- Монополия
(Monopoly)
Монополия - это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции
Определение монополии, виды монополий и их роль в развитии рыночной экономики государства, осуществление государством контроля за ценовой политикой монополистов
Содержание
- Монополия - это, определение
- История возникновения и развития монополий в России
- Характеристика монополий
- Государственные и капиталистические монополии
- Виды монополий
- Естественная монополия
- Административная монополия
- Экономическая монополия
- Абсолютная монополия
- Чистая монополия
- Легальные монополии
- Искусственные монополии
- Понятие природной монополии
- Субъект природной монополии
- Монопольная цена
- Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение
- Влияние налогов на поведение монополиста
- Монополистическая конкуренция
- Различие между чистой монополией и совершенной конкуренцией
- Монополия в рыночной экономике
- Эффект масштаба монополий
- Монополии на рынке труда
- Антимонопольная политика в России
- Международные монополии
- Польза и вред монополий
- Источники и ссылки
Монополия - это, определение
Монополия (monopoly) - это компания или иное юр. лицо, осуществляющие на рынке коммерческую или сбытовую функцию, занимающие наибольшую долю рынка и диктующие на нем свои условия. Монополизм характеризуется установлением завышенных цен на все товары и жестким контролем над организационной структурой и функционированием рыночного механизма.
Монополия (monopoly) - это предприятие, которое является единственным крупным поставщиком продукта или услуги.
Монополия (monopoly) - это исключительное право, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству в сфере деятельности (экономике, политике, идеологии).
Монополия (monopoly) - это крупный собственник товаров и денег, который захватывает подавляющую часть рынка в целях своего обогащения.
Монополия (Monopoly) - это
Абсолютная монополия (absolute monopoly) - это ситуация на рынке, при которой на рынке фактически действует единственная организация, обеспечивающая общество необходимой продукцией, любое проявление соперничества полностью исключается.
Чистая монополия (absolute monopoly) - это положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида продукта или услуги.
Государственная монополия (state monopoly) - это монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, соль и т.п.). Она может быть полной, если государство монополизирует и производство, и реализацию продукта, или частичной, если монополизировано только производство или только реализация. Применяется не во всех государствах (например, ее нет в Великобритании). Существует в Италии (на табак, спички, пиво, спирт), Японии (соль, табак, спирт, опий), ФРГ (вино).
Капиталистические монополиста (capitalist monopolies) - это крупные хозяйственные объединения предприятий (картели, синдикаты, тресты, концерны и т. д.), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Владычество в экономике служит основой того влияния, которое оказывают на все сферы жизни капиталистических стран.
Естественная монополия (natural monopoly) - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства в связи с существенным понижением затрат производства на единицу продукта по мере увеличения объема производства, а товары, производимые субъектами естественной монополиста, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественной монополиста, в меньшей степени зависит от изменения его цены, чем спрос на другие виды товаров.
Экономическая монополия (economic monopoly) - это монополия появление которой обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.
Административная монополия (administrative monopoly) - это монополия которая возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.
Легальная монополия (legal monopoly) - это монополия, дающая исключительное право на что-либо, возникшее на законном основании. Легальная монополия может быть обусловлена патентной системой, авторскими правами, товарными (торговыми) марками и прочим.
Экономические монополиста (economic monopolies) - это объединения, создаваемых ради получения монополистических выгод. Эти монополиста преднамеренно меняют структуру рынка.
Природная монополия (natural monopoly) - это монополия, которая возникла в результате наличия уникальных природных явлений (климат, природные ископаемые, редкость определенного сырья, расположение).
История возникновения и развития монополий в России
Развитие монополистов в Российской Федерации было своеобразно. Первые монополиста образовались в 80-х годах 19 века (союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополистов в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте.
В Российской Федерации первый промышленный синдикат возник в Петербурге при участии немецких бизнесменов в 1886 г., когда объединились шесть фирм по производству гвоздей и проволоки. В 1903 г. это уже был синдикат "Гвоздь", который контролировал 87% всего производства гвоздей. В 1887 г. возникает сахарный синдикат, который к началу 1890-х гг. объединял 90% всех заводов (203 из 224).
В 1902 г. возникает крупнейший синдикат "Продамета", объединивший металлургические заводы. В 1906 г. появление синдиката "Продуголь" вызвало кризис на рынке угля, так как политика снижения объемов добычи оказалась опасной для всего хозяйства, зависящего очень сильно от этого топлива. В 1907 г. появился синдикат "Кровля", объединивший производителей кровельного железа. В 1908 г. образовался синдикат "медь", контролировавший 94% производства этого металла. В 1904 г. начал деятельность синдикат "Продвагон", который контролировал 97% всех заказов на железнодорожные вагоны.
