резкое ухудшение положения рабочих и фермеров. За годы кризиса реальная заработная плата рабочих - уменьшилась на 60%. Общее число безработных в 1933 г. достигло 17 млн. человек, В 1933 г. Безработица в США составляла 24,9%, в 1937 — 14,3% и в 1938 – 19%.
Валовой профит фермеров сократился более чем вдвое. Вследствие невозможности выплатить возникшие долги разорилось свыше 1 млн. фермеров (считая членов семей), лишившихся собственности на землю. Десятки тысяч обездоленных фермеров бежали в города в поисках средств к существованию, пополняя ряды армии безработных. Положение безработных было отчаянным. Не получая никакой помощи от государства, при отсутствии какого-либо социального страхования, безработные вынуждены были нищенствовать и голодать. Выселенные за неплатеж из своих квартир, они селились на окраинах городов, где возникали выстроенные из ящиков и строительных отходов так называемые "бидонвилли" ("поселки президента Гувера").
Кризис 1929-1933 гг. внешне проявлялся в перепроизводстве продукции - в чрезмерном количестве товаров, поступавших на рынок. Изобилие было лишь кажущимся. Перепроизводство возникло не в результате обеспечения потребностей, а вследствие низкой покупательной способности населения. Склады ломились от обилия нереализованных продуктов. В своих попытках сдержать падение цен и сократить товарные запасы - сжигали пшеницу, выливали цистерны с молоком.
От кризиса пострадали главным образом мелкие и средние фирмы. Что же касается монополий, то они смогли выстоять и справиться с возникшими затруднениями. Обладая крупными капиталами и резервами, корпорации сокращали производство, приспосабливались к рынку, тормозили падение цен. При этом, воспользовавшись положением своих конкурентов, они сумели их поглотить и выйти к концу кризиса с еще более расширившимися возможностями. Прежде самостоятельная металлургическая организация "Youngstown" была, например, захвачена “Bethlehem Steel”, автомобильная фирма “Studebaker” — концерном “General Motors”.
Правительство Г.Гувера пыталось ослабить действие кризиса путем оказания финансовой помощи банкирам и промышленникам. Была создана “Реконструктивная финансовая корпорация”, кредитовавшая кампании, чтобы спасти их от банкротства. Тщетно пыталось изъять с рынка излишки сельскохозяйственной продукции образованное правительством “Федеральное фермерское бюро”, оказавшее практически помощь лишь крупным фермерам. В 1930 г. был принят высокий таможенный тариф, способствовавший резкому сокращению ввоза в США товаров из-за границы. Все эти мероприятия, однако, не могли остановить продолжавшего стихийно развивающегося экономического коллапса.
Складывалась ситуация, когда за год потребляется больше капитала, чем производится. В этих условиях, чистые инвестиции имеют знак минус, а в экономике происходит деинвестирование, т.е. сокращение инвестиций. В США имелось больше производственных мощностей, чем она использовала в текущем производстве. В результате стимулы к замещению изношенного капитала, а тем более к созданию дополнительного капитала были очень малы, либо вовсе отсутствовали.
Не вдаваясь в подробности и не обсуждая различные оценки той ситуации в деталях, попытаемся воспроизвести картину того, что же произошло в действительности. С одной стороны было достаточно очевидно, что к началу 1928 г. экономика приблизилась к нормальному циклическому падению деловой конъюнктуры. Но беда была в том, что до 1928 г. почти никто уже не следил за экономическими показателями, а уже с 1926 г. начал сокращаться объем жилищного строительства, падать объемы продаж автомобилей, главного продукта длительного пользования, сокращались производственные капиталовложения. Все взоры были прикованы к фондовой бирже, на котором, вопреки общему экономическому спаду, со второй половины 1928 г. начался настоящий бум. Но главное объяснение - это неразумные экономические мероприятия государства. Во-первых, Федеральная резервная система Соединенных штатов Америки, отвечающая за контроль над ростом денег и кредита, предприняла в 1927 г. меры по увеличению денежной и кредитной денежной эмиссии именно тогда, когда экономические показатели обещали спад. Это была первая попытка противостоять экономическому циклу за все 30 лет существования ФРС. Поначалу казалось, что с помощью кредитной эмиссии ценных бумаг (объем кредитования увеличился в несколько раз) удаться избежать спада. И, несмотря на короткое оживление начала 1929 г., основная часть всех займов досталась рынку ценных бумаг: ушли на биржевые спекуляции.
