- Индекс доверия инвесторов
(Investor Confidence Index)
Определение индекса доверия инвесторов, расчет индекса доверия инвесторов
Информация об определении индекса доверия инвесторов, расчет индекса доверия инвесторов
Содержание
Содержание
Обозначение
Российская экономика и инвестиции
Индекс доверия в США
Понятие доверия и его роль в экономике
Индекс доверия инвесторов – это показатель готовности к риску со стороны инвесторов на данный момент.
Индекс доверия инвесторов публикуется в предпоследний вторник каждого месяца, по данным предыдущей среды.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Российской Федерации цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Российскую Федерацию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Российской Федерации в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение займов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.
Приток капитала как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно- экономического коллапса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибылиза счет обширного внутреннего рынка Российской Федерации, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и... даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции ещё более важны, чем
иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств Российской Федерации.
Почему люди инвестируют? Чаще всего целью инвестирования является заставить деньги работать лучше, т.е. приносить профит. Обычно к инвестициям приступают те, кто располагает денежными средствами, количество которых превышает их ежедневные жизненные потребности. Одни вкладывают средства в недвижимое имущество, потому что верят, что поскольку спрос на него существовал длительное время, то он будет оставаться на высоком уровне. А если что-то пользуется спросом (или вызывает интерес), его стоимость не упадет. Другие покупают произведения искусства — современные и античные, поскольку твердо убеждены, что с течением времени их цена будет расти и превысит стоимость первоначальной покупки. Третьи покупают золото и прочие благородные металлы в период, когда их цена снижается, и ждут подходящего момента, когда спрос на хранимый ими продукт вырастет, чтобы получить прибыль при продаже. Четвертые посвящают себя покупке и продаже ценных бумаг. Для них игра на бирже превращается в часть ежедневного ритуала, а движение курсов — в причину радости или разочарования. Существует достаточно широкий инструментарий привлечения инвестиционных средств, но в данной работе рассматривается, на мой взгляд, наиболее привлекательный в данный момент (исходя из табл. 1 ) и в долгосрочной перспективе подход. Речь идет о привлечении капитала через выпуск акций на зарубежных финансовых рынках. Если более конкретно, то о выпуске Глобальных Депозитарных Расписок (GDR) и, как один из возможных их вариантов, Американских Депозитарных Расписок (ADR).
Что же такое депозитарные расписки, и чем они могут быть привлекательны для российского бизнеса? В целом, это не что иное как акции корпорации, выпущенные за пределами страны ее регистрации. То есть, если какой-либо европейский концерн, например, Сименс, примет решение о выпуске акций на фондовой бирже NYSE, то наиболее эффективный вариант такого денежной эмиссии — это депозитарные расписки.
Депозитарная расписка (далее ДР) представляет собой ценную бумагу, обеспечением которой являются акции зарубежной организации. ДР, как правило, номинированы в американских долларах или в евро, хотя существуют примеры эмиссии ценных бумаг акций в некоторых других странах, включая Гонконг и Японию.
Для российской корпорации ДР выпускаются следующим образом. Российский брокер приобретает акции российской фирмы на местном рынке и передает их в местный кастодиальный банк. В Российской Федерации такого рода деятельностью занимаются банки ING Eurasia и Внешторгбанк. Затем данные банки передают приобретенные акции в депозитарный банк страны предполагаемого эмиссии ДР. Если речь идет о выпуске расписок в США, то таковой операцией, как правило, занимается bank of New York. Наконец, взамен полученных акций российской организации bank of New York выпускает депозитарные расписки, которые выпускаются в свободное обращение на американском рынке акций. Он также обязуется обслуживать выпущенные расписки через сбор дивидендов, выплачиваемых российской корпорацией в российских рублях, обмен их на американские доллары и последующее распространение данных дивидендов американским акционерам-держателям ДР. Американские же акционеры имеют возможность свободно торговать купленными расписками, а также оставляют за собой право требования обмена ДР на лежащих в их основе акций российской фирмы.
Российская экономика и инвестиции
Показатель оптимизма и пессимизма инвесторов; отношение доходности по высококлассным облигациям, включаемым в индекс Бэррона к доходности облигаций по индексу Доу-Джонса. Данный показатель свидетельствует об уверенности опытных инвесторов в средних облигациях корпораций относительно высококлассных облигаций. Когда денежные эмиссии более средних облигаций перевешивают, индекс уверенности повышается, что является положительным показателем для цены акций. Инвесторы в этом случае не выражают беспокойства по поводу надежности ценных бумаг, и они охотно покупают менее ценные облигации. В России инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
- приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.;
- предоставления займов, ссуд, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме займов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо Российской Федерации. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий.
Размещая свой капитал в Российской Федерации, иностранная организация приносит с собой новые технологии (разработки), новые способы компании производства и прямой выход на мировой рынок.
Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и издержки оборотного капитала.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной организации. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить организацией, а в том, чтобы получать профит за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная фирма) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для денежной эмиссии его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). Российской Федерации необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подгазопроводычения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные займы и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных ссуд. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для эмиссии ценных бумаг товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое преимущество страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.
В Российской Федерации до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации. Однако оценки инвестиционного климата в Российской Федерации, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне России и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в Российской Федерации, крупных экономических районов и субъектов федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике. Доверие к всемирной экономике находится вблизи максимальных значений на фоне положительных новостей из США. Согласно последним отчетам, восстановление крупнейшей всемирной экономики набирает обороты, и все больше американских банков готовы погасить долги перед государством.
Такие данные были получены в ходе долгиа инвесторов на шести континентах агентством Блумберг (Bloomberg). Глобальный индекс доверия Блумберг Professional Global Confidence упал в текущем месяце до 58,9%, тогда как в ноябре составлял 60,3%. В сентябре 2009 года было зафиксировано максимальное значение этого показателя на уровне 61,7%. Индекс отслеживается в течение последних двух лет, а в предыдущие 5 месяцев его значения стабильно превышали 50%, что говорит о преобладании среди инвесторов оптимистических настроений.