промышленность 19 век " src="/pictures/investments/img1959055_ugolnaya_promyishlennost_19_vek.jpg" style="width: 999px; height: 757px;" title="угольная промышленность 19 век " />
Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополистов в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 г.г. Монополиста постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности.
Возникали и треста трестовского типа ( Товарищество « Бр.Н обель », ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополистов, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополистов. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополистов, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства ( Продпаравоз », военнопромышленные монополиста).
Развивались монополиста в реализации товаров народного потреьления (пищевая промышленность).
Нелегальное положение создавало неудобства в вде ограничение коммерческой и юридической деятельности и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений предприятий. Многие крупные синдикаты – « Продамет », « Продуголь », « Продвагон », «Кровля», «медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами.
Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема 1910-1914г.г. происходил дальнейший рост монополистов. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200.
нефть раньше " src="/pictures/investments/img1959059_tak_dobyivali_neft_ranshe.jpg" style="width: 999px; height: 824px;" title="так добывали нефть раньше " />
Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополиста превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов. Уровень концентрации сбыта и производства монополистов был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства таких как металлургия, транспорт, машиностроение, нефте - и угледобыча, сахарное производство монополиста концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.
В годы первой мировой войны 1914- 1918 г г. прекратилась деятельность ряда локальных монополистов, но в целом война увеличила число монополистов и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских.
Особенно развивались монополиста связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополистов с государственными органами, а также в форме «принудительных трестов» по инициативе и при участие правительства ( компании Ванкова, Ипатьева, Киевская фирма производства колючей проволоки и др.). Монополиста были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополистов при создании органов управления народным хозяйством. При переходе Российской Федерации к рынку вновь возникли монополиста и проблемы связанные с ними.
Характеристика монополий
Существуют два подхода к понятию монополия. Во-первых, монополию можно рассматривать как тип организации. Она представляет собой крупное объединение предприятий, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства или в нескольких отраслях в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.
Но может существовать и другая трактовка понятия монополия - это экономическое поведение компании. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополией может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие и напротив, крупная компания может и не быть монополией, если ее доля на данном рынке невелика.
Обращаясь к монополиста как виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного продукта.
Монополия (Monopoly) - это
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения продукта.
Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли.
Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей продукта. Если продукт уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки.
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополиста, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополистов.
Государственные и капиталистические монополии
Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают монополиста государственные и капиталистические. Государственными монополистами называются монополиста, принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.
Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополиста (монополии), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Монополия (Monopoly) - это
Государственные монополиста вводятся государством в целях обеспечения публичных интересов. Введение государственной монополиста носит исключительный характер и представляет собой по существу установленное законом ограничение принципа свободы экономической деятельности.
В настоящее время существует несколько государственных монополистов. Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О центробанке РСФСР (российском ЦБ)"» Банк России монопольно осуществляет денежную эмиссию наличных денег и организует их обращение.
Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров предусмотрена ст. 17 Федерального закона РФ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». При этом отмечается, что перечни отдельных видов товаров, на экспорт или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. Государственная монополия в таких случаях осуществляется на основе лицензирования соответствующей деятельности. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются МВЭС РФ исключительно государственным унитарным предприятиям. Сделки по экспортированию или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной моно-полии, являются ничтожными.
Монополия (Monopoly) - это
Монополиста капиталистические - хозяйственные объединения предприятий, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополиста возникли на основе концентрации производства и капитала.
Монополия (Monopoly) - это
История капиталистических монополистов неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавали ему новые формы. К числу важнейших из них относятся: рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм монополистических объединений предприятий и новейшие формы трестов. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства. К капиталистическим монополистам относятся:
- картель;
- синдикат;
- Трест;
- Концерн.
Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные предмета торговли сами продают на рынке; они договариваются о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
Синдикат - объединение предприятий ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; за участниками треста сохраняется собственность на материальные условия хозяйствования, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.
Трест - монополия, в которой создается совместная собственность группы бизнесменов на средства производства и готовую продукцию.
Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная организация организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.
Виды монополий
В современной жизни рассматриваются различные виды монополистов. Под термином монополия понимаются такие предприятия и фирмы, масштаб деятельности которых охватывает большую часть рынка страны. Они получают приоритетное право на установление цен на определенные виды товаров и услуг, получают возможность подавлять или присоединять мелкие организации.
Существуют разные виды монополистов, которые можно классифицировать на три основных:
- естественная;
- административная;
- экономическая.