Таким образом, можно утверждать, что экономический рост 20-х гг. сопровождался и рядом негативных социальных последствий. Рост богатства нации не сопровождался сколь-нибудь существенным изменением традиционных форм его распределения. В результате плоды экономического роста пожинались преимущественно верхним классом, в первую очередь монополиями, а средние и низшие классы оказывались в роли экономических неудачников.
В результате страна была ввергнута в водоворот мирового экономического кризиса. Лавина банкротств, падение производства (самая низкая отметка - в 1932г.), многомиллионная армия безработных обнажили глубину социального неравенства. Государственная политика в социальном страховании на протяжении десятилетий выражалась формулой "твердого индивидуализма", что означает, что забота о миллионах жертв кризиса является их личным делом или, в крайнем случае, делом местных властей и частных благотворительных фондов.
И хотя ранее консервативная доктрина государственного невмешательства в рыночный процесс и социальные отношения являлась официальным кредо американского правительства и обеих главных политических партий — республиканской и демократической, тяжелая экономическая ситуация требовала пересмотра этих взглядов.
Президентство
После отказа Кулиджа от участия в выборах Гувер смог выставить себя в качестве кандидата. Предвыборной борьбе между ним и демократом Альфредом Е. Смитом, губернатором Нью-Йорка и католиком, не хватало больших вопросов. Гувер сделал своей предвыборной темой процветание и возвестил для страны скорый конец бедности: "курица в каждой кастрюле и автомобиль в каждом гараже". В результате Гувер победил 6 ноября 1928 года с преимуществом в 6 миллионов голосов и еще более убедительным преимуществом в выборной коллегии. В конгрессе снова усилилось республиканское большинство.
Гувер, присягнувший 4 марта 1929 года, был первым президентом из элиты менеджеров своей страны, одаренный организатор, администратор и технократ. До осени 1929 года у него были хорошие отношения с общественностью. Его политическая концепция прежде всего предусматривала административное обновление, попытку управлять экономикой посредством неофициального взаимодействия правительства и руководителей экономики. В его кабинет и в правительственные органы, как это было принято в "республиканскую эру", входили многие важные промышленники и банкиры. Министром иностранных дел стал опытный республиканский политик и дипломат Генри Л. Стимсон.
Внутренняя политика Гувера была посвяпреимуществомрасширению национальных парков и уходу за лесамипреимуществомсловий жизни индейцев, проведению "сухого закона", реорганизации тюрем и координации действий национальных благотворительных и социальных служб. Изменения в этих областях были, однако, скромными.
Позже подчинившим себе все событием администрации Гувера стала начавшаяся в октябре 1929 года в Америке "великая депрессия". Американское промышленное производство к 1932 году упало до уровня 1913, а внешняя торговля даже до уровня 1905 года. В зените кризиса зимой 1932-33 годов почти каждый четвертый рабочий был без работы. Драматически обострился кризис у фермеров. Гувер стал пленником событий, он долго не понимал масштабов экономической разрухи и социальной нужды. Его политика по преодолению кризиса полагалась, в основном, на самоисцеляющие силы капиталистической экономики. Он отклонял правительственный контроль экономики и политику издержек для финансирования федеральных социальных программ. Тяжелейшей ошибкой было одобрение Гувером таможенного закона от июля 1930 года, который рекордными ставками таможенного сбора оказал катастрофическое воздействие на мировую торговлю. Только в конце 1930 года администрация Гувера начала переходить к антикризисным мероприятиям и лишь в январе 1932 года после создания финансовой корпорации по восстановлению действия стали более активными и широкомасштабными.
До 2 миллиардов долларов было предоставлено для государственных субсидий в экономику. В июле 1932 года правительство выделило отдельным штатам 300 миллионов долларов для оказания помощи и пособий. На предложенные Конгрессом широкие реформы, как, например, введение национальных пособий по безработице, Гувер в 1932 году наложил свое вето. Однако он подтвердил своей подписью закон Норриса-Ла Гуардиа в пользу профсоюзов. Как оказалось, жесткая позиция президента перед лицом всеобщей нужды быстро способствовала потере авторитета Гувера у общественности. Чрезвычайно непопулярным таможенного сбора июле 1932 года прогнать с помощью военной силы несколько тысяч ветеранов войны из Вашингтона, где они устроили демонстрацию за предварительную выплату возмещения ущерба и расположились лагерем недалеко от Капитолия.