"Нет никаких признаков того, что восстановление глобальной экономики выдохлось. Американская экономика увеличивает рост, а Европа регистрирует более медленное восстановление. Даже если уровень индекса доверия в этот момент не подтверждает эту тенденцию, то все равно ничего страшного не случится", - говорит старший экономист по Европе из голландского банка Fortis bank Ник Коунис (Nick Kounis).
Индекс доверия в США
.
Участники опроса выразили различные мнения по поводу перспектив рынков акций в течение следующих шести месяцев. Так, респонденты их США, Японии и Испании ожидают падения курса акций, в то время как во Франции, Республики Германии и Италии прогнозируют рост на рынках акций. В то же время, инвесторы в США и Европе выразили уверенность в том, что в ближайшие 6 месяцев краткосрочные процентные ставки вырастут. Феномен доверия лежит в основе практически всех экономических процессов. Без него нет инвестиций, корпоративной деятельности, деловых альянсов и пр.
Понятие доверия и его роль в экономике
Но что такое доверие? Что это за сущность? Как его можно измерить? И как использовать?
1. Понятие доверия и его роль в экономике. Большой научный и практический интерес представляет изучение природы доверия. Оно является, пожалуй, одним из самых главных понятий политической и социально-экономической жизни общества. Тема доверия становится особенно актуальной для российского бизнес-сообщества и академической среды. Существует множество определений доверия, автор предлагает свой вариант. Доверие - историческая, социально-психологическая и экономическая категория, характеризующаяся высокой нравственностью, ответственностью и профессионализмом, способствующая формированию эффективных взаимоотношений между различными экономическими и политическими субъектами, основанными на балансе интересов.
Доверие рассматривается как исторически свершившийся факт, результат поведения; соответственно, мы имеем дело с очень хрупкой субстанцией, которая требует к себе внимательного и трепетного отношения. По признанию многих специалистов в области экономики и финансов, доверие становится самым дорогим активом. Собственно, любой бизнес сопряжен с риском, поэтому доверие необходимо любой без исключения компании.
В экономике доверие играет колоссальную роль, без него нет инвестиций, растут транзакционные затраты, в результате чего тормозится развитие экономики. Очевидно, что доверие - крайне важный фактор с точки зрения экономики, и его в полной мере можно считать фундаментальной экономической категорией. Доверие есть динамическая характеристика взаимоотношений индивидов или групп, основанная на взаимной искренности и честности. Радиус доверия - категория, определяющая круг лиц (или социальных групп), входящих в единую систему доверительных отношений. Ф.Фукуяма отмечает, что определенным запасом социального капитала обладает любое общество, значительные же различия между ними обусловлены именно радиусом доверия.
Процесс обмена на рынке не обладает беспрепятственным характером, наоборот, с ним связаны очень большие расхода, идущие на поиск партнера для сотрудничества, заключение договора, обеспечение обязательств по контракту. Это так называемые трансакционные затраты, имеющие большое влияние для функционирования экономики. Определенные меобязательствваны уменьшить данные расхода. Такие средства, как формальные контракты, обращение в суд в случае нарушения договоренности часто являются неэффективными. Это связано с отсутствием возможности заключения полного контракта и с возникающими в связи с этим проблемами субъективного риска, частной информации и ухудшающего отбора. Такой неформальный институтконтрактаерие способен не только эффективно дополнять формальные механизмы, но и заменять их.
Следует отметить, что, по существу, все участники политической и социально-экономической системы стремятся к высокому уровню доверия со стороны целевой аудитории. Именно поэтому в последнее время в мире наметилась тенденция к созданию специальных служб по формированию и поддержанию деловой и политической репутации. Невозможно решать организационные, управленческие, маркетинговые и инвестиционные проблемы без учета фактора доверия.
У экономистов уже давно существует понятие «человеческий капитал». Смысл его в том, что капитал все меньше воплощается в земле и производственном оборудовании и все больше - в человеческих знаниях и умениях. Но, как подчеркивают современные социологи, важнейшей характеристикой человеческого капитала помимо знаний и навыков является способность людей образовывать некую человеческую общность. А эта способность, в свою очередь, зависит от того, насколько развита система норм и ценностей, разделяемых всеми членами данного сообщества, и от того, насколько члены сообщества готовы подчинять свои личные интересы интересам группы. Если же внутригрупповое доверие сформировано, то оно становится вполне конкретной экономической величиной. Если сотрудники одной фирмы доверяют друг другу в силу общности этических норм, затраты производства будут меньше. Высокий уровень доверия позволяет возникать самым разнообразным типам социальных контактов, и это способствует возникновению и внедрению новых форм компании. И наоборот, люди, не доверяющие друг другу, смогут сотрудничать лишь в рамках формальных правил и регламентаций, требующих изощренного контролирующего аппарата. Другими словами, недоверие налагает на экономическую деятельность общества что-то вроде дополнительной пошлины. Так что, если нет доверия, всегда будет велико искушение возродить старые иерархии и вернуть большинство организационных функций под контроль некоего «центра».
Интерес к доверию как экономической категории возрос вместе с появлением всё большего числа стратегических альянсов и других форм сотрудничества компаний. Если нет доверия, то расхода ведения хозяйственной деятельности растут примерно на 50% из-за необходимости ведения надзора и контроля. Итак, доверие становится категорией, которую должны учитывать стратегии предприятий и то не только в отношении рыночных аспектов, но также в отношении внутренних систем управления. Доверие ведёт к тому, что клиенты доверяют фирме, делятся с ней информацией о своих потребностях, предпочтениях и опыте. Доверие является основой инвестирования клиента в компанию в форме информации, времени и эмоций. Предприятия, чтобы создать условия вовлечения клиента, должны систематически поддерживать его доверие, т.е. убеждать, что компания не использует его как более слабую сторону на рынке.
В экономике, опирающейся на знания, организации применяющие систему управления благодаря доверию, будут иметь значительное преимущество перед остальными. Необходимость применения именно такого подхода подтверждают многочисленные исследования. Управление на основе доверия является необходимым методом управления «человеческипреимущество, позволяющим полностью использовать и развивать творческий потенциал работников, давать возможность эффективно функционировать в турбулентном окружении.