Можно выделить конкретные виды монополистов, сгруппировав их по определенному классификационному признаку. Например, в зависимости от масштаба воздействия на экономику страны бывает:
- абсолютная;
- чистая монополия.
B зависимости от характера и причин возникновения монополиста делятся на:
- легальные;
- естественные;
- искусственные.
Естественная монополия
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный продукт в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Монополия (Monopoly) - это
Основными признаками естественной монополиста являются следующие:
- деятельность субъектов естественных монополистов эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными затратами. К таким сферам относят, например, транспорт. Издержки на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении;
- высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные затраты, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что фирма подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться;
-низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополиста, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
Существуют два типа естественных монополистов:
- природные монополиста. Рождение таких монополистов происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополией может стать компания, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополией (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополии);
- технико-экономические монополиста. Так условно можно называть монополиста, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Монополия (Monopoly) - это
Скажем, технически почти невозможно, а точнее, крайне нерационально, создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электричества в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополистами обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров компании ради снижения средних издержек на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению расходов на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
Монополия (Monopoly) - это
Россия не избежала негативного воздействия отраслей - естественных монополистов в условиях рынка. В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий –монополий и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополистов – 500.
Монополия (Monopoly) - это
С общим сокращением производства в Российской Федерации спрос на продукцию и услуги отраслей - естественных монополистов, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их затрат носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных расходов в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополистов финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет исходной стоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.
Административная монополия
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.
Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Союза Советских Социалистических Республик (CCCP) принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на компанию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Монополия (Monopoly) - это
В другой экономической литературе выделяют государственную монополию. Существование государственных монополистов на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий, так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.)..
В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих затрат. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополистом товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополистов, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.
Экономическая монополия
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути:
- первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала;
Монополия (Monopoly) - это
- второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении предприятий или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
По этому вопросу причин появления монополистов в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Принцип экономической дохода заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Иной движущей силой действий бизнесменов в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений.
Монополия (Monopoly) - это
Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, бизнесмены вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших бизнесменов возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта.
Абсолютная монополия
Для абсолютной монополиста характерно государственное регулирование, все процессы, происходящие на рынке, находятся во власти.
Абсолютная монополия имеет следующие особенности:
- на рынке действует один производитель, он самостоятельно устанавливает цены на продукцию, которую реализует, и полностью контролирует всю торговую деятельность и рыночные сделки;
- если на рынке действует монополист с абсолютной властью, другие организации оказываются вне конкуренции: доступ на рынок им закрыт;
-о перемещения трудовых и иных ресурсов и факторов производства носят структурированный характер, их мобильность ограничена;
- продукция монополии абсолютно уникальна и не имеет аналогов и, кроме того, она имеет товарный знак;
Монополия (Monopoly) - это
- обладая абсолютной властью, монополист имеет полное право регулировать процесс ценообразования. В результате стоимость единицы продукции составляет ровно столько, сколько необходимо чтобы восполнить утрату уникальных ресурсов, которые применялись при производстве.
Чистая монополия
Чистая монополия предполагает наличие крупного предприятия, которое концентрируется на определенной отрасли. В данном случае появление конкурентов на рынке практически невозможно, а монополист полностью контролирует движение производимого товара на рынке и уровня цен на него.
корпорация " src="/pictures/investments/img1959077_OAO_sudnostroitelnaya_korporatsiya.jpg" style="width: 999px; height: 824px;" title="ОАО судностроительная корпорация " />
Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность товара, владение основными видами сырья, низкие средние издержки, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополиста возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному продукту или услуге, отсутствуют близкие заменители.
Для чистой монополиста характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.
Монополия (Monopoly) - это
К чистой монополиста можно отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.
В случае чистой монополиста продавец обладает очень высокой степенью контроля за ценой. Продавцом может выступать как государственная, так и частная регулируемая или нерегулируемая монополия.
Легальные монополии
Легальные (законные) монополиста образуются на основании принятых государством законов. К ним можно отнести ряд монополистических объединений предприятий основанных на патентном праве. Патентом является свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением.
Срок действия патента устанавливается национальным законодательством (как правило на 15-20 лет). Обладатель патента имеет право выдавать другим лицам разрешение на использование запатентованного изобретения. B этом случае он получает определенную долю выгоды от использования его изобретения.
Монополия (Monopoly) - это
Монополиста, возникающие на основе авторского права, согласно которому интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или тиражировать свои произведения в течение всей своей жизни или какого-то периода.
О принадлежности к легальным монополистам свидетельствуют торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) продукт, услугу или организацию (другим лицам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).