Внешняя политика Гувера также в значительной степени была отмечена воздействиями кризиса всемирного хозяйства и ухудшившейся международной позицией США. Еще до начала кризиса в июне 1929 года план Янга при активном участии США предпринял пересмотр немецких репарационных выплат. Выплаты репараций и военных долгов сорвались в результате кризиса. Мораторием, названным его именем, Гувер в июне 1931 года пытался сдержать коллапс отсрочкой всех международных правительственных долгов на один год. На деле с тех пор были надолго приостановлены выплаты репараций и военных долгов.
Гувер принципиально продолжал внешнеполитический курс своих обоих предшественников. Он также твердо придерживался неучастия в Лиге Наций и непризнания СССР. В его миропонимании в странное соединение вступили националистическое самосознание, чувство международной ответственности, вера в превосходство "белых народов" и желание уберечь страну от новой войны. Гувер верил в международную кооперацию без принуждения, в мирную международную систему, основанную на власти общественного мнения. У него была глубокая неприязнь к войне и разорительной гонке вооружений.
Гувер старался улучшить отношения с Латинской Америкой, разрушить недоверие к "колоссу на севере", отбросить интервенционные притязания и империалистические жесты запугивания и развивать экономическое и культурное сотрудничество. Кризис перечеркнул, правда, эти намерения, однако к концу его президентства был осуществлен вывод американских войск из Республика Никарагуа и подготовлен вывод с Гаити. В вопросе разоружения Гувер достиг на Лондонской конференции 1930 года вместе с Британией и Францией компромисса, который Предусматривал верхний предел тоннажа для крейсеров, эсминцев и подводных лодок, но существовал недолго. Широкомасштабное предложение Гувера по разоружению на Женевской конференции 1932 года, которое бы полностью запретило оружие нападения и на треть сократило бы национальные вооруженные силы, осталось в области благих намерений. На нарушение договоренности японцами во время "Маньчжурского кризиса" 1931- 32 годов Гувер и Стимсон отреагировали 7 января 1932 года названной их именами доктриной, которая подтверждала непризнание Соединенными Штатами японских завоеваний или сделок в Китае, достигнутых насилием. Экономическими акциями против Японии, на которых настаивал Стимсон, Гувер ничего не приобрел. В сравнении с поставленными Гувером задачами его внешняя политика в кризисные годы несмотря на все усилия осталась нерезультативной. Так же мало она могла помешать дальнейшему ухудшению международной позиции страны.
Осенью 1932 года перед предстоящими выборами президента авторитет Гувера достиг низшей точки. Однако республиканцы выдвинули его, так как у них не было альтернативы для Гувера. Демократы выставили кандидатом губернатора-реформатора Нью-Йорка Франклина Д. Рузвельта. Ввиду изменившейся вследствие кризиса расстановки политических сил и неэффективности его антикризисных мероприятий Гувер потерпел на выборах тяжелое личное поражение. Конгресс теперь опять был в руках демократов. Разочарованный и одинокий Гувер покинул пост президента 4 марта 1933 года.
Герберт Кларк Гувер, несмотря на преимущественно негативный итог деятельности его администрации, принадлежит к ярким личностям в политической жизни страны того времени. Новые исследования более справедливо оценивают общие достижения Гувера, чем старые клише, которые клеймили его как доктринера, консервативного идеолога и старомодного политика и взваливали на него ответственность за катастрофический масштаб большого кризиса. Если измерять политику Гувера как президента только по его провалу в экономическом коллапсе, то упускается из виду, что и любой другой президент в "Великой депрессии" натолкнулся бы на границы своей власти. Не только будучи министром торговли в годы своей самой плодотворной политической деятельности, но и на посту президента Гувер проявил новаторские стороны и реформистские начала в своем политико-экономическом мышлении. Сегодня исследования не так строго, как раньше, проводят границы между скорее неформальным экономическим регулированием Гувера и обязательным экономическим регулированием согласно "новому курсу". При всех существующих разногласиях по поводу отдельных сторон его политики сегодня в Гувере видят выдающегося, способного, часто дальновидного политика своего времени.