В корпоративном секторе доверие также становится чрезвычайно важной экономической и социально-психологической категорией. В процессе разделения двух классических фундаментальных функции бизнеса - владения и управления - доверие становится определяющим фактором. Между стейкхолдерами складываются особые отношения и их эффективность во многом зависит от степени наличия доверия. Каждый из участников бизнеса видит организацию под свойственным ему углом зрения, который связан с различными ожиданиями. Персонал воспринимает ее как работодателя, акционеры - в качестве управляющего капиталами, потребители - производителем ценностей и услуг и т.д.
Чрезмерная бюрократизация и юридизация общества уничтожают доверие. А это, в свою очередь, ведет к деквалификации наиболее ценных кадров. Работники с огромным потенциалом в такой среде становятся пассивными исполнителями, совершенно равнодушными к результатам труда. Если работника лишают доверия, то автоматически с него снимается и вся ответственность. Отсутствие доверия уничтожает личную инициативу. Исчезает гордость за мастерство и личные качества, труд превращается в наказание. Труд как наслаждение возможен лишь в контексте доверия, коллегиальности.
При отсутствии доверия корпорации становятся гипертрофированными, а их управление авторитарным. Так легче защищать свою собственность. Кроме того, собственность в отсутствие доверия неизбежно концентрируется в мегаполисах, оставляя оголенной провинцию. А это создает кадровые проблемы и заставляет бизнес нести значительные операционные затраты: «Люди, друг другу не доверяющие, в конце концов смогут сотрудничать лишь в рамках системы формальных правил и регламентаций - системы, требующей постоянного переписывания, согласования, отстаивания в суде и обеспечения выполнения, иногда принудительного. Весь этот юридический аппарат, заменяющий доверие, приводит к росту... операционных затрат».
Ряд процессов в бизнесе полностью базируется на доверии и блокируется при его отсутствии. Банк лишится вкладчиков, а организация инвесторов, если исчезнет доверие. На доверии полностью основывается вся система кредитования, вся фондовая деятельность. Оно является фундаментом самой идеи акционирования. Без доверия не может существовать институт инвестиций.
2. Ипостаси доверия. Доверие не может возникнуть на пустом месте. В сфере кредитно-денежно-товарных отношений доверие возникает лишь в результате сделок между участниками процесса (можно взять и чисто дружеские отношения между контрагентами, но они всё-таки базируются на совершенно другой основе - симпатии, в первую очередь). Причём даже первая сделка между поначалу совершенно незнакомыми сторонами всё равно базируется на каком-то другом, опосредованном доверии одного к другому (кто-то порекомендовал, где-то хорошее слышал и т.д.). После прохождения концессии между сторонами возникает новый элемент, можно назвать его посылом к дальнейшему доверию. Стороны, завершив дела, оценивает происшедшее: каждый контрагент со своих позиций. Если обеим сторонам прошедшая сделка принесла именно то, что они ожидали, то возникает вероятность того, что соглашения продолжатся. Спустя какое-то время и спустя энное количество завершённых к обоюдному удовлетворению сделок, договорённостей или дел, стороны проникаются друг к другу большим доверием. Для того, чтобы бизнес рос, ему постоянно нужен рост доверия со стороны новых клиентов. Ибо только доверие новых клиентов делает бизнес рентабельным.
Как правило, доверие определяется как "надежда на то, что люди, от которых мы зависим, оправдают наши ожидания", и связывается с такими понятиями, как "порядочность", "честность" и "проявление заботы". На практике измерение данных компонентов доверия вызывает трудность. Это не существенно при иррациональном принятии решения, но важно в контексте управленческой деятельности, где доверие есть результат рационального решения, принимаемого на основе исследования фактов, поддающихся измерению. Поэтому имеет смысл уточнить понятие "доверие". Доверие - это готовность быть зависимым от других людей в ситуации неопределенности и в ожидании определенной дохода от этого.
Ситуация неопределенности детерминирована отсутствием возможности контроля и опасностью неверного прогнозирования поведения других людей. Если менеджер имеет широкие возможности контролировать ситуацию и поведение подчиненных, не рискует что-либо потерять, принимая то или иное решение, то вопрос о доверии не стоит. В менеджменте доверие тесно связано с понятиями "нажива", "риски" и "зависимость". Оно является следствием оценки менеджером своей зависимости от персонала, возможного риска и потенциальной наживы от решения о доверии.
Управленческое доверие выражается в следующих элементах поведения менеджера: информирование, т.е. предоставление персоналу информации по ключевым вопросам организационной жизнедеятельности; открытость сознания менеджера для мнений, оценок и предложений подчиненных, обеспечивающая наличие и эффективность действия каналов обратной связи, участие персонала в разработке и принятии управленческих решений, информированность менеджеров о деятельности подчиненных; предоставление персоналу возможности контроля над своим поведением и процессом принятия управленческих решений. Данные элементы вполне поддаются измерению и могут быть основой для принятия рационального решения. Внешние факторы доверия в большей степени детерминированы объективными условиями: особенностями системы управления компанией (организационной культурой и структурой, действующей системой планирования, информации и коммуникации, принятия решений и стимулирования); особенностями выполняемых заданий, разделения труда и определения полномочий, технологиями; особенностями человеческих ресурсов (профессиональной компетентностью, мотивацией, лояльностью работников фирмы, социально-психологической атмосферой).
Степень доверия также зависит от личностных особенностей менеджеров и подчиненных. Так, индивидуальный займ доверия зависит от таких личностных характеристик, как репутация и имидж, открытость и последовательность поведения, уверенность в себе, проявление мотивации к сотрудничеству. Внутренние факторы детерминируют психологическую готовность, расположенность человека оказывать доверие другим людям. Важными факторами готовности к доверию являются интеллектуальные способности и особенности мышления (степень его стереотипности или независимости), жизненный опыт, личные цели и интересы, уверенность в себе. Индивидуальная готовность к оказанию доверия включает эмоциональные и рациональные компоненты. Эмоциональная готовность к доверию является следствием чувства симпатии, дружбы, привязанности к определенному индивиду. Наоборот, негативные эмоциональные переживания (антипатия, гнев, разочарование, враждебность и др.) ведут к недоверию. Рациональный компонент связан с возможностью контроля ситуации и особенностями мотивации других людей; готовность к доверию прямо пропорциональна возможности такого контроля и уверенности в том, что другим людям не выгодно вести себя вопреки ожиданиям.