Искусственные монополии
Под этим условным названием имеется в виду объединение, которое не имеет юридической защиты от конкурентов. В целях получения собственных выгод такая монополия преднамеренно меняет структуру рынка:
- создает барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
- ограничивает аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение предприятий) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
- создает очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
Монополия (Monopoly) - это
- достигает большей эффективности производства за счет увеличения его масштабов;
- «забивает» новые компании хорошо поставленной рекламой.
Понятие природной монополии
Под природной монополистом понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условиях отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением издержек производства на единицу продукта в рамках увеличения объемов производства), а товары (услуги), которые производятся субъектами природных монополистов, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти товары (услуги), чем спрос на другие товары (услуги).
к примеру марганец, который является товаром добычи калийного предприятия "Уралкалий".
Монополия (Monopoly) - это
Субъект природной монополии
Субъект природной монополиста - субъект хозяйствования (юрлицо) любой формы собственности (монопольное образование), который производит или реализует товары на рынке, находящемся в состоянии природной монополиста.
В основу данных дефиниций заложен структурный подход; конкуренция в ряде случаев может рассматриваться как нецелесообразное явление. Субъектом природной монополиста является только юр. лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность. Природная монополия и государственная монополия - это различные понятия, которые не должны смешиваться, так как субъект природной монополиста может функционировать, основываясь на любой форме собственности, а государственная монополия характеризуется, прежде всего, наличием права государственной собственности.
Монополия (Monopoly) - это
Сферами деятельности субъектов природных монополистов являются: транспортировка черного золота и нефтепродуктов трубопроводами; транспортировка природного и нефтяного газа трубопроводами и его распределение; транспортировка других веществ трубопроводным транспортом; передача и распределение электрической энергии; пользование железнодорожными путями, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, которые обеспечивают движение железнодорожного транспорта общего пользования; управление воздушным движением; связь общего пользовании.
«Сильвинит» и «Уралкалий» являются единственными производителями калия в Российской Федерации. Оба предприятия расположены в Пермском крае и разрабатывают одно месторождение ―Верхнекамское. Более того, до середины 1980-х годов они составляли единое предприятие. Калийные удобрения пользуются на мировом рынке повышенным спросом из-за ограниченного предложения, а в Российской Федерации сосредоточено 33 процента мировых запасов калийной руды.
Монополия (Monopoly) - это
В соответствии с общей направленностью введения государственного регулирования за деятельностью природных монополистов, законодательно установлены обязанности субъектов природных монополистов:
- придерживаться установленного порядка ценообразования, стандартов и показателей безопасности и качества продукта, а также других условий и правил осуществления предпринимательской деятельности, определенных в лицензиях на осуществление предпринимательской деятельности в сферах природных монополистов и на смежных рынках;
Монополия (Monopoly) - это
- вести отдельный бухгалтерский учет по каждому виду деятельности, который подлежит лицензированию; - обеспечивать на не дискриминационных условиях реализацию изготовленных ими товаров (услуг) потребителям,
- не создавать препятствий для реализации соглашений между производителями, которые осуществляют деятельность на смежных рынках, и потребителями;
- представлять органам, регулирующим их деятельность, документы и информацию, необходимые для выполнения этими органами своих полномочий, в объемах и в сроки, установленные соответствующими органами;
- обеспечивать должностным лицам органов, регулирующим их деятельность, доступ к документам и информации, необходимым для осуществления этими органами своих полномочий, а также к объектам, оборудованию, земельным участкам, находящимся в их собственности или пользовании.
Монополия (Monopoly) - это
Кроме этого, субъекты природных монополистов не могут совершать деяния, которые приводят или могут привести к невозможности производства (реализации) товаров, в отношении которых осуществляется регулирование в соответствии с законодательством, или к замене их другими товарами, не одинаковыми по потребительским характеристикам.
Монопольная цена
Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены — монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав приобретателя.
Монополия (Monopoly) - это
К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется нажива монопольного положения.
Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается нажива последних за счет приобретателя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части товара. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.
Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться приобретатель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монополист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение товара между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего товара.
Монополия (Monopoly) - это
Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать продукт или услугу и которая содержит в себе максимальную. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других бизнесменов, которые в результате “ломают” монополию.
Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только продукт, на который существует неэлластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления.
Монополия (Monopoly) - это
Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.
Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является “лидерство в ценах”. Существование нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен и недопущения “ценовых войн”. Это достигается с помощью негласного договора принимать цены фирмы-лидера. Последняя — это, как правило, самая крупная организация, определяющая цену определенного продукта, остальные же организации принимают ее. Самуэльсон определяет, что “компании молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен”.