После ухода из резиденции президента США (White House) Гувер прожил еще 31 год, дольше, чем любой другой экс-президент. Сначала он жил в Нью-Йорке в гостинице "Уолдорф-Астория" и резко критиковал политику "нового курса" (Речи об американском пути), который, по его мнению, приведет или к фашизму, или к социализму. Так же непоколебимо он отвергал в период между началом мировой войны и Перл-Харбором вступление в войну на стороне Великобритании, а с июня 1941 года в качестве союзника СССР. Сброс атомных бомб на японские крупные города в конце войны возмутил его "из-за убийства без разбора женщин и детей". При президенте Трумэне и Дуайте Дэвиде Эйзенхауэре в период с 1946 по 1955 год Гувер еще раз исполнял правительственные поручения в качестве координатора американской компании продовольственной помощи для Европы и в качестве руководителя комиссии по реорганизации правительственного аппарата в Вашингтоне. Он не одобрил военное вмешательство его страны в Корее и Вьетнаме. Гувер умер 20 октября 1964 года в возрасте 90 лет в Нью-Йорке. Он был похоронен на своей родине в Вест Бранче, Айова, где с 1962 года находится библиотека имени президента Гувера Герберта Кларка.
Тридцать первый президент США (Гербет Гурвер), несмотря на преимущественно негативный итог деятельности его администрации, принадлежит к ярким личностям в политической жизни страны того времени. Новые исследования более справедливо оценивают общие достижения Гувера, чем старые клише, которые клеймили его как доктринера, консервативного идеолога и старомодного политика и взваливали на него ответственность за катастрофический масштаб большого кризиса. Если измерять политику Гувера как президента только по его провалу в экономическом коллапсе, то пускается из виду, что и любой другой президент в "Великой депрессии" натолкнулся бы на границы своей власти. Не только будучи министром торговли в годы своей самой плодотворной политической деятельности, но и на посту президента Гувер проявил новаторские стороны и реформистские начала в своем политико-экономическом мышлении. Сегодня исследования не так строго, как раньше, проводят границы между скорее неформальным экономическим регулированием Гувера и обязательным экономическим регулированием согласно "новому курсу".
В честь тридцать первого президента США (Герберта Гувера) получила название Плотина Гувера.
Заключение
При всех существующих разногласиях по поводу отдельных сторон его политики лично я в Гувере вижу выдающегося, способного, часто дальновидного политика своего времени. После ухода из резиденции президента США (White House) Гувер прожил еще 31 год, дольше, чем любой другой экс-президент. Сначала он жил в Нью-Йорке в гостинице "Уолдорф-Астория" и резко критиковал политику Ф. Рузвельта "новый курс", который, по его мнению, приведет или к фашизму, или к социализму. Так же непоколебимо он отвергал в период между началом мировой войны и Перл-Харбором вступление в войну на стороне Великобритании, а с июня 1941 года в качестве союзника СССР. Сброс атомных бомб на японские города в конце войны возмутил его как человека "из-за убийства без разбора женщин и детей". При президенте Трумэне и Дэвиде Эйзенхауэре в период с 1946 по 1955 год Гувер еще раз исполнял правительственные поручения в качестве координатора американской фирмы продовольственной помощи для Европы и в качестве руководителя комиссии по реорганизации правительственного аппарата в Вашингтоне. Он не одобрил военное вмешательство его страны в Корее и Вьетнаме.
— Даже после того, как он покинул пост президента США, но продолжал служить «отечеству».
С годами Гувер постепенно превращался в почтенного политического деятеля Республиканской политической партии. В 1946 по заданию президента Г.Трумэна он объездил 25 стран Европы и Азии для изучения продовольственной проблемы, а годом позже посетил с аналогичной миссией ряд стран пылающего континента. В 1947 и 1953 Трумэн назначал его главой комиссий по изучению деятельности исполнительной власти США.
Источники
Wikipedia.org - свободная энциклопедия
BestReferat.ru – коллекция рефератов
Academic. ru - словари и энциклопедии
Энциклопедия инвестора. 2013.