В большинстве случаев, все конфликты возникают как следствие недоверия друг другу, что, в свою очередь, негативно отражается на деятельности организации в целом. Система корпоративного управления нацелена на решение данной проблемы. Таким образом, стратегия доверия - единственно возможный вариант успешного развития любой фирмы.
3. Практика измерения доверия. В последнее время очень активно обсуждается вопрос о методах оценки и измерения уровня доверия. Модель Р.Левицки, М.Стивенсона и Б.Банкера: доверие, основанное на расчете, оценивается по степени согласия с такими суждениями, как: "поведение этого человека соответствует моим ожиданиям"; "этот человек делает то, что он обещал"; "я наслышан от других людей о его хорошей репутации" и т.п.; доверие, основанное на знании, предполагает следующие примеры утверждений: "у меня достаточный опыт общения с этим человеком"; "мне кажется, что я хорошо его знаю"; "мне кажется, я достаточно точно могу предсказать его поведение" и т.п.; доверие, основанное на тождестве: "у нас с ним общие интересы"; "у нас - общие жизненные ценности"; "мы с ним отстаиваем одни и те же принципы" и т.п.
Модель А.Л.Журавлева и А.Б.Купрейченко: предсказуемость, под которой понимается представление субъекта о том, насколько хорошо он знает человека, по отношению к которому оценивается уровень доверия, и насколько совершенно точноособен предсказывать его поведение в ситуации неопределенности; надежность - представление субъекта о том, способен или нет, другой человек оказать помощь, поддержать в трудной ситуации; единство (тождественность) - представление субъекта о наличии у него общих целей, принципов или мировоззрения с другим человеком.
В мировой и российской практике уже существуют прецеденты построения индексов доверия. Можно спорить о том, правомерно ли считать всевозможные индексы настроения потребителей, потребительских ожиданий, потребительской уверенности и т.п. Индексами доверия. По мнению аудиторско-консалтинговой организации ФБК, несмотря на все отличительные особенности и имеющиеся недостатки, бесспорно, можно так считать, потому что эти индексы характеризуют уровень доверия. ФБК в последнее время занимается проблемой доверия, разработала и предложила методику для расчета интегрального индекса доверия - индекса доверия ФБК и наметила пути его практического использования.
На сегодняшний день в Российской Федерации составлением рейтингов доверия путем опроса населения занимается «Левада-Центр». В данном случае Центр ставит своей целью выявить уровень доверия населения к власти, а автор в свою очередь считает необходимым сделать акцент на анализ отношения общества к бизнесу путем выявления степени доверия между ними.
В настоящее время уже используется ряд индексов для оценки уровня доверия инвесторов и намерений менеджеров, работающих в Российской Федерации. Эти индикаторы отчасти основаны на данных за прошлые периоды, опубликованных различными государственными учреждениями, отчасти - на субъективной оценке менеджеров инвестиционного климата в будущем. Разработанный Альфа-Банком новый индекс доверия инвесторов устраняет субъективный компонент в оценках и дает менеджерам, инвесторам, Analystam и представителям деловой прессы действенный индикатор изменения инвестиционного климата в Российской Федерации, основанный на мониторинге реальных инвестиционных решений.
Индекс включает в себя три группы показателей: показатели доверия рынка акций; показатели доверия иностранных инвесторов; показатели доверия к экономике. Рынок акций - тенденция изменения цен на фондовом рынке, число и объем первичного размещения акций, спред между доходностью ряда российских корпоративных и суверенных облигационных денежных эмиссий и доходностью сопоставимой группы инструментов, дюрация корпоративных облигаций и уровень активности менее крупных российских компаний на рынке облигаций. Доверие иностранных инвесторов - размер прямых иностранных инвестиций и доля иностранных банков в совокупных активах российского банковского сектора. Оба показателя имеют целью отражать привлекательность бизнеса в российском финансовом секторе. Доверие к экономике - размер совокупных потоков капитала в платежном балансе, рост-сокращение депозитов физ. лиц и доля валютных вкладов в общей сумме вкладов. Эти показатели отражают изменение в степени доверия иностранных и отечественных инвесторов к экономике, национальной валюте и банковской системе.
Так, в странах Еврозоны, в США и Японии длительное время ведутся индексы доверия потребителей. Они основываются на выборочном опросе потребителей с целью определения их настроений.
В США индекс настроения потребителей (Consumer sentiment index) рассчитывает Мичиганский университет. Этот индекс основан на результатах опроса потребителей на предмет уверенности в текущей экономической ситуации. Индекс ведется с 1966 г., и начальное значение индекса принято за 100 пунктов. Индекс оказывает определенное влияние на рынок и рост его значения приводит, как правило, к росту курса доллара. Стоит заметить, что Мичиганский университет - не единственная компания в США, которая исследует вопрос потребительской уверенности и доверия. Аналогичные опросы проводит также Некоммерческая информационная палата (Conference Board).
В Еврозоне существует как интегрированный индекс делового доверия (EMU industry Confidence) и индекс доверия потребителей (EMU Consumer Confidence), рассчитываемый Европейской комиссией на основании данных по 12 странам, так и индекс доверия, рассчитываемый отдельными странами.
В Японии индекс потребительского доверия (Consumer Confidence Index), рассчитываемый секретариатом кабинета министров по поручению правительства Японии, основан на ответах потребителей по четырем аспектам потребительских настроений: оценки общего состояния экономики, роста доходов, условий труда и желания покупать товары длительного пользования. Значение индекса выше уровня 50 пунктов показывает, что число оптимистично настроенных потребителей превышает число пессимистично настроенных.
Нигде более количественные методы исследования не вызывали столько дебатов, сколько в среде американских транснациональных корпораций, и тема доверия также не оказалась в стороне. Так, читателей журнала "Fortune" попросили оценить ведущие в своих отраслях фирмы, используя десятибалльную шкалу, по следующим ключевым позициям: качество менеджмента; финансовая надежность; качество продуктов и услуг; способность привлекать, развивать и удерживать талантливых специалистов; использование корпоративных активов, объем капиталов и долговременных инвестиций, отношение к новациям; ответственность перед обществом и окружающей средой. Этот способ исследования получил название «индекс корпоративной репутации «Fortune»».