Возможны и другие варианты ценовой политики, не исключая прямого договоренности между монополистами. Цена природных монополий находится под контролем государства. Правительство постоянно проверяет цены, устанавливает предельные границы, исходя из необходимости обеспечить определенный уровень рентабельности организации, возможностей развития и т.д.
Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение
Компания обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего продукта, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его продукт и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополистом.
Монополия (Monopoly) - это
Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию компании была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной организации, так как иначе у монополии не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого продукта.
В крайнем, предельном случае кривая спроса на товар, реализуемый чистой монополистом совпадает с наклоненной вниз кривой рыночного спроса на товар, продаваемый монополистом. Поэтому монополист считается с реакцией покупателей на изменение цены, когда устанавливает цену на свой товар.
Монополист может установить либо цену своего продукта, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период времени. И раз он выбрал цену, то требуемое количество продукта определится кривой спроса. Аналогично, если компания - монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество продукта поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители заплатят за это количество продукта, определит спрос на данный продукт.
Монополист, в отличие от конкурентного продавца, не является получателем цены, и даже наоборот, сам назначает цену на рынке. Монополия может выбрать цену, которая максимизирует ее прибыль, и предоставить, самим покупателям выбирать, сколько покупать данного продукта. Организация решает сколько товаров производить, основываясь на информации о спросе на ее товар.
Монополия (Monopoly) - это
В условиях монополизированного рынка нет пропорциональной зависимости между ценой и производимым количеством. Причина заключается в том, что решение монополии по объему производства зависит не только от предельных расходов, но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и предложения, как это происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции.
Вместо этого изменения в спросе могут привести к изменению цен при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства могут произойти без изменения цены или же измениться могут как цена, так и объем производства.
Влияние налогов на поведение монополиста
Поскольку налог увеличивает предельные расхода, кривая предельных издережек МС сместится влево и вверх в положение MC1, как это показано на рисукнке.
Организация теперь будет максимизировать свою прибыль в точке пересечения Р1 и Q1.
Влияние налога на цену и объем производства фирмы-монополиста: D – спрос, MR – предельный профит, МС – предельные затраты без учета налога, МС – предельные расхода с учетом налога
Монополист сократит производство и повысит цену в результате введения налога.
Влияние налога на монопольную цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога.
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция - распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной компании контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительная.
Отметим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:
- на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;
- эти организации производят разнообразную продукцию, и, хотя товар каждой компании в чем-то специфичен, приобретатель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
- вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.
Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок организации "Рибок" готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.
Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм. Сравним для примера х рынок стиральных порошков.
Различие между чистой монополией и совершенной конкуренцией
Несовершенная конкуренция существует, когда два или более продавцов, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой, конкурируют за продажи. Такое бывает в том случае, когда контроль над ценой обусловлен рыночной долей отдельных фирм. на таких рынках каждый продавец производит достаточно большую часть товара, чтобы значительно влиять на предложение, а, следовательно, и на цены.
Монополистическая конкуренция. осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный товар на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Монополия (Monopoly) - это
Продукт каждой компании, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем продукта, реализуемого другими фирмами.
Товар каждого продавца обладает исключительными качествами и характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его продукт продукту конкурирующей фирме. Дифференциация продукта означает, что предмет, продаваемый на рынке не является стандартизированным. Это может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий, которые проистекают из различий в рекламе, престиже товарного знака или «имидже», связанным с обладанием этим товаром.
Монополия (Monopoly) - это
На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип продукта, реализуемого компанией и ее соперниками.
Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.
Эта особенность является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией. т. е. если отдельный продавец сократит цену, то вероятно, что прирост объема продаж произойдет не за счет одной организации, а за счет многих. Как следствие, маловероятно, что какой-нибудь отдельный конкурент принесет достаточно значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшение продажной цены какой-нибудь отдельной компании. Следовательно, у конкурентов нет причин, чтобы отреагировать на это изменением своей политики, поскольку решение одной из фирм не воздействует в значительной степени на их возможности извлекать прибыли. Организация знает это и, следовательно, не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам.
При монополистической конкуренции легко основать компанию или покинуть рынок. Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей товарными знаками и услугами.
Следовательно, уже существующие организации с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополиста, поскольку отдельные компании обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, т. к. каждый продукт продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.
Монополия в рыночной экономике
Монополиста, в отличие от конкурентных рынков, терпят фиаско в эффективном распределении ресурсов. Объем денежной эмиссии монополистов меньше желательного для общества, как следствие, они устанавливают цены, превышающие предельные затраты. Обычно государство реагирует на проблему монополиста одним из четырех способов:
- пытается превратить монополизированные отрасли в более конкурентные;
- регулирует поведение монополистов;
- превращает некоторые частные монополиста в государственные предприятия.