По мнению автора, будет полезным разработать и внедрить методологию оценки уровня доверия со стороны заинтересованных лиц, базируясь на исторических, культурных и ментальных особенностях российского общества, на макроуровне (в масштабах государства) и микроуровне (в рамках отдельно взятой корпорации).
Все без исключения экономические агенты вынуждены оперативно принимать различные решения - организационные, управленческие и инвестиционные - в условиях динамично развивающейся внешней среды и высокой неустойчивости финансовых рынков. Как правило, все они имеют дело с такими ситуациями, в которых большая часть информации не поддается измерению и имеет описательный характер, в связи с чем, процесс принятия решения сопровождается психологической мотивировкой, т.е. выбором такого варианта действия, который вызывает у субъекта больше доверия.
Важнейшей проблемой современной Российской Федерации, является отсутствие доверительных отношений между властью, бизнесом и населением. Особенно остро стоит вопрос доверия населения к бизнесу, когда заходит речь об инвестировании их сбережений в экономику страны. По различным оценкам, у населения на руках находится до 80 млрд. долларов, однако вкладывать их в российскую экономику никто не собирается. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что с населением как с потенциальным инвестором не проводятся различные информационно-консультационные мероприятия по формированию позитивного имиджа и высокой деловой репутации российских компаний, что в свою очередь способствовало бы налаживанию доверительных отношений.
Существует мнение, что международные финансовые институты за 2-3 года своей активной работы с населением смогли бы сформировать достаточно высокий уровень доверия к инвестициям вообще. Что касается привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, то здесь, безусловно, главной проблемой является доверие в целом к стране и в частности к российским партнерам, поэтому становится необходимым консолидация усилий со стороны государства и бизнеса.
4. Доверие и имидж страны. Уровень развития страны зависит от ее национальной стратегии, базирующейся на доверии, ибо это единственно возможный вариант обеспечения инвестиционной привлекательности. Доверие инвесторов - категория хрупкая. Необходимы самые серьезные политические решения, конкурентоспособный бизнес, качественный, современный менеджмент, различные формы международных контактов для создания атмосферы доверия к инвестициям в нашу экономику.
Следует отметить, что при ближайшем рассмотрении проблемы доверия складывается впечатление, что агентства, которые занимаются составлением рейтингов корпоративного управления, нацелены на определение уровня доверия со стороны участников бизнеса. Автор считает, что это не совсем так, поскольку РКУ - это мнение авторитетных агентств о степени, в которой фирма применяет общепризнанные лучшие принципы корпоративного управления, призванные служить интересам финансово заинтересованных лиц, в первую очередь, акционеров. РКУ дает ориентиры для улучшения внутрикорпоративных стандартов и процедур. Безусловно, РКУ влияет на уровень доверия и выполняет вспомогательную функцию, а индекс доверия значительно шире и сложнее по своему содержанию и значимости.
Литва и Латвия, наряду с еще 11 европейскими государствами, в последнем отчете о финансовой устойчивости Евро союза (ЕС) отнесены к группе стран высокого риска. Кроме них в эту группу включены Великобритания, Румыния, Чехия и ряд стран, входящих в еврозону: Испания, Нидерланды, Греция, Словакия, Словения, Мальта и Кипр, Ирландия. В Российской Федерации 5-16 сентября проходит первое размещение акций с начала кризиса. Холдинг Синергия, один из крупнейших российских производителей водки, будет первой фирмой в Российской Федерации, привлекающей средства на открытом рынке с начала кризиса (размещается 25% акций организации). Как ожидается, вырученные Синергией средства пойдут на погашение долгов. Организаторами размещения стали банки Ренессанс капитал и ВТБ Капитал. По оценкам украинских экспертов, в настоящее время планы по выходу на рынок IPO имеют порядка 20 украинских компаний, однако вероятность их выхода на этот рынок аналитики связывают с 2010-2011 годом.
Новые правила, регулирующие деятельность иностранных инвесторов на китайском рынке акций, вступили с 12 октября в силу.
В соответствии с распространенным заявлением государственного управления валютных операций КНР, на 25% повышен "стоимостный порог" по приобретению иностранными компаниями акций китайских предприятий, номинированных в юанях (акции группы А на фондовых биржах Шанхай и Шэньчжэня).
Таким образом, максимально возможный общий объем инвестиций на фондовых площадках материкового Китайской Народной Республики увеличился для иностранцев до 1 млрд долларов. В настоящее время через институт квалифицированных иностранных инвесторов /QFII/ на Шанхайской и Шэньчжэньской фондовых рынках действуют 76 иностранных финансовых компаний. Фьючерсные контракты на американские биржевые индексы увеличиваются на торгах во вторник на фоне позитивного настроя инвесторов касательно уровня доверия потребителей к экономике Америки, сообщает агентство Блумберг (Bloomberg).
На торгах во вторник в Лондоне мартовский фьючерсный контракт на индекс DJIA поднялся на 0,3% - до 10518 пунктов. Фьючерсный контракт на индекс широкого рынка S&P 500 прибавил 0,4%, составив 1127,3 пункта. Фьючерсный контракт на индекс высокотехнологичных компаний Nasdaq Composite в плюсе на 0,3% - до 1881 пункта.
Инвесторы оптимистично смотрят на данные по уровню доверия потребителей к экономике Соединенных штатов, которые будут опубликованы во вторник. Аналитики, опрошенные агентством Блумберг, прогнозируют, что индекс доверия потребителей к экономике Соединенных штатов Америки увеличится до 53 пунктов в декабре по сравнению с 49,5 пункта в ноябре.
"Если данные, которые должны быть опубликованы сегодня, окажутся позитивными, динамика на рынке сохранится", - заявил управляющий фондами Swisscanto asset management Питер Брендли (Peter Braendle). Завершающийся 2009 год "был очень нервным для инвесторов. Начало было крайне разочаровывающим, а с марта рынок смог снова вздохнуть, и мы наблюдали хорошее восстановление".
Индекс S&P 500 вырос на 67% по сравнению с минимальным за 12 месяцев уровнем, который был отмечен в марте, на фоне мер правительств по стимулированию экономики. Власти США оказали поддержку экономике в различных формах на общую сумму 11 триллионов долларов. С начала текущего года индекс S&P 500 увеличился на 25%, что может стать максимальным ростом по итогам года с 2003 года.
DJIA (Dow Johns Industrial Average, промышленный индекс Доу-Джонса) - средний показатель движения курсов акций 30 крупнейших промышленных корпораций. S&P 500 (Standard and Poor 500 Index) - индекс цен акций 500 крупнейших по рыночной капитализации компаний. Nasdaq Composite (Automated quotations of the National association of dealers on securities (NASDAQ), автоматизированная система котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров) - индекс высокотехнологичных компаний. Он рассчитывается на основании котировок обыкновенных акций всех компаний (резидентов США и иностранных), торгуемых во внебиржевой системе Nasdaq Composite, взвешенных по рыночной капитализации.
Большой научный и практический интерес представляет изученDJIAрироды доверия. Доверие человека к каким-либо явлениям, действиям, событиям зависит, с одной стороны, от его субъективных представлений о добросовестности, искренности и правильности, а с другой — от сложившихся в обществе стереотипов, структуры социально-экономических ценностей. Научная разработанность этой проблемы, находящейся на стыке целого ряда отраслей знаний — экономики, социологии, психологии, — существенно отстает от уровня исследований в рамках собственно каждой научной дисциплины, от требований, которые предъявляют современные процессы социально-экономического развития. Чрезвычайно важно изучение источников доверия к преобразованиям в организациях, его измерение, оценка и прогнозирование.
С философско-социологической точки зрения проблему доверия можно рассматривать как процесс формирования различных социальных групп со свойственным им групповым восприятием честности, добросовестности, ответственности, пониманием справедливости, адекватности процессов и явлений сложившимся представлениям о правильности происходящего, соответствия устремлений и представлений результатам прилагаемых усилий. Существуют некие базовые характеристики доверия, которые неизменны для любой социальной группы и, следовательно, могут считаться общечеловеческими ценностями. С другой стороны, каждая социальная группа так или иначе привносит свое понимание этих ценностей и трансформирует категорию доверия исходя из своего восприятия действительности.
В практике международных исследований и оценок ранжирование социально-экономических систем по критерию доверия осуществляется с помощью индекса доверия, под которым понимается степень надежности институциональной среды. Например, определяется доверие инвесторов к государственным и частным структурам, к соблюдению принятых законов и правил. Известны крупномасштабные обследования, в ходе которых система показателей оценивалась по 6-балльной шкале. Оценке «один» соответствовала максимальная напряженность проблем, оценке «шесть» — отсутствие каких-либо сложностей.
Не менее важен и психологический аспект проблемы доверия. Доверие как психологическое состояние личности может возникать при складывании воедино ряда факторов: интересов данного индивидуума, его установок, эмоциональных реакций, предыдущего собственного опыта или опыта предшествующих поколений, адаптивных способностей личности, уровня интеллектуального развития и т. д. В последнее время все большее значение приобретают ценностные ориентации, так или иначе связанные с социальным опытом данной личности, половозрастными характеристиками, мотивацией поведения и т. д. Доверие возникает, когда человек уверен в правильности и адекватности процессов и явлений своим ценностным установкам, которые во многом зависят от его социального положения в обществе. Иными словами, чем выше его социальный статус и больше перспектив для самореализации, тем выше степень доверия к происходящим процессам
Доверие как психологическое состояние человека реализуется в его поведении. Любые позитивные результаты каких-либо действий вызывают в сознании человека доверие к ним и при повторении данных действий с неизбежностью ведут к закреплению положительной реакции доверия в поведении индивидуума. Естественно, что любое новое явление исследуется человеком методом проб и ошибок, и в случае отрицательного воздействия на индивидуума может быть им отвергнуто, с последующим закреплением реакции недоверия к данному явлению, даже если это отрицательное действие было случайным. Таким образом, чрезвычайно важно, чтобы новые явления, оказывающие положительное воздействие на социально-экономическое развитие, были с самого начала восприняты положительно как отдельными индивидуумами, так и социальными группами. Любой отрицательный опыт может закрепиться в сознании людей, вызывая повторяющееся отрицание и устойчивое недоверие.
Экономическое содержание категории доверия носит наиболее конкретный и прикладной характер. Доверие в экономике можно рассматривать на различных уровнях. В наиболее агрегированном виде доверие может быть рассмотрено на микро- и макроуровне, т. е. на уровне отдельной компании и на уровне экономики в целом. Отношения доверия в системах управления складываются и развиваются последующим направлениям:
· доверие населения проводимым экономическим реформам;
· доверие граждан различным финансово-экономическим институтам (банкам, компаниям, фондам, кредитным учреждениям и т. д.);
· доверие государственных органов власти частным институтам;
· доверие граждан и бизнесменов государственным регулирующим органам;
· доверие частных структур друг к другу;
· доверие между партнерами деловых отношений;
· доверие работников к руководителям и руководителей к работникам;
· доверие руководителей друг к другу;
· доверие между структурными подразделениями фирмы.
В каждой компании доверие должно предопределять взаимоотношения между коллективом работников и высшим управленческим персоналом для эффективной реализации установленных целей. Доверие в коллективе способствует успешной совместной работе, позволяет сообща решать сложные вопросы, обмениваться мнениями, вырабатывать конструктивные решения. Поддержка работниками высших руководителей создает благоприятные условия для решения стратегических задач, выработки планов, принятия и проведения в жизнь инвестиционных решений и др.
Необходимыми предпосылками доверия работников к руководителям являются: компетентность руководителей, их справедливость, умение правильно оценить результаты работы и по достоинству вознаградить работников, способность к оперативному принятию решений, содействующих эффективной работе предприятия в условиях рынка, добросовестность и честность как по отношению к работникам, так и по отношению к акционерам организации. Доверие работников порождает слаженность в работе коллектива, ускоряет процесс принятия и реализации решений, усиливает конкурентоспособность фирмы.