Монополия (Monopoly) - это
Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынок является единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространение монополистов не зашло слишком далеко. Установилось равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы конкурентной борьбы.
Но в конечном итоге в большинстве стран с развитыми рыночными системами баланс рынка и монополистов оказался неустойчивым и вызвал необходимость проведения антимонопольной политики, направленной на защиту конкуренции. Благодаря этому крупные организации, способные подавить любые ростки конкуренции, часто предпочитают воздерживаться от проведения монопольной политики.
Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Можно выделить два ее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата, поддержка мелкого бизнеса.
Монополия (Monopoly) - это
Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела фирмы на части. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.
Эффект масштаба монополий
Высокоэффективное производство с низкими расходами достигается в условиях крупнейшего из возможных производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию обычно называют "естественной монополистом". т. е. отраслью, в которой долгосрочные средние расхода минимальны, если только одна организация обслуживает весь рынок.
К примеру: добыча и распределение Природного газа:
- необходимо освоение месторождений;
- строительство магистральных газопроводов;
- местных распределительных сетей и т.д.).
Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений.
Доминирующая компания, имея более низкие затраты производства в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
В условиях, когда конкуренты монополии искусственно не допускаются на рынок, монополист может без потери доходов и доли рынка искусственно сдерживать развитие производства, получая профит только за счёт увеличения цен при относительно стабильном количестве продаж из-за отсутствия конкурентов спрос становится менее эластичным, то есть цена меньше влияет на объёмы продаж. Это приводит к неэффективности распределения ресурсов «чистые потери общества, когда произведено значительно меньше продукта и по большей цене, чем потребители могли бы иметь на этом уровне развития в более конкурентной среде. В свободной экономике сверхприбыли монополистов привлекли бы в отрасль новых инвесторов и конкурентов, стремящихся повторить успех монополии.
Монополии на рынке труда
Примером монополиста на рынке труда могут служить и некоторые отраслевые профсоюзы, и профсоюзы на предприятиях, часто выдвигавшие неподъёмные для работодателя и не нужные работникам требования. Это приводит к закрытию предприятий и увольнениям. Монополиста такого вида тоже не обходятся без насилия, как государственного, так и индивидуального, выраженного в законодательно закреплённых привилегиях профсоюзов на предприятиях, которые обязуют всех работников вступать в профсоюз и платить взносы. Ради выполнения своих требований профсоюзы часто применяют насилие по отношению к желающим работать на условиях, не устраивающих членов профсоюза, либо не согласных с их финансовыми или политическими требованиями.
Монополиста, возникшие без насилия и без участия государства, обычно являются следствием эффективности монополии по сравнению с существующими конкурентами, либо они естественным путём теряют своё доминирующее положение. Практика показывает, что в некоторых случаях монополия возникает, как естественная реакция потребителей на полезные свойства товара и/или более низкую чем у конкурентов стоимость. Каждая устойчивая монополия, возникшая без насилия (в том числе со стороны государства), внедряла революционные инновации, которые и позволяли ей выигрывать конкурентную борьбу, увеличивая долю как за счёт скупки и переоборудования производств конкурентов, так и за счёт роста собственных производственных мощностей.
Антимонопольная политика в России
Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополистов была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополистов не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь стремясь ограничить круг регулируемых цен.
Первый проект закона «О естественных монополистах» был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС Российской Федерации» и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. Уже в августе правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект закона в Госдуму.
Первое чтение закона в Госдуме (январь 1995 г.) не вызвало продолжительных дискуссий. Основные проблемы возникали на парламентских слушаниях и на встречах в комитетах Госдумы, где представители отраслей вновь делали попытки изменить содержание или даже препятствовать принятию проекта. Обсуждались многочисленные вопросы: о правомерности предоставления органам регулирования права контролировать инвестиционную деятельность компаний; о границах регулирования - правомерности регулирования видов деятельности, которые не относятся к естественным монополистам, но связаны с регулируемыми видами деятельности; о возможности сохранения функций регулирования у отраслевых министерств и т.д.
В 2004 г. была создана Федеральная антимонопльная ссужба по регулированию естественных монополистов:
- в топливно-энергетическом комплексе;
Монополия (Monopoly) - это
- Федеральной службы по регулированию естественных монополистов на транспорте;
Монополия (Monopoly) - это
- Федеральной службы по регулированию естественных монополистов в области связи.
Монополия (Monopoly) - это
Особое внимание обращалось на финансовые показатели газовой промышленности, возможность улучшить состояние государственного бюджета в результате увеличения налогообложения РАО «Газпром» и отмены привилегий по формированию внебюджетного фонда и т.п.
Монополия (Monopoly) - это
По закону «О естественных монополистах», сфера регулирования включает транспортировку черного золота и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.
Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен на товары широкого потлебления или назначение их предельного уровня.
Монополия (Monopoly) - это
Определение потребителей для обязательного обслуживания или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополистов, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в рентау имущества.
Международные монополии
В течение XIX века капиталистический способ производства быстро распространялся по всему земному шару. Ещё в начале 70-х годов прошлого века старейшая буржуазная страна Британия производила больше тканей, выплавляла больше чугуна, добывала больше угля, чем Соединённые Штаты Америки, Республика Германия, Франция, Италия, Россия и Япония, вместе взятые. Британии принадлежало первенство в мировом индексе пром производства и безраздельная монополия на мировом рынке. К концу XIX века положение резко изменилось. В молодых капиталистических странах выросла собственная крупная индустрия. По объёму индекса пром производства Соединённые Штаты Америки заняли первое место в мире, а Федеративная Республика Германия первое место в Европе. На Востоке неоспоримым лидером является Япония. Несмотря на препятствия, созданные насквозь прогнившим царским режимом, Россия быстро шла по пути промышленного развития. В результате индустриального роста молодых капиталистических стран Великобритания потеряла промышленное первенство и монопольное положение на мировом рынке.
Экономической основой возникновения и развития международных монополистов является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни.
В чёрной металлургии Соединённых Штатов Америки господствуют восемь монополистов, под контролем которых находилось 84% всей производственной мощности страны по стали; из них две крупнейшие американский Стальной трест и Вифлеемская стальная корпорация располагали 51% всей производственной мощности. Старейшей монополистом Соединённых Штатов является нефтяной трест Стандарт ойл.
Монополия (Monopoly) - это
В автомобильной индустрии решающее значение имеют три компании: Дженерал моторс,
Форд,
Крейслер.
В электротехнической промышленности господствующее положение занимают две организации: Дженерал электрик и Вестингауз. Химическая промышленность контролируется концерном Дюпон де Немур, алюминиевая концерном Меллона.
Монополия (Monopoly) - это
Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна « Нестле » размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.
В Великобритании роль монополистических трестов особенно возросла после первой мировой войны, когда возникли картельные объединения предприятий в текстильной и угольной промышленности, в чёрной металлургии и в ряде новых отраслей промышленности. Английский Химический трест контролирует около девяти десятых всей продукции основной химии, около двух пятых всей продукции красителей и почти всё производство азота в стране. Он тесно связан с важнейшими отраслями английской промышленности и в особенности с военными концернами.
Англо-голландский химико-пищевой Концерн « Юнилевер » занимает господствующее место на рынке
В Республики Германии картели получили широкое распространение с конца прошлого века. В период между двумя мировыми боевыми действиями в экономике страны господствовали Стальной трест (Ферейнигте штальверке), имевший около 200 тысяч рабочих и служащих, Химический трест (Интерессен-гемейншафт Фарбениндустри) со 100 тысячами рабочих и служащих, монополиста угольной промышленности, пушечный Концерн Круппа, электротехнические концерны Всеобщая компания.
Капиталистическая индустриализация Японии осуществлялась в период, когда в Западной Европе и США уже утвердился промышленный капитализм. Господствующее положение среди монопольных предприятий Японии завоевали два крупнейших монополистических финансовых треста — Мицуи и Мицубиси.
Концерну Мицуи было подчинено в общей сложности 120 компаний с капиталом около 1,6 миллиарда йен. Таким образом, в руках концерна Мицуи было сконцентрировано около 15 процентов капитала всех компаний Японии.
В Концерн Мицубиси входили также нефтяные фирмы, организации стекольной промышленности, фирмы складских предприятий, торговые организации, страховые фирмы, организации по эксплуатации плантаций (разведение естественного каучука), причем капитал каждой отрасли составлял около 10 миллионов йен.
Важнейшей чертой современных методов борьбы за экономический раздел капиталистической части мира является устройство совместных предприятий, находящихся в общем владении монополий различных стран, относится к числу характерных для современного периода форм экономического раздела капиталистической части мира между монополистами.
К числу подобных монополистов относились бельгийский электротехнический Концерн «Филипс» и люксембургский «Арбед».
Позднее партнеры создали свои филиалы в Великобритании, Италии, Федеративной Республики Германии, Швейцарии и Бельгии. Таким образом, это новый мощный прорыв на мировой рынок конкурирующих партнеров, новый виток движения международного капитала.