Существенным элементом укрепления доверия является такой важнейший элемент системы управления, как обратная связь. Обратная связь позволяет оценить правильность информации, передаваемой руководителями, ее восприятие работниками. Доверие в коллективе снижает текучесть кадров, тем самым сокращая административно-управленческие расходы на наем рабочей силы, подготовку и переподготовку персонала.
Доверие должно стать основополагающим принципом взаимоотношений между различными структурными подразделениями организации. Тем самым устраняется один из основных недостатков традиционных структур управления, когда возникают противоречия между различными подразделениями, препятствующие обмену информацией между ними и согласованию усилий по решению общих задач. Доверие подразделений друг к другу дает возможность гибко реагировать на требования рынка, адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Оно способствует созданию временных коллективов для выполнения отдельных проектов, состоящих из работников различных подразделений. Важнейшей составляющей на микроуровне является также доверие высших управляющих друг к другу, так как это способствует быстрой выработке решений, взаимозаменяемости, нацеленности на реализацию общих задач фирмы.
В условиях расширения экономических связей и укрепления договорных отношений чрезвычайно важно доверие компаний к партнерам по деловым связям. То и дело возникают ситуации, когда бизнесмены не доверяют чиновникам, а работники предприятий — своим руководителям. Взаимное доверие складывается на протяжении определенного времени и предопределяется либо репутацией организации — партнера на рынке, либо долгосрочностью и устойчивостью договорных отношений, гарантирующих от каких-либо неожиданностей и срывов в деловых связях. Доверительные отношения компаний друг к другу находят свое воплощение в форме и содержании заключаемых контрактов, характере вносимых в них предложений, сроках и форме реализации контрактов, форме оплаты. В странах с развитой рыночной экономикой, с устойчивой хозяйственной, правовой и культурной средой отношения между предпринимателями, которые поддерживают длительные партнерские связи, зачастую строятся вообще без письменных контрактов, на основе только устных договоренностей. При отсутствии доверительных отношений между компаниями партнеры могут требовать гарантий совершения договора со стороны третьих лиц. В свою очередь, гарантии третьих лиц, которыми могут выступать как финансовые институты (банки, финансовые фирмы, пенсионные и инвестиционные фонды и т. д.), так и другие организации, во многом зависят от репутации, которой пользуются фирмы, запрашивающие данные гарантии.
В современных условиях доверительные отношения становятся важной предпосылкой долгосрочных хозяйственных связей, выходят за рамки взаимодействия между компаниями и начинают оказывать влияние на экономические взаимоотношения на макроуровне. Лакомый кусочек для инвестора
Облигации развивающихся стран стали "золотым дном" для инвесторов. Потенциал развития экономики в emerging markets повышает доверие к их долгу - доходности ряда бумаг развивающихся стран опустились ниже, доходности облигаций ряда стран Еврозоны. Аналитики уверены, что популярность бумаг развивающихся стран в следующем году лишь увеличится
Инвесторы к концу года все охотнее вкладывают средства в долговые обязательства развивающихся стран, отдавая им предпочтение перед госбумагами США и некоторыми акциями.
Более быстрое восстановление и более высокий потенциал развития экономики в emerging markets повышают доверие инвесторов к их долгу, отмечает агентство Блумберг (Bloomberg).
"Emerging markets стали самостоятельной силой, и более не являются придатком", - утверждает Ерлан Сыздыков, чей фонд Emerging-Market Bond, входящий в инвестгруппу Pioneer Investments, продемонстрировал в этом году впечатляющую рентабельностьдолгустиций - 78%.
Доходность облигаций emerging markets снижается почти до минимума с 2007 года, поскольку профит от вложений в долговые обязательства развивающихся стран в этом году в 19 раз превысил общемировой уровень, что привлекло огромное число инвесторов.<обязательстваn>Разница между доходностью облигаций стран с развивающейся экономикой (emerging markets) и американских казначейских обязательств (US treasuries) сократилась на 5 базисных пунктов - до минимальных с августа 2008 года 288 базисных пунктов.
В следующем году спред сузится примерно до 250 базисных пунктов, прогнозируют аналитики Pioneer Investments и Aberdeen asset management Plc. Фонды emerging markets обеих инвестгрупп продемонстрировали в 2009 году лучший профит на вложенный капитал в мире. Рекордное значение спреда в 2009 году достигало 428 базисных пунктов, по данным индекса EMBI Global, рассчитываемого JP Morgan and Co.
Как показывают индексы JPMorgan & Co и bank Merrill Lynch, рентабельность инвестиций в бонды emerging markets в этом году составляла 28% по сравнению 1,5% в среднем для гособлигаций по всему миру.
В результате ралли на рынке долговых обязательств доходность бразильских, турецких и словаобязательствопустилась ниже аналогичных показателей для ряда стран Еврозоны, включая Испанию.
Но Испания все еще переживает худшую рецессию за шесть десятилетий, а спад в Бразилии прекратился еще во втором квартале.
Стоимость размещения двухлетних облигаций для правительства Словакии в начале декабря оказалась ниже, чем для Ирландии, хотя кредитный рейтинг последней на три ступени выше словацкого. Однако рецессия в Ирландии, скорее всего, не закончится и в следующем году - ВВП, как ожидается, сократится на 1,25%, заявил в начале декабря министр финансов страны Брайан Ленихэн.
"Полная концентрация в странах Западной Европы крайне опасна для инвестора, - считает аналитик кредитных рынков развивающихся стран из Bank of America Corp Investbank Merrill Lynch Дэвид Льюис. - Западную Европу ожидает больше потрясений, чем развивающиеся страны".
"Развивающиеся рынки в целом уже не так зависят от мировой ликвидности, и сейчас являются нетто-кредиторами, хотя раньше все было наоборот", - заявил Эдвин Гутиэррес, управляющий $5-миллиардным фондом в рамках Aberdeen asset management.
О повышении "инвестиционного статуса" emerging markets говорят многие аналитики: инвесторы существенно изменили отношение к активам этих стран к лучшему.
"Инвесторы, знающие о новом качестве emerging markets, начинают считать их активами категории мейнстрим", - уверена аналитик emerging markets из Threadneedle asset management Ltd. Агнесс Белаиш.
Большинство Analystov уверены в том, что популярность долговых обязательств развивающихся стран в следующем году лишь увеличится. Однако ожидания в отношении темпов этого роста колеблются от сдержанных до преувеличенно оптимистичных.
"В следующем году мы ожидаем огромного подъема экономик emerging markets, - сказал глава отдела исследований в развивающихся странах Commerzbank в Лондоне Михаэль Ганске. - Цены на энергоресурсы останутся высокими из-за улучшения прогноза экономики мира".
"В следующем году рост по всему миру будет умеренным, а в странах emerging markets - превосходным. Определенно размываются линии между развитыми и развивающимися странами", - полагает Е.Сыздыков из Pioneer Investments.
По мнению эксперта, превышение доходности гособлигаций развивающихся стран над US treasuries упадет до 50 базисных пунктов в первом полугодии 2010 года.
Между тем госдолг обязательствазвитых стран вырастет до 110% ВВП в ближаишие пять лет с докризисных 80%, а долговое бремя в emerging markets будет снижаться, прогнозирует Международный валютный фонд.
М.Ганске из Commerzbank рекомендует в следующем году обратить особое внимание на госбумаги и корпоративные бонды Российской Федерации, Турции, Бразилии, а также Филиппин и Индонезии. Е.Сыздыков из Pioneer Investments в 2010 году намеревается инвестировать в облигации Венесуэлы, Украины, Аргентины и Индонезии. Доверие к экономике Еврозоны растет, несмотря на увеличение безработицы и сокращение продаж в розницу в регионе. Сводный индекс делового и потребительского доверия подскочил в декабре до 91,3 пункта - максимального уровня с июня 2008 года по сравнению с 88,8 пункта в ноябре, свидетельствуют данные Еврокомиссии.
Европейские организации увеличивают расходы и производство, чтобы удовлетворить восстанавливающийся спрос на их товары во всем мире. Тем не менее растущая безработица может сдержать потребительские расходы, в том время как укрепление евро негативно сказывается на выгодах экспортеров, отмечают эксперты.
"По-прежнему есть потенциал для улучшения доверия, - говорит заместитель главного экономиста Julius Baer holding AG во Франкфурте на Майне Дэвид Коль. - В данный момент общая картина является достаточно позитивной, но существуют некоторые факторы, представляющие собой угрозу для перспектив экономики".
Эксперты, опрошенные агентством Блумберг, в среднем прогнозировали увеличение сводного индекса доверия в декабре до 90 пунктов.
В то же время потребительское доверие во Франции упало в декабре впервые за четыре месяца, свидетельствуют данные французского национального статистического управления Insee. Индекс доверия потребителей к экономике страны опустился до минус 31 пункта по сравнению с ноябрьским значением в минус 30 пунктов. Аналитики не ожидали изменения этого показателя.
Опасения французов, связанные с высокой безработицей и уменьшением доходов, компенсировали позитивное влияние, которое оказывали на их доверие правительственные меры, направленные на поддержку экономики и стимулирование потребительского спроса.
Французское правительство в 2010 году намерено сократить налоговые льготы, а также программу стимулирования покупки новых автомобилей, поддержавших выход экономики страны из рецессии.
Зато объем индекса пром производства во Франции в ноябре вырос более значительно, чем ожидали эксперты. Этот показатель увеличился на 1,1% по сравнению с октябрем, следует из данных Insee. Аналитики в среднем ожидали повышения на 0,5%. В октябре, согласно уточненным данным, промпроизводство в стране снизилось на 0,6%, а не на 0,8%, как сообщалось ранее.
Объем индекса промышленного производства в Федеративной Республики Германии вырос в ноябре благодаря повышению экспортного спроса в условиях восстановления экономики. Промпроизводство увеличилось на 0,7% по сравнению с октябрем, свидетельствуют данные министерства экономики ФРГ. Аналитики, опрошенные Блумберг (Bloomberg), в среднем ожидали повышения показателя на 1%. Снижение промпроизводства в годовом исчислении в ноябре составило 8%.
Германской экономике, рост которой в третьем квартале 2009 года составил 0,7%, возможно, будет трудно удержать темпы подъема, поскольку срок действия государственных мер стимулирования экономики завершается, а сильный евро негативно сказывается на прибылях экспортеров, отмечают эксперты.
Объем индекса обрабатывающей промышленности в ноябре увеличился на 0,9% относительно октября за счет роста производства потребительских товаров на 1,7%.
Между тем заказы на продукцию промпредприятий Федеративной Республики Германии (ФРГ) увеличились в ноябре менее значительно, чем ожидалось, в связи с ослаблением спроса на автомобили и зарубежных заказов. Общий объем заказов увеличился в прошлом месяце на 0,2%, тогда как эксперты ожидали повышения на 1,5%. В годовом исчислении рост заказов достиг 1,8%.
Спрос на средства производства со стороны иностранных заказчиков сократился в ноябре на 2,2%, со стороны стран Еврозоны - вырос на 5,5%. В целом экспортный спрос сократился на 1% в ноябре, внутренние заказы увеличились на 1,4%.В январе доверие к экономике мира выросло до максимальной отметки с момента начала расчетов два года назад.
Так, значение индекса Блумберг Professional Global Confidence в текущем месяце достигло 66,6 пункта по сравнению с 58,9 пункта в декабре. Как отмечает агентство Блумберг (Bloomberg), рост доверия связан с ускорением темпов подъема в промышленной отрасли и сфере услуг, что указывает на стабильное восстановление после прошлогодней рецессии.
Данный показатель превышает 50 пунктов уже шесть месяцев подряд, то есть с августа в мировых деловых кругах число оптимистов превосходит количество пессимистов.
Минимальное значение индикатора - 3,99 пункта - было зафиксировано в октябре 2008 года.
Источники
stock-trader.ru Биржевой trader
economics.unian.net Економічна правда
kapital-rus.ru Журнал об инвестиционных возможностях Российской Федерации
Энциклопедия инвестора. 2013.