Другой известный пример создания совместных — это создание в 1985 г. Корпорацией «Вестингауз электрик» (США) и японской организацией «Toshiba» совместной фирмы «ТВЭК» со штаб-квартирой в США.
Среди современных монополистических союзов этого типа имеются договора с большим числом участников. Примером может служить соглашение о сооружении нефтепровода, который проектируется провести от Марселя через Базель и Страсбург до Карлсруэ. В этом союзе участвуют 19 концернов различных стран, в том числе англо-голландский «Ройял Датч-Шелл», английский «Бритиш Петролеум», американские «Эссо», «Мобил-Ойл», «Калтекс», французская «Петрофина» и четыре западногерманских концерна.
Капиталистическая индустриализация мира сыграла большую роль в развитии экономики Российской Федерации. Послужила толчком для развития собственных промышленных предприятий.
Польза и вред монополий
В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополистами. Однако полностью обойтись без монополистов нельзя - естественные монополиста практически незаменимы, т.к. особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению предприятий их владельцев. Но даже в этом случае отсутствие конкуренции душит развитие на длинном промежутке времени. Хотя и конкурентный, и монополистический рынок обладают недостатками, как правило, конкурентный рынок добивается более высоких результатов в развитии соответствующей отрасли в долгосрочной перспективе.
Монополия (Monopoly) - это
Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополиста и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую ситуацию на рынке, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия предприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен.
Монополиста ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения научно-технический прогресс (научно-технического прогресса). Монополиста не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно-технический прогресс, так как нет конкуренции.
Монополия (Monopoly) - это
Монополия приводит к неэффективности, когда вместо производства на минимально возможном уровне предельных затрат, из-за отсутствия стимулов монополия начинает действовать хуже, чем могла бы действовать конкурентная организация.
Источники и ссылки
youcapital.ru - рынок акций
academic.ru - Энциклопедический словарь экономики и права
ecopos.ru – Высшая школа экономиста
ru.wikipedia.org - Википедия
e-ng.ru – Большая библиотека
0ck.ru -Центральная научная библиотека
economy-plus.ru - Экономика
dic.academic - Большая советская энциклопедия
sci-lib.com - монополиста международные
yandex.ru - Яндекс картинки, видео
Источник: http://forexaw.com/
Энциклопедия инвестора. 2013.
Полезное
Смотреть что такое "Монополия" в других словарях:
МОНОПОЛИЯ — (греч.: этим. см. предыд. сл.). Исключительное право государства на производство или продажу каких либо предметов, или же предоставление им исключительного права торговли кому либо; захват торговли в одни руки, в противоположность свободной… … Словарь иностранных слов русского языка
МОНОПОЛИЯ — (monopoly) Рыночная структура, при которой на рынке присутствует только один продавец. О естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым… … Экономический словарь
Монополия — (monopoly) Рынок, на котором действует единственный продавец (производитель). В том случае, когда имеется единственный продавец и единственный покупатель, ситуация называется двусторонняя монополия (bilateral monopoly) (cм. также:… … Словарь бизнес-терминов
МОНОПОЛИЯ — исключительное право производства, торговли и т.д., прина длежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще исключительное право на что либо. МОНОПОЛИЕЙ называют также крупную фир му, имеющую решающую роль в какой либо сфере… … Финансовый словарь
монополия — См … Словарь синонимов
Монополия — (в экономике) [monopoly] ситуация на рынке, когда фирма, называемая «монополистом«, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с… … Экономико-математический словарь
МОНОПОЛИЯ — МОНОПОЛИЯ, монополии, жен. (от греч. monos один и poleo продаю). Исключительное право на производство или продажу чего нибудь (юр., экон.). Монополия внешней торговли есть одна из незыблемых основ политики советского правительства. Страховая… … Толковый словарь Ушакова
Монополия — вариант несовершенной конкуренции, при котором на рынке товара (услуги) присутствует один крупный продавец, за счет своего положения способный влиять на цены. Прочие продавцы намного меньше и не в состоянии оказывать влияние на рынок. Частный… … Банковская энциклопедия
МОНОПОЛИЯ — (от моно... и греческого poleo продаю), 1) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; в широком смысле исключительное право на что либо. 2) Монополия в сфере… … Современная энциклопедия
Монополия — (monos единый и pwlew продаю) по буквальному смыслуисключительное положение, в которое поставлен единственный продавецкакого нибудь товара, раз на него существует более или менее сильныйспрос. Но в таком же положении может находиться и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Монополия — (от моно... и греческого poleo продаю), 1) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; в широком смысле исключительное право на что либо. 2) Монополия в сфере… … Иллюстрированный энциклопедический словарь